Анализ стихотворения о русь взмахни крылами есенина

Анализ стихотворения есенина о русь взмахни крылами

Размер и рифмовка

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Русь(Есенин)»

По писателю: Есенин Сергей

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени. Сергей Есенин представил читателю природу, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь воют волки, озлоблено дует ветер, повсюду кажется нечисть лесная. А совиные глаза и вовсе можно рассматривать, как предвестники смерти.

Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напасти случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны. Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народу, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

«О Русь! Взмахни крылами!..» (По лирике С. Есенина) Вариант 3

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В январе 1914 года в печати появились его первые стихи. В Москве он публиковался в мелких, преимущественно детских журналах, пробиться в ведущие литературные издания ему не удавалось. Он стремился установить контакты с видными критиками и писателями, посылал свои стихи в различные журналы, в том числе петроградские, успехов подобные попытки не приносили. Есенин вращался в литературной среде, которая состояла преимущественно из малоизвестных литераторов-самоучек, группировавшихся вокруг суриковского литературно-музыкального кружка. В начале своего творческого пути Есенин не нашел близкого себе человека в той среде, где он вращался. Никто не мог увидеть сильные стороны его таланта. Блок первым разглядел огромную одаренность молодого поэта, своеобразие его таланта. «Стихи свежие, чистые, голосистые…» — так определил Блок свое впечатление.

После встречи с Блоком Есенин начал делать первые шаги в большой литературе. Одной из характерных черт его духовного облика является редкая для молодого поэта независимость в литературно-художественной и эстетической позиции.

Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, звенят удила, «со звонами плачут глухари», заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет тальянка. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые лучшие чувства и верования поэта. Деревенская изба, родные широкие просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети.

Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится не просто донести свою радость от их видения, а передать, заразить читателя ощущением полноты и красоты жизни.

Однако за бросающейся в глаза красочностью и много-звучностью в его ранних стихах всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна — тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья.

У Есенина нередки картины разлук, панихид, похорон («мимо окон тебя понесли хоронить», «звонки ветры панихидную поют», «похороним вместе молодость мою»). Часто его героям судьба не дает возможности соединить свои жизни. Вариации подобных мотивов широки. Ho во всех этих стихах (например, в «Хороша была Танюша», «Зашумели над затоном тростники», «Под венком лесной ромашки» и других) даже сама смерть выступает не как реальная кончина, гибель, а как поэтическая метафора несбывшихся желаний, сожалений об утраченном или недоступном счастье. Есенин ищет то, что даст ему «и в счастье ближнего поверить». Этим мерит и оценивает он жизнь.

Мечта о человеческом счастье, боль от его отдаленности, недостижимости и хрупкости, сочувствие человеку — это коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество. И еще одна главнейшая определяющая черта поэзии Есенина — полная слитность с народной жизнью. Есенину никогда не требовалось искать пути к народу, специально изучать его, постигать «душу народа».

Талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Он обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в душе поэта.

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных…

Пафос

Стихотворение написано с огромной болью и любовью к Родине.

Поэт не мог не огорчаться тем, как мельчает в частушках и агитках народная душа, как предаются традиции прадедов, убираются с полок образа.

Сакральное пространство души становится бездуховным. Живая душа страны (русская деревня) превращается в душу мёртвую. Настроение тоски и уныния сменяется чувством одиночества, полной бесприютностью.

Вслед за ними приходит понимание того, что вернуть прошлое обратно нельзя, наступает смирение. Поэт благословляет грядущие поколения и предчувствует завершение собственного пути.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии — родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм
  • Анализ стихотворения Весна в лесу Пастернак Б. Л. Постернак очень хорошо получалось в своих работах передавать образы окружающего мира, они выходили, поистине живы и ярки. Но автор никогда не любил преувеличить реальность
  • Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта Поэт практически всегда является мыслителем, тем не менее, нередко он далек от сугубо разумного постижения, напряжения мысли, которая старательно пробирается через череду логических построений
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворений Тютчева

Особенности пятой части поэмы

Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам

Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды

В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

История создания

Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа. На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2021 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

Стихотворение «Русь»

1

Потонула деревня в ухабинах, Заслонили избенки леса. Только видно, на кочках и впадинах, Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние, Волки грозные с тощих полей. По дворам в погорающем инее Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками Смотрят в шали пурги огоньки. И стоят за дубровными сетками, Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая, Что ни прорубь — везде колдуны. В злую заморозь в сумерки мглистые На березках висят галуны.

2

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей. Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.

3

Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота, Тучи рваные кутают лес. На подвесках из легкого золота Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну. Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари Без печали, без жалоб и слез, Клали в сумочки пышки на сахаре И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы Провожал их огулом народ… Вот где, Русь, твои добрые молодцы, Вся опора в годину невзгод.

4

Затомилась деревня невесточкой — Как-то милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, — Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана, В ветре бластились стуки костей. И пришли к ним нежданно-негаданно С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку, С потом вывели всем по письму. Подхватили тут родные грамотку, За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею Допытаться любимых речей. И на корточках плакали, слушая, На успехи родных силачей.

5

Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Я гадаю по взорам невестиным На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми, Хоть бы стать мне кустом у воды. Я хочу верить в лучшее с бабами, Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные, Не спугнет их ни гром и ни тьма. За сохою под песни заветные Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули, Выводимые с тяжким трудом, И от счастья и радости плакали, Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми В мягких травах, под бусами рос, Им мерещился в далях за дымами Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.

Стихи Есенина о вере

О Матерь Божья…

О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.

Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.

Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.

Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.

И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.

1917 г.

***

Я странник убогий

Я странник убогий.
С вечерней звездой
Пою я о Боге
Касаткой степной.

На шелковом блюде
Опада осин,
Послухайте, люди,
Ухлюпы трясин.

Ширком в луговины,
Целуя сосну,
Поют быстровины
Про рай и весну.

Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.

Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.

1915 г.

***

За горами, за желтыми долами…

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.

1916 г.

***

Твой глас незримый, как дым в избе

Твой глас незримый, как дым в избе.
Смиренным сердцем молюсь тебе.

Овсяным ликом питаю дух,
Помощник жизни и тихий друг.

Рудою солнца посеян свет,
Для вечной правды названья нет.

Считает время песок мечты,
Но новых зерен прибавил ты.

В незримых пашнях растут слова,
Смешалась с думой ковыль-трава.

На крепких сгибах воздетых рук
Возводит церкви строитель звук.

Есть радость в душах — топтать твой цвет,
На первом снеге свой видеть след.

Но краше кротость и стихший пыл
Склонивших веки пред звоном крыл.

1916 г.

***

Чую Радуницу Божью

Чую Радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льется пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.

1915 г.

***

Не ветры осыпают пущи…

Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.

Я вижу — в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет возлюбленная мати
С пречистым сыном на руках.

Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи вез крова,
Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях — крылья херувима,
А под пеньком — голодный Спас.

1914 г.

  • Волчья метка Сергея Есенина
  • Знаете ли вы Есенина? (викторина)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Вариант №2

Стихотворение «О Русь, взмахни крылами» — одно из немногих произведений Сергея Есенина, оптимистичное не просто каждым словом в нем, а каждой буквой.

С такой восторженностью и с такой горячей надеждой на перемены к лучшему поэт принял Февральскую революцию 1917 года.

В этом стихотворении он пишет о себе как о части некоего поэтического целого — народнической поэзии, где другие составляющие — старший брат Алексей Кольцов и средний брат Николай Клюев. Кольцов — в образе пастушка с краюхой хлеба, для которого стихия — бескрайние просторы Руси. Клюев — многое повидавший, мудрый и религиозный.

А о себе Есенин пишет как младшем, «разбойном» брате, непримиримом, дерзком и не знающим преград, готовым бросить в небо нож и спорящим с тайной бога.

Если Кольцов в стихотворении идет «по голубой долине», а Клюев выходит «из монастырских врат», то о себе Есенин пишет: «Долга, крута дорога, Несчетны склоны гор», как бы намекая на готовность к любым испытаниям, на которые будет щедра новая реальность стремительно меняющейся России. И он с радостью ждет перемен, даже понимая, что может быть нелегко.

Упоминая Алексея Кольцова, которого исследователи творчестве Есенина практически единогласно считают его предшественником в русской литературе, а также современников, поэта Николая Клюева и писателя Алексея Чапыгина, поэт как бы выстраивает проходящую сквозь время парадигму. И в ней все литераторы одного направления пусть и фактически жившие в разное время, — современники.

В стихотворении Есенин уверен, что не останется одинок, и выбранное им творческий путь привлечет еще множество последователей. Потому и пишет, что за ним «незримым роем Идет кольцо других». Действительно, в 1917 году поэты и прозаики народнического направления были весьма популярны в России. И Есенин наверняка ощущал это, видя интерес к его творчеству, а также к творчеству того же Клюева.

Под стать содержанию и форма стихотворения «О Русь, взмахни крылами». Поэт при написании использовал трехстопный ямб (этот стихотворный размер можно встретить у Есенина нечасто), двухсложную стопу с ударением на втором слоге и перекрестную рифмовку.

О Русь, взмахни крылами
Сейчас читают:

  • Сочинение Что такое сила духа 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение

    Что же все-таки сила духа? На этот вопрос, всегда можно найти ответ в глубине души. Скорее всего, каждый человек знает, что это такое, но многие даже и не задумываются об этом. По-моему мнению, сила духа это, то что заставляет человека бороться,

  • Сочинение Настоящее искусство 9 класс ОГЭ 15.3 рассуждение

    Настоящее искусство — это такое искусство, которое может заглянуть в самые потаенные уголки человеческого сознания. Такое искусство, которое заставит человека почувствовать все эмоции автора. Прочувствовать всё то, что испытал автор,

  • Сочинение Можно ли меняться, оставаясь собой?

    Безусловно, человек с самого рождения наделен индивидуальными качествами. У каждого своя внешность, свой темперамент. В самом раннем детстве ребенок изучает окружающий мир,

  • Сочинение Осень в моем городе

    Осень в моём городе — это сказочная пора. Когда вся природа переодевается в огненно-золотистые краски. Ещё недавно, пышные и зелёные деревья окутываются в жёлтые и красные цвета. Уличные тротуары покрываются ковром из опавших листьев.

  • Сочинение на тему Осенние каникулы 4 класс

    Единственное что с нетерпением ждет каждый школьник в своей жизни, это перемену, каникулы и выпускной. Перемена достаточно короткое удовольствие. А вот каникулы в самый раз. Особенно я люблю осенние каникулы.

  • Сочинение Сравнение Гринев и Швабрин

    Гринёв и Швабрин- две антагонические фигуры, пересекающиеся в романе А.С.Пушкина«Капитанская дочка», которые остаются непримиримыми до самого конца их взаимодействия. Давайте попробуем вместе понять, почему так случилось.

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю. Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.

Публикации

Опубликован в первом (1917) и втором (1918) выпуске сборника «Скифы».

Следующие прижизненные публикации

сборник «Голубень» 1918, 1920 годов; Сергей Есенин. «Избранное», М., Госиздат, 1922; Есенин Сергей Александрович. Собрание стихов и поэм. Том первый, Берлин—Пб.—М., изд. З. И. Гржебина, 1922; Сергей Есенин. О России и революции, М., «Современная Россия», 1925.

Различие в редакциях

Во втором выпуске альманаха «Скифы» 1918 года стихотворение вышло под заглавием «Николаю Клюеву» и с эпиграфом (измененные строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Графине Ростопчиной»):

В сборнике «Голубень» того же 1918 года появилось без заглавия и эпиграфа — из-за осложнений в отношениях между поэтами, возникшие в декабре 1917 года. При этом в наборной рукописи сборника, подготовленной самим автором, заглавие и эпиграф стояли. Таким образом, эпиграф и посвящение сняты в корректуре (подробнее см.: Азадовский К. М. «Николай Клюев», Л., 1990, с. 160—200).

Анализ стихотворения «Русь» Есенина

Есенин редко упоминает в своем творчестве военную тему. Поэт был носителем крестьянского мировоззрения, согласно которому война – величайшее бедствие. Браться за оружие крестьянин мог только в самом крайнем случае. Есенин был далек от великодержавного патриотизма. Он с презрением относился к тем, кто громче всех призывал к победоносной войне. Такие агитаторы не принимали участия в боевых действиях. Своими жизнями расплачивалось многомиллионное крестьянство, к которому поэт питал огромное уважение. Свои взгляды Есенин выразил в стихотворении «Русь (Потонула деревня в ухабинах…») (1914 г.). Оно стало откликом поэта на начавшуюся Первую мировую войну и массовый призыв в армию.

Автор описывает необъятную крестьянскую Русь, наполненную волшебством и суевериями. Простой народ живет в таинственной и загадочной атмосфере. Крестьяне продолжают наивно верить в нечистую силу, которой приписывают все беды и несчастья.

Есенин понимает все ограниченность крестьянского мышления, но именно за эту простоту безгранично любит сельских жителей. В патриархальном образе жизни он видит сохранение вековых устоев, которые не подверглись разрушительному влиянию цивилизации. Автор с восторгом наблюдает за нехитрыми деревенскими развлечениями на фоне родной природы.

Разразившуюся войну поэт сравнивает с пророчеством «черных воронов». Известие сопровождается зловещими признаками в природе («грянул гром», «тучи… кутают лес»). Крестьяне никак не выражают своего недовольства или нежелания идти на войну. В их сознании это событие приравнивается к стихийному бедствию. Простые люди в глубине души понимают, что только они являются «опорой в годину невзгод».

Для высшего командования рядовые бойцы становятся пушечным мясом, которым никогда не оскудеет русская земля. Но каждого из них с надеждой ждут дома. На чтение редких писем собираются всей деревней. Есенин разделяет боль своего народа. Он чувствует свое кровное родство с ним. Поэт убежден, что русскому народу всегда помогала искренняя вера в торжество справедливости. Простые солдаты чувствуют поддержку своих матерей и жен. В своих воспоминаниях они обращаются к родным местам, и это позволяет им в условиях жестокой войны оставаться людьми.

Есенин не высказывает прямо антивоенных взглядов. Но в описании родной природы и горе оставшихся в деревнях женщин чувствуется глубокая неприязнь автора к войне.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Анализ стихотворения Сергей Есенин — О Русь, взмахни крылами

Произведение отображает в себе настроения и мысли поэта в период Февральской революции. Сам поэт был «за» революционный прогресс и даже участвовал в митингах. Есенин верил в возможность избавления от гнета власти, в возможность преображения.

В начале стихотворения поэт призывает свою Родину взмахнуть крыльями и взлететь, устремиться к новому, к лучшему. Как и многие другие писатели в то время, Есенин также хотел в корне изменить жизнь. В произведении автор напрямую призывает отказаться от прошлого и перестать воспевать ушедшее, изменить мысли, идеи и цели. Пойти навстречу новой, лучшей жизни, отказавшись от старых устоев.

Поэт описывает себя и других литераторов, писателей, которые хотят развития революции, и призывают двигаться вперед, к новому. В частности, он упоминает Алексея Кольцова, Николая Клюева и Алексея Чапыгина.

В стихотворении явно отображен образ мыслей, свойственный Есенину: восприятие мира по-крестьянски. Автор нарочно подчеркивает движение «героев»: «По голубой долине, меж тёлок и коров». Также автор включает описания деревенского пейзажа.

В произведении поэт затрагивает и тему религиозности, при этом подчеркивая свой характер: «Кудрявый и весёлый, такой разбойный я», «Но даже с тайной бога веду я тайно спор».

Заканчивает поэт стихотворение неоднозначно. Последние строки произведения каждый трактует по-своему.

С одной стороны, автор уже не просит Русь взлететь, что можно воспринять, как разочарование им самим. Революция прошла, многое изменилось, но не так как хотел Есенин и он понимает, что лучшего ждать уже не стоит. Последние строки говорят о том, что теперь будут совсем другие имена, что теперь страна станет совсем другой. 

С другой стороны, повела крылами немая крепь Руси. Из этих строк можно понять, что Русь все-таки приготовилась к полету, и сейчас все просто замерли в ожидании-ожидании чего-то нового.

Каждый читатель находит свое настроение в конце стихотворения, видимо так и задумывал автор.

Стихи Есенина о природе

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,
Долит зевота,
Так и клонит в сон…
А за окном
Протяжный ветр рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный —
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели —
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать — как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,—
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

***

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?

1918 г.

***

Поет зима, аукает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

1910 г.

***

Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***

Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***

Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

1911-1912 гг.

***

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

1915 г.

Критика

Стихотворение сразу было расценено как манифест определённой литературной группы (см. заметку Н. В. Рыковского в газете «Раннее утро», М., 1918, 27 июня, № 117). Оценки группы в целом, и её отдельных поэтов были различные; подобная полярность сохранялась и в последующие годы.

В. Л. Львов-Рогачевский, пересказывая и обильно цитируя «верные и правдивые слова Сергея Есенина», развил «родословную целой группы певцов из народа» (журнал «Рабочий мир», М., 1918, № 8, 7 июля, С. 7—11). В последующим его оценка стихотворения как «нечто вроде манифеста новокрестьянских поэтов» не менялась (см., например, Львов-Рогачевский В. «Новокрестьянская поэзия» — журн. «Путь», М., 1919, № 5, август-сентябрь, С. 57—61; Львов-Рогачевский В. «Поэзия новой России», М., 1919).

Уже 8 июля в газете «Понедельник „Народного слова“» (М., 1918, 8 июля, № 11) вышла рецензия А. Б. Дермана с противоположной позицией. Есенин «слишком как-то трезво сознает, что он народный поэт, и тем самым отравляет свою поэзию рассудочностью….Дело не в человеческой гордыне Есенина, а именно в ущерблении этим „самосознанием“ самого драгоценного в его творчестве — вольной непосредственности. Тут один лишь шаг от поэтической вольности к искусственному вольничанью, от внутренней веры к пагубной самоуверенности. …Философия русского духа его не только не нова, не оригинальна, но просто даже избита, у родины, конечно, видит он „коровьи глаза“ — старый признак того смирения, которым наделяют и наделяли Россию с одной стороны славянофильская гордыня, с другой — германское презрение».

Иные (например, Ангарский Н. «Заметки о поэзии и поэтах» — журн. «Творчество», М., 1919, № 1/3, январь-март, С. 22—26) «считали неверной выдвинутую Есениным генеалогию и вредной декларированную связь его творчества с поэзией Н. А. Клюева» (Козловский 1995, С. 528).

Средства выразительности

Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею, С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, уткнули по канавам тополя»; оксюморон – «грустная радость».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: