Русский пейзаж
В России пейзажная живопись всегда пользовалась популярностью и интенсивно развивалась. Многие картины русских художников считаются шедеврами пейзажной живописи.
Самостоятельным пейзажный жанр в России стал в XVIII в. Основоположником его считается Семён Щедрин (1745-1804). Его пейзажи эмоциональны, выразительны и наполнены светом.
Ф. Алексеев (1753/1755-1824) одним из первых начал писать городские пейзажи, он крупнейший мастер русской ведуты.
А. Мартынов (1768-1826) много путешествовал по России и создал пейзажи Сибири, Крыма, берегов Волги.
Сильвестр Щедрин (1791-1830) – автор замечательных романтических пейзажей.
А. Венецианов (1780-1847) был автором неярких пейзажей среднерусской полосы.
Вторая половина XIX в. дала целую плеяду талантливых пейзажистов: Ф. Васильева, В. Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева, А. Саврасова, А. Куинджи, И. Шишкина и др. Все пейзажные традиции продолжили своё развитие и в XX в. в творчестве П. Кончаловского, И. Грабаря, К. Юона и многих других художников.
Популярен пейзаж и в наше время, это вечный жанр, и он никогда не иссякнет.
Сочинение с цитатами
В произведении “Слово о полку Игореве” большое внимание уделяется не только неудачному походу Игоря, но и землям, через которые дружинники проходили. Русская земля показана не просто как географическая местность, а как полноценный герой произведения
Параллельно с рассказом об Игоревом полку идет описание мест, в которых князь побывал, и природы, которая ему встретилась. Русская земля принимает полноценное участие в походе. Как будто заранее зная исход событий, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря. “Солнце тьмою путь ему закрыло, ночь грозою птиц перебудила, свист зверей несется полон гнева”
Во время провального боя князя земля “стонет”, тем самым показывая свою печаль.
“стоном стонет мать земля сырая.”
Герои также взаимодействуют с природой, винят её или просят помощи у неё. Ярославна упрекает природу в поражении Игоря.” Что ты, ветер, злобно повеваешь, стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки? Солнце трижды ясное! С тобою… Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло… ” Затем она просит помощи у Днепра и вся природа помогает Игорю бежать. ”И взыграло море. Сквозь туман вихрь помчался к северу родному- сам господ из половецких стран князю путь указывает к дому.”
Все диалоги с природой показаны так, как будто она живой собеседник. “Что ты, Ветер, злобно повеваешь…?”
Также с помощью природы автор выражает основную мысль произведения об объединении русских князей для защиты Руси. Автор приводит примеры из прошлого, когда князья объединялись для победы над внешним врагом. ”А ведь было время-без щитов, выхватив ножи из голенища, шли они на полчища врагов…”
Стоит также уделить внимание эпитетам, применимым к русской земле. Русь показана великой, могучей, обширной и красивой
Она предстает в своей исторической и природной красе.
Всё это формирует невероятно сильное впечатление на русского человека. Автор слова безусловно является патриотом и очень любит свою страну. С помощью описания и олицетворения природы он создает образ великой и могучей русской земли, которая страдает из-за глупости князей. Ему удалось невероятно точно передать ситуацию, которая была в то время и донести до читателя главную идею произведения- объединение слабых кусочков Руси в одно мощное государство и сплочение князей для защиты русской земли.
Осенние явления природы
Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые.
Для осени характерны такие явления природы:
Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.
Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей — это и есть туман.
Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней.
Ливень. Это сильный, «проливной» дождь.
Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.
Как и весной, осенью бывает иней. Это значит, на улице легкий мороз — заморозки.
Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки — осенние явления неживой природы.
Образы природы в русской литературе
В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др
Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования
Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.
В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:
Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.
Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:
Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей
Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:
Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.
Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.
Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.
Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:
- пейзаж, природные образы служат средством раскрытия чувств персонажей;
- пейзаж участвует в формировании образов персонажей;
- пейзаж реализует структурную функцию, обозначая место и время, когда происходят события, о которых идет речь в произведении;
- природные образы способствуют развитию сюжетной линии, влияя на мотивы, особенности поведения и поступки персонажей.
Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.
В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.
Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.
Лесостепь
Михаил Клодт. Волга под Симбирском. 1881. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Михаила Клодта часто называют мастером лирического пейзажа. Художник бывал в Швейцарии и Франции, но ни заграничная природа, ни европейская школа живописи его не заинтересовали. Расцвет творчества Михаила Клодта случился после возвращения в Россию, когда он увлекся сельскими пейзажами. Картина «Волга под Симбирском» написана художником в то время, когда он оставил Товарищество передвижников и отправился путешествовать по стране. Сейчас картина находится в собрании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева.
Виды
Один из самых часто встречаемых видов – двойная радуга. Появляется как результат одновременного нахождения первичного и вторичного типа в небе. Теоретически каждый вид явления двойной, однако цветовая насыщенность второй может бывать низкой и едва заметной. Возникает из-за двойного отражения внутри капель воды. Тройная радуга аналогична двойной по механизму образования. Единственное различие – дополнительная дуга.
Необычные виды радуги включают в себя лунную. Она возникает в лунные ночи. Выглядит как белая дуга. Из-за недостатка света зрение человека не видит ее настолько разноцветной, как дневную. Чем ярче свет отражаемый Луной, тем лучше глаз сможет увидеть оттенки.
Туманная радуга возникает во время слабого тумана. Свет преломляется, затем рассеивается в мелких каплях воды. Интенсивность цветов низкая – внешне явление схоже с лунным видом.
Огненная радуга – редкий оптический эффект. Выглядит как горизонтально расположенный спектр цветов среди облаков. Возникает при условии горизонтального нахождения кристаллов льда в облаке. Обычно наблюдается в горной местности.
Красная радуга возникает на рассвете после дождя. Выглядит как одиночная красная дуга. Также называется монохромной.
Нередко среди видов выделяется круговая радуга. На самом деле каждый вид явления имеет форму круга, но не под каждым углом можно увидеть ее полностью. Цельный круг хорошо виден с высокого здания или самолета.
Круговая (кольцевая) разновидность
Сезонные явления природы.
Все изменения в природе связанные со сменой сезонов — времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.
Зимние явления природы.
Зимние явления природы необычайно очаровательны и сказочно красивы. Зима приносит не только мороз и холод, но и красивые узоры на окнах, великолепный танец снежинок, хрустальное покрытие водоёмов и много других восхитительных явлений. С приходом зимы природа облачается в белоснежные наряды, украшая себя сверкающими сосульками-сережками и ожерельем из снежинок. Белоснежные шубки красиво сверкают на солнце, развеивая на ветру свой искрящийся шлейф.
Зима превращает природу в сказку. Поверхность земли покрывается мягкими сугробами, растения покрываются инеем, который превращает пейзаж в хрустальное королевство. Под лучами солнца природа мерцает и переливается всевозможными красками. Миниатюрные кристаллики отсвечивают солнечные лучики, создавая необыкновенную игру света. Заколдованное зимнее царство так и манит к себе, притягивая своей восхитительной красотой.
Особенно зимой красиво в лесу. Он полностью укрыт белоснежным покровом, который согревают землю от лютых морозов. В лесу стоит необычайная тишина, нарушающаяся порой хрустом веточек. Лес украшен слепящим искрящимся снежком, хрустальным льдом и серебряным инеем. В лесу спрятано множество хрупких драгоценностей, которые являются настоящим природным кладом.
В лесу на белоснежном мягком ковре можно обнаружить следы лесных жителей. По следам видно, где пробегал зайчик, и как он остановился у пенечка, чтобы прислушаться к малейшему шороху. А за зайчиком, скорее всего, шла лисица, заметая следы хвостом. Неподалёку видны совсем свежие следы, по которым узнаётся неспешная походка лося. Он недавно был здесь и поедал кору, поскольку вся еда спрятана под снегом.
Очень красиво выглядят высоченные ели и пышные сосны, покрытые мохнатым снегом. Они величественно возвышаются под голубым небосклоном, а сквозь пушистые веточки настырно пробиваются яркие лучики солнца. Местами небо покрыто облаками, а иногда виднеются клочки чистой голубизны. На фоне неба прозрачный воздух тоже окрашивается голубым оттенком.
Погодные явления неживой природы зимой.
Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель. 150 опытов с природными явлениями.
Примеры зимних явлений в неживой природе.
Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.Превращение воды в лед — это сезонное явление в неживой природе.Примеры зимних природных явлений в неживой природе, наблюдаемых вокруг нас:
- Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.
- С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.
- Метели и вьюги заметают дороги.
- Солнце стоит низко над землей и слабо греет.
- На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.
- Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.
- В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.
- Растут на крышах большие сосульки.
Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.
К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»
Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.Зимой деревья стоят без листьев — это явление называется сезонным. Примеры изменений происходящих зимой в живой природе, которые мы наблюдаем:
- Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.
- Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.
Окружающий мир 2 класс. Ответы. Учебник + тетрадь.
- Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.
- Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.
- Зайцы переодеваются – меняют свою серую шубку на белую.
- Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.
- Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.
- На Новый Год дети наряжают елку игрушками и веселятся.
- На праздник приходят к нам Снегурочка и Дед Мороз.
- Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы — синицы и снегири.
- Птицы и животные зимой голодают, люди их подкармливают.
Сочинение Образ и роль природы в Слове о полку Игореве
В эпосе «Слово о полку Игореве» природа играет важную роль и имеет глубокий символический смысл. Она является не только красивым фоном для описания действий героев, но и отражает их состояние души, а также служит примером для подражания.
По мере того, как Игорь и его войско продвигаются на восток, описание природы меняется. В начале поэмы она представлена в основном как красивая и привлекательная: «Цветущие поля широки, / Реки глубоки, леса густы» (стр. 1). Однако по мере того, как войско Игоря сталкивается с трудностями и опасностями, природа начинает выражать эти чувства. Например, когда войско достигает границы Половцев, описывается сильный ветер, который «как бичевал коней и людей» (стр. 6).
Одним из наиболее заметных символов природы в «Слове о полку Игореве» является взаимоотношение между светом и тьмой. Свет обычно связывается с хорошими событиями, а тьма — с плохими. Например, перед войной на Реке Калке Игорь видит «Сквозь лес заря ясная» (стр. 13), что символизирует надежду на успех. Однако когда войско Игоря становится в засаде Половцев, описывается «Темно-темно, глухо-глухо» (стр. 24).
Природа также играет роль примера для подражания. Например, когда Игорь и его люди решают продолжать свой поход, несмотря на трудности и опасности, они используют природу как образец: «Не разминуться меж собою / Как встретятся дубравою» (стр. 4)
Это отображает важность единства и согласия в неприятных условиях
В целом, природа в «Слове о полку Игореве» имеет большое значение как символ и пример для героев
Она помогает читателю понять настроение и чувства персонажей, а также служит напоминанием о важности единства и согласия во время трудностей
Живая природа
Живая природа – это все, что не создано человеком, но может питаться, расти и дышать. Мир живой природы многообразен: к нему относятся растения, птицы, животные, грибы, рыбы, бактерии и другие существа.
Классификация живой природы
Разделяется живая природа на царства: бактерии (самые распространённые существа, которые первыми появились на Земле), растения, грибы и животные.
Также подразделяются классы живой природы. Четыре главных царства организмов делятся ещё на «ветви». Например, самые распространённые классы:
- животных – птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся млекопитающие и насекомые;
- бактерий – почвенные и болезнетворные;
- растений – однодольные (кукуруза, рис, тюльпан) и двудольные (фасоль, яблоня, горох).
Существует ещё множество подобных видов, которые и по сей день не изучены до конца или же вовсе не открыты.
Уровни живой природы – это иерархия жизни на Земле, разделение организмов на главные (включающие все природные явления) и второстепенные (связанные только с одним организмом). Существуют шесть уровней:
- экосистемный (все организмы и явления жизни на Земле, а также среда их обитания);
- биогеоценотический (совокупность разных видов и царств организмов);
- популяционно-видовой (совокупность организмов одних и тех же видов и популяций);
- организменный (отдельный живой организм, его функции и роль в мире природы);
- клеточный (клетка, её структура и среда обитания), молекулярный (молекулы различных веществ, которые являются составляющими клеток и организмов).
Уровни организации живой природы источник
Живые существа
Ежегодно в природе происходит множество явлений, которые связаны с живыми существами (с растениями, в том числе):
- птицы летят на юг,
- животные кормят потомство,
- осенью деревья сбрасывают листву,
- некоторые виды зверей впадают в спячку.
Появление живых существ на свет и прорастания семян будущих растений – также явления природы.
Человек – живое существо, ему также свойственны явления, происходящие в мире природы:
- выпадение волос, ресниц и рост новых,
- сужение кровеносных сосудов зимой и их расширение летом.
Появление человека – явление природы, как и цветение деревьев, появление на свет живых существ, выпадение осадков и образование засухи.
Человек – часть природы
Наиболее распространённые явления живой природы
Явления живой природы всюду окружают человека: утром распускаются цветы, поют птицы, просыпаются люди и животные, а вечером выползают сверчки, а на охоту выходят ночные животные (такие, как совы и летучие мыши).
Явления живой природы источник
Заметна связь между живой природой и человеком: организм людей приспосабливается к условиям, которые меняются вокруг них. Так, летом, когда воздух нагревается, в качестве защитной реакции кожа выделяет пот, который охлаждает её. Когда же температура понижается – щитовидная железа, один из жизненно важных органов человека, выделяет гормоны (тиреоидные), которые поддерживают нормальную температуру тела.
Поэзия
Превыше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому описанию русского пейзажа он придавал огромное значение. Природа в творчестве этого классика являет собой единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Сыплет черемуха снегом»), но и очеловечиваются («Поет зима, аукает…»). А в более поздних стихотворениях они буквально вплетаются в душевные переживания героя.
Темы любви, творчества и природы сплетаются воедино в произведениях Бориса Пастернака. Примером может служить стихотворение «Февраль, достать чернил и плакать», где описание ранней весны связано в надеждой на обновление жизни, на изменение ее в лучшую сторону. В этом произведении есть и воспоминания лирического героя, и его мечты. И все сопровождается описанием окружающего мира, в мельчайших деталях.
Живое и неживое
Чтобы понять, какие бывают объекты живой природы, нужно рассмотреть признаки живого.
- Всё живое размножается, то есть у взрослых организмов есть детёныши. Это маленькие котята, ростки пшеницы, девочки и мальчики.
- У живого малыши растут и становятся взрослыми. У людей разновозрастные сообщества называются поколениями.
Рис. 1. Несколько поколений.
Взрослые стареют и умирают. Продолжительность жизни у всех живых организмов разная. Крошечный грызун лесная соня живет 3 года, синий кит доживает до 80–90 лет. Известны деревья возрастом до 5 тыс. лет.
- Живые объекты должны питаться.
- После изобретения микроскопа учёные выяснили, что живые организмы состоят из мельчайших частиц, которые назвали клетками. Это относится ко всем живым объектам. Живые организмы умирают, их не называют неживыми, это мёртвые.
- Всё живое дышит.
К природным живым объектам относятся те, у кого присутствуют все признаки.
Понятие пейзажа в литературе. Виды литературного пейзажа
Литературный пейзаж – это комплексный художественный феномен, который формируется га пересечении индивидуально-авторского и культурно-специфического видения природы
Литературный пейзаж можно рассматривать как визуальное либо мультисенсорное изображение природы, которое несет эмоционально-эстетическую и информационную нагрузку, создаваемое при помощи языковых средств.
Литературный пейзаж как явление художественное, многогранен и глубок, поэтому литературоведы неоднократно предпринимали попытки классифицировать литературные пейзажи по различным критериям. Одой из популярных классификаций является классификация по локальному признаку (по географическому расположению описываемых природных объектов либо по общему характеру местности). По этому критерию различают такие типы пейзажей, как лесной, степной, морской, урбанистический, горный, деревенский и т.д.
По сезонному критерию пейзажи делятся на летний, осенний, зимний и весенний. Существует еще темпоральный критерий – деление пейзажа с учетом времени суток. По данному критерию пейзажи делятся на дневной, утренний, ночной, вечерний.
Также литературные пейзажи можно классифицировать с учетом занимаемой ими в композиции и структуре произведения позиции. По данному признаку пейзажи делятся на интертекстуальные, инициальные, финальные.
Особый интерес представляет классификация пейзажей, основана на анализе объема и локального расположения пейзажа в тексте. По данному признаку пейзажи делятся на:
- Штриховой, или контурный (краткое описание, к которому писатель обращается однократно);
- Дисперсивно-штриховой (несколько пейзажных описаний распределяются по всему тексту произведения);
- Дисперсивно-дескриптивный (по всему тексту распределены подробные пейзажные описания);
- Компактно-дескриптивный (в произведении одно объемное описание пейзажа).
Замечание 1
Одним из главных критериев, по которым выделяют пейзаж, является жанровая принадлежность.
По данному критерию пейзаж может быть:
- лирическим,
- драматическим,
- историческим,
- идиллическим,
- утопическим.
Также возможно разделение пейзажей по их принадлежности к произведениям, которые созданы в рамках какого-либо художественного метода. В данном случае пейзаж может быть сентименталистским, романтическим и реалистическим.
Наряду с перечисленными классификациями, которые носят более или менее общепризнанный и универсальный характер, существует и ряд индивидуально-авторских классификаций. Например, по мнению К. В. Пигарева, классифицировать типы пейзажей необходимо в зависимости от того, какие характеристики преобладают в каком-либо образе природы.
М. Н. Эпштейн в своих работах предлагает развернутую классификацию пейзажей. Среди эстетических разновидностей он выделяет бурный, унылый и идеальный пейзажи. Бурный пейзаж характеризуется динамикой, смещением составляющих его ключевых частей с привычных позиций, в чем выражается могущество природы. Идеальный пейзаж сложился в рамках античной литературы, а затем постоянно развивался и трансформировался. Главными составляющими такого пейзажа являются источник воды, ветерок, деревья и цветы, птицы, все вместе это образует locus amoenus – «приятное место». Унылый пейзаж ориентирован на передачу грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии. Кроме эстетических разновидностей, ученый выделяет экзотический и национальный пейзажи, а также летний и зимний. Особой разновидностью пейзажа он считает фантастический пейзаж, который передает максимальную степень эмоциональной насыщенности.
Как природа участвует в происходящем
Не только для отражения событий и предупреждения об опасности используется природа в «Слове о полку Игореве». Она является в произведении и активным участником происходящего. С просьбой о помощи к природе обращается Ярославна. В ней она видит свою помощницу и защитницу. Ярославна просит «светлое и тресветлое» Солнце, Днепр и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена. Княгиня, обращаясь к ним, пытается развеять скорбь, найти душевное успокоение. Плач Ярославны – это своего рода заклинание, обращенное к силам природы. Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему «милому ладе».
И природа в «Слове о полку Игореве» отзывается на эту просьбу. Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег. Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая под сенью деревьев. С помощью природы князь благополучно совершает побег. Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни. Таким образом, русская природа в «Слове о полку Игореве» помогает князю.
Донец, несмотря на поражение войск князя, оправдывает и прославляет этого героя. Когда он возвращается из плена, автор о.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа,
картинами знаменитых художников.Задачи урока: научить различать виды пейзажа и характер
пейзажа;развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
Слайд 3Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки
Или старый
крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север,
или юг,
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем!
также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения
является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приёмов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Слайд 6Виды пейзажа.В зависимости от того на чем сосредоточено внимание художника,
особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии — морской(марина) и речной пейзажи.Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы,- и фантастическим, основанным на воображении художника. Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж — реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство.Есть также другие разновидности пейзажа: лирический, героический, документальный.
Слайд 12Морской пейзаж — марина (от итальянского marina, от латинского marinus
— морской) — произведение живописи или графики, изображающее морской вид,
сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале 17 века, в Голландии. Художники изображающие море, называются маринистами. Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.
в памяти давно минувшего и его эмоциональная оценка.
Слайд 16В последние десятилетия утверждается новый вид пейзажа — фантастический. В
нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который
построен или на научных данных, или на воображении художника. Эти пейзажи показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселенной. Здесь реальность и фантастика идут вместе. Велики тайны и опасности, ожидающие посланцев Земли, поэтому космические пейзажи часто тревожны и смятенны.
радость)
(от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее
цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний).
Слайд 22Как и любой другой жанр искусства, пейзаж помогает нам познать
самих себя, нашу жизнь и наши чувства, укрепляет любовь к
Родине и уважение к человеку, открывает новое и прекрасное в окружающей нас действительности, способствует эстетическому воспитанию народа.
История жанра
В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.
В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.
В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.
В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.
После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.
Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.
Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.