Анализ стихотворения пушкина лицинию

Стихотворения. 1814-1836

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Первый серьезный литературный опыт поэта появился в печати в 1814 году. Это было произведение «К другу стихотворцу». Следует сказать, что, как и другие ранние работы поэта, данный стих был подражательным. Пушкин унаследовал манеру Буало. В шутливо-комической манере лирический герой стихотворения обращается к своему другу, который пишет стихи. Он советует ему бросить поэзию, ведь «быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое». Несмотря на юный возраст, Пушкин трепетно ощущал настоящее предназначение поэта. Это не тот, кто может рифмовать строки, он должен учить, радовать ум, переживать и бесконечно много трудиться, не щадя себя.

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Анализ стихотворения «Лицинию» Пушкина

Еще в лицейские годы Александр Сергеевич Пушкин писал свободолюбивые стихи. В произведении «Лицинию» поэт сводит воедино свою любовь к античности и остроту политического высказывания.

Стихотворение написано в 1815 году, переработано и дополнено еще спустя 4 года. Публикуется в поздней редакции. Его автору в эту пору 20 лет, он состоит в кружке вольнодумцев «Зеленая лампа», усиленно посещает театры и критикует власть. Античные реалии в стихотворении условны, на самом деле молодой поэт выступает с обличением порядков в Российской империи, а не Римской. Крепостное право и слишком осторожные либеральные реформы — основная мишень поэта. По жанру — гражданская лирика, по размеру — шестистопный ямб со смежной рифмой, 5 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лициний — один из деятелей Рима, А. Пушкин обращается к нему как к честному человеку. Ветулий — нарицательный образ богатого развращенного юноши; видеть в нем А. Аракчеева — ошибка, графу было 50 лет к 1819 году

Ликтор — вооруженный телохранитель важного лица. Ромул — один из двух мифических основателей Рима

«О стыд, о времена!» — чуть переиначенная цитата из Цицерона. Дамет — философ-киник. Фортуна — божество удачи. Ювенал — сатирик. Еще ряд имен просто выдуман поэтом

Вопросы и восклицания теснятся почти в каждой строке: народ несчастный гонят! Кто вас поработил и властью оковал? Лирический герой привлекает внимание Лициния к творящимся беззакониям, затем появляется удрученный Дамет, давно махнувший рукой на происходящее

Не в силах что-то изменить, поэт обрушивается с проклятиями на власть, народ, угрожает жестоко высмеять злодеев в своих сочинениях, писать которые он собрался на лоне природы, в деревне. «Предвижу грозного величия конец»: на первый взгляд, поэт из XIX века просто «пророчествует» о Древнем Риме, однако стрелы его направлены против другого «развратного города». «Свободой Рим возрос, а рабством погублен»: пожалуй, в этой строке содержится квинтэссенция всего произведения. Эпитеты: сатире праведной, тщеславной юности, поникшею главою, безумных мудрецов, мрак глубокой. Сравнение: красавица, как чаша. Гипербола: простер ярем. Повторы: пускай, падет, смотри. Метафоры: я сердцем римлянин, торгуют подлостью, дух воспламеню.

Стихотворение «Лицинию» А. Пушкин отшлифовывал несколько лет. В итоге получилась стилизация под римскую поэзию, с весьма прозрачным подтекстом на российскую действительность того времени.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Темы и проблемы

“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:

  1. Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
  2. Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
  3. Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
  4. Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.

Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука»

Так говорила Мария Алексеевна, которая очень любила Сашу, да и он был к ней сильно привязан. Ее волновало будущее мальчика. Внук хоть и охотник был до книжек, но учился плохо. Лекторы жаловались, что он еще и ветреный, легкомысленный. Мария Алексеевна переживала, как пойдет его жизнь, если он не переменится.

Слава Богу, Саша переменился! Но это превращение тихони в подростка с пылким темпераментом принесло семье немало хлопот. Его не могли обуздать ни гувернеры, ни родители. И появилась мысль отдать отрока в закрытое учебное заведение строгого режима. Выбрали престижный, только что открывшийся Царскосельский Лицей.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Стихотворение «Деревня»

В 1819 году Пушкин написал стихотворение «Деревня», в котором показывает крепостное право как ужасное явление того времени:

«… Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Опора милая стареющих отцов, Младые сыновья, товарищи трудов, Из хижины родной идут собой умножить Дворовые толпы измученных рабов. …»

В конце произведения поэт возлагает надежды на верное решение властей:

«… Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

Известно, что это произведение лично прочел император и похвалил поэта.

Общество, Пушкин и творчество

Разумеется, поэт со всей горячностью юности и страстностью натуры воспринимал новаторские идеи. Многие из них разделял и поддерживал.

Формирование литературных и политических взглядов

Но не только в беседах с лицеистами кристаллизовалось мировоззрение молодого человека. На Александра повлияло его личное знакомство с выдающимися личностями того времени:

  1. Поэтом и прозаиком эпохи сентиментализма в русской литературе, историографом Николаем Карамзиным. Реформатор языка тогда уже был известным и весьма ценил независимость, в первую очередь, собственного мнения. Мэтр был старше лицеиста Пушкина на целых 33 года и к началу учёбы Александра успел переменить политические взгляды и из либерала превратиться в убеждённого консерватора.
  2. Графом Вяземским, с которым разница в возрасте была не такой большой — всего семь лет. Но его уже знали в обществе как талантливого поэта и литературного критика, историка и переводчика, публициста, мемуариста и молодого государственного деятеля. Когда состоялось знакомство, Пушкину было 16 лет. Свободомыслие и либерализм старшего товарища произвели сильное впечатление (правда, к концу жизни граф всё же стал консерватором). Литераторы подружились, всю жизнь переписывались и поддерживали связь.
  3. Великолепным публицистом и философом, одним из образованнейших людей своего времени Петром Чаадаевым, который был дружен со многими будущими декабристами, впоследствии стал членом «Союза благоденствия», а с 1821 года вошёл в состав «Северного тайного общества». Его деятельность повлияла на развитие полемики между «западниками» и «славянофилами». Он заложил основные идеи российской философии — стремиться реализовать Царство Божие на земле и поддерживать самобытность России, чьё высокое предназначение — стать уроком для всего мира. Полагал, что католицизм более способствовал прогрессу стран, чем православие, но всё-таки оставался до конца жизни верен православной вере. Беседы с блистательным философом-гусаром, который был старше на пять лет, о политике и нравственности серьёзно повлияли на формирование взглядов юного лицеиста.
  4. С талантливым поэтом, переводчиком и педагогом Василием Жуковским, одним из основателей романтизма в российской поэзии, Пушкин был знаком ещё с детских лет. Они стали хорошими друзьями, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. В 1817-м, когда Александр только закончил учёбу в лицее, Василий Андреевич уже преподавал русский будущей императрице, а потом стал воспитателем цесаревича. Царский отпрыск впоследствии правил Россией как Александр II.

Ночные чтения

Перемена в юном Пушкине произошла резко, благодаря тому, что у него появилась няня с ее любовью, заботой и сказками. Повлияло и общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, в деревне у которой подросток проводил лето.

Сашу было не узнать. Он больше не сидел, скрючившись в углу, а бегал по комнатам, прыгал через стулья, громко смеялся. Стал непоседой, егозой. Или Сверчком, как его прозвали потом ровесники в Лицее.

Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих гувернеров и учителей. По словам брата Левы, он имел великолепную памятью и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу».

Всё начинается с детства

Рождённый в семье знатных, хоть и обедневших дворян, мальчик, как и полагалось, до 12 лет получал домашнее образование. На его образование, проявление интересов и наклонностей оказали влияние:

  • учителя и французы-гувернёры;
  • знакомые отца из высшего московского общества (а среди них были известные в те годы писатели и поэты);
  • дядюшка, тоже писавший стихи;
  • множество прочитанных книг из домашней и дядюшкиной библиотеки (всё больше французские).

Любовь к чтению постепенно переросла в желание что-либо написать самостоятельно. Первые работы семилетнего мальчугана, конечно, были подражанием. Но впоследствии оказалось, что это было только начало, можно сказать, репетиция.

Знакомство Саши с русской культурой и народным творчеством состоялось в основном по рассказам няни и бабушки. Именно эти женщины привили будущему поэту любовь к фольклору, и потом, много лет спустя, Александр Сергеевич нередко отображал в своих произведениях образы сказочных и былинных персонажей: красавиц и богатырей, волшебников и чудищ.

«Лицинию»

Лициний, зришь ли ты: на быстрой колеснице,Венчанный лаврами, в блестящей багрянице,Спесиво развалясь, Ветулий молодойВ толпу народную летит по мостовой?Смотри, как все пред ним смиренно спину клонят;Смотри, как ликторы народ несчастный гонят!Льстецов, сенаторов, прелестниц длинный рядУмильно вслед за ним стремит усердный взгляд;Ждут, ловят с трепетом улыбки, глаз движенья,Как будто дивного богов благословенья;И дети малые и старцы в сединах,Все ниц пред идолом безмолвно пали в прах:Для них и след колес, в грязи напечатленный,Есть некий памятник почетный и священный.О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?Кто вас поработил и властью оковал?Квириты гордые под иго преклонились.Кому ж, о небеса, кому поработились?(Скажу ль?) Ветулию! Отчизне стыд моей,Развратный юноша воссел в совет мужей;Любимец деспота сенатом слабым правит,На Рим простер ярем, отечество бесславит;Ветулий римлян царь!.. О стыд, о времена!Или вселенная на гибель предана?Но кто под портиком, с поникшею главою,В изорванном плаще, с дорожною клюкою,Сквозь шумную толпу нахмуренный идет?«Куда ты, наш мудрец, друг истины, Дамет!»— «Куда — не знаю сам; давно молчу и вижу;Навек оставлю Рим: я рабство ненавижу».Лициний, добрый друг! Не лучше ли и нам,Смиренно поклонясь Фортуне и мечтам,Седого циника примером научиться?С развратным городом не лучше ль нам проститься,Где все продажное: законы, правота,И консул, и трибун, и честь, и красота?Пускай Глицерия, красавица младая,Равно всем общая, как чаша круговая,Неопытность других в наемну ловит сеть!Нам стыдно слабости с морщинами иметь;Тщеславной юности оставим блеск веселий:Пускай бесстыдный Клит, слуга вельмож КорнелийТоргуют подлостью и с дерзостным челомОт знатных к богачам ползут из дома в дом!Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;Во мне не дремлет дух великого народа.Лициний, поспешим далеко от забот,Безумных мудрецов, обманчивых красот!Завистливой судьбы в душе презрев удары,В деревню пренесем отеческие лары!В прохладе древних рощ, на берегу морском,Найти нетрудно нам укромный, светлый дом,Где, больше не страшась народного волненья,Под старость отдохнем в глуши уединенья,И там, расположась в уютном уголке,При дубе пламенном, возженном в камельке,Воспомнив старину за дедовским фиалом,Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,В сатире праведной порок изображуИ нравы сих веков потомству обнажу.О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!Придет ужасный день, день мщенья, наказанья.Предвижу грозного величия конец:Падет, падет во прах вселенныя венец.Народы юные, сыны свирепой брани,С мечами на тебя подымут мощны длани,И горы и моря оставят за собойИ хлынут на тебя кипящею рекой.Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;И путник, устремив на груды камней око,Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Стихотворение»Лицинию», читать текст онлайн на нашем сайте.

Лишь розы увядают
Лишь розы увядают,
Амврозией дыша,
В Элизий улетает
Их легкая душа.

И там, …

Лищинский околел — отечеству беда
Лищинский околел — отечеству беда!
Князь Сергий жив еще — утешьтесь, господа.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы — Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя. Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль. После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России. В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Периоды творчества Пушкина — характеристика, темы, жанры

Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.

  • если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
  • то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
  • а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.

Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом». Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

Гражданская лирика — образ поэта

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

Стихотворный размер и ритм

Короткие всплески волн за кормой сменяются длинными спокойными волнами, как и строчки элегии, навевают печальные мысли о покинутой родине и в то же время выражают надежду на лучшее будущее в южных краях. 

Звуковые впечатления передают разностопные строки с перемежающимся стихотворным размером, что позволяет слышать внутренний монолог персонажа, его неторопливые раздумья о прошлом и о том, что его ждет впереди:

  1. «По-гас-ло днев-но-е све-ти-ло…» — трехстопный амфибрахий — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на второй слог.

  2. «Шу-ми, шу-ми, по-слуш-но-е вет-ри-ло…» — четырехстопный ямб — двусложная стопа, в котором первый слог безударный, второй — ударный.

Также поэт использует разные способы рифмовки стиха, что позволяет донести неспешные мысли романтического героя:

  • перекрестную: светило — ветрило, туман — океан — abab;

  • кольцевую: отдаленный — упоенный, края — стремлюся я — abba;

  • парную: собой — душой, младыя — златыя -aabb.

Строгостью и не пахло

Однако, никакой особой строгости в Лицее не было. Даже телесные наказания в лицейский период Пушкина были отменены, в отличие от других учебных заведений. В целом атмосфера была либеральная, демократическая.

Учение Сверчку давалось легко. Педагоги нелюбимых Пушкиным предметов особых требований к нему не предъявляли. Так, учитель математик, зная отношение Саши к этой науке, только журил его.

А вот российскую и зарубежную словесность Пушкин обожал. И как всегда много читал беллетристики, исторических книг.

Друзья-лицеисты создали свой литературный кружок. Выпускали рукописные журналы, играли в игры по мотивам произведений классиков того времени.

Дружба с великими

Лицейский период в жизни Пушкина неразрвно связан с появлением в жизни поэта настоящих учителей, которые определили его дальнейшую стезю. Александра приняли в кружок передовых литераторов «Арзамас». Это были сторонники нового направления в литературе, «карамзинского». Оно предполагало борьбу с устаревшими писательскими правилами и традициями.

Пушкин завязывает творческие и дружеские отношения с выдающимися поэтами того времени Василием Жуковским и Петром Вяземским. И сам же учится у них.

Интересовался он, также, стихами Константина Батюшкова – популярного мастера «легкой поэзии». Когда тот на время оставил свое писание, юный поэт не постеснялся отправить мэтру послание. Оно носило название «К Батюшкову». Да так здорово, что тот, прочтя, приехал в Лицей познакомиться с автором. Но после беседы, на замечания по поводу стихов самого молодого поэта, Пушкин ответил очередным посланием: «Бреду своим путем. Будь всякий при своем».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.

История создания – элегия написана по впечатлениям о морском путешествии из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые увидел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трёхчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя. Он тоскует о родных краях надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли. В третьей – вспоминает об ошибках юности, невзгодах любви, об уроках прошлого и смиряется с новым – с тем, что ждёт его впереди.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб; рифмовка кольцевая и перекрестная.

Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдалённый”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “тайно улыбались”, “потерянная младость”, “лёгкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “душа кипит”, “музы улыбались”, “младость отцвела в бурях”.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.

Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.

Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.

Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.

Любовь

В лицее Александр Пушкин познал настоящую любовь, а также любовь несчастную и безответную.

Свои переживания он вылил в многочисленные стихи. Рассмотрим самые известные из них.

К Наталье

«Так и мне узнать случилось,Что за птица Купидон;Сердце страстное пленилось;Признаюсь — и я влюблён!..»

К ней

«Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;Скажи… увижу ли, на долгую ль разлукуЯ роком осужден?..»

В альбом

«Пройдет любовь, умрут желанья;Разлучит нас холодный свет;Кто вспомнит тайные свиданья,Мечты, восторги прежних лет?..Позволь в листах воспоминаньяОставить им свой легкий след.»

В заключение можно подвести итог, что основными темами лирики Александра Пушкина были: любовь, дружба и патриотизм.

Тема и идея стихотворения

А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.

Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.

Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан» же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с «брегами печальными»

Повтор строк (анафора) «Я вас бежал …», «И вы забыты мной…» должен убедить читателя в том, что к прошлому возврата нет.

Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:

«…Но прежних сердца ран,


Глубоких ран любви, ничто не излечило…».

Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь», даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.

Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности. Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде. В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Обучение в Царскосельском лицее

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения. Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере. Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

Формирование взглядов поэта и гражданина

Благодаря связям отца юный Александр в двенадцать лет был зачислен в привилегированное учебное заведение при дворе российского императора. Царскосельский лицей тогда принимал своих первых воспитанников. Их, избранных, которым в будущем «светила» служба в министерствах, было всего 30 человек.

Если кратко, по своему статусу новый лицей в летней резиденции самодержца был равен высшим учебным заведениям. Соответственно, количество предметов и требования к знанию материала предполагались аналогичные. Юные дворяне по окончании учёбы должны были служить на довольно высоких должностях — и это в семнадцать лет!

Тем не менее это было необычное учебное заведение. Особенным его делала атмосфера. Среди профессоров, преподававших там, было достаточно много молодых людей с прогрессивными взглядами на формирование образовательного процесса. В стенах лицея было то, что способствовало подготовке достойных членов общества:

  • внимательное и уважительное отношение к ученикам, бережное формирование личности;
  • запрет на телесные наказания, которые унижали бы человеческое достоинство воспитанников.

Практически все лицеисты сохранили в памяти о годах учёбы непередаваемое чувство товарищества и почти культовое понятие чести. Эти качества — характе́рные черты для выпускников заведения. Кроме занятий, юные дворяне занимались литературным творчеством и выпускали журналы (разумеется, рукописные). Нередко случались поэтические турниры, и Пушкин, прозванный французом, часто побеждал однокурсников.

На формирование умов юных лицеистов оказывали влияние и внешние факторы. В обществе назревало недовольство: после войны с Наполеоном в среде прогрессивных дворян всё чаще звучало возмущение позорным крепостничеством и русским самодержавием, возникали кружки, где вольнодумство бурлило и кипело. До восстания декабристов оставалось совсем немного — после выпуска первых лицеистов пройдёт всего пять лет.

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: