Вероисповедание[править | править код]
Первые христианские миссионеры появились в Ингушетии в Средние века из Грузии, но ингуши всё ещё оставались в своём большинстве язычниками. На территории Ингушетии находится один из самых древних христианских храмов России — Тхаба-Ерды.
Ислам приняли чуть более 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом. Исповедуется умеренный ислам, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.
Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката (толкования), основанного на учении шейха Бахауддина Накшбанди и перса Абд ал-Кадира ал-Джилани. Около 80 % ингушей составляют хаджи-мюриды, последователи устаза Кунта-Хаджи из с. Иласхан-Юрт. 15 % ингушей накшбандийцы — приверженцы учения тихого зикра устаза Дени Арсанова и его сыновей Баха и Ильяса. Последователи учения устаза Батал-Хаджи составляют 3 %. Встречаются и приверженцы других течений в исламе.
Спорт[править | править код]
Боксправить | править код
- Арсаев Аюп — российский боксёр-профессионал, выступающий в полулёгкой весовой категории. Чемпион Мира по кикбоксингу.
- Плиев Хизир — российский боксёр-профессионал, выступающий в супертяжелой весовой категории. Чемпион Мира среди полицейских, неоднократный чемпион России по кикбоксингу.
- Кодзоев Аслан — боксёр-профессионал, чемпион мира в среднем весе.
- Котиев Ахмет — боксёр-профессионал, первый чемпион мира с Кавказа, пятикратный чемпион мира WBC, WBA в полусреднем весе.
- Тимурзиев Ислам Яхьяевич — чемпион России (), обладатель Кубка мира (), чемпион Европы ().
- Токаев Казбек Магомедович — чемпион России (), обладатель Кубка России (), чемпион Москвы (),().
- Чахкиев Рахим Русланович — чемпион Олимпийских игр ().
- Чапанов, Руслан Эдильгиреевич — основатель Ингушской школы бокса.
- Адам Кодзоев — серебряный призёр первенства России по кик-боксингу.
- Ислам Ваделгов — боксер-профессионал, чемпион мира по версии GBC в младшем среднем весе ().
- [[Цуров Магомед Бексултанович-кмс победитель первенства россии по боксу среди юнощей (1991-92 г.р),2007г. победитель международного турнира 2007г.по боксу в абхазии,победитель всероссийского турнира в пятигорске 2009г.
- Цуров Азамат Ахметович-призер пер. вооруженных сил россии, победитель юфо
Борьбаправить | править код
- Барахоев Адам — бронзовый призёр Олимпийских игр в Сиднее (), главный тренер сборной Турции по борьбе.
- Евлоев Берд Аржбериевич — чемпион мира и Европы по классической борьбе; получил прозвище «Лев Кавказа».
- Евлоев Ваха Суламбекович — чемпион СССР, мира и Европы по вольной борьбе, министр внешнеэкономических связей и торговли Республики Ингушетия.
- Манкиев Бекхан — борец греко-римского стиля, обладатель Кубка мира ().
- Манкиев Назир Юнузович — борец греко-римского стиля, чемпион Олимпийских игр ().
Дзюдоправить | править код
- Кукурхоев Магомед Джабраилович — Мастер спорта международного класса по дзюдо. 7-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Eвропы (среди мастеров), 3-кратный чемпион СССР, победитель Тбилисского турнира.
- Парчиев Магомет Азиевич — Мастер спорта СССР международного класса по дзюдо с 1983 года. Двукратный Чемпион СССР и Европы.
- Хамхоев Али — мастер спорта международной категории, чемпион игр Доброй воли (1986), приравненных к Олимпийским играм, многократный призер чемпионота СССР. Государственный тренер и вице-президент федерации дзюдо Казахстана (2001—2006).
Тяжелая атлетикаправить | править код
- Арсамаков Исраил Магомедгиреевич — штангист, Олимпийский чемпион Сеул-88. Первый Олимпийский чемпион из ЧИАССР
- Руслан Балаев — победитель Игр Доброй Воли — 1984, Министр спорта и туризма Республики Ингушетия
- Цуров Бексултан Султанович-чемпион СОАССР по тяжелой атлетике, мастер спорта.
Старинная Ингушская песня
Презентация по ингушской литературе на тему «Оакхарий» Осмиев Сосе Хьамзат.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Видеолекции для профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Описание презентации по отдельным слайдам:
Осмиев Хамзат Сосиевич.Родился в 1909 году в трудовой крестьянской семье в селении Кантышево ныне Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.Учиться начал в религиозной школе на арабском языке, но весной 1922 года сбежал из нее и продолжал образование в советской школе.В 1924 году одним из первых поступил на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума, с 1925 года вел активную корреспондентскую работу в газете «Сердало». В декабре 1928 года, будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров, слушал пламенные речи М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Е. М. Ярославского, писателя и журналиста М. Кольцова, поэтов Безыменского, Жарова, выступил в прениях по основному докладу «Текущий политический момент и задачи рабселькоров».
ПРОИЗВЕДВЕНИЯ ХАМЗАТА СОСИЕВИЧА ОСМИЕВА НА ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ Дега оаз. Стихаш. Дешхьалхе Д.Мальсагова. Шолжа-Пала, Нохч-ПалгIай книжни издательство, 1958. Дувцараш. Шолжа—ГIала, Нохч—ГIалIай книжни издательство, 1960. Са Даьхе. Стихаш. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961. Къахьегама ираз. Стихаши поэмаши. Шолжа-ГIала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1962. Боккхача новкъа. Дувцараш. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1963. Заман сибат. Стихаш. Шолжа-Пала, Нохч-ПалгIай книжни издательство, 1967. Хержа произведенеш. T.I. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе автора. Шолжа-ГIала, Нохч—ГIалгIайа книжни издательство, 1968. Хержа произдведенеш. Т. II. Дувцараш, повесть, очеркаш. Шолжа-Пала, Нохч—ГIалгIай книжни издательство, 1969. Лакхале. Стихай сборник. Шолжа-ГIала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1972. Хаи нахи. Стихай сборник. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1975. Лаьттара сага лар. Дувцараши очеркаши. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1978. БIаьстен Iуйре. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе язъяр Озиев Салман. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1980.
ТВОРЧЕСТВЕ ХАМЗАТА СОСИЕВИЧА ОСМИЕВА НА ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ Мальсагов Д.Д. Массаза а ший халкъаца (Х.С.Осмиев ваь 50 шуи творчески болх бу 30 шуи дизарга). — «Сердало», 1959, 17 декабрь. Ведзижев А.А. Вахара сурташ. — «Лоаман 1уйре», 1962, №2. Ведзижев А.А. «Заман сибат». — «Сердало», 1966, 9 июль. Зязиков А.А. Массаза а новкъа. — «Лоаман 1уйре», 1969, №1. Костоев А. Осмиев Хьамзата юбилей. — «Сердало», 1969, 20 декабря. Дадашев А. Осмиев Хьамзата — 60 шу. — «Ленинан некъ», 1969, 29 декабря. Костоев А. 60—ей 40—ей (Осмиев Хьамзата юбилей). — «Лоаман 1уйре», 1969, №4. Мальсагов А.У. Лакхале еза сона. — «Сердало», 1972, 16 декабрь. Мальсагов А.У. Поэтически лакхаленашка. — «Лоаман 1уйре», 1972, №4. Мальсагов А.У. Кердача дахарехьа (20-40-ча шерашка г1алг1ай литературо лоаттабаьча къовса-мах). — «Ленина никъ», 1973, 19 сентябрь. Чахкиев СИ. Декхар (Осмиев Хьамзата кхолламах). — «Лоаман 1уйре», 1973, №4. Мальсагов А.У. Темаркъий фельетонаш. — «Лоаман 1уйре», 1975, №4. Зязиков А.А. Вай заман нахах («Хайи нахи» яхача стихай сборниках). — «Лоаман 1уйре», 1976, №1. Мальсагов А.У. Литература — т1ехьадиссача г1улакхашта духьала. — «Сердало», 1976, 6 января. Мальсагов А.У. Керда вахар хестадаьр (Осмиев Хьамзат ваь 70 шу дизарга). — «Сердало», 1979, 25 декабрь. Чалаев Б. Палг1ай яздархой къанойх цхьаъ. — «Ленина никъ», 1979, 26 декабрь. Мальсагов А.У. ГIалгIай сатира дегIаахара наькъаш. — «Лоаман Iуйре», 1990, №1, стр.118—137. НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Воронин СТ. «Мать» А.М.Горького на ингушском языке (Новости литературной жизни). — «Литературная жизнь», 1959, 9 сентября. Мальсагов Д.Д.
Биография
Хашагульгов Али Татарович родился 24 июня 1943 года в селении Яндаре Назрановского района. Восьмимесячным малышом вместе с родителями был выслан в Казахстан.
В 1950 году пошел в первый класс сельской школы. Среднюю школу закончил после возвращения из ссылки в селение Яндаре. Писать и рисовать научился в дошкольном возрасте. Сначала писал на русском языке. В 1958 году научился писать на ингушском языке. Еще в юношеском возрасте начал переводить на родной язык стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Коста Хетагурова и других авторов.
В 1959—1960 годы, ещё обучаясь в школе, работал в совхозе художником—оформителем. В 1962 году, работая по вечерам грузчиком, окончил первый курс пединститута в городе Ростове-на-Дону.
В 1963 году окончил второй курс ЧИГПИ. 4 июня 1963 года был арестован вместе с поэтом Иссой Кодзоевым и затем осужден по ст. 70 УК РСФСР(«антисоветская агитация») за свои стихи на 4 года лишения свободы. Альманах «Лоаман 1уйре» («Утро гор») с первой публикацией стихов поэта вышел в день ареста вышел .
С 1963 года по 1967 год отбывал срок в исправительно-трудовых колониях для политзаключенных в Мордовии.
В 1967—1968 годы работал в городе Назрань на заводе «Электроинструмент». С 1968 по 1969 год работал учителем в селении Джейрах, публиковался в альманахе «Утро гор».
В 1970—1971 годы работал корректором в Чечено-Ингушском книжном издательстве. С 1973 по 1974 год работал учителем ингушского языка в селении Тарское Пригородного района.
В 1978 по 1982 год Али Хашагульгов работал рабочим дорожного строительства и художником—оформителем на курорте Армхи Назрановского района. В 1983 году переехал на жительство в город Грозный. В 1988—1989 годы работал преподавателем ингушского языка в Госпединституте.
С 1990 года по 1991 год Али Хашагульгов работал литконсультантом Союза писателей Чечено-Ингушетии, а с 1991 года — редактором детского журнала «Села1ад» («Радуга»).
В 1992 году он был принят в члены Союза художников и Союза писателей России. В 1994 году, в связи с военными действиями в Грозном, переехал в Назрань. Дом, в котором жил Али Хашагульгов, разбило прямым попаданием авиационной бомбы. Все имущество, богатая библиотека и собрание картин сгорели.
До переезда в Москву Али Хашагульгов жил в Назрани у своего близкого друга Вахи Хамхоева.
С 1995 года Али Хашагульгов — преподаватель театрального училища имени Щукина. В эти же годы картины Али Хашагульгова выставляются в галереях Москвы и Ингушетии, 17 ноября 1999 года после тяжелой болезни Али Хашагульгов скончался в Москве. Похоронен в горной Ингушетии, на родовом кладбище в селении Лейми.
Definitioner
- УТРО
- это утешение, радость и исполнение обещания, данного ему. И если утро во сне увидит заключенный, то он выйдет из тюрьмы. Если же его увидит тот, кто совершает грехи из-за беспечности, то он раскается в своей беспечности. Если его увидит торговец, у которого торговля стала вялой, то в его торговле появится активность и подвижность, прибыль же в ней будет стабильной и большой. А если это увидит любой простолюдин, которые находятся в трудности или притеснении, или засухе, или испытании, то они выйдут из всего этого с достоинством и спасутся. В общем, увидеть во сне зарю-к хорошим переменам в жизни и счастью.
- ПЯТНИЦА
- кто увидит во сне, что находится в пятничном дне, рассеянные дела того Всевышний Аллах соберет вместе, заменит его трудность легкостью и к нему придет баракат. Пятничная молитва во сне- это радость, веселье, смотр и присутствие на праздниках или встреча с любимым человеком и исполнение желаний и нужд, которых желает увидевший сон.
- МУЖЧИНА
- во сне незнакомый мужчина-это враг. Если он стар, то увидевшего его во сне постигнет счастье, он приобретет имение. А также это означает, что он приобретет благой удел в зависимости от красоты этого старца. А если увидит неизвестных ему кастрированных мужчин, то это ангелы. Видение знакомого мтжчины, дающего что-либо или же разговаривающего указывает на него же самого или внешне подобного ему, или же его тезки.
- ОБУЧЕНИЕ
- изучение во сне человеком Корана, или хадисов, или мудростей, или профессии указывает на богатство после бедности и Правильный Путь после заблуждения.
- НОЧЬ
- это признак спокойствия и покоя, а также может указывать на ночные бдения и служение Аллаху. Видение почетных и великих по достоинству ночей является радостной вестью о всяком благе и добре. Некоторые ученые говорят, что увиденная ночь может быть-к знакомству с неверным, свадьбе, отпуску и путешествиям, тюрьме, морю или, даже, может быть-к смерти.
- ЖЕНЩИНА
- это соблазн и искушение,если она подошла или повернулась спиной,то это побуждение к плохому деянию и злу. Черная женщина с безобразной головой- это холера,чума, а благочестивая и приятная женщина- это прелесть и радость. Старая женщина- это земная жизнь. Для женщины приснившаяся молодая незнакомая женщина символизирует врага. Если во сне приснится женщина-арабка или любая смуглая женщина, то это-к радостному событию.
Видеть, что женщина превращается в старуху-к улучшению жизни.
Видеть во сне много женщин-указывает на прелести и соблазны мирской жизни. И кто увидит, что они подошли к нему, тому судьба будет благоприятна. Они также являются соблазном и испытанием. Иной раз они указывают на любовь, также на то, с чем, всегда обходятся по хорошему и на то, что берут и защищают ради Аллаха. Их участие в Джихаде указывает на то, что они отправятся в Хадж. - ЗДОРОВЬЕ
- возможно, оно указывает на милость Аллаха, на верное исполнение религиозных обрядов, а также на исцеление больного.
- ДРУГ
- увидеть во сне друга-к приятной беседе.
- СТАРУШКА
- считается, что старушка во сне-это ушедшие дни жизни и отражение последующей жизни. Старушка также может означать неплодотворную землю. Если старушка имеет приятную внешность, то это предвестник скорого счастья и радости. Если же она имеет противную и безобразную внешность, то это предвестник смуты, войны и полного изменения жизни. Видеть голую старушку-к скандалам. Еще говорят, что если женщина во сне видит старушку, то вероятнее всего, что она видит свою бабушку, или прабабушку, или прапрабабушку.
- ЯЗЫК
- если кто-нибудь во сне увидит, что его язык увеличился в длину или ширину, то это увеличение его силы и мощи и победа над собственными врагами или же это-признак его красноречия и вежливости. Язык-это еще совершенство, довод и аргумент. Если же язык во сне выглядит чрезмерно длинным, то сновидец является распущенным и бесстыдным человеком. Если человек хочет говорить, но не может, то в жизни часто его слова оборачиваются против него. Связанный во сне язык-свидетельство болезней и печали. Лишиться во сне языка, значит, отдать что-то нужное очень наглому человеку. Иметь во сне два языка, значит, приобрести много знаний и справится с любыми невзгодами.
- ГОД
- указывает на засуху и неурожайность.
- ВЕСНА
- наступление весны означает нападение врагов.
Религиозные деятели[править]
- Кунта-Хаджи — шейх и философ-суфий миротворец, учитель-устаз для 85 % населения Ингушетии
- Арсанов Дени — основатель одного из крупнейших вайнахских братств (вирдов), относящихся к накшбандийскому течению суфийского ислама.
- Чапанов Иссак Осмиевич (1854—1944) — руководитель духовенства Горской Республики, религиозный деятель, основатель вирда накшбандийского тариката, последователь и ученик Усмана — хаджи из Леха — Новре, соратник Т. Чермоева, В. Джабагиева, М.Саутиева.
- Белхороев Батал-Хаджи
- Гарданов Тарко-Хаджи
- Шадиев Тоуси — герой Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Наука[править | править код]
- Ахриев Чах Эльмурзиевич — первый ингушский просветитель, учёный-этнограф.
- Ведзижев, Геберт — доктор медицинских наук, профессор, член РАН. Известный врач-онколог.
- Долгиев, Адиль-Гирей Олмазович — крупный общественный деятель России второй половины XIX в. Участник студенческих волнений в Санкт-Петербурге, узник Петропавловской крепости. Первый учитель Ингушетии.
- Мальсагов Дошлуко Дохович — учёный-кавказовед, поэт, писатель, переводчик, учёный-фольклорист и этнограф, литературный критик и языковед.
- Чапанов Орцнако Висангиреевич — учёный-филолог, лингвист, кандидат филологических наук, соавтор ряда словарей ингушского языка, член «Миротворческой миссии имени генерала Лебедя» (ММГЛ)
- Матиев Ахмет Хасанович — учёный-физик, первый доктор физико-математических наук среди ингушей.
- (Котиев Магомед Чориевич) — ингушский просветитель, благодаря деятельности которого в Ингушетии открывали школы
- (Горепекин Фома Иванович) — -просветитель ингушского народа, автор азбуки и многих трудов по истории и культуре ингушей
Антропологический тип[править | править код]
https://youtube.com/watch?v=HW-fRv0r9fw
Уличная лезгинка
Кавкасионский тип (лат. Varietas Caucasia) — северокавказский вариант европеоидной расы. Термины «Varietas Caucasia» и «Caucasian race» так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. Блуменбах писал:
Внешность по антропологическому типуправить | править код
- Высокий рост
- Телосложение нормокостное.
- Волосы жесткие, прямые, чёрные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
- Глаза карие и серые(реже синие, зелёные)
- Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
- Развитый волосяной покров.
- Лицо широкое (14,6-14,8 см), невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.
- Брахикефалия (черепной указатель — 84-85)
- Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и реже выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
- Губы толстые.
- Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
- Затылок выпуклый.
- Высокие уши с длинными мочками.
Генетикаправить | править код
Ингуши являются носителями шести родов (гаплогрупп), три из которых являются доминирующими:
- J2 — 32 %
- F — 27 %
- G — 27 %
- I — 0,5 %
- P — 0,5 %
- K — 0,5 %
Гаплогруппы J2,F,G являются доминантными для средиземноморского региона. Это означает, что предки ингушей когда-то жили на Ближнем Востоке (см. Десять пропавших колен Израиля).
Новые исследования Кутуева о гаплогруппах ингушей
J2- 81.9%
J1- 1.9%
L3- 8.53%
G2a- 4.8%
это сенсация и говорит о чистых и древних корнях ингушей
больше того субклад J2a4b-M67 присуствует у ингушей евреев и армян
Али Димаев «Г1алг1айче-Ингушетия»
История[править | править код]
Дзурдзуки являются легендарными предками ингушей и чеченцев.
Западная часть ингушского общества добровольна вошла в состав Российской империи в 1810 году, во время Великой Отечественной войны ингуши, наравне с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с нацистами. Ингуши были депортированы в Казахстан и Сибирь, по оценкам потери от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1950-х годах, после смерти Сталина.
В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в иных границах, нежели были у неё до момента выселения 23 февраля 1944 года — часть современного Пригородного района, входившая в состав Ингушетии, была оставлена Северной Осетии. Вместо утерянных таким образом земель республике были приданы три района Ставропольского края. Обвинения в пособничестве фашистам официально были сняты лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Этот базисный закон, осудил чудовищное и преступное действие сталинско-бериевской клики в отношении Вейнахов. Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Саюза..
В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия).
«Слово о Хамзате Осмиеве» отразило богатое творческое наследие выдающегося ингушского писателя
24 июня 2021, 10:48
Новым библиографическим трудом «Слово о Хамзате Осмиеве» пополнился фонд краеведческого отдела Национальной библиотеки Республики Ингушетия. Наряду с библиографией он включает в себя полнотекстовую ресурсную базу публикаций, рассказывающих о творчестве этого известного ингушского писателя и поэта, которые датированы периодом с 60-х годов прошлого века по 2021 год.
Составителем «Слова. » является Якуб Патиев, уже долгое время занимающийся литературоведческой и библиографической деятельностью. По мнению специалистов, новая его работа является наиболее полным библиографическим исследованием, которое будет полезным для студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется ингушской литературой и творчеством Хамзата Осмиева.
— Выдающийся ингушский писатель, поэт, публицист и видный общественный деятель Хамзат Сосиевич Осмиев, как один из представителей плеяды известных ингушей, оставил после себя богатое творческое наследие, — сказала газете «Сердало» Радима Газдиева, директор Национальной Библиотеки Республики Ингушетия им. Дж. Х. Яндиева. — Он является автором многих учебников и хрестоматий по ингушской литературе, выпустил более десяти прозаических и поэтических сборников.
В своих произведениях Х. С. Осмиев затрагивает вопросы войны и мира, воспевает величие нашей Родины, борется против ее врагов и ратует за дружбу между народами. Труды и творчество Хамзата Сосиевича давно вошли в золотой фонд ингушской литературы.