Образы и символы
С помощью трех основных образов Маяковский раскрывает основную мысль своего стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии».
Главное место в стихотворении занимает образ лирического героя. Он является отражением внутреннего мира Маяковского. Лирический герой имеет свои профессиональные издержки, которые заключаются именно в нематериальных ресурсах. По его мнению, сердце поэта изнашивается очень скоро. Амортизация души, когда уже ничего не хочется и не пишется, настигает каждого настоящего творца и мучает его. Поэту не дано увидеть то будущее, о котором он пишет, но его творения будут жить столетиями. Как же тогда рассчитать его доход?
«Мой труд любому труду родственен», — утверждает главный герой. Однако у него есть своя специфика: поэзию герой сравнивает с добычей радия. Ему приходится изводить «тонны словесной руды», чтобы найти то самое слово, которое поразит людей и будет жить веками. Усилий затрачивается много, а результат так мал. Подбирать слова так трудно, потому что творец должен постоянно создавать нечто новое, невиданное. «Поэзия — вся! — езда в незнакомое» — таково определение Маяковского. Оно точно отражает трудность работы поэта. Если у обычного человека есть выезды на командировки, то творец «десяток Пегасов загнал за 15 лет». Нельзя ровнять обычную работу с поэтическим творчеством. Эти величины несопоставимы.
Он возмущается по поводу того, что анкета чиновника включает в себя немыслимое количество вопросов. Лирический герой не понимает, какая формула поможет посчитать силы, которые поэт тратит на создание одной строки стихотворения. Главный герой совсем не думает о материальных благах.
Ключевым в произведении является также образ фининспектора. Лирический герой рассказывает ему о своей непростой работе. Несмотря на то, что разговор с фининспектором длится не один час, но не приводит к желаемому результату. К сожалению, твердолобый фининспектор, типичный представитель непробиваемой советской номенклатуры, не может понять поэтических сравнений лирического героя. В связи с этим, поэт в конце обращается к инспектору с предложением самому заняться поэтической деятельностью.
В стихотворении очень заметен также образ «плагиаторов». Поэт поднимает тему авторских прав. К сожалению, поэтической деятельностью занимаются не только честные поэты. Существуют ещё и такие творческие деятели, которые без зазрения совести воруют чужие рифмы и другие стилистические элементы. Именно таких поэтов главный герой называет «лирическими кастратами». По мнению героя, эти поэзию делают единицы, а остальные псевдотворцы лишь подражают им, поэтому будут забыты историей. «Тянет, как фокусник, строчку изо рта: и у себя, и у других».
Средства художественной выразительности
В своём произведении Владимир Маяковский использовал несколько видов средств выразительности, чтобы донести до читателя основную мысль стихотворения.
- Особенно заметными являются эпитеты («честное слово», «деликатное свойство», «небывалый рифмы» и другие).
- Раскрытию тематики произведения также способствуют метафоры (например, «словесная руда», «Город на воздух строфой летит» и так далее).
- В произведении можно встретить также сравнения («рифма — бочка с динамитом»).
- Синекдоха: «Пятьсот в полугодие и двадцать пять за неподачу деклараций».
- Окказионализм: «ламцадрица-ца».
- Олицетворение: «Лоб мой время с разбега крушит».
Благодаря этим средствам выразительности Маяковский смог доказать, что труд поэта очень сложен и важен в обществе.
Темы и проблемы
Исследователь А. Лежнев считает, что единственным настоящим фактом в поэме является взятие Зимнего дворца, а все остальное – это «разговоры «по поводу», остроты, лозунги». В то же самое время в статье В.А. Катаняна утверждается, что строфа, посвященная взятию Зимнего, накладывается на мотив песни о Степане Разине:
В данной поэме остро встает вопрос о буржуях и рабочем классе, о большевиках и Временном правительстве, о переходе к новому социалистическому строю. Голод солдат («за хлебными карточками стоят лесорубы») перемежается с раздольем богачей. Революция была призвана положить этому конец, вернуть народу то, что принадлежит ему по праву — его землю, а также объединить усилия, чтобы заключить перемирие со странами, с которыми шла война. Сделать всё возможное для того, чтобы Россия вновь стала процветающим и сильным государством. Темы, поднимаемые в данном произведении – это тема вооруженного восстания, тема распределения ресурсов, тема перехода к социалистическому строю государства, тема мира и свободы («За хлебом! За миром! За волей!»), тема культурного просвещения («Нет, я не за монархию с коронами, с орлами, НО для социализма нужен базис. Сначала демократия, потом парламент. Культура нужна. А мы-Азия-с!»). Автор говорит нам о том, что в ближайшем будущем Россию ждут великие перемены. Ей предстоит кардинальным образом перестроиться, стать сильным и независимым государством преодолеть проблемы, связанные с голодом, разрухой и истощением после Первой мировой войны. Каждый гражданин в отдельности, все люди вместе взятые должны отстаивать честь родной страны, вместе способствовать росту и становлению процветающего государства.
Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
К написанию этого стихотворения Маяковского подтолкнуло изменение в советском законодательстве, по которому творческая интеллигенция должна была часть своего дохода отдавать государству.
В написанном в 1926 году «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский в присущей ему ироничной манере указывает госчиновнику на то, что творческих людей нельзя ставить в одном ряду с обычными тружениками. Поэта возмутила не сумма, которую от него требовалось выплачивать, а сам факт того, что он должен отныне платить за свои строчки, как крестьянин платил налог за голову скота. Его возмутил подобный формальный подход и требование делиться и так скромным заработком.
Маяковский указывает воображаемому чиновнику, что «труд мой любому труду родствен». У него, как и у представителя любой другой профессии есть свои издержки, которые измеряются не в количестве истраченных чернил или листов бумаги, а в тех душевных силах, которые автору приходится прикладывать. Поэт указывает, что формальный подход к учету не может покрыть износ «машины души». Автор указывает, что к моменту, когда нужно будет сводить посмертный баланс, он окажется «в непролазном долгу». Разумеется, он подразумевает не деньги и прочие материальные блага. По мнению поэта, он не сможет рассчитаться с вселенной, так как все его мысли будут заняты расчетами с государственной казной. Его возмущает огромное количество вопросов в анкете фининспектора. Он не понимает, как можно подсчитать затраченные на написание одной строчки силы. Автор предлагает записать его в слои беднейших крестьян, потому как не знает, нужны ли будут его сочинения потомкам.
Завершает Маяковский это стихотворение предложением: мол, раз уж чиновники считают, что писать стихи не составляет никакого труда, то пусть встанут на его место и пишут их сами.
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, то есть в нем автор излагает свое мнение относительно происходящего вокруг него, критикует несправедливое, по его мнению, положение вещей
Для того чтобы убедить далекого от творческой деятельности человека в важности и сложности работы поэта, Маяковский прибегает к различным эпитетам, метафорам и сравнениям. Выражениями вроде «мелочишка суффиксов и флексий», «словесная руда» или «касса склонений и спряжений» он высмеивает формальный подход к своей профессии
Написанные тоническим стилем строки лишь подчеркивают мысль о том, что труд поэта – не такой уж и простой.
Основная идея
Главная мысль произведения «Разговор с фининспектором о поэзии» — труд поэтического деятеля является очень сложным, индивидуальным и значимым для общества, его никем не заменить, поэтому ровнять творца с обыкновенными служащими никоим образом нельзя. Человеку не посчитать все издержки и вклады автора, потому что он несет на алтарь искусства душу и идет «в незнакомое». Создавая новаторский стиль, творец запечатлевает эпоху и влияет на людей. Лирический герой утверждает, что ни в коем случае нельзя обесценивать труд поэта. По мнению героя, для его оценки необходим индивидуальный подход. Таков смысл стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии».
Но нельзя забывать о том, что особый подход обусловлен тяжким бременем ответственности поэта перед людьми и вечностью:
Жанр, размер
Произведение «Разговор с фининспектором о поэзии» Владимир Владимирович написал в своём любимом формате гражданской лирики. Автор открыто заявляет от своём мнении по поводу принятого налогового закона.
Создавая свое стихотворение, Маяковский использовал тоническое стихосложение. Данный размер характеризуется использованием одинакового числа ударных слогов в пределах одной строки.
Модернистское течение, в рамках которого творил автор, именуется «футуризм». Данный текст вобрал в себя все его характеристики: атипичная тематика, обильное использование неологизмов, просторечий, жаргонизмов и окказионализмов, новаторский стиль.
Тема
Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звёздами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звёзды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.
В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим
Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звёздах
Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.
В. Маяковский считает, что звёзды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звёзд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звёзды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха
В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука»
Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.
В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него ещё не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»
Основные характеристики
Тема произведения — место поэта в жизни общества.
Жанр — гражданская лирика. Особенность этого жанра заключается в том, что поэт стремится передать свои переживания и мысли о том, что происходит в его родной стране. Однако гражданская лирика — это не только взгляд автора на происходящее, но и отражение мыслей и идей общества, ведь ещё Пушкин писал, что голос поэта — «эхо русского народа».
Размер — тонический стих, называемый иначе акцентной системой. Такой размер предполагает одинаковое число ударных слогов в одной строке, но произвольное — безударных. Один из самых распространённых примеров тонического стиха — былины.
В Чем Смысл Стихотворения Гимн Взятки Маяковского
Поэт в своем стихотворении высмеивает обжорство, стремление человека к удовлетворению своих первичных потребностей, причем это является первоочередной задачей. Главное, хорошо поесть, и как можно больше, кроме этого героя стихотворения больше ничего не интересует, его не волнуют никакие другие проблемы.
Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира. Сатира — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее» .
В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим
Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звёздах
Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.
Композиция – кольцевая. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится.
Краткая история создания
1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:
- В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
- В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
- В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.
В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.
Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.
Разбор стиха
Стихотворение «Вам!» — это обращение к толпе обывателей-мешан, смакующих награждение героев с котлетой у рта, забывая о крови в окопах. Это обращение крик, обращение выстрел, имеющее цель убить на месте тех, кто поддерживает войну, не получая от неё ни йоты страданий.
Пока толпа смакует очередное награждение Георгием, где-то поручик валяется на дне воронки с оторванными ногами. Это мещанская масса виновата в том, что тысячи и тысячи русских людей отправляются на убой для защиты интересов короны. Это она (толпа) отправляет в мясорубку истории человеческие жизни, чтобы наблюдать действие их убийства на безопасном расстоянии.
Обыватель не готов сам идти умирать за Родину, но голосует своими аплодисментами за продолжение кровопролития, поэтому Маяковский считает его сволочью и с удовольствием дал бы в морду при подвернувшемся случае.
Строфы имеют несколько противопоставлений: сытая толпа – раненный поручик, любовь к бабам и жратве – смелость отдать за это жизнь.
По мнению автора строк, нельзя губить русский народ в угоду интересам короны, нельзя оставлять землю непаханой по причине удобрения чужих угодий своими телами.
Исторической справедливости ради, скажем, что Маяковский вовсе не был пацифистом – это был просто противник царского режима. Чуть позже он же будет призывать взять в руки оружие и с улыбкой на лице умирать, только уже не за царя, а за власть Советов. Сейчас бы это назвали «двойные стандарты».
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в произведении «Разговор с фининспектором о поэзии»занимает тема значения поэта в обществе. Именно об этом главный герой ведёт разговор с фининспектором. Возникает довольно комичная ситуация, ведь главный герой пытается объяснить человеку, далёкому от мира литературы, всю сложность своей поэтической деятельности. Итак, по мнению героя, у современного искусства две главных функции: это увековечивание реалий жизни («Слово поэта – ваше воскресение, ваше бессмертие, гражданин канцелярист») и информационная война («И сегодня рифма поэта – ласка и лозунг, и штык, и кнут»).
- Суть искусства. Автор описывает, что поиск слова эквивалентен добыче радия: столь же сложно и опасно. Ведь душа поэта амортизируется и теряет свои свойства, а для полного погружения в тему творцу нужно съесть пуд соли — пережить немало страданий. Он становится заложником вечно кровоточащей матрицы, где из мук куется сталь слова.
- Судьба поэта. Творцу не дано дожить до тех прекрасных времен (где не будет «нищих и калек»), которые он призывает и формирует. Он «сгниет под забором», то есть ничего не приобретет за всю жизнь, так как бескорыстно служит Музе. По мнению Маяковского, творец всегда в «непролазном долгу» перед Вселенной, которая наделила его талантом.
Проблематика стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» не менее значима:
- Нечистоплотное творчество. Автор осуждает плагиаторов и эпигонов, которые лишь паразитируют на теле искусства.
- Бюрократизация системы — основная проблема стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии». Правительство занимается крючкотворством и хочет уровнять несопоставимые виды деятельности, не вникая в обстоятельства дела. Такая халтурная налоговая политика приведет лишь к стагнации во всех сферах жизни.
- Равенство. Поэт, с одной стороны, не удаляется от трудового народа, не требует себе преференций, даже просит прировнять его к бедным крестьянам. С другой стороны, все его описания говорят о том, что к простым служащим поэта приравнивать нельзя, потому что таких людей единицы, их нельзя заменить другими. А значит, тезис о всеобщем равенстве не работает в искусстве и многих других сферах.
Настроение стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» ироничное, но при этом очень напряженное. Конфликт не получает разрешения в финале.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Средства выразительности
В анализе «Разговора с фининспектором о поэзии» стоит упомянуть и художественные средства, используемые автором. Они помогают сделать текст более эмоциональным, живым и ярким, придают ему эмоциональную окраску.
Сравнение — троп, в котором один предмет сравнивается с другим. Маяковский использует следующие сравнения:
- рифма — вексель;
- рифма — ласка;
- рифма — штык;
- поэзия — добыча радия.
Эпитет — художественное определение, позволяющее сделать текст более образным. Можно выделить следующие эпитеты:
- деликатное свойство;
- словесная руда;
- непролазный долг.
Метафора — фраза, употребляемая в переносном значении. Можно отдельно отметить несколько метафор:
- город на воздух строфой летит;
- лоб мой время с разбега крушит;
- в копеечку влетают слова.
История создания
Не секрет, что стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» было создано автором в знак протеста против нового закона о налогообложении. Маяковский был сильно возмущён данным законом, ведь в нем писатели и поэты приравнивались к простым служащим. Нужно было высчитывать издержки производства и прибыли, уподобиться обычным ремесленникам, которые работают ради выгоды. Закон ставил творческих людей в тупик (непонятно, как произвести расчеты правильно) и попросту унижал их достоинство. О такой сложной ситуации Владимир Владимирович рассказывает читателю в своём произведении. Стоит отметить, что он создал целый цикл текстов, которые объединяет острая проблема — бюрократизация советского общества, которое растрачивало в бумажной волоките все завоевания революции.
Работу над созданием стихотворения Маяковский завершил в 1926 году. Произведение русского поэта приобрело форму «разговора». Автор максимально точно передал внутренние переживания лирического героя. Стоит отметить, что автор в большей степени возмущался тем, что поэты должны платить налоги (было бы, с чего). Маяковский недоумевал по поводу такого обязательства, ведь в те годы ел чуть ли не одну капусту и голодал вместе с целым городом. Перебои с поставками питания из многолетней войны вынуждали людей отказываться от самого необходимого. Но и на эти жертвы пошел поэт, восхвалявший новую власть. А за это ему предъявили счет: «500 в полугодие и 25 за неподачу деклараций».
В 1926 году читатель видит перелом в лирике Маяковского. Поэт постепенно осознает и на практике убеждается в том, что его представления о новом строе были слишком уж радужными. Все чаще в его строках звучат проблемы новоиспеченной власти. А главное — наметился идеологический разлад талантливого одиночки с пролетарской диктатурой. Социалисты хотели уровнять людей, а значит, лишить их индивидуальности и свободы. Закон о налогообложении — еще один гвоздь в крышку гроба той вольницы, которая породила Серебряный век русской поэзии. Правительство уравняло обычных рабочих и глашатая революции. Это сильно задело Маяковского, который считал себя исключительным и видел разницу между собой и другими. Получается, равенство и братство — далеко не те идеалы, которые близки поэту. На практике красивые речи большевиков обернулись против него. Постепенно даже лояльная интеллигенция становилась классово чуждым элементом. Этого Маяковский принять не мог. Возможно, именно поэтому он покончил с собой.
Средства художественной выразительности
В поэме очень много окказионализмов. Так, например, фразы «штыки ощетинивши», «шаги саженьи», «город, в плакаты кадрованный», «по анфиладе, приветствиями оранной». Керенки перекликается с фамилией Керенский, а также сам Александр Федорович Керенский (министр-председатель Временного правительства) ассоциируется у Маяковского с царицей Александрой Федоровной («Быть Керенскому биту и ободрану!/Уж мы подымем с царёвой кровати/ эту самую Александру Федоровну»).
Встречаются неожиданные сравнения: «слухи-свиньи», «тучи-корабли».
Часто можно встретить имитацию разговорной речи, разговорных фраз («Мне скушно…», «три тыщи дней»), очень подробно передаются аббревиатуры («Эс Эс Эс Эр», «Веэсэнха»).
Для Маяковского Россия- «страна-подросток», а значит, ее ожидает пора взросления и долгих лет жизни («Лет до ста расти нам без старости»). Молодая республика только начинает строиться и дыбиться, расти и развиваться, засеиваться и улучшаться, а значит, всё действительно будет хорошо.
Основные образы и их характеристики
Перед нами предстают реальные исторические лица, современники поэта, в том числе и собрат Маяковского по перу –А.А. Блок.
Ленин, Каменский, Каледин, Подвойский, Дзержинский, Красин, Войков и некоторые другие — вот реальные исторические лица, появляющиеся на страницах поэмы. Так или иначе, но некоторые из них изображаются несколько иронично – например, Милюков и Керенский.
Образ Александра Блока вводится в поэму преднамеренно. Прежде всего, потому, что данный поэт является автором поэмы «Двенадцать», также посвященной революционным событиям 1917-го года. Мы видим, как у Маяковского в поэме тонет «Россия Блока», с ее таинственностью, незнакомками, дымками севера. Это время перемен, время, когда некогда ждать чуда — нужно действовать самим и поднимать страну с колен. А это возможно сделать только сообща, сплотившись и объединив усилия народа.
Анализ стихотворения Маяковского «Кое-что по поводу дирижера»
Стихотворение написано в 1915 году. Образ лирического героя – это образ самого поэта
Он, резко ворвавшись в поэзию XX века, обратил на себя внимание яркой индивидуальностью, необычной внешностью, эпатажными выходками и стихами, отрицанием старой поэтической школы и ряда моральных устоев, стал в некотором роде заложником провозглашенных им же идей
Темой стихотворения является гневная констатация духовной скудости, как казали бы сегодня, «квалифицированного потребителя», протест поэта против бесцеремонного вторжения публики в хрупкий внутренний мир творческого человека и потребительского отношения к искусству, как показано в произведении, порой обладающему разрушительной силой.
Маяковского всегда отличала способность подбирать меткие, емкие слова, которыми он буквально припечатывал к позорному столбу определенные явления жизни, людей и их поступки. В полной мере эта способность проявилась и в представленном стихотворении.
Произведение содержит следующие средства художественной выразительности:
инверсию – «выбежал дирижер», «обезумел вовсе», «мечется плач» – обеспечивающую специфический «рубленый» ритм строф Маяковского;
метафоры – «облиты в мякоть», «в бороду … семгу нес», «горсть слез», «выпихнуть крик в челюсть», «втиснул в зубы», создающую зримые, предельно конкретные образы;
эпитеты – «дамская мякоть», «сытая морда», «медные слезы», «золотая челюсть», «опоенная туша», «медный калач», «удвоенный плач»;
катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «вкусно нес» – описывающую явление в полном объеме;
перифраз – «мякоть», позволяющий избежать конкретного названия определенной части тела;
олицетворения – «труба ударила горстью», «избитые тромбонами и фаготами», «плач мечется» – делающие музыкальные инструменты соратниками поэта в походе против мещанства;
эллипсис – «умер (со) щекою (лежащей) в соусе», «скакали через (него)» – сокращающий текст до минимально возможных размеров и формирующий рифму;
авторские неологизмы – «рыжо», «по-зверьи»;
риторическое восклицание – «…обезумел вовсе!» – отражающее накал эмоций;
сравнение – «втиснул, как калач»;
аллитерацию – «на люстре посиневший висел …синел» – повторение свистящих «с» приковывает внимание читателя, создает нужный эффект.
Идея произведения – выражение неприятия существующей действительности, презрения к сытым буржуа. Это обобщенный протест против сытого самодовольного мещанства, критика миропорядка, в рамках которого избалованная публика принимает творческого человека за раба, клоуна, который призван забавлять и исполнять любые ее пожелания.
Обывательское болото, сидящее в зале, трансформируется в тушу «опоенную» – беспощадный эпитет, явно и предельно точно выражающий отношение автора. Так поэт подчеркивает благополучную, противную ему самовлюбленность людей, переходящую в тупость.
Стихотворение будет актуально до тех пор, пока будут существовать большие творцы и «потребители от культуры». Стихотворение «Кое-что по поводу дирижера» – обращение и к сегодняшнему дню, ко всем нам, символический призыв к бережному отношению друг к другу, повышению культурного уровня, проявлению такта, деликатности. Выстраданные, выношенные, может быть, в течение месяцев или лет слова хранились в сердце поэта. Стихотворение «Кое-что по поводу дирижера» – крик его души. Этот крик оказывается неуслышанным, и в этом причина ярости автора.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑
Идея
Главная идея поэмы — это то, что только пройдя через испытание, такие, как голод, военные потрясения, готовность погибнуть за идею государственности, способны дать мощный толчок к развитию страны и способствовать позитивным переменам.
Главное — это думать о народе, о чем нам и говорит В. Маяковский в поэме «Хорошо!». И именно поэтому большевики, придя к власти, приняли декрет «О мире», «Об армейских революционных комитетах» и «О земле». Только коллективное решение задач в интересах народа может способствовать улучшению ситуации в стране в целом, привести к ее процветанию.
Конечно, можно много говорить о том, что данную поэму заказали автору большевики. Но факт остается фактом — данное произведение представляет собой оду революции и показывает настоящих героев большевизма, ставших во главе становящегося социалистического государства.