Анализ стихотворения бальмонта снежинка

«снежинка» к. бальмонт

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежинка» 1 вариант

Стихотворение «Снежинка» написано в 1903 году, по возвращении поэта из-за границы. Прекрасные картины русской зимы, видимо, натолкнули К. Д. Бальмонта на размышления о свободе творческой личности в частности и свободе человека, склонности к риску вообще.

Поэта завораживает красота и загадочность такого природного явления как снежинка, и она становится основным поэтическим образом произведения. Автор призывает нас взглянуть на это явление его глазами. Стихотворение несет отпечаток узнаваемого авторского почерка К. Д. Бальмонта и содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «светло-пушистая снежинка», «сохранно-белая снежинка», «пушистая снежинка», «лазурная (светло-синяя) высь», «чудесная лазурь (небо)», «блистающие лучи» – они ярко характеризуют природные явления;
  • инверсию – «снежинка белая», «дорогой бурною», «высь лазурную», «лазурь чудесную», «в лучах блистающих», «хлопьев тающих», «ветром веющим», «кончается дорога дальная», «касается звезда кристальная», которая способствует рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого сообщения;
  • лексический повтор – «какая чистая, какая смелая» – повторяющиеся местоимения создают акцент на каждом связанном с ними определении;
  • риторическое восклицание – «… какая смелая!», отражающее восхищение лирического героя и ставшее рефреном произведения;
  • ряды однородных членов предложения – «проносится, просится», «покинула, низринула», «дрожит, взметается», «утешена, крутится» – они в основном представлены глаголами и наполняют стихотворение действием;
  • лексику высокого стиля – «низринула» в значении «сбросила, свалила вниз, низвергла», которая призвана усилить производимое впечатление;
  • контекстуальные синонимы – «страна, земля»;
  • олицетворения – «снежинка умелая», «снежинка смелая», «лелеющий ветер», «утешена качелями» – очеловечивают главные образы произведения, тем самым приближая их к читателю;
  • перифразы – «тающие хлопья» – подразумеваются тающие комья снега – и «кристальная звезда» – иное название снежинки;
  • метафору – «качели ветра».

Стихотворение пронизано поэтикой природной стихии, восхищением свободным, ничем не сдерживаемым полетом фантазии. Лирический герой вольно или невольно ассоциирует себя со снежинкой, примеряет на себя ее возможности и мечтает преодолеть все препятствия, раздвинуть границы возможного, совершить небывалое, сохранив при этом кристальную чистоту и внутреннюю гармонию.

Золотая рыбка

В замке был веселый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Легкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяненные весной,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели ее

Музыканты бала,

Но от рыбки, от нее,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнет, и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздается.

И в сердцах любовь журчит,

И весна смеется.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду —

Золотая рыбка.

*****

Тропы, рифма и композиция

Стихотворение написано ямбом в комбинации с пиррихием (пропускается ударение на последнем слоге) и имеет восемь строф с перекрестной рифмовкой (пушистая – белая – чистая – смелая), где большинство рифм женские открытые.

Композиция стиха кольцевая, он начинается и заканчивается чистотой и белизной небесной снежинки «какая чистая, какая белая».

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (снежинка белая, дорога бурная, лазурь чудесная, дорога дальняя, звезда кристальная и т д.).
  2. Олицетворения (на землю просится, лазурь покинула, себя низринула, под ветром дрожит).
  3. Метафора (дорогой бурною).

Красивое светлое стихотворение для детской, и не только, аудитории, где снежинка наделена человеческими качествами, что вызывает к ней двойное чувство симпатии.

Фон написания стиха

На момент написания стихотворения Бальмонту уже 26 лет, и он в двух шагах от Олимпа русской поэзии, где вскоре займет почетное место поэта-символиста.

В 1903 году Константин Дмитриевич пишет:

Поэт только-только выбирается из творческой и психологической ямы, но уже четко видит цель и полностью справился с прошлым, в котором была даже попытка суицида и год, проведенный в постели из-за травм при попытке выброситься из окна.

Летом 1903 года Бальмонт возвращается из длительной европейской поездки, начавшейся в 1902 году. В ходе неё поэт посетил Францию, Англию, Бельгию и снова Париж. Недолго побыв в Москве, Константин Дмитриевич направляется на побережье Балтики, где и пишется это и ещё ряд стихотворений для сборника «Только любовь».

Размер и рифмовка

Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.

(Иллюстрация: Сона Адалян

Константин Дмитриевич Бальмонт считается одним из ярчайших представителей русского символизма, но начинал поэт в романтическом течении, под влиянием авторитетных в его время поэтом Надсона, позднего Тютчева и Фета. Стилевой чертой Бальмонта всегда была непринужденная легкость, воздушность строк, поэт утверждал, что записывает произведения с первого раза и не переделывает их, «вымучивая» более удачные строки

Еще одной особенностью творчества и жизни Бальмонта было его легкое созерцательное мировоззрение, с налетами то меланхолии, то оптимизма, внимание к природе и каждому её вздоху, каждому шевелению

Блок, считающийся одним из родоначальников символизма и авторитетом в этом направлении, охарактеризовал творчество Бальмонта как «яркое и жизнеутверждающее, как весна». На самом деле, в нем была глубокая гамма оттенков — от огненности, торжества лета до осеннего сиротства и безысходности зимы.

Именно таким, легким и воздушным стихотворением, хорошо иллюстрирующим общую тенденцию творчества поэта, стало стихотворение «Снежинка», опубликованное в 1903 году и вошедшее в сборник «Только любовь».

Структурный анализ стихотворения

Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, — это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.

Композиция стихотворения кольцевая – первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер – ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись – обилие сонорных «р», «л», «н».

Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа – это целиком любовь и жизнь, а художник – то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.

Бальмонт, «Камыши»

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.

Стихотворение построено на слуховых образах. «Шуршат», «шепчут», «говорят», «змеи свистят», «вздох». Есть и зрительные, самый яркий из которых — «огоньки», которые «горят, мелькают, мигают — и снова их нет»; и луна, чей «дрожит умирающий лик».

Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт («Камыши» — яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки «ж», «ш», «ч» «п» создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Звук «ш» в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.

Интересно звучит и двенадцатая строка: «Трясина заманит, сожмет, засосет». Чередование звуков «с» «з» и «ж» придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.

Общее впечатление, которое вызывает стих «Камыши», Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. «Умирающий лик» луны; месяц «печально поник»; «вздох погибшей души» — эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Белый ангел

От детских дней одна черта пленила

Мои мечты, в чьих зыбях таял сон,

В глаза печальный отблеск заронила,

В мой ум вошла как дальний тихий звон.

Мне снился грустный ангел, белоснежный,

С улыбкой сожаления в глазах,

Я с ним дышал одной печалью неясной,

Я видел бледный Рай в его слезах.

Он мне являлся в разные мгновенья,

И свет храню я этих беглых встреч.

Есть проблески, которым нет забвенья,

Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.

Любил — еще люблю я — неземное,

Ум сердца — луч холодному уму,

Я верю в Небо, синее, родное,

Где ясно все неясное пойму.

С небесным я душой не разлучаюсь,

И встретив чей-нибудь глубокий взор,

Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь,

Таинственным и близким с давних пор.

*****

Анализ стихотворения «Снежинка» Бальмонта

К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.

Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.

С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».

При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.

Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.

В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.

К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.

Я буду ждать

Я буду ждать тебя мучительно,

Я буду ждать тебя года,

Ты манишь сладко-исключительно,

Ты обещаешь навсегда.

Ты вся — безмолвие несчастия,

Случайный свет во мгле земной,

Неизъясненность сладострастия,

Еще не познанного мной.

Своей усмешкой вечно-кроткою,

Лицом всегда склоненным ниц,

Своей неровною походкою

Крылатых, но не ходких птиц,

Ты будишь чувства тайно-спящие, —

И знаю, не затмит слеза

Твои куда-то прочь глядящие,

Твои неверные глаза.

Не знаю, хочешь ли ты радости,

Уста к устам, прильнуть ко мне,

Но я не знаю высшей сладости,

Как быть с тобой наедине.

Не знаю, смерть ли ты нежданная,

Иль нерожденная звезда,

Но буду ждать тебя, желанная,

Я буду ждать тебя всегда.

*****

Зимний вечер

А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Анализ стихотворения «Снежинка» Бальмонта

К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.

Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.

С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».

При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.

Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.

В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.

К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Россия

Есть слово — и оно едино.

Россия. Этот звук — свирель.

В нем воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Береза слабые листочки

Раскрыла — больше снег не враг,

Трава взошла на каждой кочке,

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отвергшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовет к раскрытости весна.

От солнца — ласка властелина,

Весь мир — одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого взыскую,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную —

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник, ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Весенним солнцем разогрет,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого в мире счастья нет.

1923 год

*****

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Снежинка»

Стихотворение «Снежинка» написано в 1903 году, по возвращении поэта из-за границы. Прекрасные картины русской зимы, видимо, натолкнули К. Д. Бальмонта на размышления о свободе творческой личности в частности и свободе человека, склонности к риску вообще.

Поэта завораживает красота и загадочность такого природного явления как снежинка, и она становится основным поэтическим образом произведения. Автор призывает нас взглянуть на это явление его глазами. Стихотворение несет отпечаток узнаваемого авторского почерка К. Д. Бальмонта и содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «светло-пушистая снежинка», «сохранно-белая снежинка», «пушистая снежинка», «лазурная (светло-синяя) высь», «чудесная лазурь (небо)», «блистающие лучи» – они ярко характеризуют природные явления;
  • инверсию – «снежинка белая», «дорогой бурною», «высь лазурную», «лазурь чудесную», «в лучах блистающих», «хлопьев тающих», «ветром веющим», «кончается дорога дальная», «касается звезда кристальная», которая способствует рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого сообщения;
  • лексический повтор – «какая чистая, какая смелая» – повторяющиеся местоимения создают акцент на каждом связанном с ними определении;
  • риторическое восклицание – «… какая смелая!», отражающее восхищение лирического героя и ставшее рефреном произведения;
  • ряды однородных членов предложения – «проносится, просится», «покинула, низринула», «дрожит, взметается», «утешена, крутится» – они в основном представлены глаголами и наполняют стихотворение действием;
  • лексику высокого стиля – «низринула» в значении «сбросила, свалила вниз, низвергла», которая призвана усилить производимое впечатление;
  • контекстуальные синонимы – «страна, земля»;
  • олицетворения – «снежинка умелая», «снежинка смелая», «лелеющий ветер», «утешена качелями» – очеловечивают главные образы произведения, тем самым приближая их к читателю;
  • перифразы – «тающие хлопья» – подразумеваются тающие комья снега – и
    «кристальная звезда» – иное название снежинки;
  • метафору – «качели ветра».

Стихотворение пронизано поэтикой природной стихии, восхищением свободным, ничем не сдерживаемым полетом фантазии. Лирический герой вольно или невольно ассоциирует себя со снежинкой, примеряет на себя ее возможности и мечтает преодолеть все препятствия, раздвинуть границы возможного, совершить небывалое, сохранив при этом кристальную чистоту и внутреннюю гармонию.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Структурный анализ стихотворения

Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, — это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.

Композиция стихотворения кольцевая — первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер — ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись — обилие сонорных «р», «л», «н».

Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа — это целиком любовь и жизнь, а художник — то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.

Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) — презентация

9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.

10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.

11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху)

13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.

24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление

27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка

28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка

29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»

31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы

Похожие презентации

Царственное слово Роль эпитета в поэзии. Секреты эпитета Эпитет — это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый.

Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.

Цели урока: Научить интерпретировать текст с точки зрения содержания, образных средств, формы Научить работе над словом, составляя кластер методом двойного.

Литературное чтение 2 класс Ассоциативный ряд Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга, пурга.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Г. БЕРЕЗНИКИ 2009 г. КОКАРЕВА В.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск — Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Урок 3. 2.Спиши слова, расставляя ударение. ДЕФИС ДРАЛАСЬ ДРЕВКО СОЗЫВ ОПТОВЫЙ СЛИВОВЫЙ БЕЗДАРЬ СТАТУЯ ИСКОСА ЖДАЛА 1. Дай.

Стихи о зиме Выполнила: ученица 1 «в» класса Горбылёва Валерия.

Kosmina Kosmina Внеклассное занятие для детей 1-6 классов с мастер-классом по изготовлению снежинки из листа.

Анализ строф

Стихотворение написано в светлых тонах поэтической палитры и создает чистый и воздушный образ снежинки – посла и синонима зимы. С помощью образного олицетворения Бальмонт наделяет снежинку человеческими качествами, что вызывает к ней чувство эмпатии по причине короткого срока бытия и неизбежности падения на землю.

Это маленький комочек снега не только чист, но и смел – он не боится зимнего ветра, ему не страшно падать с высоты небес под ноги людями, где она хрустит и умирает от тяжести.

️Снежинка не хочет оставаться в безопасной лазури неба, она сама просится на землю, она хочет показать себя во всей красе снежного полета и растаять среди миллиона себе подобных снежинок (вторая-третья строфы).

Танец снежинки красив, но продолжается недолго, она поиграла на качелях ветра, покрутилась в хороводе с метелью и вот срок падать на землю и превращаться сначала в чистый, потом в грязный, истоптанный ногами снег.

Но есть ещё после падения время на чистоту, пока её не коснулась оттепель или нога человека. В финале снежинка лежит на земле, но ещё сохранила свою белую невинность, хотя и знает, что век чистоты недолог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: