Хиазм: характеристика и примеры

Хиазм: характеристика и примеры

Содержание

В хиазм это риторический элемент, состоящий из повторения предложения, но размещения его компонентов в перевернутом порядке. Повторяющаяся фраза помещается рядом с оригиналом и производит впечатление на читателя, что приводит к переосмыслению и размышлениям о том, что хотел передать автор.

Говоря просто о хиазме, он позволяет представить фразу «AB» в форме «BA». Простой пример: «Человечество должно положить конец войне, иначе война положит конец человечеству». Там вы можете ясно увидеть обмен или перекрестную позицию идей, и они поддерживают смысл того, что вы хотите выразить.

Этимологическое происхождение хиазма находится в греческом слове хиазм, что переводится как «готовность перейти». Следует иметь в виду, что при замене компонентов предложения также делается ссылка на другой риторический элемент дублирования, который называется «каламбур».

Указатель статей

  • 1 Особенности
  • 2 Примеры хиазма
    • 2.1 Краткие примеры
    • 2.2 Примеры с авторством
    • 2.3 Другие примеры
  • 3 ссылки

Хиазм

Пожалуй, всем известны знаменитые слова, приписываемые древнегреческому философу Сократу: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». В этом изречении придаточные предложения как будто перекрещиваются между собой. Эта конструкция называется «хиазм» и часто встречается в ораторской и литературной речи.

Слово «хиазм» пришло к нам из древнегреческого языка, где «chiasmos» означало «крестообразное расположение; расположение в виде буквы «х(и)». В литературе под хиазмом понимают риторическую фигуру (речевая конструкция, призванная усиливать выразительность текста), основанную на крестообразном изменении порядка членов предложения в двух параллельных отрезках речи. Покажем это на примере сократовского высказывания:

Как мы видим, элементы первой части предложения во второй его части меняют порядок на противоположный.

Хиазм считается разновидностью параллелизма. Исследовательница Э. М. Береговская разработала классификацию хиазма, в которой выделила три типа фигуры:

1. Чисто синтаксический хиазм, заключающийся в структурной симметрии частей предложения. Примером могут служить начальные строки стихотворения А. А. Блока «Художник»:

2. Семантически осложнённый хиазм, в котором помимо перестановки элементов конструкции содержится лексический повтор. Кроме того, элементы могут обмениваться синтаксическими функциями. В качестве примера можно привести цитату из книги Феликса Кривина «Романтика моря»:

Как видим, слова в предложении использованы одни и те же, но их значения различны. В первой части предложения имеется в виду утро, а в другой – торжество в честь рождения человека.

3. Хиастический каламбур, отличающийся помимо указанных особенностей изменением значения составляющих его слов. Вот примеры хиастического каламбура:

Хиазм широко представлен в лирике А. А. Блока. Поэт часто прибегал к этой фигуре речи, чтобы подчеркнуть контраст между образами и придать строкам драматизм. Вот несколько примеров стихотворений, содержащих хиазм:

Обратим внимание, что этот отрывок осложнён метафорами. Жёлтые, синие и зелёные – это вагоны различных классов

В первых двух путешествовали представители элиты, в зелёных – люди низших сословий. Молчание, царящее в первых, символизирует равнодушие богатых людей к судьбе Родины, в то время как звуки, доносящиеся из других вагонов демонстрируют душевную боль. Использованный здесь хиазм привлекает внимание читателя к этому резкому различию.

Здесь видим ещё один пример чисто синтаксического хиазма, которому предшествует параллелизм. Так в рамках одного фрагмента ритм несколько раз меняется, а контраст образов становится более отчётливым. Всё это способствует большей энергичности и выразительности стихотворения.

Примером хиастической конструкции могут служить следующие знаменитые строки:

Распространён хиазм и в прозаических произведениях. В романе Бернара Вербера «Звёздная бабочка» встречаем размышление одного из героев:

Много примеров хиазма можно обнаружить в религиозной литературе. Вот некоторые высказываний, основанных на этой стилистической фигуре:

Многие русские пословицы и поговорки построены на хиазме. Рассмотрим несколько примеров:

Во всех этих изречениях первая часть фразы противопоставлена второй, причём обратная перестановка только усиливает контраст между значениями выражений

Таким образом, хиазм оказывается важной фигурой, которая помогает лучше донести до читателя смысл сказанного, облечь его в яркую и доступную форму, усилить контраст между образами. Благодаря этому хиазм часто берут на вооружение ораторы, желающие, чтобы их выступления были более экспрессивными и запоминающимися

Антиметаболе в литературе

Антиметабол, как и хиазм, древний. Он также универсален. Четыре цитаты в этом разделе были написаны на четырех разных языках в четыре разных раза. Они варьируются от V века до нашей эры до 2002 года, и все они работают до сих пор. Вот откуда вы узнали, что это эффективный литературный прием.

  • «Но многие из первых будут последними, а последние будут первыми». — Библия, Матфея 19:30
  • «Вы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». — Приписывается Сократу Плутархом, «Как молодой человек должен изучать поэзию»
  • «Никогда не позволяй дураку поцеловать тебя, или поцелуй — обмануть». — Название книги (Марди Грот) взято из цитаты Джои Адамса
  • «Инстинкт человека состоит в том, чтобы преследовать все, что от него летит, и убегать от всего, что преследует его». — Вольтер, Философский словарь

3 элемента хиазма

При написании хиазмов следует помнить о трех элементах: параллельные слова, инверсная структура и отношение к теме. Давайте разберем каждый из них, используя следующий пример:

«Презренный, если некрасивый; если она справедлива, предана. — Мэри Липор, «Опыт о женщине»

1 Параллельные слова: в примерепрезираемыйпараллеленпреданному;оба описывают то, что происходит с женщиной. Уродливаяпараллельнасправедливой, в то время как оба прилагательных описывают женщину.

2 Обратная структура: параллельные слова не просто повторяются;они также следуют определенной структуре, которая выглядит так, как будто фраза отражается. Еслипрезиратьипредать— это пара «А», ауродство и справедливость— это пара «Б», то структура — это АБВА. Другими словами,презираемыйипреданный— это подставки для книг, абезобразное и прекрасное— посередине.

Это не относится к такой фразе, как:

Она не лучшая, но и не худшая.

Несмотря на то, что у нас есть параллельная структура ( онаиона,лучшая и худшая), это не хиазм, потому что его расположение АВАВ.

3 Отдельная тема: Оба предложения в примере описывают отношение к женщинам в зависимости от их внешности.Если бы вторая часть фразы отклонялась от основной темы, это был бы уже не хиазм. Например, если бы Леапор написал: «Женщин презирают, если они уродливы; если мило, собаку можно погладить», у нас больше не было бы хиазмы. Несмотря на смутно параллельную структуру, эти две темы не связаны.

Хиазм в литературе

Хиазм — это древний литературный прием, такой же старый, как еврейское писание и древнегреческий стих. Его использование в английской литературе часто является отсылкой к этим древним истокам, но так же часто оно используется как простой способ сделать акцент на определенной паре фраз.

  • «Вы видите вещи; вы говорите: «Почему?» Но мне снятся вещи, которых никогда не было; и я говорю: «Почему бы и нет?» — Джордж Бернард Шоу, Назад к Мафусаилу
  • «Божественное сострадание явилось зримо / Любовь без конца и безмерная благодать». — Джон Мильтон, потерянный рай
  • «Его время — мгновение, а точка — его пространство». — Александр Поуп, «Очерк о человеке»
  • «Днем веселье, а ночью танцы». — Сэмюэл Джонсон, «Тщеславие человеческих желаний».

Эллипсис

Определение 4

Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в преднамеренном пропуске слов или фактов, которые подразумеваются из контекста.

Эллипсис – это умышленное сокращение фразы. С помощью этой поэтической фигуры автор заставляет читателя домыслить умышленно пропущенное им слово или оборот. Тем самым писатель вовлекает читателя в творческий процесс. Это создает эффект участия и сопереживания.

С помощью эллипсиса в поэзии или прозе передается интонация живой речи, образность и выразительность.

Эллипсис используется в сценической, ораторской речи, в публицистике, в разговорной речи.

«Умолчание» бывает нескольких видов:

  1. Косвенное. Такой тип эллипсиса встречается, когда разговор ведется вокруг предмета, но сам предмет не называется. Часто этот прием используется в драматических произведениях.
  2. Ситуативное. Здесь эллипсис является не просто выпадением слова или фразы, а его компенсацией невербальными средствами общения – междометиями, возгласами, жестами.
  3. Психологическое. Умолчание здесь расценивается как недомолвка, намек, секрет. Психологический аспект эллипсиса заключается в том, что двое или несколько близких людей могут говорить друг с другом полуфразами, при этом будут хорошо понимать друг друга благодаря своей духовной близости.

Происхождение

Использование хиазма восходит к античным риторическим традициям. Следы параллелизмов такого рода найдены в текстах санскрита, а также старинных китайских писаниях. Однако, известные древнегреческие мудрецы – Биант Приенский (VI в. до н. э.), Эсхил (V в. до н. э.), Сократ (V в. до н. э.) и другие, – развили склонность к этому приёму и сделали его весомой частью искусства речи. В литературе Древнего мира хиазм употреблялся преимущественно для формирования равновесия словесного порядка в тексте. Первое краткое описание хиазма встречается в анонимном латинском сочинении «Риторика для Геренния» (І в. до н. э.).

Многие длинные и сложные хиазмы содержатся в произведениях У. Шекспира («Подведите действие к слову, а слово к действию»; «Гамлет»), в текстах Библии («Многие же будут первые последними, и последние первыми»; Мф. 19: 30).

Затронутые жанры

Хиазм — это привилегированная фигура в религиозных текстах, потому что он позволяет противопоставить две реальности:

( Евангелие от Луки , 18:14)

Поэзия также широко использует его; позволяет выделять термины в сочетании с другими эффектами (сравнение по тропам , параллелизмам , антитезам и т. д.):

Под вашей прекрасной головой , с тонкими белой шеей
сгибов, и снегом смоет блеск

—  Андре Шенье

или же :

Я последовал на небо моего привычный маршрута
На гармоничной оси из божественных маятников

—  Альфред де Виньи

На французских романтиков культивируют эту выразительную фигуру, например, Альфред де Виньи или Виктора Гюго , в их эстетическом стремление представить противоречия и контрасты в том же изображении. В стихотворении Меланхолия де Contemplations , Виктор Гюго , таким образом осуждает использование детского труда на фабриках:

Мы находим киазмы в основе многих пословиц и поговорок, таких как «Это белый чепчик и белый чепчик  » .

Хиазм в речах

Хиазм — мощный риторический прием. Выступающие могут использовать повторяющиеся фразы, чтобы задать мощный вокальный ритм и выделить важные моменты, сопоставляя контрастные значения.

  • «Несправедливость в любом месте является угрозой для правосудия везде.» — Мартин Лютер Кинг-младший, «Письмо из тюрьмы Бирмингема»
  • «Вместе мы мало чего не можем сделать в большом количестве совместных предприятий. Разделившись, мы мало что можем сделать, потому что не осмеливаемся встретить серьезный вызов в разногласиях и разделиться на части ». — Джон Ф. Кеннеди, «Первая инаугурационная речь 1961 года»
  • «Тех, кто остался в стороне, мы постараемся привлечь. Тех, кто остался позади, мы поможем наверстать упущенное». — Ричард Никсон, «Первая инаугурационная речь 1969 года»
  • «Я лучше умру на ногах, чем буду жить на коленях». — Приписывается Эмилиано Сапате

Современное значение

Слово хиазм произошло от греческого chiasmos, что в переводе означает крестообразное расположение в виде греческой буквы Х (хи).

Как мы видим, элементы первой части предложения во второй его части меняют порядок на противоположный.

Хиазм считается разновидностью параллелизма. Исследовательница Э. М. Береговская разработала классификацию хиазма, в которой выделила три типа фигуры:

Как видим, слова в предложении использованы одни и те же, но их значения различны. В первой части предложения имеется в виду утро, а в другой – торжество в честь рождения человека.

3. Хиастический каламбур, отличающийся помимо указанных особенностей изменением значения составляющих его слов. Вот примеры хиастического каламбура:

Хиазм широко представлен в лирике А. А. Блока. Поэт часто прибегал к этой фигуре речи, чтобы подчеркнуть контраст между образами и придать строкам драматизм. Вот несколько примеров стихотворений, содержащих хиазм:

Обратим внимание, что этот отрывок осложнён метафорами. Жёлтые, синие и зелёные – это вагоны различных классов

В первых двух путешествовали представители элиты, в зелёных – люди низших сословий. Молчание, царящее в первых, символизирует равнодушие богатых людей к судьбе Родины, в то время как звуки, доносящиеся из других вагонов демонстрируют душевную боль. Использованный здесь хиазм привлекает внимание читателя к этому резкому различию.

Здесь видим ещё один пример чисто синтаксического хиазма, которому предшествует параллелизм. Так в рамках одного фрагмента ритм несколько раз меняется, а контраст образов становится более отчётливым. Всё это способствует большей энергичности и выразительности стихотворения.

Примером хиастической конструкции могут служить следующие знаменитые строки:

Много примеров хиазма можно обнаружить в религиозной литературе. Вот некоторые высказываний, основанных на этой стилистической фигуре:

Многие русские пословицы и поговорки построены на хиазме. Рассмотрим несколько примеров:

Во всех этих изречениях первая часть фразы противопоставлена второй, причём обратная перестановка только усиливает контраст между значениями выражений

Таким образом, хиазм оказывается важной фигурой, которая помогает лучше донести до читателя смысл сказанного, облечь его в яркую и доступную форму, усилить контраст между образами. Благодаря этому хиазм часто берут на вооружение ораторы, желающие, чтобы их выступления были более экспрессивными и запоминающимися

  • Главной задачей доу в области математического образования детей выступает

      

  • Приказ об обучении сотрудников действиям в условиях угрозы совершения террористического акта в школе

      

  • Дискотека в детском саду сценарий

      

  • Роль государства в условиях глобализации кратко

      

  • Опыт работы творческих коллективов фольклорных студий школ ремесел народных мастеров

Примеры

Хиазм (структура ABBA): типы относятся к классификации, описанной ниже.

  • «Имея огонь для отца и пепел для матери. » ( Агриппа д’Обинье , лексический / лексический тип 4)
  • «Снег делает на севере то же, что песок на юге. » ( Виктор Гюго , тип 4 аналог / антитезис)
  • «Отчаяние мертво, и боль мертва. » ( Альберт Самайн , лексический тип 3)
  • «Отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. » (Научная пословица, тип 1 — это тоже обращение детерминанта и детерминанта)
  • «И мы видим огонь в глазах молодых людей. Но в глазах старика мы видим свет. » ( Виктор Гюго , лексический / лексический тип 4, с градациями)
  • «Я не думал о Роуз; Со мной шла Rose au bois. » ( Виктор Гюго , синоним типа 3)
  • «Я предпочитаю натиск пластин Пикассо пластинам Пикассо. » ( Жан Кокто , тип 4 эхо / эхо)
  • «Внизу пел царь, наверху умер бог. » ( Виктор Гюго , аналог 4-го типа / антитезис)
  • «К неопределенным надеждам, к очаровательным тревогам. » ( Мопассан , тип 4 антитетический / грамматический)
  • «В этом оскорблении мой отец оскорблен, / А преступник — отец Химены!» » ( Pierre Corneille , эргономичный тип 2 — средства различаются только эргономикой )
  • «Не все умерли, но все были поражены» ( Жан де Ла Фонтен , Les Animaux Maladies de la Peste , лексический тип 3)
  • «Красота на лбу, в душе» ( Виктор Гюго , Меланхолия , аналог 4-го типа / лексический)
  • «Утро девять, девять — вечер» ( Роберт Деснос , Демейн , антитеза третьего типа)
  • «Она наполовину живая, а я наполовину мертвая. » ( Виктор Гюго , противоположный тип 2)
  • «Потратьте время, чтобы не упустить его» (Дональд Левеск, Афоризмы)

включая особые случаи регрессии или возврата (тип 1)

  • «Чтобы жить, нужно есть, а не жить, чтобы есть. » ( Мольер )
  • «Война — это резня людей, которые не знают друг друга, ради людей, которые знают друг друга, но не убивают друг друга. » ( Поль Валери — апокриф)
  • «Живите так, чтобы другие могли просто жить. » ( Ганди )
  • «У вас был выбор между войной и бесчестием. Вы выбрали бесчестье, и у вас все равно будет война. » ( Уинстон Черчилль )

Не путать с параллелизмом (структура ABAB):

  • «Останься в раю и стань там демоном, войди в ад и стань там ангелом!» » ( Виктор Гюго )
  • «Самые длинные дни были для него слишком короткими, а короткие ночи — слишком длинными. » ( Фредерик Дуглас )
  • «Неблагодарный возраст для девочек — это когда ты слишком большой, чтобы сосчитать по пальцам, и слишком мал, чтобы сосчитать по ногам. » ( Колюш )
  • «В мирное время дети хоронят родителей. Во время войны родители хоронят своих детей. » ( Геродот )

Хиазм против антиметабола

Хиазм — это обратная структура, использующая параллельные слова или понятия.

Антиметабол — это обратная структура, использующая те же слова.

Примером антиметаболов является:

Удовольствие — это грех, а иногда грех — это удовольствие. — Лорд Байрон,Дон Жуан

Параллелями в антиметаболе являются идентичные слова: удовольствие и удовольствие,грех и грех. Однако они имеют ту же структуру ABBA, что и хиазм, что означает, что эти два термина тесно связаны.

Ведутся споры о том, является ли антиметабол подмножеством хиазмов — споры, которые мы не собираемся здесь разрешать. Просто знайте, что если вы узнаете структуру, проверьте параллельные слова. Если они разные (но, опять же, родственные!), то это хиазм. Если слова одинаковые, повторяющиеся с обеих сторон, то это антиметабол.

Примеры хиазма в литературе

Шекспир использовал риторический прием хиазма во многих своих пьесах. Ниже приводятся некоторые примеры из шекспировских пьес.

я потрачены впустуювремя,и сейчасвремя тратит впустуюмне.

(Ричард II)

«Костюм действие к слово, слово к действие.”

(Гамлет)

«Потому что этот вопрос оставил нам еще предстоит доказать, любить привести к состояниеили состояние любить.”

(Гамлет)

“отвратительный является справедливый а также справедливый является фол.” 

(Macbeth)

«Инстинкт мужчинывпреследовать все чтомухи от ему, а такжевлетать от все этопреследует его. ”- Вольтер

«Когда религия был сильным и наука слабые мужчиныперепутал магия за лекарственное средство;Теперь, когда наука сильный и религия слабые мужчиныошибка лекарственное средство за магия. »- Томас Саз

Все заодин, а такжеодин завсе, — Александр Дюма (девиз трех мушкетеров)

Антиметаболь в комедии

Хорошая комедия любит антиметаболе. Игра с буквальным и переносным смыслами, творческое злоупотребление омонимами и в целом нарушение правил языка породили тысячелетия отличных шуток. Посмотрите четыре прямо здесь.

  • «Право на ношение оружия немного менее смешно, чем право на ношение оружия». — Крис Аддисон
  • «Учитель может сказать:« Между прочим, это хиазм ». И хиазм может дать ответный удар:« Кстати, это учитель ». — Л.Л. Баркат,« Между прочим, это хиазм ».
  • «Я не писатель, у которого проблемы с алкоголем, я пьяница, у которого проблемы с письмом». — Дороти Паркер
  • «Важны не мужчины в вашей жизни, а жизнь ваших мужчин». — Мэй Уэст

Хиазм в письменной форме

Хиазм используется в письме, чтобы углубить идею или создать запоминающийся ритм, оба из которых полезны в убедительной риторике.

Углубить идею

В основе хиазма лежит повторение. Вы утверждаете одно, а затем повторяете это. Если параллельные понятия противопоставляются друг другу, то хиазм углубляет их смысл за счет контраста. Если концепции схожи, то это создаст акцент. Например, рассмотрим строку:

«Кто любит, но сомневается; подозревает, но крепко любит!» — Шекспир,Отелло

В этом случае оба набора параллельных слов — dotes и loves,сомненияиподозрения— имеют сходные значения. Из-за этого второе предложение («подозревает, но крепко любит») не дает никакой новой информации. Вместо этого он подчеркивает значение первого предложения. Поняли бы мы смысл, если бы Шекспир разрезал строку пополам? Конечно, но он потерял бы часть своей хитрости и, следовательно, часть своей силы.

Создайте ритм

В поэзии есть много примеров хиазмов, отчасти потому, что в этом жанре часто используется ритмичное использование слов. Некоторые считают, что хиазм может придать письму более формальный или старомодный тон из-за того, что он меняет местами существительные, глаголы и прилагательные, создавая зеркальную структуру.

Представьте хиазм в разговоре:

«Они очень старались, но проиграли, победа с легкостью украдена их противником».

Хиазмы в этой небрежной прозе могут создавать яркие образы, но они также выглядят чересчур драматично. Думайте о тоне вашего письма, рассматривая хиазмы.

Использование в риторике

Спичрайтинг — еще одно место, где вы, вероятно, найдете хиазм, потому что речи должны быть запоминающимися. Известный пример хиазма в политической речи:

«Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей страны». — Джон Ф. Кеннеди

Теперь, поскольку одни и те же слова — странаистрана,ты и ты— повторяются, технически это антиметабол (подробнее об этом позже). Но это пример зеркальной структуры, которую хиазм также использует для создания запоминающегося утверждения.

Источники

  • Балдрик, Крис. 2008. Оксфордский словарь литературных терминов. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк. ISBN 978-0-19-920827-2
  • Корбетт, Эдвард П. Дж. и Коннорс, Роберт Дж. 1999. Стиль и заявление. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк, Оксфорд. ISBN 0-19-511543-0
  • Форсайт, Марк. 2014. Элементы красноречия. Издательство Berkley Publishing Group / Издательство Penguin. Нью-Йорк. ISBN 978-0-425-27618-1
  • Лунд, Нильс Вильгельм (1942). Хиазм в Новом Завете, исследование in formgeschichte. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины Press. OCLC .
  • Смит, Герберт Вейр (1920). Греческая грамматика для колледжей. Нью-Йорк: Американская книжная компания. п. . OCLC .
  • Уэлч, Джон У. (1999) . Хиазмы в древности: структуры, анализы, экзегезы. Прово, Юта: Research Press. ISBN 0934893330. OCLC .

Тематический хиазм

Вильгельм, национальный гимн Нидерландов, имеет структуру, составленную вокруг тематического хиазма: 15 строф Тексты симметричны, в этом стихи 1 и 15 похожи друг на друга по смыслу, как и стихи 2 и 14, 3 и 13 и т. д., пока они не сходятся в восьмом стихе, в сердце песни. Написанный в 16 веке, Вильгельм возник в результате борьбы нации за независимость. В нем рассказывается о Отце нации Вильгельме Оранском, который был стадхолдером в Нидерландах при короле Испании. От первого лица, как бы цитируя самого себя, Уильям обращается к голландцам и рассказывает как о внешнем конфликте — голландском восстании, — так и о своей собственной внутренней борьбе: с одной стороны, он пытается быть верным королю Испании, с другой стороны, он прежде всего верен своей совести: служить Богу и голландскому народу. Это становится очевидным в центральной : «О, Давид, ты самое надежное убежище от тирании царя Саула. Даже в этом случае я сбежал из этой суматохи». Здесь проводится сравнение между библейским Давидом и Вильгельмом Оранским как милосердными и справедливыми лидерами, которые оба служат при тиранических королях. Как милосердный Давид победит несправедливого Саула и будет вознагражден Богом царством Израиля, так и Вильгельм с помощью Бога будет вознагражден царством; являясь одним или обоими Нидерландами, и Царством Божьим.

Стилистическое определение

Хиазм поражает воображение читателя. Тем не менее, он может подчеркнуть противоположность, как в этом стихе Виктора Гюго, который, кроме того, использует много ресурсов: «Снег делает на севере то, что на юге делает песок» .

Мы можем говорить о звуковом хиазме в случае антиметатеза , разновидности антиметабола, основанного на инверсии букв, производящей эффект звукового эха.

По своей сути, хиазм структурирует идеальное представление мира в двух симметричных частях (верх / низ, внутреннее / внешнее), внутри которых часто происходит пересечение ценностей, исправляющих манихейство антитезиса.

характеристики

Хиазм характеризуется следующими аспектами:

— Это риторическая фигура повторения, обычно используемая в прозе, хотя ее также культивировали в поэзии.

— Отображает перекрестным образом порядок компонентов двух синтаксических структур.

— Изменение порядка повторения слов не должно изменять значение предложения.

— Хиазм имеет целью подчеркнуть идею, чтобы вызвать отражение, а также представляет возможность наблюдения за событием с двух разных точек зрения.

— В поэзии это принято представлять следующим образом: «существительное прилагательное, прилагательное существительное». Пример: «Прекрасная Мария, прекрасная Мария».

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный  материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

Дума

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

А поэма Рудого «Паноптикум» – сатирическая баллада с элементами ужаса:

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Концептуальный хиазм

Хиазм может быть использован в структуре целых отрывков к параллельным концепциям или идеям. Этот процесс, получивший название «концептуальный хиазм», использует перекрестное пересечение риторический структура, чтобы вызвать перекрытие «интеллектуального пространства». Концептуальный хиазм использует специфические лингвистический выбор, часто метафоры, чтобы создать связь между двумя разными дисциплинами. Используя хиастическая структура Применительно к единственной представленной концепции риторы побуждают одну область мысли рассмотреть точку зрения противоположной области.

Вывод

Иногда этот прием удачно применяют авторы текстов для соцсетей

Он действует как второй заголовок, привлекает внимание читателя и создает ощущение завершенности текста

Придумать достойный хиазм довольно сложно — нужно много практиковаться, чтобы создать конструкцию, которая не выглядит скучной или устаревшей. Но с каждой попыткой результат будет становиться все лучше.

хиа́зм

1. филол. синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности

2. искусств. в изобразительном искусстве — изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную), и поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру — поднятое плечо

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ортодоксы (существительное):

Предложения со словом «хиазм&raquo

Появился хиазм – приём, когда вес фигуры зрительно приходится только на одну ногу (есть и ещё один термин: контрапост).

Область Ве́рнике (сенсорная речевая зона, речевая зона Вернике) — часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи, она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи. Давно установлено, что область Вернике находится в поле 22 по Бродману, то есть в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга (у 95 % правшей и 60 % левшей доминантным полушарием является.

Перекрёст (или хиа́зма, др.-греч. χίασμα) зри́тельных не́рвов — часть мозга, место частичного пересечения волокон зрительных нервов (II-я пара черепных нервов), расположенное в нижней части (основании) головного мозга непосредственно под гипоталамусом. Изображения носовой части каждой сетчатки передаются на противоположную сторону мозга благодаря неполному перекрёсту зрительных нервов. В то же время изображения височной части сетчатки остаются на той же стороне. Таким образом изображения с любой.

Одностороннее пространственное игнорирование (англ. unilateral spatial neglect) — неврологический синдром, при котором больной с поражением мозга не реагирует на стимулы, предъявляемые в половине пространства, противоположной пораженной области

Больной не может обнаружить стимул, ответить на него или сфокусировать на нём внимание. Этот синдром вызван не чисто сенсорным или моторным дефицитом, а расстройством мозга на более высоком уровне, управляющем вниманием и связанными с ним интеллектуальными

Движение глаз осуществляется мышцами, иннервируемыми глазодвигательным, блоковым и отводящим нервами. При этом движения глаз могут быть как произвольными, так и непроизвольными, нормальными и патологическими.

Хиазм это стилистический приём, который состоит в перекрёстном изменении словесного порядка двух связанных частей выражения; инвертированный параллелизм. Хиазм в стилистике относится к фигурам перестановки (размещения).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: