«айвенго», анализ романа скотта

Классическое средневековье в романе «айвенго»

Отзыв, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Роман «Айвенго» В. Скотта в первую очередь будет интересен тем, кто интересуется историей и рыцарством. Произведение основано на реальных событиях. Автор старался максимально точно передать и дух рыцарства, рассказать о традициях этой части общества.

Рыцарский турнир описан очень детально. Однако для современного человека он выглядит дикостью – в ходе бессмысленного сражения, каждый раз много образованных и умных людей, аристократов получали травмы, а некоторые и умирали. В то время это считалось престижным.

Однако вряд ли это можно назвать рациональным. Конечно, следует отдать должное смелости и храбрости людей того времени. Не каждый человек готов рискнуть, заявить о своем истинном мнении, отстоять свою позицию, даже под страхом потерять собственную жизнь. Однако вместо того, чтобы развивать науку, искусство, которому они все были обучены, эти люди умирали в самом расцвете сил и это очень печалит.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.


Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Цитаты

Рыцаря не пугают испытания. Преодолевая их, он закаляет характер и готовится к серьезным и значимым достижениям. Произведение полно фаталистических философских мыслей, не теряющих актуальности с течением времени. Фраза:

Она описывает суеверность человечества и желание переложить ответственность на что угодно, включая мистические совпадения, лишь бы оправдать собственные ошибки.

Мудрая мысль заключена в каждой строке романа «Айвенго», и справедливость слов оказывается сложно оспорить. Время показало, что в любой эпохе существуют свои злодеи и свои герои. В силах каждого – делать добро или оставаться в стороне от него. Это подтверждает цитата:

Сюжет и композиция

Роман состоит из 44 глав, в которых последовательно, в хронологическом порядке развиваются исторические события 12 века. Король Ричард 1 (Ричард Львиное Сердце) взят в плен при последнем сражении с норманнским герцогом Вильгельмом и пребывает в плену у герцога Австрийского. Власть достаётся его брату, принцу Джону. Картина мира стремительно меняется: саксонская знать истребляется и лишается своих владений, страдания и бедность народа усиливаются.

На фоне этой исторической действительности развивается романный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые связываются образами Айвенго и Ричарда. Завязка – это гроза, приведшая к замку Седрика Ротервудского (Седрика Сакса), отца Уилфреда Айвенго, сразу нескольких героев. Это рыцарь-храмовник норманн Бриан, только что вернувшийся из Палестины, с попутчиком, монахом-францисканцем, еврей Исаак с дочерью Ревеккой и пилигрим со Святой Земли (переодетый Айвенго).

Из беседы читатель узнаёт, что на турнире в Акре Айвенго победил Бриана, а сейчас Бриан направляется на турнир в Ашли. На турнире никто не решается сразиться с Брианом, но его и всех зачинщиков побеждает рыцарь в шлеме, скрывающем лицо, Лишённый Наследства (это снова Айвенго).

На второй день турнира, в массовом сражении, снова победа на стороне Лишённого Наследства, потому что ему помогает Чёрный Рыцарь (Чёрный Лентяй). Впоследствии читатель узнает, что это сбежавший из плена Ричард Львиное Сердце. Айвенго открывает своё лицо леди Ровене, но, раненый, падает без чувств. В суматохе его увозят Исаак и умеющая врачевать Ревекка.

Седрик, Ровена и Ательстан, именитый сакс, за которого Седрик мечтает выдать Ровену, попадают в плен вместе с Исааком, Ревеккой и раненым Айвенго. Похищение Ревекки организовал Бриан, пригласив для этого рыцаря Мориса де Браси и его наёмников. Пленники оказываются в замке норманнского барона Реджинальда Фрон де Бефа.

Поскольку с девушками не смогли договориться о расположении или браке, а с Исааком о выкупе, все 6 пленников должны быть казнены. Но их спасает шайка благородно разбойника Локсли (легендарного Робин Гуда), к которому присоединяются Чёрный Рыцарь и отшельник, слуги Седрика свинопас Гурт и шут Вамба. Шут Вамба под видом священника проникает в замок и меняется одеждами с Седриком, который убегает и тоже присоединяется к осаждающим замок.

Фрон де Беф был смертельно ранен в сражении с Чёрным Рыцарем, а его давняя пленница Урфрида, дочь благородного друга Седрика, поджигает замок и сама сгорает в его огне.

Чёрный Рыцарь открылся Браси, Бриан убил Ательстана и пленил Ревекку, остальные были спасены. Ревекку обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению. Но по традиции она попросила защитника, которым стал Айвенго. Он должен был сражаться с Брианом, который на само деле уже помирился с Ревеккой и хотел её освобождения. Айвенго был очень слаб, но Бриан упал с лошади и умер «жертвой собственных необузданных страстей» при первом прикосновении к нему копья Айвенго. «Свободная и неповинная» Ревека и её отец покинули Англию.

Ближе концу романа происходит ряд признаний. Ричард Английский открывается Локсли, который в ответ признаётся, что он Робин Гуд из Шервудского леса. Потом Ричард признаётся о себе Седрику, который по его просьбе прощает Айвенго. Вскоре Седрик приглашается ко двору Ричарда и даёт скрепя сердце согласие на брак Айвенго и Ровены. Справедливость восторжествовала, коварный принц Джон посрамлён и лишён сторонников, Айвенго служит сюзерену до самой смерти Ричарда.

Счастливый конец усиливается благодаря тому, что благородный Ательстан оказался не убитым, а только оглушенным и пленённым. Он уступил Айвенго Ровену.

Главные герои

Описание ключевых действующих лиц позволит лучше ознакомиться с произведением, подготовиться к уроку и написать сочинение. Скотт очень хорошо изображает выдуманных и реальных людей. Основные персонажи произведения:

  • Уилфред Айвенго — молодой парень 25 лет с привлекательной внешностью, является сыном Седрика Сакса. Это бесстрашный и доблестный рыцарь, ему присущи только положительные качества. Состоит в дружеских отношениях с королем Ричардом, неоднократно спасает его. Заступается за Ревекку, когда его раны еще не зажили, победив Бриана. Помогает еврею спастись от опасности. Влюблен в леди Ровену, но на протяжении всего романа отец противостоит их воссоединению и лишь в конце разрешает союз.
  • Седрик Сакс — владелец замка и земель, богатый и влиятельный мужчина, отец главного героя, патриот. События, происходящие в стране, не устраивают персонажа, он склонен жить прошлым, скрупулезно исполняя традиции и обычаи. Седрика отличает недальновидность, доверчивость, неумение разбираться в людях, строгость по отношению к детям. Он лишает сына герба за неподчинение.
  • Леди Ровена — красивая воспитанница Сакса с каштановыми волосами, голубыми глазами и стройной фигурой. По планам ее опекуна, она должна выйти замуж за Ательстана из-за политических причин. Но между девушкой и Айвенго возникает симпатия, поэтому Седрик высылает сына, лишив его наследства. В конце романа леди Ровена остается с главным героем.
  • Исаак из Йорка — умный и зажиточный еврей, больше всего на свете любящий собственную дочь. Попав в замок, оказывается в серьезной опасности, но неизвестный паломник спасает его. В благодарность еврей покупает ему все необходимое для участия в турнире. Все в жизни измеряет в деньгах. Сожалеет не о раненых рыцарях, а о поврежденных доспехах.
  • Ревекка — дочь Исаака, молода, красива. Она добра, выхаживает раненного на турнире молодого человека, владеет врачеванием, ученица ведьмы Мириам. Когда ее обвиняют в колдовстве, покорно ждет своего приговора — сожжения на костре. Девушка принимает свою судьбу, зная, что никто за нее не заступится. Сильно удивляется, когда ее спасает главный герой.
  • Локсли — молодой парень, Робин Гуд, отказывается служить принцу Джону из-за своей верности королю Ричарду. Участвует в спасении Сакса и его сына из заточения в замке. Добрый, справедливый, смелый персонаж.
  • Чёрный рыцарь — пропавший король, который инкогнито прибывает на турнир, чтобы узнать обстановку и выяснить, кто его предал. Спасает главного героя, побеждает злодеев, прощает своего брата предателя. Правит честно, помогает простым людям.
  • Бриан де Буагильбер — член ордена храмовников, смелый и славный воин, заслуживший репутацию тщеславного и жестокого человека. Влюбляется в Ревекку, решает позвать ее замуж, но погибает на турнире.

Общие сведения

Благодаря творчеству Вальтера Скотта современные читатели могут узнать о быте, обычаях и морали людей того времени. В своем произведении он описывает реальные события и выдающихся личностей. В «Айвенго» автор изобразил судьбу обычного человека на фоне важных исторических перемен, объединив реальные факты с художественной выдумкой.

Скотт не старается идеализировать прошлое, наоборот, он показывает всю грубость, жестокость и опасность мира. Несмотря на окончание битвы между норманнами и саксами, обычная поездка из поместья в город невозможна без сопровождения вооруженной охраны. Быт знати тоже не был идеальным, в покоях Ровены постоянные сквозняки. Но в те времена людей больше заботила необходимость защищать собственную жизнь, чем комфортабельность и удобство. Нападали на всех, в опасности мог оказаться и лорд, и свинопас.

Автор смог создать ярких и своеобразных персонажей с индивидуальными особенностями и многогранностью характеров. Описанные им норманнские рыцари хоть и кажутся бесчеловечными злодеями, но подробный анализ раскрывает их мужество и решимость. Они готовы проявлять свой военный профессионализм везде — и в Палестине, и на турнире в Англии.

«Айвенго»: между романтизмом и историей

Художественный труд прославленного шотландского прозаика обрёл огромную славу и оказал большое влияние на восприятие современниками истории Средних веков. Эта книга являлась чуть ли не самой читаемой в мире вплоть до начала 20-го столетия. Во многом такой ошеломительный успех «Айвенго» бросил тень на исторические изыскания учёных и значимые документы эпохи. Обыватель стоял на распутье, пытаясь отыскать «настоящее» Средневековье в трудах историков, в источниках, а также на страницах литературы эпохи романтизма. Поиски исторической правды были похожи на прогулки по тонкому льду: везде подстерегала опасность попасть в ловушку художественного вымысла и вольного обращения с фактами, идеологии и моды.

Тем не менее реконструкция картины прошлого посредством научных изысканий меняет её чуть ли ни ежедневно: новые открытия, гипотезы и вопросы вносят свои коррективы. Изображение былых дней в художественной литературе обрастает архетипами и мифами, которые не только играют на чувствах читателя, но и пополняют его багаж знаний. Ведь история и мифы неразрывно связаны. И отдельные труды учёных в какой-то степени могут относиться к эскапистской литературе. Можно сказать, что граница между романтическими представлениями и исторической правдой (понятие само по себе условное) не всегда видна.


Сэр Вальтер Скотт. (Pinterest)

В декабре 1819 года 48-летний Вальтер Скотт опубликовал свой роман «Айвенго». К тому моменту он уже был известным автором как в родной Шотландии, так и в землях англосаксов. К 1813 году ему был предложен титул поэта-лауреата Соединённого Королевства, от которого Скотт отказался в силу определённых обстоятельств: наличие такого высокого звания предполагало официальную должность и переезд в Лондон. Эдинбург всё же был милее поэту, самому родом из Шотландии. Он, безусловно, высоко ценил свободу творчества. Спустя год Вальтер Скотт пробует себя в несколько ином жанре: автор пишет свой первый роман «Уэверли».


Король Ричард Львиное Сердце. (Pinterest)

Новое произведение было тепло принято публикой, и писатель с головой погрузился в работу над романами. Скотт постепенно углублялся в историю и явил миру произведение, действие которого разворачивалось в английском королевстве конца 12-го века. Король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из крестового похода, попал в плен к герцогу Леопольду V Австрийскому. Позже он задержался в Германии, а его брат, будущий Иоанн Безземельный, расположил к себе нормандских баронов, дабы с их помощью захватить трон, обозлив тем самым саксонскую знать, которая хранила верность королю-крестоносцу. Английское высшее общество разделено на две части.


Иоанн Безземельный. (Pinterest)

Автор добавляет ряд драматических сюжетов, которые подчёркивают раскол внутри страны даже на самом бытовом уровне: конфликт свободолюбивого рыцаря и его властного отца, запретная любовь тамплиера и молодой еврейки. К тому же добавляет драматизма осада замка, турниры, колдовство, божий суд и личность «чёрного рыцаря».

Читатели были приятно удивлены: великолепное изложение захватывающей и душещипательной истории принесло молниеносный успех роману Вальтера Скотта.

Почётные титулы, слава и деньги буквально посыпались на автора: университеты Кембриджа и Оксфорда даровали Скотту степень почётного доктора, король Георг IV пожаловал ему титул баронета, представители интеллектуальных кругов приглашали его на мероприятия. В 1820 году Вальтер Скотт купался в славе и в деньгах: вплоть до его кончины в 1832 году было продано более 6 млн копий «Айвенго». Но уже к 1826 году у шотландского поэта накопилась масса долгов, и он стал банкротом.


Рыцарский турнир. (Pinterest)

Его увлечение Средневековьем началось со знакомства с литературными текстами на старофранцузском и среднеанглийском языках 13-го и 14-го столетий. Именно так он познакомился с рыцарями Круглого стола и историей о Тристане и Изольде. В его поместье Эбботсфорд была собрана приличная библиотека. Увлечение переводами, геральдикой, а также переписка с выдающимися историками Соединённого королевства сделали своё дело. В 1813 году Скотт представил в Британской энциклопедии статью о рыцарстве. Его работа была высоко оценена издателем: автор собрал внушительный материал по теме и смог его применить, раскрыв отдельные аспекты жизни этого средневекового сословия. В целом, «Айвенго» был основан на долгой и кропотливой работе Вальтера Скотта как историка и учёного-интеллектуала.

«Айвенго» смог перевернуть представления о романтической традиции, которая была сильно связана с историей Средних веков. Труд Вальтера Скотта повлиял на изобразительное искусство и литературу.


Леди Ровена. (Pinterest)

Сюжет[править]

Вся эта история произошла в Англии в довольно старые и не очень добрые времена, а точнее, в 1194 г., почти через 130 лет после роковой битвы при Гастингсе и покорения Англии норманнами Вильгельма Завоевателя. Англосаксы попали в подчинённое положение и были весьма этим недовольны. Одним из недовольных был помещик (тан) Седрик Саксонец — один из немногих саксонских дворян, у которых победители не отобрали поместье и титул. Неизвестно, сколько было у него земли, рабов и свиней, а также что произошло с его женой (допустим, умерла при родах). Однако мы точно знаем, что детей у него было двое. Первый — родной сын Уилфред Айвенго, вторая — воспитанница леди Ровена, внучка короля Альфреда. Они росли вместе и, как это часто бывает в романах, когда девочка и мальчик стали девушкой и юношей, они влюбились друг в друга.
Ричард вернулся на престол. Сам братец Джон не получил даже выговора, но сторонники его заговора получили своё: Филипп и Альберт Мальвуазены были казнены, Фиц-Урс отделался изгнанием из Англии («Лев не питается падалью»), де Браси, отошедший от заговора ещё раньше, тоже уехал во Францию. Седрик был приближен ко двору и наконец дал согласие на свадьбу сына с Ровеной.

А Ревекка с отцом навсегда уезжают. «У моего отца есть брат, пользующийся особым расположением Мухаммеда Боабдила, короля гранадского. Туда мы и отправимся и будем жить там спокойно и без обиды, заплатив дань, которую мусульмане взимают с людей нашего племени». На прощание Ревекка просит Ровену показать ей своё прекрасное лицо и принять на память «ожерелье и серьги из бриллиантов несметной ценности». «Я никогда больше не буду носить драгоценностей». Она станет одной из тех женщин, что «…посвящают свои мысли Богу, а дела — подвигам любви к людям. Они ухаживают за больными, кормят голодных, помогают бедным».

Хэппи-энд (вроде как). Но фанфикеры не дремлют!

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.

Айвенго — красив, молод, силен и смел.

Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.

Герой произведения — патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.

Айвенго — однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, — не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.

Уилфред благороден. Он — человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.

Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.

Герой — рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

Вальтер Скотт: из биографии

Генри Рэбурн. Портрет сэра Вальтера Скотта (1822)
Родился в Эдинбурге (столица Шотландии) в большой семье юриста и дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Несмотря на перенесённый в детстве полиомиелит, будущий писатель увлекался альпинизмом, много читал, был активным и любознательным. Окончил Эдинбургский колледж, получил профессию адвоката. Имел собственную юридическую практику.В связи с профессией много ездил по стране и попутно собирал народные шотландские легенды и баллады. Переводил с немецкого.Создал собственную семью, имел 4 детей и был отличным семьянином. Построил замок в имении Эбботсфорд, где сейчас находится его музей.

Эбботсфорд

Творчество

Творчество начал с поэзии и переводов с немецкого. Уже став известным поэтом, В. Скотт обратился к прозе. Первым историческим романом Скотта был «Уэ́верли, или Шестьдеся́т лет наза́д»
(1814). Он был опубликован анонимно, но имел большой успех. Авторство Скотт признал лишь в 1827 г. Все его следующие романы до 1827 г. выходили как произведения автора «Уэверли».Действие романа происходит в период восстания якобитов 1745 г. Это восстание было поднято в Шотландии «молодым претендентом» Карлом Эдуардом Стюартом в надежде захватить трон королевства Шотландии, несмотря на то, что ещё здравствовал его отец Яков («старый претендент»).После первой удачи В. Скотт стал работать в жанре исторического романа. Да, у него были предшественники, но он искал свой путь и свою универсальную структуру исторического романа. Он верил в то, что ход истории не может остановить ни одна из выдающихся личностей, а движущей силой истории всегда является народ. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. Providentia – Божья воля). Здесь Скотт близок к Шекспиру.Заслугой писателя считают и то, что в своих романах он точно описывал реалии изображаемого времени, никогда не показывал «историю ради истории». К тому же он обладал феноменальной памятью и знаниями, которые он приобрёл в основном в результате самообразования, что помогало ему обогащать читателей. Все эти факторы позволяют назвать его творцом жанра исторического романа.

Литературное направление и жанр

Вальтер Скотт считается основоположником исторического романа. Именно у романтика Скотта впервые появляется как литературное явление историзм, который отсутствовал, например, у сентименталистов. Если раньше история мыслилась как рассказы о знаменитых исторических личностях, то Скотт пытается описать в первую очередь судьбу разных вымышленных героев определённой эпохи, сделав фоном жизнь исторических личностей. Так что романы Вальтера Скотта – это романы о том, как народ жил в ту или иную эпоху, как он переживал те или иные исторические события.

Вальтер Скотт, обладающий феноменальной памятью, очень точно передавал исторические реалии и колорит той или иной эпохи или страны. Скотт создавал исторические типы разных социальных слоёв жителей разных эпох с реалистической точностью. Тем не менее, средневековая Англия 12 в. описана Скоттом не совсем верно с точки зрения современных исторических знаний.

А вот чего романтики делать не умели, так это изображать менталитет человека отдалённой эпохи. То есть герои романа мыслят и действуют как современники писателя, а вовсе не как люди 12 века. Кроме того, Скотт впервые связал историческую эпоху своего романа с современностью, находя актуальные проблемы и конфликты. История была фоном для сюжета и решаемых проблем.

Вальтер Скотт создал многократно повторяемую романтиками схему исторического романа: в нём сталкиваются противоборствующие исторические силы. В «Айвенго» это коренные жители Британии саксы и победившие их норманны. Скотт всегда беспристрастно относится к обеим сторонам, изображая и положительных, и отрицательных героев и на стороне прогресса, и на стороне побеждённой. В этом исторический гуманизм Скотта.

Главные персонажи

Фото: facebook.com

Содержание «Айвенго» невозможно представить без предварительного знакомства с главными персонажами. Их тут не так много:

  1. Уилфред Айвенго – это справедливый и благородный рыцарь, который решает встать на защиту угнетенных.
  2. Седрик Ротервудский – это отец Айвенго, который крайне самонадеян и вспыльчив.
  3. Ровена – это прекрасная и нежная девушка, которая была на воспитании у отца Айвенго. Она очень сильно напоминает Аню из пьесы Чехова «Вишневый сад», так как чиста, верит в счастливое будущее и готова работать для того, чтобы оно настало. К слову, если вы еще не читали наш разбор «Вишневого сада», самое время это сделать, чтобы лучше понимать контекст.
  4. Ревекка – это дочь еврея Исаака, которая отличалась огромной волей и отвагой. Девушка была влюблена в Айвенго.
  5. Ричард Львиное Сердце – мужественный и справедливый король Англии, который был склонен к разного рода авантюрам.
  6. Принц Джон – младший брат Ричарда, который был способен на подлость против него.
  7. Бриан де Буагильбер – это норманнский рыцарь и главный враг Айвенго, который состоял в ордене храмовников.
  8. Робин Гуд – легендарный разбойник и меткий лучник, который прославился благодаря защите бедного люда от феодалов.

На этом наше знакомство с главными персонажами романа «Айвенго» закончено, так что можно переходить к краткому содержанию сюжета.

Анализ романа “Айвенго” Вальтера Скотта

“Айвенго” – первый и один из лучших романов Вальтера Скотта. Этот роман не только принес славу писателю, но и является очень интересным к прочтению, даже спустя столько лет от его написания. Автор переносит нас в то время, когда пришел конец подвигам, и ему на замену пришло время подлости, но все еще есть люди, для которых честь – не просто слово. Именно таким и является главный герой Айвенго. Айвенго сын Седрика “Сакса” – богатого феодала, но отец отказался от него, так как они не сошлись во взглядах насчет политического устройства. Путешествуя, как паломник, Айвенго мечтает вернуться домой, ведь скучает по отцу, несмотря на его отказ от него. А еще в родительском доме Айвенго ждет его любимая Ровена, которую он не видел слишком много времени. Леди Ровена является воспитанницей отца Айвенго, хотя она и не родная Седрику, но он воспитывал ее, как собственную дочь. Вернувшись, домой, Айвенго соглашается помочь еврею Исааку. В те времена к евреям относились с презрением, за людей их не считали, поэтому поступок главного героя свидетельствует о том, что он исполнен благородства и сострадания, готов помочь каждому нуждающемуся в помощи. Он помогает сбежать Исааку и при этом не просит ничего за свою помощь. Айвенго просто хотел помочь человеку в беде, а не получить какую-то выгоду из этого. Но позже, Исаак ответит Айвенго добром за его помощь – именно благодаря Исааку, наш герой сможет участвовать в рыцарском турнире. Айвенго ценит в людях честность и порядочность, поэтому он уверен, что нужно ограничить власть феодалов, иначе стране грозит огромная беда. Участвуя в турнире, Айвенго показывает, что он не только замечательный человек, но и хороший воин. Он победил на этом турнире. Когда молодой рыцарь угодил в плен, то леди Ровена не бросила его на произвол судьбы. Она очень любила его и поэтому заботилась о нем. После того, как Айвенго узнал, что даме его сердца грозит смертельная опасность, он не задумываясь ни на миг, бросился спасать ее. Он не думал о последствиях и опасности для себя, его волновало только то, что он должен, во что бы то ни стало спасти возлюбленную, даже если придется пожертвовать жизнью. В романе “Айвенго” изображены не только сцены сражения, исторические мотивы, но красочно описывается любовь и верность. Эту книгу можно считать шедевром. Все кто читает ее впервые остаются в полном восторге, а некоторые перечитывают ее по много раз, и эта книга этого стоит.

Ссылки

Биография Вальтера Скотта

Вальтер Скотт родился в Шотландии, в городе Эдинбурге, в семье адвоката. С самого раннего детства он увлекался историей. Будущий писатель обладал феноменальной памятью: он легко запоминал даты, события, имена, титулы.

После окончания школы писатель несколько лет работал в адвокатской конторе своего отца. В этот период он много читает, и многое — на языке оригинала. Вальтер Скотт в совершенстве владел французским, испанским, итальянским, немецким языками и латынью. В девяностые годы XVIII века Скотт увлекался немецким романтизмом. В литературу он вошел в первую очередь как поэт.

В 1811 году Вальтер Скотт приобрел 100 акров земли на южном берегу реки Туид, некогда принадлежавшие аббатству Мелроуз. На этом месте Скотт приступил к строительству особняка в старошотландском баронском стиле, назвав его Эбботсфорд (рис. 2).

К светлому будущему

Чтобы сделать тщательный анализ произведения «Айвенго», можно поискать готовые статьи и сочинения. Но намного интересней погрузиться в романтичный мир, созданный знаменитым писателем, самостоятельно. В произведении показан интересный исторический период, когда в Англии формировалась новая нация из англосаксов, французских рыцарей и народных масс.

Однако бытовые неурядицы не занимали умы средневековых персонажей. Им приходилось каждый день бороться за выживание, постоянно быть готовыми либо к защите, либо к нападению. Это способствовало формированию твердых характеров. Главный герой олицетворяет собой будущее, на которое надеялся Вальтер Скотт. Он носитель идеи объединения, свободы и нравственности.

Историческая критика

Историческая наука также не осталась в стороне: корифей французской школы истории Огюстен Тьерри одним из первых обратил внимание на «Айвенго» и вынес на обсуждение сюжет о противоречиях внутри Англии между англосаксонской и нормандской знатью. Одна из его главных работ — «История завоевания Англии норманнами с изложением его причин и последствий для Англии, Шотландии, Ирландии и континентальной Европы от древности до современности» — была написана под впечатлением от «Айвенго»

Тьерри документально обосновал ряд основных сюжетов романа в своём исследовании. Это был именно тот случай, когда романтическая литература дала толчок к развитию французской медиевистики и исторической мысли в целом.


Похищение Ребекки. (wikimedia.org)

Во второй половине 19-го столетия университетские историки более скептично смотрели на роман Вальтера Скотта. По их мнению, он изобиловал фактическими ошибками и погрешностями: печатная книга, монах-францисканец, письмо на бумаге. К тому же многих исследователей смущала «трубадурская» атмосфера в начале романа. Противоречивый образ Ричарда Львиное Сердце никак не совпадал с представлениями о монархе. Да и сам конфликт «старой» и «новой» знати был не более чем отсылкой к противоречиям англичан и шотландцев.

К концу 19-го века романтическое Средневековье «Айвенго» отходит на задний план. Теперь произведение Вальтера Скотта расценивается как «романтическая сказка для мальчиков».

Детская игра в рыцарей. (wikimedia.org)

В следующем столетии историки литературы будут негативно смотреть на классическое произведение шотландского автора, а публика продолжит вдохновляться образами и атмосферой «Айвенго». Роман пробуждал интерес к Средневековью, его экранизация захватывала ещё больше.

Вымышленное произведение прекрасно вписывалось в конкретный момент истории средневековой Англии. Все основные мотивы эпохи на месте: замки, Ричард Львиное Сердце, турниры, крестовый поход, тамплиеры, рыцари и т. д. Детали были описаны в мельчайших подробностях.

Так является ли образ эпохи, созданный Вальтером Скоттом в начале 19-го столетия, историчным и образцовым?

Можно сказать, что отчасти да, ведь автор во многом использовал опыт поколений и представления о Средневековье людей 17-го столетия, которые в процессе изучения источников и литературы были дополнены. Труды историков из года в год меняют представления о том или ином периоде и вносят свои коррективы. Историческая действительность подвижна — её нельзя определить раз и навсегда в одних границах. Но архетипическое Средневековье в художественных произведениях романтизма ценно тем, что читатель может его пережить и прочувствовать. Таким образом, складываются представления об эпохе, которые служат почвой для дальнейшего более глубокого погружения в историю.

Философия искусства

Основной соавтор
Jaaj.Club

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации.

В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе.

Читать

Герои романа

Уилфред Айвенго – главный герой романа. Это традиционный романтический герой. Он изгнан отцом и лишён наследства, за то что «дерзнул поднять влюблённые глаза» на леди Ровену, воспитанницу отца.

Айвенго выбирает себе девиз на щите «Лишённый наследства» и изображение вырванного с корнями молодого дуба.

Этот образ в романе наименее жизненный, так как больше других подвержен романтическому схематизму, это идеальный герой. Айвенго смел и отважен, он настоящий патриот и верный слуга своего сюзерена короля Ричарда. Айвенго олицетворяет идею Скотта о необходимом примирении двух народов ради гармоничного будущего страны. Он присягает на верность королю и отправляется в крестовый поход с ним.

Поражает его отношение к женщинам. Он верен избранной им леди Ровене, но не остаётся равнодушным к страданиям Ребекки. Тяжело раненный Айвенго готов защищать её в бою ценою собственной жизни в благодарность за проявленные к нему милости, хотя любит другую.

Айвенго истинный христианин, приобретший в крестовом походе бесценный опыт. Он уважает отца, несмотря на разногласия в политических вопросах. Айвенго не боится жизненных трудностей, считая, что это и есть сама жизнь.

Ровена – девушка благородного происхождения, родственница Седрика, в жилах которой течёт королевская кровь. Седрик мечтает выдать её замуж за Ательстана Конингсбургского — потомка последнего короля саксонской династии, так как считает, что династический брак будет способствовать «скорейшему восстановлению независимости саксов». Но Ровена влюблена в Айвенго. Он избирает Ровену королевой турнира, на котором одерживает победу.

Руки Ровены просит похитивший её норманнский барон де Браси, ищущий своей выгоды, но и ему она отказывает. Она – рыцарский идеал прекрасной дамы.

Евреи Исаак и Ревекка – важнейшие герои романа. Евреи – презираемая часть населения в Англии 12 века. Через отношение к ним проверяются герои. Седрик приютил их в грозу неохотно. Пилигрим (переодетый Айвенго) предостерегает от опасности. Норманнский рыцарь Бриан пытается добиться расположения пленной Ревекки, но остаётся ни с чем.

Исаак умеет быть благодарным. Он помогает пилигриму (Айвенго) раздобыть снаряжение для турнира. Но его дочь не просто умеет быть благодарной, она поступает благородно, по-рыцарски в современном значении этого слова. Ревекка не принимает денег, присланных Айвенго Исааку за доспехи, которые тот помог раздобыть на турнир, Девушка считает, что Исаак должен Айвенго намного больше.

Кроме того, Ревекка врачует раненого Айвенго. Несмотря на симпатию, Айвенго и Ревекка не думают об отношениях, которые невозможны из-за разных вероисповеданий и общественного положения.

Ревекка умеет прощать и примиряется с обидевшим её Брианом. Она мужественно терпит лишения в заключении.

Бриан – антагонист Айвенго. Роль отрицательных героев очень важна в сюжете, Скотт наделяет их своей правдой и мужеством, объясняет причины их поступков и психологию их поведения.

Скотту мастерки удавалось изображать представителей крестьянства и бедных сословий. Эти герои, а также их вожак благородный разбойник Робин Гуд, совершенно реалистичны, ничуть не романтизированы. Трикстеры свинопас, шут, пустынник делают роман оптимистичным и нередко меняют ход сюжета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: