Вариант 2
Это красивое небольшое стихотворение, состоящее из трех строф по четыре строки. Оно представляет собой обращение Фета к своей Музе, описывает ситуацию. Поэт говорит о Музе, как о реальной, хоть и чудесной героине.
И всё же начало стихотворения несколько прозаично. Муза не прилетела и не начала петь и вдохновлять своего героя. Она просто пришла и села. И всё-таки он встревожен и счастлив, как будто влюбленный. Он повторяет ее стихотворение, значит, она поэту всё же подарила прекрасные строки. Афанасий Афанасьевич осознает, насколько она талантливей, во всех смыслах выше него
Только в одном он превосходи и её, и своих «соперников» за её внимание – в ревности
Во второй строке автор поясняет, что всегда оберегал свою Музу от черни, от грубых и жадных. Он не создавал стихов для их неразвитого вкуса, чтобы заработать денег. Их он называет рабами, а её – святыней. Чувствуется, что он гордится своей ролью.
В финальной строфе Фет вдруг ещё больше возносит свою Музу. Она уже в венце из созвездий на облаке, которое так высоко, что и с земли не разглядеть! И понятно, что любой бы не отказался ей служить, получая дары, но не все достойны её внимания, а тем более – любви. Снова автор называет её святыней, повторяясь, подчеркивая её божественность. Кажется, что такая героиня уже не может просто зайти и присесть к бедному поэту. Но видимо, в Музе поэт видит соединение противоположностей, что ещё более значимо. Она – богиня, которая может запросто зайти к своему жрецу, одарить его, а уже он распространит её свет – подарит его людям.
Произведение написано перекрестной рифмой, соединяющей четные и нечетные слоги. Лексика здесь достаточно высокая, степень торжественности нарастает к финалу. В последней строфе больше, чем во всем стихотворении, такой лексики. Присутствуют и устаревшие слова, их формы и обороты. Например: речи, осквернять, незримая, нетленная, непосвященный… Стихотворение можно было бы назвать небольшой одой.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Ласточки» представляет собой яркий образец пейзажной лирики с элементами философского размышления. Пристальное наблюдение за природой и способность замечать мельчайшие детали окружающего мира позволили А. А. Фету создать живую картину вечернего пруда и с точностью живописца изобразить низко скользящую над его поверхностью бесстрашную ласточку.
Страх за ласточку и любование ее грациозностью дают автору основание сравнить увиденное со столь же красивым и безрассудным человеческим стремлением к запредельной стихии. Свои рассуждения А. А. Фет мастерски вплетает в канву текста, делая его таким образом более глубоким и значимым.
Стихотворение «Ласточки» написано четырехстопным ямбом, что позволяет поэту на ритмическом уровне передать стремительность полета ласточки и человеческого вдохновения. Строки связаны между собой перекрестной рифмовкой, при этом чередуются мужская и женская рифмы.
Основная идея
Наблюдая за природой, А. А. Фет не только отмечает ее силу и красоту, он поднимается до философских размышлений, проводит параллели между человеческим поведением и природными явлениями. Человек – тоже часть природы, поэтому такое сопоставление помогает лучше понять его душевные порывы, открыть доселе неизведанные грани души. Таков смысл стихотворения «Ласточки».
Одна из таких граней – почти иррациональное стремление человека к «запретному пути», которое особенно ярко проявляется в поиске творческого вдохновения. Схожесть этого стремления с бесстрашным полетом птицы над гладью пруда — это и есть главная мысль стихотворения А. А. Фета. Поэт сам уподобляется скользящей над водой ласточке, когда бросает вызов запредельной стихии в стремлении прикоснуться к ее тайнам.
Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле…»
Тематика моря, описание морского пейзажа не раз возникали в лирике русских поэтов «Золотого века». «Свободная стихия» волновала таких легендарных поэтов как М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и т.д. Невыразимая сила моря, его притягательность волновали души романтичных натур поэтов. Волны ассоциировались со свободой, с силой, с которой невозможно совладать, и — с мягкостью нежного бриза, с солёным воздухом, с шумом прибоя, с солнечными лучами, мерцающими, отражающимися от волн… Море — неизменный источник вдохновения классиков.
Фет, своим творчеством предвосхитивший импрессионистичность, которую привнесёт в поэзию Б. Пастернак, создаст, пожалуй, лучшее «пейзажное» стихотворение, посвящённое морю. Им станет произведение «Морская даль во мгле туманной…».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Это стихотворение было написано А.А. Фетом в 1857 году, после поездки в Италию. Вдохновлённый красотой Средиземноморского побережья, он создаёт одно из немногих своих произведений, где за образами не стоит история каких-либо событий жизни лирика; в нём нет скрытого смысла, нет аллегорий — это изумительная по своей красоте зарисовка, воспевающая прелесть природы и утверждающая жизнь во всех её проявлениях.
Как уже было сказано, в этом стихотворении нет образов событий, как нет и ярко выраженных образов чувств — но последние читаются будто между строк. Однако нельзя сказать, что «Морская даль…» совершенно бессюжетна, ведь лирический герой, наблюдающий за морем с берега, рассматривает волны, которые плещут о скалы. Он, по его собственному признанию, выбирает лишь одну, которую провожает взглядом от самого горизонта и до берега, где она разбивается о влажный камень, скалу, и разбрызгивается нежной морскою пеной.
Лирический герой, которого можно отождествлять с самим поэтом, наблюдает на игрою волн. Несмотря на пейзажность произведения, лирик сумел передать, донести до читателя сложный эмоциональный и духовный посыл. В «Морской дали…» с оптимистических позиций рассматривается глубокая взаимосвязь моря и нравственного мира человека; свободная и прекрасная стихия, предстающая в строках одушевлённой, способна передавать человеку собственную энергию; море помогает человеку избавиться от дурных мыслей, приводит его чувства и разум в гармонию с самим собой, с окружающим миром. Таким образом, за внешне исключительно лиричной картинкой скрывается философский подтекст о возвращении человека к своим истокам, к природе, которая его и породила. Море предстаёт в стихотворении прекрасным существом; в четырёх катренах проявилась особенность фетовского творчества, а именно тяга к пантеистичности, к обожествлению всего сущего.
Однако в первую очередь «Морская даль во мгле туманной…» интересна своим художественным своеобразием. Это привлекательное изображение морского пейзажа, где Афанасий Афанасьевич предстаёт в качестве творца, работающего в жанре марины — настолько реалистично и чувственно выглядит картинка. В стихотворении ярчайшим образом отразилась способность русского литературного языка максимально точно подмечать и фиксировать все особенности окружающего мира, добиваясь реалистичности, фотографической точности. Пейзаж, нарисованный Фетом, поразительно реален — он будто находится прямо перед взглядом читателя.
Основным приёмом, благодаря которому удаётся воссоздать видение в воображении, становится приём олицетворения: природа у Фета живёт собственной жизнью. Волны злобно набрасываются на парус, а одна, «избранная», разбивается о скалы, а пену, оставшуюся от неё, тут же подхватывает шалун-ветер.
Помимо этого большая роль возложена на эпитеты — без сомнения, именно они создают ту невероятную образность, которая оживляет морской пейзаж: «влажный камень», «туманная мгла», «плавная чайка», «звонко грянула» и т.д. Фет мастерски владеет словом. Он облекает звуки и краски в буквенную оболочку. В каждом из четырёх катренов стихотворения можно заметить использование приёма аллитерации — и, конечно же, не обошлось и без инверсии.
Особую мелодичность звучанию придаёт размер «Морской дали…» — Фет избирает для написания четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
Несмотря на то, что Фет не считал себя романтиком, стихотворение, безусловно, написано в духе романтизма. Сам Афанасий Афанасьевич признавался, что часто брал за основу стиль европейских романтиков, который, преломившись в сознании Гений Фета, обретал столь необычное звучание.
Центральная идея
Проводя анализ стихотворения «Еще майская ночь», стоит упомянуть о том, что в нем Фет идет дальше пейзажной лирики, в которой так вольготно чувствует себя его перо. Перед нами произведение философское, выражающее мысль о гармонии природы и бессилии разума постичь эту гармонию. С этой целью автор намеренно использует несуществующую грамматическую форму – «бестелесней», где сравнительная степень возникает не от качественного, а от относительного прилагательного. Идею стихотворения подтверждает и звуковая его организация. Написанное пятистопным ямбом с перекрестной рифмой, оно имеет возвышенно-торжественную интонацию.
Текст стихотворения
История создания
Афанасий Афанасьевич Фет учился в Москве сначала на юридическом факультете, затем на историко-филологическом, который окончил в 1844 году. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» было написано поэтом в 1843 году, и в тот же год опубликовано в журнале «Отечественные записки».
Фамилия Афанасия при рождении была Шеншин, но позже, из-за того, что в православии не принимали благословение и венчание, произведенное в лютеранской церкви, он был лишен фамилии и дворянского титула. Позже поэт вновь заслужил дворянский титул и ему вернули все. Фамилия Фёт – была фамилией его матери и после того, как Афанасий Афанасьевич вернул себе статус и фамилию отца, для творчества он оставил фамилию Фет.
Афанасий Афанасьевич сочетал в себе удивительную чуткость и романтическую душу, деловитость и хозяйственность помещика. Яблочную пастилу из его поместья доставляли к царскому двору. Наряду с практическими делами, за свою долгую и плодотворную жизнь поэт издал не один сборник стихов.
Его труд на благо государства, литературы и своего дома был позже написания произведения. Стих был написан в годы обучения, когда молодость подталкивала поэта к влюбленности и мечтательности.
Никто не знает точно, кому посвящено это произведение, но предполагают, что Фет посвятил его Марии Лазич, в которую был тогда влюблен. Девушка была идеалом нравственности для поэта, и позже он тяжело пережил ее смерть.
Двадцатитрехлетний поэт, очевидно, был влюблен и счастлив. Он открыто поет о радости любви, любуется всем, что его окружает и не скрывает своих чувств. Не называя имени своей возлюбленной, поэт все же открывает ей и читателям свою душу, умеющую ценить все прекрасное в этом мире. Не удивительно, что стих напечатали в журнале «Отечественные записки» сразу, в год его написания.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу… Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение
- Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я) После первого прочтения может сложиться ощущение, будто Лермонтов в стихотворении За все, за все тебя благодарю я.. обращается к девушке, с которой имеет какие-то отношения. Подобное ощущение может складываться
- Анализ стихотворения Вчера я шел по зале освещенной Фета Когда Фет окончил обучение в Московском университете, в который автор поступил, чтобы вернуть себе доброе имя своего отца, а также положенное ему в обществе положение и наследство, он отправляется служить в кирасирский полк
- Анализ стихотворения Поражена потерей невозвратной Некрасова Стихотворение рассказывает о первой чувственной любви русского поэта, которая осталась в его сердце надолго. В центре событий Авдотья Панаева. Кроме того, в тот момент Панаева находилась в законном браке
- Анализ стихотворения Осень Бальмонта Бальмонт единственный поэт, которому немного попозже стали подражать другие писатели. За все время своей деятельности ему удалось создать огромное количество разных произведений.
Фет — человек с двумя жизненными историями
Фет – это консерватор по жизни, который определял счастье как материальное богатство. Он является лириком, который воспел чистую любовь к природе. Мир поэзии для Фета был абстракцией от внешнего мира, проблем, социальных противоречий. Несмотря на то, что симпатизировать как человек он мало кому мог, зато как поэт сумел покорить ни одну человеческую душу своим творением. В то же время неоднократно его творчество поддавалось критике, ведь не всем нравится читать о светлом и прекрасном чувстве.
Некоторые хотели в стихотворениях лицезреть социальные, актуальные злободневные темы, именно этого поэт избегал. В своём мире поэзии он чувствовал уют, чего был лишён в реальной жизни. В стихотворениях Афанасия Фета живёт он сам, и шедевр «Я пришёл к тебе с приветом » тому подтверждение.
Стихотворение «Ласточки пропали» Фет Афанасий Афанасьевич
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.
(2 votes, average: 3,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Ласточки под кровлей черепичной Ласточки под кровлей черепичной Чуть журчат, стрекочут тополя. Деловито на оси привычной Поворачивается земля. И, покорны медленному кругу, Не спеша, струятся в полусне — Воды к морю, ласточки друг к…
- Ласточки Мой сад с каждым днем увядает; Помят он, поломан и пуст, Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист,…
- Уж ласточки, кружась Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали, Красуяся, идет нарядная весна: Порою входит так в дом скорби и печали В цветах красавица, надменна и пышна. Как праздничный мне лик весны теперь…
- И ласточки мелькнувшая стрела И ласточки мелькнувшая стрела над самою водою пролетела, не замочив свистящего крыла, не окропив стремительного тела, над зеленью зеркального пруда вдруг вырвалась на волю из-под спуда, возникла невзначай из ниоткуда…
- Ласточки Имей глаза — сквозь день увидишь ночь, Не озаренную тем воспаленным диском. Две ласточки напрасно рвутся прочь, Перед окном шныряя с тонким писком. Вон ту прозрачную, но прочную плеву Не…
- Журавли Зима, как говорится, злится! Но где-то там, еще вдали, летят серебряные птицы, седые птицы – журавли. Они летят дорогой длинной, путем, не знающим конца. Упрямым клином журавлиным они врезаются в…
- Ласточки Летайте, ласточки, но в клювы не берите Ни пилки, ни сверла, не делайте открытий, Не подражайте нам; довольно и того, Что вы по-варварски свободно говорите, Что зоркие зрачки в почетной…
- Осень Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов….
- Ласточки Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила — И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла….
- Осенние журавли Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим Слышен крик журавлей все ясней и ясней… Сердце к ним понеслось, издалека летевшим, Из холодной страны, с обнаженных степей. Вот уж близко летят…
- Береза За стеною голоса и звон посуды. Доводящие до умопомраченья разговоры за стеною, пересуды и дебаты философского значенья. Видно, за полночь. Разбужен поневоле, я выскакиваю из-под одеяла. Что мне снилось? Мне…
- Прощайте, голуби! Вот и стали мы на год взpослей, И поpа настает — Мы сегодня своих голубей Пpовожаем в пpощальный полет. Пусть летят они, летят, Им уже не вернуться назад. Что же…
- Ржавые елки на старом кургане Ржавые елки На старом кургане стоят. Это винтовки Когда-то погибших солдат. Ласточки кружат И тают за далью лесной. Это их души Тревожно летят надо мной….
- И имя твое И имя твое, словно старая песня, Приходит ко мне. Кто его запретит? Кто его перескажет? Мне скучно и тесно В этом мире уютном, где тщетно горит В керосиновых лампах огонь…
- Сад надежд Тайна моя, мой единственный клад, Молча вхожу я в свой маленький сад. Там не тюльпаны, не вишни в цвету, — Там — наши надежды. Я святые слова как цветы собираю….
- Журавли В небе высоком Облачко тает. Над рекою Голубою Журавли взлетают. Легко лететь им Веселым клином — Нет досады, Нет преграды Крыльям журавлиным. Журки вы, журки, Выше летите, Хоть словечко Человечку…
- Когда слагать стихи таланта нет Когда слагать стихи таланта нет,- Не чувствуя ни радости, ни боли, Хоть рифмами побаловаться, что ли, Хоть насвистать какой-нибудь сонет, Хоть эхо разбудить… Но мне в ответ Не откликается ни…
- Ячмень С ы н Отец, задам тебе вопрос я! Ячмень наш так растет зачем, Что прямы, вижу я, тут многие колосья, Другие же к земле пригнулися совсем, Как перед барами мы…
- Гнездо ласточки Ласточка Сизокрылая Под моим окном Свила гнездышко — И поет себе, Заливается, Весну красную Прославляючи, И от зорюшки Вплоть до вечера Ее слушал бы, Не наслушался, Про свое житье Без…
- Ласточки над обрывом Пришла к тому обрыву судьбе взглянуть в глаза. Вот здесь была счастливой я много лет назад… Морская даль синела, и бронзов был закат. Трава чуть-чуть свистела, как много лет назад….
Вы сейчас читаете стих Ласточки пропали, поэта Фет Афанасий Афанасьевич
«Вечер», анализ стихотворения Фета
К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».
Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою», «в померкшем лугу», «в полумраке», «засветилось», «золотыми каймами», «теплится ярко», «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало», «прозвенело», «рощей немою». Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.
Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.
«Прозвучало над ясной рекою». Здесь — жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.
«Прозвенело в померкшем лугу». В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».
«Прокатилось над рощей немою». В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.
«Засветилось на том берегу» — конечно же, это закат!
Лирический герой — это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор: «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко». Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает». Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака». Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты: «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным».
В стихотворении используется перекрестная рифма: созвучие стихов , первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер — анапест, в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.
Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.
В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов.
Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.
Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
- «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
- «Бал», анализ стихотворения Фета
- «Цветы», анализ стихотворения Фета
- «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
- «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета
По произведению: «Вечер(Фет)»
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Анализ стихотворения Фета «Осенняя роза» 2 вариант
Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь. После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал. Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.
Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе. Однако, не догадываясь о том, что именно чувствует поэт, мало кто мог предположить, что те иносказания, к которым он нередко прибегал в своем творчестве, напрямую связаны с образом Марии Лазич. Это легко можно проследить на произведении под названием «Осенняя роза», которое было написано в 1886 году. Автор рассказывает о том, как резко произошла смена погоды, и однажды ночью ударили морозы, которые преобразили весь сад, превратив его в мертвую пустыню. Погибли так любимые Фетом георгины, которых «дыханьем ночи обожгло». Однако одинокая «царица-роза» под воздействием смертоносного холода не только осталась жива, но и расцвела, став «благоуханна и пышна». Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу. «Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня», — отмечает поэт, обращаясь не только к благоухающей розе, но и к погибшей Марии Лазич. Впрочем, он не желает мириться с ее смертью и читает, что девушка незримо присутствует где-то поблизости. А значит, он еще может вернуть себе утраченное счастье и воскресить былые чувства «назло жестоким испытаньям». Стоит отметить, что подобные иллюзии весьма пагубно отразились на душевном состоянии поэта, который несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, рассчитывая таким образом ускорить встречу с возлюбленной, перед которой испытывал вину за разрушенные надежды.