Смысл рассказа «живые мощи» тургенева

«живые мощи», анализ рассказа тургенева

«Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева

В одной из французских пословиц говорится, что вид промокшего охотника такой же жалкий и несчастный, как и сухого рыболова. Это на себе испытали Ермолай и барин Петр Петрович. Они вышли пострелять тетеревов, но уже в лесу их настиг сильный дождь.

Ермолай предложил переждать непогоду в Алексеевке, которая принадлежит матери Петра Петровича, но барин даже не знал об этом. Охотник заночевал в старом флигеле. Свежим солнечным утром Петр Петрович вышел в сад, а затем заглянул на пасеку. Там он обнаружил плетеный сарай. Из любопытства барин заглянул в приоткрытую дверь и в глубине заметил человеческую фигурку. Охотник хотел было уйти, как вдруг с ним кто-то заговорил приглушенным голосом. Это заставило Петра Петровича насторожиться. Говорила фигура медленно, называла барина по имени и отчеству, просила подойти.

Петр Петрович вошел в сарай и замер. Перед его глазами предстало удивительное существо. Тело было накрыто одеялом, а две маленькие высохшие руки торчали поверх него. Голова тоже была высохшая, будто вылитая из бронзы. Из-под повязанного платка тускло виднелись желтые волосы. Однако лицо не казалось безобразным. Оно даже выглядело красивым, лишь пугало своей странностью.

Мало кто смог бы узнать в жалком существе Лукерью – первую красавицу этой деревни. Петр Петрович еще подростком был тайно влюблен в крестьянку. По просьбе барина несчастная женщина рассказала о своей беде.

В то время Лукерья собиралась замуж за Василия Полякова. Однажды ночью она вышла во двор послушать соловья, но оступилась, упала с крыльца и сильно ушиблась. С тех пор женщина утратила аппетит и стала чахнуть. Приходили врачи, но так и не смогли помочь. Постепенно Лукерья совсем усохла и уже не могла двигаться. Ее привезли в Алексеевку и поместили в этом сарайчике. Поляков сначала тосковал, но затем отыскал другую женщину и благополучно женился.

Оказалось, что страдалица почти ничего ни ест и очень мало спит. Она научилась лежать и почти не думать – так легче коротать часы одиночества. Лишь изредка читала молитвы. Когда Лукерья засыпала, к ней приходили странные видения.

Однажды приснилось, что сидит она на дороге, облаченная в одежду странницы-богомолки, а мимо нее проходит много людей. Среди них выделялась одна женщина со строгим выражением лица. Лукерья спросила прохожую: кто она такая? Женщина ответила, что она – сама смерть. Больная стала просить, чтобы та увела ее с собой, но смерть объяснила, что сейчас не до нее. А вот когда пройдут петровские праздники, она будет возвращаться и заберет Лукерью.

Бывало, несчастная лежала без сна целые недели. Как-то добрая женщина оставила больной лекарство от бессонницы. Но это средство уже давно выпито. Петр Петрович догадался, что это был опиум и пообещал достать Лукерье такого снадобья. Он был потрясен мужеством и терпением крестьянки. Но Лукерья не считала свою судьбу особенной. Она знала, что людям случалось переживать и не такие страдания.

Петр Петрович спросил у крестьянки, чем может облегчить ее страданья? Женщина ответила, что лично ей ничего не нужно. Если бы мать барина уменьшила местным крестьянам оброк, Лукерья была бы рада.

Оказалось, что женщина еще молода, ей не больше тридцати лет. Петр Петрович в тот же день узнал от хуторского десятского, что несчастную прозвали в деревне «Живые мощи». Никакого беспокойства от нее не было. Иногда наведывалась к больной девочка, приносила еду и воду.

Спустя несколько недель вещий сон Лукерьи сбылся. Перед смертью она весь день слышала с небес звон колоколов.

  • «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

По произведению: «Живые мощи»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

Герой произведения после неудачной охоты в дождливый день, заезжает переночевать на хутор Алексеевка, который принадлежал его матушке. Прогуливаясь по знакомым местам и любуясь красотой природы, он доходит до пасеки, рядом с которой стоял небольшой сарайчик. Здесь он и встречается с главной героиней. Весь рассказ это описание разговора Петра Петровича и Лукерьи.

Лукерья, двадцати девятилетняя женщина, напоминает по внешнему виду скорее мумию, чем человека. Она вот уже многие годы прикована к кровати. Примерно семь или восемь лет назад, она и сама точно не помнит, с ней случилась беда, он по непонятной причине оступилась и упала. С тех пор физические силы её стали слабеть, а затем и вовсе покинули, внутри постоянно что-то болезненно ноет, движения женщины ограничены, так как доставляют тяжесть и боль. Многие врачи и бабки-знахарки пытались её лечить, но ничего не помогает, так как никто не может установить причину и определить болезнь. Так Лукерья осталась один на один со своей бедой. Она сильно похудела, обессилела, превратилась в старуху и всё время лежит. На хуторе её стали называть живые мощи. А ведь была когда-то она первая красавица на деревне, резвая, бодрая, певунья и плясунья, собиралась выходить замуж, но всё оборвалось в один миг.

Но как мы видим из текста, Лукерья не испытывает к себе жалости и сострадания. Она с благодарностью принимает то положение, в котором находится, старается найти хотя бы что-то хорошее в своей жизни. Женщина признательна всем тем, кто к ней заходит даже изредка, кто ухаживает за ней. Находясь прикованной к постели, она радуется тому, что Господь избавил её от грехов. Так как в таком состоянии, как говорил женщине священник, даже грехи от тебя отвернулись. Лукерья считает, что её болезнь это расплата за её грехи и грехи других людей. Героиня уверена, что она избавляет человечество от мук. Женщина всей душой радуется за бывшего своего жениха, который отказался от неё во время болезни и женился на другой женщине.

Больше всего Лукерья волнуется и переживает за обычных крестьян, потому что они очень бедные, у них мало земли. Она просит Петра Петровича, чтобы он поспособствовал в улучшении их условий жизни. Ещё женщине очень совестно перед своим собеседником за свою длинную и красивую косу, которою она отрезала из-за невозможности ухаживать за волосами. С каким восторгом и искренностью Лукерья рассказывает о красоте природы, которую она отдельными фрагментами видит, но больше всего слышит. Забежавший случайно зайчик, залетевшая ласточка, принесённые полевые цветы, всё это вызывает у женщины целую бурю эмоций и придаёт ей физические, моральные силы и желание жить, даже в таком состоянии.

Автор показал нам сильную духом русскую женщину, которая, несмотря на тяжесть судьбы, сумела мужественно нести эту ношу до конца своих дней.

Несколько интересных сочинений

Человек, как слово знакомое каждому. Каждый может вложить в это слово свой смысл. Я расскажу, что оно значит для меня.

Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя.

Небольшое произведение М. Шолохова «Судьба человека» причисляется к творческому процессу с военным сюжетом. Вопреки тому, что в литературной работе нет какого-нибудь имеющего большое значение военного столкновения

Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году, но опубликован он был спустя 2 долгих года борьбы с цензурой в одном из номеров журнала «Современник».

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».

Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошел в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.

Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи — калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нем отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.

Проблематика

Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.

Основная проблема — долготерпение русского народа.

Сюжет и композиция

Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.

Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа — разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о ее прошлом.

Конец — повествование о ее скорой смерти.

Герои

Лукерья — 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. В ее голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в ее положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.

К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфене из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждет помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует ее положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви . Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает ее подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых.

Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Ее жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжет, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передает девочке-сиротке, которая ходит к ней, свое умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чем просит Лукерья — уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика ее терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк .

Барин-рассказчик

Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумертвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти ее в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для ее же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Ее лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.

Ее крохотные пальчики холодны, а темные веки, опушенные золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всем образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной ее болезни. Последний ее сон, в котором Смерть предсказывает ей время ее кончины, сбывается.

Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает ее в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

Характеристика героев

Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

https://youtube.com/watch?v=VAIYy2cjEk8

Смысл произведения «Живые мощи»

Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и помогает слабым, душой и сердцем предан Богу.

Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.

Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что прошла все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.

В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.

Ищите нас здесь

Лекарство от бессонницы

Но увидеть такие обнадеживающие сны ей удается не часто. Бывает, Лукерья не спит целые недели. Проезжавшая мимо барыня оставила ей как-то лекарство от бессонницы, но оно давно уже кончилось. Петр Петрович догадывается, что это был опиум и обещает достать еще.

В рассказе «Живые мощи», краткое содержание которого помогает лучше понять замысел автора, главный герой дивится терпению и мужеству этой обычной женщины. На это Лукерья возражает, что многие люди страдают намного больше, чем она. Оказывается, что она совсем молодая женщина, ей нет еще и 30.

На прощанье Петр Петрович спрашивает, нуждается ли она в чем-нибудь. Лукерья просит только одного, чтобы его мать уменьшила оброк для крестьян. Ей же самой ничего не надо.

От местных жителей рассказчик узнает, что Лукерью прозвали «живые мощи», она никому не доставляет беспокойства. А спустя несколько недель, сразу после Петровок, Лукерья умирает.

В этом рассказе Тургенев нарисовал прекрасный; чисто русский образ смиренного страдания и покорности воле Божьей. Автор рассказывает, как он однажды зашел в уединенную усадьбу и здесь в отдаленном сарае увидел больную женщину, которая неподвижно лежала на постели. в этой женщине автор узнал бывшую горничную Лукерью, которая раньше была красавицей и имела любимого жениха. Лукерья внезапно подверглась такой болезни, которая иссушила ее и навсегда при ковала к постели.

Жених, конечно, оставил ее и женился на другой, а Лукерья с тех пор лежала несколько лет одна, заброшенная, без всякого ухода. Но она нисколько не жаловалась на свое тяжелое положение. Душа ее освободилась от всех страстей; у нее не было ни злобы, ни зависти, ни ревности; себе она ничего не желала, а только заботилась о других. На вопрос автора, не нужно ли ей чего, Лукерья ответила: «ничего мне не нужно, всем довольна, слава Богу … А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить: крестьяне здешние бедные, хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет.. Они бы за вас Богу помолились … А мне ничего не нужно, всем довольна».

Когда автор удивился ее терпению, Лукерья смиренно ответила: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял». Лукерья весьма религиозна, она постоянно читает молитвы, в которых не ропщет на Бога, а только благодарит Его за жизнь и «крест». Смерти она не боится и радостно просит ее взять к себе. За несколько дней до смерти она видела ее во сне …

В лице героини рассказа «Живые мощи» Тургенев показал, до какого духовного просветления доходят лица из народа. Героиня рассказа — молодая девушка Лукерья, была красавицей, веселой и бойкой; она любила своего жениха и была им любима. Однажды, оступившись, она падает вниз с крыльца и после этого начинается с ней какая то особенная болезнь: она сохнет, перестает владеть ногами и затем окончательно костенеет. Автор находит ее в плетенном сарайчике близ пасеки, где она проводит лето.

Несмотря на перенесенные ею страдания и настоящее тяжелое положение, она и не думает падать духом — напротив, она кажется даже довольной своим положением, поет песни, любуется природой в ее разнообразных проявлениях — следит за тем, как липа или гречиха зацветают, как пчелы по пасеке летают, как ласточки гнезда вьют и т.д. Когда автор дивится ее терпению, она замечает, что ее терпение ничто в сравнении с терпением Иоанна Столпника или Жанны ДАрк, предание о которой она передает. Она глубоко религиозна, видит пророческие сны, Христа, иногда и свою собственную смерть; последней она совсем не боится, она ждет ее, как какой-то радости …

Уникальность стиля

В рассказе Тургенев описал Лукерью поэтично и красиво. Те вещи, что обычно вызывают страх и отвращение, выглядят прекрасно и почти божественно. Ее окаменелое лицо, холодные руки и бедный, когда-то поющий голос — все это автор описал так, словно она произведение искусства или ценная древняя статуя.

Сны больной имеют особую смысловую и образную роль в произведении. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал началом болезни. А последний, в котором сама Смерть говорит, что скоро заберет ее, становится причиной ее кончины. Можно смело предположить, что и другие сны Лукерьи были вещими, и те, где ее забирает Небесное Царство, и где родители благодарят за молитвы.

Смысл книги

Произведение по литературному направлению принадлежит к реализму и имеет автобиографическую основу, так как главные события развиваются на хуторе Алексеевка — в имении матери автора.

Основная тема произведения — это сила мужества и терпения русского народа, который с большой стойкостью и неимоверным терпением переносит все беды и страдания, выпавшие на его долю. Это удачно раскрывает и эпиграф, взят из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Ее святость проявлялась еще при жизни. Во сне к ней явился сам Христос, назвал ее своей невестой и обещался забрать в рай небесный, где она будет ему петь свои прекрасные песни. И видение ей было: пришли родители и благодарят, что грехи их облегчает, а сама и вовсе их не имеет, так как освобождена от них за свои муки, страдания и сильную веру. А безгрешны — только святые.

Ей, как избранной и достойной чести Господа, извещают время смерти. Ее душу на небе встречают звоном колоколов, которые слышны только ей.

Тургенев на примере образа горничной Лукерьи, тяжело заболевшей и без нареканий несшей свой крест, показывает насколько может быть терпелив и вынослив простой русский люд. Живя под гнетом крепостного права, в бедности и горе, сохраняет любовь к ближнему и окружающей среде, прощает обидчиков и помогает слабым, душой и сердцем предан Богу.

Даже в неподвижном состоянии Лукерья не чувствует себя несчастной, ведь есть случаи и похуже. Так и русский мужик терпит, думая, что это еще можно вынести, некоторым еще тяжелее. Он еще не готов к решительным действиям, открытой борьбе за улучшения своего состояния.

Автор сознательно подводит к мысли: как Лукерья, что прошла все испытания и мучения, но веры не потеряла, так и человек должен верить в счастливое будущее.

В своем произведении он также убеждает нас в том, что основные качества характера человека — сила и мощь души. Они присущи главной героине. Она даже в другой мир уходила достойно и с радостью.

Рассказ заканчивается смертью девушки. Вполне естественно, что такой печальный финал несомненно огорчил бы внимательного читателя, но не в этом случае. Ведь для Лукерьи, постигшей Господнее таинство, смерть – это не только избавление от нечеловеческого мучения и боли. Это прежде всего переход в Небесное Царство, где ее ждет, как свою невесту Христос. Она с нетерпением ждет своей кончины и уходит счастливая.

Лукерья знает, что скоро умрет, и очень рада встрече с барином Петром из ее прошлой здоровой и веселой жизни, но он не узнает в ней прежней красавицы.

Он искренне предлагает помощь бедняге, но девушка ничего не желает. Может только немного опиума, чтобы немного поспать.

Жалеет девушка только о своей утраченной длинной и пышной косе, что в данной ситуации выглядит совсем нелепо.

И только перед его уходом решается попросить, чтобы господин похлопотал перед матушкой об уменьшении подати местным крестьянам. Но он молчит, хотя о лекарстве повторяет, что пришлет.

По видимому, он даже не будет говорить с матерью об этом и вскоре забудет, какое дело богатым до нужд крепостных. Он никогда бы не узнал и о Лукерьи, если бы не дождь, который помешал охоте и не занес его в это глухое селение.

  • План онлайн урока в начальной школе

      

  • Как формируется прибыль акционерного общества кратко

      

  • Что подразумевает понятие школьная каллиграфия

      

  • Что позволило ссср успешно осуществить массовую эвакуацию кратко

      

  • Для чего нужно составление родословных биология кратко

История написания

Впервые «Живые мощи» были напечатаны в 1774 году. Произведение вошло в состав литературного сборника «Складчина», который собрал в себя произведения русских писателей в пользу голодающих Самарской губернии. Рассказу Тургенев дал подзаголовок — «отрывок из „Записок охотника“».

Произведению присущи автобиографические черты. Они выражаются в особенностях рассказа:

События разворачиваются в Алексеевке

Там располагалось одно из имений матери Ивана Сергеевича.
Прототипом главной героини стала девушка Клавдия, с которой автор встречался в первой половине 40-х годов.
Образ девушки по имени Евпраксия, с которой автор был близок в 17-летнем возрасте, он также взял во внимание для создания Лукерьи. В юные годы она была живой и жизнерадостной личностью, но затем болезнь навсегда приковала девушку к постели и заставила ее усыхать

Именно она и напомнила автору живые мощи.

Живые мощи. Лукерья

3.6

(12)

Главная героиня рассказа «Живые мощи» — едва ли не лучший, не самый поэтический из всех образов «Записок охотника». Автор показал на нем, до какой духовной высоты может подняться простой русский человек вообще. Молодая девушка, крестьянка Лукерья, веселая, живая, бойкая, красавица, невеста, любимая женихом и сама любящая его, внезапно заболела такой болезнью, которая иссушила ее, навсегда при ковала к постели, исключила из числа живых людей. Жених ее погоревал, да и женился на другой. А она проводит целые годы в уединении, неподвижная, одна со своими думами. Но она не пала духом в безотрадном положении, напротив, она дошла до полного просветления, она счастлива, она радуется жизни, всякому ее мелкому проявлению, она рада смерти и ждет ее как блаженства, и не знает и не понимает страха перед ней. Лукерья — олицетворение народного религиозного идеала. Автор неожиданно увидел Лукерью в плетеном сарайчике близ пасеки, где она проводила лето. Вот как он описывает ее наружность: «Голова совершенно высохшая,нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза … лицо не только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. Лукерья не знает себялюбия, зависти, ревности, злобы. Она рада, что ее бывший жених нашел себе добрую жену, «и очень ему, слава Богу, хорошо», говорит она. Она тихо следит за жизнью природы и веселится ею. Она о себе не думает, но о других у нее болит сердце. Когда барин спрашивает ее, не нужно ли ей чего? Она отвечает: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу …». В Лукерье сохранилась обычная любовь русского человека к песне: она поет, слабым, едва слышным, но чистым и верным голосом, всякие песни, которых прежде много знала. «Только вот плясовых не пою. В теперешнем моем звании оно не годится», — говорит она.

Смирение русского человека дошло в Лукерье до высокой степени. Собеседник подивился ее терпению, а она возражает ему: «Эх, барин! Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое: тридцать лет на столбу простоял … А то вот еще мне сказывал один начетчик … » И она передает поэтическое предание о Жанне Д-Арк, «святой девственнице», как та прогнала агарян из своей родной земли, и потом велела этим агарянам сжечь себя, чтобы «огненной смертью за свой народ помереть». Лукерья религиозна в самом возвышенном и чистом смысле этого слова. Бог ей близок. Она видит таинственные, чудесные, пророческие сны, Христа видит и царство небесное; видит во сне смерть свою в образе большой женщины с глазами желтыми, как у сокола, и светлыми-пресветлыми, она радостно просит смерть взять ее, и та назначает ей время — «после, мол, Петровок». И Лукерья, действительно, умирает после Петровок — она как бы провидела свой конец.

3.6 / 5. 12

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: