Бэкон, роджер

Бэкон, роджер

Философия Бэкона

Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени. Его философская теория в корне опровергает схоластические учения, выводя при этом на первый план знания и науку. Мыслитель считал, что человек, сумевший познать и принять законы природы, вполне способен использовать их себе во благо, обретая тем самым не только власть, но и нечто большее – духовность. Философ тонко подмечал, что во времена становления мира, все открытия были сделаны, по сути, случайно – без особых навыков и владения специальными приемами. Следовательно, познавая мир и получая новые знания, главное, чем нужно пользоваться – это опыт и индуктивный метод, а исследования, по его мнению, должны начинаться с наблюдения, а не теории. По Бэкону, успешный эксперимент может зваться таковым только в том случае, если во время его проведения постоянно меняются условия, в том числе время и прострaнcтво — материя должна быть всегда в движении.

Биография Роджер Бэкон о главном

Роджер Бэкон – известен как английский естествоиспытатель и философ. Он был одним из первых людей, кто бросил вызов средневековой безграмотности.

Считается, что Роджер Бэкон родился в 1214 году в Английском графстве Сомерсет. Семья была обеспеченной. Родители не жалели средств на обучение Роджера в Оксфорде. По тем временам он тратил огромные деньги на книги, инструменты и на все то, что было необходимо для развития его научных работ.

Однако политическая борьба 1266 года привела семью Бэкона к разорению. Став банкротами, родители больше не могли помогать сыну деньгами. Роджеру пришлось искать другой путь к знаниям. Он решает пойти в монахи. Монашество в то время был единственный путь обучения для бедных.

 За отличную учебу Роджера и еще нескольких монахов отправляют в Парижский университет. На лекциях студенты не редко спорят, кричат, чтобы доказать свою правоту. Иногда даже дерутся.  Наблюдая за поведением современников, Роджер задумывается о невежестве общества. Это подталкивает его изучать иностранные языки, постигать учения Аристотеля. Роджер Бэкон тайно проводит свой первый эксперимент.

 В это же время молодой Бэкон знакомиться с представителями Францисканского Ордена, которые проповедуют бедность и являются сторонниками образования. Вступает в их ряды.

Но его пытливый ум и свобода взглядов очень не нравятся Магистру Ордена. Он обвиняет Бэкона в использовании черной магии и отправляет в тюрьму, под надзор Ордена. Роджера ждут 10 лет жесткого поста и тяжелой работы.

 Неожиданно получается так, что друг Бэкона становится Папой Климентом 4. Он берет одаренного парня под свое крыло и выделяет деньги на его обучение. Уставший от десятилетнего бездействия, молодой человек, тут же приступает к созданию энциклопедии. Спустя короткое время из-под пера Роджера Бэкона выходят несколько книг: Большой труд, Меньший труд и Третий труд. По ночам он проводит различные эксперименты.  Открывает формулу пороха, объясняет строение телескопа, создает глазные линзы.

Но радость длилась не долго. Папа Климент 4 умирает. Роджер вновь остается без денег.  Тут же его обвиняют во лжи и сажают в тюрьму. Все книги изымают.

Роджер Бэкон проводит в тюрьме долгих 14 лет. Умирает он в 74 года без всякой надежды на то, что его труды когда-то будут прочитаны потомками.

Интересные факты и даты из жизни

Популярные люди

  • Плеханов Георгий Валентинович

    Георгий Валентинович Плеханов- те, кто когда либо увлекались российским революционным движением конечно же знают это имя. Ведь Плеханов считается, на ряду с Лениным, главным теоретиком российской социал-демократии. Родился он в 1856 году в нынешней

  • Колчак Александр Васильевич

    Будущий адмирал был рожден 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Семья Колчака происходила из дворянского рода, отец – Василий Иванович Колчак, генерал-майор, мать – Ольга Ильинична Колчак. Мать Александра отличалась сильно набожностью,

  • Гитлер Адольф

    В 1924 году Адольф Гитлер написал «Майн кампф», книгу наполненную ненавистью. В ее последнем абзаце содержится фанатичный выкрик: «Мировое господство завоюет государство, отвергающее расовые загрязнения». Детство и юность Гитлера

  • Ершов Петр Павлович

    Родился, поет и автор любимой многими сказки «Конек — Горбунок» в 1815 году. Так как его отец работал на государственной работе, всей семье часто приходилось приезжать с места на место. В конце концов родители его отправили в гимназию, и по окончании

  • Шопен

    Шопен родился в Польше, недалеко от Варшавы. Отец его был французом, но женился на польке, красивой и кроткой женщине. Родители любили друг друга, что благотворно подействовало на Фредерика, помогло ему вырасти чутким и мягким человеком. Маленьким

  • Никитин

    Никитин И. С. родился в 1824-м году в небогатой мещанской семье. Его отец занимался продажей свечей. Ваня начинал своё обучение в 1839 году в Воронежской семинарии, давшей ему богатый жизненный опыт и хорошее образование, однако скучное,

Учение о человеке

Но если естественного зла не существует, то существует зло моральное – зло в человеке, зло как грех. Человека, который для Августина также является одной из основных проблем, Августин трактует с точки зрения двух христианских догматов: с одной стороны, человек – образ и подобие Божие, а с другой – существо греховное, ибо наши прародители совершили первородный грех. Поэтому когда Августин описывает человека как образ Божий, он часто возвышает его, но тут же показывает, что человек, как существо греховное, не совершенен, и часто впадает в кажущийся пессимизм. Поэтому антропологию Августина невозможно понять без его христологии, без того, что Спасителем был совершен акт искупления человеческих грехов. Говоря о сотворении человека, Августин говорит, что человек сотворен из ничего – и его тело и душа. Тело не есть могила души, ибо, как пишет Августин, отвечая платоникам, утверждавшим, что тело есть оковы, гробница души: «Разве кто-нибудь любит свои собственные оковы?» Тело и душа имеют благую природу при условии, что тело задумано как та часть природы человека, которая подчинена душе.

Но из-за грехопадения тело вышло из подчинения, и произошло наоборот: душа стала служанкой тела. Христос Своей искупительной жертвой восстановил первоначальный порядок, и люди опять поняли, что тело должно служить душе.

Человек, по Августину, составляет единство души и тела. Здесь он возражает платоникам, утверждавшим, что сущностью человека является лишь душа. Августин поправляет платоников, говоря, что человек есть разумная душа, владеющая своим телом. Таким образом, человек представляет собой единство души и тела. Но тело и душа – это все же абсолютно различные субстанции, обе изменяющиеся, но душа не имеет пространственной структуры и изменяется лишь во времени. А раз так, то душа не смешивается с телом, но всегда находится в теле. Душа есть основа жизни, разумное начало; именно душа сообщает и жизнь телу, и позволяет через тело познавать чувственный мир. Но с телом душа не смешивается, оставаясь соединенной с ним, но неслиянной.

Уильям Оккам

Следующим по времени францисканским мыслителем является Уильям Оккам (ок. 1300–1349/50). Так же, как и предыдущие два философа, Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Также был монахом францисканского ордена. В одно время занимал довольно резкую позицию в отношении папы Римского, из-за этого он сидел некоторое время в тюрьме. Когда он был выпущен из тюрьмы, как говорят, он бежал под прикрытие к одному из итальянских королей и, как повествует традиция, обратился к этому королю за помощью, сказав исторические слова: «Охраняй меня мечем, я буду охранять тебя словом». Последние годы жизни он провел в Италии. Среди его произведений выделяют «Распорядок», «Избраное» и «Свод всей логики». Уильям Оккам как представитель философии и христианской схоластической мысли 14-го века, показывает упадок схоластического богословствования. У Оккама можно видеть все следствия из такого познания Бога, из попытки познания Бога расудочными методами. Уильям Оккам практически начисто отрицает право философии на какое-либо познание Бога. Философия вообще ничего не может доказать, не имеет никакой ценности для богослова, философия даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия. Поэтому истины Писания недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость, тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания. Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря так называемой «бритве Оккама». «Бритва Оккама» – это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения. Эта «бритва Оккама» формулируется в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». И краткая формулировка «бритвы Оккама», возникшая уже впоследствии: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Этот принцип Уильям Оккам сформулировал в своей борьбе против различных схоластических ухищрений, различных тонких дистинкций и т.д., что особенно стало популярным благодаря трудам Иоанна Дунса Скота. Этот уход от познания реального мира не устраивал Оккама, и в своей защите эмпиризма, познания чувственого мира в борьбе против схоластики, Оккам и сформулировал этот принцип. В сущности своей этот принцип ведет свое происхождение от знаменитого спора Аристотеля с Платоном. Аристотель возражал Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей, необходимых для объяснения. Так же поступил и Оккам. Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т.д. Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиверечиво. Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т.е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть ничто иное, как интенция души. Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии. В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем. Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак огня, а смех есть знак радости. Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки вещей. Мыслится не непосредственно предмет, а его знак, понятие. Всего бывает два типа понятий: знаки вещей и знаки знаков. Универсалия – это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде, в т.ч. и в божественном уме, то Бог познает их через человека.

Краткая биография

Фрэнсис Бэкон — английский философ, политик, историк, основоположник английского материализма, эмпиризма, появился на свет в семье лорда Николаса Бэкона, хранителя королевской печати, виконта, которого считали одним из известнейших юристов своего времени. Произошло это 22 января 1561 г. в Лондоне. Физическая слабость, болезненность мальчика сочеталась с чрезвычайной любознательностью и выдающимися способностями. В 12 лет Фрэнсис уже учащийся Тринити-колледжа в Кембридже. Получая образование в рамках старой схоластической системы, юный Бэкон уже тогда приходил к мысли о необходимости реформирования наук.

Окончив колледж, новоиспеченный дипломат в составе английской миссии работал в разных европейских странах. В 1579 г. ему пришлось вернуться на родину из-за cмepти отца. Не получивший большого наследства Фрэнсис вступил в юридическую корпорацию Грейс-Инн, активно занимался юриспруденцией и философией. В 1586 г. он возглавляет корпорацию, но ни это обстоятельство, ни назначение на пост экстраординарного королевского адвоката не могли удовлетворить честолюбивого Бэкона, который стал искать все возможные пути для получения при дворе выгодной должности.

Ему было всего 23 года, когда он был избран в палату общин парламента, где снискал славу блестящего оратора, на некоторое время возглавил оппозицию, из-за чего потом оправдывался перед сильными мира сего. В 1598 г. было опубликовано произведение, которое сделало Фрэнсиса Бэкона известным, — «Опыты и наставления, нравственные и политические» — сборник эссе, в которых автор поднимал самые разные темы, например, счастья, cмepти, суеверий и т.д.

В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером. Этот период биографии был плодотворным не только в плане завоевания позиций при дворе, но и с точки зрения философско-литературного творчества. В 1605 г. увидел свет тpaктат под названием «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», который был первой частью его масштабного многоэтапного замысла «Великое Восстановление наук». В 1612 г. было подготовлено второе издание, существенно переработанное и дополненное, «Опытов и наставлений». Второй частью главного труда, так и оставшегося незаконченным, стал написанный в 1620 г. философский тpaктат «Новый органон», считающийся одним из лучших в его наследии. Главной мыслью является безграничность прогресса в человеческом развитии, превозношение человека как главной движущей силы этого процесса.

В 1621 г. у Бэкона как политика и общественного деятеля были очень крупные неприятности, связанные с обвинением во взяточничестве и злоупотрeблениях. В итоге он отделался всего лишь несколькими днями тюрьмы и был оправдан, однако на его карьере политика отныне был поставлен жирный крест. С этого времени Фрэнсис Бэкон полностью посвятил себя исследованиям, экспериментам, другой творческой работе. В частности, был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его cмepти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука. Бэкон был первым мыслителем, в основе философии которого лежало опытное знание. Именно ему принадлежит известная фраза «Знание – сила». Кончина 66-летнего философа стала логическим продолжением его жизни: он очень сильно простудился, желая поставить очередной эксперимент. Организм не выдержал болезни, и 9 апреля 1626 г. Бэкона не стало.

Интересные факты

В честь Бэкона назван один из кратеров на Луны.

В труде «Communia Mathematica» Роджер Бэкон предсказал появление следующих вещей:

  • высокоскоростные морские путешествия;
  • автомобиль;
  • аэроплан;
  • микроскоп и телескоп;
  • порох и бомбы.

Недаром ученый говорил, что величайший новатор – это время.

Бэкон считал, что благоденствие обнаруживает пороки человека, а бедствие, наоборот, выявляют его добродетели. Он также говорил, что любая насильственная мера порождает новое зло. А применять насилие заставляет лишь гнев и страх.

По мнению Бэкона, чтение делает людей знающими, беседа — находчивыми, а привычка записывать — точными.

БЭКОН Роджер

Bacon), (р. ок. 1214 – ум. ок. 1292) – англ. философ и естествоиспытатель. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Состоял в Францисканском ордене. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл «главным» («Opus principale»), остался неосуществленным. Подготовит. работами к нему являются «Большой труд» («Opus majus», изд. 1733), «Второй труд» («Opus secundum»), или «Меньший труд» («Opus minus»), и «Третий труд» («Opus tertium»), написанные в 60-х гг. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. В соответствии с этим, неудовлетворенный понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишенной качеств, Б. выдвинул мысль о качественно различных элементах, комбинация к-рых и образует конкретные вещи. В то же время Б. отрицал атомистич. учение о пустоте и неделимости атомов. Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний – мистич. «озарение» – и внешний). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Б. предугадал большое значение математики, без к-рой, по его мнению, не может существовать ни одна наука. Противопоставляя магии эксперимент. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т.п.), о чем выразительно писал в «Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» («Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae», изд. 1618). Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштедта; возмущался теми студентами Парижского ун-та, к-рые думали, что Фома Аквинский «знает все» и что «все вопросы разрешены в его сочинениях». Нападал на невежество и порочность духовенства, обличал феодальные притеснения, строил проект утопич. сословной республики, в к-рой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Соч.:
Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1–3, Oxf., 1897–1900; Opera hactenus inedita, fasc. 1–16, Oxf., 1909–40. Лит.:
Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacon´s life and works, Oxf., 1914; Carton R., L´exp?rience physique chez Roger Bacon, P., 1924; ?aston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель). В. Зубов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Роджер Бэкон (1214 г., Илчестер — 1292 г., Оксфорд) — английский естествоиспытатель, философ, монах-францисканец.

Фрэнсис Бэкон — кратко

Основоположник теории эмпиризма в теории познания, философ, историк, английский политический деятель Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне. Родители Фрэнсиса, отец, лорд — канцлер сэр Николас Бэкон и мать, Анна Кук, воспитывали его в условиях непрекращающихся интриг большой политики. Атмосфера в доме состояла из переплетения личных дел с государственными вопросами, что определила воспитание Бэкона. Формирование интеллекта юного Фрэнсиса проходило на глазах у общества. Ниже кратко описаны вехи жизни выдающегося европейского мыслителя.

Этапы жизненного пути.

С апреля 1673, по июнь 1576 года юный Фрэнсис Бэкон обучался в колледже при Кембриджском университете. Его наставником и персональным учителем был сам будущий архиепископ Кентерберийский, Джон Уитгифт. Еще будучи студентом Бэкон отличался хорошими манерами и живым умом, чем очаровал королеву Елизавету . Во время учебы в колледже у него сформировалась стойкая неприязнь к учению Аристотеля, которое по его мнению хорошо для научных споров и диспутов, но бесполезно для общественной жизни.Благодаря протекции отца Бэкон в составе свиты посла Англии в 1576 году оказывается в Париже. Бурная политическая и общественная жизнь Франции дала молодому ученому пищу для размышлений, в результате которых вышли в свет его «Заметки о состоянии христианского мира».

Смерть отца в 1579 году заставила Ф. Бэкона возвращаться домой. Из первоначально предполагаемой суммы наследства ему досталась только пятая часть. Это обстоятельство вынудило молодого Фрэнсиса устроиться на работу юристом. Все попытки получить работу при дворе закончились неудачей, хотя королева всегда благоволила ему. Причины отказа в должности так и остаются неизвестными. В результате, в 1582 году Ф. Бэкон смог получить лишь должность младшего барристера (адвоката более высокого ранга).

1584 стал годом начала политической карьеры ученого. В том году он впервые был избран депутатом Палаты общин парламента. Монархические убеждения Фрэнсиса Бэкона пришлись ко двору. Король Яков видел в нем подданного, который может разрешить конфликты с парламентом. В итоге, к 57 годам Бэкон стал лорд — канцлером и обладателем многих поместий королевства.Политическая карьера ученого завершилась в результате обострения борьбы между королевской и парламентской властью. Под давлением парламента, чтобы успокоить взбунтовавшееся общественное мнение королю пришлось пожертвовать некоторыми должностными лицами, среди которых был и Фрэнсис Бэкон. Он был оштрафован на крупную сумму и арестован на несколько дней за казнокрадство. Получив оправдание, Бэкон, тем не менее, в политику больше не возвращался.

Последние годы жизни Бэкона прошли под знаком научных опытов. Он утверждал, что холод препятствует порче мяса и умер, простудившись во время проведения экспериментов в 1626 году. Наследников Фрэнсис Бэкон от позднего бpaка с Алисой Бэрнем не оставил.

Кратко о философии Бэкона.

В философских трудах Фрэнсис Бэкон критиковал схоластический подход к логике, который пренебрегает проблемой образования понятий. Основной идеей добэконовской философии был культурологический подход к развитию общества. Бэкон же настаивал на том, что необходимо признать приоритетным развитие науки и техники. Он утверждал, что научные открытия случайны, они нуждаются в систематизации, что даст мощный толчок развитию человеческого общества. В основу же научного познания ученый ставил индукцию и экспериментальную науку, что предполагало исчерпанность процесса в результате повторяемости.

Будучи убежденным поборником религии, Бэкон в своих научных трудах говорил о том, что мешает развитию науки: идолы рода, пещеры, рынка и театра. «В познании Природы ум должен опираться только на Опыт» -утверждал он.

Фрэнсис Бэкон внес весомый вклад в формирование и становление европейской философской науки и теоретической культурологии.

Сочинения

Perspectiva

Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона. Выдержки из этих сочинений были сделаны Эмилем Шарлем, но понятно, что полное представление о его философии немыслимо до тех пор, пока не будут изданы все его сочинения.

Основные произведения

  • «Большое сочинение» («Opus Majus»),
  • «Малое сочинение» («Opus Minus»),
  • «Третье сочинение» («Opus Tertium»),
  • «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae»),
  • «Послание монаха Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» («Epistola fratris Rogeris Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae»)

Напечатанные

  • «Spèculum Alchimoae» (1541 год, переведён на английский язык в 1597 году);
  • «De mirabili potestate artis et naturae» (1542 год, английский перевод 1659 года);
  • «Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 год, переведено на англ., как и «Cure of Old Age», 1683);
  • «Medicinae magistri D. Rog. Baconis anglici de arte chymiae scripta» (1603 год, собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Brè ve Breviarium, Verbum Abbreviatum», в конце которого помещена странная заметка, оканчивающаяся словами: «Ipse Rogerus fuit discipulus Alberti!»);
  • «Secretum Secretorum, Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum»);
  • «Perspectiva» (1614 год, составляет пятую часть «Opus Majus»);
  • «Specula Mathematica» (составляет четвёртую часть того же сочинения);
  • «Opus Majus ad Clementem IV» (издано Джеббом, 1733 год);
  • «Opera hactenus mèdita» (Ж. С. Бревером, 1859 год, содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus», «Compendum studu philosophiae» и «De secretis operibus naturae»).

Рукописи

Наиболее важные рукописи:

  • «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде);
  • «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке;
  • «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее; отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolögiae» — в Британском музее; * «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже;
  • «Compendium Studii Theolögiae», в Британском музее;
  • отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке;
  • толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене.

Публикации на русском языке

  • Бэкон Роджер. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина. — М.: Издательство Францисканцев, 2005. — 480 с.
  • Бэкон Роджер. Зеркало алхимии / Пер. с лат. В. Н. Морозова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Серия философия. — 2009. — № 4. Т. 2. — СПб., 2009. — С. 74—76.
  • Бэкон Роджер. Введение к трактату псевдо-Аристотеля «Тайная тайных» / Пер. с лат. А. Г. Вашестова // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. — М., 1999. — С. 44—69.
  • Бэкон Роджер. Большое сочинение. Часть первая, в которой устраняются четыре общие причины человеческого невежества // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 2. — М., 1969. — С. 862—877.


Статуя Бэкона в Оксфорде

Ранние годы

Точная дата рождения философа неизвестна, предположительно это был 1214 год. Родился Бэкон в английской деревушке Илчестер, графство Сомерсет.

Семья Роджера была зажиточной и смогла обеспечить наследнику достойное по тем временам образование. Так, в детские годы он на дому прилежно изучал арифметику, геометрию, астрономию. Мальчик был хорошо знаком с произведениями античных авторов, занимался музыкой.

В возрасте 13 лет Роджера отдали на обучение в Оксфордский университет, где ему предстояло провести ближайшие 8 лет. По окончании обучения Бэкон получил ученую степень по искусству.

Философские взгляды[]

Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того, он утверждал, что математика — самая лёгкая из наук и доступна каждому.

Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт — доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов. Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке.

Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса.

Сочинения напечатанные:

  • «Spèculum Alchimoae» (1541 год, переведён на английский язык в 1597 году);
  • «De mirabili potestate artis et naturae» (1542 год, английский перевод 1659 года);
  • «Libellus de retardandis senectutis accidentibus et sensibus confirmandis» (1590 год, переведено на англ., как и «Cure of Old Age», 1683);
  • «Medicinae magistri D. Rog. Baconis anglici de arte chymiae scripta» (1603 год, собрание небольших трактатов, содержащих «Excerpta de libro Avicennae de Anima, Brè ve Breviarium, Verbum Abbreviatum», в конце которого помещена странная заметка, оканчивающаяся словами: «Ipse Rogerus fuit discipulus Alberti!»);
  • «Secretum Secretorum, Tractatus trium verborum et Speculum Secretorum»);
  • «Perspectiva» (1614 год, составляет пятую часть «Opus Majus»);
  • «Specula Mathematica» (составляет четвёртую часть того же сочинения);
  • «Opus Majus ad Clementem IV» (издано Джеббом, 1733 год);
  • «Opera hactenus mèdita» (Ж. С. Бревером, 1859 год, содержащий «Opus Tertium», «Opus Minus», «Compendum studu philosophiae» и «De secretis operibus naturae»).

Статуя Бэкона в Оксфорде

Политика

После кончины главы семейства в 1579 г. Фрэнсис переживал материальные трудности. В то время биографии он решил изучить правоведение в школе барристеров. Спустя 3 года парень стал адвокатом, а затем и члeном парламента.

Вплоть до 1614 г. Бэкон активно участвовал в дебатах на сессиях Палаты общин, демонстрируя прекрасные ораторские способности. Периодически он готовил послания королеве Елизавете 1, в которых пытался объективно рассуждать о той или иной политической обстановке.

В возрасте 30 лет Фрэнсис становится советником фаворита королевы – графа Эсceкcа. Он показал себя настоящим патриотом поскольку, когда в 1601 г. Эсceкc хотел совершить госпереворот, Бэкон, будучи адвокатом, обвинил его на суде в госизмене.

Со временем политик начал все чаще критиковать действия Елизаветы 1, по причине чего оказался в опале королевы и не мог рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице. Все изменилось в 1603 г., когда к власти пришел Яков 1 Стюарт.

Новый монарх похвально отзывался о службе Фрэнсиса Бэкона. Он удостоил его рыцарского звания и титулов барона Веруламского и виконта Сент-Олбанского.

В 1621 г. Бэкона уличили в получении взяток. Он не стал отрицать того, что люди, дела которых он вел в судах, нередко дарили ему подарки. При этом он заявлял, что это никак не влияло на ход разбирательства. Тем не менее, философа лишили всех должностей и даже запретили появляться при дворе.

Вклад ученого

Бэкон, автор знаменитого афоризма: «Знание – сила», был сторонником научного познания мира. Он считал, что познание природы с помощью разума способствует увеличению власти и могущества человека и улучшению качества его жизни.

Статуя Бэкона в Библиотеке Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия

Бэкон был недоволен состоянием современной ему науки и разработал новый метод познания, главными элементами которого назвал индукцию и эксперимент.

Индукция – метод обобщения, при котором на основе частных признаков отдельных элементов можно вывести общую гипотезу для всей группы.

Учёный считал, что постичь истину можно лишь с помощью чувственного опыта, получая знания из окружающего мира посредством эксперимента и наблюдения. Так он заложил основы эмпиризма.

Также философ выделял признаки разума, которые препятствуют процессу познания. Он назвал их «идолами» и разделил на 4 группы. Это идолы рода (ошибки, заложенные самой человеческой природой), идолы пещеры (ошибки, совершённые под влиянием предрассудков), идолы площади (ошибки, вызванные несовершенством языка) и идолы театра (ошибки, усвоенные от других людей).

Бэкон внёс большой вклад в развитие науки и философии. Он по праву считается основателем мышления нового времени и современного научного метода познания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: