Краткое содержание
В начале стиха лирический герой смотрит на парадный подъезд барского дома и вслух размышляет над увиденным в разные дни, делая свои выводы, которыми и делится с читателями.
В редкие торжественные дни около этого подъезда суета и блеск роскоши – к нему съезжаются шикарные экипажи, и важные гости чопорно переступают порог, чтобы войти в своё царствие богатства.
Однако эти дни можно пересчитать на пальцах одной руки, в остальное время картина совсем другая – к подъезду стекаются просители: убогие и обездоленные, чтобы вымолить и себе кусочек счастья с барского стола.
Кому-то жизнь спасет рубль, у кого-то сосед отжал землю, у другого разваливается дом и негде взять лес для ремонта – много забот у простого русского народа и почти всё мог бы решить за минуту барин, но…
Редко кого из нищеты пускают внутрь парадного подъезда, мало кто проникает за стены царства богатства и ещё реже кто-то из них получает помощь.
Первая преграда на пути решения проблем ходоков – это швейцар, похожий на цепного пса, второй барьер – это черствое сердце барина – этакого «старого Наума» в кубе.
Вот и мыкаются вдовы, старики и иные ходоки по земле русской, не находя на ней ни доброго слова, ни помощи, разве что у церкви кто-то, почти такой же нищий, подаст в их мозолистую руку полушку на хлеб…
Вторая часть произведения отдана на откуп описанию хозяина роскошным палат, запрятанных от взора простого человека за мрамором парадного подъезда.
Этим вопросом лирический герой попрекает богача, который отдалился от простого народа швейцарами и полицейскими, где, утопая в роскоши, прожигает свою ненужную жизнь (даже родные ждут его смерти, чтобы поделить богатство и стать на шаг ближе к Мамоне).
Лучшие дни своего богатого, но скупого, бытия он проводит на теплых морях в надежде продлить время своего пустого существования, но рано или поздно и ему придет срок умереть (жена и сын трещат от ожидания).
В третьей части стиха Некрасов, через размышления лирического героя, показывает извечные страдания русского народа, где «парадный подъезд» — это только капля в море несправедливости и лишь волосок в аркане на шее мужика.
В финале стихотворения автор обращается уже к измученному народу, даже не пытаясь взывать к деревянному сердце богачей, с призывом проснуться:
Не хочется верить, что русский народ заснул навсегда и так и не просыпался со времен Некрасова. Он спал, когда миллионы россиян гуськом пошли в сталинские лагеря, он продолжает спать, когда Путин, во имя своего царствования, отправляет Иванов в мясорубку войны, называя её тоненьким фальцетом «специальной военной операцией». Не время ли посмотреть на будильник?
Вариант №2
Некрасов Николай Алексеевич родившийся в 1821 году 28 ноября был сыном барина в имении Грешнёво. Будущий писатель несмотря на свой статус в обществе мальчик рос очень добрым и дружелюбным. Когда отца не было дома Некрасов звал к себе в имение крестьянских детей и играл с ними. Отец Алексей Сергеевич был очень жестоким человеком и доставалось не только крепостным крестьянам, но и домочадцам. Больше всех страдала мать Елена Андреевна, она была очень чуткой и доброй женщиной. Женщина ради своих детей терпела всяческие оскорбления от мужа и продолжала воспитывать их. Именно из-за этого в Николае Алексеевиче еще с детских лет зародилось обостренное чувство справедливости. Некрасов вырос добрым и сострадающим человеком, он очень хотел помочь крестьянам. Когда Некрасов младший отказался идти по стопам отца, а выразил желание заниматься литературой Алексей Сергеевич лишил его всех денежных средств. Писатель очень тяжело работал чтобы заработать себе на жизнь, но не растерял сострадания к беде чужих людей.
Стихотворение «В зимние сумерки..» написано в 1855 году, Некрасов хотел передать атмосферу и радость собственного детства. Главная героиня произведения девочка Саша, которая катается на санках с горки. Простое и незамысловатое стихотворение полюбилось читателю, ведь каждый может вспомнить благодаря ему как проводили свои зимние каникулы. Многие не любят зиму ведь на улице становится холодно и приходится одевать на себя много одежды, но вспоминая детство все меняется. В детстве зимой было очень весело, дети играют в снежки, некоторые катаются на санках и лепят снеговика. Несмотря на мороз и красные щеки от него домой совсем не хочется, а время за зимними играми летит незаметно. Так и в стихотворении Николая Алексеевича маленькая озорная девчонка любит проводить зимние дни за катанием на салазках. У девочки есть няня которая должна за ней следить, она очень переживает за Сашу ведь она сорви голова, но слыша задорный смех подопечной не может удержаться и сама.
Николай Алексеевич в данном произведении напомнил читателю какое же прекрасное время детство и как писателю его не хватает. Беззаботное время давно позади, но благодаря Некрасову и его стихотворению можно окунуться в воспоминания.
В зимние сумерки
Сейчас читают:
Характеристика и образ Скотинина в комедии Недоросль Фонвизин сочинение
Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в основных традициях классицизма. Одной из черт этого художественного стиля является четкая градация героев на положительных и отрицательных. Последние, представлены в комедии в первую
Сочинение на тему Земля рассуждение 15.3 9 класс
Далеко в небе вращаются вокруг Солнца большие и маленькие планеты. Одна из них, которая сформировалась из газовых и пылевых облаков, наша Земля. Когда она остыла и покрылась твердой каменной коркой, на ней стала появляться жизнь.
Идеальная семья сочинение
В моем представлении идеальная семья – это когда в семье есть и папа, и мама и двое или трое детей. Чем больше детей – тем лучше. Всегда есть с кем побаловаться и о ком заботиться. Есть еще и бабушки с дедушками.
Сочинение по картине Лесное озеро 3 класс Ромадина
С картиной Николая Михайловича Ромадина «Лесное озеро» я познакомился на выставке картин. Полотно сразу же произвело на меня большое впечатление
Обилие темных тонов привлекло мое внимание и заставило вдумчиво вглядываться в детали картины.
Сочинение по картине Шишкина Перед грозой 5 класс
Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский пейзажист. Он написал много красивейших полотен, представляющих природу России во всей ее красоте и своеобразии
И.И. Шишкин писал с натуры в уединенных местах,
Мысль народная в романе Война и мир сочинение
Созданный в 1860-х годах роман Толстого «Война и мир», пришелся на время подъёма общественного движения, народности людей. Основной темой литературы для того периода, стала тема народности и духовности жителей. Для того, чтобы раскрыть эту тематику,
Жанр, тема, рифма и тропы
Стих написан разностопным анапестом в жанре гражданской лирики с нотками горькой сатиры и элегии, где очевидна грусть не только по пропасти между мужиком и барином, но и по вечной спячке угнетаемого русского народа.
Рифмовка в стихотворении смешанная – смежная, перекрестная и кольцевая (дням – недугом – испугом – дверям), где использованы женские и мужские рифмы.
Композиция состоит из трех частей:
- Наблюдение за парадным подъездом.
- Описание бытия барина.
- Образ страдающего, но спящего русского народа.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (парадный подъезд, торжественные дни, заветные двери, самодельные лапти, оборванная чернь, роскошные палаты и т д.).
- Метафоры (холопский недуг, осаждают убогие лица, курьеры с бумагами скачут, громы земные ты держишь в руках и т п.).
- Сравнение (как дитя ты уснешь).
- Анафоры (Стонет он… Что тебе…).
Также в произведении Некрасов использует много инверсий, риторических вопросов и восклицаний, которые оживляют строки, усиливают их выразительность и придают стихотворению необходимую эмоциональность.
Анализ поэмы «Железная дорога» Некрасова
Подавляющая часть творчества Некрасова посвящена простому русскому народу, описанию его бед и страданий. Он считал, что настоящий поэт не должен уходить от действительности в романтические иллюзии. Стихотворение «Железная дорога» — яркий пример гражданской лирики поэта. Оно было написано в 1864 г. и посвящено строительству Николаевской железной дороги (1843-1851 гг.).
Железная дорога между Петербургом и Москвой стало грандиозным проектом. Он значительно поднимал авторитет России, сокращал отрыв от развитых европейских стран.
При этом строительство велось отсталыми методами. Труд государственных и крепостных крестьян был фактически рабским. Государство не считалось с жертвами, на тяжелой физической работе в невыносимых условиях погибло множество людей.
Вступление к произведению – тонкая ирония Некрасова. Строителем железной дороги генерал называет не бесправную массу рабочих, а графа Клейнмихеля, прославившегося своей жестокостью.
Первая часть поэмы – лирическое описание прекрасного вида, открывающегося перед глазами пассажиров поезда. Некрасов с любовью изображает пейзаж «родимой Руси». Во второй части происходит резкая перемена. Рассказчик показывает сыну генерала страшную картину строительства железной дороги, которую предпочитает не видеть высшее общество. За движением к прогрессу стоят тысячи крестьянских жизней. Со всех концов необъятной Руси крестьян собрал здесь «настоящий царь» — голод. Титанический труд, как и многие масштабные российские проекты, буквально устлан костями людей.
Третья часть – мнение самоуверенного генерала, символизирующего собой тупость и ограниченность высшего общества. Он считает, что безграмотные и вечно пьяные мужики не имеют никакой ценности. Важны лишь высшие творения человеческого искусства. В этой мысли легко угадываются оппоненты взглядам Некрасова на роль творца в жизни общества.
По просьбе генерала рассказчик показывает Ване «светлую сторону» строительства. Работы закончены, погибшие похоронены, время подводить итоги. Россия доказывает миру свое прогрессивное развитие. Император и высшее общество торжествуют. Начальники строительных участков и купцы получили значительную прибыль. Рабочие награждены… бочкой вина и прощением накопленных штрафов. Робкий возглас «ура!» подхвачен толпой.
Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова
Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», написанная в 1870 году, — одно из наиболее популярных и любимых читателями произведений поэта. Оно повествует о дружбе деда и внука на фоне происходящих в то время в России политических событий.
В 1856 году царское правительство объявило об амнистии политических заключенных, виновных в попытке государственного переворота в декабре 1825-го. В поэме – рассказ о приезде пожилого декабриста в имение сына. Встречи с ним с нетерпением ждет его внук – маленький мальчик Саша. Увидев портрет молодого генерала, и, расспросив о нем родителей, Саша понимает, что с дедушкой связана мрачная тайна. Но дедушка добрый и смелый, и, когда он, наконец, приезжает, мальчик видит, с каким уважением относятся к нему мать и отец, как трепетно окружают его заботой.
Образ старика в поэме почти библейский – благородный герой, пострадавший за свой народ, мудрый дед, постепенно раскрывающий внуку основы жизненного устройства. Саша проводит с ним много времени. Они гуляют по округе, наблюдая крестьян, жизнь которых – постоянный труд. Дед разговаривает с людьми, с грустью рассказывает внуку о том, как тяжела их доля, с радостью помогает пахарю в его работе. Он обещает людям скорые перемены к лучшему. Россия стоит на пороге глобальной реформы – отмены крепостного права.
Дедушка много говорит о Тарбагатае – далеком селении в Сибири, где люди свободны. Работая на свое благо, они процветают. Отсутствие принуждения делает людей инициативными, трудолюбивыми и счастливыми. Это гипотетическое место отвечает мыслям декабристов о новом обществе, построенном на принципах свободы и равноправия.
Пожилой генерал благороден, красив, подтянут. Пройдя тяжелые испытания, он благодарен жизни за то, что может быть рядом с семьей, радоваться окружающей природе, проводить время с внуком. И мальчик привязывается к деду, впитывает новые идеи, растет и развивается. На протяжении всей поэмы Саша задает ему вопросы и получает ответ: «Вырастешь – узнаешь!». Таким образом дедушка подводит его к тому, что нужно учиться. И Саша с энтузиазмом берется за учебу, преуспевает в истории и географии, все примечает и запоминает, начинает разбираться в том, как устроена жизнь вокруг.
Анализ поэмы «Тишина» Некрасова
Произведение «Тишина» Николая Алексеевича Некрасова традиционно считается его первой попыткой охватить поэмой народную тему.
Стихотворение написано в 1857 году. Его автору в эту пору исполнилось 36 лет, он по-прежнему руководит журналом «Современник», в разгаре и развитие отношений с А. Панаевой, однако есть определенные проблемы со здоровьем. Пришлось даже ехать лечиться в Италию. По жанру – эпическая поэма из народной жизни, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, состоит из нескольких частей. Лирический герой – сам автор, обозревающий «сторону родную». Композиция сюжетна. Побывав в чужеземных странах, герой благословляет и благодарит Русь. Смягчается его сатирический, обличительный задор и пафос. «Я твой». Затем умиленный герой видит «убогий храм», вступает под его кров. Пейзажные зарисовки сменяют размышления о «русском пути». Наконец, возникают картины прошедшей Крымской войны, осады Севастополя. Идет стремительная перечислительная градация военного времени: отдавала, высылала, гремел, скакали, свозили. И вот уже везут «пленных врагов». С «красными ногами», кстати, зуавы в шароварах. Итогом становится развернутое сравнение наступившего мира со стаей лебедей. «Народ – герой!» И вновь возносится панегирик силе духа, терпению, смирению. Опять перед глазами разрушительные картины войны. Сильное сравнение: людей, как мертвых пчел. Анафора «свершилось!» звучит по-библейски. «Над всею Русью тишина». В 4 части появляется почти гоголевский образ мчащейся тройки. Ямщик, «русский парень», выезжает на приволье. Вновь пленяет взор природа. «Веет глушью благодатной». Герой прославляет гармонию окружающего мира, высокого предназначения самого простого труда, призывает сбросить с себя иго «грусти праздной», взять пример с пахаря, который с верой, терпением живет и умирает. «Его примером укрепись». Не нужно гнаться за личным счастьем – все равно не угонишься. Не стоит и слишком собою гордиться: Богу уступай, не споря. Поэт испытал чувство ностальгии, примирения с жизнью и собой, а главное – с Богом. Россия «думает думу» и выбирает путь. Эпитеты: любимый вид, густых берез, нерукотворных облаков. Сравнения: ярче изумруда, как в подполье, как вдовец, нежнее ковров, озера, как блюда. Инверсия: рухнула твердыня, отчистил врач. Уменьшительный суффикс: лошадки. Множество восклицаний и вопросов.
Анализ стихотворения Николая Некрасова — В зимние сумерки
Стихотворения известных поэтов всегда наполнены массой различных эмоций и впечатлений, которые помогают их лучше понять и осмыслить для того, чтобы потом принимать некоторые моменты на свою жизнь, меняя судьбы. Порой, самые незамысловатые стихотворения имеют невероятно огромный смысл.
Николай Алексеевич Некрасов всегда мог вкладывать особый смысл в свои стихотворения, которые получились очень насыщенными и полными. Стихотворение «В зимние сумерки» не является исключением и также наполнено очень глубоким смыслом, который дает возможность задуматься о главном в этой жизни и понять, что на самом деле является первостепенным и важным.
Главная мысль стихотворения заключается в том, что каждый человек должен ценить детство и понимать, нет ничего важнее детского счастья и смеха. Для того, чтобы дети действительно были счастливы родителям и всем окружающим их взрослым нужно быть более ответственными, серьезными и создавать для них необходимую обстановку.
Стихотворение учит любить сказки и детство. Ценить то, что происходит в жизни каждого человека и делать все для того, чтобы с раннего детства подрастающее поколение могло самостоятельно развиваться и понимать, что такое хорошо, а что такое плохо и как это нужно обязательно учитывать.
Некрасов старался сделать стихотворение простым, но при этом довольно глубоким, так как в каждой его строчке передается важный смысл, который имеет значение и должен учитываться взрослыми, ухаживающими за детьми, старающимися дать им все самое лучшее в жизни, научив любить и ценить доброту.
Добрые и веселые строки о беззаботном детстве всегда дают почву для размышлений. Некрасов старался сделать все для того, чтобы каждый, кто прочитает стихотворение мог понять, как нужно вести себя в отношение маленьких детей и что нужно делать для того, чтобы они росли здоровыми и радостными.
Ведь, по сути, каждый взрослый может сделать все для того, чтобы его ребенок был самым счастливым
Причем финансовое обеспечение в данном случае не играет важной роли, а лишь второстепенную
Стихотворение было написано в 1855 году. Николай Алексеевич смог в свои довольно юные годы перенести в строках всю нежность, которая, по его мнению, должна относиться к каждому человеку в этой жизни. В противном случае он не сможет вырасти полноценным и постоянно будет чувствовать себя не наделенным родительской любовью и лаской, а значит, и сам не сможет этого дать своим детям в будущем.
Анализ поэмы «Саша» Николая Некрасова
В поэме «Саша» (1854-1855) Н. А. Некрасов поднимает проблему, которая в целом не характерна для его творчества. Знаменитый защитник интересов простого народа обращается к теме, поднятой Пушкиным и Лермонтовым, — возникновению в русском обществе т. н. «лишних людей». При этом поэт по-своему освещает эту проблему. Он отмечает, что такие люди все же приносят пользу («благое семя»), оказывая положительное влияние на новое поколение.
Центральный персонаж поэмы — дочь стариков-помещиков Саша. Этот образ описан Некрасовым с большой любовью и теплотой. Молодая девушка растет в условиях деревенской идиллии. Над ней не тяготеют узкие рамки светского воспитания. Саша не получает никакого образования, но это ей и не нужно. Девушка живет в абсолютной гармонии с окружающим миром. Единственное, что доставляет ей серьезное огорчение, — вырубка леса.
Спокойствие патриархального образа жизни нарушается приездом соседа — Л. А. Агарина. В нем легко угадывается носитель либеральных идей. Родители Саши удивлены его странными речами, но покоряются добродушию и обхождению Агарина. Они с одобрением смотрят на то, что дочь начинает проводить с молодым соседом все больше времени. Агарин нравится Саше смелостью взглядов. Он прививает ей любовь к чтению. Рассказчик не говорит об этом прямо, но становится понятно, что молодая девушка полностью попадает под влияние либеральных идей. Вместе с тем естественным образом в ней пробуждается любовь к Агарину. Любовь Саши повторяет трагедию Татьяны Лариной. «Измученному» жизнью Агарину не нужна эта чистая бескорыстная любовь, он уезжает.
Старики видят резкую перемену в Саше. Они обеспокоены, пытаются разгадать причину ее задумчивости. Догадка родителей о возникшей любви подтверждается при повторном приезде Агарина. Но для стариков осталась скрытой внутренняя перемена в Саше. Кинутое Агариным «благое семя» жажды знаний дало богатый урожай. Девушка разгадала характер своего соседа, его бесцельно растрачиваемую жизнь. Агарин окончательно потерял цель жизни, а Саша ее обрела в благородном служении народу.
Некрасов в лице рассказчика пытается объяснить родителям случившееся. Но делает он это больше для читателей. Агарин — типичный представитель своего поколения
Его обширные знания и жизненный опыт остаются бесполезной обузой без стремления к действительно важной цели. Тем не менее он сделал полезное дело, пробудив в душе Саши жажду полезной деятельности
Чистая девушка, воспитанная вдалеке от высшего общества, не повторит ошибок Агарина и не испытает разочарования в жизни. Некрасов завершает поэму оптимистической речью, убеждая читателей в том, что пробужденные в душе Саши «нетронутые силы» со временем дадут прекрасный результат.
Размышления у парадного подъезда
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. “Допусти”,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: “Гони!
Наш не любит оборванной черни!”
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: “Суди его бог!”,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Николай Некрасов — биография
«Размышления у парадного подъезда» анализ
А вы хорошо знаете это стихотворение?
-
/7
Вопрос 1 из 7