Анализ стихотворения «бессонница» (о. мандельштам)

Смысл стихотворения мандельштама «бессонница. гомер. тугие паруса»

Тропы и образы

В этом, как и во многих (особенно ранних) стихотворениях Мандельштама, эпитет – царь и бог лирического сюжета, именно эпитеты передают и логику действия в Гомерову эпоху, и способ ее познания лирическим героем.

Тугие паруса сразу, с первого стиха, наполняют всё стихотворение ветром и штормом. Длинный выводок, поезд журавлиный – метафорические эпитеты создают сравнение ахейских кораблей с журавлиной стаей. Тут же, буквально через строку, навязчивое повторение эпитета – журавлиный клин в чужие рубежи: это вклинивается в пределы троянцев нечеловеческая, неумолимая, стихийная сила – видимо, с таким же тяжким грохотом, как море – к бессильной в своей мысли голове (изголовью) лирического героя.

Море при этом – черное (с маленькой буквы, т.к. речь идет не об описании крымского берега Черного моря, а о вечности), а один из главных атрибутов морской стихии, пена, становится божественным атрибутом древних царей, предающихся стихиям войны и моря, любви и ревности, обиды и мести – вольно и бездумно, внерефлекторно, ибо не имеют «культуры» как опыта рефлексии (не родились еще ни Гомер, ни Архилох).

История создания

«Бессонница…» была написана в конце лета 1915 года. И издано впервые в следующей по счёту публикации сборника Мандельштама «Камень». Существует две версии того, как было создано это стихотворение. Первая и не очень популярная рассказывает о том, что Осип Эмильевич в те годы интересовался античной литературой и был ярым поклонником древнегреческих авторов.

Другая же, более популярная, передаёт мнение его близких друзей. Они считали, что лирика навеяна поездкой Мандельштама в Коктебель, в дом его старого друга, Максимилиана Волошина (там же отдыхали сёстры Цветаевы и Алексей Толстой). Там Осипу показали часть старого судна, которое могло быть построено ещё в средневековые времена.

Смысл

Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.

В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.

Тема

Творчество поэтов различных эпох было неизбежно под влиянием античной литературой. Одним из таких поэтов был Мандельштам, который использовал её, чтобы раскрыть вечную философскую тему любви. В его стихотворении центром внимания стала Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица, что позволяет читателю понаблюдать за ходом мыслей лирического героя. В первой строфе герой признается, что не мог заснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошёл до середины, но далее этот процесс был прерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В последнем катрене первой строфы автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против ещё поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы. Таким образом, античная литература не только повлияла на творчество О. Мандельштама, но и помогла ему раскрыть вечную тему любви в своих стихах.

Образы и символы

Все образы и символы взяты автором из античной поэмы Гомера «Илиада». В ней речь идет о споре олимпийских богинь, которые не позвали на пир богиню раздора. В порыве мести она поссорила трех женщин из божественного пантеона (Геру, Афродиту и Афину), бросив на стол одно золотое яблоко, предназначенное прекраснейшей из них. Дамы направились к Парису (троянскому царевичу), самому прекрасному юноше на земле, чтобы он рассудил их. Каждая предложила свой дар в качестве взятки, но Парис выбрал предложение Афродиты – любовь самой красивой женщины на свете, Елены, супруги ахейского царя. Мужчина выкрал избранницу, и тогда ее муж вместе с войсками других правителей отправился на поиски. Ахейцы не стерпели позора и объявили войну Трое, которая пала в борьбе, но очень мужественно сопротивлялась.

  • Список кораблей – длинное и однообразное перечисление, которое древнегреческий поэт Гомер добавил в свою поэму «Илиада». Именно столько судов отправилось на покорение Трои. Автор считал их, чтобы уснуть, ведь его сердце тоже околдовано любовью, он никак не может найти покой.
  • Божественная пена – это отсылка к появлению Афродиты, богини любви. Она вышла на берег из морской пены, являющейся в данном случае символом влюбленности.
  • Елена Троянская – женщина, из-за любви к которой полегли войска обеих сторон. Ахейцам не нужны были земли и власть, они пришли по зову сердца.
  • Противопоставление поэтического голоса Гомера и моря нужно для того, чтобы показать тщетность усилий лирического героя. Что бы он ни делал, ему не забыть собственного томления сердца, ведь все движется любовью. Море в данном случае – вольная стихия, возвращающая автора в настоящее время, в реальность, где его тоже терзает чувство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение — одна из тем на выпускных экзаменах при сдаче ЕГЭ. Если учесть, что современная стиховедческая наука утверждает, что нет универсального ключа к любому стихотворению, то возрастает роль .

Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы.

Анализ стихотворения А.Блока «О весна без конца и без краю. » Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспа.

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое.

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «В этой роще березовой…» Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик.

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени — Инны Лиснянской и Али Кудряшевой — я делала по заказу организаторов олимпиады «Аксиос» в тот год, когда эти стихи были предложены.

Серебряный век. Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб.

Методы лечения бессонницы

Лечение бессонницы не должно сводиться к употреблению снотворных препаратов. Снотворное может помочь заснуть, но оно не устраняет причину бессонницы. В некоторых случаях снотворное употреблять просто нельзя. Если причина бессонницы – проблемы с дыханием, человек должен иметь возможность проснуться, чтобы дыхание восстановилось. Также снотворное исключается во время беременности и кормления грудью.

Эффективное лечение бессонницы возможно только после выявления её причин. Диагностика и лечение бессонницы в Москве проводится в Реабилитационном .

Если Вас беспокоит бессонница, лучше всего сначала обратиться к врачу общей практики ([anchor href=»www.fdoctor.ru/semeynyy-vrach/»]семейному врачу или терапевту). Если будет выявлено психогенное происхождение бессонницы, Вам потребуется консультация врача-невролога или психотерапевта.

В большинстве случаев лечение бессонницы требует комплексного подхода. Могут использоваться такие методы, как:

Снотворные препараты

Самостоятельно прибегать к использованию снотворных препаратов нежелательно. Снотворное должен назначать врач. Обычно курс приема снотворных препаратов составляет от 3-х дней до 2-х недель. При долговременном приёме эти препараты теряют эффективность и перестают помогать. Если Вы чувствуете, что препарат Вам плохо помогает, ни в коем случае не увеличивайте дозу, но и резко бросать его принимать также не стоит: иначе бессонница только усилится. Необходимо обратиться к врачу, который скорректирует курс приёма или заменит препарат.

Электросон

Метод состоит в следующем. С помощью слабых импульсных токов низкой частоты, направляемых через электроды, наложенные на веки, оказывается тормозящее воздействие на нервную систему. Пациент погружается в состояние, подобное сну. Процедура оказывает успокаивающее действие, положительно сказывается на качестве крови, улучшает мозговое кровообращение.

Физиотерапия

Из методов аппаратной физиотерапии наряду с электросном в лечении бессонницы используется магнитотерапия, а также дарсонвализация головы и воротниковой зоны.

Подробнее о методе лечения

Массаж

При бессоннице показан расслабляющий и успокаивающий массаж

Подробнее о методе лечения

Рефлексотерапия

  В комплексе с другими методами лечения бессонницы может использоваться рефлексотерапия.

Подробнее о методе лечения

Поведенческая терапия

Поведенческая терапия включает в себя комплекс рекомендаций, изменяющих модель отхода ко сну. Обычно выделяют контроль стимулов (в постель надо отправляться с целью именно заснуть) и ограничение количества сна (не стоит валяться в постели, если нет сна).

Записаться на прием Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Оцените, насколько был полезен материал

Спасибо за оценку

Тема, основная мысль и композиция

Формальная тема стихотворения – размышления лирического героя при чтении так называемого Списка, или Каталога, кораблей (νεῶν κατάλογος). Речь идет об «Илиаде» Гомера, Песни второй, стихах с 494 по 759: в них дан подробный отчет о каждом отряде греков-ахейцев, который на отдельном корабле направлялся на Троянскую войну. Эта формальная тема связана с формальным статусом 24-летнего Осипа Мандельштама: на момент написания стихотворения он является студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета (зачислен 10 сентября 1911 года и числится до 1917 года). Формально поэт курса не кончил и диплома не получил, т.е. высшего образования не имел.

Подробное текстуальное знакомство с «Илиадой» и тогда, как и теперь, являлось частью обязательной программы филологического факультета. А чтение Списка кораблей среди студентов-филологов искони считалось лучшим средством именно от бессонницы, с именования которой поэт и начинает свое стихотворение. Итак, есть неформальная проблема (лирический герой страдает бессонницей) и рецепт неформального применения Списка (в качестве снотворного). Однако и в этом смысле помощи от Списка никакой…

Каков же неформальный статус 24-летнего Осипа Мандельштама? В кругу знатоков, в качестве автора «Камня», он безусловно и непререкаемо признан Мастером. Сам Макс Волошин пригласил его пожить в Доме поэта – на этом поэтическом Олимпе Серебряного века! Нестыковка формального статуса лирического героя с неформальным, формального и неформального отношения к античной культуре, вообще к культурному наследию – вот подлинная тема этого стихотворения. Прозвучав ещё в первом издании «Камня» («… И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым»), она теперь, начиная со второго издания, находит новое подтверждение в этом летнем стихотворении 1915 года, мощное и неопровержимое, как шум черноморского прибоя.

Казалось бы, основная мысль этого стихотворения («И море, и Гомер – всё движется любовью») далеко не нова. Уже в первом веке нашей эры апостол Павел полагал, что всё сказанное в мировой литературе по данной теме он подытожил в своем знаменитом пассаже о любви (Первое послание к коринфянам, глава 13, стихи 1 – 13). Новизну же этой мысли (и стихотворения в целом) определяет путь исканий лирического героя, отраженный композицией данной лирической медитации, слагаемой тремя катренами.

Первый катрен – экспозиция и завязка лирического сюжета: лирический герой, мучимый бессонницей, пытается войти в мерный ритм Гомерова повествования. Однако «длинный выводок» ахейских кораблей в воображении современного читателя превращается в «поезд журавлиный», волнующий как эпическим размахом, так и неопределённостью цели: журавли летят на юг, спасаясь от холодов – от чего спасаются или куда стремятся Гомеровы ахейцы?

Поиску ответа на этот вопрос посвящен второй катрен (развитие лирического сюжета). Ответ дан своеобразно – в виде двух риторических вопросов. Вклиниваясь «в чужие рубежи» («как журавлиный клин»), ахейцы повинуются приказу своих царей, чье слово непререкаемо (ведь на головах у них божественная пена, они «миропомазаны»)

Цель же самих царей нам известна, их выбор Трои (если верить Гомеру) определен не столько стратегическим местом этого важного порта Эгейского моря (у самого входа в Мраморное), сколько ревностью спартанского царя Менелая (именно у него троянец Парис похитил его законную жену Елену Прекраснейшую) и обидой, нанесенной Элладе

Третий катрен – неожиданная кульминация и развязка – начинается с неформального, языческого понимания любви: мы как бы не ждали его от лирического героя, формально принадлежащего к иудеохристианской культуре. Оказывается, и Гомер, и морская стихия уступают и покоряются стихии более мощной – стихийной силе плотской любви. Есть от чего испытать культурный шок: «Кого же слушать мне?» Что до Гомера – он не претендует на то, чтоб его слушали (в авторитарном смысле слова). Гомера мы слышали и услышали – но он лишь передал нам (даже самим своим гекзаметром) голос прилива и отлива морской волны, которая, напротив, обладает уверенностью оратора-витии. И тут, в предпоследней строке стихотворения Мандельштама, нельзя не слышать и не услышать переклички со стихотворением вроде бы неблизкого ему Некрасова («В столицах шум, гремят витии…»), и не только с первой строкой этого стихотворения, но и в целом с создаваемым им единым образом (бесконечная стихия поля у Некрасова – стихия моря у Мандельштама).

Тема и проблематика

Произведение написано от первого лица, и по этой причине при анализе стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» читатель может с легкостью следить за ходом мыслей лирика. Первый катрен развивает завязку сюжетной линии, начинающийся с того что у героя Мандельштама бессонница. Анализ стихотворения говорит о факте, связанным с учебой поэта: студенты его факультета считали, что от бессонницы помогает чтение списка кораблей.

Поэтому герой, который не смог погрузиться в сон, обратился к этому средству. Он начинает представлять «сей длинный выводок, сей журавлиный поезд, стремящийся в даль». На самом деле в воображении лирика это состав из кораблей, которые плывут по бушующему морю.

После того как он достиг середины, начались размышления о причинах возникновения Троянской войны. Он считал, что «ахейские мужи» воевали не за саму Трою, а сердце прекрасной Елены.

В последней части поэт выражает уверенность в том, что «все движется любовью». Он бы дальше размышлял об этом, но прерывается, потому что не знает ответы на большинство вопросов, но, как показывает анализ, у Мандельштама в «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» риторические вопросы дают возможность задуматься каждому читателю, о чем размышлял сам автор.

Композиция состоит из монолога и рассуждений самого героя и делится на три основные части:

  1. Рассказ о бессоннице и неспокойных ночах.
  2. Обращение к «ахейским мужам».
  3. Мысли о прекрасном чувстве.

У этого произведения есть общие черты со стихотворением Николая Языкова «Бессонница». Оба поэта пытаются через свои творения рассказать, что любовь может сподвигнуть человека на любой необдуманный поступок. Мандельштам доказывает, что миром правит любовь и все, что происходит на планете, связано только с ней. Это произведение благодаря поднятым в нем философским вопросам стало очень популярным у читателей, текст послужил основой для песни, стихотворение нередко читают с большой сцены.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» Мандельштама (сочинение)

Среди обширного творческого наследия, оставленного нам серебряным веком, стихи Осипа Мандельштама представляются мне самыми оригинальными. В каждой их строке скрыто множество ассоциаций — звуковых, цветовых, литературных, исторических. Это позволяет автору нарисовать зримый, осязаемый, то есть предельно выпуклый образ предмета, с которого начинается длинная цепочка возникающих в воображении символов и ощущений.

«Золотистого мёда струя из бутылки текла так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела…», — читая, например, эти строки, очень хорошо представляешь себе всю картину в движении, а плавный, несколько замедленный ритм стиха не только создаёт ощущение «тягучести» медовой струи и самого времени, но и заставляет смутно припомнить то, о чём говорится дальше, вызывает в памяти бессмертные строки «Одиссеи».

Античные образы присутствуют во многих произведениях Осипа Мандельштама. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» отсылает нас к античности с самой первой строки. Короткие назывные предложения в пределах начального стиха позволяют достаточно конкретно представить сюжет: лирический герой произведения — молодой человек, томимый юношеской бессонницей, в глухой ночной час читает вторую песнь «Илиады», где перечисляются все корабли, снаряжённые ахейцами для похода на Трою.

Обращает на себя внимание необычное сравнение тяжёлых военных кораблей с вереницей журавлей, поднявшихся в небо. Оно делает привлекательным скучноватый для современного читателя перечень парусников, заставляет увидеть в этом тщательно составленном «протоколе» зашифрованное послание из глубины веков

В то же время это сравнение позволяет говорить о том, что лирическому герою стихотворения не чужда поэзия (возможно, это сам автор). Он склонен видеть скрытые причины событий не в корыстных побуждениях людей, не в их амбициях, а в ином чувстве, о котором он и размышляет в ночной час, задавая вопросы, уже заключающие в себе ответ:

Как журавлиный клин в чужие рубежи —

На голове царей божественная пена —

Куда плывёте вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

Итак, в двух словах пересказывается известная версия мифа о Троянской войне, начавшейся, по преданию, из-за Елены Прекрасной. Следующий стих, начинающий третью строфу, является, на мой взгляд, ключевым для всего стихотворения. В нём получает законченное выражение авторская мысль и одновременно передаётся мироощущение лирического героя, ещё не нашедшего внутри себя точки опоры: «И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне?..».

По моему мнению, в этом стихотворении очень точно передано состояние мужающей души, прислушивающейся к себе и пытающейся найти своё отражение в мире. В определённом возрасте человеку свойственно задумываться о природе любви и творчества, размышлять об их истоках. Опыт других людей, примеры из истории говорят нам о том, что эти вопросы — из категории «вечных». В то же время опыт каждого человека строго индивидуален:

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Как толковать финал стихотворения? Что означает заключительная метафора — «море чёрное», которое, «витийствуя, шумит»? На мой взгляд, лирический герой стихотворения переживает предчувствие любви. Этому состоянию сопутствует исключительное напряжение душевных сил, о чём говорит переживаемая героем бессонница, эпитет «тугие» применительно к парусам ахейских кораблей. В то же время предчувствию любви часто сопутствует творческий подъём. «Море чёрное» может воплощать в таком случае и стихийный накат эмоций, и прилив смутного вдохновения. В обоих случаях человек отчасти имеет дело с неуправляемой силой, ощущает себя несколько беспомощным. Одновременно «море чёрное» символизирует собой вечность и первозданный хаос, из которого, по мысли древних греков, произошло всё сущее.

Таким образом, стихотворение, о котором идёт речь, в целом характерно для творчества Осипа Мандельштама. Обозначенный вначале сюжет («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…») рождает множество традиционных и индивидуальных ассоциаций, предполагает неоднозначное прочтение, что и придает стихам поэта особую неповторимость.

Тропы и образы

В этом, как и во многих (особенно ранних) стихотворениях Мандельштама, эпитет – царь и бог лирического сюжета, именно эпитеты передают и логику действия в Гомерову эпоху, и способ ее познания лирическим героем.

Тугие паруса сразу, с первого стиха, наполняют всё стихотворение ветром и штормом. Длинный выводок, поезд журавлиный – метафорические эпитеты создают сравнение ахейских кораблей с журавлиной стаей. Тут же, буквально через строку, навязчивое повторение эпитета – журавлиный клин в чужие рубежи: это вклинивается в пределы троянцев нечеловеческая, неумолимая, стихийная сила – видимо, с таким же тяжким грохотом, как море – к бессильной в своей мысли голове (изголовью) лирического героя.

Море при этом – черное (с маленькой буквы, т.к. речь идет не об описании крымского берега Черного моря, а о вечности), а один из главных атрибутов морской стихии, пена, становится божественным атрибутом древних царей, предающихся стихиям войны и моря, любви и ревности, обиды и мести – вольно и бездумно, внерефлекторно, ибо не имеют «культуры» как опыта рефлексии (не родились еще ни Гомер, ни Архилох).

Темы и проблемы

  • Античные мотивы. Стихотворение начинается с раздумий лирического героя во время перечисления названий древнегреческих кораблей. Это «Каталог», упоминаемый в Илиаде Гомера. В античном произведении идёт подробное перечисление каждого из отряда воинов, направлявшихся на Троянскую войну. Двадцати четырёхлетний Мандельштам во время написания стиха учился на факультете истории и филологии филологического факультета в Петербуржском университете. Чтение списка кораблей из поэмы Гомера, считалось отличным средством от бессонницы. Именно с этого слова начинает своё произведение поэт.
  • Тема любви. Герой страдает от того, что не может уснуть и начинает перечислять названия. Однако это не помогает и, прочитав список до середины, он начинает размышлять. Главная проблема героя стара, как мир – любовь. Волнения моря, словно волнения в его сердце. Он не знает, как ему быть, как ему заснуть и «кого же слушать».
  • Проблема жертвенности любви. Мандельштам воспринимает чувство как культ – ему нужно приносить жертвы, оно кровожадно в своем неистовстве. Ради него волнуется и губит корабли стихия, ради него совершаются войны, где гибнут лучшие из лучших. Далеко не все готовы посвятить себя любви, положив на ее алтарь все самое дорогое.

Тема, основная мысль и композиция

Формальная тема стихотворения – размышления лирического героя при чтении так называемого Списка, или Каталога, кораблей (νεῶν κατάλογος). Речь идет об «Илиаде» Гомера, Песни второй, стихах с 494 по 759: в них дан подробный отчет о каждом отряде греков-ахейцев, который на отдельном корабле направлялся на Троянскую войну. Эта формальная тема связана с формальным статусом 24-летнего Осипа Мандельштама: на момент написания стихотворения он является студентом романо-германского отделения историко-филологического факультета Петербургского университета (зачислен 10 сентября 1911 года и числится до 1917 года). Формально поэт курса не кончил и диплома не получил, т.е. высшего образования не имел.

Подробное текстуальное знакомство с «Илиадой» и тогда, как и теперь, являлось частью обязательной программы филологического факультета. А чтение Списка кораблей среди студентов-филологов искони считалось лучшим средством именно от бессонницы, с именования которой поэт и начинает свое стихотворение. Итак, есть неформальная проблема (лирический герой страдает бессонницей) и рецепт неформального применения Списка (в качестве снотворного). Однако и в этом смысле помощи от Списка никакой…

Каков же неформальный статус 24-летнего Осипа Мандельштама? В кругу знатоков, в качестве автора «Камня», он безусловно и непререкаемо признан Мастером. Сам Макс Волошин пригласил его пожить в Доме поэта – на этом поэтическом Олимпе Серебряного века! Нестыковка формального статуса лирического героя с неформальным, формального и неформального отношения к античной культуре, вообще к культурному наследию – вот подлинная тема этого стихотворения. Прозвучав ещё в первом издании «Камня» («… И плывет дельфином молодым По седым пучинам мировым»), она теперь, начиная со второго издания, находит новое подтверждение в этом летнем стихотворении 1915 года, мощное и неопровержимое, как шум черноморского прибоя.

Казалось бы, основная мысль этого стихотворения («И море, и Гомер – всё движется любовью») далеко не нова. Уже в первом веке нашей эры апостол Павел полагал, что всё сказанное в мировой литературе по данной теме он подытожил в своем знаменитом пассаже о любви (Первое послание к коринфянам, глава 13, стихи 1 – 13). Новизну же этой мысли (и стихотворения в целом) определяет путь исканий лирического героя, отраженный композицией данной лирической медитации, слагаемой тремя катренами.

Первый катрен – экспозиция и завязка лирического сюжета: лирический герой, мучимый бессонницей, пытается войти в мерный ритм Гомерова повествования. Однако «длинный выводок» ахейских кораблей в воображении современного читателя превращается в «поезд журавлиный», волнующий как эпическим размахом, так и неопределённостью цели: журавли летят на юг, спасаясь от холодов – от чего спасаются или куда стремятся Гомеровы ахейцы?

Поиску ответа на этот вопрос посвящен второй катрен (развитие лирического сюжета). Ответ дан своеобразно – в виде двух риторических вопросов. Вклиниваясь «в чужие рубежи» («как журавлиный клин»), ахейцы повинуются приказу своих царей, чье слово непререкаемо (ведь на головах у них божественная пена, они «миропомазаны»)

Цель же самих царей нам известна, их выбор Трои (если верить Гомеру) определен не столько стратегическим местом этого важного порта Эгейского моря (у самого входа в Мраморное), сколько ревностью спартанского царя Менелая (именно у него троянец Парис похитил его законную жену Елену Прекраснейшую) и обидой, нанесенной Элладе

Третий катрен – неожиданная кульминация и развязка – начинается с неформального, языческого понимания любви: мы как бы не ждали его от лирического героя, формально принадлежащего к иудеохристианской культуре. Оказывается, и Гомер, и морская стихия уступают и покоряются стихии более мощной – стихийной силе плотской любви. Есть от чего испытать культурный шок: «Кого же слушать мне?» Что до Гомера – он не претендует на то, чтоб его слушали (в авторитарном смысле слова). Гомера мы слышали и услышали – но он лишь передал нам (даже самим своим гекзаметром) голос прилива и отлива морской волны, которая, напротив, обладает уверенностью оратора-витии. И тут, в предпоследней строке стихотворения Мандельштама, нельзя не слышать и не услышать переклички со стихотворением вроде бы неблизкого ему Некрасова («В столицах шум, гремят витии…»), и не только с первой строкой этого стихотворения, но и в целом с создаваемым им единым образом (бесконечная стихия поля у Некрасова – стихия моря у Мандельштама).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: