Композиция произведения
Анализ «Поэта» Пушкина следует продолжить особенностями композиции. Его можно поделить на две части. В самом начале показана жизнь поэта, когда в ней нет вдохновения. Когда он не творит, то ничем не отличается от простых людей. Поэту кажется, что он — лишь маленькая частица, а его душа пуста без вдохновения.
Далее поэт чувствует, что муза посетила его. Он слышит «божественный глас», который словно пробуждает ото сна. Ему становятся не нужны никакие материальные блага, развлечения. Он находился во власти вдохновения. Поэт стремился найти покой и уединение в отдалении от людей, в гармонии с природой.
Способы выразительности
В произведении Александр Сергеевич применяет аллюзию («молчит его святая лира»), создающую художественный образ чего-то очень пугающего. Читатель видит, что святые молчат, поэтому начинает господствовать дьявол. Душа не уснула, что создает яркий образ праздного счастья и дворянской сытости. Ей нравится комфорт слепой жизни, для нее чужды искренние чувства, мечтания и влечения. Интересными могут показаться эпитеты, которые применяет Пушкин:
- суетный свет;
- священная жертва;
- божественный глагол.
Все это подчеркивает принцип стихотворного построения. Поэзия Александра Сергеевича построена на антитезе: начало — суета и потемки, конец — свет и прозрение. При этом писатель применяет в начале произведения инверсию («Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Она подсказывает читателю, что Пушкин скажет дальше, что происходит с ним во время вдохновения. Инверсия указывает на непостоянство нахождения в полумертвом и сонном состоянии, поэтому нужно верить, что душа человека способна проснуться.
«Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день…), анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».
Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.
Литературное направление, жанр
Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.
Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.
Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.
Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.
Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.
Размер и рифмовка
В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.
Тропы и образы
Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.
С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.
В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.
Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю .
Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Зимний вечер»
Одним из самых сложных периодов в жизни Александра Сергеевича Пушкина была его ссылка в родное Михайловское под присмотр отца. Отношения в семье были очень сложные и угнетающие. И только когда родители вернулись в Москву, то Александр Сергеевич вздохнул с облегчением. Именно в этот период в 1825 году происходит написание знаменитого стихотворения «Зимний вечер». В его строках присутствуют как безысходность, так и облегчение как грусть и тоска, так и надежда.
Начинается стихотворение с красочного описания бури, которая не дает возможности попасть во внешний мир. Такое ощущение было в Александра Пушкина в дни домашнего заточения. Будучи в состоянии одиночества, и грусти он даже бурю воспринимает как нежданного гостья. Единственным другом и опорой поэта все время была его няня Арина Родионовна. Она заботится о своем мальчике даже уже в зрелые годы. Но даже когда они остаются в полном одиночестве их идиллию нарушает унылый, холодный, зимний пейзаж. И невозможно понять, где он сильнее, за окном на улице или в душе автора. Чтобы хоть как-то развеять свою грусть Пушкин предлагает няне выпить.
В стихотворении переплетаются традиции классицизма и романтизма. Четкие и ясные образы, допускающие значительную эмоциональную подстановку, идут от классицизма. А жизненность и музыкальность – это романтизм. В результате возможно, несколько толкований стихотворения.
Состоит стихотворение с четырех хореических восьмистиший, но по тематике его можно разделить на три части. Сначала идет буря, потом лачужка и в конце они переплетаются вместе. Так, автор хотел показать, что основной защитой от бури есть не лачужка или стены дома, а внутреннее состояние героя. И насколько бы его ни угнетал родной дом, со временем он будет жаждать, вернутся в него. В ту тишину и покой где его творчеству пришло новое вдохновение.
Мнение критиков
Судьба автора стихотворения была сложной, ведь несколько лет он находился в ссылках. В произведении Пушкин пытался выразить стремление к творческой свободе, показать остальным, что писатель не является хозяином самому себе, им властвуют искусство, муза и творчество.
У современников к Александру Сергеевичу было разное отношение: одни им восторгались, другие не принимали славы писателя в том масштабе, что ему приписывали. Вот почему некоторые творения поэта подвергались нападкам. Например, Пушкина сильно критиковал Ф. Булгарин, работающий редактором правительственного издания «Северная пчела».
Но русский литературный критик и писатель Апполон Григорьев о нем хвалебно отзывался: «Пришел поэт, появилась огромная творческая сила, которая равна по задаткам всему, что в мире проявлялось не только великого, но и величайшего: Шекспира, Гетте, Гомера — появился Пушкин».
Извечная тема миссии поэта и поэзии раскрывается в стихотворении кратко и точно. Александр Сергеевич видел смысл искусства в пробуждении доброты в душах его почитателей. По смысловой нагрузке произведение напоминает стихотворение автора «Пророк», которое он сочинил годом раньше.
Смысл стихотворения
В произведении можно выделить две основные мысли: «слепая» жизнь, где спит душа, и удел пробудившегося поэта, который не закрывается за мелочными интересами от бесполезного прозябания. Теперь он может смело посмотреть в лицо проблемам. Это идеал человека, которого воспевает Александр Сергеевич.
Основная идея стихотворения заключается даже не в том, что поэт начинает возвышать собственное мастерство, а в том, что любой человек должен пытаться стать выше обыденных мелочей, которые заменяют духовные потребности. Не стоит мириться со злом, нужно выступать против него, чтобы и остальные люди смогли увидеть, что необходимо изменять ситуацию в лучшую сторону.
Поэт пытается призвать к неравнодушию. Он воспарил ввысь гордой птицей, когда услышал «божественный глагол»
Важно уметь открыть собственную душу этому голосу, ведь именно он раскрывает мир перед человеком
Александр Пушкин — Недавно темною порою ( Окно )
Nedavno temnoyu poroyu, Kogda pustynnaya luna Tekla tumannoyu stezeyu, Ya videl — deva u okna Odna zadumchivo sidela, Dyshala v taynom strakhe grud, Ona s volneniyem glyadela Na temny pod kholmami put. «Ya zdes!» — shepnuli toroplivo. I deva trepetnoy rukoy Okno otkryla boyazlivo. Luna pokrylas temnotoy. «Schastlivets! — molvil ya s toskoyu, — Tebya veselye zhdet odno. Kogda zh vecherneyu poroyu I mne otkroyetsya okno?»
Ytlfdyj ntvyj/ gjhj/, Rjulf gecnsyyfz keyf Ntrkf nevfyyj/ cntpt/, Z dbltk — ltdf e jryf Jlyf pflevxbdj cbltkf, Lsifkf d nfqyjv cnhf[t uhelm, Jyf c djkytybtv ukzltkf Yf ntvysq gjl [jkvfvb genm/
«Z pltcm!» — itgyekb njhjgkbdj/ B ltdf nhtgtnyjq herjq Jryj jnrhskf ,jzpkbdj/// Keyf gjrhskfcm ntvyjnjq/ «Cxfcnkbdtw! — vjkdbk z c njcrj/, — Nt,z dtctkmt ;ltn jlyj/ Rjulf ; dtxthyt/ gjhj/ B vyt jnrhjtncz jryj?»
Анализ стихотворения Пушкина «Окно»
Анализ стихотворения «Ночь» Пушкина
Александр Пушкин посвятил много стихотворений такому восхитительному чувству, как любовь. «Ночь» не стала исключением. У поэта были чувства к красавице, дочери банкира, Амалии Ризнич. Никто точно не знает, ответила ли она взаимностью. Поэтому, скорее всего, ей и было адресовано это произведение.
Стихотворения «Ночь», написанное в конце октября 1823 года, начинается с того, что перед читателем предстаёт одинокий лирический герой в роли влюблённого. Но его чувства не разделяются. В первой строчке он, как будто, разговаривает со своей любимой девушкой. Она словно слышит его слова, его голос кажется ей таким томным и ласковым. Герой всей душой желает, чтобы это все оказалось на самом деле, а не в его вымышленных фантазиях. Но возлюбленная не появляется и не слышит его рассказ. Мужчина испытывает тревожное молчание темной ночи. Лишь около ложа горит печальная свеча. Потом, во второй части, все же появилась надежда, что женщина пришла к нему. Красавица, как будто, предстала перед ним, потому что влюблённый мужчина даже видит во тьме ее блистающие глаза, которые улыбаются и слышит ее голос. Она называет мужчину нежным другом, говорит, что любит его. Но в итоге это оказалось лишь в его мечтах и плодом воображения. Это был просто уход от действительности, побег в идеальный мир, где мечты сбываются, будто ночь наводит морок. Он думает, что просто мрак и тени ведут с ним игру, задевают рану, образованную от любви, в его душе. Герой снова начинает ощущать себя одиноким человеком. Одиночество никуда не делось. От начала стихотворения к концу оно только ещё больше усилилось и причинило боль. Когда в середине стихотворения говорится о том, что стихи сливаются и журчат, текут ручьи, наполненные любовью, в воображении появляется образ человека, который горько плачет в пустой комнате. Чем больше проходит времени, тем больше к нему приходит понимание, что любимая никогда не придёт к нему. Главный герой остаётся один на один со своей горькой неразделенной любовью. Ему придётся жить в кошмарном одиночестве, храня всю жизнь воспоминания об этой женщине.
Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве отводил главное место любви. Это чувство для него раскрывало только хорошие стороны в людях. К любимым женщинам он всегда относился с сильным трепетом и уважением. Так и в стихотворении «Ночь» он выразил всю глубину души.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Жанровое своеобразие
Произведение написано в жанре лирики — одном из наиболее любимых направлений автора. Повествование идет от лица писателя, он рассказывает об особенностях творцов. По мнению Пушкина, талантливого человека часто не замечают в обществе, но до того мгновения, пока к нему не прикоснется рука Аполлона. Погрузившись в мир муз, он начинает изменяться. Его мир трансформируется.
Произведение можно разделить на несколько частей. Человек в обычном мире находится до тех пор, пока к нему не прикоснется «божественный глагол». Затем писатель переходит в творческий мир, в царство искусств и волшебной музыки.
Описание структуры
Маленькое стихотворение можно разделить на 2 главные части, которые описывают серую жизнь среди суеты, не представляющей никакой ценности, и радость от творческой работы лирического героя. К негативным оттенкам первых строк добавляются эпитеты, которые талантливо смог найти Пушкин:
- ничтожный;
- суетный;
- хладный.
Писатель не боится преувеличений и патетики, поскольку убежден в наивысшем предназначении поэтического творчества. В финале произведения общий настрой изменяется, для этого применяются следующие прилагательные:
- божественный;
- священная;
- святая.
Эмоциональные прилагательные, возвышенный стиль повествования, мотив независимости человека от общепринятых правил, противопоставление вдохновения и суеты — все это характерные черты романтизма.
Пронизывающая лирика автора, открывающая множество граней его неординарной души, красочно повествует о том, что волновало писателя, о чем он не хотел больше молчать.
Отношения талантливого человека и Вселенной, роль поэзии в разрешении общественных вопросов — важные темы, которые занимают основное место в стихотворении «Поэт».
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
История создания
Стихотворение написано в 1828 г., когда автор находился в селе Михайловском, с которым был тесно связан в зрелом возрасте. Здесь он был в ссылке и создал множество своих уникальных творений.
В 1827 г. заканчивается ссылка Пушкина в Михайловском, но уже через год писатель возвращается сюда из Петербурга, чтобы побыть одному, отдохнуть от городской суеты Северной столицы и заняться творчеством. В это время он создает большое количество своих творений, решает написать прозаическую повесть «Арап Петра Великого».
В сельской тишине муза писателя пробудилась ото сна и воспарила. Стих «Поэт» отображает удивительное пробуждение автора, когда он из загнанного человека постепенно начал превращаться в великого творца.
Характеристика героя
В основе сюжетной линии находится поэт, предстающий перед читателями в различных ипостасях. Сначала он представлен ничтожным человеком, частью серой массы. Но когда «божественный глагол» касается глубины души поэта, он пробуждается после сна и начинает постепенно расцветать. Теперь он не может жить по-старому, не смиряется с обывательским существованием, для него чужды материальные ценности и мелочные страсти.
Если до этого поэт был таким же слепцом, как и все, то сейчас по-настоящему прозрел, ему душно в мире корысти и обмана. Он пытается убежать от этого бренного общества на свободу.
В произведении автор затронул одну из основных проблем поэтов. Здесь говорится о творческой теме, перевоплощении человеческой души, что удалось сделать с помощью искусства. Пушкин показал, как лишь одним движением муза может изменять жизненные взгляды.
Помимо этого, писатель поднимает проблематику «слепоты» в обществе. Этой теме посвящается первая часть стихотворения. Мир здесь является ничтожным, меркантильным и равнодушным:
Именно таким является равнодушный человек, у которого спит душа. Поэт так жить не может, у него острая реакция на все, что происходит вокруг, он тонко замечает порочность людей, находящихся рядом с ним, и не может с этим примириться. Мир, который был до этого привычным, начинает открываться для него в новом непристойном свете.
Кроме того, Александр Сергеевич рассказывает об особой специфике вдохновения: муза может прийти и покинуть поэта, она является своевольной и независимой.