А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. Как сам поэт характеризует сложенную им песню?
Почему, воссоздавая в стихотворении недавнее историческое прошлое, А. Н. Апухтин обратился к жанру песни? Вам известны песни хороводные, плясовые, застольные, колыбельные, свадебные, любовные, бурлацкие, рекрутские, рабочие и т. д. Почему поэт назвал свое стихотворение «солдатской песней»? Как сам поэт характеризует сложенную им песню? Какие известные вам исторические факты героической обороны Севастополя 1854-1855 годов нашли отражение в песне-стихотворении?
Известно, что Севастополь в 1855 году пал, и это поражение тяжело переживали наши воины. Однако А. Н. Апухтин создал солдатскую песню, которая демонстрирует, что дух войска не был сломлен, что солдаты верят в силу своей армии и после поражения.
В каких словах стихотворения особенно ярко выразилось благоговение поэта перед сынами России? Как охарактеризованы в стихотворении враги? Почему в изображении врагов автор «Солдатской песни о Севастополе» использует просторечные словосочетания и выражения?
Все строки стихотворения наполнены преклонением автора перед стойкостью солдат в сражениях, которые происходили в Севастополе одиннадцать месяцев. Можно выделить одну из строф:
Я спою, как росла богатырская рать, Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!
При этом очевиден их контраст «богатырской рати» с врагами, которые изображены именно так, как о них говорили солдаты: с кислым лицом, с разбитым носом. Слова резня, клочок земли, певали — просты, но в то же время и понятны любому слушателю. Употребление просторечных слов и выражений передает настрой солдат и отношение к проигранному сражению, к врагу. Читатель не чувствует ни капли страха или даже настороженности в солдатских словах.
Какую роль в песне-стихотворении выполняют повторы? Как соотносятся начальная и конечная строфы стихотворения?
В песне-стихотворении мы видим много повторов, как и во всякой другой песне. Повторы удобны для запоминания, и в то же время они дают возможность подчеркнуть ритм исполнения. Это особенно очевидно там, где использовано единоначатие, как во второй, четвертой и пятой строфах.
Прием повторного обращения к общим мотивам использован в тех строфах, которые открывают и завершают песню. Единые по настрою, обе строфы включают песнь о Севастополе в цикл победных песен о Бородине и Очакове. Так, поражение воспринимается народом как одна из вех героической истории.
На этой странице искали :
- анализ стихотворения солдатская песня о севастополе
- анализ стихотворения Апухтина Солдатская песня о Севастополе
- почему воссоздавая в стихотворении недавнее историческое прошлое
- апухтин солдатская песня о севастополе анализ
- солдатская песня о севастополе анализ
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Апухтина «Солдатская песня о Севастополе»
Стихотворение «Солдатская песня о Севастополе» написано в 1869 году. Оно посвящается славным событиям войны в Крыму 1853-1856 гг. и ярко иллюстрирует тот факт, что А. Н. Апухтин не только воспевал меланхолические розы и предавался излишествам, но не был чужд и патриотической тематике. Прошедшее со дня окончания войны десятилетие не стерло народной горечи от колоссальных людских потерь, и Апухтин как чуткий человек не мог не отозваться на общественный запрос.
Стихотворение недаром носит название песни – оно стилизовано под народный сказ. Его герой – коллективный, поскольку характер войны – всенародный. Произведение наполняет множество удивительных средств художественной выразительности:
инверсия – «сходили враги», «с разбитым отчалили носом», «сынов своих смелых», «не веселую … вам песню», «шел … помещик богатый», «длилась резня», «выходили редуты», «платили враги», «одиннадцать месяцев целых», «красавицы наши» – придает тексту некую былинность и одновременно позволяет сформировать рифмовку;
обращение – «братцы» – связывает читателя и героев-солдат узами братства, фиксирует внимание;
контекстуальные синонимы – «дом и семья», «(не) веселая, могучая, радостная (песня)» – которые создают дополнительный акцент на характере песни;
синтаксический параллелизм – «что певали отцы, что певали … деды», «и как знали…, и как … умирали…», «а и так победили…»;
многосоюзие – «и пришли, и … победили», «и дом, и семью»;
эпитеты – «могучая песня», «дерзкий вопрос», «кислое лицо», «богатырская рать», «безотрадное изголовье», «тяжкие стоны», «грозная тень», «чудотворная крепость (имеется в виду укрепленный Севастополь)»;
синекдоха – «платили кровью», «выходили редуты (земляное укрепление)», «шли к изголовью»;
метафоры – «облако пыли», «бойцы из железа и стали», «клочок земли», «тенью росли бастионы»;
олицетворения – «росла рать», «росли бастионы (укрепленные, значительные по площади оборонительные участки)», «крепость хоронила»;
анафора – «И одиннадцать месяцев длилась…, и одиннадцать месяцев…»;
риторическое восклицание – «…как свято… умирали!»;
ирония – «… так победили, что … потом не совались»;
лексический повтор – «Я спою…» – оборот употреблен трижды;
парцелляция (намеренное членение предложения с целью интонационного выделения каждого фрагмента) – «… как умирали! Как красавицы наши…»;
эллипсис – «…сиделками шли (служить, работать) к изголовью».
Слова «бабенка», «братцы» «совались», оборот «кислое лицо» придают произведению разговорный характер и нотки народного творчества. Оборот «враги без числа» обозначает врагов «в количестве, не поддающемуся описанию, учету, счету». Оборот «сиделками шли к безотрадному изголовью» означает, что множество женщин брали на себя нелегкие заботы о тяжелораненых, умирающих. Такая работа сродни подвижничеству, и, называя женщин красавицами, поэт подразумевает прежде всего силу и красоту их духа.
Бородинский бой, Очаков – славные вехи военных побед россиян, пусть не всегда и не для всех очевидных. Последние двустишия первой и последней строф являются ярким рефреном, отражающим преемственность славных военных традиций русского воинства. Градус эмоционального напряжения нарастает и достигает максимума в пятой строфе – тон изложения становится патетическим – так поэт отдает дань памяти погибшим и уважения живым героям.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑