Композиция
Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.
Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях
Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа
Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.
Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.
- Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
- Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).
Историко-философский смысл романа «Обломов» Гончарова
Роман фокусируется на помещике Илье Ильиче Обломове, который все время проводит на диване, с упорством препятствуя всякой попытке изменить свое местоположение. Его жизнедеятельность обеспечивает слуга Захар. Обломов предстает как слегка комичный, но вполне реалистичный персонаж. Он не глуп, получил хорошее образование и до некоторого времени интересовался наукой, философией и поэзией. Его образ жизни продиктован его стремлением к покою. Ничего не делая, он мечтал об идеальном уединенном месте.
Весь день к нему приходят знакомые, которые пытаются вытащить Обломова в свет. Но он отказывается, заводя разговоры о своих проблемах. Эта небольшая комичная сцена показывает две проблемы. Первая – это озабоченность Обломова самим собой. Он стремится к покою, и любая проблема на пути к спокойствию становится приоритетной перед всеми остальными событиями жизни. Вторая – Обломов понимает, что он безразличен для всех, поэтому у него нет никакой мотивации поддерживать с ними отношения.
В романе появляется его полная противоположность – человек, который никогда не сидит на месте, старый друг Андрей Штольц. Некоторым кажется, что помимо лени и активности, у них противопоставляется и глубина внутреннего мира. С такой точки зрения, Штольц, постоянно находясь в движении, не находит место для самого себя и очень много теряет в духовном плане, в то время как Обломов сконструировал свой внутренний мир так хорошо, как только мог. Но автор не ставит четких разграничений. Он не упрекает Обломова за его лень и не упрекает Штольца за его поверхностность. Гончаров, писав от третьего лица, представлял героев больше в том свете, в котором они видят сами себя, чем так, как их видели незнакомцы. Оба героя как минимум нейтральны, если не сказать, положительные.
Штольц становится катализатором событий в романе. Приехав, он первым делом вытаскивает Обломова из его квартиры. И Илья Ильич начинает кардинально меняться.
Штольц привел его в очередной дом, принадлежащий Ильинским, где Обломов познакомился с Ольгой, в которую в этот же день влюбился. Но «Обломов» не стал бы великим романом, если бы он был просто о любви, вытаскивающей человека со дна. У Ольги и Андрея был разработан план в отношении Обломова. Если Андрей действительно беспокоился о своем друге, то Ольге, скорее, было просто интересно, что из этого выйдет. Она поддержала энтузиазм Штольца.
На какое-то время Обломов меняет свой образ жизни. Он начинает рано вставать по утрам, вновь интересоваться внешним миром. Но так продолжается не долго. Решившись на переезд с дачи в город, он постепенно теряет свою пылкость из-за сложности задачи. И как только Андрей уезжает, Обломов сдается судьбе. Он переезжает в квартиру Тарантьева, который хочет приблизиться не столько к Илье, сколько к его будущему богатству. А через некоторое время он оказывается в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
Он вновь оказывается окружен людьми, которые ему прислуживают. Обломов возвращается в прежнее русло, правда пока неуверенными шагами. Но его подстегивает то, что атмосфера вокруг все более становится похожей на родную Обломовку, которую он видел в своих мечтах. Из-за этого Илья отдаляется от Ольги, которая постепенно понимает, что их план провалился. Когда пошли слухи об их женитьбе, Обломов разозлился, что все решили без его ведома. И, в первую очередь, он был зол на Штольца, который вытащил его из комфортного обитания.
Но вскоре ему стало все равно. Брат Пшеницыной Мухояров постепенно осуществлял план, который позволит забрать у Обломова все имущество, но еще недавно энергичный Илья Ильич не замечает того, что творится у него под носом.
Ольга смиряется с тем, что ее любовь оказалась неудачной. Обломов же находит свою любовь в Пшеницыной, как и она в нем. Но если в чистоте чувств Агафьи Матвеевны сомневаться не приходится, то Обломов здесь скорее нашел уют, нежели любовь. В финале становится понятно, что он нашел свое счастье, каким бы оно ни было.
Автор показывает, что счастье может быть разным. Андрей Штольц пытался изменить своего друга, потому что думал, что так будет лучше. Но это нельзя назвать эгоистичным поступком. Он просто не знал, что счастье может быть иным.
Социальная проблематика
Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.
Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.
В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.
Интересные факты
- В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
- Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.
Илья Обломов. Актер Олег Табаков
- Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
- Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.
Действующие лица
- Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
- Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
- Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
- Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
- Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
- Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
- Анисья — жена Захара.
- Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.
Вариант 4
Гончаров в своем произведении старался показать всю суть, всю подоплеку некой черты характера, называемой в народе «обломовщина». И нужно сказать это ему удалось олицетворить в главном герое.
Эти качества мы наблюдаем в каждом из нас, мы тоже немножечко Обломовы. Мы часто ленимся, пытаемся убежать от обыденных, повседневных забот и проблем. Порой бросаем начатые дела, едва начав их, бросая на полпути.
Оправдания этому, конечно же, нет, но мы стараемся его найти, сваливая ответственность на кого то другого, а тем временем ищем себе любую защиту и аргумент того или иного деяния. Но все же тем, ни менее осуждаем себя, полностью раскаиваясь, и сетуя на нелегкую жизнь и судьбу. Кроме того делаем вид, что сделали все что от нас зависело.
И никто здесь невиноват, так уж сложилось.
Но! Просто необходимо задуматься всем и каждому над своими поступками, над своим поведением. Делать добро и хорошие дела, чужими руками нельзя. И стараться не развивать в себе эти отрицательные качества.
И вбивать если хотите, в головы нашим детям, что так жить не стоит. Поскольку ни к чему хорошему это не приведет.
Понять и распознать во время в себе эти качества, дано не каждому. Необходимо приложить максимум усилий, сделать порой возможное и невозможное, чтобы достичь своей определенной цели.
Именно все это и старался довести до сознания людей автор. Чтобы люди сами осознали и переосмыслили всю суть данного вопроса, и сделали соответствующие выводы.
Наверняка, именно по этой причине роман «Обломов» введен в школьную программу, когда ученики могут понять и отвечать за свои действия, понять и взвесить все за и против, решив и определить для себя важные и жизненные вопросы и приоритеты для себя.
Нравится ли вам, отрицательные черты этого характера, хотя сам по себе, Обломов не плохой уж таки человек. Зла то он никому ни желает. Ведя философские беседы интеллигентного человека.
Жизнь Обломова с первого момента кажется заманчивой, но прозябать всю жизнь в этом образе, по крайней мере, бессмысленно, напрасно и бесполезно как для себя, так и для общества. Как вы считаете?
Согласитесь, самым уникальным в произведении считается то, что этот роман является актуальным, и по сей день. И был таковым в любые времена и в любой стране.
Тема
Как говорит Дмитрий Быков:
Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.
Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении «Тема любви в романе Обломов».
Тема дружбы. Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу
Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства
Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
Поиск смысла жизни. Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно тема смысла жизни в романе «Обломов» раскрыта в эссе.
Смысл Обломовки в романе
Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом
Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.
Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.
Краткий и полный анализ романа раскрывают замысел автора через художественные средства выразительности.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Счастье и смысл человеческой жизни.
Проблема: То, что Обломов воспринимает как счастье и полноту жизни, приводит к разрушительным последствиям. Жизнь без труда, тревог, сложностей отупляет, взывает смерть души.
2. Тема: Обломовщина как застой и сопротивление всему новому.
Проблема: Устаревший уклад жизни Обломовки может быть приятен, но он символизирует людей, так как препятствует росту и развитию.
3. Тема: Место любви в жизни человека.
Проблема: Влюбившись в Ольгу, Обломов делает ее смыслом жизни. Но нельзя помещать смысл своей жизни в другого человека. Штольца же любовь к Ольге поддерживает и питает, а смысл его жизни – в труде, развитии и самосовершенствовании.
п.2. Идея и пафос
Автор показывает, как губительно сказывается на человеке отказ от развития, роста, усилий воли, труда, испытаний. Во многом этому способствует и тот образ жизни, в котором растет Обломов. Его оберегают от всего, не дают самостоятельно делать что-либо, откармливают и балуют, подавляют любознательность и инициативность. Взрослея, Обломов слишком привыкает жить в таком сценарии, поэтому он ничего не умеет и не выдерживает даже простых явлений жизни. Теперь обломовщина проникает в его характер и душу, и человек проживает унылую бесцветную жизнь.
п.4. Литературные приёмы
1. Психологический портрет, — отражающий не только внешность, но и характер героя. 2. Характеристика персонажа через речь других героев — (Ольга и Штольц часто говорят про Обломова хорошее). 3. Комментарий автора, — объясняющий действия героя или содержащий его мысли. 4. Символические детали — (халат, диван, ветка сирени, мелькающие локти Агафьи, пыль и паутина по углам, книги, пение Ольги и т.д.) 5. Сон Обломова, — показывающий воспитание Ильи и истоки обломовщины, рассказ о жизни героя.
п.5. Конфликт произведения
-
Кризис феодализма в странах европы кратко
-
Слуховой и вестибулярный анализаторы кратко
-
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода кратко
-
Ассимиляция это кратко в лингвистике
- Компетенция органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка кратко
««Философия покоя» Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, — вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину». Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения. Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад. Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства». Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц. Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел. Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться. По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам. И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т. д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.
Главные герои и их характеристика
Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.
- Обломов – главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. Образ Обломова мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
- Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. Образ Штольца мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
- Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. Характеристика Ольги Ильинской тоже стала темой для нашего сочинения.
- Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее женские образы в романе «Обломов» разобраны в эссе.