Эллипсис. Примеры
You can
look at the patient file if you want.
Any reason
I shouldn’t?
Здесь сразу несколько примеров неполных предложений.
I’m getting
married.
Кстати, обратили внимание, как меняется ударение с you are
на
you
are? Почему?
How about
tomorrow night?
Looking
forward.
Dinner
later? I’ll pick something up
I heard about
a good new vegetarian place.
Screw that.
I want a steak.
I’ll meet
you at your place at 8.
Предложение, от которого невозможно оказаться)) Подробнее о том, как на английском языке.
В этом высказывании пропущен немаленький такой кусок,
причем полных вариантов может быть несколько:
В общем, как вы уже заметили, чаще всего опускаются:
Служебные слова (вспомогательные глаголы, местоимения и
т.п.)
(Do) you trust me?
(That) sounds good.
Смысловые слова или выражения, когда их легко восстановить из контекста.
Any reason
I shouldn’t (trust you)?
I’m getting
married.
You are (getting
married)?
Виды эллипсиса
Пропуск слов, или так называемое &ldquo-умолчание&rdquo-, бывает разных видов.
- Косвенное. Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
- Ситуативное. В этом случае эллипсис – это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
- Психологическое. Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, &ldquo-глотать&rdquo- предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.
Упражнения
Ну а теперь потренируйтесь. Подумайте, какой из вариантов
полного предложения был бы правильным:
I’m weird and you’re pretty, but we connect. We feel safe. We trust each other.-Maybe.-Just testing my theory.
I»m;I;Is
1
Hi. Want to see something
?-Who is this?-A friend, want to see something?-Not until you tell me who you are.
You;Do you;Are you
2
Doctor Andrews! My associates, Doctors Adams and Park.-Ah. Nice to meet you
, Doctor Adams. Hello, Doctor Park.-You two know each other
? It’s a small world!
It;It»s;Is
2
Is;Do;Does
2
I have a husband who believes in God, and a daughter who might…-Yes, the point is you could believe in God!-But I don’t
.
have a husband;have a daughter;believe in God
3
Эллипсис
Эллипсис — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги…» (В.Жуковский)
Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.
Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:
— …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
Я делаю… — нехотя и сурово проговорил Раскольников
Что делаешь?
Работу…
Какую работу?
Думаю, — серьёзно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики — за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!…» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушки» (М.Салтыков — Щедрин)
Эллипсис в музыке
Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис — это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.
Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.
- Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
- Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.
Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):
- S-S (они встречаются у Ференца Листа, например, в произведении &ldquo-Радость и горе&rdquo-).
- D-D (этим приемом любил пользоваться &ldquo-великий глухой&rdquo- — Л. В. Бетховен, например, в своем произведении «Соната № 2»).
- S-D.
- D-S (Э. Григ – произведение &ldquo-Свежа ты как весна&rdquo-).
Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соцсетях:
Оцени статью:
- 80
Эллипсис и конверсия
Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например в выражении шампанское вино
слово вино
обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское
не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское
берёт на себя роль существительного.
Синтаксическая роль может и прирасти к слову — в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.-слав. дроугъ чьловѣкъ
(«другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг
.
Анафора
Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» — повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:
«Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или такой пример:
«Это — круто налившийся свист,
Это — щёлканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)
Анафора бывает:
1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);
2) морфемной (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);
3) лексической (повторение одних и тех же слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);
4) синтаксической (повторение одних и тех же синтаксических конструкций):
«Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам…» (А.С.Пушкин)
5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры — стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Иногда повторяются несколько раз целые предложения в прозе, чтобы подчеркнуть, выделить, сделать более наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:
«Почему, как сидишь озарённой,
Над работой пробор наклонят,
Мне сдаётся, что круг благовонный
Все к тебе приближает меня?
Почему светлой речи значенья
Я с таким затрудненьем ищу?
Почему и простые реченья
Словно тёмную тайну шепчу?
Почему как горячее жало
Чуть заметно впивается в грудь?
Почему мне так воздуху мало,
Что хотел бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)
ЭЛЛИПС (в литературе)
ЭЛЛИПС (в литературе)
Э́ЛЛИПС (от греч. elleipsis — выпадение, опущение), фигура стилистическая, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации («Не тут-то . Море не горит». — Крылов).
Энциклопедический словарь
.
2009
.
Что такое эллипсис?
Эллипсис – это когда отсутствуют некоторые элементы
предложения или фразы. Такие неполные высказывания можно встретить и в письме,
и в речи.
Вот, например, открытка из отпуска:
Что мы здесь видим? Неполные (с точки зрения классической
грамматики) предложения. Но смысл при этом совершенно ясен. А если дописать эти
предложения, то получится:
Эллипсис, или неполные высказывания, чаще всего встречаются
в неформальном стиле. Разговор с друзьями, открытка из отпуска, заметки на
салфетках и так далее.
В официальном стиле такой номер не пройдет, там все-таки
используется стандартная грамматика со всеми правилами и полными предложениями.
А теперь посмотрим отрывки из фильмов на английском с
примерами неполных предложений (эллипсиса).