Михаил лермонтов 📜 прости! 📜 мы не встретимся боле

Анализ стихотворения «прощай…» (м. ю. лермонтов)

«Анализ стихотворения «К***» («Я не унижусь пред тобою…»)»

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов

Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье Федоровне Ивановой, в которую тогда был влюблён молодой поэт. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Лермонтов продолжает считать свою возлюбленную самой лучшей, несмотря на её измену. Если даже она — ангел, по его мнению, — так поступили, то каковы же все остальные.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Наталье Ивановой поэт посвятил много стихотворений. «К***» — это последнее лирическое послание, которое поэт написал для неё. В основу произведения положен приём антитезы: искренняя любовь противопоставлена коварной измене, а юношеские надежды — горестному разочарованию. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»), гиперболы («целый мир возненавидел», «в страсти стану клясться всем», «я был готов… целый мир на битву звать»).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Михаил Юрьевич часто употребляет риторические восклицания и вопросы. Также здесь встречаются анафоры: («И так пожертвовал я годы…- И так я слишком долго видел…», «Зачем так нежно обещала…- Зачем ты не была сначала…»). Все эти особенности произведения создают эффект взволнованной речи, наполненной глубоким чувством. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

Образование Лермонтова

В 1828 году, когда Мише исполнилось 14, его образование продолжилось в Москве, в «Благородном Университетском пансионе», где обучались молодые люди из знатных родов.


Автопортрет М. Ю. Лермонтова. (pikabu.ru)

Находилось заведение на Тверской улице, в нём было 6 классов. Пансион имел неразрывную связь с Московским университетом и дал России многих видных людей того времени. Здесь преподавали языки, русскую литературу. В то время опирались на традиции живого преподавания, ученики часто собирались на совместные чтения древних и современных писателей, представляли преподавателям свои первые литературные творения и рисунки

Во время обучения преподаватели обратили внимание на дикцию и таланты юного Лермонтова; кроме того, он хорошо рисовал и декламировал, прекрасно играл на скрипке и фортепиано


Рисунок, сделанный Лермонтовым на Кавказе. (pinterest.ru)

Михаил мог бы жить вместе с другими молодыми людьми, но бабушка не хотела так рано отрывать от себя любимого внука, и Михаил учился на полупансионе. Каждый вечер он возвращался домой, — бабушка для этого перебралась в Москву, наняв квартиру на Поварской улице.

В это время у юного Лермонтов появился воспитатель, Капэ, — офицер наполеоновской армии. Когда-то он попал в плен, да так и остался жить в России, Миша его очень любил. И именно от него он услышал первые истории о войне 1812 года, о Наполеоне, о настоящей воинской доблести, чести и славе. Любовь к Наполеону и интерес к Франции поэт сохранит всю жизнь.

Переезд в Москву

После Минеральных Вод, где он лечился, бабушка привезла его в Москву. Его ждал университетский благородный пансион. Благодаря пансиону благородных особ он проявил себя в математике, рисовании, игре на инструментах. Но главное — у него привился вкус к литературе. 1830: московский пансион был преобразован в гимназию. Этот год был значимым: он провёл лето в поместье родственников Столыпиных, а в сентябре стал студентом Московского университета. Благодаря университетскому обучению и окружению Лермонтов окунулся во все прелести жизни. Михаил участвует в вечеринках, где выступали поэты. Он посещает балы и маскарады, его можно увидеть на светских кружках.

Вдохновляющие женщины

Если кратко, то любовная лирика Лермонтова всегда была связана с печалью. Среди его вдохновительниц можно выделить такие женские образы:

Екатерина Сушкова — первая влюблённость поэта

Девушка сразу привлекла внимание. Она была светской кокеткой старше на несколько лет и не испытывала к нему пылких чувств

Всю обиду от неразделенной любви писатель передал в «Сушковском цикле», а именно в произведениях «Благодарю!», «К Сушковой…». Екатерина не рассматривала молодого человека в роли супруга, а их отношения продлились с 1830 по 1831 год. Спустя пять лет молодые люди встретились. Лермонтов стал бравым гусаром. Узнав, что Екатерина планирует выйти замуж за Лопухина, повёл себя хитро и искусно, скомпрометировав девушку перед окружающими. Напоследок сообщает, что её не любил, а лишь отомстил за насмешки. Эта краткая история стала основой незаконченного интимного романа «Княгиня Лиговская».
Варвара Лопухина — главная любовь в жизни Лермонтова. Чувства молодых людей были взаимными, но родители девушки решили отдать её замуж за помещика Н. Ф. Бахметьева. В связи с этим любовная лирика кардинально изменилась. Вареньке поэт посвятил немало произведений. Так, она является прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», а в драме «Два брата» автор раскрывает тему неравных браков. Брак Лопухиной был несчастливым, муж был очень ревнивым, а она никак не могла забыть Лермонтова. Лирика поэта в этот период привлекает нежностью и красотой, а произведения трогают до глубины души. Автор осознаёт, что влюблённым не суждено быть вместе, поэтому стремится уйти от мира, любви, окружая себя мученичеством: «Душа моя должна прожить в земной неволе недолго…». После смерти Лермонтова женщина окончательно ослабла, не хотела восстанавливать силы и в 36-летнем возрасте умерла. Лермонтов увековечил историю их любви в романе «Сказки Золотого века».
Екатерина Быховец — это дальняя родственница Лермонтова, с которой он познакомился у тётки. Женщина напоминала ему Лопухину — это видно по его творению: «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Любовная лирика утрачивает былую силу, стихи наполнены грустью об утраченных чувствах, драматизмом. Только с Быховец Лермонтов был настоящим, но постоянно грустил, скорее всего, ожидая надвигающуюся беду. Женщина была вместе с ним в момент дуэли.

Наталья Федоровна Иванова

В 1831 году Лермонтов увлекся дочерью известного московского писателя Иванова. Наташа на чувства поэта ответила. Девушке льстило, что ей посвящают стихи, уже тогда полные боли и страданий. Тем не менее, всерьез Михаила она не воспринимала, но при этом играла с ним, ожидая более выгодного жениха.

Любовь в лирике Лермонтова стала одной из главных в 1831-1832 годах. Наташе Ивановой он посвятил стихотворения «Прости, мы не встретимся боле…», «Не могу на Родине томиться…», «Измученный тоской и недугом…», «Не ты, но судьба виновата». Через все стихи проходит мотив неразделенной любви, страданий и боли.

Литература. 9 класс (1 часть) Нет, не тебя так пылко я люблю…

Нет, не тебя так пылко я люблю…

В последние годы жизни и творчества Лермонтов уже ничего не хотел и уже ничего не просил для себя ни у Бога, ни у мира. Он не нападает на миропорядок, а защищается и смотрит на него, по-прежнему не принимая, хладнокровно, почти безучастно и с презрением. Этот взгляд на мир отразился и в его любовной лирике, в частности в последнем стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).

1

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье; Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

2

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

3

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

Вопросы и задания

  1. Как Вы понимаете начало стихотворения? К кому обраще- но оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?
  2. Согласны ли Вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от люб- ви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами — трагическая судьба лирического «я»?
  3. Какие слова помогают реализовать идею трагической судьбы?

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной, т. е. сосредоточено не на настоящем, а на прошлом и замкнуто в границах личного мира, личного сознания. Лирический герой признается в нелюбви, в равнодушии к собеседнице. Это значит, что из жизненных бурь он вынес трагическую неспособность любить, что он омертвел душой. Все осталось в прошлом, на всем лежит печать смерти. Ему не нужна ни любовь женщины, ни «блистанье» ее «красы». Даже его слова «пылко я люблю», которые, казалось бы, опровергают опустошение души, направлены на себя: перед собой он видит свое «прошлое страданье» и свою «молодость погибшую». Собеседница интересна поэту не своими достоинствами и чувствами, как это обычно бывает у возлюбленных (он увлечен ею, она — им), а воспоминанием о своих прошлых страданиях и мучениях. Она стимул для сожалений о прошедшей жизни, средство для воскрешения давно забытых чувств. При этом «любовь», что тоже парадоксально, касается «страданий» («Люблю в тебе я прошлое страданье…»). Иначе говоря, я люблю не тебя, а свое страдание. На этом заканчивается первое четверостишие.

Второе раскрывает суть страдания и вводит тему «внутреннего диалога» лирического героя с самим собой, противоположную первому четверостишию, в котором разговор с собеседницей носил внешний характер. Этот «внутренний диалог» скрыт от собеседницы, не допущенной в святилище души героя:

Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Смысл и содержание «внутреннего разговора» передает третья строфа, где появляется настоящая возлюбленная — «подруга юных дней». Так возникает третий диалог ( « Я говорю с подругой юных дней…»). Оказывается, герой не эгоист, целиком погруженный в себя и занятый только собой. Он по-прежнему влюблен, и его любовь настолько велика, что он не забыл своей подруги даже после ее кончины. В облике нелюбимой женщины он хочет увидеть лик своей возлюбленной:

В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.

Однако ни прошлое, ни настоящее уже невозвратимо, а надежд на будущее нет. Удел героя — трагическое одиночество и опустошенная страданиями душа, не способная ответить на чувство не только потому, что помнит о юношеской страсти и хранит ей верность, но и вследствие благоприобретенной холодности. Иссушенная страданиями, жизнь в лирическом герое замерла и словно остановилась. Встреча с новой женщиной уже не может всколыхнуть живых чувств, а лишь напоминает об угасших.

Лермонтов обозначил три четверостишия стихотворения цифрами. Это не случайно: поэтическая мысль прошла три стадии (отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прежнем чувстве, уже угасшем). В центре стихотворения — переживания лирического героя, обращенные в первом четверостишии к нелюбимой женщине, в последнем — к прежней возлюбленной. Композиция стихотворения призвана последовательно отвергнуть любовь — в первом случае несостоявшуюся, во втором уже невозможную. Так утверждается идея трагической судьбы лирического «я» на всех перепутьях и во всех сферах его жизни.

2000- NIV

Вариант 2

Лермонтов – автор произведения, в жанре стихотворения «Я не люблю тебя…». Михаил Юрьевич Лермонтов в 1830 году встретился однажды с Екатериной Сушковой.

Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было всего лишь шестнадцать, влюбился в популярную среди кавалеров женщину. Но она была холодна, хоть внешне и приветлива. Через год страсти прошли и все остыло. Лермонтов в 1831 году пишет стихотворение «Я не люблю», которое посвящается столичной кокетке, Сушковой. Произведение получается наполненным противоречиями.

Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней. Он полон мщения и злопамятности.

В 1834 году они снова встречаются, и Лермонтов мстит со всей пылкостью, на какую способен. Он делает все, чтобы влюбить ее в себя, потом делает так, что будущий брак Сушковой распался, а потом признается ей, что никогда ее не любил и не любит. Она в отчаянье, ведь она к тому же еще и опозорена перед высшим светом. Но он – отомщен.

Чувства поэта были очень сильно написаны в стихотворении «Я не люблю», которое звучит сначала как отказ от своих прежних эмоций, в которых чувствуется также униженная гордость. А потом – как романтическое, даже завуалированное признание в любви девушке, когда-то его отвергшей.

Анализ стихотворения Я не люблю тебя; страстей… по плану

Жанр, направление, размер

Из жанров произведению “Прощай, немытая Россия…” больше всего подходит лирическое стихотворение, так как явно видны личные эмоции и переживания героя (автора). Заметны и элементы послания, так как есть конкретное обращение (Россия) и выражены чувства относительно объекта речи (боль, разочарование и другие). Также можно отыскать признаки эпиграммы (затрагиваются злободневные темы, которые относятся к сфере политики государства).

Лирику Лермонтова традиционно относят к такому направлению как романтизм. Герой здесь противопоставлен обществу и стремится к свободе, как и подобает романтическому персонажу. Но вместе с тем несложно увидеть черты реализма: обращение к событиям исторической эпохи, в которой существовал автор; наличия конфликта героя и окружающего мира.

Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова (3 вариант)

М. Ю. Лермонтов всю жизнь страдал от непонимания людей. Это было связано с его чрезмерным увлечением идеями романтизма, а также с политическими убеждениями. К концу жизни он уже настолько свыкся со своим образом нелюдимого человека, что даже находил в нем определенный интерес. Это самым непосредственным образом сказалось на его личной жизни. Поэт стремился к созданному в воображении женскому идеалу, но не мог найти его в реальности. В последние годы жизни он увлекался В. Лопухиной. Девушка отвечала ему взаимностью и была готова согласиться на брак. По свидетельству современников Лермонтов сам отказался от своего счастья. Он считал свою судьбу неудавшейся и не видел никаких перспектив. Поэт боготворил Лопухину, но боялся, что браком обречет любимую на совместные страдания. В этом благородном стремлении видно, насколько Лермонтов потерял цель и смысл своего существования. Примечательно, что окончательный ответ Лопухиной он дал перед второй ссылкой на Кавказ. Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841 г.) посвящено Е. Быховец, с которой поэт встретился по пути в ссылку и открыл девушке свою душу.

Стихотворение относится к чистой любовной лирике. Оно проникнуто очень печальным и трагическим настроением. Утверждают, что Е. Быховец была очень похожа на Лопухину, поэтому Лермонтов видел в ней свою возлюбленную и решился на очень откровенный разговор. Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.

Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.

Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.

Многие стихотворения Лермонтова стали пророчествами о собственной смерти. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — одно из них.

Елена Образцова Нет, не тебя так пылко я люблю

Нет, не тебя так пылко я люблю

Сергей Захаров — Нет, не тебя так пылко я люблю

Варвара Александровна Лопухина

С Варенькой поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.

Никого сильнее Лопухиной так и не сумел полюбить Лермонтов. Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Это и посвященные ей стихи, и персонажи, прототипом которых она стала, и портреты, написанные поэтом. Лопухиной он адресовал стихотворения: «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…». Не забывает о ней Лермонтов и в более позднем творчестве: «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон». Посвящения к поэмам «Измаил-Бей» и «Демон» (1831 и 1838 гг.) также адресованы Лопухиной.

Известно, что этих двоих связывала сложная, странная любовь. Лермонтов любил Варю, она ответила на его чувства, но возникшее между ними недопонимание загубило их жизни. До Лопухиной дошли слухи, что Лермонтов женился на Сушковой. В ответ на это она вышла замуж за Бахметова, однако вскоре раскаялась, потому что по-прежнему любила Мишеля. К сожалению, изменить ничего уже было нельзя.

Историю этой мучительной любви Лермонтов частично воссоздал в «Герое нашего времени», в драме «Два брата», в незаконченной «Княгине Лиговской». В этих произведениях Варя стала прототипом Веры.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Проведя анализ непродолжительной жизни поэта, можно понять, что любовных отношений в ней было не так уж и много. Виной всему образ Лермонтова, впечатление, которое он производил на окружающих.

Одна из его муз, А. О. Смирнова, которой посвящены многие произведения лирического характера, говорила, что Михаил Юльевич производит впечатление злого, дерзкого человека. Но на деле он добрый, частный и порядочный. Просто свои хорошие качества умело прячет под маской дерзости.

История жизни поэта драматична, но это не значит, что в ней не было искренних чувств. Варенька Лопухина – первая любовь автора.

Он описывает ее как легкую, красивую и довольно умную девушку, которая умела вдохновлять. Все вокруг оживало, когда она представала перед ним.

Но увы, эти чувства были обречены. Несмотря на то, что Лермонтов любил Варвару Александровну, она была вынуждена выйти замуж за другого мужчину.

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве. Образ кокетки вдохновил его на написание 11 стихотворений, которые были объединены в цикл. Повторная встреча Сушковой и Михаила Юрьевича состоялась в Петербурге, но тогда красавица уже готовилась выйти замуж, причем ее избранником стал друг поэта.

С Александрой Воронцовой-Дашковой отношений у Лермонтова не было, на момент знакомства она была уже замужем. Но живость, остроумие и необычный взгляд на жизнь, вдохновили поэта на написание одного из своих лучших произведений «К портрету».

Тема

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: