Текст
Я не знаю, ты жив или умер,На земле тебя можно искатьИли только в вечерней думеПо усопшем светло горевать.
Все тебе: и молитва дневная,И бессонницы млеющий жар,И стихов моих белая стая,И очей моих синий пожар.
Мне никто сокровенней не был,Так меня никто не томил,Даже тот, кто на муку предал,Даже тот, кто ласкал и забыл.
1915 год.
Ещё одну потаенную страницу своей любви открывает нам Анна Ахматова в стихотворении «Я не знаю, жив ты или умер», которое легло на бумагу в 1915 году. Этот стих посвящен близости с художником Борисом Анрепом, впрочем, ему посвящено ещё несколько десятков стихов, что говорит о серьезности отношений.
Анализ стихотворения Ахматовой «Я не знаю, ты жив или умер…»
В 1910 году Ахматова вышла замуж за Гумилева. Буквально через несколько месяцев он охладел к молодой супруге. Вскоре после появления на свет сына Льва, рожденного в 1912, муж и жена договорились не интересоваться интимной стороной жизни друг друга. Официально поэты развелись уже после Великой Октябрьской революции – в 1918 году. До расторжения брака у обоих случались романы, которые особо не скрывались. Пожалуй, самая яркая и сильная влюбленность Ахматовой того периода – в художника Бориса Васильевича Анрепа. Чувство Анны Андреевны было взаимным. Внешние обстоятельства мешали поэтессе часто встречаться с возлюбленным. Зато каждое их свидание оказывалось особенным и запоминающимся. Фактически завершился роман в 1917 году. Борис Васильевич не принял перемены, произошедшие в Российской империи, поэтому эмигрировал в Великобританию. Ахматову он звал с собой за границу, но уговорить на отъезд не сумел.
Анрепу поэтесса посвятила порядка сорока стихотворений. В их числе – «Я не знаю, ты жив или умер…». Произведение написано в июле 1915 года, во время пребывания Анны Андреевны в Слепневе – имении Гумилевых, находившемся в Тверской губернии. Текст включен в сборник «Белая стая», увидевший свет осенью 1917 года и считающийся самой значительной книгой Ахматовой дореволюционного периода. «Я не знаю, ты жив или умер…» относится к интимной поэзии. Лирическая героиня рассказывает о своей любви, которую сложно назвать счастливой. Бесконечно дорогой сердцу мужчина потерян. Ее мучает страшная неизвестность. Она не знает, что дальше делать – искать ли его на земле или оплакивать мертвого. Любовь в стихотворении – высшая степень самопожертвования. Героиня готова сложить к ногам мужчины и дневную молитву, и стихов своих белую стаю, и очей своих синих пожар. Встречающееся во второй строфе анализируемого текста словосочетание «белая стая» дало название третьему сборнику Ахматовой. Уже в старости она говорила, что вся эта книга полностью посвящена Анрепу.
В финале лирическая героиня признается: испытываемое ей сейчас чувство – самое сильное в ее жизни. До этого никто для нее не был сокровеннее нынешнего возлюбленного, никто так не томил. В последнем двустишии упоминается еще один мужчина. Он предал на муку, сначала ласкал, а потом забыл. Возможно, здесь имеется в виду Гумилев, долго добивавшийся внимания Ахматовой, а после свадьбы практически потерявший к ней интерес.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Сокращенный анализ стиха
Стихотворение написано в три строфы перекрестной рифмой (умер – искать – думе – горевать) с открытыми и закрытыми рифмами.
Из средств выразительности отметим анафору в третьей строфе (даже тот… / даже тот…) и достаточное количество эпитетов с учетом небольшого размера стиха:
- Вечерняя дума.
- Молитва дневная.
- Белая стая.
- Синий пожар.
Метафорическое сравнение «бессонницы млеющий жар».
Стихотворение показывает искреннее переживание женщины, рядом с которой нет любимого человека.
Рекомендуем также прочитать стих «Муж хлестал меня узорчатым», который посвящен отношениям с ещё одним художником — Амедео Модильяни, но написан на 4 года ранее – в 1911 году.
Как появился стих
Венчание с Гумилевым было весной 1910 года, но уже через пару лет отношения были чисто формальные. После рождения сына Льва Николай и Анна (когда поэтесса рожала Гумилева даже не было дома) договорились, что дают друг другу свободу.
Роман Ахматовой с Анрепом один из самых ярких, к сожалению, он закончился вынужденным расставанием, так как Борис уехал после революции в Англию, а Анна Андреевна решила разделить судьбы Родины.
Впрочем, на момент написания стиха время расставания ещё не пришло, так как это 1915 год.
Стихотворение описывает момент временного расставания Анны и Бориса, когда душа поэтессы томится от отсутствия рядом любимого человека:
В этот момент лирическая героиня переживает за своего возлюбленного – ему она посвящает и дневные молитвы, и жар бессонницы. К Борису летит стая стихов, его ищут на горизонте огни синих глаз:
В третьей строфе героиня признается, что никто так не тревожил её душу. Даже муж, который предал на муку, поласкал и забыл.