Анализ стихотворения Ахматовой «Рыбак»
В 1912 году издательство «Цех поэтов» тиражом в 300 экземпляров выпустило дебютную книгу 23-летней Ахматовой под названием «Вечер». Сборник сразу же сделал Анну Андреевну звездой на литературном небосклоне России начала двадцатого столетия. Его хорошо приняли и критики, и коллеги, и обычные читатели. В числе стихотворений, вошедших в книгу, – «Рыбак». Датировано оно 1911 годом. По мнению ряда некоторых исследователей творчества Ахматовой, в главном герое текста угадывается Блок – красавец с синими как лед глазами. Отношения двух величайших поэтов прошлого века до сих пор остаются предметом пересудов. Популярностью пользуется слух о том, что Анна Андреевна была безнадежно влюблена в Александра Александровича, постоянно искала с ним встреч, а он ее упорно избегал и вообще терпеть не мог. При этом сама Ахматова в мемуарах указывала, что никаких романтических чувств к Блоку никогда не испытывала. Зато высоко ценила его как поэта, называла «человеком-эпохой» и «самым характерным представителем своего времени».
Герой стихотворения – простой работяга, рыбак с голыми выше локтя руками и всегда распахнутым воротом голубой куртки. Ахматова дает ему не слишком много характеристик, но читатель легко понимает, какой тип мужчины перед ним предстает, – это дитя природы, в котором нет ничего искусственного, надуманного. Более того – в нем есть что-то животное, привлекающее на уровне подсознания и инстинктов. Он представляет собой полную противоположность изнеженной богеме. Естественно, ему сопутствует успех у слабого пола. Поэтесса отлично передает реакцию рыбачек на его появление – им остается только ахнуть, закрасневшись. По-видимому, сильнее всех в него влюблена девочка, торгующая камсой – мелкой рыбкой семейства анчоусов. Это чувство буквально иссушает ее – «щеки бедны, руки слабы», глубок истомленный взгляд. Она механически бродит по берегу, не обращая внимания на крабов, щекочущих ноги. В финале Ахматова использует образ яркий и о многом говорящий – тело влюбленной девочки поэтесса называется раненным тоской.
Стихотворение «Рыбак» выглядит как глоток свежего воздуха в декадентской атмосфере Российской империи начала двадцатого века. Поэтесса простыми словами рассказывает обычную историю из жизни людей, особо не выдающихся. Зато без фальши, излишних мудрствований, экспериментов с формой и лексикой.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Краткий анализ
История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.Тема стихотворения – Любовь к родине.
Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.
Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».
Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».
Инверсия – « в душе своей».
История создания
Стихотворение «Мне голос был» – крик души поэтессы, который вырвался под давлением событий в личной жизни поэтессы и в жизни русского народа. Произведение появилось в 1917 г., когда в России бушевала революция. В русской литературе оно известно как оригинальная интерпретация событий начала ХХ века. Анна Андреевна была очевидицей голода и красного террора. Женщина прекрасно понимала, что она с сыном тоже может стать жертвой мятежных событий.
В то время А. Ахматова жила очень бедно, ведь ее почти не публиковали, а на руках остался пятилетний ребенок. Николай Гумилев, муж поэтессы, тогда жил во Франции. Он пытался похлопотать о переезде супруги к нему, но женщина отказалась. Видимо, Гумилев и стал прообразом таинственного голоса.
Тема и проблематика
Основная тема произведения заключается в описании кровавой войны и любви к своей Родине. На первом плане стихотворения оказывается сама поэтесса, которая описывает Россию, голос и столицу.
В первых строфах Анна Ахматова описывает образ своей Родины. Она повествует читателю о том, как простой народ с трепетом ждал немецких солдат, которые принесут за собой бесчисленную гибель и разрушения. Поэтесса подмечает ещё и тот факт, что переворот оказал своё влияние не только на общество, но и на церковь: «покинул дух византийства». Неожиданно для читателей начинается описание столицы России. Ахматова сравнивает её с распутной девицей. Вероятнее всего, такое мнение сложилось после революционных событий тех лет.
В третьей строфе читателю представляется образ голоса. Сама лирическая героиня точно не говорит или не знает, кому он принадлежит. Она вспоминает те моменты, когда голос хотел, чтобы поэтесса уехала из России. Он даже был согласен на то, чтобы убрать всю боль, которая осталась в памяти у женщины. Однако героиня настолько верна своей родине, что не стала даже слушать вариант об эмиграции. Она закрыла уши, чтобы не осквернять свой патриотизм и дух. Поэтесса без раздумья сделала свой окончательный выбор.
Проблематика произведения:
- Проблема чести и бесчестия.
- Проблема нравственного выбора.
- Проблема патриотизма.
- Роль войны в истории государства.
Главной мыслью произведения является то, что нельзя поддаваться искушению и предавать свою родную страну в тяжёлые для неё времена. Хотя бо́льшая часть интеллигенции не принимала участия в самих боевых действиях и не приходить на помощь белой армии. В основном люди становились жертвами обстоятельств. Однако те, кто не эмигрировал из страны проявляли прямое сопротивление новой власти.
Таким образом люди показывали, что никакая ситуация не способна заставить их предать свою родину. Никто не мог сподвигнуть настоящего патриота позорно бежать из страны. Бо́льшая часть эмигрантов до конца жизни считали, что предали Россию, и хотели вернуться на родину. Анна Ахматова предчувствовала такой исход, поэтому наотрез отказалась от предложения навсегда оставить свою страну.
Тема простых строк
Стихотворение входит в дебютный сборник Анны Андреевны «Вечер» и выделяется в нём простотой рифмы и легкостью восприятия, что и вызвало в целом положительную реакцию критиков того времени. Написаны строки в 1911 году, когда у молодой Ахматовой есть ещё девичьи мечты, когда сердце открыто для романтики и верит в сказку.
В центре произведения молодой рыбак, который вызывает зависть у девушек, так как является воплощением чистоты и здоровья. Он настоящее дитя природы, которое берёт дары у моря и за счёт них существует, не требуя большего от жизни. Кровь с молоком, так называют таких людей с физической стороны, у рыбака к тому же не испорчена душа, что притягивает к нему представительниц слабого пола.
Жанр и композиция
В анализе «Стихи о Петербурге» Ахматовой стоит отметить, что произведение четко разделено на два стихотворения, которые различаются между собой и имеют разную жанровую принадлежность. В первом стихотворении поэтесса описывается роскошь парадных улиц города и его достопримечательности, наполненные торжеством, что относит произведение к жанру пейзажной лирики.
Уже любовная лирика прослеживается по втором стихотворении, так как в нем автор обращается к описанию окраин города и воспринимает его не как фон для событий, а как его участника (переживания самой Ахматовой и образ Петербурга сливаются, будто бы сам город – тот, кто пробудил в ней самые нежные чувства, подобно мужчине).
Тема стихотворения
В стихотворении отдаётся дань должного не всей России, а её главной составной части – земле, дающей жизнь и принимающей нас на вечный покой. Поэтесса прошла тяжёлый жизненный путь, далеко не была обласкана властями и проводила на плаху многих друзей и бывшего мужа, Николая Гумилёва. Такая боль не отвернула автора от любви к земле, ведь по ней она делала первые шаги, в неё же скоро и придётся вернуться.
Любовь к Родине отражается в стихотворении через отношение к родной земле и относит произведение к разряду патриотической лирики.
Да, родную землю не берут с собой в ладанках, покидая отчий дом, о ней мало красивых строк, более того, для многих она незаметна из-за естественности –
Любовь, веру, семью можно потерять, но невозможно расстаться с родной землей. Она часть жизни и для большинства неотделима от понимания Родины. Для русского человека нива является кормилицей, она даёт хлеб и силы для жизни, но это не подарок, а кредит, так как после окончания бытия человек ложится в землю и отдаёт все долги сполна.
Русский человек редко льёт слёзы о земле, но часто плачет из-за того, что на ней происходит. Неурожай – это голод, враг пришёл – это смерть. Невзирая на всё это землица всегда остаётся своей и к ней тянет из любого другого места на земле.
Особенности композиции
Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.
Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:
- В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.
- Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.
Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова. В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.
Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом. И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств. Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
Идейный анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»
Молитва о спасении родной страны
Стихотворение «Молитва» содержит всего 8 строк и очень точно соответствует своему названию. Это именно молитва – горячее и доверительное обращение к Богу. Лирическая героиня Ахматовой готова пожертвовать всем, чтобы нависшая над Россией туча «стала облаком в славе лучей». Она просит, чтобы Бог послал ей «горькие годы недуга», согласна отдать ему «и ребенка, и друга». Ради благополучия родной страны, лирическая героиня, сливающаяся с самой Ахматовой, готова отдать даже свой талант – «таинственный песенный дар».
Противопоставление черной тучи и «облака в славе лучей» восходит к библейским образам, где первая метафора является воплощением страшной, зловещей силы, несущей смерть, а вторая обращена к самому Христу, сидящему в облаке славы. Надо сказать, что Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и понимала силу слова, звучащего в молитве. Она прекрасно отдавала себе отчет, что сказанное в молитвенном порыве очень часто сбывается.
Сила поэтического слова
Как ни удивительно это может показаться, все действительно сбылось. Первая мировая война закончилась, но на смену ей пришли революция и гражданская война. Сначала, по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, был расстрелян муж Ахматовой – Николай Степанович Гумилев, потом арестован сын – Лев Гумилев. Бог принял ее огромную жертву. Лишь одного не отнял он у Ахматовой – удивительного «песенного дара», который, возможно, и помог ей пережить тяжелейшие испытания, выпавшие на ее долю. В своих лирических произведениях Анна Андреевна постоянно ведет диалог с неким воображаемым собеседником. Незримый собеседник, знающий все тайны героини, присутствует и в «Молитве». Однако теперь стихотворение обретает совершенно иной, вселенский масштаб, ведь лирическая героиня обращается к самому Богу.
Очень красива и зрительно ощутима метафора, положенная в основу финала. Как будто на глазах у читателя, черную тучу пронизывают солнечные лучи, и она внезапно превращается в ослепительно прекрасное, сверкающее облако.
Трепетная, возвышенная любовь, глубокая, искренняя вера и мощное поэтическое слово неразделимы в поэзии Ахматовой. Любовь для нее – это не только нежные отношения между мужчиной и женщиной, но и жертвенная любовь к родине, и христианская любовь к Богу. Потому-то и совсем небольшое стихотворение «Молитва» наделено такой глубокой внутренней силой.
Причины отчисления: почему каждый пятый студент не заканчивает вуз
По статистике 21% студентов российских университетов «не дотягивает» до получения диплома, прервав обучение. Почему это.
- Как педагогу бесплатно пройти курсы повышения квалификации
- Как написать проект в школе
- Как улучшить свой английский
- Как подготовиться к экзаменам в последний день
- C этой статьей также смотрят
Забыли пароль?Еще не зарегистрированы?
Тема
В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.
В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.
Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.
Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.
Идея и способы выразительности
Ахматова отчаянно верила в мужество своего народа, которое он проявлял в противостоянии фашистским захватчикам. Это и стало основной идеей произведения. Стих звучит ритмично и торжественно, словно праздничный марш. Он чем-то напоминает клятву, которую дает каждый, кто его читает.
При анализе «Мужества» Ахматовой нельзя не отметить строгую изысканность слога. Она практически не использует эпитеты, только в последних строчках Ахматова награждает родное слово определениями «свободное и чистое». Немногочисленные метафоры и олицетворения придают стиху торжественность и серьезность. Поэтесса использует также приемы аллитерации (повторения однородных согласных), которые придают произведению громкость и призывной характер
Пользуется инверсией (перестановка слов, что нарушает установленный грамматический порядок), чтобы сосредоточить внимание на ключевых моментах
Сравнение «наши часы», что начинает произведение, определяет мрачное время, в котором приходится жить поэтессе и всему русскому народу. Обращаясь на «ты» к родному языку, Ахматова олицетворяет его, делая живым существом, потому и появляется еще одно сравнительное олицетворение – «спасти от плена». Ведь если бы Гитлер победил, то русский язык стал бы вырождаться, а вместе с ним начало бы исчезать культурное наследие, да и сама нация.
В произведении Ахматова пользуется лексическим повтором, чтобы сосредоточить внимание на особенно важных вещах: «ныне-ныне», «мужества-мужество». Во 2-й строфе поэтесса воспользовалась синтаксическим параллелизмом, что позволило усилить эффект, производимый идеей об отчаянном сражении за родину и слово
Текст стихотворения
Руки голы выше локтя,А глаза синей, чем лед.Едкий, душный запах дегтя,Как загар, тебе идет.
И всегда, всегда распахнутВорот куртки голубой,И рыбачки только ахнут,Закрасневшись пред тобой.
Даже девочка, что ходитВ город продавать камсу,Как потерянная бродитВечерами на мысу.
Щеки бледны, руки слабы,Истомленный взор глубок,Ноги ей щекочут крабы,Выползая на песок.
Но она уже не ловитИх протянутой рукой.Все сильней биенье кровиВ теле раненном тоской.
23 апреля 1911
Начало XX века в России окутано туманом декаданса, атмосфера в творческих кругах буквально пропитана им, витают тени напряжения, каждый поэт, писатель и художник хочет примерить на себе мантию гения и сказать новые слова. Ярким лучиком сквозь туман пробивается стих Ахматовой «Рыбак», написанный молодой поэтессой простыми словами, без попытки сделать шаг на пьедестал новаторства.
Композиция
Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.
- В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
- Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.
Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему. При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.