Анализ » Я не любви твоей прошу»
Анализ стихотворения Ахматовой «Я не любви твой прошу…»
В 1914 году известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение «Я не любви твоей прошу…». На фоне ряда других своих произведений – строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако, область искренних чувств, а также тема поэтического творчества – оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы.
Читая первые строки, становится ясно, что перед нами – личная драма: героиня стихотворения оказалась покинута своим любимым человеком. При этом ее возлюбленный сам решил расстаться, приняв решение уйти к другой женщине. Чувствуется, что та, «другая» – недалекая и ограниченная личность. На это наводит эпитет, который употребила поэтесса: «дурочка».
Несмотря на трагизм ситуации, основное внимание в данном произведении уделено образу главной героини. Он – явно неоднозначен
С одной стороны, перед читателями предстает покинутая женщина, которой одиноко и грустно. Однако, не все так очевидно: по отдельным «штрихам», мастерски созданным Ахматовой, явно виден образ поэтессы, обладающей даром выражения глубоких чувств.
Постепенно усиливается впечатление того, что перед нами – мудрая женщина, не закрывающаяся от мира и окружающих людей завесой обид и претензий. Случившееся расставание лишь более ярко высвечивает силу внутренних чувств и целостность творческой натуры. Поэтический дар становится именно тем спасительным средством, которое помогает героине не только обрести глубокое понимание произошедшего события, но и придает новый смысл ее творчеству.
Некоторые читатели могут подумать: «А что будет, если бывший возлюбленный поймет свою ошибку и решит вернуться к главной героине стихотворения?» Поэтесса гениально предвосхитила подобный вопрос – из последующих строк становится ясен ответ. В самом деле, если любимый человек оказался неверен, решив покинуть женщину, которая сильно его любила, то зачем пытаться изменить то, что уже случилось ранее?
Из дальнейших строк стихотворения становится ясно, что произошедший разрыв – окончателен. Героиня не высказывает претензий: теперь она получила возможность увидеть ситуацию с другого, гораздо более высокого уровня. Именно в таком состоянии можно выразить те чувства, глубину которых сложно передать обыденными словами.
Все стихотворение пронизано непередаваемой выразительностью эпитетов, метафор. Кроме того, в тексте произведения встречаются как риторический вопрос, так и восклицание аналогичного рода. Однако, даже изредка используемые поэтессой так называемые «просторечия» совершенно не снижают ощущения яркой образности героев данного произведения. И вполне закономерно, что все эти средства художественной выразительности делают стихотворение «Я не любви твоей прошу…» запоминающимся надолго.
Любовь превратился в лёд
Строки пишутся в 1914 году, через четыре года посте венчания Ахматовой и Гумилёва. За этот срок многое изменилось в отношениях – на место влюблённости пришло безразличие, на месте огня оказался лёд, и никакая весна не в силах его растопить. Отношения в это время не испытывают временного охлаждения, а находятся в глубоком пике падения. Надеется ли Ахматова на возврат чувств? Вряд ли, особых надежд она не питает.
Стихотворение «Я не любви твоей прошу» — это взгляд Ахматовой в будущее, таков вариант развития событие кажется автору строк наиболее вероятным в своих отношениях с Николаем Гумилёвым.
Анализ стихотворения «Я не любви твоей прошу» Ахматовой
Стихотворение «Я не любви твоей прошу…» (1914 г.) относится к жанру любовной лирики. Можно отметить его некоторую простоту по сравнению с другими произведениями. Но в то же время в стихотворении отразился настоящий талант Ахматовой в передаче самых сокровенных чувств и переживания человека.
В основе сюжета лежит история обманутой женщины, которая обращается к своему бывшему возлюбленному. Мужская измена сделала ее намного опытнее и мудрее. В обращении она уже не пытается добиться возрождения былого чувства, понимая, что это глупо и бессмысленно. Лирическая героиня заверяет мужчину, что не будет досаждать его новой избраннице и писать ей «ревнивые письма». Она не скрывает своего презрительного отношения к сопернице, называя ее «дурочкой». Героиня советует мужчине для полного покорения открыть «дурочке» все свои прежние сокровенные тайны, которые раньше были доступны только им двоим. Она уверена в ограниченности духовного мира новой возлюбленной, которой не так важны романтические отношения перед «сознаньем полным победы». Такой женщине необходимо ощущение своей власти над внутренним миром другого человека.
Ахматова предрекает мужчине, что его счастье с ограниченной духовно женщиной продлится недолго. Восхищение перед физической красотой скоро закончится, но его нечем будет заменить. Поэтесса заранее предвкушает такой неизбежный финал и называет его своей «торжественной ночью». Героиня подозревает, что в поисках спасения бывший возлюбленный может вновь обратиться к ней, но она будет непреклонна. В последних словах звучит тонкая ирония поэтессы: «от счастья я не исцеляю».
Ахматова через глубокую личную драму показывает силу творческой личности. Любовная трагедия не может быть достаточным основанием для того, чтобы опускать руки. Поэтический дар дает возможность взглянуть на человеческие отношения и страдания со стороны. Измена мужчина лишь способствовала усилению характера главной героини. Она избавилась от романтической завесы перед глазами и смогла трезво оценить ситуацию. Если мужчина легко расстался с «памятью первых нежных дней», то это свидетельствует о его легкомыслии и ставит крест на всех дальнейших отношениях. Он не смог оценить всей силы любви поэтической натуры и вскоре понесет заслуженное наказание в виде разочарования от увлечения пустой женщиной.
Произведение относится к многочисленной любовной лирике поэтессы с переплетением в ней темы поэтического творчества.
Повествование в стихотворении ведется от имени лирической героини в виде монолога, вокруг которого завязывается сюжетная линия, заключенная в личной драме девушки, покинутой возлюбленным ради другой женщины, отличающейся небольшим умом в отличие от героини.
Лирическая героиня представляется поэтессой в образе мудрой женщины, которая, несмотря на перенесенную боль, не таит обиду и злобу на любимого в прошлом мужчину и не чувствует себя покинутой, одинокой и грустной, наоборот, посредством собственных страданий и переживаний, женщина обретает состояние смирения и покоя.
В качестве средств художественной выразительности, позволяющих ярко проиллюстрировать душевное состояние лирической героини, поэтесса применяет многочисленные метафоры с вкраплением нечастых эпитетов, используемые в ясной неповторимой форме. Кроме того, в стихотворении присутствуют анафоры и инверсии в сочетании с синтаксическими выразительными методами и фигурами речи в форме риторических вопросов, восклицаний и недоговоренностей.
Благодаря чувственности и эмоциональности авторского замысла стихотворение демонстрирует целостность и духовную силу лирической героини, которая с помощью собственного поэтического дара обретает глубокое осознание сложившейся с ней ситуации, понимая, что разрыв с возлюбленным окончательный. При этом девушка не имеет к бывшему любимому человеку претензий и обид, поскольку является сильной чувственной натурой.
Отличительной особенностью стихотворения является его простота и непритязательность, выраженные в трагичности происходящего с героиней и в то же время в восторженном отношении к девушке, сумевшей преодолеть тоску и боль утраты
При этом автор использует в произведении иронические элементы, акцентирующие внимание на разумности и великодушии героини
Поэтесса, для которой любовь является отражением собственных человеческих чувств, в стихотворении раскрывает перед читателем целую книгу, рассказывающую о многогранности женской души, не подвластной жизненным законам, заключенной лишь в своем эмоциональном мировосприятии.
«Смятение»
В данном произведении Анна Ахматова умудрилась заключить десятилетнюю трагедию в одном небольшом событии, слове. Она очень часто оставляла свои миниатюры незаконченными. Это было похоже на небольшой отрывок черновика, который не имел ни начала, ни конца. Данный прием давал возможность читателю пофантазировать, придумывая до конца сюжетную линию.
Так называемые стихи-фрагменты передается настоящая буря чувств и эмоций, которые, наконец-то, вырвались наружу. Одним из ярких тому примеров является стихотворение «Хочешь знать, как всё это было?..»
В этом, казалось бы, небольшом фрагменте, Анна Андреевна передает острый психологизм. Очень часто подобные произведения, которые больше напоминают заметки, были распространены намного больше. Они включали в себя большое количество действующих лиц, пейзаж и интерьер.
Неоднократно говорилось о том, что Анна Андреевна обладает некой тайной, загадкой. Странным казалась и её очень многословная любовная лирика. Своим творчеством она смогла добиться некого равенства полов в отношениях. Ошибочно будет считать, что в поэзии Ахматовой преобладает некое разочарование в любви. Нет, это далеко не так. Подобное чувство возникало из-за трагической судьбы супруга Анны Андреевны Николая Гумилева, который очень сильно пострадал из-за репрессий.
С уверенностью можно сказать, что основной чертой характера поэтессы являлась сила и мужество. Свою огромную силу духа она наглядно показывает в стихотворении «Мужество». Даже её любовной лирики коснулась эволюция и прогресс. Поэтессе начало казаться, что в своих произведениях она затрагивает лишь горести, блуждания и бури. Но если разобраться, как следует, то становится понятно, что она писала в первую очередь о страдании всего народа.
Поэтесса все чаще и чаще начинает поднимать тему бренности человеческого бытия, греховности и пороков. Именно поэтому её лирическая героиня начинает искать спасение в религии и молитве. Но молитва начинает соединяться с любовью и томлением.
Уже после революции в произведениях Ахматовой начинает подниматься тема совести. Благодаря этому, тема любовной поэзии протерпела некие изменения и отошла от обычных стандартов. Здесь поэтесса приводит пример боли и страданий, которые не имеют никакого отношения к данной ситуации. Все чаще и чаще начинают встречаться религиозны мотивы. Лирические произведения Анны Андреевны изменяют свой характер, затрагивая осмысливания судьбы всего огромного государства. В любовной истории последовательность все так же отсутствует – в нем нет определенного начала и завершения. А признание в любви больше напоминает некий отрывок невзначай подслушанного разговора.
Лирическая героиня стихотворений зачастую ведет монолог, находясь в каком-то полубредовом состоянии. Она так же не собирается объяснять все то, что происходит. Героиня делится с читателем лишь свои чувства и эмоции. Благодаря этому все лирические произведения поэтессы отличаются особой интимностью и открытостью души.
Поэтессе удалось соединить в своих лирических произведениях глубокие, драматические переживания, очарование, а так же всю неповторимость своей личности. Основной темой её творчества становится столь важная тема любви. Именно благодаря своей искренности и открытости, поэтессе удается найти свою аудиторию, которая с упоением наслаждается её произведениями. В них нет фальши, лжи, лишь открытая душа, чувства, эмоции и любовь.
Что касается раннего творчества Анны Андреевны, то его можно сравнить с некими записками лирического дневника. Она не пытается показать возвышенную и прекрасную любовь, как это делали большинство её современников. Нет, Анна Ахматова рассказывает о простых чувствах, с которыми человеку приходится сталкиваться на протяжении своей жизни неоднократно. Она рассказывает о разлуке, измене, отчаянии, радости. То есть о тех простых чувствах, которые каждый испытывал неоднократно.
Анна Андреевна пишет свои произведения на неком надрыве, показывая все чувства на их пике. В её произведения всегда присутствует некая драма, которая либо только начинается, либо заканчивается. Произведения Ахматовой всегда эмоциональные и яркие. Она не скупится на яркость и контраст. Это отличает произведения поэтессы от столь привычной нам поэзии, в которой мы привыкли к воспеванию чувств.
Темы
Тема стихотворения «Мне голос был…» — патриотизм, иррациональная любовь к Родине, идущая вразрез с личным комфортом и какой-либо выгодой. В этом стихотворении Ахматова выражает настроение интеллигенции, которая предпочла остаться в России. Это искренняя любовь, которая не поддастся страху или неудобствам. Для поэтессы сама мысль об эмиграции была оскорблением. Настоящий патриот останется на Родине, чему бы это ни стоило.
Внутренний мир лирической героини внешне кажется спокойным, но за этим показным спокойствием стоит осознание той огромной трагедии, что произошла с Россией в 1917 году. Героиня не отделяет себя от судьбы народа, поэтому не снимает с себя ответственность за содеянное. Об этом говорят строки: «Я кровь от рук твоих отмою, / Из сердца выну чёрный стыд». Поэтому равнодушно и спокойно она отклоняет соблазн. Стихотворение «Мне голос был…» Ахматовой пронизано пафосом любви, верности и патриотизма.
Анна Ахматова: стихи о Родине
Прошло пять лет,— и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя,
и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел — там ныне мирный трактор,
Где выл пожар — благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью — зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки,—
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.Май 1950
Приморский Парк Победы
Еще недавно плоская коса,
Черневшая уныло в невской дельте,
Как при Петре, была покрыта мхом
И ледяною пеною омыта.
Скучали там две-три плакучих ивы,
И дряхлая рыбацкая ладья
В песке прибрежном грустно догнивала.
И буйный ветер гостем был единым
Безлюдного и мертвого болота.
Но ранним утром вышли ленинградцы
Бесчисленными толпами на взморье.
И каждый посадил по деревцу
На той косе, и топкой и пустынной,
На память о великом Дне Победы.
И вот сегодня — это светлый сад,
Привольный, ясный, под огромным небом:
Курчавятся и зацветают ветки,
Жужжат шмели, и бабочки порхают,
И соком наливаются дубки,
А лиственницы нежные и липы
В спокойных водах тихого канала,
Как в зеркале, любуются собой…
И там, где прежде парус одинокий
Белел1 в серебряном тумане моря,—
Десятки быстрокрылых, легких яхт
На воле тешатся…
Издалека
Восторженные клики с стадиона
Доносятся…
Да, это парк Победы.1950
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Стихи о любви и про любовь
***
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
Стихи о любви и про любовь
***
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Стихи о любви и про любовь
***
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
С самолета
1
На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров.
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала: это все мое —
Душа моя и тело.
2
Белым камнем тот день отмечу,
Когда я о победе пела,
Когда я победе навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
3
И весеннего аэродрома
Шелестит под ногой трава.
Дома, дома — ужели дома!
Как все ново и как знакомо,
И такая в сердце истома,
Сладко кружится голова…
В свежем грохоте майского грома —
Победительница Москва!
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Мне голос был…» проникнуто гражданским пафосом и жанрово относится к лирике, потому что здесь отражаются чувства и сокровенные мысли героини. По форме стихотворение можно отнести к исповеди, где отражаются принципы и убеждения героя. Исповедальное произведение обычно строится от первого лица и представляет читателю глубинные переживания.
Анна Ахматова – одна из ключевых представительниц акмеистического направления, а потому и это стихотворение выполнено в соответствии с поэтическими принципами акмеистов. Что видим мы здесь от данного направления? Предметность изображения, конкретность образов и мыслей. Благодаря этому происходящее в тексте представляется довольно чётко, несмотря на то, что повествование строится на бесплотном голосе.
Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Выбранный размер придаёт тексту одическую интонацию. Поэтому стихотворение звучит торжественно, почти что пророчески. Первые две строфы проходят на плач по стране, которая пострадала и была предана. Это и плач по своей прежней жизни, успешной и устроенной.
Огонь превратился в лёд
Строки пишутся в 1914 году, через четыре года посте венчания Ахматовой и Гумилёва. За этот срок многое изменилось в отношениях – на место влюблённости пришло безразличие, на месте огня оказался лёд, и никакая весна не в силах его растопить. Отношения в это время не испытывают временного охлаждения, а находятся в глубоком пике падения. Надеется ли Ахматова на возврат чувств? Вряд ли, особых надежд она не питает.
Стихотворение «Я не любви твоей прошу» — это взгляд Ахматовой в будущее, таков вариант развития событие кажется автору строк наиболее вероятным в своих отношениях с Николаем Гумилёвым.
Главная нить стихотворения – это обращение вчерашней возлюбленной к ушедшему кавалеру с несколькими советами. Героиня просит давать новой пассии читать её стихи – это будет очень любезно со стороны «жениха». Любви героиня уже не просит, вчерашние светлые чувства растоптаны и сегодня сердце спрятано в надёжном месте. В обмен за чтение стихов она обещает не писать ревнивых писем – обманутая героиня предлагает своеобразный бартер – свободу за стихи. Свобода уже дана, дело остаётся за разрешением на чтение стихов.
Кроме стихов, героиня даёт совет вчерашнему возлюбленному разрешить своей даме хранить её портреты. Это даст ей ощущение полной победы, пусть упивается её призраком.
Героиня уже приняла твёрдое решение никогда не возобновлять отношений с этим человеком. Это видно в конце стихотворения, где строки говорят, что возврата нет:
Смысл
Главная мысль произведения «Мне голос был…» может быть сформулирована следующим образом: нельзя предавать свою Родину. Никакие сладкие речи и обещания не должны перевешивать любовь к своей стране и верность ей. Подобному искушению поддались другие люди: только в эмиграции они видели своё спасение. Кто-то устроился благополучно и больше не возвращался, а кто-то страдал от бедности и невозможности вернуться домой.
Основная идея стихотворения «Мне голос был…» – через столкновение лирической героини и голоса-искусителя выразить патриотический подъём, что испытывала сама Ахматова и люди, что не покинули страну в те страшные годы. Это стихотворение – о конфликте мелочных и трусливых мыслей с огромной любовью к Родине.
Стоит сказать, что благодаря добавочным строфам стихотворение «Мне голос был…» становится сильнее, главная мысль проступает ещё ярче. Сначала перед читателем разворачивается картина уничтожаемого города и людской беды, равнодушия и безверия, и только потом мы слышим голос искусителя. В такой обстановке крайне сложно не думать о побеге, о спокойной жизни в никем не захваченном городе, в стране, которая не сотрясается одной трагедией за другой. И потому отказ лирической героини вызывает ещё больше уважения.
Проблемы
Проблематика стихотворения «Мне голос был…» состоит из нескольких компонентов: предательство, внутренний конфликт и стыд за историю собственной страны.
Проблема предательства раскрывается через искушающий голос, который призывает героиню покинуть Родину. Голос обещает, что стыд и чувство вины скоро покинут человека, который уехал из страны. Эти чувства вскоре перевесит комфортная, благополучная жизнь на чужбине. Лирическая героиня делает нравственный выбор, решив разделить со своей страной все тяготы и лишения. Ахматова, как и героиня её стихотворения, не отделяет себя от страны, в которой живёт. Героиня даёт беспощадный отпор соблазнам, не мысля своей жизни вне и без Родины.
Конфликт внутри героини опять же реализуется через голос. Мотив искушения, кстати, создаётся за счёт неторопливой интонации, повторов и призывных интонаций. Откуда доносится призыв? Это голос того, кто предлагает героине уехать вместе? Он приглашает к себе? Этот голос может быть и в голове героини – это её собственный внутренний голос, испуганный и загнанный в угол. Были ведь люди, которые покидали страну, чтобы спастись от разрухи. И всё же героиня не изменяет своей совести и не отрекается от Родины. Ахматова с презрением относится к людям, поступившим иначе, видя в их поступке предательство.
Ещё одна проблема – проблема стыда за собственную страну и за её историю. Что делать, если улицы окропились кровью, вера уничтожена, а враги спокойно захватывают страну? Героиня отказывается от того, чтобы забыть всё то, что произошло с Родиной. Она отвергает призыв покинуть «край глухой и грешный» и разделяет ответственность со своим народом. Она предпочитает до конца испить горечь вины и стыда. Она остаётся со своей страной, со своим народом, считая, что покинуть страну в такой момент, — это ещё больший грех.
История создания
Стихотворение «Мне голос был…» датировано 1917 годом и входит в сборник «Белая стая». Стоит отметить, что существует оно в нескольких редакциях. В первоначальном варианте первая строка стихотворения – «Когда в тоске самоубийства…». Здесь отсутствует заключительная строфа. Второй вариант встречается в большинстве изданий: это три строфы, начинающиеся с фразы «Мне голос был…». В издании, подготовленном Н. И. Крайневой, представлена контаминированная редакция, которая совмещает первый и второй варианты.
Революционные события и Гражданская война стали для Ахматовой тяжёлым испытанием. Это стихотворение можно считать авторской интерпретацией событий начала XX века. В сборнике «Белая стая», куда он вошёл, в целом нашли отражение потрясения, которые обрушиваются на страну в этот период. Именно в этом сборнике формируется чувство сопричастности с судьбой страны, русским народом. В стихотворениях звучит мужество, готовность выстоять против событий, которые наступили или только ещё грядут.
В первой редакции посвящено оно Борису Анрепу, художнику и возлюбленному поэтессы; большую часть жизни он прожил в Великобритании. Существует предположение, что первоначально именно он был носителем «утешного голоса», но в дальнейшем не только он призывал Ахматову покинуть Россию.
Анна Андреевна на период революций и кровавых событий осталась одна с маленьким сыном на руках. Николай Гумилёв, который на тот момент был её мужем, находился во Франции, куда был командирован. Это был период неясного будущего, и отягощалось это необходимостью воспитывать ребёнка самостоятельно, пока муж живёт в другой стране. Осенью 1917 года он писал жене, что и её приезд можно будет устроить, если она захочет. Николай Гумилёв в дальнейшем вернётся в Россию и будет участвовать в контрреволюционном движении. К сожалению, в августе 1921 года автор будет расстрелян по подозрению в антисоветской деятельности. Иногда решение остаться в стране несло за собой смерть, а потому ещё труднее было на это пойти.
Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…»
Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы – и старые, и новые – практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина «Осень», датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф издалека подводят читателя к главному – минуте, когда вот-вот «стихи свободно потекут». У Ахматовой ударной становится последняя строка. Центральное событие произведения – приход к лирической героине мужчины: «Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему». Скорей всего, здесь имеется в виду искусствовед Николай Николаевич Пунин. Анна Андреевна прожила с ним в гражданском браке около пятнадцати лет, познакомившись в начале 1920-х годов. Во время написания рассматриваемого стихотворения поэтесса еще не знала, чего ждать от новых отношений, но явно надеялась на счастливое будущее. При этом не стоит забывать о том, что предыдущий брак оказался для нее неудачным. Второй муж – выдающийся востоковед Владимир Казимирович Шилейко – стал для Ахматовой настоящим тираном. Естественно, после всего пережитого появление Пунина воспринималось ею едва ли не как чудо, луч света в темном царстве.
Значительная часть стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» — описание пейзажа. Вниманию читателей предлагается осень не совсем обычная, такая не случается каждый год. Ею возведен высокий купол, не затемненный облаками. Долго не наступают холода, стала изумрудной вода замутненных петербургских каналов, словно розы запахла крапива, но только сильней. Осень в анализируемом тексте больше походит на весну – кажется, вот-вот появятся подснежники. Чувства лирической героини настолько сильны, что для нее весь мир, освещенный похожим на мятежника солнцем, становится охваченным любовным волнением. Причем речь идет не только о природе, но и о людях, удивленных происходящими переменами. Любовь дарит надежду на лучшее, на возрождение. Времена года в стихотворении служат олицетворением циклов человеческой жизни. Осень – старость, закат. Весна – молодость, начало. Для лирической героини любовь – это еще и возможность вернуть юность, хотя бы ненадолго отринув неумолимо приближающуюся смерть.
Анна Ахматова «Небывалая осень построила купол высокий…»
Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни? Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней. Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник. И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
1922 Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX-начала XX в.
Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.