Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
*****
Снег идёт
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет, —
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
1957 год
*****
Кратко о произведении «Ночь»
Это творение отличается от других произведений поэта. В анализе стихотворения «Ночь» Пастернака следует отметить, что через призму обыденных профессий он рассуждает о творчестве. Все перечисленные занятия объединяет то, что люди бодрствуют в темное время суток.
Благодаря этому читатель может представить мир, в котором нет сна. Он бескрайний, таинственный и прекрасный. Поэт предупреждает о том, что художнику не до сна – он всегда должен быть готов творить. Следует отметить, что многие творческие люди считали ночное время наиболее подходящим для творчества. Сам Пастернак любил это стихотворение и с удовольствием декларировал его слушателям.
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956 год
*****
Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Сон»
Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы
Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования
Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.
Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».
Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.
Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Метель»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Мы рядом шли, но на меня»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «На распутье в диком древнем поле. »
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Настанет день – исчезну я»
- Анализ стихотворения Ивана Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет»
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
Анализ стихотворения Пастернака «Сосны»
В автобиографической повести «Охранная грамота» Пастернак признавался, что в детстве любил в полном одиночестве прогуливаться по лесу и парку. В его воображении деревья представали то в роли грозных великанов, то в качестве верных поданных. Будущий поэт разговаривал с ними, чувствуя от растений обратную связь. Неудивительно, что тема природы впоследствии стала одной из ключевых в лирике Бориса Леонидовича. Уже в первых произведениях она изображается как священный храм. Особенной царственностью и величавостью отличаются сосны, принимающие поклонение и хранящие «иерархию мохнатых династов» («Урал впервые», 1916).
1941 годом датировано стихотворение «Сосны», в котором пейзажные зарисовки тесно переплетены с размышлениями лирического героя. Текст создавался в сложный исторический период – в самом разгаре была Вторая мировая война, многие страны уже сдались на милость немецко-фашистских захватчиков. Жестокости, крови, безумию Пастернак противопоставляет красоту и гармонию природы. Герои произведения укрылись от проблем, нашли успокоение «в траве, меж диких бальзаминов, ромашек и лесных купав». Более того – на время им удалось даже обрести бессмертие, уподобившись соснам. Размеренность текста Бориса Леонидовича дарит читателям ощущение вечности, принадлежности к бытийным тайнам. Тем самым поэт позволяет им приблизиться к героям стихотворения.
Однажды Цветаева сравнила своего друга Пастернака с деревом. По мнению Марины Ивановны, о чем бы он ни говорил – «это всегда природа, возвращение вещей в ее лоно». Деревья – важнейший образ творчества Бориса Леонидовича. Они могут определять своеобразие городов, отражать перемены, связанные с временами года. Поэт одушевляет растения, повествует об их чувствах, одновременно передавая собственное душевное состояние. C годами чувство общности с природой у Пастернака становилось только сильнее. В анализируемом стихотворении лирический герой сравнивает себя с соснами. При этом деревья напоминают ему святых, способных освободить людей от болей, эпидемий и смерти.
«Сосны» – произведение, отличающееся поистине гениальной простотой. Пастернак скрупулезно описывает пейзаж, подмечая мельчайшие детали и практически не используя слишком заумных средств художественной выразительности. Ему удается создать произведение величественное, мудрое, направленное в вечность.
«Иней» Б.Пастернак
«Иней» Борис Пастернак
Глухая пора листопада. Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо: У страха глаза велики.
Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом.
Ты завтра очнёшься от спячки И, выйдя на зимнюю гладь, Опять за углом водокачки Как вкопанный будешь стоять.
Опять эти белые мухи, И крыши, и святочный дед, И трубы, и лес лопоухий Шутом маскарадным одет.
Всё обледенело с размаху В папахе до самых бровей И крадущейся росомахой Подсматривает с ветвей.
Ты дальше идёшь с недоверьем. Тропинка ныряет в овраг. Здесь инея сводчатый терем, Решётчатый тёс на дверях.
За снежной густой занавеской Какой-то сторожки стена, Дорога, и край перелеска, И новая чаща видна.
Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу.
И белому мёртвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь, Я тихо шепчу: «Благодарствуй, Ты больше, чем просят, даёшь».
Анализ стихотворения Пастернака «Иней»
Лирика Бориса Пастернака носит философский оттенок, и в этом нет ничего удивительного. В своих произведениях этот поэт очень часто пытается постичь суть вещей и понять, почему мир устроен именно таким образом. Кроме этого, автор постоянно ищет ответы на различные вопросы, пытается выявить причинно-следственные связи не только между событиями и явлениями, но и связать все это воедино с собственными ощущениями. В результате на свет рождаются удивительные и необычные произведения, к которым, в частности, относится «Иней».
Это стихотворение было написано осенью 1941 года, когда войска германии уже приближались вплотную к Москве. Пастернак в это время находился на своей даче в нескольких километрах от столицы и пытался добиться отправки на фронт. Вокруг царил самый настоящий хаос, люди паниковали и пытались предугадать, возьмет Гитлер Москву или же нет. Однако Пастернак старался не поддаваться общей панике, так как понимал: в такой ситуации нужно положиться лишь на волю судьбы. Он много гулял по окрестным лесам и размышлял над тем, как нужно воспринимать эту внезапную, бессмысленную и жестокую войну.
Впрочем, о самой войне в стихотворении не сказано ни слова, однако оно пропитано тревогой и попытками найти точку опоры в том мире, который вот-вот готов рухнуть. «Расстраиваться не надо: у страха газа велики», — сам себя успокаивает поэт и пытается сосредоточиться на том, что видит вокруг. Поздняя осень уже готова уступить свое место зиме, и об этом свидетельствует серебристый иней, который украшает ветки деревьев, низины и овраги. Предвосхищая события, поэт с некоторой ностальгией отмечает: «Опять эти белые мухи, и крыши, и святочный лед». Он не знает, доведется ли в этот раз отметить Новый год, но хочет и верить в то, что праздник, несмотря ни на что, все же будет. Пастернак убежден в том, что «порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом», и война все равно завершится.
Следует отметить, что в первые месяцы военных действий многие верили в то, что советская армия скоро начнет теснить врагов и очень быстро освободит оккупированные территории. Подобные иллюзии питал и сам Борис Пастернак, ведь в его жизнь война еще не успела ворваться смертоносным вихрем. Мир, который окружает поэта, чист и прекрасен в своей белоснежной оправе, однако автор почему-то сравнивает его со «спящей царевной в гробу». За этой метафорой кроется подсознательный страх смерти, которая уже стоит на пороге. Однако ни сам автор, ни его друзья не знают, чью жизнь она унесет в следующий момент. И эта неизвестность точно также, как и белое безмолвие украшенного инеем осеннего леса, слегка пугает поэта. От паники его удерживает лишь мысль о том, что ничто в этом мире не происходит случайно, и в каждом событии есть свой глубинный смысл, который может быть попросту непонятен простому обывателю. Поэтому автор, обращаясь к безмолвному лесу, посеребренному инеем и погруженному в легкую дремоту, шепчет: «Благодарствуй, ты больше, чем просят, даешь».
Объяснение
Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда-то странно прервалась. Я на той же улице старинной, Как тогда, в тот летний день и час.
Те же люди и заботы те же, И пожар заката не остыл, Как его тогда к стене Манежа Вечер смерти наспех пригвоздил.
Женщины в дешевом затрапезе Так же ночью топчут башмаки. Их потом на кровельном железе Так же распинают чердаки.
Вот одна походкою усталой Медленно выходит на порог И, поднявшись из полуподвала, Переходит двор наискосок.
Я опять готовлю отговорки, И опять всё безразлично мне. И соседка, обогнув задворки, Оставляет нас наедине. _______
Не плачь, не морщь опухших губ, Не собирай их в складки. Разбередишь присохший струп Весенней лихорадки.
Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, Нас бросит ненароком.
Пройдут года, ты вступишь в брак, Забудешь неустройства. Быть женщиной — великий шаг, Сводить с ума — геройство.
А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг Весь век благоговею.
Но, как ни сковывает ночь Меня кольцом тоскливым, Сильней на свете тяга прочь И манит страсть к разрывам.
Во всём мне хочется дойти до самой сути
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год
*****
Лирика Пастернака: основные темы и черты
Уже в первых стихотворениях Пастернака проявились его художественные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и чёрное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей — город наполняет громкая радостная симфония весны
Водопад чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» — «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью чёрной землёй и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует приём метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колёс, который как бы передаётся перемалываемой ими снежной жиже.
Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и чёрно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.
Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.
Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как, например, в стихотворении из сборника «Сестра моя — жизнь»:
Любимая — жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых.
Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо — это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьёзна:
Любить иных тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за своё слово, долг поэта перед людьми и обществом
Эта тема носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет», в котором звучит тема человека — поэта, актёра, Гамлета,— проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» о разрушительной мощи поэтического вдохновения.
Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака «Когда разгуляется» стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», в котором выражена этическая суть отношений поэта и общества. Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая — о вечности любви:
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Когда строку диктует чувство… По лирике Б.Л. Пастернака.
Она была замужем за известным советским пианистом. Чувства к Борису Леонидовичу у нее возникли не сразу, но когда любовь захватила ее, брак не стал преградой. Окончательно отношения с супругом Зинаида Николаевна разорвала в 1931 году, отправившись с поэтом в путешествие по Грузии. Пастернак посвятил Нейгауз немало удивительных по своей силе стихотворений. В нем тема любви органично переплетается с размышлениями, связанными с природой творчества.
В понимании Пастернака процесс появления на свет произведения искусства заключается не в создании новых форм, а в открытии старых через призму свежего восприятия. Художник откликается на красоту окружающего мира. Искусство становится произведением двух множителей — жизненного потенциала и чувств творческого человека. Об этом говорится и в рассматриваемом стихотворении. Женщина, которой восхищается лирический герой, давно ему знакома. Красота постоянно порождает формы, эстетика изучает их в течение множества веков, поэтому человеком уже давно выработаны законы, приняты образцы.
Неслучайно Пастернак упоминает именно Поликлета — древнегреческого скульптора, творившего во второй половине пятого столетия. По мнению Бориса Леонидовича, открыть в привычном новое можно только в том случае, если красота провоцирует возникновение особого чувства, способного подвигнуть художника на создание произведения искусства.
Поэт отличался особенным отношением к женщине. Образ представительницы слабого пола в его лирике избавлен от крайностей. Это не Прекрасная Дама, не гений чистой красоты, не воплощение ветрености и коварства, не жертва превосходства мужчины. Больше всего Пастернак ценил в женщине ее изначальную близость к природе, естественность, убедительность. Недаром второй большой любовью Бориса Леонидовича стала Нейгауз.
С ней он чувствовал себя защищенным, она умела максимально комфортно обустроить совместный быт, в высшие сферы не устремлялась, могла полностью раствориться в интересах супруга. Пока оценок нет.
Лирический хронотоп в стихотворении Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! Тема поэтического вдохновения, назначения поэта и поэзии, тема призвания волновала Пастернака на протяжении всей его жизни. Вероятно, можно предположить, что композиция и главная идея стихотворения связаны с его последней строфой, с образом натянутой до предела тетивы лука. Самая популярная строфа в русской поэзии — четверостишие катрен, 4 строки. Анализ стихотворения знал бы я, что так Пастернака Литература: 8 класс: в 2 ч. Во всем мне хочется дойти До самой сути.
Но старость — это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким.
«Июль» Б.Пастернак
По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем. Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
Анализ стихотворения Пастернака «Июль»
Несмотря на то, что с годами Борис Пастернак пересмотрел свое отношение к литературе и отказался от применения приемов футуризма в своем творчестве, в его произведениях позднего периода все же иногда проступают черты этого направления. Поэт отверг концепцию, согласно которой форма в поэзии играет гораздо более важную роль, чем содержание, но, тем не менее, остался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность.
В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц .
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
Стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (восприятие, истолкование, оценка).
Бориса Леонидовича Пастернака поистине можно назвать настоящим художником слова и звука. Всесторонне одаренный, он с детства занимался музыкой, после гимназии поступил и закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Безусловно, такая разносторонняя развитость не могла не отразиться на его творчестве.
Самому Пастернаку довелось жить в трудное, ломающее людей и государство время. Но поэт не участвовал ни в одной из войн из-за детской травмы. Поэтому он невольно становился сторонним наблюдателем и осмыслителем происходящих в стране перемен. Так родилось множество произведений Пастернака. Так появился на свет замечательный роман «Доктор Живаго». Это произведение примечательно не только своей идеей, глубоким философским наполнением, но и способом, который использовал Пастернак для полного раскрытия характера своего героя. Роман снабжен еще и «Стихотворениями Юрия Живаго», благодаря которым мы можем лучше понять тонкую душу героя, увидеть его скрытые переживания.
«Гамлет» — произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую часть знаменитого романа. Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя. Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг – отомстить за отца. Но ведь Гамлет – это еще и роль в пьесе. Первая строка стихотворения говорит нам о том, что повествование ведется от лица актера, играющего эту роль. Ему выход на сцену необходим еще и потому, что только так он может уловить в шуме жизни отголоски прошлого:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
В начальных строчках второго четверостишия явно чувствуется одиночество лирического героя, его противостояние залу:
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Зрители здесь – бездушная масса, сумрак ночи. В этих двух строчках сильно ощущается образ холодного любопытства толпы. В этих зрителях герой не найдет сочувствия, понимания
Они с жестоким вниманием будут наблюдать за действиями, разворачивающимися на сцене театра или жизни. Зрительный зал становится полным тревоги и угрозы, не зря автор сравнивает его с «сумраком ночи»
Заканчивается это четверостишие почти дословной передачей слов Иисуса Христа. Это была его мольба Богу-Отцу в ночь перед предательством Иуды и дальнейшими страданиями. И вот лирический герой молит о том же самом:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Видимо, режиссером этого спектакля является Бог, а в образе актера проявляются черты Иисуса Христа. Лирический герой согласен сыграть эту, уготованную историей и культурой, роль. Он любит этот «упрямый» замысел:
Я люблю твой замысел упрямый.
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Мы видим, что в этот раз на сцене разворачивается еще невиданная человечеством драма. Роль в ней смертельно опасна. Видимо, это драма самой жизни
Важно заметить, что в поэзии Пастернака понятия «поэт» и «актер» часто схожи, синонимичны. Поэтому актера, играющего роль Гамлета, мы можем соотнести с поэтом, чей жизненный путь также тяжек и трагичен
Последнее четверостишие насквозь пронизано ощущением неотвратимости судьбы:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Распорядок действий продуман уже давно. Он неотвратим, потому что находится во власти высшей силы и мудрости. Жить, играть и творить надо все равно, хотя трагический конец пути уже недалек. Весь мир потоплен в фарисействе, то есть в лицемерии и ханжестве. Лирический герой очень сильно ощущает свое одиночество, ведь его судьба – противостоять толпе.
Последняя строка стихотворения повторяет известную поговорку. С ее помощью лирический герой обретает черты обычного земного человека.
Это стихотворение очень сложно по смыслу, несмотря на то, что написано достаточно простым размером: пятистопным хореем. В произведении Пастернак создал сложный ряд лирических образов. Ведь лирическое «я» стихотворения – это и актер, играющий Гамлета, и поэт, обладающий чертами святого страдальца Христа. Сюда можно с легкостью причислить и Юрия Живаго — не только врача, но и философа, и поэта. И, конечно же, в этом стихотворении виден сам Борис Леонидович Пастернак с его сложной и трагической судьбой.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
1956 год
Рождественская звезда
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями тёплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры…
…Всё злей и свирепей дул ветер из степи..
…Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнёзда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдёмте со всеми, поклонимся чуду, —
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Всё время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звёзды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947 год
*****