Краткое содержание
Пип живёт со своей сестрой женой кузнеца Джо Гарджери возле болот. Она сурова и держит всё в своих руках, в том числе мужа. Однажды, мальчик пошёл на могилу родителей поздно вечером и встретил каторжника. Тот приказал мальчику принести еды и выпивки.
Парень подчинился и всё исполнил. Во время обеда в дом Гарджери ворвались полицейские они искали беглого преступника. Наконец, тот был пойман и чтобы Пипу недосталось от сестры за еду, берёт всю вину на себя.
Через некоторое время Пипа выбрали для совместных игр с Эстеллой — воспитанницей мисс Хэвишем. Девочка очень понравилась парню, но её высокомерное отношение к Пипу вызывало у того слёзы и стыд за своё низкое происхождение. После встречи с ней парень решил «выбиться в люди».
Как-то раз к нему пришёл господин, который сообщил, что у Пипа есть таинственный покровитель, желающий сделать из простого юноши джентльмена. Для этого Пип должен поехать в Лондон, где его ждут перемены на лучшее будущее. Он рад, большие надежды сбываются!
В столице Пип уподобляется многим господам из высшего общества. Он напрочь забыл свою семью и ведёт разгульную жизнь. Пустая трата времени убила в Пипе все лучшие качества. Каково же было его прозрение, когда узнал кто его благодетель! Но об этом читайте в книге полностью.
Сколько серий покажут, а также их содержание
Сериал «Большие надежды» состоит из 1 сезона. В нем снято 16 серий. Каждая длится 50 минут.
Пока что, состоянием на 11 февраля, доступно описание только первых 8 серий.
1 серия
Девушка Эра очень романтичная. Она родом из маленького городка. Ее любимая книга «Алые паруса», и она, как и главная героиня, ждет своего единственного.
А вот в картине появляется и другая девушка – Зина. Она родилась в деревне. Девушка уверена в одном – все нужно брать в свои руки и не ждать у моря погоды. Зинаида сразу же положила глаз на Данилова – это местный красавчик, и старается все время доказать, что с ней он будет счастлив.
Неожиданно девушки встречаются. Теперь Эра и Зина – лучшие подруги.
2 серия
Эра наконец-то встречает мужчину, в которого без памяти влюбляется. Ее поклонник также заявляет, что давно мечтал о такой девушке.
Зинаида же видит своего любимого Данилова с другой девушкой. Она понимает, что парень настроен серьезно, поэтому принимает решение провести ночь с Хавчиком. И мужчина сразу же делает предложение Зине. Он обещает, что их будет ждать только светлое будущее. В качестве первого шага Хавчик угоняет автомобиль.
3 серия
Эра обзаводится новым поклонником – Виктором. Он всячески ухаживает за девушкой, дарит подарки и катает на дорогом автомобиле. Эра не спрашивает, откуда у него столько денег, и парень не стремится это раскрывать. Влюбленные собираются на море.
А вот с Зиной ситуация обстоит несколько иначе. Данилов не раз говорит ей, что от ухажеров девушки не стоит ожидать ничего хорошего. Но Зину это не волнует. Она заявляет, что со всем разберется сама.
4 серия
Обе подружки расстаются со своими парнями. Последовав примеру Хавчика, девушки устраиваются работать в казино. Там они срывают джек-пот! На Эру кладет глаз Михаил, он депутат. Мужчина моментально предлагает ей выйти за него. А вот Зина обзаводится красавчиком Владиславом.
И все было бы хорошо, но Эра встречает бедного студента из университета политехники – Андрея. И у нее сразу появляются чувства к парню.
5 серия
Эра бросает депутата Михаила и переезжает с Андреем в небольшой домик. Влюбленные живут очень бедно.
А вот Зинаида живет с Хавчиком. У парня каждый день возникает новая идея по бизнесу: то он разводит нутрий, то варит варенье. Но от его бизнес-идей одни хлопоты, поэтому Зина грозится его бросить. Но вскоре понимает, что беременна.
6 серия
Эра находит работу – теперь она ведущая прогноза погоды. Вскоре в девушку влюбляется ее начальник. Но Эра пытается отыскать Андрея, который пропал, не сказав ей ни слова. Она узнает, что парень уехал в Москву, и едет за ним.
Хавчик же начинает пропадать, Зина сильно переживает. А однажды за ее мужем приходит наряд милиции. Зинаида просит помощи у Данилова.
7 серия
Эра ищет Андрея. И вскоре жизнь девушки превращается в сказку, о которой та давно мечтала, но она заболевает.
А у Зины после встречи с Даниловым вновь разгораются давно забытые чувства.
Информация от издательства
Художественное электронное изданиеДиккенс, Ч.
Большие надежды: роман / Чарльз Диккенс; пер. с англ. Марии Лорие; сопроводит. статья Леонида Бахнова. – М.: Время, 2021. – (Сквозь время).
ISBN 978-5-00112-051-3
Роман Чарльза Диккенса (1812–1870) «Большие надежды», печатавшийся из недели в неделю в журнале «Домашнее чтение» с декабря 1860-го по август 1861-го и в том же году выпущенный отдельным изданием, до сих пор пользуется популярностью во всем мире. Переводы на все языки, множество экранизаций, ведущих свою историю с 1917 года, постановок и даже мультфильм… «“Большие надежды” получились самым цельным из всех произведений Диккенса, ясным по форме, с сюжетом, согласующим глубину мысли с замечательной простотой изложения», – писал знаменитый в Англии романист и исследователь творчества Диккенса Энгус Уилсон. Редко кто из читателей и зрителей «Больших надежд» – даже и в столь не похожей на викторианскую Англию России – не примерял на себя историю обычного мальчишки Пипа, волею судеб превратившегося в джентльмена и на всю жизнь покоренного холодной красавицей Эстеллой. Глубокое проникновение во внутренний мир, в психологию человека, увлекательный сюжет, изрядная толика юмора – нет сомнений, эту знаменитую книгу всегда будут читать и перечитывать.
При выпуске классических книг нам, издательству «Время», очень хотелось создать действительно современную серию, показать живую связь неувядающей классики и окружающей действительности. Поэтому мы обратились к известным литераторам, ученым, журналистам и деятелям культуры с просьбой написать к выбранным ими книгам сопроводительные статьи – не сухие пояснительные тексты и не шпаргалки к экзаменам, а своего рода объяснения в любви дорогим их сердцам авторам. У кого-то получилось возвышенно и трогательно, у кого-то посуше и поакадемичней, но это всегда искренне и интересно, а иногда – неожиданно и необычно.
В любви к «Большим надеждам» признаётся писатель и литературный критик Леонид Бахнов – книгу стоит прочесть уже затем, чтобы сверить своё мнение со статьёй и взглянуть на произведение под другим углом.
М. Ф. Лорие, наследник, перевод, 2017
Л. В. Бахнов, сопроводительная статья, 2017
Состав, оформление, «Время», 2017
Вместе навсегда
После описываемых событий прошло 11 лет. Филип решил остаться холостяком. Однажды, гуляя возле развалин дома мисс Хэвишем, он встретил Эстеллу, которая уже успела овдоветь. Пип и Эстелла покидают развалины вместе. Больше ничего не мешает их счастью.
Крушение надежд
Диккенс сделал Филипа Пиррипа своим литературным двойником. В действиях и настроениях героя автор изобразил свои собственные терзания. Роман «Большие надежды» частично автобиографичен.
Однако Диккенс никогда не любил заканчивать свои произведения трагически. Кроме этого, он слишком хорошо знал вкусы публики, которая вряд ли будет довольна печальным финалом. В конце концов, писатель принимает решение закончить роман «хэппи эндом».
Анализ произведения
Роман был написан в тот период, когда талант писателя успел достигнуть своей зрелости, но ещё не начал увядать или иссякать. Писатель противопоставил мир обеспеченных джентльменов, ведущих далеко не праведный образ жизни, убогому существованию простых тружеников. Симпатия автора находится на стороне последних. Аристократическая чопорность противоестественна и не присуща человеческой природе. Тем не менее, многочисленные правила этикета требуют фальшивого радушия к тем, кто неприятен, и холода к тем, кто любим.
У Пипа появилась возможность вести достойную жизнь, наслаждаться всем, что доступно самым обеспеченным слоям населения. Но юноша замечает, насколько ничтожны и жалки заменители подлинного человеческого счастья, которое невозможно купить даже миллионеру. Деньги не сделали Филипа счастливым. Он не может с их помощью вернуть родителей, получить душевное тепло и любовь. Пип так и не смог влиться в аристократическое общество, превратиться в светского человека. Для всего этого нужно стать фальшивым, отказаться от самого главного – от своей сущности. Это Филипу Пиррипу просто не под силу.
Ненависть – ещё одна человеческая эмоция, против которой восстаёт автор. Сестра ненавидит родного брата, которого вынуждена воспитывать после смерти родителей. Старая дева заживо похоронила себя в собственном доме, выбрав пожелтевшее подвенечное платье в качестве символа несостоявшейся личной жизни, презирая всех мужчин в лице одного. Ненависть мисс Хэвишем разрослась до таких размеров, что она стремится передать её Эстелле, превратить девочку в орудие мести. Одна из самых деструктивных эмоции приносит вред, в первую очередь, тем, кто её испытывает: сестра Пипа подвергается нападению, старая дева умирает от ожогов.
3.9
5
(
17
голосов
)
Основные персонажи романа
Главные герои:
Оливер Твист – добрый и отзывчивый мальчик, сирота, чья жизнь с самого рождения была полна лишений и страданий.
Другие персонажи:
- Феджин – старик-еврей, предводитель воровской шайки.
- Чарли Бэйтс, Джек Даукинс – юные воры из банды Феджина.
- Билл Сайкс – жестокий, злобный грабитель.
- Нэнси – молодая воровка, подружка Сайкса, пожертвовавшая жизнью ради спасения Оливера.
- Ноэ Клейпол – помощник гробовщика.
- Мистер Браунлоу – добрый мужчина, благодетель Оливера.
- Мистер Гримуиг – лучший друг мистера Браунлоу, большой скептик.
- Роз – юная девушка, которая помогла Оливеру, впоследствии оказалась его родной тетей.
- Доктор Лосберн – друг мисс Роз, который помог Оливеру поправить здоровье.
- Гарри Мэйли – молодой человек, влюбленный в Роз.
- Мистер Бамбл – приходской служитель.
Актеры и роли
- Татьяна Бабенкова — Эра Шалевич
- Анфиса Черных — Зина Тарасенко
- Олег Гаас — Александр Данилов
- Евгений Антропов — Коля Горюнов (Хавчик)
- Василий Симонов — Андрей Ракитин
- Джульетта Геринг — мать Эры и Севы
- Ян Цапник — Александр, отчим Эры
- Елена Яковлева — Галина Ивановна, мать Зины
- Леонид Громов — Анатолий Тарасенко, отец Зины
- Алексей Демидов — Витя, парень Эры, бандит
- Евгений Сахаров — Серый, приятель Вити
- Никита Лобанов — Роман Иванов
- Владимир Курцеба — Янис, латышский бизнесмен
- Кирилл Жандаров — Меркулов, литературный критик
- Даниил Белых — Гарик, бизнесмен
- Кирилл Сафонов — Влад, игрок
- Максим Онищенко — Ренат, бизнесмен
- Артём Осипов — Михаил, депутат
- Наталия Селиверстова — Лариса Леонидовна, преподавательница
- Виктория Верберг — Майя Михайловна, мать Хавчика
- Наталья Качалкина — Света, жена Хавчика
Награды и номинации[править | править код]
Полный перечень наград и номинаций — на сайте IMDB
Премия | Категория | Имя | Результат |
BAFTA TV Award 2012 | Best Photography and Lighting: Fiction | Флориан Хоффмейстер | Победа |
Премия BAFTA за лучшую работу художника-постановщика | Дэвид Роджер | Победа | |
Лучшее достижение в области специальных визуальных эффектов | Генри Баджетт, Люси Эйнсуорт-Тейлор, Анжела Барсон | Победа | |
Прайм-тайм премия «Эмми» 2012 | Outstanding Art Direction for a Miniseries or a Movie | Джо Корнштейн, Дэвид Роджер, Пол Жирардани | Победа |
Outstanding Cinematography for a Miniseries or Movie | Флориан Хоффмейстер | Победа | |
Outstanding Costumes for a Miniseries, Movie or a Special | Энни Симонс, Ивонн Дакетт | Победа | |
Outstanding Main Title Design | Том Бромвич, Роди Кайя, Ник Беннс | Победа |
Тема воспитания детей в английском обществе
Однажды Пип во время визита к мисс Хэвишем на лестнице встретил незнакомца, который совершенно его не зная, замечает: «Я кое-что знаю о мальчиках и могу сказать – народец вы неважный». Это является распространенным взглядом современного писателю общества на детей. Этому взгляду Диккенс противопоставляет острую сатиру на родителей и опекунов. Как правило, в 20 веке считалось, что ошибки детей обусловлены недостатками родителей и общества, большая часть викторианских писателей вину за страдания детей возлагала именно на родителей.
Замечание 2
Э. Уилсон отмечает, что эмоциональный акцент на детях в произведениях Ч. Диккенса является новым поворотом в литературе.
Пип в самом начале романа находится на кладбище, на котором похоронены его родители и пять младших братьев. И это освещает одну из граней отношения к детям в викторианском обществе: дети часто умирали в младенчестве, следовательно, сменяли друг друга. Из 1000 родившихся живыми детей в 1861 году возраста пяти лет достигли только 522 ребенка. Частично это объясняет отсутствие эмоциональной привязанности родителей к детям.
Равнодушие, невежество и жестокость к детям – это результат кальвинистских взглядов Уэсли, которые были очень популярны в то время. Считалось, что с самого рождения дети пропитаны злостью, и благочестивым и благоразумным родителям следует пристально следить за их поведением.
Диккенс в своем романе показывает, что благосостояние детей подрывала философия абсолютных родительских прав. Так, мистер Покет в семье подчиняется власти своей супруги. Подчинение мужа жене, когда на карте стоит благосостояние ребенка, озадачивает людей той эпохи, ибо согласно общественным устоям первостепенное значение должны иметь права отцов. Власть отца призвана защищать, но он бесхарактерный человек.
Согласно кальвинистской философии Джона Уэсли, дети из-за первородного греха неспособны к хорошим поступкам. Ж.-Ж. Руссо в противодействие этому мнению выдвинул свою идею о невинности ребенка, его неспособности к злу. Большинство людей викторианской эпохи придерживались взглядов Уэсли, сам же Ч. Диккенс был сторонником идеи Руссо.
Социальная критика
Роман «Большие надежды» относится к зрелому периоду творчества Диккенса. Мишенью критики автора становятся пустая и часто бесчестная (но обеспеченная) жизнь джентльменов, которая противопоставляется великодушному и скромному существованию простых тружеников, а также чопорность и холодность аристократов. Пип как честный и бескорыстный человек не находит себе места в «светском обществе», а деньги не могут сделать его счастливым. На примере Абеля Мэгвича Диккенс показывает, как бремя бесчеловечных законов и несправедливых порядков, установленных лицемерным обществом и применяемых даже к детям, приводит к постепенному падению человека.
В истории главного героя чувствуются автобиографические мотивы. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. Первоначальным замыслом писателя было закончить роман трагически; однако, Диккенс всегда избегал тяжёлых концовок произведений, зная вкусы своей публики. Поэтому он не решился окончить «Большие надежды» полным их крушением, хотя весь замысел романа ведёт к подобному концу.
Мисс Джин Броди из книги «Расцвет Мисс Джин Броди»
Автор Мюриэл Спарк
Учителя — ответственные и чуткие люди, на которых всегда можно положиться в том, что касается обучения и воспитания детей. Или нет? Ученицы мисс Джин Броди поспорили бы с этим утверждением. На первый взгляд, в её методах преподавания нет ничего криминального — она просто не согласна с традиционными представлениями об образовании и предпочитает более личный подход.
Например, она регулярно ходит в музеи и галереи вместе со своими четырьмя любимыми ученицами. Проблема в том, что вместо искусства она предпочитает обсуждать с ними свои любовные похождения и симпатию к лидерам набирающего силу фашизма. Юные девушки в восторге от своей наставницы и мечтают во всём походить на неё. Они не знают, что учительница не преминет воспользоваться этим в своих целях, что приведёт не к одной трагедии.
Фигура харизматичной, но не всегда благонамеренной наставницы стоит в центре не одного сюжета. Похожая динамика отношений между преподавательницей и ученицами описана в романе Шилы Колер «Трещины», в экранизации которого Ева Грин исполнила роль эксцентричной учительницы в частном пансионате.
Экранизации[ | ]
Роман Диккенса был неоднократно экранизирован:
- «Большие надежды» (1917), режиссёр Роберт Виньола (США).
- Большие надежды (1922), режиссёр А.В. Сандберг (Дания)
- «Большие надежды» (1946), режиссёр Дэвид Лин, по мнению критиков — одна из лучших, если не лучшая, экранизация произведений Диккенса.
- «Большие надежды» (1998), режиссёр Альфонсо Куарон — попытка осовременить историю, перенеся её в Америку 1990-х годов.
- «Большие надежды» (1999), режиссёр Джулиан Джаррольд
- «Большие надежды» (2011), режиссёр Брайан Кирк
- «Большие надежды» (2012), режиссёр Майк Ньюэлл
- «Fitoor (англ.) » (2016), режиссёр Абхишек Капур
- Вокруг романа построен сюжет фильма «Мистер Пип (англ.) » (2012) режиссёра Эндрю Адамсона
- На романе основан эпизод «Пип» мультипликационного шоу South Park.
Роман «Большие надежды» как классический роман воспитания
Роман «Большие надежды», написанный в 1860-1861 гг., является классическим романом воспитания. Произведение сохраняет в своем содержании основные компоненты, присущие жанру (цикличность, история рода, познание и воспитание через испытания и т.д.).
Темой романа является неправильное воспитание.
Один из главных героев произведения, Пип, остался без родителей. Мальчика взяла на попечение старшая сестра с мужем Джо. Обращение женщины с ребенком было не в меру жестоким. Миссис Джо, сестра Пипа, была очень хорошей, чистоплотной хозяйкой, но обладала редким умением превращать чистоту во что-то более неприятное и неуютное, чем грязь. Женщина всегда была занята. Настолько занята, что церковь посещала «через доверенных лиц».
Эстелла – еще один центральный персонаж романа. Девочка росла в доме полубезумной аристократки миссис Хевишем. Она воспитывала Эстеллу сообразно своим представлениям о жизни и вырастила из нее настоящую роковую красавицу. Миссис Хевишем с детства избаловала девочку и привила ей ненависть к мужскому полу.
Джо на протяжении всего произведения создает впечатление кроткого, покладистого мужчины, который очень боялся свою жену до самой ее смерти. результат подобной покладистости – абсолютное отсутствие своего мнения или страх, неумение его выразить.
В романе автор характеризует миссис Хевишем как полубезумную аристократку. В канун свадьбы женщину бросил жених, и это стало причиной ее довольно странного, замкнутого образа жизни. Миссис Хевишем с каждым годом доводила чувство презрения к людям до совершенства, и передала его своей воспитаннице Эстелле.
Результаты воспитания и Пипа, и Эстеллы плачевны. Мальчик для себя выбрал пассивный способ достижения цели. Пип ждет, что однажды счастье на него неожиданно свалится с неба, как и богатство, которым он завладел благодаря своему благодетелю.
Пип переезжает в Лондон, где начинает вести светскую жизнь. Он бесцельно тратит деньги, проводит дни в праздности, не имея перед собой никаких целей. Пип начинает делать долги, устраивать обеды, записывается кандидатом в члены клуба «Зяблики в роще», даже не зная, с какой целью он был создан.
Эстелла стала именной такой, какой ее старательно воспитывала мисс Хевишем. С полной уверенностью можно сказать, что эта полубезумная аристократка преследовала собственные корыстные цели и их добилась. Женщина выбрала Эстеллу для мести всем мужчинам, вырастив из девочки роковую, надменную красавицу. Она учила Эстеллу разбивать мужчинам сердца, не испытывая жалости. Эстелла не умела любить. От девушки исходило только презрение. Но за такое воспитание поплатилась сама аристократка. Мисс Хевишем стала требовать от Эстеллы в свой адрес невозможного – любви. Но любить она ее не научила.
В романе «Большие надежды» Ч. Диккенс показывает ничем не прикрытую «голую правду». Писатель безжалостно обличает недостатки современного ему общества. Диккенс считает, что нравственность человека формируется именно во взаимодействии с социальным окружением, и неправильное воспитание является одним из главных недостатков общества.
Сюжет
Две подруги Эра и Зина мечтают о простом женском счастье. Они хотят встретить молодого человека, который будет красив, умен и обеспечен. Но что же для них подготовила сама судьба?
Никому не секрет, что Зина влюблена в Данилова. Но Данилов гуляет с другими девушками и не спешит быть в серьезных отношениях с Зиной. Зина это понимает, но надеется, что когда-нибудь Данилов ее заметит. Но это не случается. Данилов встречает девушку, с которой у него возникают серьезные отношения. Увидев их вдвоем, Зина очень расстраивается. Рядом с ней в этот момент оказывается Хавчик. Они вместе проводят ночь. Хавчик рад, что рядом с ней оказалась такая красивая девушка, как Зина. Теперь он готов исполнить все желания Зины, главное чтобы она была с ним. Зина же хочет богатой жизни и любви. Но любовь Хавчик ей вряд ли сможет дать, а вот богатство дать он постарается. После этого Зина начинает жить с Хавчиком, а он тем временем старается исполнять все желания девушки. Но у него ничего не получается. Он пытается несколько раз начать свой бизнес, но не выходит. Зина каждый раз говорит ему, что уйдет от него, если будет так продолжаться. Позже она узнает, что ждет ребенка.
Тем временем, Эра продолжает мечтать о любви и о принце на белом коне. Она встречает молодого человека, который дарит ей с первого дня сказку. Но эта сказка не продолжается так долго, как хотелось бы. Таким образом, девушка не первый раз обманывается. Потом, все же встречает свою любовь – Андрея. Но и с ним не все так просто.
Съёмки фильма[править | править код]
В июле 2011 года во время трёхдневных съемок BBC использовало Холденби-хаус (англ.)русск. близ Нортгемптона, чтобы отснять внешние планы вымышленной усадьбы из фильма. Для превращения здания в другое, съёмочная группа предварительно потратила 4 дня и ещё 2 дня всего, чтобы вернуть прежний вид 21-го века. Персоналом было использовано 80 тонн грязи, водорослей и лиан, чтобы придать дому упадочный вид Сатис-хауса из фильма.
Внутренние планы усадьбы были сняты в особняке Лэнглибьюри (англ.)русск., бывшем загородном доме и имении близ Уотфорда, Хертфордшир. Отдельные сцены были сняты в Холденби-хаусе (англ.)русск..
Кузница Гарджери была построена в болотистой местности на востоке графства Эссекс в деревне Толлесбьюри (англ.)русск., в то время как в открытых сценах сериала видна деревенская церковь святого Томаса Бекета Кентерберийского, расположенная в заброшенной деревне графства Кент.
Сцена с лошадьми, наблюдаемыми Эстеллой из окна, снята в парке Остерли (англ.)русск..
Территория Гринвичского госпиталя была использована для съёмок офиса Джаггера при знакомстве Компейсона и Орлика.
Подбор актёров
Британские медиа (The Independent, The Guardian, The Daily Telegraph
) высказывали некоторые опасения относительно выбора Джиллиан Андерсон на роль мисс Хэвишэм.
Ярлыки
- А. Блок (стихи)
- А. В. Вампилов
- А. Д. Деменьев
- А. Н. Островский
- А. П. Сумароков
- Адвокат дьявола
- Алхимик
- Амок
- Ангелочек
- Андрей Вознесенский
- Анна Каренина
- Анна на шее
- Анфиса
- Баргамот и Гараська
- Бегущая по волнам
- Бедные люди
- Бездна
- Бернхард Шлинк
- Бесприданница
- Божественная комедия
- Большие надежды
- Боян
- Бригадир
- Былины
- В смерти — жизнь
- В. В. Маяковский
- В. Я. Брюсов
- Вадим Новгородский
- Валя
- Василий Тёркин
- Ветер Геттисберга
- Вечера на хуторе близ Диканьки
- Вечерний гость
- Взаперти
- Вий
- Вишнёвый сад
- Властелин колец
- Война и мир
- Волшебник из Гель-Гью
- Восхождение
- Всеслав-Чародей
- Встреча через триста лет
- Вычислитель
- Гадкие лебеди
- Ген Атлантиды
- Гензель и Гретель
- Генри Джеймс
- Генрик Сенкевич
- Герой нашего времени
- Гидронимия
- Голубая чашка
- Голый король
- Горе от ума
- Город мастеров
- Горячий камень
- Грабёж
- Гранатовый браслет
- Гроза
- Губернатор
- Гуси-лебеди
- Д. И. Фонвизин
- Дама с камелиями
- Дающий
- Двойник
- Дед Мороз
- Демьян Бедный (стихи)
- Деревенским женщинам
- Дети кукурузы
- Дети подземелья
- Дом с мезонином
- Домби и сын
- Домик в Коломне
- Древнерусская литература
- Душечка
- Евгений Онегин
- Елеазар
- Емельян Пугачёв
- Жемчужное ожерелье
- Жилблаз
- Жорж Бернанос
- За пределами моего разума
- Замок
- Записки сумасшедшего
- Звезда Соломона
- Земля Санникова
- Злоумышленник
- Змитрок Бядуля
- Зов Атлантиды
- И грянул гром
- И. А. Бунин
- И. С. Тургенев
- Иван
- Иван-дурак
- Иваново детство
- Игра в бисер
- Игра Джералда
- Илья Ильф и Евгений Петров
- Имя и образ
- Имя розы
- Ионыч
- История Пугачёва
- Иуда Искариот
- Калина красная
- Капитан Тенкеш
- Капитанская дочка
- Карло Гоцци
- Кафедра
- Каштанка
- Кино
- Китаец
- Классицизм
- Клеветникам России
- Клубок 31
- Книжный лоток
- Княжна Мими
- Колесо времени
- Конан
- Констанция Буйло
- Кощей Бессмертный
- Красная Шапочка
- Крыжовник
- Куджо
- Курочка-ряба
- Куст сирени
- Л. Н. Толстой
- Лёгкие миры
- Леди Макбет Мценского уезда
- Лингвистика
- Лингвокультурология
- Литературная ономастика
- Локон
- М. А. Булгаков
- М. Е. Салтыков-Щедрин
- М. М. Херасков
- Майская ночь
- Макбет
- Максим Богданович
- Маленький Принц
- Матрёнин двор
- Маша и Медведь
- Мёртвые души
- Миргород
- Молитва о крыльях
- Мораль пани Дульской
- Морская раковина
- Москва 2042
- Мост через вечность
- Мцыри
- Мысль
- Мэри Поппинс
- Мэри Шелли
- Н. Г. Чернышевский
- Наша Вера Ивановна
- Не хлебом единым
- Невский проспект
- Недоросль
- Нечто необозначенное
- Нос
- О любви
- Обломов
- Образ князя И. Ф. Паскевича
- Образ Медведя
- Образ розы
- Образ смеха
- Обрыв
- Общая топонимика
- Обыкновенная история
- Овидий
- Овцебык
- Огнём и мечом
- Ойконимия
- Оно
- Ономастика
- Осенние цветы
- Отборное зерно
- Очарованный странник
- Очень тесное место
- П. А. Плавильщиков
- Павел Первый
- Пастух и пастушка
- Пенсне
- Перевал
- Переполох
- Пересадка сердца
- Песня о Буревестнике
- Песочный человек
- Пиковая дама
- Повести Н. В. Гоголя
- Подземная Москва
- Подросток
- Попрыгунья
- Попрыгунья-Стрекоза
- Портрет
- Портрет Дориана Грея
- Поэтонимы
- Прекрасное далёко
- Преступление и наказание
- Приключения маленького тракториста
- Прогулка среди могил
- Проклятые короли
- Пророк
- Пустышка
- Пятая гора
- Рассказы М. А. Булгакова
- Рассказы Н. С. Лескова
- Репка
- Рождественская сказка (М. Е. Салтыков-Щедрин)
- Роковые яйца
- Романтизм
- Ромео и Джульетта
- Росслав
- Русская литература XVIII века
- Русский лес
- Семья вурдалака
- Сентиментализм
- Сентиментальный роман
- Сергей Орлов
- Серый автомобиль
- Синяя звезда
- Синяя Птица
- Сказки
- Сказки А. С. Пушкина
- Скеллиг
- Слово о полку Игореве
- Смерть чиновника
- Смятение чувств
- Снеговик
- Собака
- Собачье сердце
- Советская литература
- Солярис
- Сон в летнюю ночь
- Сотников
- Старая песня на новый лад
- Старосветские помещики
- Старуха Изергиль
- стихи
- Стихотворения А. С. Пушкина
- Страна Оз
- Странная жизнь Ивана Осокина
- Страх
- Судьба человека
- Суламифь
- Сущность
- Тарас Бульба
- творчество Н. В. Гоголя
- Тело
- Тень
- Территория
- Типы заглавий
- Тихий Дон
- Топонимическая теория
- Топономастика
- Тоска
- Трагик поневоле
- Труп
- Уильям Вордсворт
- Унтер Пришибеев
- Упырь
- Устрицы
- Утраченные иллюзии
- Ф. М. Достоевский
- Фамилии
- Фёдор Сологуб
- Филологический анализ текста
- Философия имени
- Философия языка
- Фольклорные имена
- Хвастун
- Хоббит (Туда и обратно)
- Художественая ономастика
- Художественная литература
- Чайка
- Чайка по имени Джонатан Ливингстон
- Чарльз Диккенс
- Человек в футляре
- Чёрная Река
- Чёрный принц (Праздник любви)
- Чёртово колесо
- Чертогон
- Чудесный доктор
- Чук и Гек
- Чума Атлантиды
- Шило в мешке
- Шинель
- Шпиль
- Эдуард Асадов (лирика)
- Эзотерическая лингвистика
- Я. Б. Княжнин
- A very tight place
- Black River
- It
- Suffer the little children
- The body
- The giver
- The Maze Runner