Изображение войны в романе л.н. толстого «война и мир»

Изображение войны в романе «война и мир»

2 вариант

В знаменитом произведении писателя основным лейтмотивом является раскрытие народного образа, начиная от простолюдинов и заканчивая представителями высшего света.

Главная сюжетная линия базируется на описании судеб семейств Болконских и Ростовых, на примерах которых автор показывает, как развивались события того времени в России. 

Народная тематика, рассматриваемая на всем протяжении романа, представлена писателем многочисленными персонажами и имеет собирательный образ характерных качеств русского народа.

Это и представитель купечества Ферапонтов, в обычной жизни изворотливый, прижимистый человек, но в условиях начавшейся войны, решающий сжечь все свое имущество, чтобы оно не попало в руки врага. Купец не желает слышать о том, что его родной город может быть сдан неприятелю и, не выдержав причитаний жены, даже поднимает на нее кулаки.

Особенности простых крестьян показана автором в образе Платона Каратаева, которого Пьер Безухов встречает в плену. Это та часть русских людей, покорившихся судьбе и царской воле, по-своему мудрых и добродушных, любящих отчизну, однако оказавшихся на поле боевых действий лишь потому, что их поймали и отправили на войну. Эти люди принимают живут настоящим мгновеньем и даже смерть принимают безропотно и кротко.

В персонаже Тихона Щербатого изображен отчаянный человек, создавший партизанский отряд и уничтожающий врага своими методами, словно играя в войну.

Народные черты представлены также и в Пелагеюшке, смиренной религиозной страннице, бродившей по местам святыни и молящейся за судьбу страны, и в простых мужиках-ополченцев, роющих окопы перед Бородинским сражением в белых рубахах, потому приготовились умирать, но при этом не растерявших оптимизма.

Наиболее глубоко раскрывается народная тема в той части романа, которая описывает подготовку к Бородинской битве. Здесь и яркие образы обычных солдат, понимающих свою предстоящую гибель, и офицеры-карьеристы, рассчитывающие по окончании сражения получить большие награды, и переживающие за судьбу родины русские люди, просящие прощения у бога и молящиеся перед иконами.

Все персонажи русского народа, собранные писателем в один общий образ, характеризуют главные черты россиян, оказавшихся в непростых жизненных ситуациях в период жестокой войны – бесстрашие, мужество, выносливость, стойкость, человечность.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы — проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Критики о «Войне и мире»

Современники Льва Толстого в основном не оценили его великого замысла. На писателя обрушились с нападками, критикуя его за чрезмерную идеализацию барской среды. Лев Николаевич обошел тему крепостного крестьянства, чем вызвал недовольство общества. Самое удивительное, что дворяне также не признали произведение «своим». Толстого выставляли чуть ли не лжепатриотом. Дошло до того, что писателю пришлось извиняться за свое творение.

Уже в ХХ веке отношение к роману-эпопее изменилось. Известно, что Ленин был большим поклонником творчества Толстого, называя писателя «матерым человечищем». Сам Лев Николаевич холодно относился к своему творению. Он не разделял восторг читателей, обожествляющих «Войну и мир» и «Анну Каренину».

Тем не менее роман-эпопея Толстого нашел признание не только в России, но и в других странах мира. Так, американцы включили «Войну и мир» в ТОП-100 лучших книг всех времен и народов. Творение Льва Николаевича стоит в одном ряду с такими литературными произведениями, как «Божественная комедия» Данте, «Илиада» Гомера, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.

Выбери ответ

Читать далее >>

Контрасты романа

В произведении читатель постоянно сталкивается с противопоставлением различных понятий, характеров, судеб.

Что такое война? И всегда ли она сопровождается гибелью сотен и тысяч людей? Ведь бывают войны бескровные, тихие, не видимые для многих, но не менее значимые для одного конкретного человека. Иногда даже бывает, что этот человек и не осознает, о том, что вокруг него, ведутся военные действия.

Например, пока Пьер пытался сообразить, как себя правильно вести с умирающим отцом, в том же доме шла война между князем Василием и Друбецкой Анной Михайловной. Анна Михайловна «воевала» на стороне Пьера только потому, что это было выгодно ей самой, но и все-таки во многом благодаря ей Пьер стал графом Петром Кирилловичем Безуховым.

В этой «битве» за портфель с завещанием решалось – будет Пьер неизвестным, никому не нужным, выброшенным за борт жизненного корабля бастардом, или станет богатым наследником, графом и завидным женихом. По сути, именно здесь и решалось, сможет ли Пьер Безухов в результате стать тем, кем он стал в конце романа? Возможно, если бы ему пришлось перебиваться с хлеба на воду, то и жизненные приоритеты у него были бы совершенно другими.

Читая эти строки, явственно ощущаешь, как презрительно относится Толстой к «военным действиям» князя Василия и Анны Михайловны. И в то же время чувствуется добродушная ирония по отношению к абсолютно неприспособленному к жизни Пьеру. Что это, как не контраст «войны» подлости и «мира» добродушной наивности?

Что же такое «мир» в романе Толстого? Мир – это романтическая вселенная юной Наташи Ростовой, добродушие Пьера, религиозность и доброта княжны Марьи. Даже старый князь Болконский с его полувоенным обустройством быта и придирками к сыну и дочери, находится на стороне «мира» автора.

Ведь в его «мире» царит порядочность, честность, достоинство, естественность – все те качества, которыми Толстой наделяет своих любимых героев. Это Болконские и Ростовы, и Пьер Безухов, и Марья Дмитриевна, и даже Кутузов с Багратионом. Несмотря на то, что читатели встречаются с Кутузовым только на полях сражений, он однозначно является представителем «мира» добра и милосердия, мудрости и чести.

Что защищают солдаты на войне, когда бьются против захватчиков? Почему происходят порой абсолютно нелогичные ситуации, когда «один батальон иногда сильнее дивизии», как говорил князь Андрей? Потому что, защищая свою страну, солдаты защищают не просто «пространство». И Кутузов, и Болконский, и Долохов, и Денисов, и все солдаты, ополченцы, партизаны, все они борются за тот мир, в котором живут их родные и близкие, где растут их дети, где остались жены и родители, за свою страну. Именно это и вызывает ту «теплоту патриотизма, которая была во всех… людях… и которая объясняла…, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Контрастность, подчеркиваемая смыслом заглавия романа «Война и мир», проявляется во всем. Войны: чужая и ненужная русскому народу война 1805 года и Отечественная народная война 1812 года.

Резко проявляется противостояние между честными и порядочными людьми – Ростовыми, Болконскими, Пьером Безуховым – и «трутнями», как их называл Толстой – Друбецкими, Курагиными, Бергом, Жерковым.

Даже внутри каждого круга есть свои контрасты: Ростовым противопоставлены Болконским. Знатная, дружная, хоть и разорившаяся семья Ростовых – богатому, но при этом одинокому и бездомному, Пьеру.

Очень яркое противопоставление Кутузова, спокойного, мудрого, естественного в своей усталости от жизни, старого вояки и самовлюбленного, декоративно-напыщенного Наполеона.

Именно контрасты, на основе которых выстроен сюжет романа, захватывают и ведут читателя на протяжении всего повествования.

Жанровое своеобразие романа Война и мир

Эпопея — древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман — новоевропейский жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности.

Черты эпопеи в «Войне и мире «: в центре — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года, значение его героической роли и изображение «целостного» бытия.

Черты романа: «Война и мир» повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Жанр романа-эпопеи — создание Толстого. Идейный

и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, авторское художественное повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпо-пеи составляют события большого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни — отсюда огромное число действующих лиц.

Идейно-художественный стержень произведения — история

народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически-достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа — гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем — необходимая составная часть жанровой структуры «Войны и мира». В 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб.

Считается, что громоздскость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений — неотъемлимые и необходимые черты «Войны и мира». Сама художественная задача — эпического охвата громадных пластов исторической жизни — требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого — инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Требованиям жанра подчинена и композиция «Войны и мира». В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей (проанализировать все противопоставления, смотри выше).

Психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.

Психологический анализ от лица автора-повествователя. Раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр. размышления Пьера о том, ехать или нет к Анатолю Курагину, после того, как он дает Болконскому слово этого не делать). Внутренний монолог, создающий впечатление «подслушанных мыслей» (напр. поток сознания Николая Ростова во время охоты и погони за французом; князь Андрей под небом Аустерлица). Сны, раскрытие подсознательных процессов (напр. сны Пьера). Впечатления героев от внешнего мира

Внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр. первый бал Наташи)

Внешние детали (напр. дуб по дороге в Отрадное, небо Аустерлица). Расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр. внутренний монолог Марьи Болконской о том, за что она полюбила Николая Ростова).

По мысли Н. Г. Чернышевского, Толстого интересовал «всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. Чернышевский отмечал, что художественным открытием Толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. Чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души «: а) Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (Толстой: «человек — текучее вещество «); б) Интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) Событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).

Образ настоящего ужаса

Роман-эпопея захватывает в действии два разных состояния общества: «войну» и «мир» — благодаря чему автор имеет возможность детально разобраться в людях, ставя их в разные положения. Здесь и мирные домашние дела, и светские вечера, и траншеи, блиндажи на поле битвы. Всё это вместе позволяет рисовать произведению «Война и мир» картину всей жизни русского народа и человека, взятого в отдельности. Сочинение Л. Н

Толстого обращено ко многим значимым и сегодня темам, но сегодня стоит уделить отдельное внимание именно теме войны

Скрытая теплота патриотизма

Отечественную войну 1812 года можно по праву назвать народной, так как за победу в этом конфликте по большому счёту стоит благодарить именно русский народ. Все люди страны объединились во благо одной общей цели — спасти Родину от захватчика, и всего этого могло бы не быть, если бы не чувство истинного патриотизма, которое скрыто внутри настоящего человека.

Л. Н. Толстой показывает, что на «героизм» способны только настоящие люди, готовые к самопожертвованию и настоящей, чистой любви к своей стране и своему делу. К таким персонажам можно отнести следующих:

Семья Болконских — этих людей можно назвать настоящими патриотами, которые способны на совершение блага ради высокой цели, как, например, защита страны. Особо здесь выделяется, конечно, сам Андрей Болконский — один из главных героев всего романа — так как он всю свою жизнь был готов идти до последнего ради своей Родины.
Семья Ростовых — очень добрые, общительные, хорошие люди, которые и в мирное время славились своими добродетелями. Но во время военных действий эта семья показала себя с лучшей стороны, ведь они были готовы всеми силами помогать нуждающимся в такой нелёгкой борьбе.
Пьер Безухов — умный, мыслящий человек, который очень долго искал себя и наконец нашёл своё призвание в служении народу

Именно это и делает его одним из центральных персонажей не только части «войны» в романе, но и всего произведения в целом.
Платон Каратаев — персонаж, сыгравший огромную роль в жизни Пьера Безухова, наставивший его на верный путь, который сам посвятил жизнь службе высоким целям.
Русский народ — несомненно, в романе «Война и мир», время действия которого происходит в годы войны, Толстой отдельное внимание уделяет всему русскому народу. Он смог объединиться и достойнейшим образом себя продемонстрировать, защитив страну от захватчиков.

Так называемая народная битва во многом была выиграна благодаря инициативе народа, а отдельно стоит выделить партизанские отряды, в ряды которых вступали самые обычные люди, чувствовавшие ответственность за свободу своей страны. Люди восстали под воздействием естественного чувства патриотизма и ненависти к врагу — именно это и привело Россию к победе в Отечественной войне 1812 года, это и отражает «мысль народную» Л. Н. Толстого.

Бородинское сражение

Основополагающей причиной войны 1812 года было, конечно, стремление Наполеона к мировому господству. До начала военных действий между Россией и Францией были напряжённые отношения, которые в итоге и вылились в открытую конфронтацию. Русский народ был вынужден сопротивляться и защищать Родину, так как иначе было нельзя. Для русских людей эта война была обязанностью защитить, освободить и спасти родную страну.

Бородинская битва имела огромное значение, ведь именно это событие стало апофеозом Отечественной войны. Весь характер русского человека отразился в сцене Бородинского сражения.

Сам Л. Н. Толстой считал, что победа в самой войне была возможна благодаря другой победе — нравственной: народ видел чёткую цель — выгнать захватчика и спасти страну, он чувствовал свою ответственность и необходимость продолжать бороться, несмотря ни на что.

Создаётся впечатление, что изображать батальные сцены Толстому даётся не сложно, однако как это было на самом деле, узнать не выйдет. Эпизоды сражений в романе описываются с такой детализацией, с таким реализмом и живучестью, что читатель невольно начинает верить в происходящее и словно оказывается среди кипящей борьбы за жизнь в шкуре обычного солдата.

Исторические события в «Войне и мире» переданы так чётко и детально, что иногда даже кажется, что некоторые моменты романа — это доклад о военных действиях. И это отчасти так и есть, однако не стоит равнять обычные доклады с общепризнанным в мире романом-эпопеей. Автор описывает события войны, местами жестокие и грязные моменты, демонстрируя военные конфликты такими, какие они есть, без красивых доспехов, статных солдат и ухоженных генералов, а с кровью, грязью, болью и безжалостными страданиями.

История создания

Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.

В романе автор затрагивает множество тем и вопросов, некоторые из них могут быть актуальными и в наше время, а другие же стали пережитками прошлого. Повествование берет своё начало в 1805 году и тянется до 1820-х. Лев Николаевич ставил перед собой задачу описать жизнь и столкновение некоторых лиц в определенный период времени с тысячи восемьсот пятого до тысячи восемьсот пятьдесят шестого года. Таким образом, он хотел закончить роман в том же году, в котором и начал работу над ним, но со временем изменил концепцию. И не только временные промежутки были изменены, название романа также было подвержено изменениям: «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год», «Три поры». Версия «Война и мир» появилась лишь в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году, то есть спустя одиннадцать лет с момента начала работы.

Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):

  1. Члены семьи Ростовых и Болконских похожи на родственников Толстого — Волконских и Толстых (старый князь Николай, граф и графиня Ростовы — это дедушки и бабушки самого писателя, о чем он сам писал в статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).
  2. Семья Курагиных отсылает нас к богатому дворянскому роду Куракиных.
  3. Федор Долохов имеет видоизмененную фамилию «Дорохов».
  4. Род Друбецких — намек на известную дворянскую фамилию «Трубецкие. Как известно, дворянин из этого рода участвовал в восстании декабристов, а его жена поехала следом за ним на каторгу.
  5. Своё отражение в романе нашёл и легендарный офицер и партизан — Денис Давыдов в лице гусара Василия Денисова.
  6. Есть мнение, что князь Андрей Болконский был списан с русского генерал-лейтенанта Николая Тучкова, который также погиб на Бородинском поле.
  7. Некоторых исторических личностей автор упоминает напрямую: граф Апраксин, Наполеон Бонопарт, Михаил Кутузов, Александр Первый и т.д.

Интересные факты о создании романа «Война и мир»:

  • Автор писал книгу 6 лет — с 1863 по 1869 — и переписывал ее 8 раз;
  • Роман изначально был назван «1805 год», позднее «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры».
  • Толстой по понятным этическим причинам отрицал, что его герои (кроме Абросимовой и Денисова) имеют прототипы (статья «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа «Война и мир» в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны — это, конечно, Бородинское сражение. Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции военной стратегии, было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Судьбы главных героев

Судьбы всех главных героев тесно переплетены с военными событиями, описанными в романе. Война врывается в их жизнь и проверяет на прочность их мировоззрение и силу духа:

  • Князь Андрей был полон воодушевления и великих надежд, он мечтал совершить подвиг, добиться славы и успеха на поле боя. Но военная реальность заставила пересмотреть свои планы и изменить взгляды: «ему так ничтожны казались… все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой…».
  • Война для молодого Николая Ростова представлялась неким несерьезным, праздным и увлекательным мероприятием. Жизнь открылась ему с новой стороны после первых же сражений, увидев кровь и побывав в смертельной опасности, Николай уже не воспринимал войну так легко, теперь она ему казалось страшной и противоречащей здравому смыслу и самой природе человека.
  • Пьер Безухов сделал переоценку всех своих жизненных ценностей, попав в плен и проведя там какое-то время, он стал совершенно другим человеком.
  • Наташа Ростова не принимала прямого участия в военных сражениях, но события тех дней отразились и на ее будущем, спокойное течение жизни было нарушено, семья столкнулась с многочисленными трудностями и проблемами. Сообщение о начале войны, переезд из Москвы, встреча с раненым Андреем — эти события навсегда изменили ее.

Отношение автора

В строках романа прослеживается личный взгляд Толстого на события военных дней. По словам автора, война — это забава праздных и легкомысленных людей, он считает ее жестокой и бессмысленной, приносящей только лишения и боль. Свою мысль Лев Николаевич выражает в сочинении, используя различные литературные приемы:

  • через жизненные истории главных героев (эпизод с князем Балконским, когда он, получив ранение в Аустерлицком сражении, лежит на спине и смотрит в голубое небо, в этот момент герой переосмысливает все происходящее. Все, что прежде было для него важным, то к чему он так стремился: слава и власть, известность, все это видится ему теперь ничтожным и ненужным на фоне этого прекрасного неба);
  • путем сопоставления безмятежных и спокойных образов природы и мрачных зарисовок военных сражений. Так, писатель видит Бородинское поле «в чистом утреннем воздухе», освещенное яркими солнечными лучами, но в момент битвы пейзаж меняется и поле окутывается «мглой сырости и дыма», воздух пропитывается запахом крови.

С одной стороны, он прославляет великий и непобедимый дух русского человека, его патриотизм и единство, проявленные в борьбе с врагом. С другой стороны, произведение отчетливо показывает всю бессмысленность этой войны, смерть, горе, разрушения и страдания, которыми она наполняет жизни обычных людей.

Причины победы в войне 1812 года

Кроме того, в романе «Война и мир» писатель высказывает и собственные мысли о причинах победы Российской империи. По его мнению, причина гибели французских войск состоит в том, что они вступили к зимнему походу вглубь страны без приготовления.

Замечание 2

Однако основной причиной победы России Толстой считает характер народа, который всем сердцем, всей душой ненавидит врага, разрушающего русские города.

Победа в Отечественной войне 1812 года для русского народа стала победой русского духа, русской веры, русской силы в любых обстоятельствах.

Последствия войны 1812 года были тяжелы для французской стороны, особенно для Наполеона. Это было крушение его империи, его величия и надежд. Французский император не только не смог завладеть всем миром, но и не смог остаться в Москве, а бежал впереди собственной армии. Он отступал с позором и провалом всей военной кампании.

Таким образом, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» не только описывает военные действия, но и дает им свою авторскую оценку. Внимательное прочтение этого произведения позволяет оценить талант писателя и открыть для себя героические страницы военной истории страны.

Отдельная тема – баталии

Для литераторов до Льва Толстого это была благодатная тема, которая помогала раскрывать перед читателями лучшие душевные качества героев произведений. А граф не был литератором и все «испортил». Он уловил звучание человеческих душ. Его герои поступают именно в соответствии с звучанием их душ, будь на дворе война или мир. Образ Наполеона в «Войне и мире» показан с самой верной стороны, а именно – в человеческой тональности. Он ничем не значительней той же Наташи Ростовой. Они оба равновеликие для жизни. И оба идут от баталии до баталии.

Только путь Наполеона пролег через кровь, а Наташи – через любовь. Наполеон и на миг не сомневается в том, что он руководит судьбами народов. Так звучит его душа. А ведь Наполеон всего лишь избран тем невероятным стечением обстоятельств, когда всем народам Европы в мозг вселилась страшная идея – убивать друг друга. И кто мог более соответствовать этой идее, как не Наполеон – недоразвитый карлик с переразвитым умом?

PADEJ.RU Занимательный русский язык

Война 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» — русская национальная эпопея. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной жизнью героев, но и теми историческими событиями, на фоне которых разворачивается действие. В центре этих исторически событий стояла война 1812 гола. Она и является сюжетным стержнем романа. Всем героям произведения ,как из высшего аристократического общества, так и простым крестьянам ,пришлось столкнуться с войной. Именно в тяжёлое для страны время раскрылись подлинные характеры людей.

«Война и мир» начинается сценами ,изображающими высшее общество с его салонами, пустыми разговорами и балами. О мирной жизни героев рассказывается в первых двух томах. За это время мы успеваем привыкнуть к персонажам, пройти с ними житейские испытания. Война в салонных разговорах поначалу лишь упоминается, она не затрагивает конкретных людей. Не изменяется обычный распорядок жизни в имении Болконских. Радуя своим гостеприимством, процветает семья Ростовых. О войне говорят, но она слишком далеко и никто не представляет трагичности ситуации. Идея народного ополчения пугает дворян, они боятся, что крестьяне наберутся вольного духа. Национальное самосознание у многих проявляется лишь на словах.

Толстой осуждает и высмеивает этот ложный патриотизм. Мало озабочены войной и крестьяне, ведь противник пока очень далеко. Факт неизбежности трагедии для многих пока остается досужим домыслом. Народная Россия еще не осознала опасности. Страна всколыхнулась, когда враг подошел к Смоленску. Автор показывает поведение всех слоев населения: от дворян до крестьян. Люди были взволнованы и обеспокоены. Ни один человек не мог оставаться в стороне. Даже природа, казалось, переживала за русский народ. Солнце казалось большим багровым шаром, стояла духота, от которой задыхались люди. Эта удушливая атмосфера показывает эмоциональное состояние участников войны. Толстой показывает тягостную картину отступления русской армии, которая воспринимается как стихийное бедствие.

Вместе с тем растёт решимость выстоять и озлобление против врага. В войну с французской армией вступает вся нация, создаются партизанские отряды. Война приобретает народный характер. Новый главнокомандующий Кутузов олицетворяет в романе народную стихию и мудрость. Автор показывает, с какой любовью относятся к нему простые солдаты и партизаны. В Кутузове, по мнению Толстого, воплотилось всё лучшее, чисто народное. Ему несвойственно лукавство и притворство. Он честен со своими солдатами. Он опытный и талантливый полководец, по-отечески относящийся к тем, чья жизнь зависит от исхода боя. Он знает душу русского человека, поэтому солдаты доверяют ему. Кутузов понимает, что зачастую исход боя зависит не от военачальников, а от простых людей, искренне любящих своё Отечество. Главнокомандующий умеет создать боевой дух у солдат, умеет поддержать их, направить на истинный путь.

Через горнило войны так или иначе прошли все герои романа, она нашла отражение в каждой судьбе. Так, общение Пьера с русскими солдатами рождает в нем желание стать частью этих бравых людей. Андрей Болконский проявил себя как истинный патриот, в минуту опасности сделавший всё ,что от него зависело.

Л.Н. Толстой изображает яркие сцены боя. Он не приукрашивает войну, не скрывает от читателя все её ужасы и боль. В упорной борьбе русские не только выстояли, но и измотали французское войско. К сожалению, лучшие люди Отечества заплатили за мир своей жизнью. Автор показал, какой ценой далась эта победа русским. Итак, Толстой изобразил войну 1812 года как на­родную, когда на защиту Ро­дины поднялся весь народ, война вторглась в жизнь каждого русского человека. Вот почему все русские люди объединились в этой борьбе. Победа была одержана благодаря соборности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: