Кто, волны, вас остановил…

Александр пушкин — кто, волны, вас остановил…. «кто, волны, вас остановил…» а. пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Кто, волны, вас остановил…»

Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал себя одиноко и постоянно пребывал в угнетенном состоянии. Все попытки друзей хоть как-то развеселить Пушкина заканчивались неудачей: поэт дерзил, писал на представителей светского общества Одессы эпиграммы и постоянно конфликтовал со своим прямым начальником – графом Воронцовым.

Свои мысли и чувства Пушкин мог доверить лишь бумаге и морским волнам. Он часто приходил на побережье и наблюдал за неспешным бегом волн, которые поражали его своим бунтарским духом и свободолюбием. Шторм на море соответствовал внутренним мироощущениям поэта, который каждым своим поступком выражал протест ссылке, но при этом не мог ничего изменить. Однако в моменты затишья поэт понимал, что море не может быть его союзником, хотя и продолжал наделять его чертами живого человека. В один из таких дней, летом 1823 года, Пушкин написал стихотворение «Кто, волны, вас остановил…», в котором провел параллель между морской стихией и собственной жизнью. Он увидел самого себя как бы со стороны и понял, что не может распоряжаться собственной жизнью. Так же, как и море не может выбирать между штормом и штилем
. Тем не менее, поэт вопрошает у водной стихии: «Кто в пруд безмолвный и дремучий поток мятежный обратил?». Автор понимает, что получить ответ ему не удастся, однако он прекрасно знает, кто виновен в его изгнании, и кто «душу бурную и младость дремотой лени усыпил».

Обращаясь к морю, автор призывает стихию сбросить с себя оковы чужой воли. «Взыграйте ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот!», — требует поэт. Он обращается к грозе, которую считает символом свободы, с просьбой промчаться «поверх невольных вод». Однако подобная аллегория несет в себе скрытый смысл, потому что на самом деле поэт обращается к себе, пытаясь возродить тот бунтарский дух, который стал причиной южной ссылки. Пушкин убежден, что зря прожигает свою жизнь, перекладывая бумажки в графской канцелярии, когда его талант и необузданный темперамент так нужны в Москве и Санкт-Петербурге. Согласно исследованиям литературоведов, находясь в Одессе, Пушкин готовит побег в Константинополь на одном из торговых судов. Однако в последний момент отказывается от этой идеи, понимая, что эмиграция навсегда разлучит его с родиной. Поэтому единственное, что ему остается – ждать и страдать, доверяя свои мысли морской стихии
.

Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду, скорбь и радость
И душу бурную и младость
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.

1823 г.

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина 3 вариант

А. С. Пушкин написал стихотворение «К морю» под впечатлением от пребывания в Одессе в Южной ссылке. Пушкин испытывал огромную скуку и неудовлетворение от возложенной на него в наказание мелкой канцелярской должности. Он находил выход только в занятиях творчеством, на которое его вдохновляло Черное море. Расставаясь с Одессой, Пушкин начал работу над прощальным произведением «К морю». Оно было закончено уже в Михайловском в 1824 г.

Стихотворение написано в жанре элегии. Первая часть посвящена исключительно красоте «свободной стихии». Пушкин рад вырваться из тяготившего его заключения, но испытывает грусть от прощания с морем. Звуки морского прибоя он сравнивает с прощальным зовом верного друга при расставании. Поэт предается счастливым воспоминаниям о прогулках по морскому берегу. Упоминаемый им «заветный умысел» — планы Пушкина на побег за границу.

Поэт восхищен величием моря. Он видит в нем проявление высшей силы, которой нет дела до отдельного человека. В спокойном состоянии море гостеприимно открывает свои просторы для многочисленных рыбаков. Но мимолетный каприз природы превращает море в могучую стихию, которая с легкостью губит «стаю кораблей».

Пушкин сравнивает свои планы побега с морским зовом. В том, что они не осуществились, он видит влияние «могучей страсти». Эту страсть можно интерпретировать как любовь к родине, так и не позволившую великому поэту покинуть Россию. Он не жалеет о принятом решении. Оставив Отчизну, Пушкин бы уподобился вечному изгнаннику. В связи с этой мыслью он вводит в стихотворение образ романтического героя – Наполеона. Жизненный путь французского императора был излюбленной темой для романтизма. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения.

В стихотворении появляется образ «другого властителя наших дум» — Байрона, умершего в начале 1824 г. Пушкин высоко ценил творчество английского романтика и постоянно обращался к нему в своих произведениях. Он считал Байрона «певцом» свободы и справедливости. Его могущественному и неукротимому духу был наиболее близок образ моря. Трагическая смерть Байрона имела большое значение для Пушкина. Она символизировала поражение свободы и победу тирании, торжество реакции. Поэт делает пессимистический вывод, что «судьба земли» везде одинакова. Побег из России, в сущности, ничего бы не изменил.

В заключительных строках Пушкин вновь обращается к морю с обещанием навсегда сохранить в памяти его «торжественную красу», донести образ моря до российских полей и лесов.


А. С. Пушкин на берегу Чёрного моря. Иван Айвазовский, 1897
Наполеон на острове Святой Елены. И. К. Айвазовский. 1897 год.
Девятый валОдна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста армянского происхождения Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Написана в 1850 году

Анализ №5

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году, когда Пушкин находился в михайловской ссылке.

В стихотворении «К морю» звучит типичная для романтика тема бегства героя. Она является метафорическим прощанием Пушкина не только с морем (он вынужден был покинуть Одессу), но и с романтизмом, с периодом жизни в южной ссылке, с прежними идеалами и кумирами.

Лирический герой чувствует себя накануне нового этапа жизни. Он понимает, что не будет возврата к прежнему, грустит об утраченных и дорогих его сердцу образах. Он осознаёт, что находится в преддверии нового мира и новых отношений с миром, нового творчества.

Жанр стихотворения – элегия, один из излюбленных жанров романтической поэзии.

Лирика – философская с элементами пейзажной. Стихотворение написано четырёх- и пятистопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Это типичная форма для стихотворений Пушкина романтического периода, стройная и торжественная.

В середине стихотворения ритм меняется, в строфе появляется пятая строка, это придаёт взволнованность течению поэтической речи:

…Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

В этих строчках речь идёт не только о неисполненных поэтических замыслах, но и о несостоявшихся намерениях Пушкина уехать в путешествие, о котором он мечтал.

Лексика возвышенная, романтическая. Поэт употребляет много романтических эпитетов: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, предел желаний, (я) тихий и туманный, своенравные порывы, смиренный парус.

Помимо эпитетов Пушкин использует в стихотворении сравнения:

…Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз…

Он олицетворяет море, сравнивает его с другом, с близким понимающим человеком. Упоминая (но не называя) Байрона, Пушкин сопоставляет его гений с морем:

…Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим…

Это также придаёт метафоричность образу моря в стихотворении.

В одной из строф меняется род стихии, к которой обращается поэт: море становится океаном. Образ становится более величественным и грозным, приобретает силу и вселенский размах:

…Мир опустел…Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран…

Также в этой строфе слышны отголоски размышлений Пушкина о свободе, благе, судьбах народов, об общественных идеалах.

Приподнятость тона стихотворения также подчёркивается риторическими вопросами и восклицаниями, которыми насыщено произведение:

…Прощай, свободная стихия!

…Моей души предел желанный!

Как часть по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

…О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

…Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно сказать, что несмотря на типичный романтический строй стихотворения, образы, эпитеты, лирический герой Пушкина в этой элегии приобретает новые черты – его взгляд на мир становится иным, более реалистичным.

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкин «К морю»

Вариант 1

Стих «К морю» был написан в 1824 году. В нем отображены страдания поэта. В то время А. С. Пушкин находился под бдительным контролем царя. Его даже хотели отправить в Сибирь, но приговор был смягчен. Стихотворение «К морю» — это монолог поэта о том, как ему тяжело без моря. Поэт по-особенному относится к морю. Он видит в нем свободу, жизнь, силу.

Это великая стихия, которая не может быть подвластна человеку. Лирический герой постоянно находится в тихом и туманном состоянии, но вот море его вдохновляет. Образ моря в стихе «К морю» описан очень красиво. Это прекрасное зрелище. Читатель будто сам ощущает дуновение ветра, шум волн, их мощный плеск.

Море так часто меняет свое настроение. Иногда оно ласковое, а иногда смертельно опасное. Размер стиха «К морю» — 4‑стопный ямб. Ударение делается на четные слоги. Это стихотворение завершает романтический период творчества Пушкина. Дело в том, что раньше поэт часто говорил о том, что сильная личность может многое изменить.

Теперь же он показывает своего героя, который тихо остается на берегу. Это значит, что он признает сильное влияние общества, времени, правительства.

Вариант 2

Стихотворение «К морю» явилось отличным образцом лирики А.С. Пушкина. В нем собрано все своеобразие пушкинского слова – богатый сюжет, красивый слог и певучесть, уникальная стилистика, чувственность и патетика.

Центральный образ моря предстает символом безусловной воли, независимой от человека. Неуправляемая и огромная стихия неукротима ни одним самым влиятельным правителем, непобедима наукой и техникой.  Море схоже с душевной свободой, которую никто не может заточить в темницу.

В противовес свободе в стихотворении проявляется мотив побега. Лирический герой мечтает покорить бескрайнее пространство моря, оставив «скучный, неподвижный брег». Но остается на месте, очарованный стихией.

В море он видит лишь одно место, куда бы мог отправиться – это остров, который стал тюрьмой для Наполеона. Образы почивших гениев, сильных людей, оставивших «миру свой венец», проходят через стихотворение. Пушкин высказывает скорбь о гибели Байрона – лучшего певца моря, борца за свободу.

Куда бы ни устремился поэт, его ждет одна и та же участь – «просвещенье иль тиран». Под тиранией Пушкин подразумевал власть, а просвещение грозило духовной неволей, попыткой загнать разум и индивидуальность в определенные рамки. Оттого финал стихотворения кажется пессимистичным, а настроение грустным.

Вариант 3

В произведении “К морю”, отражены внутренние сомнения и мечтания Пушкина. Он не может быть удовлетворённым минутным созерцанием стихии морской воды, размышляя о сущности всего живого в этом мире.

Пушкин описывает море, как одухотворённое существо, которое живёт, одному ему известной жизнью и меняется с течением времени. В его понимании, море тесно связано с человеческими судьбами. Недаром здесь упоминаются Наполеон и Байрон. По мнению писателя, Байрон был плотно связан со свободой и величием, что делает его похожим на морскую стихию.

В стихотворении проявляется и новое отношение к Наполеону. Пушкин видит его, как романтического героя, как человека, оставившего большой след в истории человечества и судьбах народов. Стоящая посреди моря одинокая скала, является последним приютом Наполеона, как символ разрушенных надежд честолюбивого императора.

В последних строфах, поэт снова, и теперь уже на долгое время, прощается с морем. В последний раз любуется его величием просторов и торжественной красотой. Свободный и великий рокот волн, ещё долго будет слышать поэт в Михайловской ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: