Сочинение по произведению «кавказский пленник»

«кавказский пленник» главные герои

Сочинение 3

В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для детей, Л.Н. Толстой поднимает множество важных, сложных даже для взрослых людей тем: долг, человеческие отношения, война, самоотверженность.

Рассказ похож на притчу или сказку — персонажи предельно просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие условному “хорошему” человеку: он отважен, честен, умён, справедлив, добр, самоотвержен, инициативен. Его полный антипод — Костылин — вялый, трусливый, слабый и телом, и характером человек. Автор противопоставляет их, попавших в одинаковую ситуацию, друг другу. Так, например, в плен они попадают по разным причинам: Жилин из-за того, что Костылин испугался и бросил его, а Костылин из-за собственной нерасторопности. На требование пленителей написать домой с просьбой о выкупе, Костылин сразу соглашается запросить пять тысяч, Жилин же, не соглашаясь и на три, сбрасывает цену до пятисот. И даже после этого он пишет неправильный адрес — не желает разорять свою мать. Живя в ауле на правах пленных, герои ведут себя по разному: пока Костылин целыми днями спит и ждёт, когда его выкупят, Жилин делает девушкам и детям игрушки, чинит жителям аула часы и прочие вещи, тем самым располагая их к себе. Первая попытка побега проваливается именно из-за Костылина — он не может идти, а Жилин, уверенный, что товарища бросать нельзя, несёт его на своей спине, из-за чего и попадается преследователям. На вторую попытку побега(возможную только благодаря Дине, которую, как написано выше, Жилин, как и многих жителей аула, расположил к себе) Костылин не соглашается, говоря, что не потянет. Это долгое, многогранное, протянутое через весь рассказ сравнение, разумеется, служит только одной цели — показать “что такое хорошо и что такое плохо”.

Сбежав из плена, Жилин принимает решение не покидать Кавказ — собственно, в плен он попал, направляясь к матери, просившей его приехать и нашедшей ему невесту — считает, что не судьба. Эти слова, произнесённые героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники — это все они, русские и чеченцы, поглощённые ненужной им войной.

Этот простой рассказ затрагивает действительно сложные и важные темы, раскрывает их с точки зрения простого человека — Жилин предстаёт перед читателем в первую очередь человеком, а не военным

Суть рассказа — не в отважном русском солдате, сбежавшем из плена, а в добром русском человеке, живущим рядом с теми, кого он считал своими врагами

Вариант 2

Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.

Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.

Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.

Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.

Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.

Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.

В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.

Уважительное отношение Л.Толстого к жизни и обычаям горцев в рассказе «Кавказский пленник»

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» достоверен. Он основан на реальных фактах, потому что автор сам служил в Кавказской армии и был очевидцем военных событий, чуть не попал в плен, но его выручил друг – чеченец Садо. Л. Н. Толстой писал свой рассказ для детей. Его наблюдения за обычаями, нравом и бытом народов Кавказа делают произведение познавательным.

В своем рассказе Толстой показывает, что жизнь и культура разных народов отличается. Она зависит от тех природных условий, в которых живут люди. Так русские привыкли к простору, у нас и селения большие, и дома просторные. В горах все по-другому. Деревни горцев – аулы маленькие, «домов десять и церковь ихняя с башенкой». Дома называются саклями. Они невысокие, «стены глиной гладко вымазаны», мебели почти нет, вместо нее ковры и подушки. Вокруг домов растут сады с черешневыми, абрикосовыми деревьями, ограды из камня.

На Кавказе строго чтут обычаи: все люди ходят в национальной одежде. Здесь не встретишь европейских костюмов, как в России. Так мужчины носят бешметы и бараньи шапки на голове, а женщины под длинной рубахой носят штаны. По одежде, какой ее описывает Толстой, можно понять, что в горах, как и в России, живут люди с разным достатком. Одежда более богатых мужчин красиво украшена, а женщины носят украшения из трофейных русских монет. Богатые люди имеют по две пары башмаков, а кто победнее – только сапоги.

Чувствуется, что к оружию горцы относятся с особым почтением: оно и в доме развешено на стенах по коврам, и у мужчин к поясу крепится кинжал.

Между собой горцы живут дружно, свято соблюдают обычаи веры, исповедуют ислам. Каждый мусульманин в течение жизни должен посетить Мекку. Это очень почетно. К такому человеку относятся с большим уважением. «Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает».

Л. Н. Толстой подробно описывает мусульманский обряд погребения. Он тоже отличается от христианских обычаев. «Завернули мертвого в полотно… Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мертвого под мышки да под лытки, подсунули сидьмя под землю…» Погибшего поминают три дня.

Л. Н. Толстой дает понять, что среди горцев, как и среди людей любых других национальностей, есть «хорошие» и «плохие». Горцы по-разному относятся к иноверцу. Хотя на Кавказе дети с детства воспитываются в духе неприязни к русским, но они сразу чувствуют доброту Жилина, а многие взрослые жители аула уважают его мастерство. В обычаях горцев прислушиваться к мнению старейшин. Так Толстой показывает старика, который люто ненавидит всех русских и требует их смерти.

Объективно описывая жизнь и нравы горцев, Л. Н. Толстой своим рассказом призывает с уважением относиться к традициям и культуре людей всех национальностей. Он утверждает, что нет «плохих» и «хороших» народов, есть «плохие» и «хорошие» люди вне зависимости от того, как они выглядят и где живут. Л. Н. Толстой осуждает войну. Он показывает, что не вера делает людей врагами, а война, которая не позволяет народам жить в дружбе и согласии.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — Кавказский пленник

Офицеры Жилин и Костылин — центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе «Кавказский пленник»
Жилин Костылин
Место службы:

Кавказ

Место службы:

Кавказ

Военное звание:

Офицер

Военное звание:

Офицер

Статус:

Офицер был из обедневшего рода. Цитата — «…он, может, богат, а я не богат…»

Статус:

Является дворянином. Денег было достаточно. Цитата — «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат… «

Внешность:

Небольшого роста, однако был удал.

Цитата — «А Жилин хоть и невелик ростом, а удал был…»

Внешность:

Полноват, высокий, часто потел.

Цитата — «А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт…»

Вера:

Являлся оптимистом, верил, что можно сбежать из плена.

Цитата — «Бог даст — и сам выберусь. А сам всё высматривает, выпытывает, как ему сбежать…»

Вера:

Являлся пессимистом, думал, что с пленка никогда не выбраться.

Цитата — «Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо… — Да как же бежать? Мы и дороги не знаем»

Отношения читателя к персонажу:

Читатель мог почувствовать всю силу духа и мужество данного человека.

Отношения читателя к персонажу:

Читатель думает, что данный человек способен любить только самого себя, он слаб духом.

Способность любить:

Любит свою лошадь и других животных. Проявляет к ним сострадание и жалость.

Способность любить:

Любит только себя.

Дружеские качества:

Даже когда Костылин попадает в беду, он не собирается его бросать.

Цитата — «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится…»

Дружеские качества:

Бросает Жилина в беде, когда появилась опасность.

Цитата — «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидел тата, — закатился, что есть духу, к крепости…»

Общие характеристики:

Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам.

Общие характеристики:

Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности — это не для него.

В данном рассказе автор симпатизирует Жилину, даже сами татары, которые взяли мужчину в плен, относятся к нему с уважением. Даже будучи в плену Жилин не теряет человеческих качеств, он ценит дружбу и остается сильным в любых условиях. В данном произведении Лев Николаевич раскрывает особенности личности героев, а также показывает всем, что значит огромная сила воли.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности

Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Чему учит рассказ?

Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

Характеристика героя

(«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин» — так начинается рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник») Небогатый русский дворянин Иван Жилин попадает на Кавказ в составе русской армии, ведущей войну за присоединение Кавказа к Российской империи. По просьбе старенькой матери, которой он высылает деньги из своего жалования, он получает на военной службе отпуск и вместе со обозом отправляется на Родину. Однако обоз движется очень медленно и Жилин вместе с другим офицером Костылиным решают поехать одни

Хотя Жилин ведет себя очень осторожно и предусмотрительно, в горах в то время было очень опасно, их замечают горцы и нападают на них. Бросив Жилина одного, Костылин убегает, и храбрый офицер, обладающий немалой силой и отвагой, вступает в неравный бой с татарами, который проигрывает из-за их численного превосходства

Плененного русского офицера привозят в аул, он ранен и измучен, но дух его тверд и непоколебим. Татары хотят получить за него и Костылина, которого они поймали и привезли туда же, выкуп, и заставляют их писать письма своим родным. Жилин понимает, что его матери взять денег неоткуда и специально пишет на конверте и неправильный адрес, мужественный и благородный человек, он решает что должен выбраться сам и начинает придумывать план побега.

Находясь в плену он не падает духом и все время думает о том как достичь своей цели. Деятельный и активный он даже там находит чем себя занять: чинит различные вещи, делает девочке глиняные куклы, плетет корзины из прутьев. Он ведет себя среди врагов настолько смело и уверенно, что даже суровые горцы проникаются к нему доверием и уважением. Им даже становится симпатичен это абсолютный чужой человек, имеющий золотые руки и храброе сердце. Они называют уруса «джигитом», что означает молодец, а из уст горцев это одна из высших похвал, которую может заслужить в этом краю их завоеватель и кровный враг.

У Жилина доброе сердце: он сумел подружиться с маленькой девочкой Диной, делал для неё куклы и различные безделушки, в благодарность та приносила ему лепешки, молоко, а иногда и мяса кусочек. Ему нельзя отказать не в уме, не в предусмотрительности: в плену он потихоньку изучает татарский язык и подкармливает злющую дворовую собаку хозяина Уляшин, которая в ночь побега за его доброту и ласку выпускает его аула.

Первый побег проходит успешно, но заканчивается неудачно, горцы ловят беглецов Жилина и Костылина (несмотря на его предательство благородный Жилин взял его с собой и даже нес на себе, когда грузный и слабый Костылин не мог идти дальше) и бросают в яму. Вторая попытка побега проходит более удачно, Жилину помогает его подружка девочка Дина, она спускает в яму шест, по которому он выбирается наружу, измученный и обессиленный Костылин отказывается с ним идти и остается в плену. Преодолев немаленькое расстояние до крепости, израненный и с колодками на ногах, Жилин добирается до своих. Его нагоняют горцы, но на подмогу приходят казаки, Жилин спасается и оправившись от плена, вновь продолжает свою службу на Кавказе.

Мы напишем — Сочинение Мой любимый герой в рассказе Кавказский пленник Жилин. Подсказки школьнику

Являясь офицером, Жилин оказывается в очень сложных условиях. Он попадает в плен к горцам. Казалось бы, что это безвыходная ситуация. Однако именно здесь Жилин проявляет себя и как грамотны офицер, и как добрейшей души человек, и как настоящий мужчина.

Несмотря на несправедливое отношение к себе со стороны врагов, он не падает духом. Мужчина старается быть доброжелательным к окружающим. У него получается найти верный подход к дочери горца Дине. Русский офицер делает ей игрушки, веселит. За это девочка от всей души поможет ему выжить. Она носит пленнику еду, даже старается помочь сбежать в родные края.

Дальновидность и расчетливость Жилина помогает найти в себе силы и строить план побег. Несмотря на первый провал плана, он не собирается сдаваться. Его помощниками становятся собственные же качества. Это и упорство, и целеустремленность, и выдержка. Не имея хорошей физической формы, характерной для настоящего русского офицера, ему было бы сложно совершить побег, делая подкопы, седлая лошадей. Но благодаря своему трудолюбию, умению находить общий язык с людьми (несмотря на то, враг этот или друг), пленнику легко было справляться с трудностями, верить в будущее и придумывать новые идеи.

Для меня этот герой стал необыкновенно привлекательным. С каждым днем он проявлял доброту по отношению к Дине, отзывчивость по отношению к такому же офицеру, как он сам, попавшему в плен, был спокойным и умным, за что поначалу оказался в более выгодном и удобном положении, чем Костылин.

Интересен этот герой и тем, что способен любить всей душой и Родину, и близких людей, в первую очередь свою мать, к которой стремился каждый день. Ради этого он был готов на любой шаг. Особо ярко черты характера Жилина изображены автором произведения благодаря одновременному пребыванию в плену офицера Костылина, который оказался полной противоположностью. Отсутствие трусости, стремление к дружбе, выдержка – эти и многие другие качества могут спасти любого человека даже из такой безвыходной ситуации, как плен. Именно это доказал своим поедением мой любимый герой рассказа Толстого.

Напишите пожалуйста отзыв на произведение Пушкина «Кавказский пленник».

Это произведение про отвагу и настоящую дружбу .

Рассказ очень захватывающий.

В нем говорится о взаимопомощи людей.

Экранизации

Рассказ Льва Николаевича Толстого впервые был экранизирован в 1975 году режиссером Георгием Калатозашвили. В образе Жилина в кинокартине выступил актер Юрий Назаров.


Юрий Назаров и Сергей Бодров-младший в роли Жилина

Вторая экранизация была презентована в 1996 году. Она основана на лейтмотивах произведения, но действие перенесено в современные реалии. Сергей Бодров-старший описывал происходившее в ходе Чеченской войны, подкрепляя мысль Толстого о том, что его идея актуальна вне зависимости от ситуации и предлагаемых обстоятельств. Роль Жилина исполнил Сергей Бодров-младший.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

↑ 1 вариант

План

1. Жилин и Костылин

2. Характеристика военнопленных

3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Кавказский пленник (поэма Пушкина) — Анализ

Жанр поэмаАвтор Александр Сергеевич ПушкинЯзык оригинала русскийДата написания 1820—1821Дата первой публикации 1822

«Кавказский пленник» (1820—1821) — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе (Крым), окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова).

Южная ссылка Пушкина длилась 4 года, для Пушкина — это первая литературная ссылка, он посещает Крым, Тамань, Кавказ, в 1823 — 1824 годах живёт в Одессе. Здесь пишет наряду с «Кавказским пленником» поэмы «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», 2 стихотворения — «К морю» и «Узник», с осени 1824 года — первые 4 главы «Евгения Онегина». Вскоре после возвращения из ссылки и продлится эта поэма — включая Михайловскую (1824 — 1826 годы) и Болдинскую ссылку (сентябрь — ноябрь 1830 года)

«Горец», иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник». Рисунок Алексея Чернышёва (1852)

В основу сюжета положен романтический топос страстной любви разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к «детям природы», не испорченным цивилизацией (их представляет прекрасная черкешенка). Эта лирическая тема подана на эпическом фоне: красоты безбрежного Кавказа, экзотической жизни горцев, Кавказская война.

О грандиозном успехе поэмы свидетельствует тот факт, что ещё во время пребывания поэта в южной ссылке Дидло поставил на её сюжет в Петербурге балет, где в главной партии была занята знаменитая Истомина. Среди многочисленных подражаний примечательна одноименная поэма 14-летнего Лермонтова, заимствующая у первоисточника целые фрагменты текста.

Как и следующая поэма Пушкина, «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» оставался при жизни поэта самым популярным его произведением. В. В. Набоков характеризует обе восточные поэмы Пушкина как «стремительный поток не разбитого на строфы четырёхстопного ямба». Впоследствии Пушкин иронически отмежёвывался как от отождествления себя с героем «Пленника», так и от романтических «неистовств» стиля поэмы:

Я… хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодости XIX века… Вообще я своей поэмой очень недоволен и почитаю её гораздо ниже «Руслана», — хоть стихи в ней зрелее.

Завершает поэму стихотворный эпилог, воспевающий русское покорение Кавказа и в особенности доблесть командующего Ермолова. Это послесловие вызвало гневную отповедь со стороны близких к поэту людей либеральных взглядов, в частности, П. А. Вяземского:

Что за герои Котляревский, Ермолов? Что тут хорошего, что он, как чёрная зараза, «губил, ничтожил племена»? От такой славы кровь стынет в жилах и волосы дыбом становятся. Если мы просвещали бы племена, то было бы что воспеть. Поэзия — не союзница палачей… гимны поэта никогда не должны быть славословием резни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: