Анализ двух частей
Стихотворение состоит из двух связанных между собой частей, первая из них – это подтверждение собственной гениальности, вторая есть поэтическая прорисовка образа усталости после покорения Олимпа поэтов.
Начинается стих банально просто, зато понятна цель строф:
Лирический герой, который и есть Северянин, показывает себя не на пути к славе, а на её вершине, оставив скромность для обывателей с картофельным носом. Автор считает себя покорителем Литературы, вторым Пушкиным и Толстым. Сложно сказать, где в строках Эпилога стеб, где искренность победителя, но год назад поэт поставил задачу быть лучшим и вот он им стал.
По пути к вершине поэт оставлял за спиной Иуд и месть, провозглашая одиночество гения и взращивая в себе самодержавную и гордую гениальность.
Вторая часть продолжает тему новорожденного гения, который оставил задачу достижения Олимпа позади и сейчас вправе бросать сильным мира сего порыв завоевателя творческой вершины.
Далее лирический герой описывает чувства гения, достигшего предела высоты, мозг которого прояснен дурманом, а душа стремиться к примитиву.
В финале стихотворения автор пророчит восход своей души в ненастный день, что можно понимать, как возможная роль мессианства его творчества.
История создания, жанр, направление произведения
В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.
В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.
Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.
Замечание 1
Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».
Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.
«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.
Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.
Вариант 2
Если рассматривать раннюю лирику Есенина, которая относится к обучению поэта в церковно-приходской школе, то легко отметить множество различных довольно интересных творений. Там есть и любовная лирика и довольно зрелые рассуждения про собственный дальнейший творческий путь и вообще положение человека в этом мире, которые кажутся вполне достойными и взрослого поэта, некоторые из этих строчек порой даже причислить к авторству неокрепшего юноши. Звезды – в свою очередь стихотворение, которое будто полностью насыщено какой-то детской нежностью, легкостью юного отношения к этому миру, простотой, искренностью, радостью.
По сути, содержательная часть представляет собой ряд последовательных риторических вопросов, которые обращены к высоким звездам. Эти вопрошания брошены в небо, обращены к чему-то далекому и недостижимому. Поэтому в каком-то смысле они выглядят немного нелепыми и странными, если представить себе масштаб и возможность получения ответов от звезд, но также становятся понятны величины, которыми мыслит лирический герой.
Практически с детской радостью он обращается к звездам и даже называет небесные светила нежно и ласково – звездочки. Такая искренность отличает именно молодого человека, который пытается всячески расхваливать и приласкать непонятный ему мир, чтобы получить какие-то ответы, проникнуться сутью. При этом герой, конечно, с большой вероятностью понимает трудность получить даже какие-то точные внутренние ответы, которые бы поспособствовали абсолютному пониманию мира, по большей части перед нами просто картина вопрошающего человека перед необъятными масштабами галактики.
Характерных деталей, которые будут свойственны более поздней лирика автора, мы тут не наблюдаем. Есенин не сравнивает звездочки с людьми, не наделяет какими-то характерными чертами и не делает элементом описания пейзажа, не объединяет с остальным миром. Даже наоборот звезды тут являются чем-то отдельным и далеким, недостижимым.
Да действительно, эти далекие звезды могут пленить душу и сердце, но как бы они не ласкали нежно, они остаются далекими и не объединяются в этом повествовании с более близким земным миром. Тем не менее и такая повествовательная манера и содержание довольно интересны для того чтобы понять градации творческого пути Есенина.
Анализ стихотворения Звезды по плану
Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью. Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Увертюра», которое в некоторой степени закрепило за ним славу «салонного» лирика, воспевающего в своих произведениях «красивости» и «изыски». Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко. Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! «Ананасы в шампанском», на мой взгляд, создают уже с первой строки некую «красивость», «роскошь». Лирический герой восхищается окружающим миром и собой. В стихотворении присутствует вещный мир, мир предметный, который определяет убогие интересы персонажа. Герой вдохновенно восклицает: «Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!» Однако, на мой взгляд, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью. Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления: Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В данном четверостишии автор использует неологизмы: «ветропросвист», «крылолет», которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта. Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения: В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…»Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы — в Нагасаки». В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости. Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: «нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой. Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора. Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий. Северянин назвал это лирической произведение «Увертюрой», прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Северянин И. / Стихотворения / Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Весенний день»
В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.
Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.
«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.
Поэтические чтения
Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.
В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.
Композиция, средства выразительности произведения
Поэт использует возвышенную и нейтральную лексику. Название стихотворения – это отсылка к классическому в литературном отношении 19 веку, когда был создан первоисточник И. Мятлева, который вдохновил поэта.
Стихотворение можно разделить на три части:
- В первой части поэт вспоминает прошлое, но просто прошлые годы, а исчезнувшую эпоху, «времена», которая теперь ему кажется легендарной. Он подчеркивает это фразой «Как хороши, как свежи были розы»;
- Во второй части поэт говорит о настоящем («как хороши, как свежи ныне розы»), о том, что теперь нет ни той страны, ни тех людей, которые в ней жили. Теперь это другой мир, в котором нет любви – ни к его творчеству, ни к нему самому. Лирическому герою не верится, что была весна, была слава, было время, когда можно было быть беспечным;
- В третьей части лирический герой говорит о будущем, о том, что будет. Но надежда на возвращение домой еще не умерла. Северянин отождествляет себя с бесприютной Россией. Часть эмигрантов в эти годы вернулась на родину. Розы, которые все также прекрасны, когда-то упадут на гроб поэта.
Лирическим героем стихотворения «Классические розы» является сам поэт.
Замечание 2
Две финальные строки стихотворения выбиты на надгробном памятнике поэту.
Северянин использует принцип трех времен: «были», «ныне», «будут». Это невольные заимствования из стихотворения К. Романова. Понятные эмоции и простые рифмы создают меланхоличную, трогательную интонацию.
Восклицания подводят итог каждой строфе.
И. Северянин использует эпитеты, олицетворения, метафоры и инверсию:
- Эпитеты: хороши, свежи, прозрачны и ясны;
- Метафоры: ищет троп, розы моей любви;
- Инверсия: прошли лета;
- Олицетворение: роились грезы.
Большое значение имеет интертекст. В стихотворении И. Северянина строка из элегии «Розы» И. Мятлева повторяется в неизменном виде трижды.
Забытый поэт Игорь Северянин
Почему популярный в начале 20-го века поэт, завоевавший титул «короля поэтов», к середине 20-го века оказался практически забытым?
Многие литературоведы считают, что миграция Северянина в Эстонию оттолкнула от поэта его читателей, которые не могли простить ему этого предательства. Для СССР Северянин стал чужим. Даже несмотря на поздние стихи поэта, в которых он воспевал родину, признавать его в Стране Советов не спешили.
Не получилось у Северянина объединиться с другими эмигрантами. Он стоял в стороне от других поэтов и писателей, которые проклинали новую Советскую Россию. Игорь Васильевич, чувствуя тоску по родине и невозможность поучаствовать в возрождении России, активно писал просоветские произведения, тем самым отталкивая от себя других поэтов-эмигрантов, не разделяющих его восторженных взглядов.
Возможно, если бы не война, то поэту удалось бы триумфально вернуться на родину с его мощным сборником стихов, прославляющих советскую власть, тем более что с середины 30-х годов Игоря Северянина стали вновь немного печатать в советских журналах. Однако все сложилась не так, как мечтал поэт, — Эстонию захватили немецкие войска; ленинградское издательство, печатающее стихи Северянина, подверглось артобстрелу, похоронив под тонной пепла и камней альманахи со стихами поэта, а сам он умер в 1941 году в оккупированном фашистами Таллине то ли от туберкулеза, то ли от сердечного приступа.
Игорь Северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное
Игорь Северянин поэт 20 века.
Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.
В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.
А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.
В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только небольшие брошюры.
Впрочем, в литературных кругах о нем узнали гораздо раньше. Например, Толстой с творчеством Северянина познакомился в 1910 году. Графу стихотворения молодого поэта не понравились. “Хабанеру II” Лев Николаевич навал безнравственной. Популярность, выпавшая на долю “Громокипящего кубка”, позволила Северянину начать публичные
Чтения поэта обладали отличительной особенностью: стихотворения им пропевались. При этом использовались мелодии собственного сочинения.
Название “Громокипящий кубок” отсылает читателей к знаменитой тютчевской “Весенней грозе”. Кроме того, последняя строфа этого произведения выступила в роли эпиграфа к книге. Она задает тон всему сборнику, диктует настроение.
Северянин предлагает вниманию читателей разносторонний образ громокипящего кубка весны, пролитого на землю ветреной Гебой.
и море” – стихотворение, написанное в августе 1910 года. Поэт включил его в первый раздел книги, получивший название “Сирень моей весны”. Главные темы серии произведений, открывающей “Громокипящий кубок”, – преклонение перед силой любви, восторг от возрождения природы и души, происходящего в весенние месяцы.
В разделе причудливым образом переплетается наивное мироощущение, сходное с восприятием окружающей действительности ребенком, с нарочитой эстетской манерностью.
В творчестве Северянина солнце – образ далеко не главный. Чаще всего оно символизирует поэтическую гениальность, выступает в роли верховного божества, определяющего меру таланта стихотворца, его место в литературе. В произведении “Солнце и море” светило предстает перед читателями в иной ипостаси, становясь олицетворением любви, бесконечной энергии, молодости.
Первый план стихотворения – изображение ежедневных природных процессов. Вечером солнце уходит с небосклона, словно утопая в море. Это было много столетий назад, это есть сейчас, это будет продолжаться вечно. Пока солнце и море любят друг друга, не исчезнет жизнь на земле.
Так и человеческое сердце. Оно живет до тех пор, пока в нем есть любовь, хоть и нелегкая, неравная, связанная с постоянной борьбой.
Солнце Землю целовало — Сладко жмурилась Земля. Солнце Землю баловало, Сыпля злато на поля.
Солнце ласково играло В простодушной похвальбе. И Земля его избрала В полюбовники себе.
И доколе будет длиться Их немудрая любовь, Будет мир в цветы рядиться, В зелень вешнюю лугов!
если говорить про художественно-выразительные средства языка, то тут есть 1) олицетворения: Солнце Землю целовало, Сладко жмурилась, Земля, Солнце Землю баловало, Солнце ласково играло. они придают то, что всё живое 2) эпитеты: сладко, в простодушной, немудрая. характеризуют Землю 3) аллитерации: Солнце Землю целовало, сыпля злато ( звук С, Ц) 4) ассонансы: Солнце Землю целовало ( звук Е, О) . Подчеркивают звуковые особенности стихотворения 5) инверсия: В зелень вешнюю лугов
Море любит солнце, солнце любит море… Волны заласкают ясное светило И, любя, утопят, как мечту в амфоре; А проснешься утром — солнце засветило!
Солнце оправдает, солнце не осудит, Любящее море вновь в него поверит… Это вечно было, это вечно будет, Только силы солнца море не измерит.
Анализ стихотворения Есенина «Звезды»
Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи были написаны им в подростковом возрасте. Конечно, сложно ожидать от 16-летнего юноши глубокомысленных изречений и фраз, наполненных философским смыслом. Да и сам Есенин никогда к подобному не стремился. Он хотел лишь передать свои чувства и рассказать о мимолетных желаниях, еще по-детски наивных и чистых.
К подобным произведениям относится стихотворение «Звезды», написанное в 1911 году. Есенин еще не знал, как именно сложится его жизнь, и не предполагал, что уже через пару лет окажется в Москве, где начнется его непростое восхождение на литературный Олимп. Однако уже по первым строкам «Звезд» видно, что юный поэт втайне мечтает о славе и хочет дотянуться до звезд, чтобы постичь их тайны. «Что вы храните в себе, что скрываете?», — обращается автор к небесным светилам, пытаясь понять, почему именно они так пленяют его душу. Казалось бы, в холодном и бездушном ночном небе нет ничего особенного. Однако юный поэт восхищается красотой звезд, мысленно переносясь к ним. Делает автор это, скорее всего, неосознанно, поддавшись очередному романтическому порыву, но при этом пытаясь все же найти ответ на вопрос, почему именно его так притягивает неизвестность. Возможно, Есенин предчувствует, что в его жизни грядут серьезные перемены. Он ждет их, хотя и не может еще точно сформулировать, чего же именно хочет. Как многие молодые люди в его возрасте, автор еще не расстался с подростковыми иллюзиями. Ему кажется, что все устроится само собой, нудно лишь набраться терпения. И небесные светила помогут ему найти верный путь в жизни, достигнуть небывалых высот и при этом сохранить целостность души.
Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира. Все это произойдет гораздо позже, и причиной этому будут люди, окружающие поэта. Видимо, поэтому до конца жизни он будет с особой теплотой отзываться о природе, лесах, лугах, реках и даже животных, но при этом отпускать ироничные фразы в адрес даже очень близких людей, которые могут предать или же причинить боль в любой момент.
Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени, но, например, в эпоху расцвета русской классической поэзии и даже в период романтизма, вполне стала бы приемлемой и возымела интерес публики.
В целом, стихотворение соответствует именно романтическим настроениям. Лирический герой отвергает земной мир, его взгляд устремляется к иным сферам, он проникает в сферу небес и начинает диалог со звездами, которые являются хранилищем глубоких мыслей, могущества и знания. Этот диалог предполагает получение ответов, которые могли бы помочь герою лучше понять этот мир.
Довольно часто повторяющееся слово звезды создает определенное характерное звучание и рисует картину неба с обилием мелких звезд, которые так влекут и также нежно ласкают главного героя. Пожалуй, для городского жителя сейчас трудно представить такое небо, оно является по большей части прерогативой сельских жителей, но Есенин мог вдоволь любоваться на эти небеса и вести с ними диалог.
Многие вопрошания героя являются по большей части риторическими, они вероятно и не требуют ответов как таковых. Перед нами просто способ описания мира, способ молодого человека осмыслить какие-то феномены и величины, которые выглядят неохватными и превосходящими возможности понимания. При этом в заключительных строчках поэт уходит в своеобразную сентиментальность, он говорит о звездах, которые притягивают и ласкают и в этом на самом деле также заключается и решение касательно попытки осмыслить действительность.
Возможность соединиться, общаться на чувственном уровне с величием мирозданья становится для поэта оптимальным решением. Он продолжает видеть не только могучие и мощные звезды, но и звезды нежные и такой уровень понимания позволяет стать гармоничной частью мирозданья.
Наличие некоторого понимания творчества Есенина позволяет сразу понять при прочтении стихотворения Звезды – оно относится к раннему периоду творчества, автор полностью не созрел, мотивы и этого произведения отдают некоторой детскостью.
Знаменитые стихи
Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».
Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).
Самый яркий представитель
Имя Игоря Северянина с эгофутуризмом уже давно прочно ассоциируется. Настоящая фамилия этого поэта Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге в 1887 году.
По его утверждениям, образование получил в реальном училище в Череповце, окончив четыре класса. В 1904 году уехал в город Дальний на территории современного Китая, жил в Порт-Артуре. В Петербург вернулся незадолго до начала Русско-японской войны.
В то же время начал регулярно публиковаться. Его первые восемь брошюр сам поэт предлагал объединить в цикл «Мировая война». С 1907 года начинает подписывать свои книги псевдонимом. Причем в авторской версии он выглядел как «Игорь-Северянин». Это был акт инициации, поэтому своеобразная мифологема и оберег.
Творчество Северянина
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) в феврале 1918 года на выборах «Короля поэтов», состоявшемся в московском Политехническом музее, оказался вне конкуренции. Чем же привлек Северянин читателей? В чем его талант? Дебютировал поэт двумя сборниками стихов 1912 года – «Качалка грёзэрки» и «Очам твоей души». Но следующий сборник (1913) «Громокипящий кубок» делает его известным. Позже (1914 – 1918) появились «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный», «За струнной изгородью лиры», «Собрание поэз». Критики причисляли его к декадентам. Северянин не соглашался с такой позицией, и поэтому на страницах своего автобиографического романа «Падучая стремнина» он категорически заявляет, что на его творчество влияли классические поэты (Михаил Лермонтов, Алексей Толстой), а декаданс всегда был чужд его простой и здоровой натуре. Об этом же – стихотворение 1921 года «Поэза о старых размерах». Но ради объективности надо сказать, что декаданс все же повлиял на творчество Северянина, по крайней мере – на его ранний период.
Стиль его стихов – «поэз» — отличают манерность, декоративность, вычурность образного ряда. Об этом можно судить даже по названиям сборников. И в любом из его стихотворений на этом этапе очень отчетливо видится декадентская стилистика: В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом,по аллее олуненной Вы проходите морево… («Кензель», 1911г.). Позже Игорь Северянин постепенно отойдет от тех принципов, которые руководили им в начале творческого пути, и реалистические тенденции возьмут верх, появится пушкинская простота и ясность стиха. Когда после революции поэт уехал в эстонский рыбачий поселок Тойла, начинается новый период в его творческой жизни. В Эстонии вышли его новые книги – (1919 – 1932): «Эстляндские поэзы», «Вервэна», «Миррелия», «Соловей», «Роса оранжевого часа», стихотворный автобиографический роман «Колокола собора чувств», «Поэты Эстонии», «Адриатика». Эти книги – свидетельства рождения нового Северянина, который уже ушел от воспевания «шумных платьев муаровых» и «ананасов в шампанском». Теперь его занимают размышления о России, о своей судьбе, он пересматривает свои общественные приоритеты и эстетические взгляды.
Северянину трудно было мириться со своим положением беженца. До последнего часа он мечтал увидеть родину. Ностальгия по России нашла отражение во многих стихотворениях 30-ых годов («Без нас», «За Днепр обидно», «Наболевшее…» и др.) Вдали от родины Северянин занимается переводами, создает антологию эстонской поэзии, в частности Герника Виснапуу, Марие Ундер, Алексиса Раннита и др. Кроме всего, Северянин в 1934 году написал уникальную книгу «Медальоны. Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах», в которой представлена галерея творческих портретов литераторов и музыкантов. Именно в ней обозначены истинные эстетические вкусы поэта, его отношение к классикам и современникам. Северянину не довелось больше встретиться с родиной: жизнь его оборвалась в оккупированной столице Эстонии – Таллинне – в конце 1941 года. Его могила находится на старом Александро-Невском кладбище. Эпитафией послужили горькие строки из стихотворения поэта «Классические розы»: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! В п. Тойла есть домик-музей Игоря Северянина. Булат Окуджава, однажды побывав там, был потрясен тем, что, оказывается, всю жизнь имел неверное представление об этом поэте, что невежество и навешанные ярлыки мешали ему по-настоящему взглянуть на большого и яркого поэта Игоря Северянина. Нужно читать, заново открывать, понять и прочувствовать глубину и изысканную красоту его поэзии.