Русские стихи

Анализ произведения и.а. бродского «я вас любил» | литерагуру

Жанровые особенности

Жанр этого стихотворения тяжело определить с филологической точки зрения, потому что завязка и кульминация отличаются смысловым содержанием от развязки. Иногда Бродский указывал жанр в самом заглавии, например, как в стихотворении «Элегия», но здесь другой случай.

Большинство исследователей относят «Холмы» к философскому рассуждению. В тексте решаются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения и смысла существования. Это доказывает мнение ученых.

Стихотворение написано ямбом — это самый распространенный размер стихотворений. Возможно, Бродский делает это намеренно, чтобы показать простоту жизни, по сравнению со смертью.

Средства выразительности

Это произведение основано на сопоставлении и противопоставлении: смерть – это равнина (кустарник, крик, машины, тюрьма, стёкла); жизнь – это холмы (юность, сотни улиц, боль, гордость, любовь). Оно насыщено не только символами, но и разнообразными выразительными средствами.

  • Эпитеты – “розовый шпиль”, “заросший пруд”, “страшный крик”, “внезапно распахнулись”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”, “красное млеко”, “кошмарный скелет”.
  • Метафоры – ”пространство росло меж них”, “кусты распахнулись”, “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада облаков”, “царила жара”, “чернела в ряске дыра”.
  • Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “кусты расступились”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
  • Сравнение – ”как будто раскрылась земля”, “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода.

В стихотворении много лексических повторов: “красный” (млеко, дети, пути, вагон), “смерть”, “холмы”.
Эти же слова составляют анафоры: “холмы – это наше страданье/ холмы – это наша любовь, холмы – это крик, рыданье…”
Контекстуальные антонимы создают основу для сопоставления и противопоставления – “боль/гордость”, “мечты/боль”, “мечты/горе” и другие.
Многие предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.
Для синтаксиса также характерно использование длинных рядов однородных членов, например: “розы, герань, гиацинты, пионы, сирень, ирис…”

В стихотворении определяющим становится мотив смерти, основной мотив поэтов-романтиков, к которым можно отнести и раннего Бродского.
Финал стихотворения чётко выражает позицию автора: “Смерть – это только равнины,/ Жизнь – холмы, холмы”.

История создания

Написано данное стихотворение было в 1958 году, и было одним из первых произведений автора. Бродский был не признан властью, так как поднимал неугодные вопросы в своем творчестве. Это можно назвать своего рода комплиментом, так как значит, что его творчество сумело задеть и затронуть действительно важные проблемы. А ни это ли главное для творца?

Бродский являлся русско-американским поэтом, что отражается и на его творчестве. Стихотворения Бродского в корне отличаются от трудов русских авторов, поскольку они как-бы «пропитаны» английским духом. Да и темы в его трудах поднимаются отличные от привычных русскому человеку.

Вся поэзия автора философская, проникновенная, с большим количеством метафор. Тема данного произведения стала открытием автора. Поэт не забыл отблагодарить англичан, натолкнувших его на создание данного произведения, поставив эпиграф, в котором использовал слова Шекспира.

Жанр, направление, размер

В лирическом стихотворении «Пилигримы» можно заметить некоторые черты такого жанра лирики, как гимн. Песнь, которая сообщает о героях, восхваляет их подвиг – это и есть гимн. В данном случае героями являются пилигримы. Но не те пилигримы-богомольцы, паломники, которые направляются к святым местам, дабы совершить преклонение, а пилигримы – странники, которые находятся в поисках «своей» истины. Они также непреклонны и смиренны, служат высшим идеалам, их стремление – это подвиг, поэтому их, без сомнений, можно считать героями, достойными воспевания их свершений. Также данное произведение можно отнести к элегиям, так как оно является размышлением автора.

Бродский – поэт постмодернистского периода. Стилизация – особенность, присущая данному направлению, ярко отображенная в стихотворении «Пилигримы». Автор обращается к темам, идеям, героям предыдущих течений, модифицирует их, создавая что-то новое на «скелете» старого. Также постмодернизму присущи интеллектуальность, минимализм, что также просматривается в данном произведении.

Размер стихотворения «Пилигримы» – трёхстопный хорей с дибрахием. Рифмовка встречается и перекрёстная, и последовательная с женской рифмой.

Средства выразительности

  1. Читая стихотворение Бродского, чувствуешь внутреннюю напряженность и скрежет. Такой эффект производит изобилия шипящих звуков «жар». «хруст». Во всем тоне произведения чувствуется сплошная безысходность
  2. Автор применяет эпитеты: «сильно, безнадежно»
  3. Метафоры вовсе уж необычны: «ширококостный хруст». Действительно, создается впечатление, что кости хрустят. Это совершенно не присуще любовной лирике.
  4. Автор прибегает к гиперболе. У героя «все разлетелось к черту на куски»
  5. Автор при всей напряженности стиха пытается иронизировать. Когда герой собирается застрелиться, то у него не оказывается оружия
  6. Сравнение: «любил так сильно, так дай вам бог…»
  7. Вульгаризмы. Здесь следует отметить, это уже совсем далеко от любовной лирики
  8. Архаизмы: слово «сей»
  9. Разговорная лексика «горазд» так же несвойственна лирике
  10. Эллипсис: выражение «дай вам Бог- но не даст»
  11. Риторика

Творчество Иосифа Бродского очень необычно. Он не размазывает чувство любви по строкам, как сладкое варенье или мед. Прочитав первую строку «Я вас любил…», читатель ожидает сладкой истомы, но не этого хочет автор. Счастливый конец и нежности не по нему. Его герой – это личность, причем личность неординарная, готовая на все.

Одни литературные критики считают Иосифа Александровича вторым Пушкиным. Они считают, что он продолжает традиции Пушкина, другие опровергают эту идею. Пушкин был истинно русским поэтом. Бродский же, в отличие от него эмигрировал из России. Он никогда не жалел о том, что живет за границей. Все ему было там близко и возвращаться он не собирался. Даже место купил на Нью-Йоркском кладбище для себя. Там и был похоронен.

Композиция

Поэт делит свое произведение на три части, где первые две – это символические истории: первая – о жизни двух людей, поднимавшихся над обывательщиной, вторая – об их смерти и о том, как она повлияла на тех обывателей, от которых они стремились отгородиться.

Основной является третья часть, которая представляет собой философские размышления Бродского о сущности жизни и ее противоположности – смерти. Первую поэт описывает очень горько, но жизнь для него наполнена особым смыслом, поэтому он передает ее самыми сокровенными понятиями: любовь, юность, гордость. Даже боль – это все же жизнь.

Образы и символы

В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.

Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:

Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.

Полный текст стихотворения

Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.

Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.

Композиция стихотворения

Стихотворение является большим по объему. Композиционно Бродский делит его на три части:

  1. Жизнь двух людей, которые взирали с высоты на обычную жизнь. Описание их места, детали досуга. Эта часть похожа по настроению на «Август», который поэт написал в 1996 году.
  2. Смерть героев и события, повлекшие известие об их гибели. Реакция тех самых обыкновенных людей.
  3. Философские размышления Бродского на тему жизни и смерти. Эта часть является самой главной. Предыдущие две плавно подводят к изложению главных мыслей, указанных в третьей.

Все части стихотворения полны горечи и боли. Поэт описывает события ярко и живо, что заставляет полностью окунуться в повествование. Этим самым он пытается сказать, что все — юность, гордость, любовь, убийство — является жизнью.

Композиция

По правилу классического сонета «Я вас любил» написано в 14 строк. Это приближает произведение к классике. Но, грубо нарушая правила, поэт делит стихотворение на отрезки по семь строк.

«Я вас любил» делится на четыре части:

  • Тезис
  • Антитезис
  • Синтез
  • Развязка

Рассматривая каждую часть, можно четко увидеть нарушения канонов сонета.

  1. В первой части завязывается сам сюжет и задается тон произведения
  2. Вторая часть показывает конфликт, разъясняет действия героя
  3. Третья часть повествует о принятии твердого решения и ясного выхода их конфликта. Герой решил перестать бороться за свою любовь
  4. В третьей части нет философского заключения. В ней дается разъяснение конфликта и действий героя.

Основная идея

«Проживши столько лет с тобой в разлуке, я чувствовал вину свою…» — эти строки можно считать выражением основной мысли стихотворения. Таков смысл произведения «Любовь». То, как автор относится к поднятой теме произведения, и является его идеей. Микро-тема стихотворения — это страдание от разлуки с любимой, соответственно, идеей можно считать сожаление о не сбывшейся любви.

Поэтов, чьи стихи подвергаются анализу, мы, естественно, не знаем лично, не можем с ними познакомиться, пообщаться. О них мы узнаём от современников, больше всего мы приближаемся к ним, знакомясь с их произведениями, хотя эти знакомства очень и очень субъективны. Поэтому об истинной идее произведения мы можем лишь догадываться, предполагать.

Данное стихотворение также можно рассмотреть с ракурса признания своей вины публично. Автор пишет о неспокойном сне, муках, бесконечных мыслях, которые предлагают альтернативное развитие событий, чем беспокоят поэта.

Данные строки никак нельзя прочитать иначе. Чувство вины и сожаления — вот главная мысль стихотворения Бродского «Любовь».

Жанр

В стихотворении есть эпическое начало (история двух друзей, встречающихся на холме) и лирическое (эмоциональный отклик автора на смерть героев), поэтому, а также из-за большого объёма, исследователи нередко называют его поэмой. Видна близость “Холмов” и к балладе (сюжетному стихотворению, зародившемуся в западном средневековье).

Это философское произведение, в котором автор рассматривает вечные вопросы жизни и смерти. Оно написано дольником (вид тонического стиха, в строках которого совпадает число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0). Балладный сюжет определяет и его ритмическую структуру: испанские “романсеро” в русских переводах имели тот же ритм и размер.

История создания стихотворения

«Я вас любил» воспринимается читателем как отдельное стихотворение. Однако это не так. Само по себе произведение- это сонет. Но по своему строению это не классический сонет.  Произведение является шестым  в цикле сонетов «Двадцать сонетов к Марии Стюарт».

Во время прогулки по Люксембургскому саду поэт увидел аллею скульптур. Они изображали выдающихся женщин. Был там и образ Марии Стюарт

Эта легендарная женщина всегда приковывала его внимание. Выдающаяся женщина, королева Шотландии и Франции, была очень-очень похожа на Марианну Басманову, его тогдашнюю возлюбленную

Поэт в то время все стихи посвящал этой женщине, будучи пламенно влюбленным в нее.

Еще в детстве Бродский посмотрел фильм о Марии Стюарт. Он назывался «Сердце королевы». Роль королевы в нем сыграла Цара Леандер. На всю жизнь образ королевы запечатлелся в памяти поэта. И вот тогда родился цикл сонетов, посвященный королеве.

История создания

Стихотворение «Пилигримы» относится к раннему творчеству автора. Первые произведения датируются 1956 годом, хотя сам поэт отмечал, что писать он начал лишь с 18 лет, то есть двумя годами позднее.

Первые стихи Иосифа Бродского имеют направленность, схожую с направленностями английских поэтов. Его стихи проникновенны, они философичны и метафоричны. Также тема, поднятая в данном произведении, нетипичная для русской поэзии, она позаимствована у тех же английских писателей. Но следует уточнить, что тема эта преобразована, изменена, то есть её с уверенностью можно считать «открытием» и находкой поэта Бродского.

Но Иосиф Александрович всё же отдал дань английским «вдохновителям», поставив эпиграф перед стихотворением, строки которого взяты из шекспировского произведения: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов».

Композиция

Формально состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Поэт делит свое произведение на три части, где первые две – это символическая история двух людей, поднявшихся над обывательским сознанием. Их смерть повлияла на горожан, от которых они стремились отгородиться.

Основной является третья часть, которая представляет собой философские размышления Бродского о сущности жизни и её противоположности – смерти. Первую поэт описывает очень горько, но жизнь для него наполнена особым смыслом, поэтому он передает её самыми сокровенными понятиями: любовь, юность, гордость. Даже боль – это всё-таки жизнь.

Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»

Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих. Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными. В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.

Многие, столкнувшись с подобным непониманием, утешают себя мыслями о будущем, строя иллюзии по поводу того, что вот пройдет время и все изменится к лучшему. Однако мало кто отдает себе отчет, что жизнь способна сломать хребет даже очень стойким и целеустремленным людям. Поэтому для достижения того самого понимания и благополучия часто приходится поступаться собственными принципами. Иосиф Бродский не готов платить столь высокую цену за душевное спокойствие, поэтому не хочет думать о будущем. «Когда плюет на человечество твое ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности», — дает поэт самому себе дельный совет.

Бродский уже не настолько наивен, чтобы верить в чудеса. Поэтому будущее представляется ему далеко не таким радужным, как его сверстникам. Наоборот, поэт интуитивно чувствует, что впереди его ждут куда как более серьезные испытания, выйти победителем из которых ему будет весьма сложно. Поэтому, заглядывая в будущее, автор предполагает, что спустя какое-то время станет с ностальгией вспоминать себя сегодняшнего. Бродский считает, что лучше сейчас «поклониться данности», т.е. научиться воспринимать жизнь без иллюзий, чем потом с сожалением вспоминать о тех безмятежных днях, которые с небольшой натяжкой даже можно будет назвать счастливыми. Под «данностью» поэт подразумевает все то, что его окружает. Это и могилы великих людей, которые потом покажутся «милыми», и короткие, на первый взгляд дороги, который впоследствии «покажутся тебе широкими». Даже «убогие мерила» бытия, на которые сейчас в силу молодости ориентироваться совершенно не хочется, впоследствии станут надежными перилами, «удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице», именуемой жизнью.

Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.

Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.

Образы и символы

Лирическим героем произведения «Пилигримы» является «человек со стороны», свидетель, который следит за происходящим действием, за шествием пилигримов. Он спокойный, рассудительный и рассуждающий наблюдатель.

Главными героями произведения «Пилигримы», основным образом стихотворения являются пилигримы. Но поначалу автор обрисовывает пейзаж, чем подготавливает воображение читателя к глубокому образу странников.

Эти две строки обозначили степень необычности происходящего. Синий цвет – это цвет загадки, тайны, верности и глубины. Поэтому солнце, одно из символических значений которого созидание, именно этого цвета. Также синий цвет – это вечность. Соединив все эти расшифровки воедино, мы получаем очень мощный образ, образ общечеловеческого пути, поиска истины, поиска вечности, символом которого является синее солнце.

Образ самих пилигримов, о которых написано всего четыре строки, тоже достоин особого внимания

Внешность их автор описал так: «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты», но внутренне они содержат в себе «целый мир», закаты и рассветы, то есть автор обращает наше внимание на полноту и уникальность каждого, на «огонёк» внутри человека, который и движет им, который и является причиной всех действий, поступков человека. Заурядная внешность в сочетании с уникальной «начинкой» — таков образ пилигримов, так можно охарактеризовать каждого человека, которые по сути и являются странниками

Далее поэт пишет о мире в общем, который останется таким же, как и был до «прихода» пилигримов.

Эти три строки повествуют о том, что мир стал прекрасней после «знакомства» со странниками, но «хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним…», то есть автор передаёт идею, что мир стабилен, он такой, какой есть, а «нежным» или «лживым» его делает сам человек.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.История создания – произведение было написано в 1903 г. летом, когда поэт пребывал в Константинополе, посвящено Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя, именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы, можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ и перекрестная АВАВ.

Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине. Лирика Иосифа Бродского очень приближена к лирике символистов, то есть строки произведения можно воспринимать по–разному. Остаётся лишь догадываться о реальном смысле стихотворений. Человеком-странником может быть изгнанник, политический протестант, может быть каждый человек, идущий «к самой сути», а возможно и всё человечество, пробирающееся сквозь века. Каждая из транскрипций имеет право на существование, каждое из прочтений не противоречит главной теме – странствие, путь, поиск.

Также стоит отметить тему внутреннего мира: увечные внешне странники очень красивы и богаты внутри. Люди с по-настоящему напряженной и активной внутренней жизнью часто неказисты на первый взгляд, потому что они не выпячивают свою индивидуальность.

Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты.

Настроение стихотворения «Пилигримы» спокойное и серьезное, автор настраивает нас на сосредоточенные раздумья.

Аудиозапись

Напоследок стихотворение «Одиночество прочитал нам Ефим Шефрим

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Краткий анализ

История создания – поэт написал это стихотворение в 1962 году, тогда же оно было прочитано в “Литературном кафе”.Тема стихотворения – противостояние жизни со смертью.

Композиция – произведение разделено на несколько частей. В первой рассказывается история двух людей, которые любили сидеть на холме, вторая посвящена их смерти, а третья – это философские рассуждения автора о жизни и смерти.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “розовый шпиль”, “разные склоны”, “страшный крик”, “вечерняя заря”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”.

Метафоры – “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада густых облаков”, “чернела в ряске дыра”.

Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “пар поднимался”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.

Сравнение – “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: