Глава 6. «не до ордена. была бы родина…»

Литкульт — солдатская песня о севастополе

А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. Как сам поэт характери­зует сложенную им песню?

Почему, воссоздавая в стихотворении не­давнее историческое прошлое, А. Н. Апухтин об­ратился к жанру песни? Вам известны песни хоро­водные, плясовые, застольные, колыбельные, свадебные, любовные, бурлацкие, рекрутские, ра­бочие и т. д. Почему поэт назвал свое стихотворе­ние «солдатской песней»? Как сам поэт характери­зует сложенную им песню? Какие известные вам исторические факты героической обороны Севас­тополя 1854-1855 годов нашли отражение в пес­не-стихотворении?

Известно, что Севастополь в 1855 году пал, и это поражение тяжело переживали наши воины. Однако А. Н. Апухтин соз­дал солдатскую песню, которая демонст­рирует, что дух войска не был сломлен, что солдаты верят в силу своей армии и после поражения.

В каких словах стихотворения особенно ярко выразилось благоговение поэта перед сынами России? Как охарактеризованы в стихотворении враги? Почему в изображении врагов автор «Сол­датской песни о Севастополе» использует просто­речные словосочетания и выражения?

Все строки стихотворения наполнены преклонением автора перед стойкостью солдат в сражениях, которые происходи­ли в Севастополе одиннадцать месяцев. Можно выделить одну из строф:

Я спою, как росла богатырская рать, Шли бойцы из железа и стали,

И как знали они, что идут умирать,

И как свято они умирали!

При этом очевиден их контраст «бога­тырской рати» с врагами, которые изобра­жены именно так, как о них говорили сол­даты: с кислым лицом, с разбитым носом. Слова резня, клочок земли, пе­вали — просты, но в то же время и понят­ны любому слушателю. Употребление просторечных слов и выражений передает настрой солдат и отношение к проигран­ному сражению, к врагу. Читатель не чув­ствует ни капли страха или даже насторо­женности в солдатских словах.

Какую роль в песне-стихотворении выполня­ют повторы? Как соотносятся начальная и конеч­ная строфы стихотворения?

В песне-стихотворении мы видим много повторов, как и во всякой другой песне. Повторы удобны для запоминания, и в то же время они дают возможность подчерк­нуть ритм исполнения. Это особенно оче­видно там, где использовано единоначатие, как во второй, четвертой и пятой строфах.

Прием повторного обращения к общим мотивам использован в тех строфах, кото­рые открывают и завершают песню. Еди­ные по настрою, обе строфы включают песнь о Севастополе в цикл победных пе­сен о Бородине и Очакове. Так, поражение воспринимается народом как одна из вех героической истории.

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения солдатская песня о севастополе
  • анализ стихотворения Апухтина Солдатская песня о Севастополе
  • почему воссоздавая в стихотворении недавнее историческое прошлое
  • апухтин солдатская песня о севастополе анализ
  • солдатская песня о севастополе анализ

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Апухтина «Солдатская песня о Севастополе»

Стихотворение «Солдатская песня о Севастополе» написано в 1869 году. Оно посвящается славным событиям войны в Крыму 1853-1856 гг. и ярко иллюстрирует тот факт, что А. Н. Апухтин не только воспевал меланхолические розы и предавался излишествам, но не был чужд и патриотической тематике. Прошедшее со дня окончания войны десятилетие не стерло народной горечи от колоссальных людских потерь, и Апухтин как чуткий человек не мог не отозваться на общественный запрос.

Стихотворение недаром носит название песни – оно стилизовано под народный сказ. Его герой – коллективный, поскольку характер войны – всенародный. Произведение наполняет множество удивительных средств художественной выразительности:

инверсия – «сходили враги», «с разбитым отчалили носом», «сынов своих смелых», «не веселую … вам песню», «шел … помещик богатый», «длилась резня», «выходили редуты», «платили враги», «одиннадцать месяцев целых», «красавицы наши» – придает тексту некую былинность и одновременно позволяет сформировать рифмовку;
обращение – «братцы» – связывает читателя и героев-солдат узами братства, фиксирует внимание;
контекстуальные синонимы – «дом и семья», «(не) веселая, могучая, радостная (песня)» – которые создают дополнительный акцент на характере песни;
синтаксический параллелизм – «что певали отцы, что певали … деды», «и как знали…, и как … умирали…», «а и так победили…»;
многосоюзие – «и пришли, и … победили», «и дом, и семью»;
эпитеты – «могучая песня», «дерзкий вопрос», «кислое лицо», «богатырская рать», «безотрадное изголовье», «тяжкие стоны», «грозная тень», «чудотворная крепость (имеется в виду укрепленный Севастополь)»;
синекдоха – «платили кровью», «выходили редуты (земляное укрепление)», «шли к изголовью»;
метафоры – «облако пыли», «бойцы из железа и стали», «клочок земли», «тенью росли бастионы»;
олицетворения – «росла рать», «росли бастионы (укрепленные, значительные по площади оборонительные участки)», «крепость хоронила»;
анафора – «И одиннадцать месяцев длилась…, и одиннадцать месяцев…»;
риторическое восклицание – «…как свято… умирали!»;
ирония – «… так победили, что … потом не совались»;
лексический повтор – «Я спою…» – оборот употреблен трижды;
парцелляция (намеренное членение предложения с целью интонационного выделения каждого фрагмента) – «… как умирали! Как красавицы наши…»;
эллипсис – «…сиделками шли (служить, работать) к изголовью».

Слова «бабенка», «братцы» «совались», оборот «кислое лицо» придают произведению разговорный характер и нотки народного творчества. Оборот «враги без числа» обозначает врагов «в количестве, не поддающемуся описанию, учету, счету». Оборот «сиделками шли к безотрадному изголовью» означает, что множество женщин брали на себя нелегкие заботы о тяжелораненых, умирающих. Такая работа сродни подвижничеству, и, называя женщин красавицами, поэт подразумевает прежде всего силу и красоту их духа.

Бородинский бой, Очаков – славные вехи военных побед россиян, пусть не всегда и не для всех очевидных. Последние двустишия первой и последней строф являются ярким рефреном, отражающим преемственность славных военных традиций русского воинства. Градус эмоционального напряжения нарастает и достигает максимума в пятой строфе – тон изложения становится патетическим – так поэт отдает дань памяти погибшим и уважения живым героям.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: