Александр блок 📜 за горами, за лесами

Лучшие стихи александра блока

Ante Lucem

Первые «серьёзные» стихи Александр Блок написал в 18 лет; они вошли в поэтический сборник с замысловатым названием Ante Lucem (в переводе с латыни — «До света», или, согласно авторскому переводу Блока, «Предрассветное»). В этих произведениях уже угадывается символистский настрой поэта: лирический герой здесь рассуждает о любви, о смерти, о Божественной воле

Злободневным событиям внимание не уделяется, зато постоянно встречаются сюжеты из славянского фольклора и европейской литературы. Названия стихотворений говорят сами за себя:

  • «Офелия в цветах, в уборе…»;
  • «Песня Офелии»;
  • «Гамаюн, птица вещая»;
  • «Сирин и Алконост»;
  • «Накануне Иванова дня…»

Офелия — главная героиня пьесы У. Шекспира «Гамлет», той самой, которую ставили в домашнем театре Менделеевых; Гамаюн, Сирин и Алконост — мифические птицы, частые персонажи русских народных сказок; Иванов день (также день Ивана Купалы) — важный славянский праздник: согласно преданиям, в этот день можно найти мифический цветок папоротника и, сорвав его, обрести сверхъестественные способности, в том числе — видеть будущее. Уже в 18—19 лет Блок умело работает с классическими образами, пытаясь переосмыслить их. Так, в стихотворении «Офелия в цветах, в уборе…» появляется лирический герой, который наблюдает за Офелией и Гамлетом со стороны, не смея вмешаться в происходящее. А в произведении «Накануне Иванова дня» юноша, собирая цветы, получает дар ясновидения, но узнаёт не о судьбах мира, а о том, что ему суждено вскоре расстаться с любимой.

Раннее творчество Блока, безусловно, заслуживает внимания. И всё же стихи, вошедшие в Ante Lucem, запомнились читателю куда меньше, чем произведения следующего сборника — «Стихи о Прекрасной Даме».

Сочинение Любовь в творчестве Блока

Жизнь Александра Блока была трудной и витиеватой. И не для кого не секрет, что все свои эмоции и переживания, в том числе, и любовные, все поэты переносят на бумагу. Вот и Блок не исключение.

Его творчество можно разделить на 3 этапа, и все они связаны исключительно с женщинами, и его любви к ним.

Наиболее интересным для меня является первый этап его творчества и, соответственно, первый сборник «Стихи о Прекрасной даме». Строки пронизаны яркими, «вкусными» эмоциями. Но это отнюдь не страсть, а слепая, вечная (как кажется) привязанность и любовь, от которой щемит сердце, о которой иногда думаешь, что ее не может существовать, настолько она идеальна. Стихотворения были посвящены будущей жене Александра Блока Людмиле Менделеевой. Но по моему мнению, они пронизаны юношеским максимализмом.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Согласитесь. Это так похоже на трепетную юношескую влюбленность, робкую, иногда даже безответную.

Но и история любви поэта и его жены Людмилы оказалась палкой о двух концах. То ли не выдержав сложного характера Александра Александровича, то ли оони оба уже выросли из этих чувств, женщина уходит от него к на тот момент очень перспективному писателю Андрею Белому. И этим всем событиями видно отражение в творчестве Блока.

Теперь его «детища» стали абсолютно другими: осмысленными, с другой ритмикой и интонациями. Да и к объекту обожания теперь относится не как к чему-то неземному и не досягаемому, а к как вполне приземленному, но все также желанному нечто. Почему нечто? Да потому что он и как женщину ее особо не воспринимал. Ему просто нужно было кем-то восхищаться и кого-то любить.

К моему большому сожалению, в одном из последних циклов стихотворений Блока под названием «Кармен», посвященного танцовщице балетной труппы, на выступления которой часто ходила Александр Блок, я увидела не любовь, а именно страсть, которая вряд ли зканчивается чем-то хорошим, а ведь так хочется верить в неземную бесконечную любовь. До селе не известно, была ли эта женщина любовнице поэта, но между ними была страсть, которая и позволила писать ему такие прекрасные стихотворения.

Александр Блок ушел из жизни весьма молодым, но он так и остается символом Серебряного века русской литературы.

Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр)

Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним из декадентских течений в русской литературе конца XIX – начала XX века, возникшим

При всей неоднородности этого сложного явления его сущность заключалась в противопоставлении реальному миру мира идеального, якобы постигаемого с помощью символов, способных выявить тайную сущность бытия. В реалистическом искусстве символ служит средством художественного обобщения, типизации жизненных явлений.

Символические образы мы находим в творчестве Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Леонова, Шолохова и многих других писателей.

Символисты же создавали отвлеченные, мистические символы, намекающие на связь человека с потусторонним

В кругу символистов Блок занимал особое положение: он не был проповедником религии, крайнего индивидуализма, культа смерти, сознательного ухода от действительности, разрыва с классической традицией и увлечения чисто формальными экспериментами. Но он разделял с ними некоторое время идеалистические представления о нравственно-религиозном перерождении общества, о пришествии на землю “Вечной Женственности”, “Мировой Души”, о спасении мира красотой и т. д.

Влияние символизма сказалось в “Стихах о Прекрасной Даме” (1901-1902), которые носили субъективный, созерцательный характер. Это были вариации на тему идеальной, неземной любви и рыцарского поклонения поэта Прекрасной Даме, выступавшей в таинственном облике Светлой Девы, Золотой звезды, далекой души, желанной подруги, волшебницы и пр. В этих стихах были Он и Она, обитающие в условном, отрешенном от жизни и людей мире.

В них преобладали отвлеченные, туманные, зыбкие образы, выражавшие смутные и хаотические настроения поэта. Он использовал набор готовых эпитетов (лазурный, лучезарный, туманный, несказанный и т. д.)., метафор и символов (тьма, свет, ночь, день, рассвет, закат), обозначавших душевное состояние лирического героя.

От стихов о “Прекрасной Даме” до “Двенадцати” поэт прошел большой и сложный путь. Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью. Уже в ранний период он пробивался сквозь мистические туманы и грезы к выражению подлинных человеческих чувств и переживаний.

Его лирика все более и более проникалась осознанием обреченности буржуазного мира, тревожными предчувствиями грозных катастрофических событий (“За краткий сон, что ныне снится…”, “Гамаюн, птица вещая”, “Все ли спокойно в народе?”).

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

18 октября 1908 года

О доблестях, о подвигах, о славе

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

30 декабря 1908 года

*****

Скифы

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал

И заглушал грома лавины,

И дикой сказкой был для вас провал

И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток,

Копя и плавя наши перлы,

И вы, глумясь, считали только срок,

Когда наставить пушек жерла!

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,

И каждый день обиды множит,

И день придет — не будет и следа

От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

Мы любим всё — и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё — и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений…

Мы помним всё — парижских улиц ад,

И венецьянские прохлады,

Лимонных рощ далекий аромат,

И Кельна дымные громады…

Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,

И душный, смертный плоти запах…

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы

Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжелые крестцы,

И усмирять рабынь строптивых…

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно — старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет, — нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века — вас будет проклинать

Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам

Перед Европою пригожей

Расступимся! Мы обернемся к вам

Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!

Мы очищаем место бою

Стальных машин, где дышит интеграл,

С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне вам не щит,

Отныне в бой не вступим сами,

Мы поглядим, как смертный бой кипит,

Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города, и в церковь гнать табун,

И мясо белых братьев жарить!..

В последний раз-опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

30 января 1918 года

*****

Анализ троп и стиля

Жанр стихотворений цикла эпический с примесью свойственной Блоку лирики и символизма. Сюжетная линия развивается линейно на фоне переживания лирического героя за судьбу России.

Из средств художественной выразительности (троп) отметим метафоры:

  1. Под игом ущербной луны.
  2. Стрелой татарской древней воли.
  3. Закат в крови! Из сердца кровь струится!
  4. Летит, летит степная кобылица.

В цикле достаточно много олицетворений, вот некоторые из них:

  • За ветром взывают мечи.
  • Река раскинулась. течет, грустит лениво.
  • Тихие зарницы князя стерегли.
  • Идут испуганные тучи.

Сравнения:

  1. А Непрядва убралась туманом, / Что княжна фатой.
  2. Как волк под ущербной луной (Я).
  3. И, словно облаком суровым, / Грядущий день заволокла (мгла).

Эпитеты:

  1. За туманной рекой.
  2. С вековою тоской.
  3. Вольные тучи.
  4. Сердцем вещим и т д.

Кстати, этот цикл стихотворений можно смело назвать прологом к созданию поэмы «Двенадцать», пусть между ними и лежит 10 лет. В них видно желание Блока сначала переместить Русь из гнёта монголо-татар в свободную страну княжеского покроя, потом избавить её уже от монархии в пользу сомнительного верховенства рабочих и крестьян.

Вариант 4

Любовь – это то, что дается нам свыше

У каждого человека понимание любви разное: кто-то отдается этому чувству полностью, а кто-то не понимает, насколько важно и приятно любить, и быть любимым. Многие поэты, писатели, психологи, ученые пытались дать ответы на многие вопросы о любви, но однозначных ответов нет

Александр Александрович Блок – поэт, который часто обращался к теме любви в своей лирике. Он был влюблен в Любовь Дмитриевну Менделееву, поэтому произведения искусства часто были посвящены именно этой женщине. В Прекрасной Даме сочиталась загадка, красота и гармония. Блок жил ожиданиями и желаниями, но боялся быть отвергнутым. Он любил как женщину, перед которой нужно преклоняться и которой нужно восхищаться. Его любовь к Менделеевой можно назвать неземным и божественным чувством.

Л.Д. Менделеева была для А.А. Блока чем-то сверхъестественным. Он восхищался этой женщиной, знал, что она близко, но в то же время понимал, что недосягаема. Именно возможность восхищаться женщиной и чувствовать, что она близко, дало начало многим шедеврам поэзии Блока. Он видел, как быт и будни меняют женщин в худшую сторону, поэтому хотел сделать все для своей возлюбленной.

А.А. Блок всегда на собственном жизненном пути мечтал найти свой идеал, родственную душу, но, к сожалению, ему так и не удалось найти ту, которая будет с поэтом и в радости, и в горе. Любовь Менделеева не выдержала, устала от божественной любви Блока и ушла от него к Андрею Белому. Несмотря на боль и разочарование, стихи великолепного Александра Блока остались.

Любовь к Менделеевой переплеталась с любовью к Родине в совершенных произведениях. Он хотел служить Родине, вопреки тому, что все его переживания и мысли были только о Прекрасной Даме. Александр Александрович взрослел, развивался, и его взгляды на жизнь кардинально менялись. Он не мог спокойно наблюдать за тем, что вокруг смерть, голод и страдания.

Блок искал пути к реальной жизни, на которых его ожидали разочарования, взрывы отчаяния, попытки пересмотра своих жизненных целей и т.д. Но поэту удалось доказать, что он – глубокий человек с большим сердцем. Александр Александрович Блок в своих произведениях показал, какой он человек, как он относиться к народу и любви

Он провел параллель между красивым, прекрасным и тем, что действительно важно: помощь народу, который так нуждается в спокойствии и мире

Несмотря на то, что жизнь поэта-лирика оборвалась очень рано, популярность стихотворений Александра Александровича Блока не угасает и в наше время. Он всегда воспринимал все происходящее вокруг него чувствами. Поэтому его произведения искусства наполнены загадками, мистицизмом и имеют невероятную притягательность.

Грешить бесстыдно, непробудно

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

26 августа 1914 года

*****

В кого талант?

Каждый приходит к творчеству по-своему; кто-то — благодаря влиянию старших родственников и друзей семьи, кто-то — вопреки родительской воле и нравам ближайшего окружения. Так, во времена А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова умение сочинять какие-никакие стихи входило в перечень навыков, которыми должен обладать каждый уважающий себя дворянин: это было необходимо, чтобы, например, при случае написать стихотворное послание в альбом очаровательной даме. Поэтому неудивительно, что среди множества дворянских мальчиков, волей-неволей пробующих себя в литературном мастерстве, находилось немало тех, для кого литература становилась не просто данью моде, а чем-то большим. А вот во второй половине XIX века помещикам стало уже не до поэзии, тем более что времена наступили тяжёлые. Так, отец Н. А. Некрасова хотел видеть сына только военным — и лишил юношу покровительства, когда будущий классик признался родителям, что мечтает стать литератором. Так Некрасов уехал в Петербург без гроша за душой, голодал, тяжело болел и некоторое время был вынужден даже жить в ночлежке для нищих.

Что касается Блока, то ему не пришлось отстаивать перед родными желание заниматься искусством. Мальчик появился на свет в интеллигентной семье: его мама, Александра Андреевна, была дочерью ректора СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета). К сожалению, отношения между родителями будущего поэта с самого начала складывались крайне напряжённо; супруги быстро разошлись, и после развода отец-юрист почти не интересовался судьбой Саши. Однако юный Блок никогда не чувствовал себя одиноким: в его воспитании принимали участие многочисленные интеллигентные родственники Александры Андреевны. С мальчиком проводил немало времени сам ректор СПбГУ Андрей Николаевич Бекетов, мама читала ему сказки, а бабушка — поэмы собственного сочинения. Поэтому неудивительно, что уже в пять лет юный Блок написал первые стихи о животных, а в четырнадцать принялся «издавать» собственный рукописный журнал. К тому же по соседству с Шахматовым — родовым гнездом Бекетовых, где жил и юный Блок, — располагалось имение Боблово. Его хозяином был не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев — тот самый, который создал знаменитую на весь мир таблицу химических элементов. Блок часто ездил к Менделеевым и даже принимал участие в домашних театральных постановках. Кстати, именно в Боблово юный Александр познакомился с Любовью Андреевной Менделеевой — дочерью выдающегося химика, которая впоследствии стала его супругой. Юноша и девушка сразу прониклись симпатией друг к другу и поддерживали в увлечении искусством; так, будучи юными, они играли для родных и близких главных героев «Гамлета».

Сюжет и общая тема

В первом стихотворении показано поле Куликово во время битвы с монголо-татарами, когда на кону было освобождение от одного рабства в пику другого ярма, пусть оно и местного разлива.

Несущаяся вскачь степная кобылица не есть лучший предвестник событий, ибо её бег поэт видит на фоне кровавого заката, когда:

Следующие стихи цикла стараются раскрыть полностью тему битвы на поле Куликовом, тему преображения Руси из пленной во временно свободную. Заметно, что Блок ни раз обращается к Богу, показывая, что все происходящее следует по его канонам, а не против:

В финале видна параллель с давней битвой на Куликовом после и событиями Первой революции. В минувшей битве и в сегодняшних событиях чувствуется историческая необходимость, но где найти ту точку перемен, которая приведет к лучшим изменениям, а не станет ещё одним циклом-витком падения.

Блок как-бы обращается к Руси –

Завершая им последнюю строфу и как-бы отдавая все будущее на откуп проведения: Молись – и будь, что будет.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Образы и символика в поэзия А. Блока

А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделял свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». Но главный цикл, и это несомненно, о Прекрасной Даме. До конца жизни это была любимая книга А. Блока, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах», наполненный мистическим предчувствием приближения «Вечной женственности», которая озарит и преобразует мир. Огромное влияние на Блока оказало учение Платона о «Душе мира».

Известно, что Блок принадлежит к такому направлению в русской поэзии как символизм, а точнее к младосимволистам. В его стихах много различных образов и символов, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. Поэзия Блока несколько раз претерпевала изменения.

Рассмотрим символику и образы блоковской поэзии. Поскольку Блок был символистом, то и чувство Блок изображает с помощью символов. Можно сказать, что ранняя поэзия Блока даже эротична Чувство любви к Прекрасной Даме (первому главному образу стихов А. Блока) поэт выражает как манящие руки, спадающая вуаль, «горячих поцелуев брёд». Любовь к Прекрасной Даме наполняет стихи Блока этого периода. Для Блока его Божество это — «Она», «Прекрасная дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности. Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней.

В стихах последнего цикла первой книги («Распутья») с наибольшей силой звучит тема катастроф. Лирический герой чувствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, верный служитель Прекрасной дамы, но возникают новые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов, все больше ощущается горечь узнавания жизни. Образ Прекрасной дамы трансформируется в обрат Прекрасной Незнакомки. Теперь ее лицо закрыто вуалью, что придает стихам печальное звучание. Лицо Незнакомки закрыто, видно, что она прекрасна, но разглядеть ее нельзя (стихотворение «В ресторане»). Прекрасная Дама как бы отдалилась от поэта, превратившись в Незнакомку. Синее платье, вуаль — все создаст чувство одиночества, покинутости. В ресторане полумрак (это не только в ресторане, во и в душе полумрак), за окном непогода, воет ветер. Настроение сразу становится печальным, появляется чувство одиночества поэта в мире людей. Вообще, Блок часто использует мотив погоды для передачи настроения, обстановки. Вьюга, ветер, холод а поэме «Двенадцать» показывают враждебность мира прошлого по отношению к человеку. Вьюга, ветер не дают просто так пройти к обновленному миру, они изображают силы, которые мешают отказаться от старого мира. Но образ Прекрасной Незнакомки не вечен и ему на смену приходит образ Родины. Блок любит Родину так, как он раньше любил Прекрасную Даму. Для Блока Родина — это жена. «О, Русь моя, жена мою». Родина — это третий главный образ блоковской поэзии. Он прослеживается во всех последующих его произведениях. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия»), создается двуликий образ страны — нищей, обездоленной и в то же время разбойной, вольной. Образ родины — тоскующей невесты, жены —наделен поэтом человеческими чертами. Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:

В 1917 году прогремела революция. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой он принимает революцию и все ее жертвы: «. Вы думаете, что народ — это паинька. ». Блок оправдывает жертвы тем, что без них нельзя отбросить старый мир и войти в новый мир.

И пес к ним не зря пристал. Пес — это символ старого мира. Старый мир по пятам идет. Прогоняют они его: «Уйди, штыком пощекочу. ». А он не отстает. Не так-то легко от него избавиться. Нельзя в одночасье из черного белое сделать. Надо трудный путь пройти, кровавый. Вот он и не отстает. И пурга, пурга, пурга. Непросто пройти к новому миру. Но Блок верит в революцию и число двенадцать. И Христос — символ надежды, символ того, что новое время настанет: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».

Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших русских поэтов. Так заканчиваются. поиски смысла бытия, гармонии, обретенной им в единстве с судьбой Родины.

Источник

О, весна без конца и без краю

О, весна без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя!

24 октября 1907 года

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: