Александр одоевский 📜 струн вещих пламенные звуки

Стихотворение "струн вещих пламенные звуки" одоевский александр иванович. «струн вещих пламенные звуки…»

СТРУН ВЕЩИХ ПЛАМЕННЫЕ ЗВУКИ

By admin on 15 декабря, 2013

Вчера было — 14 декабря. И этим все сказано. Без лишних слов, оценок, анализа, критики – легко судить и советовать из далекого будущего – вспомним декабристов. Аристократов духа. Рыцарей Свободы. Поверженных, но не побежденных. Светлая им память!

СТРУН ВЕЩИХ ПЛАМЕННЫЕ ЗВУКИ

Александр Иванович ОДОЕВСКИЙ

Ответ на послание А. С. ПУШКИНА: Во глубине сибирских руд….

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,

Своей судьбой гордимся мы,

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет,

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И пламя вновь зажжем свободы!

Она нагрянет на царей,

И радостно вздохнут народы!

Конец 1828 или начало 1829 года, Читинский острог

ДЕКАБРИСТ

Осип МАНДЕЛЬШТАМ

— Тому свидетельство языческий сенат —

Сии дела не умирают! —

Он раскурил чубук и запахнул халат,

А рядом в шахматы играют.

Честолюбивый сон он променял на сруб

В глухом урочище Сибири

И вычурный чубук у ядовитых губ,

Сказавших правду в скорбном мире.

Шумели в первый раз германские дубы,

Европа плакала в тенетах.

Квадриги черные вставали на дыбы

На триумфальных поворотах.

Бывало, голубой в стаканах пунш горит,

С широким шумом самовара

Подруга рейнская тихонько говорит,

Вольнолюбивая гитара.

— Еще волнуются живые голоса

О сладкой вольности гражданства!

Но жертвы не хотят слепые небеса:

Вернее труд и постоянство.

Все перепуталось, и некому сказать,

Что, постепенно холодея,

Все перепуталось, и сладко повторять:

Россия, Лета, Лорелея.

1917 год

ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАНС

Александр ГАЛИЧ

Посвящается Н.Рязанцевой.

» Жалеть о нем не должно,

… он сам виновник всех своих злосчастных бед,

Терпя, чего терпеть без подлости — не можно…»

(Н.Карамзин)

…Быть бы мне поспокойней,

Не казаться, а быть!

…Здесь мосты, словно кони —

По ночам на дыбы!

Здесь всегда по квадрату

На рассвете полки —

От Синода к Сенату,

Как четыре строки!

Здесь, над винною стойкой,

Над пожаром зари

Наколдовано столько,

Набормотано столько,

Наколдовано столько,

Набормотано столько,

Что пойди — повтори!

Все земные печали —

Были в этом краю…

Вот и платим молчаньем

За причастность свою!

Мальчишки были безусы —

Прапоры и корнеты,

Мальчишки были безумны,

К чему им мои советы?!

Лечиться бы им, лечиться,

На кислые ездить воды —

Они ж по ночам: «Отчизна!

Тираны! Заря свободы!»

Полковник я, а не прапор,

Я в битвах сражался стойко,

И весь их щенячий табор

Мне мнился игрой, и только.

И я восклицал: «Тираны!»

И я прославлял свободу,

Под пламенные тирады

Мы пили вино, как воду.

И в то роковое утро,

(Отнюдь не угрозой чести!)

Казалось, куда как мудро

Себя объявить в отъезде.

Зачем же потом случилось,

Что меркнет копейкой ржавой

Всей славы моей лучинность

Пред солнечной ихней славой?!

…Болят к непогоде раны,

Уныло проходят годы…

Но я же кричал: «Тираны!»

И славил зарю свободы!

Повторяется шепот,

Повторяем следы.

Никого еще опыт

Не спасал от беды!

О, доколе, доколе,

И не здесь, а везде

Будут Клодтовы кони —

Подчиняться узде?!

И все так же, не проще,

Век наш пробует нас —

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?!

Где стоят по квадрату

В ожиданьи полки —

От Синода к Сенату,

Как четыре строки?!

23 августа 1968 год

This entry is filed under Приветствие миру.

Композиция

Далее следует поговорить о композиционных особенностях произведения детальнее. Формальная структура поэзии – четыре четверостишия. Первая часть поэзии – это изображение благородных борцов за свободу, которые оказались в сибирском плену. Вторая часть – это отображение высоких устремлений, помыслов пленников. Писатель уверен, что товарищей ждет скорое освобождение. В первой части – это мрачное настроение. Во второй части же слышатся радостные, возвышенные ноты.

Пророчество финальной части

Произведение завершается пророчеством. Александр Сергеевич предвидит скорое падение самодержавного режима. Писатель желает долгожданного освобождения сибирских каторжников. Автор ведет себя очень смело, ведь называет своих товарищей, томящихся в заключении, «братьями». Литературные критики не делают однозначных выводов касательно позиции самого Пушкина. Неизвестно, насколько Александр Сергеевич верил в собственные пророчества. Более распространенное мнение: автор просто искренне пытался вдохновить и поддержать плененных собратьев.

Пушкинские желания не сбылись, и после подавления декабристских выступлений в Российской империи настал период радикальной реакции. В этот период усиливалась цензура, контроль за населением. Вероятно, власти закрывали глаза на попытки Пушкина вмешаться в историю декабристов. Александра Сергеевича спасала репутация великого русского поэта, литературного гения. Реакция сделала свое «грязное дело»: попытки свергнуть царизм в России на долгое время прекратились. Но цель Пушкин все-таки достиг: поэт подарил сибирским бунтарям надежду.

Жанр

По жанру анализируемая поэзия относится к посланиям. Поэт фактически пишет письмо, облекая мысли в лирическую форму. Александр Сергеевич обращается к старым друзьям, добрым товарищам, которые оказались в беде. Автор показывает, что не забыл о дорогих для него людях и желает им лишь добра.

Автор пользуется четырехстопным ямбом. Пиррихий, который чувствуется в пушкинской лирике, позволяет автору строить своеобразные ритмические узоры в поэзии. Писатель выбирает для своего шедевра перекрестную рифмовку – для первого катрена, а для всех других частей – кольцевую. В поэзии мужские рифмы чередуются с женскими. Произведение отличается плавными переходами между частями. Эти переходы отражают перемены настроения автора. Каждый катрен продолжает содержание предыдущего четверостишия.

«Во глубине сибирских руд…» А.Пушкин

«Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия. В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», — отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

А.С. Пушкин, «В Сибирь»: анализ стихотворения

А.С. Пушкин «В Сибирь» написал в 1827 году с целью поддержать своих друзей-декабристов. События 1825 наложили свой отпечаток на творчество русского поэта. Александр Сергеевич очень тяжело переживал провал тайного сговора и арест своих единомышленников. Власть хоть и подавила восстание, но не смогла затушить в душе поэта огонек жажды свободы, у него на то время все еще теплилась надежда на ее достижение. В 1827 году к декабристу Н. Муравьеву отправляется жена, чтобы разделить там с ним его учесть. Весточку и слова поддержки вместе с женщиной решает от своего имени отправить и Пушкин.

В Сибирь тогда сослали много интеллигентных, высокообразованных и творческих личностей. Пламенный привет от Александра Сергеевича они приняли с благодарностью. Такая весточка от соратника стала одним из ярких событий в нелегкой жизни декабристов, помогла им не потерять веру в счастливое будущее, не опустить руки. Чтобы понять силу этого стихотворения, необходимо отметить, что после ареста многие родственники отреклись от бунтарей, а Пушкин не побоялся открыто их поддержать. Декабрист Одоевский так был вдохновлен посланием, что написал ответное стихотворение, пропитанное верой в то, что их дело рано или поздно будет доведено до конца.

Стих «В Сибирь» Пушкин посвятил своим друзьям, попавшим в беду, поэтому он проникнут мрачным и трагическим настроением. В работе встречается много абстрактных образов: Свобода, Несчастье, Дружба, Надежда, Любовь. Словосочетания «каторжные норы», «темницы», «подземелья», «тяжкие оковы» подчеркивают незавидное положение несчастных, ужасающую безысходность. Но, несмотря на трагичность ситуации, в стихотворении присутствует и ободрение.

Каким бы ни было горе, но человек не должен терять надежду – именно эту главную мысль хотел донести до своих друзей Пушкин. «В Сибирь» — это гимн борца, который, несмотря ни на что, не сдается и не опускает руки. Как бы ни было тяжело, но необходимо сохранять верность своим идеалам, стремиться к их достижению и мужественно терпеть нескончаемые муки. В том что «свободный глас», «любовь и дружество» единомышленника укрепят дух арестованных, даже не сомневается Пушкин. В Сибирь поэта не отправили, но ему было бы намного легче переносить все тяготы и невзгоды на каторге, чем мучиться вдалеке от осознания собственного бессилия.

Несмотря на мрачное начало, окончание стихотворения вполне оптимистичное. Что бы там ни было на душе у Александра Сергеевича, но он от всего сердца желал морально поддержать своих товарищей, поднять их боевой дух. Надеждой в светлое будущее проникнуто произведение «В Сибирь». Пушкин стихотворение писал с верой в то, что рано или поздно «оковы падут», а «темницы рухнут», и вот тогда справедливость восторжествует, декабристы выйдут на свободу, а единомышленники поддержат их, «отдав меч». Александр Сергеевич пытался убедить повстанцев, что они пострадали не зря, их дело живет и будет доведено до конца, нужно лишь подождать некоторое время. Известно, что послание поэта очень взбодрило декабристов, они почувствовали такую необходимую для них поддержку.

Струн вещих пламенные звуки

Чем это интересно

Пушкин здесь«Люблю писать стихи, но не отдавать их в печать… По дружбе к тебе, мог бы прислать для журнала с десяток од, столько же посланий, пять или шесть элегий и начала двух поэм, которые лежат под столом, полуразодранные и полусоженные».«для развлечения и поучения своих товарищей в долгие зимние вечера согласились читать лекции».Он сел в углу с тетрадью в руках, начал разбор с песни о походе князя Игоря, продолжал несколько вечеров и довёл лекции до состояния русской словесности в 1825 году. Окончив последнюю лекцию, он бросил тетрадь на кровать, и мы увидели, что она была белая – без заметок, без чисел хронологических, и что он всё читал на память… Упоминаю об этом как о доказательстве, до какой степени Одоевский избегал всяких писаний».ПушкинПушкинПушкин«Князь Александр Иванович Одоевский живет для русских читателей не столько в собственных стихотворениях, сколько в знаменитой элегии, которую посвятил ему Лермонтов и в которой такими привлекательными чертами вырисовывается «мой милый Саша». Соединив свое бессмертное имя с негромким именем своего кавказского товарища, Лермонтов оказал ему великую поэтическую услугу и приобщил его к собственной славе».Лермонтов«Памяти А.И. ОдоевскогоЯ знал его: мы странствовали с ним
В горах востока, и тоску изгнанья

Делили дружно; но к полям родным

Вернулся я, и время испытанья

Промчалося законной чередой;

А он не дождался минуты сладкой:

Под бедною походною палаткой

Болезнь его сразила, и с собой

В могилу он унес летучий рой

Еще незрелых, темных вдохновений,

Обманутых надежд и горьких сожалений!
«…нуждается Одоевский в чужом сиянии, потому что сам он действительно унес в могилу «летучий рой еще незрелых, темных вдохновений» и то немногое, что он дал нашей литературе, не блещет яркостью и художественной красотой; не закончены его стихи, есть в них что-то вялое, какая-то, правда, недосадная небрежность и желанное поэтическое простодушие. Но, помимо того, что и в этом скромном наследии порою звучат интересные и интимные мотивы, загораются красивые образы, возникают очень значительные мысли, Одоевский, как и Рылеев, свою поэзию довершил своею жизнью. Он перенес и воплотил в стихотворения всю декабристскую трагедию, свой Алексеевский равелин, свои сибирские рудники, и если он называет поэзию «страдательной и сладкой», то этим он, как и другие декабристы, неложно свидетельствует о том, что она, его «друг неотлетный», служила ему единственной утехой и отрадой в его тюремном одиночестве и муках.
Корнет лейб-гвардии конного полка, он, по официальным данным, «участвовал в умысле бунта», а 14 декабря «лично действовал в мятеже, с пистолетом в руках». Около шести лет провел он на каторге, пять лет жил на поселении, в 1837 году был переведен рядовым на Кавказ, но уже в августе 1839 года закончил свою тягостную жизнь: находясь в сборном отряде генерала Раевского, в экспедиции на восточном берегу Черного моря, он заболел местной горячкой и умер. Не вернулся поэт на родину, в свою Москву и в освященный юношескими воспоминаниями и подвигом Петербург».
Лермонтов«Дела твои, и мненья, и думы, всё исчезло без следов»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: