Анализ стихотворения «мне ни к чему одические рати…» (а. а. ахматова)

Идейный анализ и содержание стихотворения ахматовой «молитва»

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма. Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями. Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Анализ стихотворения Ахматовой «Уединение»

В сентябре 1917 года в издательстве «Гиперборей» выходит третий сборник Ахматовой под названием «Белая стая». Несмотря на тяжелые для России времена, первый тираж был раскуплен достаточно быстро. По мнению многих критиков, в этой книге появляются новые для творчества Анны Андреевны черты. В частности, отмечается усиление влияния лирики Пушкина. Кроме того, Ахматова больше внимания уделяет происходящим вокруг нее событиям, судьбе родной страны. Как правило, поэтесса напрямую не касается военной тематики. Тем не менее, отголоски страшных событий, происходящих в России, слышны практически в каждом стихотворении.

«Уединение» датировано 1914 годом. С некоторой долей условности это произведение можно отнести к сонетному творчеству Ахматовой. Классические признаки построения сонета угадываются здесь смутно. Стихотворение состоит из четырнадцати строк, начинается оно с двух катренов, срифмованных автономно. При этом заключительные терцеты больше походят на двустишия. Зато Анна Андреевна остается верна пятистопному ямбу, который характерен для сонета в русской поэзии.

В «Уединении» присутствуют многие лейтмотивы, присущие сонетному творчеству Ахматовой. Речь идет о теме дома как западни и связанного с ней образа птицы, о «ветрах северных морей», о божественной Музе, смуглой рукой дописывающей неоконченные лирической героиней страницы. Интересно развивается мотив камня, характерный для поэзии акмеистов, к группе которых принадлежала Анна Андреевна. В его переосмыслении проглядывает отсылка к эпизоду, описанному в Евангелии от Иоанна. Согласно ему, к Христосу привели женщину, обвиненную в прелюбодеянии. Книжники и фарисеи хотели побить ее камнями, ссылаясь на закон Моисея. На это Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Ахматова метафорически развивает эту историю. Камни, кинутые в лирическую героиню, превращаются в материал для строительства башни. Из этого вырастает благодарность людям, совершившим зло, которое в итоге обернулось благом.

Не исключено, что под камнями имеются в виду слухи, сплетни, злые слова, высказанные в адрес лирической героини недоброжелателями. Несмотря на оскорбления со стороны врагов, дух ее только укрепился. Она смогла возвыситься над мирской суетой. Уединение стало благословением, а не проклятием, способствовало творческому подъему, появлению Музы.

Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен. Строителей ее благодарю, Пусть их забота и печаль минует. Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует. И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голубь ест из рук моих пшеницу… А не дописанную мной страницу, Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука. 6 июня 1914, Слепнево

Анна Ахматова. Сочинения…

Анализ стихотворения Молитва Анны Ахматовой

Россия в 1914г году попала в страшную пучину- войну. Не могли эти события не отразиться и на поэтической плеяде. Не исключением из неё стала и Ахматова. Её супруг Н.Гумилев записался добровольцем на фронт. Изначально жена воспринимала все это как некую шалость, пока не увидела собственными глазами, как с фронта возвращаются искалеченные или умершие солдаты. Данное стихотворение было написано поэтессой в 1915г, она предполагала отправить его на фронт Николаю, однако посчитала, что это будет своего рода усмешкой для него, и отказалась от данной мысли.

Стихотворение достаточно мало по размеру, представляет собой прямой призыв к Богу, просьбу о помиловании Родины. Именно с точки зрения того, что Ахматова пренебрегая собственными тяготами, радеет за будущее родной страны и показывает её как истинного патриота. Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная.

Лирическая героиня молит Господа, имя которого не употреблено в тексте в прямой форме, а завуалировано под местоимением, употребленным с большой буквы «Твоей», о собственной немощи, в болезни, трудностях. Предлагает отнять у неё ребенка и друга, другом является её супруг, разлука с которым уже итак исключила возможность построения семейных отношений. Она даже готова пожертвовать самым ценным, что есть у поэта – умением писать » таинственный песенный дар». И все это только ради одного, чтобы Россия не просто закончила войну, но и вышла из неё победительницей в лучах славы. Лирическая героиня утомлена тем, что находится в постоянном неведении происходящих на фронте событий, переживаниями не только за своих близких, оказавшихся на фронте, но и за весь народ, попавший в эту смертельную пучину. Война представляется её тучей темной, закрывшей не только солнце, обеспечивающее жизнь, но и весь небосвод, словно, нарочно, забрав у людей свет, а с ним и надежду на светлое будущее.

В данной молитве голос поэтессы словно сливается с сотнями других голосов, женщин, матерей, сестер, жен, дочерей, так же ждущих своих родных, так же надеющихся быть услышанными создателем. Ахматова, как непосредственная представительница акмеизма, лишний раз доказывает свое единение с миром земным, с его тяготами, лишениями и болями, проходящими непосредственно через её собственную душу, дающие право ей гордо носить звание народного поэта.

>Картинка к стихотворению Молитва

  • Анализ стихотворения Пушкина К морю 9, 10 класс

    Поэты – творческие души, черпающие вдохновение из своих эмоциональных потрясений, случающихся с ними событий и, конечно же, людей. Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «К морю» вовсе не стал исключением

  • Анализ стихотворения Есенина Возвращение на Родину

    Есенин в стихотворении пишет о том, что приехал в отчий дом больше чем через десять лет. Он не узнал родную деревню и был удивлен изменениям в ней. В деревни все стало чуждо и незнакомо Есенину, кроме большой горы с камнем у подножия.

  • Анализ стихотворения Маяковского Вам

    Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

  • Анализ стихотворения Есенина Гори, звезда моя, не падай

    «Гори, звезда моя, не падай» можно назвать чуть ли не биографическим стихотворением, ведь Есенин устами лирического героя излагает свою грядущую судьбу. Для всей поздней лирики поэта характерна мрачная атмосфера и тяжёлый

  • Анализ стихотворения Фета Только встречу улыбку твою

    Афанасий Афанасиевич Фет является предшественником совершенно нового направления в искусстве царской России — направления импрессионализма. В своих произведениях поэт часто касается темы любви, которую раскрывает при помощи

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной

Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Краткий анализ

В первых строках стиха лирическая героиня признается в большом количестве камней, брошенных в неё. Их было так много, что они перестали страшить и уходят теперь на строительство башни, где будет жить и творить одиночество.

За это она даже благодарит тех, кто решил наказать её побиением камнями – они стали строителями башни уединения и позволили героини первой видеть с её высоты восход солнца над долиной ненависти и безумия. С высоты этой башни можно пророчествовать, не боясь людской молвы, которая останется внизу и не коснется сердца пророка.

Лирическая героиня сейчас находится в башне, построенной из камней, предусмотренных для её наказания – она первая встречает зарю, и последняя провожает закат. В её окна залетают голуби истины и кормятся зерном правды из её рук, а Муза своей смуглой рукой пишет с ней божественные произведения.

Основная тема стихотворения – это умение противостоять сплетням и слухам (камням), не сгибаясь под их тяжестью, а строя из них башню уединения для творчества.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Любовь» близка каждому из нас:

  1. Проблема доверия . Исходит из конфронтации темы фатализма и страха. Ахматова напоминает, что перед человеком перманентно стоит выбор между сентиментальностью, пребывая в которой обыкновенно и находят истинное счастье, и флегматическим скепсисом, защищающим человека от опасностей глубин собственной души, в которых кроются убийственные комплексы и болевые точки, особенно страдающие у искренне любящих людей.
  2. Проблема природы любви . Ахматова понимает многогранность любви, ее противоречивость и ситуативность, однако причины того, почему первоосновное чувство, из которого зародился мир, создано изначально сложным, полным барьеров и препятствий. Поиск причины того поэтесса делегирует читателю, ориентирующемуся на собственные реалии и собственное видение мира,

Замечание о мелодике стиха, которое читатель может самостоятельно развить

Звуковая инструментовка стихотворения — неотъемлемая сторона его образной системы, его смысловой архитектоники, всего произведения искусства: так без ритма немыслима музыка, без колорита — живопись… Поэтому не упомянуть о звуковых повторах, самого доступного для наблюдений аспекта инструментовки, мы не можем, равно как не можем в этой публикации охарактеризовать полностью этот аспект чувственной поддержки смысла текста. Ограничимся отдельными заметками.

  1. Так
    мн
    ого к
    амн
    ей брошено в м
    ен
    я,
  2. Что ни один из них уже не страшен…
  3. И стройной башней стала западня,
  4. Высокою среди высоких башен.

В первой строчке дважды повторяется целый звуковой комплекс кмн … кмн,

который как будто умножает количество брошенных камней. Это многоконсонантная невариативная аллитерация
. Но пара согласных мн

, спрятанная в этом многоконсонантном созвучии, повторяется еще раз (мн


ого камн

ей … в м

ен

я
) и словно переключает смысловой регистр: оказывается, центром внимания являются не камни, а лирическая героиня. Между этими центрами слово брошено,

объединенное с ними звуком н

, но содержащее совершенно чуждый всей строке звуковой комплекс брош-

.

Вторая строка

Что ни
один
из ни
х уже не
страшен

заставляет увидеть те же звуки в другом ракурсе: в ней бросается в глаза комплексный повтор ни-ин-ни

, приумноженный безударными не-ен

. Теперь становится ясно, что это сочетание звуков повторялось и в первой строке:

камне
й брошен
о в мен
я
, …

и встречается в остальных строчках катрена: …башне

й… башен


. Но в третьей и четвертой строках обнаруживается простая аллитерация на н

:

  • И стройн
    ой башн
    ей стала западн
    я,

  • Высокою среди высоких башен

    .

Эта последняя аллитерация, с учетом всех рассмотренных повторов, оказывается самой длинной, пронизывающей всю строфу.

В строфе развиваются и другие многоконсонантные и комплексные повторы. Они переплетаются, так что однозначно разграничить отдельные ряды затруднительно. Начнем с линии бр
ош
ен
о – стр
аш
ен


, где на первый взгляд можно выделить только комплексную аллитерацию ршн

. Но в начале третьей строки появляются слова стройной башней

, которые могут вызвать перестройку ассоциаций в восприятии читателя:

  • бро
    шено
    стро
    йной,

  • б
    рош
    ен
    о – б
    ашн
    ей – б
    аш
    ен

    ,

  • ст
    ра
    шен – ста
    ла
    ,

  • страш
    ен
    – башн
    ей – баш
    ен

    ,

  • б

    рошено – ба
    шней – запа
    дня – ба
    шен
    .

В этой перекрестной перекличке, в зависимости от задач исследователя, можно обнаружить аллитерации, основанные на артикуляционном тождестве (з – с

) или подобии: б – п – в

(губная артикуляция). Можно назвать их артикуляционно-кинетическими
или кинестетическими
. Взгляды исследователей на артикуляционный фактор фоники стиха не вполне совпадают. Г.А. Шенгели называл кинетической инструментовкой
прием, когда «осуществляется такой подбор звуков, при котором само движение произносительного аппарата воспроизводит изображаемое явление» .

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…»

Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы – и старые, и новые – практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина «Осень», датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф издалека подводят читателя к главному – минуте, когда вот-вот «стихи свободно потекут». У Ахматовой ударной становится последняя строка. Центральное событие произведения – приход к лирической героине мужчины: «Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему». Скорей всего, здесь имеется в виду искусствовед Николай Николаевич Пунин. Анна Андреевна прожила с ним в гражданском браке около пятнадцати лет, познакомившись в начале 1920-х годов. Во время написания рассматриваемого стихотворения поэтесса еще не знала, чего ждать от новых отношений, но явно надеялась на счастливое будущее. При этом не стоит забывать о том, что предыдущий брак оказался для нее неудачным. Второй муж – выдающийся востоковед Владимир Казимирович Шилейко – стал для Ахматовой настоящим тираном. Естественно, после всего пережитого появление Пунина воспринималось ею едва ли не как чудо, луч света в темном царстве.

Значительная часть стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» — описание пейзажа. Вниманию читателей предлагается осень не совсем обычная, такая не случается каждый год. Ею возведен высокий купол, не затемненный облаками. Долго не наступают холода, стала изумрудной вода замутненных петербургских каналов, словно розы запахла крапива, но только сильней. Осень в анализируемом тексте больше походит на весну – кажется, вот-вот появятся подснежники. Чувства лирической героини настолько сильны, что для нее весь мир, освещенный похожим на мятежника солнцем, становится охваченным любовным волнением. Причем речь идет не только о природе, но и о людях, удивленных происходящими переменами. Любовь дарит надежду на лучшее, на возрождение. Времена года в стихотворении служат олицетворением циклов человеческой жизни. Осень – старость, закат. Весна – молодость, начало. Для лирической героини любовь – это еще и возможность вернуть юность, хотя бы ненадолго отринув неумолимо приближающуюся смерть.

Анна Ахматова «Небывалая осень построила купол высокий…»

Небывалая осень построила купол высокий, Был приказ облакам этот купол собой не темнить. И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, А куда провалились студеные, влажные дни? Изумрудною стала вода замутненных каналов, И крапива запахла, как розы, но только сильней. Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, Их запомнили все мы до конца наших дней. Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник. И весенняя осень так жадно ласкалась к нему, Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник… Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

1922 Серебряный век. Петербургская поэзия конца XIX-начала XX в.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: