Зинаида гиппиус 📜 апельсинные цветы

Анализ стихотворения любовь одна гиппиус

Текст

О, берегитесь, убегайтеОт жизни легкой пустоты.И прах земной не принимайтеЗа апельсинные цветы.

Под серым небом ТаорминыСреди глубин некрасотыНа миг припомнились единыйМне апельсинные цветы.

Поверьте, встречи нет случайной, —Как мало их средь суеты!И наша встреча дышит тайной,Как апельсинные цветы.

Вы счастья ищете напрасно,О, вы боитесь высоты!А счастье может быть прекрасно,Как апельсинные цветы.

Любите смелость нежеланья,Любите радости молчанья,Неисполнимые мечты,Любите тайну нашей встречи,И все несказанные речи,И апельсинные цветы.

1897 год.

Зинаида Гиппиус имела свой взгляд на мироустройство, она верила в судьбу и рок и не принимала в расчет случайности в жизни. Этот взгляд поэтесса пытается донести до читателей в стихотворении «Апельсинные цветы», который был написан в 1897 году.

Читать стихи Зинаиды Николаевны Гиппиус:

14 декабря 1917 года14 декабря 1918 года (Ужель прошло — и нет возврата?..)А. БлокуАпельсинные цветыБез оправданьяБессилье (Смотрю на море жадными очами…)Боль («Красным углем тьму черчу…)Веселье (Блевотина войны — октябрьское веселье!..)Водоскат (А. А. Блоку…)Все она (Медный грохот, дымный порох…)Гибель (Близки…)Господи, дай увидеть!..Грех (И мы простим, и Бог простит…)Два сонетаДверь (Мы, умные,- безумны…)Дьяволенок (Мне повстречался дьяволенок…)Ей в ТорранЕсли (Если гаснет свет — я ничего не вижу…)За что? (Качаются на луне…)Закат (Освещена последняя сосна…)Заклинанье (Расточитесь, духи непослушные…)Зеркала (А вы никогда не видали?..)Игра (Совсем не плох и спуск с горы…)Идущий мимо (У каждого, кто встретится случайно…)ИметьИмя (Безумные годы совьются во прах…)К пруду (Не осуждай меня, пойми…)Как онКлюч (Струись…)Крик (Изнемогаю от усталости…)Любовь (В моей душе нет места для страданья…)Любовь — одна (Единый раз вскипает пеной…)МеждуМера (Всегда чего-нибудь нет…)Мешается, сливается…Молодому веку (Тринадцать лет! Мы так недавно…)Мудрость (Сошлись чертовки на перекрестке…)Надпись на книге (Мне мило отвлеченное…)Не знаю я, где святость, где порок…НелюбовьНепоправимоНепредвиденное (По Слову Извечно-Сущего…)Нет! (Она не погибнет — знайте!..)Никогда (Предутренний месяц на небе лежит…)О вереО другом (Господь. Отец…)Овен и стрелец (Я родился в безумный месяц март…)Однообразие (В вечерний час уединенья…)Она (В своей бессовестной и жалкой низости…)Оно (Ярко цокают копыта…)Оправдание (Ни воли, ни умелости…)ОсеньюОтрада (Мой друг, меня сомненья не тревожат…)Пауки (Я в тесной келье — в этом мире…)Песня (Окно мое высоко над землею…)Петроград (Кто посягнул на детище Петрово?..)Посвящение (Небеса унылы и низки…)Последнее (Порой всему, как дети, люди рады…)Почему (О Ирландия, океанная…)ПределПыль (Моя душа во власти страха…)Свет (Стоны…)Свободный стих (Приманной легкостью играя…)Святое (Печали есть повсюду…)Сейчас (Как скользки улицы отвратные…)Сложности (К простоте возвращаться — зачем?..)Снег (Опять он падает, чудесно молчаливый…)Снежные хлопья (Глухим путем, неезженным…)СоблазнСонет (Не страшно мне…)Стекло (В стране, где все необычайно…)Стихотворный вечер в Зеленой Лампе (Перестарки и старцы и юные…)Счастье (Есть счастье у нас, поверьте…)Там (Я в лодке Харона, с гребцом безучастным…)Тема для стихотворенияТли (Припав к моему изголовью…)У. С. (Наших дедов мечта невозможная…)Цветы ночи (О, ночному часу не верьте!..)Часы стоят (Часы остановились. Движенья больше нет…)Шутка (Не слушайте меня, не стоит: бедные…)Электричество (Две нити вместе свиты…)Юный март («Allons, enfants, de la patrie…»…)

ClassicLibr.ru — онлайн библиотека русской классической литературы

Обратная связь

Средства выразительности и рифма

Стихотворение написано в жанре любовной лирики и состоит из пяти строф – четыре катрена и одна секстина, строки которых связаны между собой перекрестной кольцевой и смежной рифмовкой. В катренах рифма перекрестная (напрасно – высоты – прекрасно – цветы), а в секстине кольцевая и смежная (нежелания – молчания – мечты – встречи – речи – цветы).

Художественные тропы:

  1. Эпитеты (апельсинные цветы, легкая пустота, неисполнимые мечты).
  2. Метафоры (глубины некрасоты, от жизни легкой пустоты).
  3. Олицетворение (встреча дышит тайной).
  4. Инверсия (от жизни лёгкой пустоты).

Отметим также несколько восклицаний, которые позволяют поэтессе делать акцент на важных для неё фрагментах стихотворения.

Несколько созвучен по интонации с этим произведением стих «Песня», написанный в 1893 году, где также использован символизм, как инструмент передачи образов от поэтессы читателю.

Вариант 2

В этом стихотворении Зинаида Гиппиус затрагивает фундаментальные темы человеческого существования: любовь, вечность, душа, бесконечность, жизнь, смерть. Генеральной линией через все стихотворение простирается тема любви, которая концентрируется на утверждении любовь — одна, которое преподносится в разнообразных смысловых оттенках. При этом на самом деле каждый этот оттенок все равно является только частью чего-то цельного, Гиппиус как бы предлагает нам посмотреть на различные грани алмаза любви, которые держит и рассматривает на свету.

В первых двух строках мысль концентрируется на отсутствии измены как таковой и, если поразмыслить, становится понятным, о чем хочет сказать поэтесса, тем более, если посмотреть на контекст. Такие слова как душа, например, образ вскипающего пеной моря и светской суеты они создают нужный контраст и привлекают читателя в соответствующую сторону.

Гиппиус говорит о любви как чем-то вечном таком же как душа. Поэтому собственно любовь является универсальным, если возможно так выразиться, чувством, которое не делает различий. Если оно существует в душе, то и измена становится невозможной.

Все внешние склоки подобны морской пены, но они не отражают суть самого моря, они представляют собой только колебания на поверхности воды, которые вдруг становятся чем-то заметным, но в действительности представляют собой только «пшик», никчемность. Они не идут ни в какое сравнение с подлинным чувством, поэтому Гиппиус и говорит «Измены нет: любовь — Одна». В следующей строчки поэтесса вторит себе, но указывает на немного другой аспект «Душа одна — любовь одна».

Дальше поэтесса развивает тему и следующие две строфа посвящает пониманию любви через жизненный опыт. Гиппиус говорит об обыденности человеческого существования, хотя также и указывает на бесконечность, которая может быть только в неизменном. К завершению своего существования «дальше путь, и ближе вечность» человек, как правило, начинает яснее осознавать целостность любви, неизменной и вечной.

Финальная строфа как бы подводит итог всему рассуждению и также подводит итог всему человеческому существованию. В заключительной строчке мы видим мотив гибели, окончания: «любовь одна, как смерть одна». При этом также эти великие феномены мира приравниваются друг к другу, ведь смерть является великим уравнителем и мерилом, вечной и неизменной также как душа, также как любовь.

Анализ стихотворения Любовь одна по плану

Анализ пяти катренов

В первой строфе автор строк советует избегать в жизни пустот и легкости, ибо они есть дорога в никуда, они есть «не́дорога». Также в этом катрене мы видим завет не принимать за апельсинные цветы земной прах – не считать тленность милотой.

Далее Гиппиус развивает тему стиха, приводя пример в неслучайности событий, например, важных для жизни встреч, завершая каждую строфу упоминанием апельсинных цветов.

В предпоследнем катрене видим совет не бояться высоты, если вы ищите счастья, а финальная строфа-секстина подводит итог произведения, где лирическая героиня Гиппиус советует любить смелость, радость и тайну встречи.

Анализ стихотворения Зинаиды Гиппиус «Апельсинные цветы»

Зинаида Гиппиус – одна из немногих русских поэтесс, которая в своем творчестве проповедовала идеи символизма. Впрочем, это касалось не только поэзии, но и повседневной жизни. Практически в каждом событии поэтесса видела некий знак судьбы, указание свыше, хотя и понимала, что ей не дано «расшифровать» эти послания. Однако Зинаида Гиппиус была уверена в одном – все, что должно случиться, обязательно произойдет. Ничего в этом мире не бывает случайным, даже если поначалу кажется, что все происходящее – лишь стечение обстоятельств, и придавать этому значение не стоит.

К тому моменту, когда было написано стихотворение «Апельсинные цветы» (1897 году, Зинаида Гиппиус уже 8 лет была замужем за поэтом и писателем Дмитрием Мережковским. Однако увлечение символизмом заставило ее взглянуть на этот брачный союз совершенно иными глазами. Поэтесса вдруг осознала, что ее встреча с Мережковским на курорте в Грузии была предопределена и не могла не состояться, потому что кто-то свыше решил свести воедино две судьбы, направив их по одной дороге.

С первых строчек стихотворения Зинаида Гиппиус предостерегает своих читателей от слишком легкого и бездумного отношения к жизни, в которой все упорядочено и устроено таким образом, что имеет свой смысл, пусть даже и непостижимый. Именно по этой причине мы часто видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хочется. Обращаясь к читателям, поэтесса призывает: «И прах земной не принимайте за апельсинные цветы», Она намекает на то, что между вечным и сиюминутным – пропасть, преодолеть которую никому не под силу. Поэтому не нужно строить иллюзий, обнадеживая себя тем, что время в какой-то момент приостановит свой неумолимый бег, позволив насладиться каждым мгновением жизни.

Этого никогда не произойдет, однако каждый человек, по мнению Зинаид Гиппиус, может сохранить в своем сердце все то самое светлое и возвышенное, что подарила ему судьба. Для нее это встреча с Дмитрием Мережковским, которая «дышит тайной, как апельсинные цветы», Этой фразой поэтесса вновь подчеркивает, что желания человека ровным счетом ничего не значат в этом мире, потому что все происходит по высшей воле. И это нужно воспринимать, как должное, не пытаясь сопротивляться тому, что уготовано судьбой. Более того, ее причуды и капризы нужно ценить, как самое дорогое в жизни, которая и состоит из мгновений, словно мозаика. Научившись этому, человек никогда не упусти своего счастья, которое может быть таким же воздушным и мимолетным, как апельсинные цветы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: