Стихи ингушских поэтов на ингушском языке

Ингуши — традиция

Вероисповедание[править | править код]

Первые христианские миссионеры появились в Ингушетии в Средние века из Грузии, но ингуши всё ещё оставались в своём большинстве язычниками. На территории Ингушетии находится один из самых древних христианских храмов России — Тхаба-Ерды.

Ислам приняли чуть более 200 лет назад. Несмотря на все усилия знати, насаждение ислама шло с большим трудом. Исповедуется умеренный ислам, ставший одним из элементов национальной идентичности и культурной традиции.

Ингуши являются мусульманами традиционного суфийского тариката (толкования), основанного на учении шейха Бахауддина Накшбанди и перса Абд ал-Кадира ал-Джилани. Около 80 % ингушей составляют хаджи-мюриды, последователи устаза Кунта-Хаджи из с. Иласхан-Юрт. 15 % ингушей накшбандийцы — приверженцы учения тихого зикра устаза Дени Арсанова и его сыновей Баха и Ильяса. Последователи учения устаза Батал-Хаджи составляют 3 %. Встречаются и приверженцы других течений в исламе.

Спорт[править | править код]

Боксправить | править код

  • Арсаев Аюп — российский боксёр-профессионал, выступающий в полулёгкой весовой категории. Чемпион Мира по кикбоксингу.
  • Плиев Хизир — российский боксёр-профессионал, выступающий в супертяжелой весовой категории. Чемпион Мира среди полицейских, неоднократный чемпион России по кикбоксингу.
  • Кодзоев Аслан — боксёр-профессионал, чемпион мира в среднем весе.
  • Котиев Ахмет — боксёр-профессионал, первый чемпион мира с Кавказа, пятикратный чемпион мира WBC, WBA в полусреднем весе.
  • Тимурзиев Ислам Яхьяевич — чемпион России (), обладатель Кубка мира (), чемпион Европы ().
  • Токаев Казбек Магомедович — чемпион России (), обладатель Кубка России (), чемпион Москвы (),().
  • Чахкиев Рахим Русланович — чемпион Олимпийских игр ().
  • Чапанов, Руслан Эдильгиреевич — основатель Ингушской школы бокса.
  • Адам Кодзоев — серебряный призёр первенства России по кик-боксингу.
  • Ислам Ваделгов — боксер-профессионал, чемпион мира по версии GBC в младшем среднем весе ().
  • [[Цуров Магомед Бексултанович-кмс победитель первенства россии по боксу среди юнощей (1991-92 г.р),2007г. победитель международного турнира 2007г.по боксу в абхазии,победитель всероссийского турнира в пятигорске 2009г.
  • Цуров Азамат Ахметович-призер пер. вооруженных сил россии, победитель юфо

Борьбаправить | править код

  • Барахоев Адам — бронзовый призёр Олимпийских игр в Сиднее (), главный тренер сборной Турции по борьбе.
  • Евлоев Берд Аржбериевич — чемпион мира и Европы по классической борьбе; получил прозвище «Лев Кавказа».
  • Евлоев Ваха Суламбекович — чемпион СССР, мира и Европы по вольной борьбе, министр внешнеэкономических связей и торговли Республики Ингушетия.
  • Манкиев Бекхан — борец греко-римского стиля, обладатель Кубка мира ().
  • Манкиев Назир Юнузович — борец греко-римского стиля, чемпион Олимпийских игр ().

Дзюдоправить | править код

  • Кукурхоев Магомед Джабраилович — Мастер спорта международного класса по дзюдо. 7-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Eвропы (среди мастеров), 3-кратный чемпион СССР, победитель Тбилисского турнира.
  • Парчиев Магомет Азиевич — Мастер спорта СССР международного класса по дзюдо с 1983 года. Двукратный Чемпион СССР и Европы.
  • Хамхоев Али — мастер спорта международной категории, чемпион игр Доброй воли (1986), приравненных к Олимпийским играм, многократный призер чемпионота СССР. Государственный тренер и вице-президент федерации дзюдо Казахстана (2001—2006).

Тяжелая атлетикаправить | править код

  • Арсамаков Исраил Магомедгиреевич — штангист, Олимпийский чемпион Сеул-88. Первый Олимпийский чемпион из ЧИАССР
  • Руслан Балаев — победитель Игр Доброй Воли — 1984, Министр спорта и туризма Республики Ингушетия
  • Цуров Бексултан Султанович-чемпион СОАССР по тяжелой атлетике, мастер спорта.

Старинная Ингушская песня

Презентация по ингушской литературе на тему «Оакхарий» Осмиев Сосе Хьамзат.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Видеолекции для профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Описание презентации по отдельным слайдам:

Осмиев Хамзат Сосиевич.Родился в 1909 году в трудовой крестьянской семье в селении Кантышево ныне Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.Учиться начал в религиозной школе на арабском языке, но весной 1922 года сбежал из нее и продолжал образование в советской школе.В 1924 году одним из первых поступил на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума, с 1925 года вел активную корреспондентскую работу в газете «Сердало». В декабре 1928 года, будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров, слушал пламенные речи М. И. Калинина, К. Е. Ворошилова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, Е. М. Ярославского, писателя и журналиста М. Кольцова, поэтов Безыменского, Жарова, выступил в прениях по основному докладу «Текущий политический момент и задачи рабселькоров».

ПРОИЗВЕДВЕНИЯ ХАМЗАТА СОСИЕВИЧА ОСМИЕВА НА ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ Дега оаз. Стихаш. Дешхьалхе Д.Мальсагова. Шолжа-Пала, Нохч-ПалгIай книжни издательство, 1958. Дувцараш. Шолжа—ГIала, Нохч—ГIалIай книжни издательство, 1960. Са Даьхе. Стихаш. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1961. Къахьегама ираз. Стихаши поэмаши. Шолжа-ГIала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1962. Боккхача новкъа. Дувцараш. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1963. Заман сибат. Стихаш. Шолжа-Пала, Нохч-ПалгIай книжни издательство, 1967. Хержа произведенеш. T.I. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе автора. Шолжа-ГIала, Нохч—ГIалгIайа книжни издательство, 1968. Хержа произдведенеш. Т. II. Дувцараш, повесть, очеркаш. Шолжа-Пала, Нохч—ГIалгIай книжни издательство, 1969. Лакхале. Стихай сборник. Шолжа-ГIала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1972. Хаи нахи. Стихай сборник. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1975. Лаьттара сага лар. Дувцараши очеркаши. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1978. БIаьстен Iуйре. Стихотворенеши поэмаши. Дешхьалхе язъяр Озиев Салман. Шолжа-Пала, Нохч-ГIалгIай книжни издательство, 1980.

ТВОРЧЕСТВЕ ХАМЗАТА СОСИЕВИЧА ОСМИЕВА НА ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ Мальсагов Д.Д. Массаза а ший халкъаца (Х.С.Осмиев ваь 50 шуи творчески болх бу 30 шуи дизарга). — «Сердало», 1959, 17 декабрь. Ведзижев А.А. Вахара сурташ. — «Лоаман 1уйре», 1962, №2. Ведзижев А.А. «Заман сибат». — «Сердало», 1966, 9 июль. Зязиков А.А. Массаза а новкъа. — «Лоаман 1уйре», 1969, №1. Костоев А. Осмиев Хьамзата юбилей. — «Сердало», 1969, 20 декабря. Дадашев А. Осмиев Хьамзата — 60 шу. — «Ленинан некъ», 1969, 29 декабря. Костоев А. 60—ей 40—ей (Осмиев Хьамзата юбилей). — «Лоаман 1уйре», 1969, №4. Мальсагов А.У. Лакхале еза сона. — «Сердало», 1972, 16 декабрь. Мальсагов А.У. Поэтически лакхаленашка. — «Лоаман 1уйре», 1972, №4. Мальсагов А.У. Кердача дахарехьа (20-40-ча шерашка г1алг1ай литературо лоаттабаьча къовса-мах). — «Ленина никъ», 1973, 19 сентябрь. Чахкиев СИ. Декхар (Осмиев Хьамзата кхолламах). — «Лоаман 1уйре», 1973, №4. Мальсагов А.У. Темаркъий фельетонаш. — «Лоаман 1уйре», 1975, №4. Зязиков А.А. Вай заман нахах («Хайи нахи» яхача стихай сборниках). — «Лоаман 1уйре», 1976, №1. Мальсагов А.У. Литература — т1ехьадиссача г1улакхашта духьала. — «Сердало», 1976, 6 января. Мальсагов А.У. Керда вахар хестадаьр (Осмиев Хьамзат ваь 70 шу дизарга). — «Сердало», 1979, 25 декабрь. Чалаев Б. Палг1ай яздархой къанойх цхьаъ. — «Ленина никъ», 1979, 26 декабрь. Мальсагов А.У. ГIалгIай сатира дегIаахара наькъаш. — «Лоаман Iуйре», 1990, №1, стр.118—137. НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Воронин СТ. «Мать» А.М.Горького на ингушском языке (Новости литературной жизни). — «Литературная жизнь», 1959, 9 сентября. Мальсагов Д.Д.

Биография

Хашагульгов Али Татарович родился 24 июня 1943 года в селении Яндаре Назрановского района. Восьмимесячным малышом вместе с родителями был выслан в Казахстан.

В 1950 году пошел в первый класс сельской школы. Среднюю школу закончил после возвращения из ссылки в селение Яндаре. Писать и рисовать научился в дошкольном возрасте. Сначала писал на русском языке. В 1958 году научился писать на ингушском языке. Еще в юношеском возрасте начал переводить на родной язык стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Коста Хетагурова и других авторов.

В 1959—1960 годы, ещё обучаясь в школе, работал в совхозе художником—оформителем. В 1962 году, работая по вечерам грузчиком, окончил первый курс пединститута в городе Ростове-на-Дону.

В 1963 году окончил второй курс ЧИГПИ. 4 июня 1963 года был арестован вместе с поэтом Иссой Кодзоевым и затем осужден по ст. 70 УК РСФСР(«антисоветская агитация») за свои стихи на 4 года лишения свободы. Альманах «Лоаман 1уйре» («Утро гор») с первой публикацией стихов поэта вышел в день ареста вышел .

С 1963 года по 1967 год отбывал срок в исправительно-трудовых колониях для политзаключенных в Мордовии.

В 1967—1968 годы работал в городе Назрань на заводе «Электроинструмент». С 1968 по 1969 год работал учителем в селении Джейрах, публиковался в альманахе «Утро гор».

В 1970—1971 годы работал корректором в Чечено-Ингушском книжном издательстве. С 1973 по 1974 год работал учителем ингушского языка в селении Тарское Пригородного района.

В 1978 по 1982 год Али Хашагульгов работал рабочим дорожного строительства и художником—оформителем на курорте Армхи Назрановского района. В 1983 году переехал на жительство в город Грозный. В 1988—1989 годы работал преподавателем ингушского языка в Госпединституте.

С 1990 года по 1991 год Али Хашагульгов работал литконсультантом Союза писателей Чечено-Ингушетии, а с 1991 года — редактором детского журнала «Села1ад» («Радуга»).

В 1992 году он был принят в члены Союза художников и Союза писателей России. В 1994 году, в связи с военными действиями в Грозном, переехал в Назрань. Дом, в котором жил Али Хашагульгов, разбило прямым попаданием авиационной бомбы. Все имущество, богатая библиотека и собрание картин сгорели.

До переезда в Москву Али Хашагульгов жил в Назрани у своего близкого друга Вахи Хамхоева.

С 1995 года Али Хашагульгов — преподаватель театрального училища имени Щукина. В эти же годы картины Али Хашагульгова выставляются в галереях Москвы и Ингушетии, 17 ноября 1999 года после тяжелой болезни Али Хашагульгов скончался в Москве. Похоронен в горной Ингушетии, на родовом кладбище в селении Лейми.

Definitioner

УТРО
это утешение, радость и исполнение обещания, данного ему. И если утро во сне увидит заключенный, то он выйдет из тюрьмы. Если же его увидит тот, кто совершает грехи из-за беспечности, то он раскается в своей беспечности. Если его увидит торговец, у которого торговля стала вялой, то в его торговле появится активность и подвижность, прибыль же в ней будет стабильной и большой. А если это увидит любой простолюдин, которые находятся в трудности или притеснении, или засухе, или испытании, то они выйдут из всего этого с достоинством и спасутся. В общем, увидеть во сне зарю-к хорошим переменам в жизни и счастью.
ПЯТНИЦА
кто увидит во сне, что находится в пятничном дне, рассеянные дела того Всевышний Аллах соберет вместе, заменит его трудность легкостью и к нему придет баракат. Пятничная молитва во сне- это радость, веселье, смотр и присутствие на праздниках или встреча с любимым человеком и исполнение желаний и нужд, которых желает увидевший сон.
МУЖЧИНА
во сне незнакомый мужчина-это враг. Если он стар, то увидевшего его во сне постигнет счастье, он приобретет имение. А также это означает, что он приобретет благой удел в зависимости от красоты этого старца. А если увидит неизвестных ему кастрированных мужчин, то это ангелы. Видение знакомого мтжчины, дающего что-либо или же разговаривающего указывает на него же самого или внешне подобного ему, или же его тезки.
ОБУЧЕНИЕ
изучение во сне человеком Корана, или хадисов, или мудростей, или профессии указывает на богатство после бедности и Правильный Путь после заблуждения.
НОЧЬ
это признак спокойствия и покоя, а также может указывать на ночные бдения и служение Аллаху. Видение почетных и великих по достоинству ночей является радостной вестью о всяком благе и добре. Некоторые ученые говорят, что увиденная ночь может быть-к знакомству с неверным, свадьбе, отпуску и путешествиям, тюрьме, морю или, даже, может быть-к смерти.
ЖЕНЩИНА
это соблазн и искушение,если она подошла или повернулась спиной,то это побуждение к плохому деянию и злу. Черная женщина с безобразной головой- это холера,чума, а благочестивая и приятная женщина- это прелесть и радость. Старая женщина- это земная жизнь. Для женщины приснившаяся молодая незнакомая женщина символизирует врага. Если во сне приснится женщина-арабка или любая смуглая женщина, то это-к радостному событию.
Видеть, что женщина превращается в старуху-к улучшению жизни.
Видеть во сне много женщин-указывает на прелести и соблазны мирской жизни. И кто увидит, что они подошли к нему, тому судьба будет благоприятна. Они также являются соблазном и испытанием. Иной раз они указывают на любовь, также на то, с чем, всегда обходятся по хорошему и на то, что берут и защищают ради Аллаха. Их участие в Джихаде указывает на то, что они отправятся в Хадж.
ЗДОРОВЬЕ
возможно, оно указывает на милость Аллаха, на верное исполнение религиозных обрядов, а также на исцеление больного.
ДРУГ
увидеть во сне друга-к приятной беседе.
СТАРУШКА
считается, что старушка во сне-это ушедшие дни жизни и отражение последующей жизни. Старушка также может означать неплодотворную землю. Если старушка имеет приятную внешность, то это предвестник скорого счастья и радости. Если же она имеет противную и безобразную внешность, то это предвестник смуты, войны и полного изменения жизни. Видеть голую старушку-к скандалам. Еще говорят, что если женщина во сне видит старушку, то вероятнее всего, что она видит свою бабушку, или прабабушку, или прапрабабушку.
ЯЗЫК
если кто-нибудь во сне увидит, что его язык увеличился в длину или ширину, то это увеличение его силы и мощи и победа над собственными врагами или же это-признак его красноречия и вежливости. Язык-это еще совершенство, довод и аргумент. Если же язык во сне выглядит чрезмерно длинным, то сновидец является распущенным и бесстыдным человеком. Если человек хочет говорить, но не может, то в жизни часто его слова оборачиваются против него. Связанный во сне язык-свидетельство болезней и печали. Лишиться во сне языка, значит, отдать что-то нужное очень наглому человеку. Иметь во сне два языка, значит, приобрести много знаний и справится с любыми невзгодами.
ГОД
указывает на засуху и неурожайность.
ВЕСНА
наступление весны означает нападение врагов.

Религиозные деятели[править]

  • Кунта-Хаджи — шейх и философ-суфий миротворец, учитель-устаз для 85 % населения Ингушетии
  • Арсанов Дени — основатель одного из крупнейших вайнахских братств (вирдов), относящихся к накшбандийскому течению суфийского ислама.
  • Чапанов Иссак Осмиевич (1854—1944) — руководитель духовенства Горской Республики, религиозный деятель, основатель вирда накшбандийского тариката, последователь и ученик Усмана — хаджи из Леха — Новре, соратник Т. Чермоева, В. Джабагиева, М.Саутиева.
  • Белхороев Батал-Хаджи
  • Гарданов Тарко-Хаджи
  • Шадиев Тоуси — герой Гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Наука[править | править код]

  • Ахриев Чах Эльмурзиевич — первый ингушский просветитель, учёный-этнограф.
  • Ведзижев, Геберт — доктор медицинских наук, профессор, член РАН. Известный врач-онколог.
  • Долгиев, Адиль-Гирей Олмазович — крупный общественный деятель России второй половины XIX в. Участник студенческих волнений в Санкт-Петербурге, узник Петропавловской крепости. Первый учитель Ингушетии.
  • Мальсагов Дошлуко Дохович — учёный-кавказовед, поэт, писатель, переводчик, учёный-фольклорист и этнограф, литературный критик и языковед.
  • Чапанов Орцнако Висангиреевич — учёный-филолог, лингвист, кандидат филологических наук, соавтор ряда словарей ингушского языка, член «Миротворческой миссии имени генерала Лебедя» (ММГЛ)
  • Матиев Ахмет Хасанович — учёный-физик, первый доктор физико-математических наук среди ингушей.
  • (Котиев Магомед Чориевич) — ингушский просветитель, благодаря деятельности которого в Ингушетии открывали школы
  • (Горепекин Фома Иванович) — -просветитель ингушского народа, автор азбуки и многих трудов по истории и культуре ингушей

Антропологический тип[править | править код]

https://youtube.com/watch?v=HW-fRv0r9fw

Уличная лезгинка

Кавкасионский тип (лат. Varietas Caucasia) — северокавказский вариант европеоидной расы. Термины «Varietas Caucasia» и «Caucasian race» так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом, отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы. До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы. Блуменбах писал:

Внешность по антропологическому типуправить | править код

  • Высокий рост
  • Телосложение нормокостное.
  • Волосы жесткие, прямые, чёрные (часто встречаются светло-рыже-каштановые и русые)
  • Глаза карие и серые(реже синие, зелёные)
  • Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное. Брови прямые.
  • Развитый волосяной покров.
  • Лицо широкое (14,6-14,8 см), невысокое. Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные. Лоб низкий.
  • Брахикефалия (черепной указатель — 84-85)
  • Нос длинный, широкий (переносица узкая, к кончику нос постепенно расширяется). Профиль прямой и реже выпуклый. Кончик расположен горизонтально или загнут вниз.
  • Губы толстые.
  • Побородок низкий, острый, выступающий. Узкая челюсть.
  • Затылок выпуклый.
  • Высокие уши с длинными мочками.

Генетикаправить | править код

Ингуши являются носителями шести родов (гаплогрупп), три из которых являются доминирующими:

  • J2 — 32 %
  • F — 27 %
  • G — 27 %
  • I — 0,5 %
  • P — 0,5 %
  • K — 0,5 %

Гаплогруппы J2,F,G являются доминантными для средиземноморского региона. Это означает, что предки ингушей когда-то жили на Ближнем Востоке (см. Десять пропавших колен Израиля).
Новые исследования Кутуева о гаплогруппах ингушей

J2- 81.9%
J1- 1.9%
L3- 8.53%
G2a- 4.8%
это сенсация и говорит о чистых и древних корнях ингушей
больше того субклад J2a4b-M67 присуствует у ингушей евреев и армян

Али Димаев «Г1алг1айче-Ингушетия»

История[править | править код]

Дзурдзуки являются легендарными предками ингушей и чеченцев.

Западная часть ингушского общества добровольна вошла в состав Российской империи в 1810 году, во время Великой Отечественной войны ингуши, наравне с чеченцами, были обвинены в сотрудничестве с нацистами. Ингуши были депортированы в Казахстан и Сибирь, по оценкам потери от четверти до половины населения. Они были восстановлены в своих правах в 1950-х годах, после смерти Сталина.

В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в иных границах, нежели были у неё до момента выселения 23 февраля 1944 года — часть современного Пригородного района, входившая в состав Ингушетии, была оставлена Северной Осетии. Вместо утерянных таким образом земель республике были приданы три района Ставропольского края. Обвинения в пособничестве фашистам официально были сняты лишь 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий». Этот базисный закон, осудил чудовищное и преступное действие сталинско-бериевской клики в отношении Вейнахов. Так же вышеназванный закон, стал своего рода катализатором на восстановлении исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан, бывшего Советского Саюза..

В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия).

«Слово о Хамзате Осмиеве» отразило богатое творческое наследие выдающегося ингушского писателя

24 июня 2021, 10:48

Новым библиографическим трудом «Слово о Хамзате Осмиеве» пополнился фонд краеведческого отдела Национальной библиотеки Республики Ингушетия. Наряду с библиографией он включает в себя полнотекстовую ресурсную базу публикаций, рассказывающих о творчестве этого известного ингушского писателя и поэта, которые датированы периодом с 60-х годов прошлого века по 2021 год.

Составителем «Слова. » является Якуб Патиев, уже долгое время занимающийся литературоведческой и библиографической деятельностью. По мнению специалистов, новая его работа является наиболее полным библиографическим исследованием, которое будет полезным для студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется ингушской литературой и творчеством Хамзата Осмиева.

— Выдающийся ингушский писатель, поэт, публицист и видный общественный деятель Хамзат Сосиевич Осмиев, как один из представителей плеяды известных ингушей, оставил после себя богатое творческое наследие, — сказала газете «Сердало» Радима Газдиева, директор Национальной Библиотеки Республики Ингушетия им. Дж. Х. Яндиева. — Он является автором многих учебников и хрестоматий по ингушской литературе, выпустил более десяти прозаических и поэтических сборников.

В своих произведениях Х. С. Осмиев затрагивает вопросы войны и мира, воспевает величие нашей Родины, борется против ее врагов и ратует за дружбу между народами. Труды и творчество Хамзата Сосиевича давно вошли в золотой фонд ингушской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: