🐍 змей (ах, иначе в былые года)

Н. с. гумилев. героизация действительности в поэзии гумилева, романтическая традиция в его лирике. своеобразие лирических сюжетов. стихотворения «жираф», «волшебная скрипка», «заблудившийся трамвай»

Анализ 2

Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов. Особенно, если мы говорим об определенным образом записанных словах, которые могут формировать какую-то концепцию, учение, либо о словах, сказанных в нужной ситуации.

Тем более, для поэта слово является профессиональным инструментом, который определяет специфику работы. Конечно, поэт также обращается с мыслью и интуициями, но итогом становится слово, выражаемое в какой-либо форме, какой бы не была предшествующая работа, поэт пишет стихи. Подобные мысли и вообще значение слова Гумилев описывает в стихотворении Слово, которое было создано в 1921 году.

Сначала Гумилев рассматривает времена расцвета слова, когда оно обладало не просто магической, но фундаментальной властью над миром. Оно могло повелевать природой, могло давать возможность управлять мирами и целыми странами. Таким образом, грамотное владение словом позволяло получить власть и могущество, но и существенную ответственность.

Гумилев рассматривает использование чисел как альтернативы: «оттенки смысла умное число передает». Речь идет о возможности выражать некоторые простые чувства и мысли с использованием чисел. Такое отношение как бы подчеркивает священность слова, даже у седого патриарха, который «тростью на песке чертил число», когда нужно было выражать нечто простое.

Как известно из Писания, Господь, по сути, и является словом, но, как говорит Гумилев, люди об этом просто забыли и как бы опошлили слова. Теперь они теряют собственную цену и люди пользуются словом бездумно, хотя подобное отношение не является разумным. Автор Слова немного возмущается по этому поводу и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том чтобы возрождать величие слова и делать его снова могущественным.

Сделаем слово снова великим – такова «политическая» программа Гумилева. Тем не менее, есть ли перспективы у этой программы – большой вопрос. Ведь завершается стихотворении на печальном «дурно пахнут мертвые слова», то есть слова, утратившие собственный истинный смысл и силу.

По сути, люди отошли от Господа. Они забыли Его, забыли Слово и в этом вина только людского пренебрежения и безответственности. Поэтому они обречены прозябать в собственном зловонии, и может ли поэт сделать нечто ценное из этих обесцененных слов?

Анализ стихотворения Слово по плану

Николай Гумилев — Над пучиной в полуденный час ( Воспоминание )

Vospominaniye

Nad puchinoy v poludenny chas Plyashut iskry, i solntse luchitsya, I rydayet molchaniyem glaz Daleko zaletevshaya ptitsa.

Zamanila zelenaya set I okutala vzory tumanom, Yey ostalos letet i letet Do kontsa nad nemym okeanom.

Prikhotlivye vikhri vlekut, Bespolezny molby i usilya, I na zemlyu yee ne vernut Utomlennye belye krylya.

I kogda ya uvidel tvoy vzor, Gde pechalnye skrylis zarnitsy, Ya zametil v nem tot zhe ukor, Tot zhe uzhas izmuchennoy ptitsy.

Djcgjvbyfybt

Yfl gexbyjq d gjkeltyysq xfc Gkzien bcrhs, b cjkywt kexbncz, B hslftn vjkxfybtv ukfp Lfktrj pfktntdifz gnbwf/

Pfvfybkf ptktyfz ctnm B jrenfkf dpjhs nevfyjv, Tq jcnfkjcm ktntnm b ktntnm Lj rjywf yfl ytvsv jrtfyjv/

Ghb[jnkbdst db[hb dktren, ,tcgjktpys vjkm,s b ecbkmz, B yf ptvk/ tt yt dthyen Enjvktyyst ,tkst rhskmz/

B rjulf z edbltk ndjq dpjh, Ult gtxfkmyst crhskbcm pfhybws, Z pfvtnbk d ytv njn ;t erjh, Njn ;t e;fc bpvextyyjq gnbws/

Влюбленный в Африку

Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке. 1913 г.

Был заядлым путешественником: несколько раз отправлялся в научно-исследовательские экспедиции на африканский континент. По-детски жадная страсть к путешествиям, вероятно, передалась ему от отца — корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева (кстати, побывавшего во время одного из морских походов в Африке) и многочисленных моряков — предков по материнской линии. 

В некоторых его стихотворениях плотность экзотики просто зашкаливает:

Абиссинец поет, и рыдает багана,Воскрешая минувшее, полное чар;Было время, когда перед озером ТанаКоролевской столицей взносился Гондар.

Ахматова вспоминала, как Гумилев признавался ей, что ищет в своих африканских странствиях «золотую дверь». 

Николай Гумилев записывает галласские песни со слов галласа-певца. Фото: из коллекции Кунсткамеры

Из своих экспедиций Гумилев привез множество интересных редких экспонатов, переданных впоследствии в Кунсткамеру.

Тропы и образы

Первая строфа (зачин) выдержана в фольклорном стиле. Лирический герой сразу выражает своё отношение к событиям старины, близкое к восхищению (междометие ах). Словосочетание «колдовала земля с небесами» настраивает на сказку. Повтор дива дивные и чуда чудные четырёхкратно призывает читателя стать наблюдателем необычных, фантастических событий.

Устаревшие слова зрелись и деялись тоже призваны ввести читателя в древнюю лесную Русь.

В балладе Гумилёв создаёт удивительную картину жизни сказочной Руси, которую он называет лесной (эпитет). Девушки там ходят статной походкой (эпитет), подобны лебедям, с молочной белизной (метафора). Майская ночь – время, когда девушки выходят видеть луну (не смотреть на луну!). Днём их собирают толпами пастушки с дудками.

В небе над Русью летает, издавая серебряный звон, мерный клекот, Змей. В этих звуках есть что-то механическое, да и медный панцирь, который сверкает, слепит и горит (метафора) напоминает какую-то бронированную машину. Гумилёв как будто описывает самолёт, новшество начала 20 в.

На дне Каспийского моря водятся морские чудища, а в Беловежской пуще – вымершие в средние века туры.

Главный герой баллады – Змей. Считается, что в былинах в этом образе отражается память о татаро-монгольском нашествии. Действительно, территории, над которыми пролетает змей (китайская равнина, Лагор) в определённые времена были захвачены Золотой Ордой, которую Змей забывает ради девушек.

Лагор – город в Индии, которая в средневековье ассоциировалась со страной чудес. Так почему же там не быть пышному дворцу Змея с торжественным княжеским ложем (эпитеты)? Змей искренне не понимает, почему девушки не выбирают богатство, да ещё и его могучие объятья (эпитет).

Змей в фольклоре (сказках и былинах) всегда сильный, насмешливый, рассуждающий разумно и категорично. Он имеет крылья и часто несколько голов (но не всегда). Как и все сказочные животные, Змей антропоморфен, он нередко родниться с человеком, вступая в связь с женщинами. Гумилёв выбирает тот миф, где Змей не ест девушек, а именно стремится к браку с ними. Гумилёвский Змей тоже крылат, бесстрашен и хитёр, но он – не абсолютное зло, как былинный или сказочный. Ему не чуждо прекрасное, он любуется не только красотой русских девушек, подобных которым нет «ни в заморской стране, ни в восточной» (гипербола), но и завидует участи пастуха. Змей хотел бы не просто украсть девушку, но и сделать её довольной, как парень с дудкой.

Возникает даже сочувствие к Змею, которому некому пожаловаться на свою беду, так что он громко стенает, не страшась боя с Вольгой. Но не следует забывать, что и у Гумилёва Змей – это зло, насилие.

Девушки недаром сравниваются Гумилёвым с лебедями. Они всё время ходят гурьбой, так что даже майской полночью вереница глядящих на луну девушек подобна стае лебедей. Змей выхватывает одну, как хищная птица, и взмывает вверх. Такая обезличенность девушек ещё раз подтверждает мысль Гумилёва об исключительности русских девушек. Все они ведут себя совершенно одинаково, хотя, наверное, Змей охотится в разных местах, девушки незнакомы. Каждая из них предпочитает смерть неволе. С точки зрения Змея, девушки выбирают «спать на дне, средь чудовищ морских». Но этот прекрасный метафорический образ показывает, что Змей не вникает в психологию девушек, то есть ведёт себя не как человек, пренебрегая человеческими потребностями.

С его точки зрения, добровольная смерть девушек свидетельствует об их безумии.

Таким же безумным для Змея становится поступок Вольги. Во многих былинах этот богатырь – волхв, ведающий секретами обращения в животных, рождённый от Змея и женщины. Он идёт походом на восток, завоёвывает Индийское царство и женится на дочери царя. Змея былинный Вольга не убивает, но сражается с символическим Змеем – татаро-монголами.

Вольга  из произведения Гумилёва недоволен, поглядывает хмуро (наречный эпитет). То ли он возмущён тем, что Змей нарушил покой его родины, то ли не очень-то ему хочется вступать в бой, но положение богатыря обязывает. В этом образе, на котором обрывается, не развивается дальше сюжет баллады, многие исследователи усматривают параллель с современностью, когда защитники родины в 1918 г. готовы были сражаться, исполнять свой долг, даже «тетиву на рога тура натягивали», но врага, символ зла, простым оружием не одолеешь.

Сюжетная линия

Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:

Скрипка во все времена была олицетворением чистых, божественных звуков и нигде, ни в какой культуре не ассоциировалась с темными силами или с чем-то негативным. Поэтому, конечно же, под скрипкой Гумилев подразумевает нечто иное, на первый взгляд чистое и светлое, но в конечном итоге заставляющее страдать юного героя. Автор пытается уберечь его от этого пути: «не проси об этом счастье, отравляющем миры».

Достаточно знать биографию автора и его жизненные обстоятельства на момент написания стихотворения, чтобы понять, что речь идет о любви – чувстве, окрыляющем и дающим силы и способном в любое мгновение бросить в бездну ужаса, обдать «тоскливым смертным холодом».

Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:

Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Чудный град порой сольется. »

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

Отсылки к Библии

Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.

Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.

Где в Библии «словом разрушали города»?

Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).

Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.

Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904.

Что такое «огненный столп»?

Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.

В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).

Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела , сходившего с неба , и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).

Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца

«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?

«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

Что такое «умное число»?

В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.

Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.

Моисей.

Чем же пахнет слово?

Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.

Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».

Непонятные слова

Оный (устар.) — тот, тот самый;

Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;

Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.

Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.

Занегина Ася

Анализ стихотворения «Слово» Н.С. Гумилева

Произведение «Слово» Николая Степановича Гумилева входит в его сборник стихотворений «Огненный столп», изданный еще при его жизни в 1921

году, в период, когда его стихотворения отличались особой многоплановостью, философским смыслом и глубиной. В этой книге автор полностью раскрыл свое мастерство поэта. У Николая Гумилева было четкое представление о том, какое влияние он, как поет, может оказать на людей с помощью обыкновенного слова. Предшественники писателя множество раз доказывали на собственном опыте, что произнесенной в нужной момент фразой можно вдохновить десятки людей на восстание или, наоборот, успокоить разъяренную толпу. В стихотворении «Слово» автор выразил свое отношение и мнение к общению и словам как к великой ценности. В далекой древности, когда Бог только сотворил мир, «Солнце останавливали словом. Словом разрушали города». Важным и значимым этапом в развитии людского рода является период, когда человечество еще было способно понимать друг друга. Даже стоит отметить тот факт, что они не бросали слова в бессмысленную пустоту, так как верили, что любые произнесенные мысли и намерения могут материализоваться. Слово тогда считали чем-то возвышенным и недосягаемым, тем, кто овладел навыком управления словом, практически поклонялись. В повседневной жизни обычные люди объяснялись с помощью цифр, «потому что все оттенки смысла умное число передает»

В том числе и патриарх, подчинивший себе «и добро, и зло», проявлял осторожность к простому слову. Он считал, что произносить «звуки» неоправданно часто — излишнее благо, в связи с этим даже старец не решался говорить, а лишь «тростью на песке чертил число»

Николай Степанович Гумилев делает отсылку к Евангелие, поясняя такое бережное чувство к словам, и показывает, что это было дано человеку самим создателем. Ведь именно в священных книгах написано, что само по себе слово божественно. Хотя, стоит отметить, что писатель также указывает и на то, что по стечению времени человек уже не помнит этого. Это, в конце концов, привело к тому, что великое и неприкосновенное понятие слова опустилось до обыденности и примитивного низкого общения. Слово потеряло свою трепетную божественность, которое когда превозносилось и оберегалось всеми без исключения. Поэт страдает из-за того, что настало такое время, когда пламенной речью не удается прекратить кровопролитные войны или вынудить «орла не взмахивать крылами». Миссия поэта, по мнению автора, воскресить прежнюю силу и величественность простого слова. Но, стоит отметить, что у него есть понимание того, что, даже обладая большим даром поэта, один человек это сделать не сможет, потому что бесценный сосуд для слова – человек. Однако, убивая свой внутренний мир, он умаляет мощь слов и лишает их ценности. Итогом этого является фраза: «как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова», ненужные ни одной живой душе и не в силах направить это общество на верный путь, корректируя те неверные шаги, совершенные людьми. Образ пчел представляет собой метафору, обращенную к образу поэта, находящегося в поиске божественного нектара слов. Слова теперь не являются тем рычагом и механизмом, с чьей помощью можно изменить этот жестокий мир, творить невозможное во благо народа. По мнению Н.С. Гумилева, поэты — это лучшая часть из всего человечества, через них более всего воплощается образ и подобие Бог, им доступно то, что непонятно обычным людям. Возвысить уровень поэзии до уровня религии являлось главной целью автора, которой он слепо следовал всю свою, несомненно, яркую творческую жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: