Самые известные картины Рембрандта
Рембрандт написал около трех сотен живописных произведений, для которых характерны драматичные светотени в стиле Караваджо, живое отображение предметов и глубокое сострадание к людям. Вот несколько известнейших картин мастера:
Если вы цените старинную живопись или графику, то найдете прекрасные образцы изобразительного искусства на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно приобрести уникальные произведения русских и зарубежных мастеров
Также рекомендуем уделить внимание перспективным молодым художникам. Их работы постоянно представлены в каталоге современного искусства
15 июля 1606 года в семье голландского мельника Хармена Герритсзона ван Рейна появился на свет шестой ребёнок. Родители дали ему имя – Рембрандт. Мать новорождённого – Корнелия, была дочерью состоятельного булочника. Семья великого художника и гравёра жила в Лейдене и придерживалась католической веры.
Мать – Хармена Герритсзона ван Рейна
Как и большинство лейденских детей того времени, мальчик начал получать начальное образование с 4 лет. Хотя оно было в основном религиозное, но через три года ученик уже умел читать, писать и считать, а также знал основы католической религии.
В 7 лет Рембрандт пошёл в шестилетнюю латинскую школу, хотя обычно дети поступали туда только к 12 годам. В учебном заведении давали углубленные знания по религии, а также по каллиграфии, риторике, логики и греческому языку.
После её окончания, 13-летний вундеркинд поступил в местный университет на факультет филологии, но через несколько месяцев покинул его. Причины до конца не ясны, возможно, это связано с вопросами веры.
Родители решили развивать в сыне талант художника, который был заметен уже в юношеском возрасте. Молодой человек брал уроки живописи у признанного лейденского мастера Якоба ван Сваненбюрха. Работ молодого художника того периода не сохранилось.
В 1623 году Рембрандт уехал в Амстердам, чтобы продолжить образование в мастерской живописца Питера Ластмана, отдающего предпочтение в своём творчестве мифологическим и библейским сюжетам.
Рембрандт в возрасте 23 лет (автопортрет)
Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены
Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.
Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.
В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.
Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.
Техника и картины
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.
Фрагмент картины Рембрандта «Святое семейство», 1645 год
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.
Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год
Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.
Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.
Картина Рембрандта «Даная»
Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.
Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.
Картина Рембрандта «Еврейская невеста»
«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.
Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.
Презентация на тему: ” Биография Творчество Галерея. Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене.” — Транскрипт:
1
Биография Творчество Галерея
2
Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене в 1606 г., в семье мельника, и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана. Но период обучения был недолгий. В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам, чтобы самостоятельно заняться живописью в собственной мастерской. мать отец Сестра
3
В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи Саскии ван Эйленборх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самый счастливый период его жизни. Он становится знаменитым и модным художником. Его дом привлекает лучших представителей аристократии духа и богатых заказчиков, у него большая мастерская, где с успехом трудятся его многочисленные ученики. Немалое наследство Саскии и его собственные работы дают материальную свободу. Молодой Рембрандт Сын Титус Саския
4
Последние 16 лет наиболее трагические годы жизни Рембрандта; он разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких (в 1668 г. умирают возлюбленная художника Хендрикье Стоффелс и сын Титус), любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы Хендрикье Стоффелс Читающий Титус
5
Рембрандт начал брать уроки живописи сразу после школы. А к 1628 он был уже сложившимся художником и имел учеников Им создано множество картин: это и портреты семьи (“Автопортрет с Саскией”), и заказные работы. Рубеж в творчестве Рембрандта отмечает неудача большой заказной картины “Ночной дозор”.Автопортрет с Саскией Ночной дозор В 40-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, все человечно: материнскую любовь, сострадание.
6
Рембрандт умел создавать портрет- биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни (“Портрет старика в красном “). Но наибольшей тонкости характеристик Рембрандт достиг в автопортретах, в которых прослеживается бесконечное многообразие психологических аспектов.
7
В годы зрелости Рембрандт создал свои лучшие офорты. Как офортист, он не знает равных в мировом искусстве. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании, иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях.
8
Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Постепенно произведения Рембрандта приобретают мрачные тона, обнажая глубинный эмоциональный смысл сюжета, а в портретах появляется все возрастающая меланхолия. Но искусство мастера достигает наибольших высот. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину “Возвращение Блудного сына”, в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника.Возвращение Блудного сына
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 г. в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Лейден – город в Южной Голландии на реке Рейн, поэтому «ван Рейн» в имени Рембрандта означает «с Рейна». Его отец был зажиточным мельником. Семья была многодетной.Учился будущий художник в латинской школе при Лейденском университете, а с 13 лет начал серьёзно заниматься живописью. В 1623 г. он учился живописи в Амстердаме у Питера Ластмана.В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру картины на религиозные и бытовые сюжеты, портреты и автопортреты. Вернувшись в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую, набирал учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность, вскоре стал работать на заказ и быстро добился успеха.У Питера Ластмана Рембрандт перенял пестроту колорита и детальность в исполнении
Большое внимание на художника оказало также творчество Караваджо, особенно использование светотени для передачи эмоций.В начальный период творчества Рембрандта его работы трудноотличимы от работ Яна Ливенса, к тому же художники часто брались за одни и те же сюжеты: «Самсон и Далила», «Воскрешение Лазаря» и др. Но постепенно у Рембрандта стал вырабатываться свой стиль.В 1631 г. он перебрался в Амстердам
Здесь он активно работал над портретом, в том числе писал и автопортреты. Именно портретная живопись позволила в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и добиться коммерческого успеха
он перебрался в Амстердам. Здесь он активно работал над портретом, в том числе писал и автопортреты. Именно портретная живопись позволила в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и добиться коммерческого успеха.
Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Но настоящая слава пришла к художнику после создания им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632).
Рембрандт «Уроки анатомии доктора Тульпа». Холст, масло. 169,5х216,5 см. Маурицхёйс (Гаага)
Хирурги на полотне не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как это было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, психологически они объединены в единую группу. Богатство мимики каждого лица и умелое использование светотени свидетельствуют о наступлении творческой зрелости художника.
В 1633 г. Рембрандт женился на Саскии. Он был счастлив в семейной жизни.К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат именно изображения Саскии – в домашней обстановке, в роскошных одеяниях и театрализованных обличьях. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей силой выражен в картине «Блудный сын в таверне» – из притчи о блудном сыне.
Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло. 161х131 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки (15:13): «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно».К теме блудного сына художник вернется 31 год спустя – в картине «Возвращение блудного сына».Саския родила троих детей, но все они умирали в раннем младенчестве. В 1641 г. она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было всего 29 лет. В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже пошла под откос – он с трудом пережил смерть любимой жены, не мог уже писать заказные портреты, быстро растерял богатых заказчиков и даже едва не попал в долговую тюрьму. Направление его творчества резко изменилось: основной темой его полотен стала библейская история.Несмотря на то, что Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города, он оставался достойным человеком и уважаемым мастером.В 1661-1662 гг. он получил два своих самых крупных и престижных заказа: картину «Заговор Юлия Цивилиса» для новой амстердамской ратуши и групповой портрет «Синдики» для здания гильдии суконщиков. Картины он писал с новым творческим подъёмом. Но с 1663 г. началась череда смертей в его семье: умерла его верная спутница Хендрикье. Позже он похоронил сына, следом – невестку. Осенью 1669 г. умер и сам великий мастер голландской живописи.
Памятник Рембрандту (1852) на площади Рембрандта в Амстердаме
1630 годы в жизни Рембрандта
Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее
Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.
В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Портреты 1630 годов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели
Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку)
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко
Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Характеристика некоторых портретов 1630 годов
Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта “Урок анатомии доктора Тюлпа” (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.
В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров – работа “Портрет бургграфа”, которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и “Улыбающуюся Саскию”, написанную в 1633 году.
Знаменитая картина “Веселое общество”, или “Автопортрет с Саскией” (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Рембрандт ван Рейн. Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.
Биография Рембрандта
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в обеспеченном семействе мельника из Лейдена и стал младшим из восьми детей. Произошло это событие 15 июля 1606 года. Вероятно, мальчик с юного возраста проявил выдающиеся способности, потому что родители сначала отдали его в престижную школу, а затем в Лейденский университет — один из лучших в Европе. Когда же юноша решил посвятить себя живописи, отец с матерью и здесь пошли ему навстречу: забрали из университета и устроили учеником к художнику. Про братьев Рембрандта известно, что кто-то из них стал пекарем, а кто-то сапожником.
У кого Рембрандт Харменс ван Рейн начал получать художественное образование — неизвестно. Вторым учителем стал малопримечательный лейденский художник-маньерист Якоб ван Сваненбург (Jacob van Swanenburgh), а третьим — выдающийся живописец из Амстердама Питер Ластман (Pieter Lastman). Через последнего Рембрандт перенимает приемы Караваджо (Michelangelo da Caravaggio): смелый натурализм и резкий контраст света и тени, придающий пространству глубину.
Уже в 18 лет художник возвращается в Лейден и открывает мастерскую. Поначалу, когда заказчиков еще не было, он писал искусно исполненные портреты своих родных и персонажей Библии, но успех пришел быстро.
В 1631 году Рембрандт навсегда переезжает в Амстердам, где за ним столь же быстро закрепилась слава профессионального портретиста. Групповой портрет амстердамских врачей под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» принес ему множество поздравлений и дорогих заказов. С этого момента знающий себе цену художник начинает подписывать работы не аббревиатурой из имени и фамилии, а одним только именем — как (Tiziano Vecellio) или Рафаэль (Raffaello Sanzio).
В 1634 Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург (Saskia van Uylenburgh) — красивой девушке с большим приданым, дочери бургомистра. Семья входит в высшее общество и переезжает в роскошный дом. Художник изображает Саскию на многочисленных портретах, использует ее образ для аллегорических сцен. Через восемь лет счастливого брака красавица-жена умерла от туберкулеза. Из четырех детей выжил лишь младший сын Титус, также запечатленный на многих картинах Рембрандта.
Вслед за смертью Саскии приходят и другие несчастья. Завершенный в том же году знаменитый «Ночной дозор» вызвал скандал. Многие участники этого группового портрета были изображены в нелестном для себя виде и не хотели платить. Нежелание художника отступить от правды в угоду заказчикам привело к потере многих влиятельных клиентов. Финансовое положение ухудшалось, а экономить живописец не привык: в течение многих лет он собирал коллекцию вдохновлявших его произведений искусства.
Тяжелые времена скрашивает общество молодой служанки Хендрикье Стоффельс, которая стала гражданской женой Рембрандта и родила ему дочь Корнелию. Жениться на ней официально художник не мог, так как потерял бы право на наследство Саскии. Девушку порицают за непристойную связь и отлучают от церкви, но она остается с любимым до конца жизни. Результатом этих отношений стали полные нежности портреты.
В 1656 году Рембрандт терпит финансовый крах. Нажитое за всю жизнь имущество уходит с молотка. Торги были организованы так, что даже полотна Рафаэля, Яна ван Эйка (Jan van Eyck) и Рубенса (Pieter Paul Rubens) из коллекции продавались очень дешево. Вырученных средств не хватило на покрытие долгов. Из прежнего дома живописец с семьей переезжает на окраину города.
Умер великий Рембрандт 4 октября 1669 года и был похоронен как бедняк. К тому времени он потерял и Хендрикье, и единственного сына с невесткой и внучкой. В последний год с ним оставалась лишь 15-летняя дочь Корнелия. Лица умерших близких людей состарившийся мастер изобразил на вымышленном «Семейном портрете», оставшемся незавершенным. В 18 лет Корнелия вышла замуж за художника, такого же бедного сироту. Своих сына и дочь она назвала Рембрандтом и Хендрикье.
Новый всплеск интереса к творчеству Рембрандта пришелся на эпоху Просвещения. Чуть позднее глубокий психологизм его картин оценили представители романтизма, особенно Франсиско Гойя (Francisco de Goya) и Эжен Делакруа (Eugène Delacroix). Во второй половине XIX века Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) гордился, что приходится земляком великому мастеру, а Огюст Роден (Auguste Rodin) счел кощунственным сравнение своих работ с рембрандтовскими портретами. Он считал, что этого гения нельзя ни с кем сравнивать, а можно лишь поклоняться ему. Так 2019 год был объявлен годом Рембранта.
Сказка о трех братьях: биография Рембрандта – неудавшегося чиновника
Кроме хвалебных речей и од, которые современники отпускают в адрес прославленного мастера портрета, о нем известно очень много неприглядных вещей, которые следовало бы озвучить. Его называли наиболее скандальным художником эпохи, потому что вокруг его творчества постоянно что-то происходило.
Он никогда не занимался «украшательством», писал только то, что видел перед собой, а всех своих «моделей» действительно «просвечивал» насквозь, как рентген. Его ругали, порицали, называли отвратительным и пошлым, но все равно шли, чтобы заказать картину или просто посмотреть на то, что уже было изготовлено ранее. Сам же художник только слегка посмеивался – такого сарказма и скрытой издевки, как на его полотнах, стоит еще поискать.
Важно
В двадцатом году семнадцатого века, сразу же после тринадцатилетия, Рембрандт был отправлен на обучение в Лейденский университет. На то время возраст студента был никому не интересен, главное было иметь подобающие знания, а круглолицый смешливый паренек их имел. Поговаривали, что таким образом родители пытались «отмазать» его от службы в армии, но так ли это, доподлинно неизвестно.
Кратко о жизни и творчестве великого живописца
Родившись в крохотном голландском городке Лейдене в семнадцатом веке, едва ли можно было рассчитывать на ослепительную карьеру, тем более если являешься десятым ребенком в семействе и третьим по старшинству сыном. Однако Рембрандт сумел преломить стереотипы и прославить свое имя, вписав его золотыми буквами в историю живописи. Ему пришлось рано повзрослеть, но с годами он не утратил того юношеского задора и неуемного чувства юмора, которое помогало ему пройти через все невзгоды.
Из него не получился чиновник и деятель науки, священнослужителем ему тоже было стать не суждено. Зато художником он был действительно великолепным, так как сумел покорить своим мастерством не только современников, но и потомков. Он учился у таких мэтров, как Питера Ластман и Якоб ван Сваненбюрх, но выработал абсолютно обособленную, свою манеру рисования. В конце жизни на его голову посыпались несчастья, будто открылся ящик Пандоры, но и это не сломило великого мастера. Благодаря ему мы, далекие потомки, можем насладиться «Данаей», «Ночным дозором» и «Возвращением блудного сына».
Рождение маленького Рембрандта
Состоятельный и зажиточный хозяин водяной мельницы Хармен Герритсзон ван Рейн в конце шестнадцатого века проживал в Лейдене на реке Старый Рейн, откуда и происходит его фамилия. Он женился на неприметной девушке – дочке пекаря Корнелии, которая нарожала ему кучу ребятишек, большинство из которых было девочками. Семейство ни в чем не нуждалось, жили в достатке и могли себе позволить многое.
Пятнадцатого июня 1606 года она произвела на свет своего последнего младенца. Ему было дано имя Рембрандт Харменсзон («сын Хармена»), и он стал младшим также из троих братьев. Сперва, в раннем детстве, парнишку учила мама, а затем отец. Говорят, что уже в четыре года он научился читать, а к пяти писать и считать.
Детство и юность влюбленного в искусство
Далее все развивалось, как в настоящей сказке о трех братьях: отец дал старшим хорошее наследство, помог устроиться в жизни и обеспечил процветающим бизнесом. Впоследствии они стали буржуа, которые не беспокоятся о завтрашнем дне и судьбе собственных детей. Самому старшему досталась мельница, а среднему пекарня.
Однако Рембрандт в число счастливчиков не попал. Возможно, не было в нем той самой коммерческой жилки, а может, родители просто решили, что одному из их детей следует все же получить образование, стать священником (семейство было католическим), учёным или чиновником. На самом деле, в те времена это было престижным и выгодным делом, а люди подобного рода занятий – уважаемыми в обществе. Да и денег так можно было заработать достаточно, чтобы содержать дом и семью.
Интересные факты
За свою жизнь художник написал более сотни автопортретов. В этих работах нет самолюбования, это скорее эксперименты со стилем, светом, манерой письма. Портреты дают нам представление о том, как изменялся художник на протяжении жизни, и не только внешне. Автопортреты отражают его настроения и переживания в тот или иной период.
Смеющийся Рембрандт, 1628 г.
Художник преклонялся перед гением мастеров эпохи Ренессанса. На протяжении жизни он коллекционировал гравюры и репродукции работ великих итальянцев, считая себя их последователем. В 1630-х гг. Рембрандт, вслед за Рафаэлем и Тицианом, начинает подписывать картины одним только именем.
Гениальное полотно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» долгое время провисела в отапливаемых каминами помещениях. Авторство Рембрандта было установлено только в XIX веке.
К этому времени полотно настолько покрылось копотью, а лак так потемнел, что искусствоведы решили, будто выступление роты стрелков происходило ночью. Именно тогда картина получила название «Ночной дозор». После реставрации 1947 г. и анализа положения тени от руки капитана Кока стало ясно, что события на картине происходят не позже 14 часов дня.
Процедура банкротства, которую пережил великий мастер, предполагала полную опись имущества. Описано было все, от произведений искусства до самых мелких предметов гардероба. В XX веке это позволило организаторам дома-музея художника до мельчайших подробностей воссоздать обстановку его жилища. Созданный в 1911 г. дом-музей расположен в том самом здании, где великий живописец прожил с 1639 г. по 1656 г. Сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Амстердама.
Художественное наследие Рембрандта составляет около 400 картин, 267 гравюр и более 100 рисунков. Каждое из этих произведений – шедевр. Через позы, жесты и взгляды персонажей художник одним изображением рассказывает нам целую историю. Его герои показаны не только в минуты триумфа. Мы видим их слабости и уязвимость. Эта человечность делает искусство Рембрандта вечным, востребованным во все времена.
Видео рассказ Александра Таирова о знаменитом живописце.
У нас на сайте можно почитать и о других величайших художниках:
- Винсент Ван Гог;
- Поль Гоген;
- Микеланджело Буонарроти.
Литература:
- Рембрандт. Поль Декарг. Пер. Е. Колодочкина. – М.: Молодая гвардия, 2010.
- Рембрандт. Мелисса Рикетс. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
- Рембрандт-Гравер. Григорьев Р. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006.
Хендрикье
Образ второй жены также запечатлен на полотнах знаменитого живописца. Молодостью и красотой она уступала первой, однако художник смотрел на нее глазами любви и изображал с большой теплотой. Но церковь выступила с осуждением его образа жизни, и дочь, которую подарила Рембрандту вторая жена, была объявлена незаконнорожденной. Бедственное положение привело к тому, что семья живописца вынуждена была переехать в один из самых бедных кварталов Амстердама.
Рембрандт, биография которого содержит множество печальных фактов, познал настоящую любовь. А Хендрикье не только была заботливой и любящей женой, но также отличалась необыкновенной добротой. Эта женщина смогла заменить мать сыну Рембрандта от первого брака.
На время удалось-таки поправить материальное положение. В этом художнику помог сын, который вместе с мачехой открыл антикварный магазин. Но судьба все продолжала испытывать художника. В 1663 году потерял свою любимую Хендрикье Рембрандт.
Биография и книги, посвященные жизнеописанию великого мастера, повествуют, что в его жизни была еще одна муза. Эта женщина была намного моложе Рембрандта, но и ее несчастный художник пережил.
Сын умер спустя пять лет после смерти Хендрикье. С Рембрандтом осталась только дочь, которой в то время было четырнадцать. Но, несмотря ни на что, живописец не останавливался на достигнутом и не опускал руки. Он все также продолжал писать картины, резать гравюры…
В 1669 году великий живописец умер на руках своей дочери. Ушел он тихо и незаметно. А его талант был оценен лишь после его смерти.
Слайд 24Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту,
результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное
обнищание
Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться.
Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 годаРембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде. Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил ее от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта, то же имя носили две дочери Саскии.15 декабря 1660 года Хендрикье и Титус официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую нанялиРембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов.
«Флора» (1654), Метрополитен-музей
Творческий и финансовый успех
В 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет.
Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца.
Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:
- “Портрет невесты Рембрандта”;
- “Портрет Саскии”;
- “Рембрандт с его женой”.