Иван Шмелёв «Солнце мёртвых»
Красиво написано? Красиво. Образно? Образно. Страшно от таких образов? Страшно. И противно. 200 страниц сплошных жалоб. Не по-мужицки. Мужик должен взять шашку и рубать в капусту, а не ныть о собственной судьбе; а чтобы жалостливей было – ещё и о судьбах соседских детишек.
Было? Было. Но нытья столько, что начинаешь сомневаться, а всё ли было настолько ужасно? И как только могло из этого ужаса мощнейшее Советское государство родиться? Красные – поголовно звери с рогами и копытами, герой, и все, разделяющие его взгляды – поголовно невинные ангелочки и страдальцы. А ведь отчётливо мелькает мысль, что эти же самые невинные ангелочки восхищались террористами, убившими царя, Чернышевским, Герценом и иже с ними. Вот она, проклятущая русская интеллигенция в самом чёрном смысле слова. Они сами подготовили революцию, сами расшатали государство, а как дело до резни дошло – хвать за перо и чернильницу – обличать творящиеся вокруг ужасы. Был царь – были ужасы. Пришли красные – опять ужасы. А вы чего хотите? А вы пробовали бороться за то, чего вы хотите, не словами, а делами? Может быть, именно твой отец ходил в народничество, пробуждать сознательность в отцах тех самых красноармейцев, которые тебя теперь так обижают? Может быть, именно твоего штыка не хватило белым, чтобы побить этих самых красноармейцев? Ответственность? Да бросьте, батенька! Ничем грязнее чернил отродясь руки не морали-с. Зачем сражаться за добро, если гораздо безопасней, эстетичней и почётней обличать зло? Сидеть, вздыхать, жалеть всех вокруг – и ничего не делать!
Созерцание собственной беспомощности перерастает в упоение своей созерцательностью. А ты пробовал сделать хоть что-нибудь, кроме как жалеть себя? Да, что вы, зачем же? Ведь растеряют-с! А примеры поколений, когда люди на крест, на костёр, на каторгу шли за свои убеждения – не наш метод. Ладно, не всем быть мучениками, не все согласны погибать за идею. Но тогда, будь добр, живи! А автор и его герой зависли в летаргии между жизнью и смертью. Ведь и на то и на другое нужно решиться. Но решительности мы не обучены – только бумагомаранию.
Больно за человеческие страдания вокруг героя? Больно. Но не за то больно, что их обижают (всегда найдётся тот, кто норовит обидеть), а за то, что не нашлось рядом того, кто защитит. Семью в охапку – и в эмиграцию! Не получилось – на службу к красным иди! Не хочешь – на большую дорогу резать и грабить! А что, какое время – такие и методы… Но мужчины оказались неспособны к поступкам. Не только самим действовать, но и от чужих действий свои семьи защищать. Террор, оказывается, хорош только когда ты вино в Ялте на веранде попиваешь, а где-то там кто-то другой в царя бомбу кидает; а когда одобряемый тобой террор до тебя самого дотягивается, это, оказывается, уже не так и приятно.
Вот откуда ноги растут у раскола в обществе. Одна часть вечно недовольной «интеллигенции» заваривает кашу, потом долго ноет, что до «заваривания», оказывается, было лучше, потом линяет в сытый Париж номинироваться на Нобелевку, а потом ещё и фашистам, выжигающим Россию, оды слагает (ах, какой трепетный восторг перед втаптыванием соотечественников в грязь; что-то ему не очень нравилось, когда в грязь втаптывали его!). А тем же временем вторая часть той же Русской интеллигенции гонит первые пятилетки, потом мыкается по лагерям, потом идёт добровольцами на фронт, потом поднимает страну и запускает ракеты в космос… Вот здесь-то и становится действительно страшно: что те, слинявшие в загранку, способные только умы баламутить да ныть, а ответственность на себя брать не способные – вот они-то из сытой своей загранки и рассказывают нам что такое хорошо, а что такое плохо. И пытаются оттуда писать для нас нашу историю. Гнать из своих умов такую «интеллигенцию» надо. А той, другой интеллигенции, которая не только рассуждает, но и работает, которая со своей страной и в горе и в радости – низкий поклон.
P.S.Тянулась, ох тянулась рука к единице! Но, справедливости ради не могу не отметить: язык, действительно, великолепен. Обладать бы этим талантом тому, кто мог бы его употребить во благо…
Реакция
Альбом был встречен неоднозначно, реакция многих из фанатов артиста и ряда критиков была резко отрицательной. Они характеризовали его как однообразный и скучный, называли его искусственной, не прочувствованной конструкцией, и даже писали, что этим альбомом Слава «вырыл себе могилу».
АГ
: Русское — значит невеселое, получается? Вы так эту землю ощущаете?
СК
: Хрен его знает. Сложно ответить. Ну наверное. Все равно у нас люди, мне кажется, даже от Второй мировой еще не отошли. Мы живем на ощущении от этого всего, на ужасе, который испытали наши предки.
АГ
: Мертвые не дают покоя.
СК
: И все переходит в красный смех. Александр Горбачев, Слава КПСС Тем не менее, музыкальный критик Алексей Мажаев характеризует этот альбом как концептуальный, объясняя негативную реакцию неготовностью публики к подобным экспериментам Славы КПСС. Он предсказывает, что некоторое время спустя этот альбом станет темой для диссертаций. Аспирантки философского факультета МГУ Татьяна Пырова и Виктория Мызникова охарактеризовали альбом как крик о помощи, «рассказ о коллективной травме и о невозможности уничтожить память о ней», отражение мира в котором «остался один лишь ужас — даже не перед смертью, „кровавой дракой“, а перед разложением, в которое превращается жизнь» (см. также отрывок из интервью Вячеслава).
Оксимирон, оппонент Славы по известному рэп-баттлу, отозвался на альбом в твите. Единственным по настоящему сильным треком альбома он назвал «Опять надо жить», всё остальное охарактеризовав, как «усердно-имитационно-лубочно-мамлеевско-сибпанковское, но не искреннее». Сам Слава рассказал, что весь материал для «Солнца мёртвых» у него уже был сочинён за год до записи, и когда до него дошла очередь, он уже был «старым, пережитым», впрочем, пояснив, что это вписывается в концепцию, и альбом «даже в этом смысле получился мёртвым».
Портал The Flow по итогам 2020 года поставил альбом на 33-е место среди лучших отечественных альбомов года.
Про Бабу-Ягу
Автор с обрыва смотрит на пустынный пляж. До революции там находились домики профессоров и доцентов, настолько занятых наукой, что их были способны обмануть слуги. Их имущество, собранное с любовью и заботой, теперь изъято простыми дворниками.
В одной из дач жил мирный старичок на пенсии. Маленькая внучка приносила ему с пляжа камни. Он любил ловить рыбу, ходить на базар. Однажды красноармейцы арестовали его за то, что он был одет в неподобающую шинель. Вскоре его расстреляли, а внучка напрасно ждала старика со слезами на глазах.
Рассказчик говорит о том, что от наблюдаемых им ужасов кровь стучит в голове, но приходится терпеть. В случае, если человек не подчиняется режиму, его ждет быстрая расправа. Со временем страх перед новыми хозяевами жизни исчезает, так как люди ощущают полное бесправие и привыкают к нему.
Баба-Яга летит в ступе и машет железной метлой. Так автор называет большевиков. Они должны вымести Крым, избавить его от всех неугодных. Страшная сказка, которой раньше пугали неразумных детей, на глазах превращается в явь.
В представлении автора те, кто вершит правосудие, наделены недюжинными данными: у них мощные спины, толстые шеи, тяжелый взгляд. Руки их предназначены убивать всех, кто не укладывается в картину мира.
Борис Шишкин
Автор знаком с молодым писателем, который мечтает о славе. Несмотря на гонения, он непрестанно трудится над созданием произведений. Он хочет сделать что-то, отличающееся от мрачной современности, поэтому ищет чистоту и святость. Рассказчик говорит о том, что Борис обладает огромным талантом и жизненным опытом, позволяющим ему рассуждать о многих проблемах современности.
Во время службы в армии Борис побывал в плену, где подвергался пыткам. Несмотря на это, молодой человек сохранил веру в людей. Вернувшись на родину, он обнаружил, что после революции жизнь изменилась коренным образом. Шишкин решил подбирать с улицы детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на благие дела, красноармейцы заключают его под арест. Избежав расстрела, герой оказывается в Крыму, где голодает и нищенствует. Он мечтает писать для детей светлые и поучительные истории.
«Солнце мертвых»: анализ
Это произведение названо самой сильной вещью Шмелева. На фоне бесстрастной и прекрасной крымской природы разворачивается настоящая трагедия — голод уносит все живое: людей, животных, птиц. Писатель поднимает в произведении вопрос о ценности жизни во времена великих социальных изменений.
Невозможно остаться в стороне и не задуматься о том, что важнее, читая «Солнце мертвых». Тема произведения в глобальном смысле — это борьба между жизнью и смертью, между человечностью и животным началом. Пишет автор о том, как губит нужда человеческие души, и это его пугает больше голода. Также Шмелев поднимает такие философские вопросы, как поиск истины, смысла жизни, человеческих ценностей и пр.
Баба-яга
Довольно тяжело читать «Солнце мертвых». Краткое содержание, конечно, передает гнетущую атмосферу повествования, но не так сильно, как оригинал.
Опустели крымские дачи, расстреляли всю профессуру, а дворники добро растащили. А по радио был дан приказ «Помести Крым железной метлой». И взялась Баба-яга за дело, метет.
Приходит к рассказчику доктор в гости. У него все отобрали, даже часов не осталось. Он вздыхает и говорит, что сейчас под землей стало лучше, чем на земле. Когда грянула революция, доктор с женой были в Европе, романтизировали о грядущем. А революцию он теперь сравнивает с опытами Сеченова. Только вместо лягушек людям сердца вырезали, на плечи сажали «звездочки», да затылки дробили из наганов.
Герой смотрит ему вслед и думает, что теперь ничего не страшно. Ведь теперь Баба-яга в горах.
У соседей вечером зарезали корову, и хозяин душил убийцу. Герой пришел на шум, а в это время кто-то зарезал его курицу.
Приходит соседская девочка, просит крупы – мать у них умирает. Рассказчик отдает все, что у него было. Появляется соседка, рассказывает, как променяла золотую цепочку на еду.
«Солнце мертвых», анализ произведения Шмелева
«Солнце мертвых», которое часто называют самой трагической книгой в истории мировой литературы, создавалось Шмелевым в период с марта по сентябрь 1923 года в Париже и на вилле Буниных в Грассе. В этом произведении писатель пытается осмыслить произошедшую с Россией страшную катастрофу. Сам Шмелев в 1920−22-х годах пережил сильнейшую травму – сначала он потерял единственного сына, расстрелянного большевиками, затем ему пришлось покинуть родную страну. Писатель назвал «Солнце мертвых» эпопеей. И это название абсолютно оправдано. В «Солнце мертвых» Шмелев осмысливает произошедшее не только в общероссийском, но и в общемировом масштабе. Перед читателями предстает трагедия сродни древнегреческой.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн писал о «Солнце мертвых»: «Кошмарный, окутанный в поэтический блеск, документ эпохи, … читайте, если у вас хватит смелости …». Философ и друг Шмелева Ильин считал, что книга «навсегда останется одним из самых значительных и глубокомысленных исторических памятников нашей эпохи». Критик Юлий Айхенвальд назвал произведение «апокалипсисом русской истории». Высоко оценивал «Солнце мертвых» Александр Солженицын: «Это такая правда, что и художеством не назовёшь. В русской литературе первое по времени настоящее свидетельство о большевизме. Кто ещё так передал отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет, военного коммунизма?».
Книга состоит из небольших зарисовок, рассказывающих о гибели всего живого в занятом большевиками Крыму. С неба за этим наблюдает солнце, ставшее «солнцем мертвых». В произведении отсутствует сюжет. Шмелев отказывается от начала и отчетливого конца, центральных и второстепенных персонажей, завязки, кульминации и развязки. Главы связываются вместе при помощи внутренних психологических переживаний героя-повествователя – свидетеля происходящих событий. Художественное время «Солнца мертвых» не имеет единой скорости. Появляются отдельные личные хронологии.
Авторская позиция в «Солнце мертвых» отличается открытой пристрастностью, что делает книгу близкой к «Окаянным дням» Бунина. Шмелев утверждает самоценность ниспосланной свыше человеческой жизни и выступает против использования личности в качестве средства в любых социальных экспериментах.
Чекисты в произведении сознательно обезличены. О них говорится: «люди с красными звездами», «те, кто убивать ходят» и так далее. Иногда Шмелев использует зооуподобление. Например, у Шурки Сокола «мелкие, как у змеи зубы», а еще от него, «как от стервятника, пахнет кровью». Важную роль в книге играет противопоставление сытости пришедших в Крым большевиков и голодной жизни обычного народа. Пока «все тощают, у всех глаза провалились и почернели лица», новые хозяева пируют – у них много вина из разграбленных крымских погребов, хватает еды. Пока простые люди ходят в лохмотьях, чекисты носят нормальные вещи – у товарища Дерябина есть бобровая шапка, пара шуб – лисья и хорьковая.
Народ в книге представлен судьбами героя-повествователя, старого доктора Михаила Васильевича, молодого писателя Бориса Шишкина, близорукой учительницы Прибытко и ее неутомимой матери-старушки Марии Семеновны, восьмилетней девочки Ляли и других. Они все разные, но кое-что их объединяет – необходимость бороться за жизнь в тяжелейших условиях голода и разгула красного террора. Кроме того, эти люди ощущают себя «бывшими»: «Все – в прошлом, и мы уже лишние».
Важнейшую роль играют образы-символы, пронизывающие книгу Шмелева. Главный – образ-символ солнца. Ильин о. Вспоминая о дореволюционном прошлом, герой-повествователь рассказывает: «Люди ладили с солнцем, творили сады в пустыне». После прихода к власти большевиков все изменилось. Люди, ранее жившие в единстве с Богом, теперь отвернулись от него. Поэтому солнце выжигает землю, обрекая все живое на страдания от голода.
«Солнце мертвых» — произведение мрачное, тяжелое, страшное но и в нем нашлось место свету, надежде. Вера в духовные силы человека у Шмелева оказывается доминирующей. В начале книги и в финале появляется поющий дрозд, который олицетворяет идею торжества жизни.
- «Солнце мертвых», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Лето Господне», анализ произведения Шмелева
- «Лето Господне», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Неупиваемая Чаша», краткое содержание по главам произведения Шмелева
- «Неупиваемая Чаша», анализ повести Шмелева
- «Как я стал писателем», анализ рассказа Шмелева
- «Русская песня», анализ рассказа Шмелева
- Шмелёв Иван Сергеевич, краткая биография
- «Мартовская капель», анализ рассказа Шмелева
По произведению: «Солнце мертвых»
По писателю: Шмелёв Иван Сергеевич
История создания и жанровые особенности
Ознаменовало второй — эмиграционный — этап творчества Ивана Шмелева произведение «Солнце мертвых». Жанр, выбранный писателям для своего творения, — эпопея. Напомним, что в таком роде произведений описываются выдающиеся национально-исторические события. О чем же рассказывает Шмелев?
Писатель выбирает действительно запоминающееся событие, но гордиться здесь нечем. Он изображает крымский голод 1921-1922 годов. «Солнце мертвых» — это реквием по тем, кто погиб в те ужасные годы — и не только от недостатка пищи, но и от действий революционеров
Немаловажно и то, что сына самого Шмелева, оставшегося в России, расстреляли в 1921 году, а книга была опубликована 1923-м
Игра со смертью
Продолжают развиваться действия эпопеи «Солнце мертвых» (Иван Шмелев). Рассказчик рано утром отправляется рубить дерево. Здесь он засыпает, и его будит Борис Шишкин, молодой писатель. Он не умыт, оборван, с опухшим лицом, с нестрижеными ногтями.
Прошлое его было непростым: воевал в Первой мировой, его взяли в плен, чуть не расстреляли как шпиона. Но в итоге просто отправили работать в шахты. При советской власти Шишкин смог вернуться на родину, но тут же попал к казакам, которые едва его отпустили.
Доходит весть о том, что недалеко сбежали шестеро пленных советской власти. Теперь всем грозят облавы и обыски.
Конец сентября. Рассказчик глядит на море и горы — вокруг тихо. Вспоминает, как недавно встретил на дороге троих детей — девочку и двух мальчиков. Их отца арестовали по обвинению в убийстве коровы. Тогда дети отправились на поиски пищи. В горах старшая девочка приглянулась татарским парням, и они накормили детей и даже дали еды с собой.
Однако больше рассказчик не ходит по дорогом и не желает общаться с людьми. Лучше смотреть в глаза животным, но их немного осталось.
«Солнце мертвых» (Шмелев): описание и анализ повести
«Солнце мертвых» — повесть И.С. Шмелева. Впервые напечатана в трехмесячном издании «Окно» (Париж, 1923 г.). Отдельное дополненное издание: Париж, 1926.
Вскоре после публикации повесть «Солнце мертвых» Шмелева была переведена на несколько европейских языков и произвела большое впечатление на читателей. В повести воссозданы события, последовавшие за разгромом Белой армии в Крыму. Шмелев определил ее как «эпопею», и это определение жанра справедливо лишь в смысле глубины и масштабности чувства трагизма, пережитого и прочувствованного героем повести. «Солнце мертвых» — трагическое повествование о красном терроре в Крыму, история гибели жизни. Благодаря воплощенной в нем теме боли и страдания, ставшего результатом глубокого потрясения, в критике 20—30-х гг. повесть нередко сопоставлялась с «Записками из мертвого дома» Ф.М. Достоевского. Изображение ограничено пространственными рамками небольшого приморского городка, не названного по имени.( Некоторые топонимы окрестностей позволяют говорить о том, что действие происходит в Алуште.) Повесть носит характер документального и пристрастного свидетельства, в ней действуют реальные герои и раскрываются подлинные события, что ставит ее в один ряд с известным дневником И.А. Бунина «Окаянные дни». Достоверные реалии, однако, вырастают здесь до уровня вселенского масштаба.
Одной из причин обращения к трагической теме была гибель сына писателя, Сергея Шмелева, расстрелянного чекистами без суда и следствия в январе 1921 г. В самой повести личная трагедия не нашла прямого отражения, однако факт ее умолчания делает изображаемое еще более масштабным, лишенным частностей личной судьбы. Событийная значительность создается также благодаря нагнетанию отдельных фактов: голодной смерти, убийств, расстрелов обитателей городка. Часто используется прием противопоставления по принципу настоящее — прошлое, и такая ретроспекция приобретает символический характер: время словно поворачивается вспять, в доисторическую тьму, происходит вырождение жизни и человеческой души. Апокалипсическая значительность происходящего подчеркивается частым употреблением слова «конец», особенно в названиях отдельных глав-рассказов: «Конец Павлика», «Конец Бублика», «Конец доктора», «Три конца», а последняя глава имеет название «Конец концов». Героями книги являются доктор Михаил Иванович, молодой писатель Борис Шишкин, профессор философии Иван Михайлович, дети Ляля и Володичка, «праведница-подвижница» Танечка, неугомонная Мария Семеновна, дети, животные. Вместе взятые, их положительные образы составляют единый мир доброты и красоты души, стремящийся противостоять злу, но не выдерживающий разрушительной силы мира кровавого насилия. В повести ощутим гневный обличительный пафос, проявляющийся не только в резко контрастных образах жизни и смерти, в апокалипсическом мотиве мертвого солнца, он звучит и открыто в монологе героя-повествователя: «Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Осквернили гроба святых…».
Исчезновение павлина
О судьбах тех, кто радовался и приветствовал новую власть, рассказывает «Солнце мертвых». Краткое содержание, пусть и не в объеме оригинала, передает злую иронию их жизни. Раньше они ходили на митинги, кричали, требовали, а теперь умерли с голода и уже 5-й день лежат их тела и никак не могут дождаться даже ямы погребальной.
В конце октября исчезает павлин, а голод становится все злее. Рассказчик вспоминает, как оголодавшая птица приходила за едой несколько дней назад. Тогда он попытался было ее придушить, но не смог — рука не поднялась. А теперь павлин исчез. Соседский мальчишка принес несколько перьев птицы и сказал, что ее, наверное, съел доктор. Рассказчик берет перья нежно, как хрупкий цветок, и кладет их на веранде.
ОН размышляет, что все вокруг — это и есть круги ада, которые постепенно сжимаются. Гибнет от голода даже семейство рыбаков. Сын умер, дочь собралась за перевал, Николай, глава семейства, тоже погиб. Осталась только одна хозяйка.
Конец концов
Так называется заключительная глава книги. «Когда кончатся эти смерти?» – задается вопросам автор. Умер соседский профессор. Дом его тут же был разграблен. По дороге герою встретилась женщина с умирающим ребенком. Жаловалась на судьбу. Тот не смог дослушать ее историю и убежал от матери умирающего младенца в свою виноградную балку.
Герой книги не боится смерти. Скорее, он ее ждет, полагая, что лишь она одна может избавить от мук. Доказательством тому служит фраза, сказанная автором в последней главе: «Когда же накроет камнем?» Тем не менее писатель понимает, что, несмотря на то, что сроки подошли, чаша еще не испита.
Что современные читатели думают о книге, которую в 1923 году написал Иван Шмелев?
“Солнце мертвых”: анализ книги Шмелева
В «Солнце мертвых» описаны месяцы, прожитые Шмелевым в Крыму под «красным террором» после разгрома Белой армии, и отражена вся его ненависть по отношению к советской власти и Красной армии.
Рассказчик, пожилой интеллигент, оставшийся в Крыму после эвакуации оттуда Добровольческой армии генерала Врангеля, раскрывает перед нами участь жителей полуострова, раздираемых голодом и страхом.
В этой книге, которая по сути является дневником, автор описывает, как голод постепенно разрушает все человеческое, что есть в человеке, – сначала чувства, затем волю.
И мало-помалу все умирает под лучами «смеющегося солнца».
Тридцать пять глав эпопеи «Солнце мертвых» – так Шмелев называет свое произведение – пропитаны неутолимой любовью и душераздирающей болью за растерзанную Россию.
Эта потрясающая книга, автобиографический и исторический документ, мучительное прощание со всем ушедшим миром, обреченной и уничтоженной цивилизацией, отражает весь ужас одиночества этой оставленной Богом эпохи, достойной греческой трагедии и ужасов Данте.
Сила страдания, напоминающая многим литературным критикам Достоевского, сопереживание и сочувствие по отношению к любому страданию, повсюду, где бы оно ни воцарялось, находят в «Солнце мертвых» свое в высшей степени законченное выражение.
Изредка в Шмелеве проявляется лирический поэт, но его лиризм – это, если можно так сказать, написанные и описанные его кровью стоны агонизирующей родины. «Солнце мертвых» Шмелева – это не только, хотя и прежде всего, незаменимый исторический документ, как определил его Томас Манн, но и эпическое произведение великого писателя, переведенное на двенадцать языков.
Необходимо также понимать, что эта книга стала для новоиспеченной советской критики чем-то вроде символа всей русской эмигрантской литературы, о чем среди прочего свидетельствует желчная статья критика Николая Смирнова «Солнце мертвых. Заметки об эмигрантской литературе».
Неудивительно, что эта трагическая эпопея, настоящая молитва и реквием по России, была по достоинству оценена не только Томасом Манном, но и столь различными писателями, как Герхарт Гауптман, Сельма Лагерлеф и Редьярд Киплинг; и так же неудивительно, что в 1931 г. Томас Манн выдвинул Шмелева в качестве кандидата на получение Нобелевской премии.
Персонажи романа
Рассказчик – главный герой произведения, остро переживающий все происходящие события. Он является свидетелем бесправия простого народа, которого без разбору уничтожает новый режим. Автор воспринимает перемены как трагедию, несущую смерть.
Борис Шишкин – писатель, мечтавший создавать светлые произведения для детей.
Ляля – девочка, вынужденная учиться выживать в тяжелых условиях.
Доктор – близкий приятель главного героя, в результате страшных событий потерявший моральный облик.
Шура – обычный человек, выживший за счет предательства других людей. Он хорошо одевается, не чувствует голода, владеет приличным домом. Все это он получил за то, что доносит на окружающих.
Что убивать ходят
Рассказчик, в лохмотьях выполняющий тяжелую работу, становится свидетелем приезда Шуры, который сам себя зовет Соколом. Автор называет его стервятником, говорит, что чувствует запах крови, исходящий от героя.
Шура очень хорошо одет, что особенно выделяет его среди других людей. Он не испытывает постоянного голода, ездит на коне, живет в богатом доме, развлекается игрой на рояле.
Автор говорит о множестве русских людей, которые находятся за решетками и ждут расправы. Они защищали родину в битвах, но теперь их заслуги не учитываются. В подвалах Крыма находились сотни людей. Те, кто решали их судьбу, должны были поставить на листках особую отметку – букву Р. С нее начинаются замечательные слова, такие, как Родина и Россия. Она же означает и расстрел.
К рассказчику приходит хромой архитектор, вынужденный заниматься учетом книг. Он боится, так как знает, что в случае плохого выполнения работы будет наказан. У главного героя есть стопка художественных произведений. Из жалости к архитектору он дает расписку, в которой перечислены все тексты.
Автор обращается к тем, кто, сидя в мягких креслах, читает газеты, глядит пустыми глазами на солнце мертвых. Они не способны понять ценности жизни.
«Солнце мертвых»: анализ
Это произведение названо самой сильной вещью Шмелева. На фоне бесстрастной и прекрасной крымской природы разворачивается настоящая трагедия — голод уносит все живое: людей, животных, птиц. Писатель поднимает в произведении вопрос о ценности жизни во времена великих социальных изменений.
Невозможно остаться в стороне и не задуматься о том, что важнее, читая «Солнце мертвых». Тема произведения в глобальном смысле — это борьба между жизнью и смертью, между человечностью и животным началом. Пишет автор о том, как губит нужда человеческие души, и это его пугает больше голода. Также Шмелев поднимает такие философские вопросы, как поиск истины, смысла жизни, человеческих ценностей и пр.
Анализ рассказа «Солнце мертвых» Шмелева И.С.
Поддавшись безмерному горю утраты, Шмелев переносит чувства осиротевшего отца на свои общественные взгляды и создает пронизанные трагическим пафосом обреченности рассказы-памфлеты и памфлеты-повести — «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925). В этом ряду, кажется, и «Солнце мертвых», произведение, которое сам автор назвал эпопеей. Но уже эта повесть по праву может быть названа одной из самых сильных вещей Шмелева. Вызвавшая восторженные отклики Т. Манна, А. Амфитеатрова, переведенная на многие языки, принесшая автору европейскую известность, она представляет собой как бы плач по России, трагический эпос о Гражданской войне. На фоне бесстрастной в своей красоте крымской природы страдает и гибнет все живое — птицы, животные, люди. Жестокая в своей правде, повесть «Солнце мертвых» написана с поэтической, дантовской мощью и наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос вопросов о ценности личности в пору великих социальных катастроф, о безмерных и зачастую бессмысленных жертвах, принесенных Молоху Гражданской войной. Глубже других оценивший творчество Шмелева философ И. А. Ильин сказал: «В Шмелеве-художнике скрыт мыслитель. Но мышление его остается всегда подземным и художественным: оно идет из чувства и облекается в образы. Это они, его герои, произносят эти глубоко прочувствованные афоризмы, полные крепкой и умной соли. Художник-мыслитель как бы ведает поддонный смысл описываемого события и чует, как зарождается мысль в его герое, как страдание родит в его душе некую глубокую и верную, миросозерцающую мудрость, заложенную в событии. Эти афоризмы выбрасываются из души, как бы воплем потрясенного сердца, именно в этот миг, когда глубина поднимается кверху силою чувства и когда расстояние между душевными пластами сокращается в мгновенном озарении. Шмелев показывает людей, страдающих в мире,— мире, лежащем в страстях, накапливающем их в себе и разряжающем их в форме страстных взрывов. И нам, захваченным ныне одним из этих исторических взрывов, Шмелев указует самые истоки и самую ткань нашей судьбы. „Что страх человеческий! Душу не расстреляешь!..” («Свет разума»). „Ну, а где правда-то настоящая, в каких государствах, я вас спрошу?! Не в законе правда, а в человеке” («Про одну старуху»). «Еще остались праведники. Я знаю их. Их немного. Их совсем мало. Они не поклонились соблазну, не тронули чужой нитки — и бьются в петле. Животворящий дух в них, и не поддаются они всесокрушающему камню» («Солнце мертвых»).
Как видно, против русского человека Шмелев не озлобился, хотя и многое в новой жизни проклял. И творчество в последние три десятилетия его жизни, безусловно, не может быть сведено к политическим взглядам писателя. О Шмелеве этой поры — о человеке и художнике — писал 7 июля 1959 г. автору этих строк Борис Зайцев:
«Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно — с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада принять не мог. Думаю, как и у Бунина, и у меня, наиболее зрелые его произведения написаны здесь. Лично я считаю лучшими его книгами „Лето Господне” и „Богомолье” — в них наиболее полно выразилась его стихия».
Герои
Не раз автор описывает превращение человека в зверя, в убийцу и предателя на станицах эпопеи «Солнце мертвых». Главные герои также не застрахованы от этого. Например, доктор — друг рассказчика — постепенно теряет все свои моральные принципы. И если в начале произведения он говорит о написании книги, то в середине повествования убивает и съедет павлина, а под конец начинает употреблять опий и гибнет в пожаре. Есть и те, кто за хлеб стал доносчиком. Но такие, по мнению автора, еще хуже. Они сгнили изнутри, и глаза их пусты и безжизненны.
Нет в произведении тех, кто не страдал бы от голода. Но каждый переносит его по-своему. И в этом испытании становится понятно, чего по-настоящему стоит человек.
Данное произведение является достаточно тяжелым для прочтения. Пересказать его практически невозможно. Книга Шмелева содержит только лишь депрессивные настроения, подчеркивает безысходность происходящего.
Основной мыслью произведения является то, что гражданская война — это самое страшное и чудовищное событие. Автор не является поклонником идеи большевиков. Он со всей полнотой и точностью описывает то, что происходило вокруг, а именно: отчаянье, боль, слезы, голод, весь процесс, который превращал людей в животных, заставлял их совершать немыслимые поступки. Шмелев не забывает упомянуть и о судьбах конкретных людей, которых затянуло в водоворот этих событий. Например, он рассказывает о старике, которого расстреляли за то, что он вышел на прогулку в старой шинели. А его внучка осталась одна на даче и плакала, так и не дождавшись деда.
Все участники произведения заведомо обречены на гибель. Во время гражданской войны народ разрушил все старое, но так и не смог построить ничего нового. Эта мысль прослеживается на протяжении всего произведения, тем самым еще больше подчеркивая его трагичность.
Роман во всей красе передает гибель людей и животных, полнейшее разрушение всех духовных и материальных ценностей. Произведение пропитано неимоверной болью и горечью о судьбе России. Шмелеву удалось все настолько точно описать по причине того, что он был невольным очевидцем этих событий. Гражданская война затронула и его жизнь. Сын самого автора был убит в этом кровавом безумии. Несмотря на весь ужас происходящего, автор умудрился не озлобиться на русских людей, но, в то же время, новая жизнь, которая теперь его окружала, ему категорически не нравилась.
Книга в прочтении очень тяжела, но, начав читать ее, уже невозможно остановиться. Именно в ней автор показал происходящее в России, полнейшую бесчеловечность, которая была присуща бойцам Красной гвардии.