Александра михайловна рубцова

«памяти матери» —лирический цикл а. т. твардовского

Воспоминания о матери Н.М. Рубцова

Вопрос о матери Рубцова и её фотографии нельзя считать абсолютно
нерешаемым. Автор статьи приводит доступные воспоминания о матери поэта из
Емецка, Няндомы и Вологды – городов, где жила семья Рубцовых.

По рассказам емецкого краеведа Т.В. Мининой, её подруга – Нина Елфимова
училась в 5-6 классах с Надей Рубцовой. Они дружили, и Нина часто бывала в семье
Рубцовых. «В Емецке Рубцовы первоначально поселились на втором этаже большого
дома. Им дали хорошую трёхкомнатную квартиру, две комнаты которой с окнами на
южную сторону, на реку Емцу. Прожив непродолжительное время в этой квартире,
перебрались на первый этаж. Почему? То ли из-за лестницы, то ли из-за соседей по
этажу. Скорее всего, сыграло роль неудобство второго этажа: отопление в доме
печное, надо носить дрова и воду на второй этаж по крутой лестнице. Дети
маленькие. Александра Михайловна, имея маленького Колю, была вновь беременна, а
муж постоянно в командировках».

По воспоминаниям Худяковой-Федорцевой Нины Алексеевны, жили семьи
спокойно и дружно. Нина была одного возраста с Галей Рубцовой, девочки играли
вместе. «Тёти Саши (матери Рубцова), — вспоминала Нина, — не боялись. Она 
только просила потише бегать. Любили мы в прятки играть, ползали под кроватями и
столами. Как только приходил отец, наступала тишина. Они боялись его, и Нина
моментально убегала домой. А Рубцов заводил патефон».
Вспоминают о гостеприимстве Рубцовых, то есть Александра Михайловна была
хорошей хозяйкой.

О Няндомском периоде жизни Рубцовых вспоминала Е.В. Рудакова, написавшая
ответ на статью о Рубцове в газете «Правда Севера» («Самая жгучая связь»,
09.01.1986 г.) Корреспондент «Правды Севера» В.П. Каркавцев в 1987 г. поехал на
встречу с ней. По её рассказам выходило, что Александра Михайловна была
домохозяйкой. Темноволосая, небольшого роста, но не полная. Люди общительные,
Рубцовы были лет на 20 старше. Так и толковый совет не раз давали.

В работах В.С. Белкова неоднократно фигурируют материалы о матери
Рубцова, когда семья жила в Вологде. «Александра Михайловна, тётя Шура, мать
Коли – полная, медлительная, тихая женщина. Обыкновенная женщина, круглое,
полное лицо, светлые волосы. Часто болела, говорила, сердце болит. Запомнились
её отёки на лице и ногах.

Носила зимой плюшевую жакетку, пуховый платок. Шаль была, платье широкое,
тёмное, в мелкий горошек или с цветочками. Дети – Алик и Боря – похожи на мать.
Коля и Галя – в отца. Утром и вечером тётя Шура ходила в церковь. Она пела на
клиросе». (Воспоминания Зиты Александровны Нужиной).

В апреле 1942 г., когда растаял снег, весь дом снизу затопило. За месяц
до смерти мать заболела. Вызвали врача на дом, отправили в горбольницу на
Советский проспект. Там она и умерла 26 июня 1942 г. Похоронили на Введенском
кладбище. «Говорили, что тёте Шуре вырыли отдельную могилу, но это
маловероятно». (З.А. Нужина. Тогда в Вологде копали братские могилы – хоронили
много эвакуированных и умерших в госпиталях.

Через день умерла маленькая Надя. Её могли похоронить вместе с матерью
одновременно.

На вопрос В.С. Белкова, а мог ли Коля идти за гробом матери с цветком,
соседи ответили: могло такое быть.

Аленький цветок

Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

— Где он опять, не видели?

Мать без того больна. –

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек аленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, — вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом матери

Аленький свой цветок.

Если не найдётся фотография, живописцы, талант и воображение должны
помочь вам создать пусть не документальный, но художественный образ этой
женщины, матери великого поэта.

Н.М. Коняев. Николай Рубцов,
М., «Алгоритм», 2006. Та же ошибка и в других изданиях биографии Рубцова Н.М. Коняева.

М.И. Сидоренко. Словарь языка и рифм поэзии Рубцова. Череповец, 2005

Анализ цикла стихотворений Твардовского «Памяти матери»

Жанр стихотворения продолжает обычные для Твардовского— с 1928 года — лирические рассказы-очерки в форме дневниковых записей.

В первых двух стихотворениях «Памяти матери» намечен и развит ряд мотивов, которые имеют и самостоятельное значение и вместе с тем подготовляют третье стихотворение. В первом стихотворении — и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизней матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей.

В начале стихотворения намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится. Во втором стихотворении эта тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери, и матери о самой себе и как в самом этом прошлом предвосхищение последней разлуки. Непосредственно на авансцену выступает тема самого последнего прощания — похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать — «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и горько-скорбный лирический комментарий сына. Таким образом, концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему — к картине последнего прощания. «Как не спеша садовники орудуют» воспринимается как элемент цикла, следующая ступень развития чувства, мысли, события. Но вместе с тем это и самостоятельное стихотворение. Здесь остановимся на анализе только этой ее самостоятельной целостности. Контекст цикла дает ей дополнительную почву и атмосферу, и разбираемое стихотворение подводит нас к заключительному стихотворению («Ты откуда эту песню…»). Тема цикла в целом здесь уплотнена, сжата в самом близком эпизоде памяти, когда воспоминание еще свежо, выступает как только что пережитое, еще сейчас существующее, продолжающееся. И внутри картины похорон выделен также один небольшой отрезок времени — кульминационный момент прощания. Один, но во всей его многоплановости…

Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.

Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой — ис­торией жизни матери.

Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драмати­ческая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.

Второе стихотворение — «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фак­тах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа — северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» — противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.

В третьем стихотворении — «Как не спеша садовники орудуют» — тоже звучит мотив разлу­ки. В центре — тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.

Ведь ты им сам готов помочь,

Чтоб только все — еще короче.

Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «ста­ричок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».

Поиски фотографии: ошибки и разочарования

Достоверно знала о фотографии и могла осветить все вопросы о матери
Рубцова Галина Михайловна Шведова (Рубцова) – старшая сестра поэта. К сожалению,
никто не догадался попросить её хотя бы описать внешность мамы.

Вот как писала сестра поэта В.С. Белкову: «Мама была одна у родителей,
дедушка и бабушка умерли рано. Отец нами почти не занимался, он собой больше
занимался. Нас воспитывала мама. Мама у нас была неграмотная и нигде не
работала, была домашней хозяйкой. Мама отца любила и всё ему делала особинку на
обед».

В разговорах с автором статьи, незадолго до смерти, Г.М. Шведова
неоднократно упоминала о фотографии мамы. Но рассказы эти очень сильно разнились
между собой. Иногда сестра поэта утверждала, что фото просто потерялось. Другой
вариант пропажи – сводные братья Николая Рубцова изорвали фотокарточку, и были
наказаны за это.

Она упоминала, что видела эту фотографию на вологодской Рубцовской
выставке или в экспозиции Вологодского музея-заповедника. Однако, в архивах
музея-заповедника ничего похожего обнаружить не удалось. Сводные братья поэта по
отцу в каком-то смысле могут прояснить эту ситуацию.

На сегодняшний день мы не имеем достоверных фотографий А.М, Рубцовой. В
разные годы рубцововеды публиковали фотографии якобы матери Николая Рубцова.

В.С. Белков в №1 газеты «В мире Рубцова» (ссылка: Литературное приложение
к газете «Вологодский комсомолец», 1991) публикует следующую фотографию с
надписью: «Отец и мать Николая Рубцова с сыном Альбертом». На самом деле на
фотографии отец поэта М.А. Рубцов и его вторая жена Евгения. Фото приблизительно
1950-51 гг. Мальчик на фотографии – их сын Алексей (1945 г.р.). Это подтвердила
М.А. Фазанова, дочь Альберта, старшего брата Рубцова и Т.А. Рубцова, жена
сводного брата Рубцова Геннадия.
Кстати, и В.С. Белков более нигде не публикует эту фотографию. Это была
неточность начала 90-х.

Отец поэта М.А. Рубцов, его вторая жена Евгения и их сын Алексей.

На снимке, который гуляет в Интернете и по некоторым изданиям с надписью
«Родители поэта» на самом деле М.А. Рубцов и Евгения, его вторая жена. Однако,
эта неточность тиражируется достаточно периодически.

Снимок из книги Н.М. Коняева с подписью «Мать поэта», как достоверно
установлено со слов Г.М. Шведовой, принадлежит сестре отца поэта Александре
Андрияновне Селиной-Рубцовой. По некоторым данным, на подлиннике фотографии с
обратной стороны есть надпись: «Александра». Это и ввело в заблуждение автора
биографии Н.М. Рубцова .

Александра Андрияновна Селина-Рубцова, сестра отца поэта. Снимок из книги Н.М.Коняева.

Найденный автором статьи в архиве Котова рисунок, заявленный как
предполагаемый портрет А.М. Рубцовой, очень похож на фотопортрет Софьи
Андрияновны Рубцовой, ещё одной сестры отца поэта. Впрочем, судите сами. Вот эти
две фотографии.

Татьяна Рубцова подтвердила, что карандашный рисунок очень походит на
фотографию, которую она видела у Г.М. Шведовой в 60-70-е гг. Однако, Н.М.
Щербинина, дочь Софьи Андрияновны Рубцовой, видит в рисунке только свою мать.

Фотография С.А. Рубцовой публикуется с разрешения Н.М. Щербининой (такое
же её фото опубликовано в уже упоминаемом литературном приложении «В мире
Рубцова»).

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО "ПРОЩАЕМСЯ МЫ С МАТЕРЯМИ"

Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем мен менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме по вечерам постоянно устраивались чтения произведений русских классиков. Мать поэта также принимала в них участие, однако своих детей она учила любить не столько литературу, сколько народное творчество, хорошо знакомое ей с детства.

После ее смерти Александр Твардовский написал стихотворение «Памяти матери», в котором попытался переосмыслить свои взаимоотношения с самым близким и дорогим человеком, поняв, что очень часто был к ней несправедлив. Это произведение состоит из четырех различных частей, каждая из которых рассказывает об определенном периоде жизни поэта. В первой из них Твардовский вспоминает, как впервые покинул отчий дом, чтобы, как принято тогда было говорить, «выбиться в люди». Он настолько стремился к свободе, что даже не замечал, насколько опечалена и огорчена его мать предстоящей разлукой. Тогда он еще не осознавал, что мать прощается с ним навсегда, мысленно отпуская его и благословляя. Ведь в суете и суматохе взрослой жизни сыну будет уже не до нее. И лишь скупые телеграммы да письма с фотографиями той, которая впоследствии станет его спутницей жизни, будут для нее утешением. «От щедрой души позволяем заочно любить их невесток», — с горечью написал Твардовский, отметив, что только сообщение о смерти матери заставляет многих людей изменить к ней свое отношение.

Во второй части стихотворения поэт рассказал о сибирской ссылке своих родителей, которые были раскулачены и более 10 лет прожили на чужбине. Автор вспоминает, что не это беспокоило его маму, а тот факт, что ей, возможно, придется найти свой последний приют в этом неприветливом и суровом крае, где нет кудрявых берез, а «могилки сразу за бараком». Но эта участь миновала родителей поэта, они смогли вернуться домой, в разоренную и сожженную усадьбу. И были похоронены на Смоленщине, хотя их смерть стала для Твардовского настоящим потрясением. В третьей части стихотворения он описывает похороны матери, отмечая, что в тот момент он метал о том, чтобы поскорее все закончилось.

В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Но даже после смерти матери автору нелегко смириться с этой мыслью, и он сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, которая подарила ему жизнь.

Расставание с родной стороной

Вторая часть стихотворения посвящена ссылке матери и отца в Сибирь. Семья Твардовских была раскулачена, и им пришлось около 10 лет прожить на чужбине. Мать больше всего боялась умереть в чужой и неприветливой стороне, где кладбище располагалось сразу за бараками, где нет кудрявых берез, где не пели птицы. Родители не хотели найти свой последний приют в этом суровом краю, и судьба сжалилась над ними — Твардовские вернулись на родину. Конечно, их ждала разруха, дом был разорен и сожжен.

Анализ стихотворения «Памяти матери» Твардовского рассказывает о том, как трудно поэту было пережить смерть самого родного человека. Похороны матери писатель описывает в третьей части своего произведения. Александр размышляет над тем, как быстро могильщики зарывают яму, вот только виден был гроб, а тут уже и вырос бугорок

Садовник с большей любовью и осторожностью сажает дерево, а ведь это человека закапывают навек. Анализ «Памяти матери» Твардовского показывает, что поэт вовсе не корит могильщиков за их поспешность, он бы и сам рад им помочь, чтобы все поскорее закончилось

Анализ стихотворения Рубцова «Памяти матери»

Для лирики воспитанника детских домов Николая Рубцова актуальны мотивы сиротства и одиночества: автор лишился матери очень рано, еще в дошкольном возрасте. Милый мальчик из стихотворения «Аленький цветок», который наивно и трогательно надеется на чудо, и взрослый лирический герой-путник «Русского огонька» – он один, и случайные встречи не заменяют семейного тепла.

Поэт с трепетом и почтением относится к образу матери и памяти о ней. «Тихая моя родина», «Детство», «Березы» – эти произведения передают боль утраты, которая не оставляет лирического героя, не притупляется чередой прошедших лет.

Мотивы одиночества, разлуки и надежды стали определяющими и для стихотворения «Памяти матери». Картины зимы – снег, вьюга, мрак, ветер, волчий вой – усиливают ощущения душевного дискомфорта. Усугубляет ситуацию замкнутость пространства: лирический герой отделен от внешнего мира не только непогодой, но и собственными занятиями. Характерно, что перечисление «стихи, бумаги и хлам» принижает даже значение поэтического творчества, как будто герой, запертый в доме пургой и стужей, занят пустяками и мелочовкой.

Что же тогда является истинной ценностью, серьезным и достойным делом? Тут же находится ответ – навестить материнскую могилу. С этой мыслью рождаются два знаковых мотива. Первый из них связан с освобождением героя от физической тесноты и душевных терзаний: «поле, небо и стога» сулят простор и успокоение. Второй мотив свидетельствует о мощных препятствиях и значительных усилиях, которые нужны лирическому герою для преодоления враждебного пространства. Среди угроз – непогода и «звериное поле».

Осознавая сложность решения, герой не только намерен выполнить свое желание, но не сомневается в грядущем успехе. Двукратное повторение фразы «я смогу» настраивает на позитив, напоминая приемы современного аутотренинга.

После кульминации наступает время рефлексии. Всплеск воли и решительности прерывается неожиданным звуком, первая реакция на который – раздражение. Оно быстро сменяется сомнениями и верой в чудо, которая никогда не оставляла лирического героя и теперь вышла на первый план. Эмоциональная перемена находит отражение в пунктуационном рисунке произведения: после восклицательных знаков следуют вопросы и многоточия. Финал не разрешает предположений и тревог, но оставляет место и для надежды, несмотря на ее неожиданность и призрачность.

Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Дополнение

Когда статья уже была написана, автору позвонила Надежда Витальевна
Котрюмина, учитель русского языка и литературы из посёлка Абаканово,
Череповецкого района, Вологодской области. В разговоре с ней выяснилось, что
рисунки из архива М.И. Котова, были выполнены ею, для экспозиции школьного музея
Н.М.Рубцова в конце 20 века, примерно в 1999 году. Газетные фотографии с которых
они рисовались, были нечёткими, а для музея требовались хорошие копии. Таким
образом, снимаются все вопросы, зачем, почему и когда.  Поскольку художник
 Надежда Витальевна Котрюмина, самодеятельный, непрофессиональный, то её
рисунок С.А.Рубцовой(сестры отца поэта, это можно считать уже доказанным),
получился лишь отдалённо похожим на оригинал.  И автор статьи  всё же настаивает, что этот рисунок, как некий обобщённый образ русской женщины, пока наиболее
близок к образу матери Николая Рубцова.

Материал предоставлен автором

Вступление

Последняя опубликованная статья автора этого материала называлась
«Загадка одного портрета» и рассказывала о находках, сделанных в архивах,
касающихся темы «Рубцов и Череповец». Наиболее интересным моментом публикации в газете «Голос Череповца» были три рисунка из архива старейшего журналиста
Вологодчины Котова М.И. Было сделано предположение, что один из карандашных рисунков женщины – это портрет матери Н.М. Рубцова. Другими рисунками были
портрет молодого Рубцова и дом в селе Емецк Архангельской области, где родился поэт. Консультации в Вологодской областной картинной галерее с заместителем
директора по научной работе Сосниной Л.Г. позволили выяснить следующее: рисунки выполнены непрофессиональным художником, рисунок женщины, скорее всего, выполнен
с фотографии (возможно даже методом наложения), назвать имя художника не представляется возможным.

Далее речь пойдёт только о предполагаемом рисунке матери поэта Рубцова.
Именно его публикация вызвала наибольшие эмоции и заставила разобраться с
иконографией матери Рубцова и крупицами воспоминаний о ней.

В общем, надо было снова глотать архивную пыль и зарываться с головой в
воспоминания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: