Пётр вяземский ~ берёза (средь избранных дерев

Пётр вяземский. лучшие стихи пётра вяземского на портале ~ beesona.com

Оценка потомками[]

Несмотря на огромный вклад, внесенный Вяземским в развитие русской литературы XIX в., а во многом и уникальность его фигуры (Вяземский — единственный пример того, когда поэт, прошедший 70-летний творческий путь, издал одну-единственную книгу стихов, причем в 70-летнем возрасте), он долгое время не рассматривался в качестве самостоятельного и крупного явления. Уже в 1840-х гг. его поэзия перестала восприниматься критикой как актуальная, а в конце XIX в. Вяземский был практически забыт. Тем не менее именно в то время (1878—1896) тиражом 650 экземпляров было издано первое и на данный момент последнее Полное собрание сочинений Вяземского в формате 12 томов. С формальной точки зрения полным оно не является, так как не включает в себя переписку поэта, некоторые его статьи и стихи. Многие произведения в собрании опубликованы в урезанном цензурой виде.

Большой вклад в «открытие» Вяземского внесли в 1920-х гг. советские литературоведы Лидия Яковлевна Гинзбург и Вера Степановна Нечаева. Однако во времена СССР Вяземский воспринимался не более чем «поэт пушкинской поры» или «пушкинского круга». На первый план выдвигались ранние годы творчества поэта, всячески подчеркивались его «революционность», «богоборчество» и дружба с декабристами, в то время как поздние годы рассматривались как малоценные в силу своей «реакционности». Официальные и религиозные стихи Вяземского не переиздавались, записные книжки полностью не изданы до сих пор.

Первая посвященная Вяземскому книга была издана в 1961 г. в Вене — докторская диссертация австрийского слависта Гюнтера Вытженса (на русский язык не переведена до сих пор). Это достаточно объективная попытка рассмотреть все стороны творчества Вяземского. В 1964 г. в Милане вышла книга видного итальянского слависта Нины Михайловны Каухчишвили «Италия в жизни и творчестве П. А. Вяземского», до сих пор являющася самым полным исследованием итальянского периода в жизни поэта. В 1969 г. в Ленинграде была издана монография Максима Исааковича Гиллельсона «П. А. Вяземский. Жизнь и творчество» — первая в СССР попытка рассмотреть Вяземского как самостоятельную фигуру

К достоинствам книги относилась солидная научная база, к недостаткам — слабое внимание автора к последним тридцати годам жизни своего героя (в книге им посвящена одна небольшая глава) и уже традиционное бичевание «позднего» Вяземского за «реакционность» и «монархизм».

Начиная с 1980-х гг. восприятие Вяземского в истории русской литературы меняется. Он начинает рассматриваться как крупный самодостаточный поэт, оказавший мощное влияние как на свою эпоху, так и на последующие периоды русской литературы (так, Иосиф Бродский называл Вяземского одним из своих главных учителей). Конец ХХ — начало ХХI вв. ознаменовалось выходом нескольких книг о Вяземском в России — В. Г. Перельмутера, Д. П. Ивинского, П. В. Акульшина. В 2004 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла первая полная биография Вяземского, написанная Вячеславом Васильевичем Бондаренко. Основанная на материалах Российского государственного архива литературы и искусства, она получила положительные отзывы критики и на данный момент является наиболее полным жизнеописанием поэта

В отличие от предыдущих исследований, в книге уделено должное внимание позднему периоду творчества Вяземского.

Тем не менее многие аспекты творчества Вяземского остаются недостаточно изученными по сей день, а некоторое количество его стихотворений, статей и большая часть переписки никогда не публиковались.

Когда? Когда?

Когда утихнут дни волненья

И ясным дням придёт чреда,

Рассеется звездой спасенья

Кровавых облаков гряда?

Когда, когда?

Когда воскреснут добры нравы,

Уснёт и зависть и вражда?

Престанут люди для забавы

Желать взаимного вреда?

Когда, когда?

Когда корысть, не зная страха,

Не будет в храминах суда

И в погребах, в презренье Вакха,

Вино размешивать вода?

Когда, когда?

Когда поэты будут скромны,

При счастье глупость не горда,

Красавицы не вероломны

И дружба в бедствиях тверда?

Когда, когда?

Когда очистится с Парнаса

Неверных злобная орда,

И дикого её Пегаса

Смирит надёжная узда?

Когда, когда?

Когда на языке любовном

Нет будет нет, да будет да

И у людей в согласьи ровном

Расти с рассудком борода?

Когда, когда?

Когда не по полу прихожей

Стезю проложат в господа

И будет вывеской вельможей

Высокий дух, а не звезда?

Когда, когда?

Когда газета позабудет

Людей морочить без стыда,

Суббота отрицать не будет

Того, что скажет середа?

Когда, когда?

1815 год

*****

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Пётр Вяземский: стихи по алфавиту

1

1828 год
De mortuis aut nihil, aut bene
Giardino publico
Kennst du das Land?
«Per obbedir la», что ни спросишь…
Santa Elena
Ага, плутовка мышь, попалась, нет спасенья!.. (эпиграмма)
Александрийский стих
Александру Андреевичу Иванову (послание)
Алексей Перовский (Поминки)
Альбом
Англичанке
Ариста гроб ты здесь, прохожий, видишь… (эпиграмма)
Баден-Баден
Байрон
Баркаролы
Басни (с польского из Красицкого)
Бастей
Бахчисарай
Беда нам! – говорит Арист… (эпиграмма)
Берёза (+ анализ)
Бесславье примыкает к славе… (эпиграмма)
Бессонница (+ анализ)
Бесстыдной клеветой в народе… (эпиграмма)
Бесстыдный лжец, презрительной рукой… (эпиграмма)
Библиотека
Битва жизни
Битый пёс (перевод басни) (из И

Красицкого)
Благословенный плод проклятого терпенья… (эпиграмма)
Босфор
Брайтон
Булгарин, убедясь, что брань его не жалит… (эпиграмма)
Былое
Быль в преисподней (вольное переложение, эпиграмма)
Быль (басня)
В альбом (Как надпись хладная на камне гробовом…) (вольный перевод) (из Байрона)
В альбом Неелову
В воспоминаниях ищу я вдохновенья…
В две удали, и в два пера, и в две руки… (эпиграмма)
В двух дюжинах поэм воспевший предков сечи… (эпиграмма)
В жару холодного витийства… (эпиграмма)
В каких лесах, в какой долине…
Важное открытие (эпиграмма)
Василий Львович милый! здравствуй!.. (послание)
Вевейская рябина (Внучке моей Кате Вяземской)
Венеция (Город чудный, чресполосный…)
Венеция (Ни движенья нет, ни шуму…)
Весёлый шум, пеньё и смехи… (Из «Старой записной книжки»)
Весеннее утро
Вечер в Ницце
Вечер на Волге
Вечер (Екатерине Федоровне Тютчевой)
Вкушая бодрую прохладу…
Во имя хартии, свободы… (Табашное послание)
Воли не давай рукам
Вопрос искусства для искусства… (эпиграмма)
Вот враль! подобного ему не знаю чуда!.

(эпиграмма)
Вот как, прочтя его «Записки»… (эпиграмма)
Вписавшись в цех зоилов строгих… (эпиграмма)
Всё в скорбь мне и во вред. Всё в общем заговоре…
Всё грустно, всё грустней, час от часу тяжелей…
Все сверстники мои давно уж на покое…
Все скорби, все язвы покорно…
Всех образчиков, всех красок… (цикл эпиграмм) (Из «Старой записной книжки»)
Всех повестей его герои плоховаты… (эпиграмма)
Всякий на свой покрой
Вы – донна Соль, подчас и донна Перец!.. (Из «Старой записной книжки»)
Выдержка
Глашатай социальных бредней… (эпиграмма)
Гоголь (Поминки)
Год Новый встретя с беспристрастьем…
Горе
Горжусь и радуюсь я вами…
Горы ночью
Горы под снегом
Графине * * * (Что поднесет новорожденной милой…)
Графу М. А. Корфу (послание)
Графу Соллогубу (послание)
Гусь (басня)
Д. В. Давыдову (Давыдов! Где ты? что ты? Сроду…) (послание)
Давно плыву житейским морем…
Давным-давно
Дар всё делать невпопад (из Рюльера)
Два живописца (перевод басни) (из И. Красицкого)
Два разговора в книжной лавке (эпиграмма)
Два чижа (перевод басни) (из И. Красицкого)
Две луны (застольная песня)
Две собаки (перевод басни) (из И. Красицкого)
Двуличен он! Избави Боже!.. (эпиграмма)
Де Пуле, Де Пуле… (эпиграмма)
Дельвиг (Поминки)
Дивлюсь всегда тому счастливцу…
Для славы ты здоровья не жалеешь… (эпиграмма)
Доведь
Дом Ивана Ивановича Дмитриева
Дорогою (Я на себя сержусь и о себе горюю…)
Дорожная дума (Колокольчик однозвучный…) (+ анализ)
Другу Северину (послание)
Друзья нынешнего века (эпиграмма)
Друзья, не станем слишком строго… (эпиграмма)

1

Адреса в Санкт-Петербурге[]

  • 02. — 03.1816 года — дом Е. Ф. Муравьёвой — набережная реки Фонтанки, 25;
  • 02. — 06.1828 года — квартира Карамзиных в доходном доме Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 03. — 07.1830 года — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 12.1831 — 10.1832 года — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 10.1832 — 08.1834 года — дом Баташова — Дворцовая набережная, 32;
  • 1837 год — доходный дом Быченской — Моховая улица, 32;
  • 1838—1839 — доходный дом И. Г. Лауферта — Большая Морская улица, 27;
  • 1839—1843 — доходный дом Боровицкой — Литейный проспект, 8;
  • 1844 год — дом Голицыной — Невский проспект, 60;
  • 1845 год — дом Голицыной — Невский проспект, 60;
  • 1867 год — набережная реки Мойки, 15;
  • 1868 год — набережная реки Мойки, 15;
  • 1868—1869 — дом Абамелек-Лазарева — Большая Морская улица, 49.

Русский бог

Нужно ль вам истолкованье,

Что такое русский бог?

Вот его вам начертанье,

Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,

Бог мучительных дорог,

Станций — тараканьих штабов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,

Бог лаптей и пухлых ног,

Горьких лиц и сливок кислых,

Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,

Душ, представленных в залог,

Бригадирш обоих полов,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с анненской на шеях,

Бог дворовых без сапог,

Бар в санях при двух лакеях,

Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,

К умным беспощадно строг,

Бог всего, что есть некстати,

Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,

Не к лицу, не под итог,

Бог по ужине горчицы,

Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,

К нам зашедших за порог,

Бог в особенности немцев,

Вот он, вот он русский бог.

1828 год

*****

Анализ стихотворения Вяземского «Береза»

Стихотворение «Береза» было написано в 1855 году. Князь П. А. Вяземский проводил много времени за границей – и по долгу службы, и в связи с обострениями тяжелой болезни, оставаясь истинно русским человеком. Его патриотические настроения усилило начало Крымской войны, которое совпало с получением поста товарища (заместителя) министра народного просвещения. Отражением патриотического подъема тех лет в обществе и стало появление стихотворения «Береза».

Сегодня береза является ярким символом нашей Родины, но текст стихотворения говорит нам о том, что так было не всегда. Небольшое по объему произведение явно написано за границей. Оно содержит массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «милей весть», «приятель дорогой», «слов собственноручных (написанных собственноручно)», «в стране чужой», «из нас кто мог бы…», которая формирует рифму;
  • эпитеты – «живое наречье», «родная проза», «сладкозвучные песни» «радостная весть», «милая мать», «русское клеймо»;
  • олицетворения – «душе … проза … говорит », «прочесть сердцу», «фактор (в значении причина, аспект) – приятель», которые «работают» на создание образа;
  • эллипсис – «в ней (видно, явственно) – родная проза … говорит», «сердцу много что (можно) прочесть»;
  • перифразы – «родная проза – родной язык», «просек (просека)», который обозначает прямой, верный путь, с которого не собьешься, и одновременно выступает авторским неологизмом, позволяющим выстроить рифму;
  • устаревшую падежную форму – «песней»;
  • обращение – «береза» – олицетворяет дерево, делая его полноценным собеседником лирического героя;
  • сравнение – «береза, словно письмо … матери» – иллюстрирует теплоту отношения и к матери, и к Родине;
  • риторический вопрос – «…кто мог бы увидеть …?» – является скрытым утверждением того, что вид русской березы (как и письмо народном языке) не оставит равнодушным ни одного русского человека;
  • ряд однородных членов предложения – «просек, ключ, проводник».

Оборот «русское клеймо» употребляется в значении символа, знака принадлежности к России. Поэт говорит о том, что увиденная за границей береза вызывает стойкие ассоциации с Родиной – она становится вестью, которая направляет и придает силы, помогает пережить разлуку с близкими. Неброское дерево становится поводом поговорить о том, что кроется за строками, написанными рукой близкого человека.

А сомнительный тезис П. А. Вяземского о том, что береза «не поэтически (вы)глядит» убедительно опроверг другой русский поэт новейшего времени.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Я пережил

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днём всё ближе и темней;

Усталых дум моих полёт стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперёд мечтою жадной,

Надежды глас замолк — и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести.

Как ни тяжёл мне был мой век суровый,

Хоть житницы моей запас и мал,

Но ждать ли мне безумно жатвы новой,

Когда уж снег из зимних туч напал?

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдёшь ещё, быть может, жизни след;

Во мне найдёшь, быть может, след вчерашний,

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

1837 год

*****

Зима

В дни лета природа роскошно,

Как дева младая, цветет,

И радостно денно и нощно

Ликует, пирует, поет.

Красуясь в наряде богатом,

Природа царицей глядит,

Сафиром, пурпуром, златом

Облитая, чудно горит.

И пышные кудри и косы

Скользят с-под златого венца,

И утром и вечером росы

Лелеют румянец лица.

И полные плечи и груди —

Всё в ней красота и любовь,

И ею любуются люди,

И жарче струится в них кровь.

С приманки влечет на приманку!

Приманка приманки милей!

И день с ней восторг спозаранку,

И ночь упоительна с ней!

Но поздняя осень настанет:

Природа состарится вдруг;

С днем каждым всё вянет, всё вянет,

И ноет в ней тайный недуг.

Морщина морщину пригонит,

В глазах потухающих тьма,

Ко сну горемычную клонит,

И вот к ней приходит зима.

Из снежно-лебяжьего пуху

Спешит пуховик ей постлать,

И тихо уложит старуху,

И скажет ей: спи, наша мать!

И спит она дни и недели,

И полгода спит напролет,

И сосны над нею и ели

Раскинули темный намет.

И вьюга ночная тоскует

И воет над снежным одром,

И месяц морозный целует

Старушку, убитую сном.

Ноябрь 1848 года

*****

Библиография[]

  • Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского в 12 тт. СПб. 1878—; его переписка, «Остафьевский архив», т. I—V.
  • Грот Я., Сухомлинов М., Пономарёв С., в Сборнике II отделения Академии наук, т. XX, .
  • Трубачёв С. С. Вяземский как писатель 20-х гг., «Исторический вестник», Ї 8, .
  • Спасович В. Вяземский и его польские отношения и знакомства. Сочинения Спасовича, т. VIII, .
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей, т. I, СПб. .
  • Языков Д. П. Вяземский. — М. .
  • Кульман H. Вяземский как критик // Известия Академии наук. Кн. 1. 1904.
  • Гинзбург Л. Я. Вяземский литератор // Сб. «Русская проза», под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., .
  • Гиллельсон М. И. П. А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л., 1969
  • Перельмутер В. Г. «Звезда разрозненной плеяды!…» М. Кн. сад. .
  • Ивинский Д. П. Князь П. А. Вяземский и Пушкин. Очерк истории личных и творческих отношений. М., 1994.
  • Акульшин П. В. П. А. Вяземский: власть и общество в дореформенной России. М., 2001
  • Бондаренко В. В. Вяземский. М. Молодая гвардия (серия «Жизнь замечательных людей») .
  • Рожанковская И. И. История одного семейства. Карамзины. Вяземские. СПб., 2008
  • Юферев Л. А. «И дни мои чернее ночи…» Князь П. А. Вяземский: человек и его болезнь. Киров, 2008

Анализ стихотворения П. А. Вяземского «Степь»

Стихотворение «Степь» написано в июне 1849 года. Незамысловатое на первый взгляд произведение имеет особое философское наполнение – унылые пейзажи заставляют автора задуматься о единстве земного и идеального, проследить их метафизическую связь.

В рамках небольшого произведения автор как будто намеренно предъявляет нам богатство русской лексики. Текст содержит практически все существующие средства художественной выразительности, здесь:

сравнения – «небеса, как купол»; «курганы, как палатки»; «однообразно, словно замер дух» – позволяют точнее выразить чувства;
риторические восклицания – «… дни и версты нипочем!» «Грустно!», «… вам и песнь, и честь!» «… Россия, какова она ни есть!» – придают изложению торжественность, особое значение;
лексические повторы – «пред хатой бедной … бедная ветла»; «вот курганы, вот загадки» – отражают единообразие открывающейся местности;
беспрецедентная частотность инверсии – «купол медный», «аист долгоногой», «тащут волы», «сохнет ветла», «метелью знойной», «дремлют праздно», «в душе согретой», «тонут время и пространство», «пусто всё» – вносит нотки уныния и безысходности;
эпитеты – «крылатый ветерок», «огненная зола», «верный домосед», «бедная хата», «убогая семья», «спокойная важность», «неразгаданные времена» – помогают создать зримые, конкретные образы предметов и явлений;
олицетворения – «бедная ветла»; «воздух цепенеет»; «дух замер», «небеса раскалились»; «согретая душа»; «любовь теплится»; «время и пространство тонут»; «голые, немые степи»;
метафоры – «загадки времен», «друг семьи», «вьюга золы», «дух жизни», «распутие племен»;
синонимы – «метель, вьюга», «бедная, убогая»;
многосоюзие – «и песнь, и честь» – подчеркивает, что произведение носит хвалебный характер;
оксюморон – «вечность на земле» – обращает внимание на тысячелетнюю (по меркам человеческой жизни – вечную) историю России;
аллитерация – «метет метелью» – создает дополнительный звуковой акцент;
лексика высокого стиля – «взор»;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «ветерок», «тучка».

Череда повторений «едешь, едешь, едешь, едешь» убаюкивает читателя, подчеркивает монотонное однообразие путешествия. Но великий поэт и патриот скорбит о неустроенности своей Отчизны и в очередной раз признается в любви к ней, какой бы неказистой она не казалась стороннему глазу.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Читать все стихи Петра Андреевича Вяземского:

Босфор (У меня под окном, темной ночью и днем…)Булгарин — вот поляк примерныйВ воспоминаниях ищу я вдохновеньяВ каких лесах, в какой долинеВасилий Львович милый! здравствуй!Вписавшись в цех зоилов строгихВсе сверстники мои давно уж на покоеД. В. Давыдову (Давыдов! где ты?..)Два живописца (В столицу съехались портретны мастера…)Дорожная дума (Колокольчик однозвучный…)Друзьям (Я пью за здоровье не многих…)Еще тройка (Тройка мчится, тройка скачет…)Жизнь наша в старости… (Жизнь наша в старости — изношенный халат…)За милой встречей вслед на жизненном путиЗачем вы, дни?- сказал поэт… («Зачем вы, дни?» — сказал поэт…)Зима (В дни лета природа роскошно…)Зимняя прогулкаК кораблю (Куда летишь? К каким пристанешь берегам…)К мнимой счастливице (Мне грустно, на тебя смотря…)К партизану-поэту (Анакреон под дуломаном…)К партизану-поэту (Давыдов, баловень счастливый…)К старому гусару (Эй да служба! эй да дядя!..)Катай-валяйКнягине В.А.Голицыной (Поздравить с пасхой…)Любить. Молиться. Петь (Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…)Масленица на чужой стороне (Здравствуй, в белом сарафане…)Мне не к лицу шутить, не по душе смеятьсяМне нужны воздух вольный и широкийМоя вечерняя звездаНа людской сторонеНа Н.А.ПолевогоНа память (В края далекие, под небеса чужие…)Наш свет — театр; жизнь — драма… (Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель…)Негодование (К чему мне вымыслы? к чему мечтанья мне…)Ночь на Босфоре (На луну не раз любовался я…)Осень 1830 года (Творец зеленых нив…)Палестина (Свод безоблачно синий…)Первый снегПеснь на день рождения В. А. Жуковского (В этот день дал бог нам друга…)Поминки (Дельвиг, Пушкин, Баратынский…)Послание к Жуковскому из Москвы, в конце 1812 годаПростоволосая головкаПусть остряков союзных тупостьРазговор 7 апреля 1832 (Нет-нет, не верьте…)Рим (Рим! всемогущее, таинственное слово!..)Русский бог (Нужно ль вам истолкованье…)Степь (Бесконечная Россия…)Сумерки (Чего в мой дремлющий тогда…)Сфинкс, не разгаданный до гробаТихие равниныТоскаТропинка (Когда рассеянно брожу без цели…)Ты светлая звезда (Ты светлая звезда таинственного мира…)Уныние (Уныние! вернейший друг души!..)Федору Ивановичу Тютчеву (Твоя подстреленная птица…)ХандраЧерные очи (Южные звезды! Черные очи!..)ЭпернеЭпитафия себе заживо (Лампадою ночной погасла жизнь моя…)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Анализ стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Негодование»

Изобличительное стихотворение «Негодование» было написано Петром Андреевичем Вяземским в 1820 году. Известно, что с 1817 по 1820 гг. Пётр Андреевич служил в Польше. Поэта, которого отвращало самодержавие с его крепостным правом, несовершенной политической системой и другими недостатками, вдохновила польская система правления. По возвращении Вяземский обсуждал проекты конституции с самим императором Александром I. Однако скоро царь отказался от либеральной политики, и прогрессивные идеи сменились консервативными, что вызвало бурный протест поэта, отражённый в стихотворении «Негодование».

Произведение состоит из 181 строки, его структура постоянно меняется от классических четверостиший до шестистиший. Стихотворный размер – ямб.

В первых строфах стихотворения содержится краткая предыстория. Поэт рассказывает о своей молодости, наполненной неоправдавшимися надеждами. Место юношеского пыла в сердце поэта занимает гнев, который не позволяет ему молчать о творящихся беззакониях. Лирический герой избирает путь проповедования свободы и истины.

Поэт критикует русское рабство (крепостное право), злоупотребления и пренебрежения законом, чиновничий произвол, бездействие тех, кто должен обеспечивать порядок в государстве. Вяземскийобвиняет власть предержащих в том, что вместо облегчения судеб нуждающихся, они набивают карманы и меряются богатством.

Самому императору не удаётся избежать обличения: поэт винит его в том, что тот предпочёл лесть и силу свободе и интеллектуальному развитию

С помощью намёков Пётр Андреевич напоминает о важности принятия конституции:. Высокая эмоциональность произведения поддерживается с помощью восклицаний («Нет! Нет! Не при твоём, отечество, зерцале!»), обращений, риторических вопросов («Где ж он? Где ж казни Бог? Где ж Судия необольстимый?»)

Высокая эмоциональность произведения поддерживается с помощью восклицаний («Нет! Нет! Не при твоём, отечество, зерцале!»), обращений, риторических вопросов («Где ж он? Где ж казни Бог? Где ж Судия необольстимый?»).

Многие события и современники иносказательно упоминаются в произведении молодым поэтом. Например, присоединения территорий благодаря обещанию хороших условий населяющим их народам приводятся в виде художественного образа:

«Негодование» было опасным стихотворением, за которое поэт мог получить существенное наказание, несмотря на то, что и так уже преследовался властями. Поэтому самые важные идеи в произведении переданы с помощью метафор.

В финале поэт предрекает процветание приверженцам идей свободы и истины, а царству беззакония и лжи сулит гибель. Это эмоциональное пророчество вызвало бурную реакцию у современников, и до сих пор находит отклик у новых поколений читателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: