Николай заболоцкий 📜 одинокий дуб

Анализ стихотворения заболоцкого одинокий дуб - методический центр рязанской области

Тропы, рифма, жанр

Стих написан в жанре пейзажной лирики, имеет глубокий философский подтекст и линейное развитие композиции.

Рифмовка комбинированная, кольцевая и смежная в первом катрене (узловат – великолепья – отрепья – шелестят) и классическая перекрестная во второй и третьей строфе (спокоен – равнин – воин – один). Рифмы открытые (суставы – славы) и закрытые (ударь – янтарь).

Из художественных средств, которые использовались автором для повышения выразительности строк, отметим:

  1. Эпитеты (дурная почва, скрюченные суставы, безжизненные равнины).
  2. Сравнение (запоет колоколом славы).
  3. Метафора (скрюченные намертво суставы развил).
  4. Олицетворение (запоет он).

Красивое и спокойное стихотворение, в котором чувствуется рука мастера, уверенного в своих силах и прошедшего все горнила испытаний.

Продолжая тему пейзажной лирики, предлагаем прочитать ещё один тематический стих Николая Заболоцкого – «Я не ищу гармонии в природе», написанный на 10 лет ранее, в 1947 году.

«Одинокий дуб» Фета Анализ

Название стихотворения «Одинокий дуб» содержит художественное определение — эпитет «одинокий». Прием олицетворения с самого начала придает образу дуба глубокий смысл: дуб предстает перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорическое изображение одинокого человека, лишенного близких, друзей, взаимопонимания.

Своеобразие лирического произведения в том, что в нем нет сюжета и персонажей, как, например, в эпическом. Однако чувства, переживания автора передаются в лирике в ярких художественных образах — в картинах, отражающих реальный мир, содержащих конкретность и обобщение. Таков центральный образ стихотворения — «одинокий дуб».

Образ дуба как дерева лишен конкретности, лишь некоторые художественные детали позволяют представить «изрытую кору», «простор … корней», «поблеклые листы». Изобразительно-выразительные средства указывают на старость дуба, его силу. Более важную роль в стихотворении играет та сторона образа дуба, которая связана с обобщением: дуб символизирует человека.

В l-й строфе стихотворения важен образ круга, обладающего охранительной силой: «правнуки» уходят «широких полукругом», «старик, упорный» «кружит» по «рубежам родной земли», как бы защищая их.

Во 2-й строфе развивается тема старости и смерти («мучительный конец»). Заданный в l-й строфе риторический вопрос: «Зачем же … кружишь ты?.» — продолжается другими вопросами:

«Иль вечно понапрасну годы

Рукой суровой непогоды

Упрямый щиплют твой венец?»

Это риторические вопросы, имеющие важный философский смысл, поднимающие тему жизни и смерти, бренно и вечного. Возникает представление о жизни, полной страданий, жестоких испытаний.

Композиция стихотворения стройная, логичная, красивая. 1-я и б-я, последняя, строфы являются обрамляющими а центральная, 3-я, строфа — кульминацией в движении поэтической мысли.

В центральной строфе стихотворения наиболее ярко видна связь между образами дуба и старого витязя. Она подчеркнута как прямым сравнением, так и звукописью. «Под изрытою корою» перекликается с «под иззубренною мечами». Мысль о конце побеждается мыслью о жизненной силе. Старый дуб «полон силы молодою». Авторский голос звучит как поддержка старому дубу-витязю.

Дальше в стихотворении развивается мысль о том, что «старик упорный» — защитник всего молодого, нежного. «Простор … корней» — очень важная метафора, усиливающая ощущение мощи «старого витязя «. Незабудки — образ, олицетворяющий юность, незащищенность, чистоту, с одной стороны, и память — с другой стороны. Незабудки уютно гнездятся в кривых промежутках корней старого дуба. Это очень зримая и яркая картина. Как будто видишь корявые, выпирающие из-под земли корни дерева и между ними — веселые, нежно-голубые цветочки. В тени дуба, под его защитой они чувствуют себя уверенней, «глядят смелее в даль степей».

Финал стихотворения оптимистичен. Звучит тема весны, которая несет мир, обновление. Тема одиночества звучит уже не так трагично, Связь «пращура» с потомками не разорвана:

«… вести на простор широкий …

Ко внукам посылаешь ты».

Природа в стихах А. А. Фета очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Николай Заболоцкий — Дурная почва: слишком узловат ( Одинокий дуб )

Odinoky dub

Durnaya pochva: slishkom uzlovatI etot dub, i net velikolepyaV yego vetvyakh. Kakiye-to otrepyaTorchat na nem i glukho shelestyat.

No skruchennye namertvo sustavyOn tak razvil, chto, kazhetsya, udar —I zapoyet on kolokolom slavy,I iz stvola zakapayet yantar.

Vglyadis v nego: on vazhen i spokoyenSredi svoikh bezzhiznennykh ravnin.Kto govorit, chto v pole on ne voin?On voin v pole, dazhe i odin.

Jlbyjrbq le,

Lehyfz gjxdf: ckbirjv epkjdfnB njn le. b ytn dtkbrjktgmzD tuj dtndz[/ Rfrbt-nj jnhtgmzNjhxfn yf ytv b uke[j itktcnzn/

Yj crhextyyst yfvthndj cecnfdsJy nfr hfpdbk, xnj, rf;tncz, elfhm —B pfgjtn jy rjkjrjkjv ckfds,B bp cndjkf pfrfgftn zynfhm/

Dukzlbcm d ytuj: jy df;ty b cgjrjtyChtlb cdjb[ ,tp;bpytyys[ hfdyby/Rnj ujdjhbn, xnj d gjkt jy yt djby?Jy djby d gjkt, lf;t b jlby/

Анализ трех катренов

В первой строфе мы видим неслучайный отсыл к «дурной почве», на которой растет дуб, оттого он и узловат, посему он и неказист, что все силы ушли на выживание.

Отрепья – это страницы жизни, на которых написано мало радостных строк, все больше строчки печали, нужды и страданий.

Сравнение себя с деревом продолжается и во втором катрене, но здесь лирический герой находит у дуба и положительные качества. За счет большого количества невзгод и суровости местности, дуб крепок и коренаст, ему не страшен ураганный ветер, он закалился в бурях и сейчас может плакать от боли янтарными слезами, но не пошатнется и от урагана.

Финальный катрен – это предложение ещё раз присмотреться к дубу случайному путешественнику – он остается всегда важен и спокоен, больше никакая тревога не омрачает его чело. Он одинок, но он воин, даже один в поле он готов бросить вызов любой стихии и выстоит под напором любого ветра.

… Стоять Заболоцкому оставался ещё год, он его простоял, не прогибаясь, и ушел в лучший признанным классиком русской поэзии.

Анализ стихотворения «Одинокий дуб» Заболоцкого

В творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого пейзажная лирика традиционно переплетается с философской.

Стихотворение написано в 1957 году. Его автору осталось жить один год. Пронеслась, как сон – иногда дурной – жизнь, позади известность, косые взгляды советской цензуры, арест, истязания, ссылка в лагерь. Вернулся к семье, но в сфере творчества заниматься приходилось только переводами. Постепенно нашел дорогу к читателям, улучшилось материальное положение. Но последние годы все же были омрачены нелепым разладом в семье. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Большинство рифм закрытые. Лирический герой – рассказчик, который только в финальной строфе явно обнаруживает себя, призывая читателя: вглядись в него (повелительное наклонение). Стихотворение, как это обыкновенно бывает у Н. Заболоцкого, насквозь метафорично. Поэт описывает и дерево, безусловно, но за этим образом скрывается человек. Оттого так красноречива первая строка: дурная почва. Действительно, человеку порой приходится расти на отравленной ложью, несправедливостью, обагренной кровью почве. В сущности, так мог бы сказать каждый. Но поэт, видимо, здесь рисует собственный портрет. Еще нестарый человек, он чувствует себя разбитым. Но он выжил, прошел через все. И хоть отсутствует внешнее «великолепье», он выстоял. В его душе по-прежнему зарыты сокровища образов, знаков, форм и рифм. «Какие-то отрепья»: мало кто задержит на нем взгляд. «Ударь – и запоет»: образ колокола здесь употребляется в его традиционном значении. «Славы»: песни дуба будут не проклятиями, а славословиями. «Важен и спокоен»: окружающая его местность безжизненна, истощена, опустошена. Однако дуб живет и своим существованием свидетельствует о силе жизни. Предпоследняя строка завершается вопросом. Расхожая пословица приобретает противоположное значение: воин, даже и один. Олицетворения: суставы, важен, запоет. В начальных строках 1 и 3 четверостиший обращает на себя симметричное употребление знака тире. Эпитеты: глухо, скрученные намертво, безжизненных. Янтарь: имеется в виду древесная камедь. Само сравнение с янтарем подчеркивает возраст дерева, его первобытность.

Стихотворение «Одинокий дуб» Н. Заболоцкого — гимн несломленным духом. Поэт призывает ценить не внешние эффекты, а внутреннюю сущность явлений, событий, людей, всего живого.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: