Что такое эллипс в литературе

Эллипсис это в русском языке это

Эллипсис. Примеры

You can
look at the patient file if you want.

Any reason
I shouldn’t?

Здесь сразу несколько примеров неполных предложений.

I’m getting
married.

Кстати, обратили внимание, как меняется ударение с you are
на
you
are? Почему?

How about
tomorrow night?

Looking
forward.

Dinner
later? I’ll pick something up

I heard about
a good new vegetarian place.

Screw that.
I want a steak.

I’ll meet
you at your place at 8.

Предложение, от которого невозможно оказаться)) Подробнее о том, как на английском языке.

В этом высказывании пропущен немаленький такой кусок,
причем полных вариантов может быть несколько:

В общем, как вы уже заметили, чаще всего опускаются:

Служебные слова (вспомогательные глаголы, местоимения и
т.п.)

(Do) you trust me?

(That) sounds good.

Смысловые слова или выражения, когда их легко восстановить из контекста.

Any reason
I shouldn’t (trust you)?

I’m getting
married.

You are (getting
married)?

Виды эллипсиса

Пропуск слов, или так называемое &ldquo-умолчание&rdquo-, бывает разных видов.

  1. Косвенное. Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
  2. Ситуативное. В этом случае эллипсис – это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
  3. Психологическое. Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, &ldquo-глотать&rdquo- предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.

Упражнения

Ну а теперь потренируйтесь. Подумайте, какой из вариантов
полного предложения был бы правильным:

I’m weird and you’re pretty, but we connect. We feel safe. We trust each other.-Maybe.-Just testing my theory.

I»m;I;Is
1

Hi. Want to see something
?-Who is this?-A friend, want to see something?-Not until you tell me who you are.

You;Do you;Are you
2

Doctor Andrews! My associates, Doctors Adams and Park.-Ah. Nice to meet you
, Doctor Adams. Hello, Doctor Park.-You two know each other
? It’s a small world!

It;It»s;Is
2
Is;Do;Does
2

I have a husband who believes in God, and a daughter who might…-Yes, the point is you could believe in God!-But I don’t
.

have a husband;have a daughter;believe in God
3

Эллипсис

Эллипсис — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:

«Мы сёла — в пепел, грады — в прах,

В мечи — серпы и плуги…» (В.Жуковский)

Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.

Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:

— …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

Я делаю… — нехотя и сурово проговорил Раскольников

Что делаешь?

Работу…

Какую работу?

Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.

Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.

Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики — за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!…» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушки» (М.Салтыков — Щедрин)

Эллипсис в музыке

Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис — это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.

Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.

  1. Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
  2. Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.

Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):

  • S-S (они встречаются у Ференца Листа, например, в произведении &ldquo-Радость и горе&rdquo-).
  • D-D (этим приемом любил пользоваться &ldquo-великий глухой&rdquo- — Л. В. Бетховен, например, в своем произведении «Соната № 2»).
  • S-D.
  • D-S (Э. Григ – произведение &ldquo-Свежа ты как весна&rdquo-).

Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 80

Эллипсис и конверсия

Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино
слово вино
обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское
не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское
берёт на себя роль существительного.

Синтаксическая роль может и прирасти к слову — в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав. дроугъ чьловѣкъ
(«другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг
.

Анафора

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» — повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:

«Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)

или такой пример:

«Это — круто налившийся свист,

Это — щёлканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)

Анафора бывает:

1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);

2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);

3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);

4) синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций):

«Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)

5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры — стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Иногда повторяются несколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:

«Почему, как сидишь озарённой,

Над работой пробор наклонят,

Мне сдаётся, что круг благовонный

Все к тебе приближает меня?

Почему светлой речи значенья

Я с таким затрудненьем ищу?

Почему и простые реченья

Словно тёмную тайну шепчу?

Почему как горячее жало

Чуть заметно впивается в грудь?

Почему мне так воздуху мало,

Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)

ЭЛЛИПС (в литературе)
ЭЛЛИПС (в литературе)

Э́ЛЛИПС (от греч. elleipsis — выпадение, опущение), фигура стилистическая, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации («Не тут-то . Море не горит». — Крылов).

Энциклопедический словарь
.
2009
.

Что такое эллипсис?

Эллипсис – это когда отсутствуют некоторые элементы
предложения или фразы. Такие неполные высказывания можно встретить и в письме,
и в речи.

Вот, например, открытка из отпуска:

Что мы здесь видим? Неполные (с точки зрения классической
грамматики) предложения. Но смысл при этом совершенно ясен. А если дописать эти
предложения, то получится:

Эллипсис, или неполные высказывания, чаще всего встречаются
в неформальном стиле. Разговор с друзьями, открытка из отпуска, заметки на
салфетках и так далее.

В официальном стиле такой номер не пройдет, там все-таки
используется стандартная грамматика со всеми правилами и полными предложениями.

А теперь посмотрим отрывки из фильмов на английском с
примерами неполных предложений (эллипсиса).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: