💕 дон-жуан (моя мечта надменна)

Любовная лирика марии цветаевой

Тема одиночества

Состояние одиночества — одно из наиболее характерных состояний Цветаевой. В юности, а затем в молодости она ощущала одиночество не по годам, тоску по чьей-то заботе, жаждала быть нужной другим и остро страдала от своей ненужности. Конфликт между бытом и бытием, несовместимость небесного и земного, высокого избранничества поэта с его мирским существованием породили это состояние в ней. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая самые разные оттенки, а в центре его — сама Марина Цветаева. Лирическая героиня Цветаевой одинока от несбывшейся любви или дружбы, одинока как поэт, противостоящий миру, одинока в своем мироощущении и миропонимании. С одиночества начинается творческая самостоятельность.

Час ученичества! Но зрим и ведом

Другой нам свет, — еще заря зажглась,

Благословен ему грядущий следом

Ты — одиночества верховный час!

(«Ученик», 1921)

Она уходила в одиночество, неизменно сопровождавшее ее, «ибо странник Дух и идет — один», и бывшее одновременно и величайшим страд

анием, и величайшей благодатью. Благодатью, так как только внутри себя можно обрести свободу:

Уединение: уйди

В себя, как прадеды в феоды.

Уединение: в груди

Ищи и обретай свободу…

Свободу, необходимую, чтобы творить. Ей было свойственно стремление творить, созидать так, чтобы «лучше нельзя»; жажда быть необходимой, незаменимой тому, кто затронул в данный момент ее творческое вообр

ажение, ее душу. Не находя себя в реальности, она уходила в себя, в свою Душу. «Вся моя жизнь — роман с собственной душой», — говорила она.

Земная дружба не могла растопить ее одиночества. В стихотворении «Роландов Рог» (1921) Цветаева дает себе выразительную характеристику: «Одна из всех — за всех — противу всех!»

Иногда она видит разрешение конфликта в собственной смерти, раскрывая при этом суть внутреннего противоборства Поэта и Человека:

Жив, а не умер,

Демон во мне!

В теле — как в трюме,

В стихотворении «Тоска по родине!» (1934) она пишет:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И, все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

Цветаева не могла не вернуться в Россию не только потому, что жила в эмиграции в ужасной бедности, но и потому, что не могла жить вне своего народа, родного языка. Она не надеялась найти себе «домашний уют», но она искала дом для своего сына и, главное, «дом» для своих детей-стихов. И она знала, что этот дом — Россия. Она плыла в Россию навстречу бедам и гибели. Родина встретила ее ироничным неприятием и эвакуацией в ка

мский городок Елабугу. Не выдержав «бездны унижений», она ушла из жизни. На могиле Марины Цветаевой стоит доска с ее же стихами из цикла «Пригвождена…»:

И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это все, что я возьму с собой

В край целовании молчаливых.

4. Тема любви

В 1912 году выходит в свет сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь», где впервые появляется тема любви. В понятие «любовь» она вкладывает безмерно Много. В поэме «На Красном Коне» поэтесса приносит в жертву своему высшему возлюбленному — Гению в образе всадника на красном коне — все земные любови. Она все бросает в костер творчества, где сгорает ее жизнь:

Пожарные! Душа горит!..

Поэтика

Жанры

Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.

В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.

Стихотворные размеры

Размер стиха — это его ритм. Цветаева, как и многие современные ей поэты 20 века, в своем творчестве часто использовала трехсложный размер, дактиль. Например, в стихотворении «Бабушке». Дактиль напоминает разговорную речь, а стихи поэтессы — яркие монологи. Бабушку по линии матери Цветаева, увы, не знала, но с детства помнила ее портрет, висевший в доме семьи. В стихах она пыталась мысленно выйти на диалог с бабушкой с целью узнать источник своего бунтарского нрава.

В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано» использован ямб с перекрестной рифмой, что подчеркивает твердость интонации. Те же размер и рифма характерны и для стихотворений «Книги в красном переплете», «Тоска по Родине! Давно. .. «. Последнее создано в годы эмиграции, а потому пропитано бытовой неустроенностью, бедностью и растерянностью в чужом мире.

«Кто создан из камня, кто создан из глины» — белый стих, где использован амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Это стихотворение было опубликовано в сборнике «Версты». Свое мятежное настроение Цветаева выражает в строках о морской пене, сообщая, что она бросается в морскую стихию жизни.

II. Единство жизни и творчества Марины Цветаевой

Всю жизнь стихи были для Цветаевой средством самовыражения. Она поверяла им все. Каждый эпизод ее жизни можно отследить по ее стихам. Вот Февральская революция: «Пал без славы орел двуглавый. Царь! – Вы были неправы», – по этим строкам видно, что к революции Цветаева отнеслась как бы машинально, что происходившие события не затронули её души. Вот отклик Цветаевой на гражданскую войну, разлуку с мужем: «Добровольчество – это добрая воля к смерти», «Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу – грудь и висок»; «Бури-вьюги, вихры-ветры вас взлелеяли, А останетесь вы в песне – белы-лебеди!», – здесь мы видим ее отношение к Белой армии, тоску по обреченным героям, идеальным и благородным воинам. Суровая доля ее мужа С.Я. Эфрона послужила толчком к созданию «Лебединого стана», цикла стихов, посвященного Белой армии, ее обреченной жертвенности.

В творчестве Цветаевой также видно ее отношение к другим поэтам. Бескорыстно и без малейшей зависти она признавала Ахматову «единодержицею струн» поэзии; оплакивала ее, осиротевшую после смерти Гумилева и Блока: «Высоко твои братья! Не докличешься! Яснооконька моя, Чернокнижница!» На смерть Блока она откликнулась в августе и ноябре 1921-го торжественным реквиемом, в котором хотела передать скорбь всей России:

Цветаева, встретившись с мужем в Берлине летом 1922, поехала с ним в Чехию. Там они прожили три с небольшим года. Жизнь в чешских деревнях позволила Цветаевой до самых недр души проникнуться природой – вечной, непреходящей, стоящей над всеми людскими несовершенствами, «земными низостями дней»:

В Чехии она необычайно страдает от тоски по Родине, но Родине идеальной, не исковерканной:

Цветаева любила Родину, и проблема возвращения домой очень мучила ее: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт?», «Той России — нету, как и той меня», «Нас родина не позовет!», «Здесь я не нужна. Там я невозможна».

Долгое время Марина Ивановна жила заграницей и только в июне 1939 года приехала в СССР. Далее несчастье за несчастьем: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа Цветаевой, Гослитиздат задержал ее сборник стихов, ей не на что было жить. 31 августа 1941 года великий русский поэт Марина Ивановна Цветаева добровольно ушла из жизни в небольшом городке Елабуга. В одной из предсмертных записок были слова: «А меня простите – не вынесла».

В лирике Марины Цветаевой есть какая-то особенная доверительность, открытость. Валерий Брюсов писал, что от её стихов бывает иногда неловко, будто подсмотрел в замочную скважину. И действительно, в стихах — вся ее жизнь.

Подписи к слайдам:

М.И. Цветаева Основные темы в лирике

Марина Ивановна Цветаева н ачала писать стихи в 6-летнем возрасте. Первый сборник стихов «Вечерний альбом» вышел, когда ей было 18 лет. Цветаева написала более 500 лирических стихотворений, 8 драм, 17 поэм (среди них поэма-сказка «Царь-девица», поэмы «Переулочки», «На красном коне», «Поэма Горы», «Поэма конца», «Перекоп»), великолепные прозаические произведения. Наиболее интересны те работы, в которых она серьёзно исследует поэзию Пушкина, Пастернака, Маяковского («Мой Пушкин», «Поэт и время», «Световой ливень», «Эпос и лирика современной России»).

Главные темы в лирике Это — любовь, Россия и «светлое ремесло» поэта. Темы проникнуты настрое н иями одиночества, отъединённости от окружающих ( отъединённость проистекала из нравственного максимализма: поэтесса требовала и от жизни, и от людей соответствия высоким идеалам). И в то же время стихи наполнены простой человеческой любовью к природе, стремлением к счастью. Цветаева всегда упорно оставалась вне всякой политики, но её неприятие революции, личные трагедии, эмигрантская жизнь, конечно же, нашли отражение в стихах.

Особенности поэзии Её поэзия своеобразна и непосредственна: особый распев, узнаваемые интонации. Стихи Цветаевой отмечают: Необычность ритмического строя. В её стихи надо вслушиваться, а не вчитываться. В них богатство звуков, что выражено построением одних и тех же соглас­ных звуков в разных словах, неоднократными повторами ключевого слова, звуковой перекличкой сходных по звучанию слов. Сила её стихов не в зрительных образах, а в завораживающем потоке всё время меняющихся ритмов.

Неожиданная рифмовка строк в строфе. Рифма часто лишь приблизительная. Смысловая сжатость. Стремительный ритм рвёт плавное течение фразы, и в результате она дробится на отдельные смысловые куски — в тексте остаются только опорные фрагменты, а всё понятие опускается, вместо них — тире, пауза. Афористичность. Формально все эти особенности проявляются в выходе фразы за рамки традиционной поэтической строфы и в многочисленных паузах-тире.

Облик Москвы в ранней поэзии светел. Город присутствует и в снах героини, и в ее мечтах. Гармония их взаимоотношений еще ничем не нарушена. Это представление о городе совпадает с представлениями о Родине.

Родина О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, родина моя! 1931 г.

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее вне жизни. Предчувствие любви, ожидание её, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки – все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Тема любви в лирике

Мировое началось во мгле кочевье: Это бродят по ночной земле — деревья, Это бродят золотым вином — гроздья, Это странствуют из дома в дом — звезды, Это реки начинают путь — вспять! И мне хочется к тебе на грудь — спать. 14 января 1917

Никто ничего не отнял! Мне сладостно, что мы врозь. Целую Вас — через сотни Разъединяющих верст. Я знаю, наш дар — неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! На страшный полет крещу Вас: Лети, молодой орел! Ты солнце стерпел, не щурясь, Юный ли взгляд мой тяжел? Нежней и бесповоротней Никто не глядел Вам вслед. Целую Вас — через сотни Разъединяющих лет. 12 февраля 1916

Другие темы в творчестве М. Цветаевой Тема дома: «Наша зала», «Прости» волшебному дому», и др. стихи из книги «Волшебный фонарь»; Образ матери, тема детства: «Наша зала», «Прости» волшебному дому», и др. стихи из книги «Волшебный фонарь»; Стихи о поэтах и поэзии: Сборник «Стихи Блоку», «Стихи к Пушкину», «Моим стихам, написанным так рано. » и др.

Народоправству, свалившему трон, Не упразднившему — тренья: Не поручать палачам похорон Жертв, цензорам — погребенья Пушкиных. В непредуказанный срок, В предотвращение смуты. Не увозить под (великий!) шумок По воровскому маршруту — Не обрекать на последний мрак, Полную глухонемость Тела, обкарнанного и так Ножницами — в поэмах. 19 июля 1933

Источник

Но и в эти минуты она не только была счастлива, но и страдала:

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И все-таки счастью подчиненности в любви Цветаева предпочитала несчастье свободы и оставалась поэтом. Она была верна себе, своему творч

еству, ибо ее верность не в подчинении, а в свободе:

Никто, в наших письмах роясь,

Не понял до глубины,

Как мы вероломны, то есть —

Как сами себе верны.

И даже близость ее души с душой возлюбленного не могла заменить ей той любви, которую давала свобода:

Как правая и левая рука —

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает — и бездна пролегла

От правого — до левого крыла!

Жанр, направление, размер

Цикл стихотворений «Дон», состоящий из трёх частей, можно отнести к такому жанру поэзии, как ода. В данном произведении Марина Ивановна Цветаева воспевает доблесть и отвагу белой гвардии, сражающуюся за мир, за дом, за семью и за веру. В каждом стихотворении она оценивает риски, на которые идут белые, сопереживает войску и уверяет его в том, что их сражения на Дону войдут в историю и будут увековечены в памяти «внуков».

Главными темами поэзии Марины Ивановны Цветаевой в сборнике «Лебединый стан» однозначно является патриотизм, героизм и воспевание этих качеств

Во всех трёх стихотворениях цикла «Дон» поэт широко использует книжную лексику («рать», «воспрянет», «снесть», «весть»…), которая словно подчёркивает важность и значимость белой гвардии, рисует образ подвига белых во имя отечества. Перед нами гражданская лирика

Перекрёстная и парная мужская и женская рифмы, использованные в стихотворении, создают ощущение марша. Читатель словно слышит, как ровно и быстро движутся к Дону белогвардейцы, отчеканивая каждый свой шаг.

Первое и третье стихотворение цикла написаны трёхстопным и четырёхстопным дактилем. Кажется, такой стихотворный размер Марина Ивановна Цветаева выбрала специально. По словам Н.С. Гумилёва, «дактиль мощен и торжественен», он говорит о стихиях и деяниях Богов. Поэт считала белогвардейцев божьими посланниками: «Божье да белое твоё дело». Дактиль словно подчёркивает и усиливает созданный Цветаевой образ Белой армии. Он также помогает читателю увидеть могучую реку Дон, где и происходят сражения во время гражданской войны.

Второе стихотворение написано пяти- и шестистопным ямбом, который, согласно Гумилёву, «свободен, ясен, твёрд». Именно таким характером обладают белогвардейцы, описанные Цветаевой. Они принимают «муки» с честью и достоинством, не боятся умереть за своё дело, готовы стоять до последнего человека в строю.

Средства выразительности, жанр и рифма

По жанру стихотворение является лирическим сонетом и имеет линейную композицию с комбинированной рифмовкой, где имеется кольцевая, смежная и перекрестная рифма (проста – стремя – время – уста; победной – бледный – путей – атом – детей – братом).

В качестве средств художественной выразительности Гумилев использовал в произведении:

  • Эпитеты (ненужный атом, надменна и проста, тяжелый крест, лунатик бледный).
  • Метафоры (спасающее бремя, оргия победная, посыпать пеплом темя).
  • Инверсии (оргия победная, лунатик бледный).
  • Олицетворение (медлительное время).

В тему Дон-Жуану звучит стихотворение «Конквистадор», написанное на 5 лет ранее в том же жанре сонета. Соедините в микст эти два произведения и получите порцию перченного гумилевского духа.

Avtor_R.Fridman._1987.jpg

Поэт – «Мастер певчего слова» (МЦ). Песенность присуща особенно ранней поэзии МЦ, что близко в ряде стихотворений народному творчеству. МЦ себя много раз называла птицей, которая пела и летала. Например: «Ты памятник, а я летаю… Но птица я – и не пеняй» («На бренность бедную мою..»). На «Московском фестивале авторской песни и романса» в 1994 г. было спето 100 стихотворений Марины Цветаевой. Не это ли подтверждения её песенности? А уж о том, как высоко она летaла, много написано (в 2021 г., 125-летие МЦ тоже поют стихи поэта). И как бы МЦ высоко ни летала, она всегда оставалась сама собой и, отправляя нас по жизненному пути, пела нам свои «песни… на память» («Отправляя любимых в путь…»). https://www.youtube.com/watch?v=4OGmMhJV4ao

К этому добавим, что музыкальность её стихов отмечали Андрей Белый и Сергей Прокофьев. Музыка была очень близка душе МЦ. В её стихах музыкальные темы использованы более 320 раз, и музыкальные инструменты 263 раза (подсчитал американец российского происхождения Виктор Финкель; он же подсчитал и проанализировал применение Мариной Цветаевой математических, физических и астрономических терминов и явлений, а, по В.Зубовой, поэт использует ещё «военную лексику» и «слова со значением цвета»).

Палитра красок, созвучий, умений, возможностей, стилей и охват тем и вопросов у Марины Цветаевой – огромны.

Одним словом – ГЕНИЙ!

В связи с этим выведем некоторую формулу:

Марина Цветаева – это символ полной авторской самоотдачи, абсолютной искренности, новизны мысли и эмоции, непомерной глубины чувств, своеобразия прозы, владения как песенностью стихосложения, так и сложнейшими ритмами и полифоничностью – и всё это в сочетании с наблюдательностью художника.

Последнее отмечалось многими. Один пример: её строки 1914 года о муже Сергее Эфроне: «Безмолвный рот его, углами вниз,/ Мучительно-великолепны брови».

Смысл названия

Название – сильная часть произведения. Именно в ней заключается тема всего стихотворения. Марина Ивановна Цветаева озаглавила цикл названием реки – Дон – ведь на ней происходит решающее противостояние белых и красных, описанное поэтом. Название стихотворения не характеризуется эпитетом, однако носит символический характер. В понятие Дон М.И. Цветаева включает целую систему образов: «муки», «долг», «Божье дело», смерть… Благодаря этим образам неопределённое «Дон» приобретает конкретное значение – гражданская война.

Нельзя не отметить и то, что Дон в данном стихотворении становится символом памяти. Ведь вода – это движение сквозь время, вода – это вечность, которая хранит в себе историю.

Avtor_I.Mastbaum._1977.jpg

Близки мне её жизненный принцип «лучше быть, чем иметь» (добавлю ещё: «лучше быть, чем казаться»), её хвала душевной щедрости и сердечной полноте, бескорыстию и благородству (цикл «Отцы»), просьба любить её «за правду, да и нет…»,её «терпенье солдатское…», её «цыганская страсть…», когда из неё «хлещет стих» и «долг повелевает петь»…

Близко мне и её отношение к обильным красотам природы: «Мне вовсе не нужно такой красоты, столько красоты: море, горы, мирт, цветущая мимоза и т. д. С меня достаточно — одного дерева в окне, или моего вшенорского верескового холма. Такая красота на меня накладывает ответственность — непрерывного восхищения…. Меня эта непрерывность красоты — угнетает» (из письма А. Тесковой от 12 июля 1935 г.).

Хорошо сказано у МЦ: «любить… за правду, за игру». А как отличить, где правда, а где игра и где автор, а где его лирический герой, ведь, по МЦ, «поэт есть поэтическая вольность». И нужно ли определять это читателю? Главное поймать нечто неуловимое.

А как быть филологу, который нуждается в документальной достоверности? Все ли пытаются и умеют отличать правду от игры, фантазии, воображения, мифологизирования, душу от глагола, когда судят-рядят о Марине Цветаевой, о её мыслях, делах и поступках? Все ли умеют услышать и воспринять музыку в стихах и прозе поэта?

К сожалению, встречаются некоторые специалисты, которые утверждают, домысливают, говорят за поэта. Вообще-то это тонкая материя. Крупный филолог Михаил Гаспаров по этому поводу утверждал следующее: «Большая часть работы поэта происходит не в сознании, а в подсознании; в светлое поле сознания её выводит филолог…». А что делать с «невыразительной сутью в поэзии» (В.В. Иванов). Тут нас и подстерегают претензии на единственную истинность, и нужно ли пояснять настоящее искусство, будь-то: стихотворение, музыкальное сочинение или картина…

Да и Марина Ивановна нас предупреждала в своих формулах-афоризмах («Каждый писатель должен уметь превращать день в серию афоризмов», А.Битов):

— Равенство дара души и глагола – вот поэт (зададимся вопросом: как быть, если глагол у автора превалирует, или даже душа вообще отсутствует?);

— Чтение есть соучастие в творчестве;

— Книгу должен писать читатель. Лучший читатель читает, закрыв глаза;

— Выбивают меня из седла только музыка и сон;

— Не будьте эстетом. Не любите красок глазами, звуков – ушами, губ – губами.

Л ю б и т е в с ё д у ш ой…

Тема Родины

Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города. В цикле «Стихи о Москве» она писала:

..Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

Дом был ее пристанищем, с ним она связывала чувство Родины, России — с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и, конечно же, Москвой. В стихах 1916—1917 годов она отразила тот накал страстей, бушевавших в России, которые заслоняли красоту ее бесконечных дорог, быстро бегущих туч, багровых закатов, беспокойных лиловых зорь («С

егодня ночью я одна в ночи…»):

Бессонница меня толкнула в путь.

О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! —

Сегодня ночью я целую в грудь —

Всю круглую воюющую землю!..

7 стр., 3141 слов

Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой. Тоска по родине …

… любви, сколько нежности к Отчизне в этих строках! Героиня понимает, что в её душе навсегда останется частичка её Родины. Она навсегда связана с родной землёй. 28138 / Сочинения / Цветаева М.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения … Именно с помощью этих слов и прочих средств выразительности наиболее ярко подчёркивается одиночество героини, её неприязнь к чужой стране, а также грусть и страдание от …

Ее восприятие революции было сложным, противоречивым, но эти противоречия отражали метания и искания значительной части русской интеллигенции, вначале приветствовавшей падение царского режима, но затем отшатнувшейся от революции при виде крови, проливаемой в гра

жданской войне.

Белым был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал:

Смерть победила.

Это был плач, но не злоба. Плач по убиенным, которые «окунулись» в мир войны, приносящей смерть. В стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» Цветаева сочувствует бедствиям своего народа:

Чем прогневили тебя эти серые хаты, —

Господи! — и для чего стольким простреливать грудь?

Поезд прошел, и завыли, завыли солдаты,

И запылил, запылил отступающий путь…

Вдали от родины, в эмиграции, она пишет стихи, поэмы, основанные на фольклорном материале, используя сказку, былину, притчу:

Поэтика

Жанры

Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.

В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.

Стихотворные размеры

Размер стиха — это его ритм. Цветаева, как и многие современные ей поэты 20 века, в своем творчестве часто использовала трехсложный размер, дактиль. Например, в стихотворении «Бабушке». Дактиль напоминает разговорную речь, а стихи поэтессы — яркие монологи. Бабушку по линии матери Цветаева, увы, не знала, но с детства помнила ее портрет, висевший в доме семьи. В стихах она пыталась мысленно выйти на диалог с бабушкой с целью узнать источник своего бунтарского нрава.

Но и в эти минуты она не только была счастлива, но и страдала:

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

И все-таки счастью подчиненности в любви Цветаева предпочитала несчастье свободы и оставалась поэтом. Она была верна себе, своему творч

еству, ибо ее верность не в подчинении, а в свободе:

Никто, в наших письмах роясь,

Не понял до глубины,

Как мы вероломны, то есть —

Как сами себе верны.

И даже близость ее души с душой возлюбленного не могла заменить ей той любви, которую давала свобода:

Как правая и левая рука —

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает — и бездна пролегла

От правого — до левого крыла!

Вода, — в крови, в слезах умылася!, Не мать, а мачеха — Любовь:, Не ждите ни суда, ни милости.

Сила ее чувств была поистине шекспировской. У Цветаевой была именно та «всемирная отзывчивость», которая была у Пушкина. Отношение Цв

етаевой к Пушкину удивительно: она его любит, ревнует и спорит с ним, как с живым человеком. В ответ на пушкинское:

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман —

она пишет: «Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины». Цветаева с яростью говорит о жене Пушкина, которая позволила себе выйти замуж после Пушкина за генерала Ланского.

Цветаева мощью своего творчества показала, что женская любящая душа — это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтоб в нем отражался мужчина, но и пожар, перекид

ывающий огонь с одного дома на другой. Вся поэзия Марины Цветаевой — это безграничный внутренний мир, мир души, творчества, судьбы.

Поэзия Марины Цветаевой — дневник ее души

… читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна”. Действительно, поэзия Цветаевой — это своеобразный дневник, где нашли … из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются …

Примеры внутреннего мира из жизни

… переполнено горестью и грустью. Примеры внутреннего мира из жизни Несколько интересных сочинений Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для того, чтобы сказать, …

На заданную тему 1 Тема душа, жизнь после

… ними, и даже некий антагонизм, поскольку бурное развитие мозговой деятельности в области всех аспектов науки и техники, … понимание мироустройства. Основой житейского понимания всякой религии является постулат о Жизни, которая не заканчивается после …

Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. Мотивы творчества …

… к Пастернаку, Маяковскому, Ахматовой, Рильке, Гронскому, Мандельштаму и др. Но два имени в этом ряду выделяются — Блока и Пушкина. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего …

Тема любви в лирике цветаевой

… Это книга-воспоминание. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее Н. И. Копылова О любви в лирике М. Цветаевой и А. Ахматовой: сравнительный анализ Тема любви вечна …

В стихах она различна

Любовная лирика Цветаевой, стихи которой называют поэтическим наследием XX века, двояка: в ней жертвенность и неотступность, утвердительность и вопросительность. Такое раздвоение можно проследить во многих ее произведениях.

Героиня Цветаевой тоже разная: порой она ведет себя как искушенная в любовных делах женщина, которая несколько ироничным взглядом смотрит на проявление чувств и поведение по отношению к ней влюбленного мужчины («Откуда такая нежность?»), иногда она преподносит себя колдуньей («Чтобы помнил не часок, не годок…»). Из верной жены («С.Э.») может перевоплотиться в любовницу, которую отвергли («Цыганская страсть разлуки»). Героиня стихов Цветаевой нередко повествует о мужчинах, которые ее когда-то любили, но теперь их чувства к ней охладели. Рассказчица в следующих строках показывает свою властную и капризную натуру и делает достаточно выразительный укор избраннику, который уже ею не грезит и не восхваляет как прежде: «Вчера еще — в ногах лежал!».

III. Приемы, средства выразительности

Марине Цветаевой присущ свой неповторимый стиль в поэзии, ее стихи всегда можно безошибочно узнать по особому распеву, ритму, интонации, четкости и завершенности, по многочисленным приемам и средствам выразительности. В этой области она явилась и осталась смелым новатором, щедро обогатившим поэзию XX века множеством великолепных находок.

Романтическое двоемирие в стихах Цветаевой выражает ее вечный внутренний конфликт между бытом, окружающей ее действительностью и духовной стороной бытия. Этот конфликт пронизывает все ее творчество, приобретая различные формы и оттенки:

Часто можно встретить в стихах Цветаевой синтаксический параллелизм, используемый ею для усиления образности и эмоциональности:

Очень любима Цветаевой звукопись, она часто использовалась ею для того, чтобы показать необходимые для данного стиха сопровождающие звуки, которые придают ему особую окраску, помогают читателю лучше вникнуть в стихотворение:

Марина Цветаева часто использует анжамбеманы, которые служат сильным средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы:

Выразительность стихотворения достигается Цветаевой при помощи пропусков, умолчаний. Цветаевская «оборванная фраза» заставляет читателя либо замереть на высоте эмоциональной кульминации, либо задуматься о последних строках стихотворения, самому завершить мысль автора:

Рефрены очень часто используются Цветаевой для постепенного нарастания эмоциональной напряженности в стихотворении, либо для того, чтобы особо заострить внимание читателя на данной мысли, повторяя ее несколько раз:

Или:

Марина Цветаева в своих стихах создает особую поэтическую интонацию, искусно используя паузы (они передаются с помощью многоточий, точек с запятой), дробление текста на выразительные отрезки, часто Цветаева прибегает вопросительным и восклицательным знакам, любит с помощью многочисленных тире выделять особо важные, ключевые и эмоциональные слова и выражения, «рвать стих», лишая его плавности и придавая ему предельную напряженность звучания. Благодаря этим приемам, Цветаева добивается неповторимой интонации стихотворения, его насыщенности и яркости:

Эмоциональный накал стихотворений у Цветаевой повышается инверсиями («Дни полночные твои, век твой таборный…Все рабочие твои разом забраны», «брат нежный мой», «ход замедлялся головы», «Вскрыла жилы: неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь», «Улыбнись в мое окно, иль к шутам меня причисли», «Этих чувств и этих мыслей мне от Бога не дано!», «И летят из детской песенки немецкой глупые слова», «И как сердце мне испепелил этот даром истраченный порох»), патетическими обращениями и восклицаниями:

Читаемое в разделе:

  • Лирическая героиня Марины Цветаевой
  • Своеобразие лирической героини М. Цветаевой
  • Реферат по теме: Пушкин в творчестве Цветаевой
  • Лирика Марины Цветаевой
  • Патриотическая тема в лирике Цветаевой (на примере стихотворения «Тоска по родине! Давно…»)
  • Романтические мотивы в лирике М. Цветаевой

Ранее опубликованные в разделе:

  • Своеобразие лирической героини М. Цветаевой
  • Лирическая героиня Марины Цветаевой
  • Лирика Марины Цветаевой
  • Реферат по теме: Пушкин в творчестве Цветаевой

Образы и символы

Центральным образом цикла произведений является белая гвардия. Для создания облика белогвардейцев поэт вводит несколько систем других образов. Так, в трёх стихотворениях образные системы можно условно разделить на три части: сама белая гвардия («лебедей стая», «божье дело», «белая стая»), её ценности («долг», «хаты», «храм», «внуки») и жертва («муки», «дети», «жёны»).

Сравнение белой гвардии со стаей лебедей, как и в названии сборника «Лебединый стан», несёт символическое значение. Чистые, белые, посланные богом воины верны своей родине, своим идеалам и принципам. Они встают на защиту родных «хат», покидая собственные семьи, ради спокойного и мирного будущего потомков. В этом они видят свой гражданский долг, в этом заключается их «высокий путь», о котором говорит поэт. Белогвардейцы «погибают», «тонут», однако смерть не пугает их, ведь они выполняют святую миссию – защита родного края.

Нельзя не отметить, что М.И. Цветаева в цикле стихотворений не упоминает красных, несмотря это, читатель понимает, что именно от них терпят «муки» белогвардейцы. Это игнорирование — тоже средство художественной выразительности. Автор презирает большевистскую армию, не находит нужным увековечивать ее позор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: