Краткое содержание
Стихотворение начинается с признания лирической героини. Она писала стихи, когда еще не чувствовала себя поэтом. Но ее тексты буквально срывались с пера, легко создавались. Они словно творческие порывы, мимолётные, а оттого такие искренние. Героиня сравнивает их с брызгами воды, ракетами, чертями — все это отражает их уникальность и динамичность.
Поэтому сборники пылятся на полках магазина. Они не привлекают внимания, не вызывают желания их изучить. Но героиня не считает их плохими, наоборот, сравнивает стихи с драгоценным вином. Пройдут года, они настоятся, как дорогой алкоголь, и это только улучшит их. Спустя десятилетия придет и их черед.
Критика
До выхода стихотворения у Марины Цветаевой было выпущено уже несколько сборников: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь», (1912) и «Из двух книг» (февраль 1913). Все они издавались за счет поэтессы. Отличный старт для творческой жизни. Однако, к сожалению, произведения не раскупались и были разгромлены критиками.
В.Я. Брюсов считал, что у автора есть задатки и способности. Но в то же время предупреждал, что всё это может так и остаться «в зародыше». Разбирая вторую книгу, он упрекал Цветаеву за «небрежность стиха» и утверждал: такой поэзией могут заинтересоваться лишь близкие знакомые и друзья.
Так же и И. Ларский после выхода третьего сборника заявил: «Писать пишите, но не всё печатайте». Роль критики во многом могла повлиять на «успешность» продажи книг и доступность текстов. Возможно, что стихотворение стало своеобразным ответом всем тем, кто не смог понять творчества писательницы.
Образ героини и прохожего
Главной темой стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой является рассуждение о жизни и смерти. Немаловажную роль в раскрытии этой идеи играет раскрытие образа умершей женщины, с которой поэтесса ассоциирует себя. Ее внешность остается нераскрытой, читатель лишь узнает некоторые подробности, которые тем не менее позволяют ему лучше ее понять. Марина Ивановна упоминает лишь кудри, которые непослушно влились у ее лица, как бы подчеркивая ее строптивый и упрямый нрав. Кроме того, особое значение в произведении имеет описание улыбки, которая придает легкий и непринужденный тон всему стиху.
Идея стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» раскрывается ближе к финалу. Именно в последнем четверостишии автор показывает свое отношение к памяти потомков. Из заключительной части стиха видно, что она не рассчитывает на признание, славу или почет. Она лишь хочет, чтобы о ней иногда вспоминали как о женщине, которая легко, свободно прожила свою жизнь. Она явно не стремится к тому, чтобы ее имя пользовалось уважением, ей нравится, чтобы у ее могилы какой-нибудь неизвестный человек помянул ее добрым словом. Именно поэтому образ незнакомого прохожего описан в очень светлых красках. Автор подчеркивает, что он залит солнечным светом, несмотря на то, что остановился у могилы. Итак, рассматриваемое стихотворение является одним из наиболее известных сочинений поэтессы, в котором тема мистики стала определяющей.
Марину Цветаеву считают одной из самых ярких поэтесс в русской литературе. Она привила читателям некую женственность, образность, романтичность, непредсказуемость. Ее творческие работы были наполнены любовью и светом.
Одной из самых знаменитых творческих работ Цветаевой является стихотворение «Идешь, на меня похожий…». Оно было написано в 1913 году.
При первом прочтении стихотворения «Идешь, на меня похожий…» оно может показаться очень странным, ведь представляет собой монолог Марины Цветаевой, которая уже умерла. Поэтесса обращается к читателю из потустороннего мира.
В данной стихотворной работе Цветаева попыталась посмотреть будущее и представить свою могилу. Поэтесса хотела закончить свой земной путь на старом кладбище, на котором растет самая вкусная земляника. Также вокруг она представляла свои любимые полевые цветы.
В своем монологе она обращается к случайному прохожему, который, как и она когда-то, бродит по старому кладбищу, наслаждаясь тишиной и вглядываясь в потертые таблички.
Цветаева обращается к прохожему и просит его чувствовать себя свободно и не принужденно, ведь он еще живой и должен ценить каждую секунду жизни.
Затем поэтесса говорит, что «сама любила смеяться, когда нельзя». Этим она подчеркивает тот факт, что нужно следовать по зову сердца и не признавать условностей, что жила она по-настоящему, испытав все чувства от любви до ненависти.
Стихотворение «Идешь, на меня похожий…» является глубоко философским, ведь отражает отношение Цветаевой к жизни и смерти. Поэтесса считала, что свою жизнь нужно прожить ярко и насыщенно. Смерть не может быть поводом для грусти и печали. Человек не умирает, он переходит в иной мир. Смерть, как и жизнь, является неизбежной. Поэтому не нужно стоять «угрюмо, главу опустив на грудь». Все в этом мире закономерно и подчиняется законам природы.
Не смотря ни на что, стихотворение «Идешь, на меня похожий…» наполнено светом и радостью. Поэтесса немного завидует будущему поколению, но в тоже время осознает, что жизнь не бесконечна.
Марина Цветаева закончила свою жизнь самоубийством, обретя покой в мире, где нет подлости и предательства, зависти и лжи.
Смысловой разбор поэтического текста
При анализе поэтического произведения важно выявить главную идею, которую хотел донести автор. В стихотворении «Мы с Вами разные…» М
И. Цветаевой основным смыслом является отстаивание свободы и независимости личности независимо от общественных предрассудков и стандартов.
Автор использует яркие метафоры и образы, чтобы описать, как люди стараются объединиться, но при этом не уважают индивидуальность других людей. Анафоры и параллелизмы, используемые в стихотворении, подчеркивают противоречия в общественных нормах и показывают, как люди стараются привязать других к себе и контролировать их поведение.
В конце стихотворения автор призывает читателя к осознанию своей индивидуальности и свободы, несмотря на то, что мы все разные и мы должны уважать эту разницу. В целом, стихотворение выражает мысль о том, что каждый человек уникален и должен быть свободен в своих действиях и мыслях.
История создания
Творчество Марины Ивановны можно разделить на 5 периодов. Анализируемое стихотворение относится ко 2-му периоду, который характеризуется поиском совпадений, поиском тождеств с миром.
По поводу посвящения этого произведения ничего не известно, но прочитав его несколько раз, узнав отношения Цветаевой к Осипу Эмильевичу, можно предположить, что оно написано ему. Хотя, скорее всего, оно посвящено мужу Цветаевой, Сергею Эфрону, которого она глубоко любила и уважала, хоть и изменяла ему…
Сергей Эфрон воевал на стороне белогвардейцев после революции. Два года Марина Ивановна о нём ничего не слышала, очень переживала…
Основная идея
Марина Цветаева будто бы всю жизнь боролась не только с режимом, но и со всем миром. Она бросала ему вызов, проверяя на прочность не только моральные устои общества, но и собственную силу воли, силу характера. Она жила каждым моментом, каждую секунду жизни готова была превратить в стихотворение, наполнить до краев, увековечить. И всегда писала. Смысл стихотворения «Кто создан…» заключается в обозначении этого кредо: Цветаева противопоставляет индивидуальность безликой толпе.
Поэтесса не боялась, сметая на своем пути преграды из чужого осуждения, предательств, страха перед неизвестностью. Только ее самоубийство дает понять, что этот страх все же был, захлестывал ее с головой, но она выплывала. Не выплыла лишь в год своей гибели, захлебнулась в ужасе войны и крови, в страхе за саму себя и близких. Она сломалась, но тогда, в 1920 году, она еще держится, стараясь держать голову высоко, а спину – ровно. Тогда она еще уверена, что справится, что выстоит, даже если останется совсем одна. Она говорит: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети пробьется мое своеволье», и верит в это. Или хочет верить, кто знает? Такова главная мысль стихотворения «Кто создан».
Тема, проблемы, настроение
Стихотворение «Мы с Вами разные…» однозначно любовное! Тема любви является главенствующей в лирике Цветаевой. Любовь для Марины Ивановны – это второе имя жизни, это одно и то же, без любви нет жизни. Цветаева любила «до конца», то есть, влюбляясь в человека, она отдавала всю себя ему.
Проблематику стихотворения «Мы с Вами разные…» можно определить следующим вопросом. Возможна ли любовь, отношения между двумя абсолютно разными людьми?
Настроение произведения «Мы с Вами разные…» возвышенное, взволнованное и спокойное одновременно. Складывается впечатление, что лирическая героиня на одном дыхании разговаривала с собеседником, причем скорость её речи увеличивалась к концу, будто она боялась, что кто-то может возразить. Заканчивается оно риторическим вопросом, на который сразу же даётся ответ. Такой финал подчеркивает философичность произведения.
Религиозный контекст в стихотворении
Строки стихотворения Марины Цветаевой «Мы с Вами разные…» пронизаны религиозным контекстом. В центре внимания поэтессы – мотив смерти и вечной жизни. Они звучат в первой строфе:
- Мы с Вами разные — взгляды, лица, голоса,
- Души — ангелы, — в разные места нас заводят…
Сравнение душ человека с ангелами говорит о том, что Цветаева рассматривает основу личности не только в контексте земной жизни, но и в вечной жизни.
Еще одним религиозным элементом является использование слов «воскресение»:
- Воскресению Вашему дарую я мечту,
- Воскресение — первый переводник на пути
Через это слово поэтесса выражает свое желание быть совсем рядом со своим близким уже после их смерти, когда они воскреснут благодаря своей вере и обретут новый облик. Она также надеется воскреснуть вместе с ними.
Основные темы и идеи в стихотворении «Мы с Вами разные…» М. И. Цветаевой
Индивидуальность и уникальность личности
Одной из основных тем, затронутых в стихотворении «Мы с Вами разные…» М. И. Цветаевой, является индивидуальность и уникальность личности. По словам поэтессы, каждый человек — это отдельное существо, с его собственным характером, мыслями и желаниями. Никто не может знать или понять другого человека до конца, и это делает нас всех разными и интересными.
Невозможность понимания другого человека полностью
Связанный с первой темой подтекст стихотворения — невозможность полного понимания другого человека. По мнению М. И. Цветаевой, даже если мы проводим много времени вместе, делимся опытом и общаемся, мы все равно не можем знать все о другом человеке, его мотивах и судьбе.
Ценность индивидуальности и разнообразия
Поэтесса обращает внимание на то, что разнообразие личностей и их уникальные качества делают наш мир более интересным и ценным. Мы не должны стремиться к тому, чтобы сделать всех людей одинаковыми, а должны радоваться тому, что каждый человек может внести в этот мир что-то своё и находить своё место в обществе
Намерение сохранить свою индивидуальность
В заключение, М. И. Цветаева отмечает, что сохранение своей индивидуальности и уникальности — это задача каждого человека. Мы должны уважать и любить себя за то, что мы есть, и не стараться стать похожими на других, чтобы нравиться окружающим. Лишь тогда мы сможем наслаждаться жизнью и быть счастливыми в своём пути.
Использование необычной метрики и рифмы
В результате такого стилистического приема, поэзия Марины Цветаевой выделяется из общего контекста. Ее стихи звучат необычно и запоминаются
Также стоит отметить, что необычная метрика и рифма привлекают внимание к смыслу стихотворения, позволяют более глубоко вникнуть в его содержание
Несмотря на нестандартность данного стилистического приема, он позволяет увидеть творческий подход Марины Цветаевой к поэтическому тексту. Она не боялась экспериментировать, и ее поэзия стала одной из самых ярких и необычных в отечественной литературе. Ее использование необычной метрики и рифмы стала одной из тех причин, почему ее стихи до сих пор актуальны и привлекают новое поколение читателей.
Тема любви в стихотворении «Мы с Вами разные…» М. И. Цветаевой
Одной из ключевых тем, затронутых в стихотворении «Мы с Вами разные…» М. И. Цветаевой, является тема любви. В стихотворении автор описывает разницу между двумя людьми — «мы» и «вы», которые никогда не смогут быть друг для друга и здесь любовь играет одну из важнейших ролей.
Автор использует красочные метафоры, чтобы показать, что «мы» и «вы» — как два разных мира, которые не могут существовать рядом друг с другом. Однако, в глубине души эти люди всегда будут любить друг друга, невзирая на все препятствия.
Любовь — это то, что позволяет нам преодолевать трудности и находить надежду в самых безнадежных ситуациях. В стихотворении М. И. Цветаевой «Мы с Вами разные…» она описывает, что эта любовь может быть одновременно радостной и болезненной, но она всегда будет существовать, даже если никто из главных героев никогда не сможет сказать друг другу о ней открыто.
Таким образом, М. И. Цветаева в своем стихотворении подчеркивает, что любовь — это глубокое чувство, которое связывает людей, даже если они не могут быть вместе из-за каких-либо причин. Она описывает любовь как что-то мощное и необъяснимое, что пересекает все границы и преграды, но которое всегда будет существовать в сердцах тех, кто ее испытал.
Тема
В центре авторского внимания тема судьбы ранних произведений. Главными образами стихотворения являются лирическая героиня и ее стихи. Во время прочтения произведения воображение рисует молодую поэтессу, полную жизненной энергии и оптимизма.
«Девушка пела в церковном фоне» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, история создания
Первые катрены – характеристика ранних стихотворений лирической героини. М. Цветаева показывает восприятие произведений их автором и это придает описаниям особый смысл и эмоции. Ведь никто не знает стихотворения лучше, чем их «создатель». Лирическая героиня рассказывает, что строки срывались с ее пера и врывались «в святилище». Причастия «сорвавшимся», «ворвавшимся» очень точно отображают творческий порыв, вдохновение поэтессы. Стихи она сравнивает с фонтаном, ракетными искрами, чертями, намекая, что они творились сами по себе, и удержать их было невозможно.
Лирическая героиня не скрывает, что ее произведения не читали и не читают, что они пылятся на магазинных полках. Но она не считает их плохими, наоборот, сравнивает с «драгоценными винами». Заканчивается стихотворение оптимистичным утверждениям, что нечитанной пока лирике «настанет свой черед».
Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Цветаевой
Марина Цветаева по-особому определяет своеобразие лирического героя, говоря о его биографической сущности. Она считает, что каждое поэтическое стихотворение – отражение собственной жизни, индивидуального взгляда на мир, поэтому в ее стихах так много перекличек со своей судьбой, поэтому предназначение поэта Цветаева видит в первую очередь в выражении собственных позиций. При этом лирика ее не эгоистичная, в ней раскрываются различные грани человеческой души.
Поэт – это тот, кто знает многое из «того, что не знают они». Отсюда основной поэтический прием цветаевской поэзии – прием контраста. Поэт противопоставлен черни, толпе, как вечное, истинное контрастирует с бытовым, сиюминутным.
Лирическая героиня бросает вызов всем обывателям:
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, –
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром…
…Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой…
Эпитеты «темный», «грозный», «сомнительные чары» характеризуют в этом стихотворении весь мир, всех людей, лирическая героиня, наоборот, как и сама поэзия, является носителем светлого начала, отсюда и характерный эпитет – «светловолосая».
За поэтом признается право особого взгляда на существующий порядок вещей, отличного от всех остальных
В стихах, посвященных Блоку, Марина Цветаева использует повторы, которые акцентируют внимание на главном:. Имя твое – птица в руке,
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Цветаева считала Александра Блока – мастером поэтического слога, поэтому свою задачу как поэта видела в следующем:
Блок связывает Цветаеву с Москвой, с Кремлем. Только истинный поэт понимает родственную душу, и поэтому все молитвы обращены к нему:
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе – до зари.
Марина Цветаева связывает поэтов общей судьбой. В цикле стихов, посвященных А. Ахматовой, появляется образ МЫ, объединяющий двух поэтесс ХХ века:
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
Цветаева умоляет читателя-прохожего остановиться, не проходить мимо.
В стихотворении «Идешь, на меня похожий…» слышна просьба:
Легко обо мне подумай…
Здесь используются риторические восклицания:
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
Поэтесса верит в силу своего слова, в поэтическое бессмертие
Пусть тебя не смущает:
Мой голос из под земли…
Предчувствуя сложную судьбу своих произведений, М. Цветаева написала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», в котором указала на своеобразие поэтического творчества, на неповторимость, на собственную индивидуальность. В этом произведении поэт использует различные синонимы к слову стихотворения, характеризуя таким образом свой поэтический язык: стихи для нее то «как брызги из фонтана», то «как искры из ракет», то «как маленькие черти». Границы цветаевских произведений необъятны, она пишет «о юности и смерти», предчувствуя сложную судьбу своих творений, «нечитанным стихам», «разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)». Здесь Марина Цветаева выступает в роли поэта-пророка и предсказывает:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Действительно, голос женщины-поэта услышан, а предназначение поэтического творчества Цветаевой очевидно.
Художественно-выразительные средства
Стихотворение Марины Цветаевой становится таким ярким и запоминающимся благодаря использованию большого количества средств выразительности. Чаще всего мы можем заметить сравнения. Спонтанность в начале своего творчества она видит, как искры фейерверка, брызги фонтана. Но следом мы чувствуем одиночество и грусть от непризнания её современниками. Не случайно идёт фраза о маленьких чертях, вырвавшихся из сна. Словно поэтесса потревожила некий давно устоявшийся уклад жизни, куда допускают только избранных.
Помимо сравнений тут используются олицетворения, повторы и восклицания. Так же особые для себя слова и высказывания, как и в других творениях Цветаевой, она выделяет тире и скобками – авторскими знаками препинания, которые в русском языке расставляются не по правилам, а по воле творца.
Главные герои стихотворения
В стихотворении «Мы с Вами разные…» Марина Цветаева изображает двух главных героев – говорящего «Я» и адресата «Вы». Говорящий отмечает, что они разные по многим признакам: возраст, пол, социальное положение, вероисповедание и т.д. Однако, несмотря на все различия, они объединены одним ключевым фактором – любовью.
Адресат стихотворения, в литературной интерпретации, представляет собой одного из распятых на Голгофе граждан Рима. Это символ жертвы Христа и в то же время символ жертвы человека, который жертвует своей жизнью ради высшей идеи. Говорящий, сопоставляя себя с адресатом, указывает на свое желание пожертвовать своей жизнью во имя своей любви.
Образы главных героев насыщены символическим содержанием. Адресат является символом жертвы, не отступающей перед болью и страданием ради высшей цели. Говорящий, в свою очередь, символизирует любовь, которая возвышается над материальными привязанностями и мелкимего эгоизмом.
Анализ стихотворения «Мы с Вами разные…» (М.И. Цветаева)
«Мы с Вами разные…» — одно из наиболее ярких произведений поэтессы XX века, которое вызывает множество трактовок и интерпретаций. Стихотворение раcсказывает о двух людях, которые кажутся на первый взгляд не похожими, но в то же время они обладают множеством общих черт, характеристик и жизненных принципов.
Одной из основных тем произведения является принятие друг друга, несмотря на все возможные различия. Это обращение к глубинным чувствам человека, к его духовным и моральным качествам, а не к внешним параметрам. Важную роль в стихотворении играет признание того, что мы все несовершенны и нелишний компонент в общей схеме важных особенностей и качеств.
Важными моментами произведения являются акцентирование на уникальности каждого человека, его прелесть, сила и способность жить, знать и любить. Это приводит к еще одной теме стихотворения — уважения друг к другу. С этим связано понимание, что никто не обладает истинной и полной правдой, а каждый может быть в равной мере полезен и уместен в жизни другого.
В целом, стихотворение М.И. Цветаевой «Мы с Вами разные…» — это глубокое и философское произведение, которое пропагандирует принятие, уважение и любовь к каждому человеку, несмотря на все возможные различия, которые могут быть между нами.
Образы и символы
Лирическая героиня Марины Цветаевой, как ни у одного другого поэта, максимально приближена к самому автору. Данный факт делает её лирику ещё более интимной. Чувственная, эмоциональная, очень откровенная и немного элегичная героиня цветаевской поэзии, помимо тождественности с автором, также может служить и зеркалом любой из читательниц. Каждая из женщин может увидеть в произведениях Марины Ивановны себя, свою ситуацию, и, возможно, этот факт подарит облегчение, даст некую поддержку, то есть в данном случае Цветаева характеризуется как тонкий психолог, друг миллионов читателей.
Приведенные образы противоположны и неразрывны одновременно. Это и хотела донести Марина Ивановна читателю, что противоположности – это не воинствующие половины, а часть одного целого, великого.
Связь со временем и литературным контекстом
Поэма М. И. Цветаевой «Мы с Вами разные…» была написана в 1936 году, в период сталинской эпохи, когда страна переживала ряд политических репрессий и репрессивных мер в отношении к многим интеллигентам и создателям культуры. Это время оказало сильное влияние на творчество М. И. Цветаевой, и ее поэзия стала более сложной и философской.
Хотя политический и социальный контекст не является главной тематикой поэмы, он отражен в ней некоторыми патетическими высказываниями о судьбе народа и ценностях жизни. В то же время, стихотворение сильно отличается от народной поэзии, что является одной из ключевых черт творчества М. И. Цветаевой, которая старалась показать свою индивидуальность и уникальность в своих произведениях.
Стихотворение «Мы с Вами разные…» было написано в форме диалога, что является одной из особенностей поэтической формы текста. Это создает впечатление, что М. И. Цветаева обращается непосредственно к читателю, задавая ему вопросы и демонстрируя свои мысли и идеи. В стихотворении также использованы символы и метафоры, что является еще одной характерной чертой поэзии М. И. Цветаевой, которая старалась создать более глубокий и символический смысл в своих произведениях.
Смысл
Непризнанность, одиночество, страх так и остаться невостребованным автором – все это гложет начинающую поэтессу, которая в сердцах бросает: «Их (стихи) никто не брал и не берет!». Неслучайно наименование «черти» применительно к стихотворениям, казалось бы, священным дарам вдохновения. Автор осознает, что написал нечто новое, но дикое, непохожее на традиционную благообразную поэзию. В этой классической поэзии застой, сон, фимиам, давно нет свежего веяния, громкого голоса, всплеска эмоций. Цветаева приносит обновление, говорит по-другому, на языке новой эры, но не бунтует ли она против отцов-основателей? Не претендует ли она на их лавровые ветви? Ведь любого человека может поработить гордыня, которая превратила восставших против Бога ангелов в чертей после падения Сатаниила и его предательской армии в ад. Зазнаться – вот, чего опасается поэтесса. Творец должен созидать, а не рушить.
Любовная лирика Марии Цветаевой
Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось многое понять и прочувствовать, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая и порывистая натура не могла обойти стороной это великое чувство в своем творчестве.
Любовь в лирике Марины Ивановны — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь.
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
“Мой милый, что тебе я сделала?!
Марине Ивановне дано было пережить божественное чувство любви, потери и страдания. Из этих испытаний она вышла достойно, воплотив их в прекрасные стихи, ставшие образцом любовной лирики. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.
Душа автора открыта великим радостям и страданиям. К сожалению, радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, не склоняясь под ее ударами. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего, казалось бы, непереносимое.
Есть счастливцы и счастливицы,
Петь не могущие. Им —
Слезы лить! Как сладко вылиться
Горю — ливнем проливным!
Чтоб под камнем что-то дрогнуло.
Мне ж — призвание как плеть —
Меж стенания надгробного
Долг повелевает — петь.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Блок действительно производил сильное впечатление на нервных девушек, которые часто в него влюблялись. Он находился во власти созданных в своем воображении символов и образов, что позволяло ему оказывать необъяснимое влияние на окружающих. Цветаева попала под это влияние, однако сумела сохранить оригинальность собственных произведений, что несомненно пошло ей на пользу. Поэтесса очень тонко разбиралась в поэзии и разглядела в творчестве Блока настоящий талант. В стихотворениях поэта, которые для неискушенного читателя представлялись полной бессмыслицей, Цветаева видела проявление космических сил.
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
Спрошу я стул, спрошу кровать:
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Выход из любовного тумана лирическая героиня сравнивает с прозрением. Она считает, что уничтоженную Любовь неминуемо сменит Смерть-садовница, собирающая свой страшный урожай. Вряд ли Цветаева всерьез задумывалась о самоубийстве. Поэтический образ Смерти означает невыносимую боль от утраты, которая пройдет еще не скоро.
Анализ стихотворения Цветаевой «Мы с Вами разные…»
Произведение датировано 1915 г. — временем цветаевской юности, изобилующей интересными знакомствами и бурными увлечениями. По признанию лирической героини, ее сердце «слишком полно», и каждый день насыщенной жизни подобен маленькой волне.
Зачин стихотворения организован антитезой, подчеркивающей разность характеров лирической пары. Идею несходства призваны передать лексическая анафора и два сравнения, иллюстрирующие степень контраста. В качестве компонентов сравнительных конструкций автор выбирает традиционные пары: земная твердь и водная стихия, солнечный свет и тень.
На фоне горячих уверений, звучащих в первых строках, неожиданным выглядит вывод, который делает лирическое «я» в конце первой строфы. Противоположность убеждений, предпочтений или привычек — не приговор или повод для разрыва, а подарок судьбы, «лучшее приобретенье» для влюбленных.
Во второй строфе субъект речи поясняет собственное парадоксальное заключение, демонстрируя глубокое знание законов психологии. Рефрен о несхожести, к которому поэтесса обращается в третий раз, в новом контексте наделяется положительным, жизнеутверждающим звучанием. Счастье в том, что разность характеров таит в себе позитивный потенциал: она обогащает отношения и передает многообразие противоречивого и прекрасного мира. Завершает небольшой текст авторский афоризм, в котором подобие отождествляется с цикличностью, напоминающей бег по замкнутому кругу, — безнадежный, бессмысленный, изматывающий душу.
Стремясь придать лирическому повествованию особую экспрессивность и изобразить непосредственность переживания, поэтесса разделяет две первые строки в каждой из строф. Усложняется и ритмический рисунок произведения, приближаясь к безыскусственной разговорной речи.
Искренняя оптимистка, цветаевская героиня желает убедить лирического адресата в самоценности высокого чувства, ради которого стоит отринуть условности. Аллегорическая картина, представляющая потребность в любви как основу для существования всего живого, изображена в стихотворении «Два дерева хотят друг к другу». Вечный закон земной жизни поэтесса облекает в лаконичную формулу: «Одно к другому».
Мотивы сходства или противоположности психологических портретов находят отражение в произведении «Мы с тобою лишь два отголоска…» Духовное родство влюбленных обнаруживает дисгармоничную сторону, несущую печаль, муки, тяжесть в отношениях.
Источник — http://astih.ru/
Итоги анализа «Мы с Вами разные…» (М.И. Цветаева)
После анализа стихотворения «Мы с Вами разные…» М.И. Цветаевой, можно сделать вывод, что главная тема произведения — это тема взаимоотношений людей, которые разные по своей природе и характеру.
В тексте стихотворения акцентируется внимание на том, что такое различие может стать причиной конфликтов, но при этом оно не является чем-то отрицательным. Автор призывает к терпимости и уважению к другим, признает, что каждый имеет свои особенности, и это нормально
Основная идея, которую хочет донести поэтесса — это мы все различаемся, однако, важно понимать и принимать каждый свой нюанс, искать общее и давать шанс нашим различиям будучи открытыми к другим людям. Тем самым, главная ценность стихотворения заключается в том, что оно призывает к терпимости и уважению, обучает нас ценности и уникальности каждой личности, а также к миру и согласию между людьми
Тем самым, главная ценность стихотворения заключается в том, что оно призывает к терпимости и уважению, обучает нас ценности и уникальности каждой личности, а также к миру и согласию между людьми.