Краткое содержание баллады «Князь Михайло Репнин» подробно
Однажды Иван Грозный решил устроить богатый пир, на который созвал своих верных соратников и опричников. Веселье было в полном разгаре: из великолепных кубков лились заморские вина, стол был уставлен роскошными яствами, кругом звучали смех и торжественные тосты. Вспоминали победы над Казанью и Астраханью и иные «славные дни».
В какой-то момент Грозный приказал пирующим облачиться в личины – маски, использовавшиеся опричниками во время их опустошительных набегов. Все послушно выполнили приказ. Начались безумные удалые пляски. Только один князь Михайло Репнин отказался надевать «машкару». Не поднял он кубка за опричнину, отверг провозглашенный государем тост.
Смелый и гордый Репнин обратился к царю, взывая к его совести: «Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!». Михайло Репнин напомнил государю о том горе, которое принесла опричнина стране, и призвал распустить опричников.
Иван Грозный, не в силах стерпеть такое своеволие, пригрозил Репнину смертью, если тот не выполнит приказ. Однако вновь встретил сопротивление: князь поднял кубок, произнеся: «Да сгинет опричнина!», бросил кубок оземь и растоптал ненавистную «машкару».
В одну секунду царь убил верного слугу ударом жезла.
Пир, замерший на миг, вновь зашумел. Но ничего больше не радовало царя: к нему пришло печальное прозрение: только что своими руками он совершил убийство одного из преданнейших и бескорыстных соратников.
Пир гремел и шел своим чередом. Смеялись и пили опричники. И только царь невесел сидел между ними, погруженный в свои мысли…
Краткое содержание
Баллада основана на реальных событиях: князь Курбский действительно совершил предательство и уехал в Литву, потому что опасался гнева Ивана Грозного. По дороге его конь издох, и слуга предложил своего, а сам пошёл пешком.
Вместо того чтобы спокойно жить и служить новому сюзерену, князь Андрей решил отомстить, причём не самым эффективным способом. Курбскому на ум пришла идея письменно высказать государю всё, что о нём думает. Он писал послание, полное яда, всю ночь, и закончил лишь тогда, когда занялась заря. Но поскольку самостоятельно отправить письмо или сказать правителю неприятные вещи в лицо не хватало смелости, был выбран более безопасный способ — передача челобитной с гонцом.
В это время слуга как раз дошёл до стана и вызвался исполнить опасную миссию. Когда он прискакал в Москву, государь совершал службу. Окончив её, Иван Грозный вместе со свитой шёл по улице, когда увидел гонца, который ехал, «раздвигая народ».
По мере прочтения письма царь приходит в ярость. Он протыкает ногу гонца жезлом, но тот даже не показывает боли. Окончив чтение, государь удивляется тому, что Курбский послал такого преданного слугу на погибель, и отправляет его в темницу. Сменяя друг друга, Василия пытают палачи, и в конце концов он умирает. Однако последними словами стали не мольбы о пощаде, а молитвы, обращённые к Богу. Слуга просит творца о том, чтобы он простил князя-предателя и его самого, а также выражает надежду, что бог помилует Русь и жестокого царя. С этой молитвой на устах Василий испускает дух.
Сейчас читают
Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой.
Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ
Себастьян Брант является отличным карикатуристом, который мог бы удостоиться звания лучшего, если бы не некоторые личности. Его произведения почти всегда направленны на донесение проблемы социума до этого самого социума
Очень сложно кратко рассказать о творчестве великого писателя, однако ничего не остается, когда появляется необходимость передать весь творческий путь и придать теме актуальность
Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
И все подъяли кубки. Не поднял лишь один;
Один не поднял кубка, Михаило князь Репнин.
«О царь! Забыл ты бога, свой сан ты, царь, забыл!
Опричниной на горе престол свой окружил!
Рассыпь державным словом детей бесовских рать!
Тебе ли, властелину, здесь в машкаре плясать!»
Но царь, нахмуря брови: «В уме ты, знать, ослаб
Или хмелен не в меру? Молчи, строптивый раб!
Не возражай ни слова и машкару надень –
Или клянусь, что прожил ты свой последний день!»
Тут встал и поднял кубок Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет! – он рек , перекрестясь. –
Да здравствует во веки наш православный царь!
Да правит человеки, как правил ими встарь!
Да презрит, как измену, бесстыдной лести глас!
Личины ж не надену я в мой последний час!»
Он молвил и ногами личину растоптал;
Из рук его на землю звенящий кубок пал…
«Умри же, дерзновенный!» – царь вскрикнул, разъярясь,
И пал, жезлом пронзенный, Репнин, правдивый князь.
И вновь подъяты кубки, ковши опять звучат,
За длинными столами опричники шумят,
И смех их раздается, и пир опять кипит,
Но звон ковшей и кубков царя не веселит:
«Убил, убил напрасно я верного слугу,
Вкушать веселье ныне я боле не могу!»
Напрасно льются вины на царские ковры,
Поют царю напрасно лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
КОММЕНТАРИИ:
К балладе А.К. Толстого «Князь Михайло Репнин
»
Впервые — изд. 1867, стр. 156-158.
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» А. М. Курбского: «Упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он, муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: «Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити». Он же начал нудити его, глаголюще: «Веселись и играй с нами»,- и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал, и рече: «Не буди ми ее безумие и бесчиние сотворити, в советническом чину сущу мужу!» Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном, бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца божия неповинного» («Сказания князя Курбского», ч. 1, СПб. 1833, стр. 120-121).
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский История Александра Александровича Бестужева-Марлинского повествует о ревельском турнире. Это было во времена рыцарей. Славных, бесстрашных и честных воинах.
- Краткое содержание Собака на сене Лопе де Вега Это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора
Зачем нам нужно «Евровидение Чего нужно евровидение Аппликация из цветной бумаги осеннее дерево для детей подготовительной группы Аппликация по теме деревья в подготовительной группе
Развязка
Грозный приказывает отвести Шибанова в темницу и пытать до тех пор, пока он не выдаст всех сообщников Курбского. Пытки длятся и днем, и ночью, однако в ответ на все вопросы Василий лишь восхваляет своего хозяина. Стойкость и смелость не позволяют герою сдаться и предать князя. Опричники с удивлением сообщают царю, что пленный не выдает ни одного имени, несмотря на то, что силы его на исходе.
Последние два абзаца написаны от имени самого Шибанова. Он просит у бога прощения для Курбского. Даже пытки, мучения и смерть не могут пошатнуть его верность господину. На пороге смерти Василий не думает о том, что может облегчить свои страдания и остаться в живых, для этого ему нужно лишь рассказать Грозному, кто способствовал побегу Курбского. Шибанов предпочитает оставаться верным князю.
Анализ баллады Толстого «Князь Михайло Репнин»
Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.
Баллада А. К. Толстого «Князь Михайло Репнин» написана в период 1840-х годов. Произведение представляет собой стилизованный рассказ о гипотетическом эпизоде российской истории, которая увлекала автора на протяжении всей его жизни. Для создания художественного эффекта и усиления эмоционального воздействия на читателя реальное убийство боярина Репнина поэт перенес в условия царского застолья.
В тексте баллады используются устаревшие формы слов: наречие «боле» — в значении «больше», «вины» – «вина», «подъяли» — «подняли», старославянизмы — «рек (произнес)», «глас», «пал», «да правит человеки» — «да (пусть) правит людьми», «молвил», глагол «вкушать» использован автором в переносном смысле — «испытывать, ощущать», использована характерная для поэзии такого рода лексика высокого стиля «дерзновенный» — «дерзкий». Наблюдаются искажения падежных форм: вместо «не возражай ни словом» — «не возражай ни слова».
Некоторые слова требуют уточнения значений: «брань» в контексте баллады — «война», «поют потехи брани» — «воспевают, славят военные подвиги»; кравчий – «боярин, ведающий царским столом», «баян» — «придворный певец», «тиуны» – в данном контексте «царские приближенные, слуги».
Из средств художественной выразительности Толстой использует эпитеты – «удалая дружина», «разгульные опричники», «лихие гусляры», «бесовские дети», «строптивый раб», «правдивый князь», «бесстыдная лесть», «звенящий кубок», «последний час», «верный слуга», «веселый хоровод»; сравнение – «презрит (станет презирать), как измену»; замечательные и емкие метафоры — «ряд … блистает», «дела времен», «голос славы», «рассыпь …словом рать», «ослаб в уме», «лести глас», «пир кипит», «вкушать веселье», «рать детей»; синекдоху – «бейте в струны», «голос не веселит», «забыл сан», «открываю хоровод», «ковши звучат», «забыл Бога»; перифразы – «царь», «властелин», и «личина», «машкара» — в значении «маска»; эллипсис — «но царь, нахмуря брови (промолвил): …»; ряды однородных членов предложения – «потехи, дела, взятие, плен», причем частица «да» усиливает экспрессию высказывания и оформляет ряд однородных сказуемых — «да сгинет, да здравствует, да правит, да презрит»; многочисленные риторические восклицания (из них составлена речь персонажей) – «Да здравствуют тиуны. », «…бейте в струны, опричники мои!», «…прожил ты … последний день. », «Тебе ли… плясать. » и риторический вопрос — «В уме ослаб. »
Многочисленные примеры инверсии – «столов блистает ряд», «разгульные … опричники сидят», «опричники мои», «льются вины», «поют гусляры», «подать себе … кравчему велит», «не надену я», «подъяты кубки», «забыл ты», «прожил … ты день» — способствуют стилизации текста под былину и решают проблему рифмовки.
Фигура речи в виде парцелляции – «И… подъяли кубки. Не поднял … один…» — одновременно имеет черты антитезы.
Частотные лексические повторы слов – «убил, убил», «…не поднял лишь один, один не поднял…», «О царь! Забыл… ты, царь. », «мои тиуны, опричники мои», «напрасно льются…., поют… напрасно», «забыл ты…, сан ты …забыл!» — и целых оборотов в разных частях текста — «Вы громче бейте в струны
», «…Репнин, правдивый князь», «… царя не веселит», «Поют потехи брани…» — помогают создать автору атмосферу напряжения, зафиксировать внимание читателя на конкретных событиях, явлениях
Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.
http://testet.ru/sochineniya/o-chem-proizvedenie-tolstogo-knyaz-mihailo-repnin-a-k-tolstoi.htmlhttp://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repninhttp://pishi-stihi.ru/knyaz-mihajlo-repnin-tolstoj.html
Сейчас читают
Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой.
Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ
Себастьян Брант является отличным карикатуристом, который мог бы удостоиться звания лучшего, если бы не некоторые личности. Его произведения почти всегда направленны на донесение проблемы социума до этого самого социума
Очень сложно кратко рассказать о творчестве великого писателя, однако ничего не остается, когда появляется необходимость передать весь творческий путь и придать теме актуальность
Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции
Василий Шибанов
Князь Курбский от царского гнева бежал, С ним Васька Шибанов, стремянный. Дороден был князь, конь измученный пал — Как быть среди ночи туманной? Но рабскую верность Шибанов храня, Свого отдает воеводе коня: «Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану!» И князь доскакал. Под литовским шатром Опальный сидит воевода; Стоят в изумленье литовцы кругом, Без шапок толпятся у входа, Всяк русскому витязю честь воздает, Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом!»
Но князя не радует новая честь, Исполнен он желчи и злобы; Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы: «Что долго в себе я таю и ношу, То всё я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо!»
И пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит; Прочтет, улыбнется, и снова прочтет, И снова без отдыха пишет, И злыми словами язвит он царя, И вот уж, когда залилася заря, Поспело ему на отраду Послание, полное яду.
Но кто ж дерзновенные князя слова Отвезть Иоанну возьмется? Кому не люба на плечах голова, Чье сердце в груди не сожмется? Невольно сомненья на князя нашли… Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!»
И в радости князь посылает раба, Торопит его в нетерпенье: «Ты телом здоров, и душа не слаба, А вот и рубли в награжденье!» Шибанов в ответ господину: «Добро! Тебе здесь нужнее твое серебро, А я передам и за муки Письмо твое в царские руки!»
Звон медный несется, гудит над Москвой; Царь в смирной одежде трезвонит; Зовет ли обратно он прежний покой Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьет, И звону внимает московский народ И молится, полный боязни, Чтоб день миновался без казни.
В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной, и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой, Любимец звонит Иоаннов, Отверженный Богом Басманов.
Царь кончил; на жезл опираясь, идет, И с ним всех окольных собранье. Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского, князя Андрея!»
И очи царя загорелися вдруг: «Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!» И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает, Налег на костыль — и внимает:
«Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен?
Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьею предстану!» Так Курбский писал Иоанну.
Шибанов молчал. Из пронзенной ноги Кровь алым струилася током, И царь на спокойное око слуги Взирал испытующим оком. Стоял неподвижно опричников ряд; Был мрачен владыки загадочный взгляд, Как будто исполнен печали, И все в ожиданье молчали.
И молвил так царь: «Да, боярин твой прав, И нет уж мне жизни отрадной! Кровь добрых и сильных ногами поправ, Я пес недостойный и смрадный! Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок! Ступай же с Малютой в застенок!»
Пытают и мучат гонца палачи, Друг к другу приходят на смену. «Товарищей Курбского ты уличи, Открой их собачью измену!» И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» — «Царь, слово его всё едино: Он славит свого господина!»
День меркнет, приходит ночная пора, Скрыпят у застенка ворота, Заплечные входят опять мастера, Опять зачалася работа. «Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?» — «Царь, близок ему уж приходит конец, Но слово его все едино, Он славит свого господина:
„О князь, ты, который предать меня мог За сладостный миг укоризны, О князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной! Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Язык мой немеет, и взор мой угас, Но в сердце любовь и прощенье — Помилуй мои прегрешенья!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час, Прости моего господина! Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино: За грозного, боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь — И твердо жду смерти желанной!”» Так умер Шибанов, стремянный.
Популярные сегодня пересказы
- Голубая стрекоза — краткое содержание рассказа Пришвина Шла первая мировая война 1914 года. Главный герой рассказа, облачившись в форму санитара, решил отправиться на фронт, в Августовские леса, где шли ожесточённые сражения. Как военный корреспондент, он старался осветить всю горечь и невзгоды
- Два товарища — краткое содержание рассказа Толстого Однажды два друга шли по лесу. К их большому удивлению, они увидели огромного медведя, который приближается к ним. Первый товарищ сразу бросился убегать. Второму везение не улыбнулось.
- Жизнь насекомых — краткое содержание романа Пелевина Действие романа происходит в начале 90-х годов прошлого века в Крыму. На протяжении всего романа все его герои живут сразу в двух мирах параллельно
- Богач, бедняк — краткое содержание романа Ирвина Шоу События произведения разворачиваются на территории Америки в середине двадцатого века. Главными персонажами романа являются члены семьи Джордах, в составе супругов, ненавидящих друг друга, а также троих их детей
А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого.
Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.
С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Сейчас читают
- Краткое содержание Аэлита Толстого
В данном произведении Алексея Николаевича Толстого рассказывается о межпланетных путешествиях. Автор очень подробно и красочно описал такое явление. Произведение было опубликовано 1923 году.
- Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович
Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит.
- Краткое содержание Левиафан Гоббс
Произведение представляет собой философское исследование политических и религиозных аспектов современного общества.
- Краткое содержание Брэдбери Каникулы
Рассказ Рэя Брэдбери повествует о семье, отправившейся в долгосрочные каникулы. По безлюдной дороге едет дрезина, на которой находятся три человека
- Краткое содержание книги Гарри Поттер и узник Азкабана Роулинг
Очередное лето Гарри вынужден провести в семье Дурслей. Перед ним стоит нелегкая задача — получить разрешение у дяди на посещение Хогсмида. Но для этого надо ни в чем не перечить сестре дяди
В произведении Алексея Толстого показан пир, на котором присутствует сам Иван Грозный и его опричники.
С самого начала поэт использует легкую иронию, мол, пируют они без отдыха. Не воюют, не занимаются государственными делами, а празднуют. Отмечают взятие Астрахани, Казани… Давние дела.
Показаны в произведении богатый яствами стол, золотая посуда, ковры, вино рекой. Кстати, оно льётся на ковры, то есть опричники никак не берегут царское имущество.
Но царю не очень весело, он пытается развеселиться – приказывает подать себе «личину» — маску для игры. Маски ассоциируются с язычеством. И разгульный пир не встраивается в каноны христианства.
Иван Грозный произносит тост во славу опричников, призывает музыкантов громче играть.
И находится здесь лишь один праведный человек – правдивый князь. Михайло отказывается надеть личину, он не поднимает кубок… И он решается царю всё высказать. Смельчак говорит, что царь забыл веру христианскую, свой сан. Опричников он справедливо называет «бесовскими детьми».
Конечно, царь нахмурился, переспросил, мол, не пьян ли его слуга, не сошел ли с ума. Он приказывает «строптивому рабу» надеть маску, угрожает ему смертью. Однако Михайло отчаянно встаёт, крестится и желает опричнине сгинуть.
Далее он прославляет царя, но того, каким Иван был – православного, справедливого… Призывает открыть глаза на льстивых опричников-бандитов. И в конце своей речи он растоптал ненавистную маску – символ лести и обмана. Иван грозный впал в ярость, закричал на дерзкого слугу и ударил его жезлом. Репнин упал замертво.
И тут же опять кубки с вином звенят, пир продолжается… И всё-таки жертва Репнина не была напрасной – Иван Грозный устыдился. И царь задумался об опричниках, о своем образе жизни… Теперь точно царь не веселится, но уже не пытается забыться. Напрасно поют песни, льют вино. Царь прозрел.
Стихотворение это учит, с одной стороны, не идти за всеми – не надевать «личину», а верить, что можно пробудить человека (от обмана и лести), но с другой стороны, оно учит и некой сдержанности, чтобы не грубить могущественным и гневливым людям, они-то после пожалеют «героя», но наградят его лишь посмертно.
Анализ стихотворения «Князь Михайло Репнин» Толстого
Алексей Константинович Толстой в своем творчестве часто обращался к истории России, ее героям и антигероям.
Стихотворение написано в 1840 –е годы. Его автору около 30 лет, он состоит на государственной службе, ему покровительствует сам император, не забывший приятеля своих детских игр; опубликованы несколько прозаических и поэтических произведений, вызвавших одобрительный отклик критики. По жанру – историческая баллада, стилизация под народное сказание. Рифмовка смежная, есть и открытые, и закрытые рифмы. Главных действующих лиц – двое. Царь Иван Васильич Грозный и противостоящий ему Михайло князь Репнин. Композиция сюжетная, последовательная. Интонация былинная. Как часто бывает, действительность редко удовлетворяет живущего в ней поэта. А. Толстой искал в прошлом характеры сильные, независимые, события драматичные, а чувства – романтические. В те годы поэт старался практически не отступать от исторических источников, впрочем, в данной балладе он отступил от сохранившегося исторического источника того времени. Лексика архаичная, возвышенная. «Без отдыха пирует»: за столом его дружина, тиуны, опричники, самый ближний круг. «Матушка-Москва»: и народный, и книжный эпитет. Далее россыпь бытовых деталей для правдоподобия: золотые ковши, царские ковры, гусляры, кубки, личины и машкары. «С вечерни»: со времени вечернего богослужения. Вспоминают «взятие Казани, Астрахани плен». Все порядком захмелели, пляшут в масках. Лишь князь М. Репнин сидит, пригорюнившись. Опричников он считает разбойниками, слуг царских – льстецами. «Бога забыл, сан ты, царь»: таковы горькие слова князя. Кто-то должен был сказать правду. Он славит царя православного, но отказывается подчиняться «бесовской рати» опричников. После энергичного диалога князь топчет шутовскую маску, бросает кубок. Разъяренный царь лично жезлом убивает верного слугу. Веселье продолжается, однако мрачнеет, как туча, государь: убил, убил напрасно я (лексический повтор с инверсией). На самом деле, убийство было совершено не на пиру, а через несколько дней, и не руками самого царя. Колоритная сцена былых времен живо представляет эпоху, нравы, характер взаимоотношений человека и власти, правды и кривды. Обилие инверсий: поют гусляры, прожил ты. Песенные рефрены, эпитеты (строптивый раб, бесстыдной лести), сравнение (как измену).
«Князь Михайло Репнин» А. Толстого – один из первых опытов работы поэта с темой личности в истории, обращение к фольклору как источнику вдохновения.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Жизнь и Биография
Стольник и есаул в царском походе против крымских татар (1544). Присутствовал на свадьбе царя Ивана Васильевича Грозного с Анастасией Романовной, где был с братом Юрием «у постели
» (03 февраля 1547). Подписался на поручной записи по князю Ивану Ивановичу Пронскому (09 декабря 1547). Воевода в Пронске, откуда ходил в Тулу, участвуя в отражении крымских татар (1545).
В 1549-1550 годах — рында при царе Иване Грозном во время второго похода на Казанское ханство и в походе «по крымским вестям
» в Коломну. Сын боярский 2-й статьи, пожалован в московское дворянство (1550). Воевода в Пронске (1551). При осаде крымским ханом Тулы, пришёл с отрядом на помощь с Прони (1552). В 1553 году отправлен из Коломны в Одоев в передовом полку, а в 1555 году — береговой воевод на реке Угре. В 1556 году во время похода царя Ивана Грозного в Серпухов находился в числе «голов ». В 1557 году — воевода в Карачеве, затем в Курске и Мценске. В 1558 году служил воеводой в Орешке.
В том же 1558 году участвовал в Ливонской войне. Вместе с князем Дмитрием Ивановичем Курлятевым был воеводой большого полка в Ракоборе. Русские войска захватили Кавелехт, сожгли Верполь и разгромили ливонских крестоносцев в бою под Таллином (Ревелем). Вскоре ливонский магистр Готхард фон Кетлер и военачальник рижского архиепископа Фелькерзам, собрав десятитысячное войско, осадили замок Ринген и взяли его штурмом.
В 1559 году пожалован в бояре. В 1560 году — первый воевода полка левой руки во время похода русской рати под командованием князя Ивана Фёдоровича Мстиславского на Мариенбург и другие ливонские города. В конце 1562 — начале 1563 года участвовал в походе русской армии под предводительством царя Ивана Васильевича Грозного на Полоцк, во время которого был воеводой «у наряду
». Подписался на поручной записи по князю Ивану Дмитриевичу Бельскому (20 марта 1562). В 1563 году — был в Великих Луках «по вестям » в передовом полку. Подписался в поручной записи по князю Алексею Ивановичу Воротынскому (20 апреля 1563).
По словам князя Андрея Михайловича Курбского, царь Иоанн IV Грозный однажды призвал князя Михаила Петровича Репнина к себе на маскированный вечер; когда последний стал говорить ему, что «христианскому царю сие непристойно», Иван IV, надев на него маску, сказал: «Веселись, играй с нами
». Но князь Михаил Репнин, сорвав и растоптав маску, сказал: «… чтобы я, боярин, стал безумствовать и бесчинствовать… » Царь через несколько дней велел убить его в церкви. Его умертвили в церкви, возле алтаря, во время чтения Евангелия, в субботу, за всенощной († 16 января 1564).
Имя князя Михаила Петровича Репнина было внесено в синодик Кирилло-Белозерского монастыря и синодик опальных.
Конспект
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)
До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены.
Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории. В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного. В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного
В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.
Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)
Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.
Как в тереме живет православный Царь:
Православный Царь Иван Васильевич:
Он грозен, батюшка, и милостив,
Он за правду милует, за неправду вешает.
Уж настали годы злые на московский народ,
Как и стал православный Царь грозней прежняго.
Он за правду за неправду делал казни лютыя.
Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.
Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого
Кульминация
По приезде в Россию стремянной сразу отдает письмо Грозному. В своем послании Курбский пишет о жестокости и несправедливости царя, что настанет день — и ему воздастся за совершенные грехи. Именно так описывает слова Курбского (их краткое содержание) Толстой А. Н. Василий Шибанов стоит и ждет дальнейшей реакции Грозного, на его лице нет ни единого признака страха. А тот, услышав, кто именно написал это послание, от негодования протыкает палкой стременному ногу насквозь. Чем дальше Грозный читает письмо, тем серьезнее и темнее становится его взгляд. Из ноги Шибанова течет кровь, но он молчит и не показывает никаких эмоций. Закончив чтение послания, Грозный удивленно говорит, что стременной не только преданный слуга князя, но и верный друг. Царь говорит, что Курбский не ценит жизнь Василия, ведь именно он отправил его на мучительную смерть
Все подробности этого важного эпизода невозможно раскрыть только через краткое содержание. Василия Шибанова ожидает множество испытаний в дальнейшем, которые он с достоинством выдержит