Александр герцен: о чем умолчали в советской биографии писателя и революционера

Личная жизнь

Александр с детства был знаком со своей двоюродной сестрой, Натальей Захарьиной, воспитанницей княгини Хованской, ее тети

Серьезно они обратили внимание друг на друга в апреле 1835, когда семнадцатилетняя Наталья пришла проститься с кузеном, отбывающим в ссылку

Наталья Захарьина

Потом в течение двух лет переписывались, подробно описывая друг другу события жизни. В ходе переписки дружба переросла в любовь. В 1838 году, узнав, что опекунша Натальи предпринимает попытки выдать ее замуж, а самого Александра в качестве жениха не рассматривают, он решился отчаянный поступок: 8 мая тайно увез Наталью из Москвы, и 9 мая они обвенчались во Владимире. В июне 1839 года родился сын Александр. Позднее родились: Иван, Наталья, Иван (все умерли младенцами), Николай, Наталья, Елизавета (умерла 11-месячной), Ольга, Владимир (умер младенцем).

В конце 1848 года семья Герценов сдружилась с семьей Георга Гервега, немецкого поэта, и эта дружба привела к драме в семейной жизни Герценов: Наталья Александровна увлеклась Георгом и изменила мужу. Летом 1851 года супруги помирились, а в ноябре 1851 года им пришлось пережить трагедию: в результате кораблекрушения погиб восьмилетний сын Коля и Луиза Ивановна Гааг. В мае 1852 Наталья Александровна умерла через несколько дней после родов.

В апреле 1856 года в Лондон приехали Огаревы – Николай Платонович с женой Натальей Алексеевной Огаревой (Тучковой) и поселились в доме Герцена. Через несколько месяцев Наталья Алексеевна призналась мужу, что любит Герцена и хочет воспитывать его детей.

Наталья Алексеевна Огарева (Тучкова)

С 1857 года Александр и Наталья стали жить гражданским браком, от которого в сентябре 1858 года родилась дочь Елизавета, в 1861 году – близнецы Алексей и Елена (умерли от дифтерита в 1864). Они считались детьми Огарева и носили его фамилию до 1869, когда Герцен и Наталья Тучкова официально оформили брак.

Старший сын Герцена Александр стал ученым, профессором физиологии. Наталья посвятила жизнь изучению истории семьи и архива отца. Ольга была замужем за французским историком Г. Моно, прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 103 лет.

Елизавета Герцен-Огарева в 17-летнем возрасте покончила жизнь самоубийством из-за неразделенной любви.

Елизавета Герцен-Огарева (1870-ые)

дальнейшее чтение

  • Актон, Эдвард. Александр Герцен и роль интеллектуального революционера, Издательство Кембриджского университета, 1979.
  • Карр, Э., Романтические изгнанники , Виктор Голланц 1933
  • Коутс, Рут. «Ранняя интеллектуальная карьера Бахтина и Герцена: к философии закона», Исследования восточноевропейской мысли, Vol. 52, No. 4, декабрь 2000 г.
  • Эккардт, Юлий. Современная Россия, Смит, Элдер и Ко, 1870 г.
  • Гэвин, У. Дж. «Герцен и Джеймс: свобода как радикал», Исследования советской мысли, Vol. 14, No. 3/4, сентябрь / декабрь 1974 г.
  • Гренье, Светлана. «Кто виноват Герцена? Риторика новой морали», Славянский и восточноевропейский журнал, Vol. 39, No. 1, Весна, 1995.
  • Искандер, Фасил. Александр Герцен (1812–1870): Russe de coeur, Europeen d’esprit, Suisse d’adption. L’errance d’un temoin prophetique, Meandre Editions, Фрибург 1997, ISBN 2-88359-017-6
  • Келли, Эйлин. «Уничтожение идолов: Александр Герцен и Фрэнсис Бэкон», Журнал истории идей, Vol. 41, No. 4, октябрь / декабрь 1980 г.
  • Келли, Эйлин М. Открытие случая: жизнь и мысль Александра Герцена, Издательство Гарвардского университета, 2016 г., ISBN 9780674737112.
  • Малия, Мартин Эдвард. Александр Герцен и рождение русского социализма, Гроссет и Данлэп, 1965.
  • Морсон, Гэри Сол, «Герцен: герой скептического идеализма» (рецензия на Эйлин М. Келли, Открытие случая: жизнь и мысль Александра Герцена , Harvard University Press, 592 стр., 39,95 долл. США),Нью-Йоркское обозрение книг , т. LXIII, нет. 18 (24 ноября 2016 г.), стр. 45–46, 48.
  • Орлова-Копелева Раиса: Als die Glocke verstummte. Александр Херценс летцтес Lebensjahr, Карин Крамер Верлаг, Берлин 1988, ISBN 3-87956-190-7
  • Пальмиери, Ф. Аурелио. «Ранние теоретики русской революции», Католический мир , Vol. CVIII, октябрь 1918 г. / март 1919 г.
  • Куропатка, Моника. «Александр Герцен и английская пресса». Славянское и восточноевропейское обозрение, Vol. 36, No. 87, июнь 1958 г.
  • Куропатка, Моника. «Александр Герцен: сборник этюдов», ЮНЕСКО, 1993 г.
  • Ржевский, Николай. «Форма хаоса: Герцен, война и мир». Русское обозрение, Vol. 34, No. 4, октябрь 1975 г.
  • Смит-Питер, Сьюзен. Воображая российские регионы: субнациональная идентичность и гражданское общество в России девятнадцатого века. Брилль, 2022.
  • Вайдемайер, Уильям Кэннон. «Герцен и Ницше: связь в подъеме современного пессимизма», Русское обозрение, Vol. 36, No. 4, октябрь 1977 г.
  • Императорский Московский университет: 1755-1917: энциклопедический словарь . Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). А. Андреев, Д. Цыганков. 2010. С. 153–155. ISBN 978-5-8243-1429-8 .

Философские взгляды Герцена в годы эмиграции[]

О характере общественной деятельности Герцена и о его мировоззрении существуют довольно превратные взгляды, главным образом благодаря той роли, какую играл Герцен в рядах эмиграции. По натуре Герцен не был пригоден к роли агитатора и пропагандиста или революционера. Это был, прежде всего, человек широко и разносторонне образованный, с умом пытливым и созерцательным, страстно ищущим истины. Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не понимал фанатической нетерпимости и исключительности и сам никогда не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его тонкий и проницательный ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далека русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала. Эту умственную независимость и непредубежденность Герцена, способность подвергать сомнению и испытанию самые заветные стремления, даже такой противник общего характера деятельности Герцена, как Н. Н. Страхов, называет явлением во многих отношениях прекрасным и полезным, так как «действительная свобода не даром считается одним из необходимых условий правильного мышления». Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступень воплощается в известном народе. Таким народом по Гегелю были пруссаки. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя с славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен отчаивался в западной культуре. Запад сгнил и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадежного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя — свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России — самый независимый и самый непредубежденный человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством. И по другим вопросам Герцен высказывал мнения, часто противоречившие западническим взглядам. Так, он относился довольно равнодушно к разным формам правления.

Общественная деятельность

В университете вокруг Герцена и Огарева образовался кружок единомышленников, которые восхищались демократией, французской революцией, наступившим после нее террором, конституцией и утопическим социализмом Сен-Симона.

Портрет писателя Александра Герцена. Художник Николай Ге / Третьяковская галерея

Зачатки общественной активности проявились в «маловской истории», когда Александр Герцен вместе с другими студентами выступил против преподавателя Михаила Малова, грубияна и невежды. Молодежь криками и топотом добилась, чтобы Малов покинул аудиторию. Преподавателя уволили, но и зачинщиков беспорядков бросили в карцер.

Этот студенческий бунт, в котором активно участвовал Герцен, позже назвали первым проявлением студенческого движения, увенчавшимся победой. После «маловской истории» полиция установила наблюдение за активистами.

Вскоре после выхода из университета, в 1834-м, Герцена арестовали. Молодые революционеры, участвуя в пирушке, распевали «бунтарские» песни. 9 месяцев его держали под следствием в столице, затем сослали в Пермь, а оттуда в Вятку. Герцен трудился мелким чиновником и писал статьи в столичные журналы.

Памятник Александру Герцену во дворе МГУ / Википедия

В 1837-м в Вятке проездом оказался будущий царь Александр II, для которого Герцен устроил экспозицию из местных произведений искусства. Наследнику и выставка, и экскурсовод понравились. Окончательно сменить гнев монаршей семьи на милость удалось Василию Жуковскому, подавшему ходатайство за симпатичного ему молодого человека. В том же году Александра Герцена перевели во Владимир, а спустя 2 года сняли с полицейского надзора. Он вернулся в Москву.

В 1840-м Герцену предложили высокую должность в Северной столице, в Министерстве внутренних дел. Перед отъездом в Петербург революционер влился в московский кружок Николая Станкевича, переориентировав приверженцев консервативной философии Гегеля на революционно-радикальные рельсы.

В министерстве чиновник задержался на год: в руки полиции попало письмо Герцена отцу, в котором он на все лады ругал ведомство. За критику его понизили в должности и отправили в Новгород советником в городскую губернию.

Дом Александра Герцена на Сивцевом Вражке / Википедия

Спустя год, в 1842-м, деньги отца помогли Александру уйти в отставку и вернуться в Москву. Здесь он стал звездой салонов и блистал ораторским мастерством. Взяв псевдоним Искандер, печатал статьи и художественные произведения. В эти годы он работал над романом «Кто виноват?».

Весной 1846-го скончался отец писателя. А в январе следующего года унаследовавший огромное состояние Герцен отправился в Европу. Его дом в Сивцевом Вражке сохранился. В середине 1970-х тут открылся музей мыслителя.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным — социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания — оно может служить как реакции, так и революции, тому — с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакyнина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, — возражал Бакyнину Герцен, — имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство — форма преходящая, — подчеркивал Герцен, — не следует, что это форма уже прошедшая».

А.И. Герцен: идеи

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности. Однажды во время прогулки на Воробьевых горах мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу. А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) — «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

Неоднократно был сослан в ссылки за участие в революционном движении университетской молодежи

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы» исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным. «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Краткий курс истории. Александр Герцен

21 января (н. ст.) 1870 года умер Александр Иванович Герцен, русский философ и публицист, писатель и педагог, один из наиболее значимых критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX веке.

Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. А. И. Герцен

Сын сердца

Герцен родился 6 апреля 1812 года в семье помещика Ивана Алексеевича из знатного рода Яковлевых, а его матерью была немка Генриетта Луиза Гааг. Александр был незаконнорожденным сыном, и отец выдумал для него фамилию Герцен (от нем. dasHerz – сердце). Александр был настолько любим, что, в отличие от других бастардов, воспитывался лично отцом и до 12 лет не подозревал, что является незаконнорожденным.

Декабристы

Война 1812 года во многом определила судьбу Герцена и его семьи. Яковлевы не успели выехать из Москвы до прихода французов и испытали на себе все ужасы мародерства со стороны интервентов. Вторым важным моментом, оказавшим влияние на формирование личности Герцена, стало восстание декабристов и те требования, которые выдвигали восставшие: введение конституции, отмена крепостного права, отмена цензуры, отмена телесных наказаний для податных сословий. В возрасте около 13 лет Герцен познакомился со своим сверстником Огарёвым, на долгие годы они стали верными друзьями и соратниками. Будучи в Москве, на Воробьевых горах, они поклялись друг другу пожертвовать свои жизни на борьбу, хотя еще смутно представляли, что же это будет за борьба. Учась на последних курсах физико-математического факультета Московского университета, где плотно преподавали философию, Герцен уже видел себя на государственной службе в качестве реформатора.

А. И. Герцен и Н. П. Огарёв

Эмиграция

Университет Герцен должен был окончить с золотой медалью, но из-за интриг, царивших внутри учебного заведения, получил лишь серебряную. Александр Иванович настолько расстроился, что даже не пошел ее забирать из деканата. Уже тогда политически активный, Герцен был замечен властями и сослан в ссылку. Такой шаг царской власти и увиденное в ссылке сделали Герцена непримиримым критиком российских порядков. В 1840 году Герцену позволили вернуться в Москву. Тогда он написал свое знаменитое произведение «Кто виноват?», подвергнутое жесткой критике со стороны консерваторов. В 1847 году Герцен с семьей переезжает в Европу, где продолжает работать над философскими трудами и заниматься политической деятельностью. Во Франции он сблизился с Прудоном, «отцом» анархизма, совместно они издавали влиятельную газету «Голос труда». С 1857 года Герцен издает едкую по содержанию, но очень серьезную газету «Колокол», которая была особенно влиятельной в канун отмены крепостного права и которую читали даже в Зимнем дворце. Умер Герцен от воспаления легких. И хотя его могила находится в Ницце, имя мыслителя было присвоено улицам и библиотекам во многих городах бывшего СССР.

Эмиграция

В 1842 году А. И. Герцен был вынужден отправиться в Новгород, где прослужил год, а затем снова вернулся в Москву. Из-за ужесточения цензуры в 1847 году писатель решает уехать за границу навсегда. Однако связь с Родиной не оборвал и продолжил сотрудничество с отечественными изданиями.

К этому времени Герцен придерживался скорее радикально-республиканских взглядов, нежели либеральных. Автор начинает публиковать серию статей в «Отечественных записках», которые имели ярко выраженную антибуржуазную направленность.

Февральскую революцию 1848 года Герцен воспринял с радостью, считая ее исполнением всех своих надежд. Но восстание рабочих, произошедшее в июне того же года и закончившееся кровавым подавлением, потрясло писателя, решившего стать социалистом. После этих событий Герцен сдружился с Прудоном и несколькими другими известными революционными деятелями европейского радикализма.

В 1849 году писатель покидает Францию и перебирается в Швейцарию, а оттуда в Ниццу. Герцен вращается в кругах радикальной эмиграции, которая собралась после поражения европейской революции. В том числе знакомится с Гарибальди. После смерти жены он переезжает в Лондон, где живет на протяжении 10 лет. В эти годы Герцен основывает Вольную русскую типографию, где печатаются запрещенные на Родине книги.

Философские взгляды и литературное творчество

В Париже философ и публицист окончательно стал социалистом, материалистом и атеистом, сошелся с радикальными революционерами. Выпускал газету «Глас народа», которую сам и финансировал. Российскому правительству публикации в поддержку французской Февральской революции 1848 года не понравились из-за постоянных параллелей с Россией.

Писателю предписали вернуться на родину (очевидно, для отбытия наказания), а когда он отказался, приняли решение об изгнании и пожизненном запрете на возвращение в страну. Революционного трибуна в России охотно публиковал оппозиционный властям журнал «Современник», издававшийся Н.А. Некрасовым. Была среди публикаций и беллетристика, и идеи на тему «Как нам обустроить Россию».

Портрет А.И. Герцена кисти художника Н.Н. Ге

Парижское издание «Глас народа» было закрыто при Наполеоне III. Герцен с семьей, опасаясь преследования, переехал в Ниццу. Он пережил в это время несколько семейных трагедий, но продолжал работать. Правда, пришлось признать, что на Западе прославиться так, как в России, ему не удастся.

Жители европейских государств радикальные взгляды философа не разделяли. Западник Герцен разочаровался в европейских порядках. Стал утверждать, что именно российская крестьянская община воплощает в себе зачаток социализма, из которого может развиться справедливое общество.

При этом он объединил идеи западников и славянофилов, взяв, на его взгляд, наиболее жизнеспособное от обоих. Новое учение, названное Герценом «русским социализмом», было построено на идеях прогресса, гуманизма и ведущей роли личности. Чтобы построить свободное общество, считал философ, надо отказаться от самодержавия и просвещать народ, забитый рабскими установками крепостничества.

Георгий Плеханов писал, что ум Герцена работал в том же направлении, что и ум Энгельса и Маркса. Схожие мысли Герцен высказал значительно раньше основоположников марксизма.

В 1849 году Герцен перебрался в Лондон, где открыл типографию для печатания запрещенных материалов. В 1850 году увидел свет альманах «Полярная Звезда», в 1857-м – журнал «Колокол». Вместе с Огаревым, который вновь оказался рядом с другом, Герцен настойчиво выступал за демократию и отмену крепостного права в России.

«Колокол» был очень популярен в среде российских либералов. Авторитет Герцена-публициста зашкаливал в эпоху реформ Александра II. Журнал регулярно читали в Зимнем дворце. Отмена крепостного права в 1861 году многими в государстве воспринималась как победа Герцена и его сторонников.

Но когда писатель поддержал польское восстание с требованием поляков восстановить Речь Посполитую вплоть до Днепра, тираж журнала упал до скромных 500 экземпляров. Герцен подвергся уничижительной критике в России. Под давлением российского правительства британское предложило Герцену покинуть Англию. В 1862 г. была закрыта «Полярная звезда», через 5 лет – «Колокол».

Герцен переехал в Швейцарию, оформив гражданство этой страны. За ним последовала вся редакция «Колокола». Была транспортирована и вольная русская типография. В 1868 году вышли мемуары Герцена «Былое и думы».

Общественная деятельность

В 1834 году Герцена арестовали. Революционных действий не было никаких, просто на пирушке молодые люди пели «бунтарские» песни. Почти год длилось следствие, после чего Герцен был сослан в Пермь, потом в Вятку. Там выпускник университета работал на незначительной должности, писал статьи в центральные журналы.

Когда в 1837 году в Вятку прибыл наследник престола, будущий император Александр II, для него была устроена выставка произведений искусства местных художников. Экскурсоводом выступил Герцен. Его рассказ и манеры понравились гостю, а тут еще подоспело ходатайство за молодого человека известного литератора Василия Жуковского. А. Герцена перевели поближе к столице, во Владимир, а через два года сняли полицейский надзор.

Вернувшись в Москву, Александр вместе с Огаревым стал членом кружка приверженцев консервативной философии под руководством Станкевича. Будучи отменным оратором, Герцен быстро довел взгляды большинства участников до революционно-радикальных, образовав лагерь западников. Меньшинство примкнуло к лагерю славянофилов.

Хотя в принципиальных вопросах западники и славянофилы стали непримиримыми противниками, их объединяло чувство безмерной любви к народу, к русскому складу ума. И они расходились по разные стороны баррикад «со слезами на глазах».

Потом в течение года Герцен работал на высокой должности в Петербурге. Но, когда в руки полиции попало его письмо отцу с критикой этого ведомства, он был направлен в Новгород с одновременным понижением в должности. Деньги и связи отца помогли покончить со службой и вернуться в Первопрестольную. Герцен охотно посещал светские мероприятия, где проявлял свое ораторское мастерство.

Продолжал печататься в толстых журналах, всерьез занялся литературным творчеством, работая над романом «Кто виноват?». В это время он подписывал свои сочинения псевдонимом Искандер. В 1846 году скончался Иван Яковлев, отец писателя. Огромное наследство досталось Герцену. Вскоре он выехал в Европу. Как оказалось – навсегда.

Краткая биография: Герцен Александр Иванович

(1812 — 1870) Герцен Александр Иванович (псевдоним Искандер) (1812 — 1870). Русский политический деятель, писатель, философ, публицист. Родился 6 апреля (по старому стилю — 25 марта) 1812 в Москве. Внебрачный сын знатного русского барина И.А. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. Ребенку Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова «Herz» — сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко. У матери он научился немецкому языку, в разговорах с отцом и гувернерами — французскому. У Яковлева была богатая библиотека, состоявшая почти исключительно из сочинений французских писателей XVIII в., и в ней мальчик рылся вполне свободно. События 14 декабря 1825 определили направление стремлений и симпатий Герцена. В 1833 Герцен окончил университет со степенью кандидата и серебряною медалью. Еще в университете он ознакомился с учением сен-симонистов. Через год после окончания курса Герцен и его друг Огарев были арестованы. Причиною ареста был самый факт существования в Москве «неслужащих», вечно о чем-то толкующих, волнующихся и кипятящихся молодых людей, а поводом — одна студенческая вечеринка, на которой пелась содержавшая в себе «дерзостное порицание» песня, и был разбит бюст императора Николая Павловича. Дознание выяснило, что песню составил Соколовский , с Соколовским был знаком Огарев, с Огаревым дружен Герцен, и хотя на вечеринке ни Герцен, ни Огарев даже не были, тем не менее, на основании «косвенных улик» относительно их «образа мыслей», они были привлечены к делу о «несостоявшемся, вследствие ареста, заговоре молодых людей, преданных учению сен-симонизма». В тюрьме Герцен пробыл девять месяцев, после чего, по его словам, «нам прочли, как дурную шутку, приговор к смерти, а затем объявили, что, движимый столь характерной для него, непозволительной добротой, император повелел применить к нам лишь меру исправительную, в форме ссылки». Герцену назначили местом ссылки Пермь, где он провел три недели и затем, по распоряжению властей, был переведен в Вятку, с зачислением в качестве «канцеляриста» на службу к губернатору Тюфяеву. Вскоре его пеервели из Вятки во Владимир, а после Владимира Герцену разрешено было жить в Петербурге, но вскоре он снова оказался в ссылке, в Новгороде. Благодаря хлопотам друзей Герцену удалось вырваться и из Новгорода, выйти в отставку и переехать в Москву. Там и прожил он с 1842 по 1847 — последний период своей жизни в России. Герцена тянуло в Европу, но на просьбы Герцена о выдаче заграничного паспорта для лечения там жены император Николай положил резолюцию: «не надо». Условия русской жизни страшно давили Герцена; между тем Огарев был уже за границей и оттуда писал своему другу: «Герцен! А ведь жить дома нельзя. Я убежден, что нельзя. Человек, чуждый своему семейству, обязан разорвать со своим семейством». В 1847 он наконец-то прибыл в Париж, затем в Женеву, жил в Италии. После появления «Писем из Франции и Италии», появилось в печати и знаменитое произведение Герцена «С того берега» (первоначально также по-немецки: «Von andern Ufer»). Похоронив в Ницце жену, Герцен переехал в Лондон, где поставил первый станок вольной русской прессы, на котором печатались журналы «Полярная Звезда» и «Колокол», первый номер которого вышел 1 июля 1857. «Колокол» продолжал выходить до 1867. Последний период жизни Герцена был для него временем оторванности от России и одиночества. «Отцы» отшатнулись от него за «радикализм», а «дети» — за «умеренность». Умер 21 (по старому стилю — 9) января 1870 в Париже. Похоронили Герцена сначала на кладбище Pere Lachaise, а потом прах его был перевезен в Ниццу, где он покоится до настоящего времени. Над могилой высится прекрасный, изображающий Герцена стоящим во весь рост, с лицом, обращенным по направлению к России, памятник работы Забелло. Среди произведений — статьи, повести, романы: «Записки одного молодого человека» (автобиографическая повесть), «Москва и Петербург» (1842; памфлет расходился в списках; опубликован в 1857), “Дилетантизм в науке” (1843), “Письма об изучении природы” (1845 — 1846), «Кто виноват?» (1841 — 1846, роман), «Доктор Крупов» (1847, повесть), «Сорока-воровка» (1848, повесть), «Долг прежде всего» (1851, повесть), «Поврежденный» (1851, повесть), «Вильям Пенн» (драма), «Былое и думы» (1852 — 1868, автобиографический роман), «Скуки ради» (1868 — 1869, очерк), «Доктор, умирающий и мертвые» (1869, повесть), «К старому товарищу» (1869, письма — последняя работа).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: