Что такое ирония? примеры иронии в художественной литературе

Что такое ирония? примеры иронии в художественной литературе

Сарказм, ирония и юмор

Продолжаем описывать художественные приемы в литературе. Наш список будет дополнен сарказмом, иронией и юмором.

  • Юмор — одно из лексических средств выразительности, что в переводе означает «настроение», «темперамент». В комическом, аллегорическом ключе иногда могут быть написаны целые произведения, в которых есть насмешливое и добродушное отношение к чему-либо. Например, рассказ А. Чехова «Хамелеон», а также многие басни И. А. Крылова.
  • Сарказм в переводе с греческого означает «слеза плоти». Это злая ирония, язвительное издевательство, едкое замечание. При использовании сарказма создается комический эффект, но при этом явно присутствует идеологическая и эмоциональная оценка.
  • Ирония в переводе означает «выдумка», «насмешки». Возникает, когда что-то сказано словами, но имеется в виду совсем другое, противоположное.

На этом виды художественных приемов в литературе не заканчиваются. Предлагаем вашему вниманию следующее.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Значение слова «ирония»

1. Тонкая, скрытая насмешка. не угадывает шутки, не чувствует иронии. Лермонтов, Герой нашего времени. Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется несерьезным. Чехов, Дядя Ваня. Всегда она с иронией относилась к картам, а тут вдруг увлеклась гаданьем. Каверин, Два капитана.

2. Стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…». Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст.

ИРО’НИЯ, и, ж. (книжн.). Риторическая фигура, в к-рой слова употребляются в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (лит.), напр. слова лисицы ослу: «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» Крлв. || Тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой. В его похвалах чувствовалась злая и. Сказать что-н. с иронией.

иро́ния

1. тонкая скрытая насмешка ◆ Отнёсся с иронией к её восторгам ◆ Ирония в глазах, в голосе. ◆ Ирония судьбы.

2. стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что подразумевается

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова султанат (существительное):

Повторение

Классические примеры комического приёма Повторение  — это миниатюры Михаила Жванецкого «В греческом зале» и «Раки по три рубля».

В моих поздравлениях это приём носит  лирическую окраску и является рефреном, вокруг которого выстраивается песня. Например, это повторяющаяся последняя строка песни Булата Окуджавы « А, иначе, зачем на земле этой грешной живу»

В другом примере — это удачно найденная Первая строка. О том, насколько важна Первая строка читайте мою статью Как правильно начать поздравление. Такой строкой стало «У Андрея нет в роду еврея». Она стала началом для поздравления по песне на стихи Эльдара Рязанова «У природы нет плохой погоды».

Ирония – что это?

Это тонкая, скрытая насмешка. Тем, кто интересуется, что значит ирония, стоит ответить, что ее целью является противопоставление настоящему смыслу слов их буквальному смыслу. То есть человек будет иронизировать, называя храбрецом труса или дурака умным. Насмешка играла важную роль в народной юмористической культуре, сатирических жанрах литературы и античной комедии. Многие владеют этим ораторским приемом, чтобы о чем-то скрыто намекнуть.

Ирония – психология

Такое ехидство создает впечатление, что предмет обсуждения не такой, каким он предстает. Спрашивающим, что означает ирония, можно ответить, что она является признаком тонкого ума, величия души и изящества, но по сути это защитный механизм. Ее смысл скрыт под оболочкой отрицательного выражения значения сказанного. Она всегда отрицает установку и не укореняется ни в одной позиции: иронизируя над одним предметом, который задевает или «достает», человек рикошетом затрагивает его противоположность.

Ирония в философии

В качестве , диалектического инструмента философского рассуждения насмешка приобретает особое значение в конце 18 – начале 19 веков. Опираясь на опыт Сократа, который понятие ирония использовал при спорах с софистами, и немецких романтиков Шлегеля и Мюллера, деятели того времени рассматривали ее так:

  1. Зольгер считал ее сущностью искусства.
  2. А.Ф. Лосев использовал ее как выразительный прием, противопоставляемый выражаемой идее.
  3. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие иронии истории, которая явилась следствием того, что сделавшие революцию люди разочаровались в этом и поняли, что она совсем не похожа на то, к чему они стремились.

Даниил Хармс и его ироническая насмешка над человеческим любопытством

Д.И. Хармс много над чем смеялся едко и зло. Но один из самых известных его образов — это вываливающиеся из окон старушки. Начинается все так: «Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась». Потом другая решила посмотреть, что случилось с первой, и от чрезмерного любопытства также вывалилась из окна. Так старушки и падали. Чем дело кончилось, мы не знаем, ибо лирический герой Хармса ушел с места событий, когда подобным образом приказала долго жить шестая бабулька.

Кто-то спросит: «Это ирония? Примеры из литературы?» Конечно! Еще бы! Во-первых, описывается определенное событие, но оно смешно не само по себе, а лишь потому, что высмеиваются глупость и любопытство, присущие человеку.

Основные виды тропов в русском языке

Тропы — это словосочетания или отдельные слова, которые используются автором в переносном значении для создания нового образа. Они применяются везде: в художественной литературе, публицистике и устной речи.

  • метафора — словосочетание или слово, употребляемое в переносном смысле, в котором был перенесён смысл с одного предмета/действия/явления на другой, из-за их сходства в каком-то отношении;
  • аллюзия — намёк на какой-то общеизвестный литературный, мифологический или исторический факт;
  • синекдоха — применяется, когда целое или общее называется частным или наоборот (но реже);
  • олицетворение — одушевление неодушевлённых предметов, автор даёт человеческие качества/действия неодушевлённым предметам;
  • сравнение — слово или выражение, где существует уподобление одного предмета/явления другому;
  • гипербола — чрезмерное преувеличение размеров/явлений;
  • литота — преуменьшение или смягчение, ослабление утверждения, противоположность гиперболы;
  • оксюморон — стилистическая фигура, сочетающая противоположные по значению слова, таким образом создаются новые понятия;
  • аллегория — выражение идей через какой-то конкретный образ;
  • ирония — сатирический приём, тонкая насмешка, сформулированная в завуалированной форме;
  • эпитет — красочное определение слову в переносном значении, влияет на его экспрессивность;
  • мейозис — образное выражение с преуменьшением интенсивности;
  • перифраз — описательный оборот, употребляемый вместо конкретного слова/названия для выделения какого-то его качества.

Виды иронии

Ирония бывает разной в зависимости от того, кого высмеивают и насколько сильно
:

  1. Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!»:
  2. Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
  3. Самоирония – ирония, направленная на самого человека. Например, известная фраза «НУ ГДЕ УЖ МНЕ, ДУРАКУ, ПОНЯТЬ» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.

Новейшее время

В XX веке ирония приобретает форму авторской отстраненности от повествуемого. Это достигается за счет введения фигуры рассказчика и прослеживается в новеллах Т. Манна, романе Бёлля «Групповой портрет с дамой». Такой прием позволяет читателю получить истинное суждение о ходе событий. В настоящее время широкое распространение получили иронические детективы и поэзия. Они связаны с юмором, сатирой и хорошим настроением.

С лета 2017 года в Рунете в моде постирония. Ее описывают как «шутку настолько несмешную, что становится смешно». Использование подобного вида не всегда уместно. Им обозначают картинки мемы, плохой юмор, попытки в шуточной манере обсуждать серьезные дела.

Фонетические средства выразительности

Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.

Аллитерация

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:

Вот более современный пример из песни Оксимирона:

Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.

Ассонанс

Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.

Звукоподражание

Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:

В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.

Ирония в повседневной жизни

Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.

  1. ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
  2. НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
  3. ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
  4. ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
  5. ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.

А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).

Отрывок, характеризующий Ирония

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.

Появилась она в Древней Греции и интерпретировалась как «обман с помощью слов». Без нее трудно представить себе простое общение, литературу, философию, народную культуру. С ее помощью можно о чем-то скрыто намекнуть и донести истину. Что такое ирония – тема этой статьи.

История возникновения приёма

Появилась ирония у древних греков, которые любили говорить насмешками друг с другом. Первым, с кого стали брать пример, стал философ Сократ. Благодаря иронии можно было смеяться над самодовольством и ограниченностью человека.

В эпоху Средних веков люди любили иронизировать над собой, ирония процветала в культуре народа. В Возрождении ирония стала уделом королевских шутов. Этот приём не спасовал перед научно-техническим прогрессом.

В современной литературе в произведениях иронизирует автор, включая в речь своих персонажей ироничные высказывания и оценки. Автору наряду со своими героями удавалось говорить об истине не напрямую, а в противоположном её смысле.

Андрей Шишкин «Король и шут»

Определение понятия антитеза

Чтобы узнать точное значение научного термина антитеза, стоит обратиться к энциклопедии или словарю. Антите́за (происходит от греческого «противопоставление») — стилистическая фигура, основанная на контрастном противопоставлении в речевой практике или художественной литературе. Содержит резко противопоставленные предметы, явления и образы, которые имеют смысловую связь или объединены одной конструкцией.

Как объяснить простым языком, что такое антитеза и с какой целью она применяется в русском языке? Это прием в литературе, основанный на противопоставлении различающихся контрастных персонажей, понятий или событий. Такой прием встречается в качестве базы для построения целых больших романов или частей художественных текстов любого жанра.

В качестве антитезы могут быть противопоставлены в произведении:

  • Два образа или героя, называемые в литературе антагонистами.
  • Два различных явления, состояния или предмета.
  • Варианты качества одного явления или предмета (когда автор раскрывает предмет с разных сторон).
  • Свойства одного предмета автор противопоставляет свойствам другого предмета.

Обычно основной лексикой, из которой создается контрастный эффект, служат антонимические слова. Доказательством этому являются народные пословицы: «Легко подружиться, тяжело разлучиться», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Тише едешь — дальше будешь».

Примеры антитезы

В русской литературе

Ирония используется там, где требуется изобразить персонажи и явления в юмористических или сатирических тонах. Особенно много узнать о ней можно при изучении русских литературных произведений XIX — начала XX века (стихи, басни, проза). Наглядные примеры:

  • осуждая неприятное светское общество, поэт А. С. Пушкин называет его «цветом столицы»;
  • в произведении «Мертвые души» его автор (Н.В. Гоголь) называет подлых героев притворно хвалебными словами («самый благопристойный человек» — о Чичикове);
  • в баснях И. А. Крылов высмеивает человеческие пороки, насмехается над действующими лицами («Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила);
  • писатель А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» называет Петра Трофимова «вечным студентом» за ограниченность, несерьезность, неспособность устроиться в жизни.

Ирония в литературе

Поэты и писатели в своих произведениях часто использовали этот художественный прием. Он позволял им более четко и выразительно описать характер людей, отношение к происходящему.

  • Так, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» с особой меткостью описывал характер своих героев с помощью иронии. Вот что он пишет о полицмейстере-взяточнике:«Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.»
  • Чаще всего иронические выражения встречаются в баснях, ведь этот жанр предполагает насмешку и легкую издевку над героями. Возьмем для анализа басни И. А. Крылова:«Ты все пела? Это — дело!» Эти слова говорит муравей стрекозу, когда та пришла к нему за помощью. Ирония помогает ярко высмеять поведение стрекозы, которая «лето красное пропела». «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» — так говорит лиса о повстречавшемся ей осле в басне.
  • А. С. Пушкин также не пренебрегал иронией в своем «Евгение Онегине».«Тут был, однако, цвет столицы,И знать, и моды образцы,Везде встречаемые лицы,Необходимые глупцы.» — вот с такой насмешкой описал поэт Санкт-Петербург.
  • Михали Булгаков мастерски создавал не просто иронические выражения, но целые ситуации. Это демонстрируется в диалоге Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрежут голову.

«Мастер и Маргарита» — роман одновременно ироничный и чрезвычайно серьезный

Кто сейчас не любит М.А. Булгакова? Кажется, что все от его прозы в полном восторге, особенно это касается романа о Мастере. Почему? Потому что в этой книге есть все. Тот, кто хочет найти библейские отсылки и вообще намеки на серьезные книги, читает «ершалаимские» главы. Тот, кто хочет отведать едкой сатиры и найти примеры иронии, читает и перечитывает «советские». Их можно изучать и отдельно от всей истории, главы практически не пересекаются сюжетно. Конечно, все произведение скреплено внутренней связью между ними, но если не вникать, то можно получать наслаждение от главного романа М.А. Булгакова, сепарируя его на тематические части.

Области применения антитезы

Автору художественного произведения любого жанра нужна выразительность речи, для чего и применяется антитеза. В русском языке применение противопоставленных понятий давно вошло в традицию в заголовках романов, рассказов, пьес и стихотворных текстов: «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Принц и нищий» М.Твена, «Волки и овцы» Н.С.Островского.

Кроме рассказов, романов и поговорок, прием противопоставления успешно используется в произведениях, предназначенных для агитации в политике и социальной сфере и ораторском искусстве. Всем знакомы девизы, речевки и лозунги: «Кто был никем, тот станет всем!».

Противопоставление часто присутствует и в обычной разговорной речи, такие примеры антитезы: бесчестие — достоинство, жизнь — смерть, добро — зло. Чтобы повлиять на слушателей и представить предмет или явление более полно и в нужном ключе, человек может сравнить эти явления с другим предметом или явлением, а может использовать контрастные характеристики предметов для противопоставления.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.

Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.

Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот

Ирония в повседневной жизни

Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.

  1. ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
  2. НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
  3. ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
  4. ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
  5. ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.

А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).

Что такое ситуативная ирония

Ситуационная ирония относится к несоответствию между ожидаемым результатом и фактическим результатом в определенной ситуации. Это ситуация, когда ожидаемого результата не бывает. Фактически, это ситуация, когда происходит полная противоположность ожидаемого. Например, представьте ситуацию, в которой сотрудник дорожной полиции приостанавливает действие лицензии на неоплаченные парковочные талоны, или ситуацию, когда консультант по браку подает на развод. В обоих этих сценариях есть разница между ожиданием и реальностью. Мы ожидаем, что у брачного консультанта будет хороший брак, а сотрудник дорожного движения будет соблюдать правила дорожного движения, но то, что произошло, совершенно противоречит нашим ожиданиям.

Примеры ситуационной иронии в литературе

Дар волхвов О.Генри — Муж продает свои часы, чтобы купить жене аксессуар для волос. Она подстригает свои длинные волосы и продает их, чтобы купить ему цепочку карманных часов.

Ромео и Джульетта Шекспир — В надежде воссоединиться с Ромео, Джульетта пьет сквозняк и засыпает. Но это приводит к их смерти.

Ожерелье Ги де Мопассана – Матильда и ее муж работают в течение десяти лет, чтобы погасить деньги, которые они одолжили, чтобы заменить потерянное ожерелье. В конце концов, они узнают, что это была подделка.

Цитаты со словом «ирония» из русской литературы

Как стилистический приём или как способ повествования ирония получила широкое распространение в мировой и русской литературе.

Таким образом, ирония – это способ высказывания, при котором имеется в виду одно, а говорится другое – так, чтобы был очевиден именно подразумеваемый смысл.

  • Блок А. А. Ирония // Речь, 1908. 7 декабря.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 315—317. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Михайлов Ал. В. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 705. — (Большая российская энциклопедия: / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978–5‑85270–342‑2.
  • Осиновская И. А. Ироническое странничество: Ироник как сатир и бог // Ирония и Эрос: Поэтика образного поля. — М.: 2007. — С. 84—104.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 109—111. — 509 с. — 300 000 экз.

Для чего и где используются?

Иронические и саркастические высказывания широко используются в различных областях жизни. Их можно встретить в художественной литературе как у классиков, та и у современных писателей, русских и зарубежных. Применение иронии и сарказма преследует несколько целей: 

выразить отношение автора к описываемому явлению/персонажу;
полно и лаконично раскрыть образ героя;
обратить внимание читателя на проблему, сформировать негативное отношение к ней;
обличить поступки героев;
намекнуть на то, что описываемые события не такие, как кажутся на первый взгляд. 

Использование сарказма помогает авторам более ярко описать негативные явления действительности, изобличить их пред читателем, высмеять беспощадно. Поэтому данный прием обычно применяется в произведениях социальной направленности. Применение иронии более широко – ее использование можно заметить во многих художественных произведениях, даже если их характер далек от юмористического или социального. 

Ироничные выражения часто используются в риторике, публичных выступлениях, рекламных текстах. Да и в повседневной речи они проскакивают почти повсеместно. Например: 

  • «Ты как всегда вовремя» — говорят опоздавшему человеку.
  • «Вот спасибо, помог!» — говорят о вмешательстве собеседника, чуть не испортившем дело.
  • «Ты сегодня красив как никогда» — замечают, если собеседник выглядит неопрятно или имеет какой-то явный недочет внешнего вида. 

Сарказм в повседневной речи используется реже, можно сказать, только по особым поводам – в ссорах, перепалках, скандалах, выговорах и т.д. 

Разница между иронический и ироничный

Иронический — насмешливый, ехидный, содержащий в себе иронию как стилистический приём (т. е. используется в оборотах терминологического типа).

Например: ироническая строфа, ироническое употребление слов.

Ироничный — что-то, что имеет элементы иронии, использующейся с целью насмешки.

Например: ироничный взгляд, ироничная кличка, ироничный тон письма, ироничный намёк.

Однако если имеется в виду значение «заключающий в себе насмешку», то они являются синонимами.

Например: ироническое/ироничное замечание, ироническая/ироничная улыбка. В словарях их часто ставят как синонимы.

Иронический и ироничный, ирония и сарказм

Иронический — насмешливый, ехидный, содержащий в себе иронию как стилистический приём (т. е. используется в оборотах терминологического типа).

Например: ироническая строфа, ироническое употребление слов.

Ироничный — что-то, что имеет элементы иронии, использующейся с целью насмешки.

Например: ироничный взгляд, ироничная кличка, ироничный тон письма, ироничный намёк.

Однако если имеется в виду значение “заключающий в себе насмешку”, то они являются синонимами.

Например: ироническое/ироничное замечание, ироническая/ироничная улыбка. В словарях их часто ставят как синонимы.

Разница между сарказмом и иронией

Оба являются художественными тропами, которые автор использует, чтобы внести скрытый сатирический смысл.

Ирония заключается в тонкой, но острой шутке, это литературный инструмент с комическим содержанием, с намерением вызвать смех.

В сарказме же объект критики осуждается; говорящий нравственно оценивает объект, показывает своё неприятие, а не смешит.

Ирония в литературе может показать мнение автора о нелепости ситуации, понизить пафосность персонажа и т. д.

А сарказм автор использует для жёсткой критики, для подчёркивания каких-либо негативных личных человеческих характеристик или ситуаций и таким образом вызывает у читателя осуждение.

История зарождения сатиры

Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.

Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.

Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.

Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.

Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.

Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.

Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: