Отношения с советской властью
Биография Есенина, стихи Есенина, а также его поведение стали подвергаться частой критике, после того как Сергей Александрович решает порвать с имажинизмом. После 1924 года постоянно появлялись статьи, в которых рассказывалось о выходках Есенина, которые он совершал, находясь в нетрезвом состоянии. Чаще всего в них рассказывалось о скандалах в питейных заведениях. Но за такое хулиганство ничего серьезного поэту от власти не грозило.
Вскоре появились и недоброжелатели, которые стали писать на поэта еще и доносы. В результате это привело к тому, что было заведено несколько уголовных дел на Есенина. Но потом они все-таки были закрыты. Самым громким из этих дел стало «Дело четырех поэтов», в котором Есенина и других обвинили в антисемитизме. Такое обвинение подорвало здоровье Сергея Александровича.
Но все-таки советская власть старалась сохранить жизнь поэта Есенина, биография которого на тот момент уже была интересна общественности. Сохранились письма к Дзержинскому, где его просят помочь гениальному поэту. В них же содержится просьба приставить к поэту работника ГПУ, который бы следовал за ним повсюду и не давал бы ему много пить. Дзержинский старался исполнить эту просьбу, но его подчиненный так и не смог найти Есенина.
Состав сборника
33 стихотворения (возраст Христа). Сборник разбиты на две части: 1.Русь и 2. Маковые побаски
Русь: Микола; Инок <«Пойду в скуфье смиренным иноком…»>; Калики; «Не с бурным ветром тучи тают…»; <«Не ветры осыпают пущи…»>; «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»; «Гой ты, Русь, моя родная…»; Богомолки <«По дороге идут богомолки…»>; Поминки; «Шёл Господь пытать людей в любови…»; «Край родной, поля, как святцы…»; <«Край любимый! Сердцу снятся…»>; Улогий <«Я странник убогий…»>; В хате; Выть <«Чёрная, по́том пропахшая выть!..»>, посв.: «Д. В. Философову»; Дед; «Топи да болота…».
Маковые побаски: «Белая свитка и алый кушак…»; «Матушка в купальницу по лесу ходила…»; Кручина <«Зашумели над затоном тростники…»>; Троица <«Троицыно утро, утренний канон…»>; «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»; «Ты поила коня из горстей в поводу…»; <Подражанье песне>; «Выткался на озере алый свет зари…»; «Туча кружево в роще связала…»; «Дымом половодье…»; Девичник; «Сыплет черёмуха снегом…»; Рекруты <«По селу тропинкой кривенькой…»>; «Край ты мой заброшенный…»; Пастух <«Я пастух, мои палаты…»>; Базар <«На плетнях висят баранки…»>; «Сторона ль моя, сторонка…»; Вечер <«На лазоревые ткани…»>; «Чую радуницу Божью…».
1
Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде М. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.
Книга подвела итог ранним стихотворным опытам Есенина. По своему составу она неоднородна и отражает не только различные идейно-творческие влияния, но и упорное стремление поэта обрести свой неповторимый голос. При всей неравноценности произведений «Радуница» тем не менее закрепила первый успех поэта, еще ярче продемонстрировала большой его талант, но, к сожалению, не внесла ясности в гражданские позиции автора. Свойственная раннему Есенину идейная неопределенность в полной мере сохранилась в этом сборнике, для которого, надо думать, он отобрал лучшие на его взгляд стихотворения*.
* (
I. Русь
«Микола», «Инок», «Калики», «Не с бурным ветром тучи тают», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Богомолки», «Поминки», «Шел господь пытать людей в любови…», «Край родной! Поля как святцы…», «Улогий», «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота…».
II. Маковые побаски
«Белая свитка и алый Кушак…», «Матушка в купальницу по лесу ходила…», «Кручина», «Троица», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…», «Ты поила коня из горстей в поводу», «Выткался на озере алый свет зари…», «Туча кружево в роще связала…», «Дымом половодье», «Девичник», «Сыплет черемуха снегом…», «Рекруты», «Край ты мой заброшенный…», «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка», «Вечер», «Чую радуницу божью…».)
Первую часть «Радуницы» составили произведения, собранные под общим названием «Русь», вторую — произведения, озаглавленные «Маковые побаски». Отметим, кстати, что в книгу поэт не включил стихотворения, которые он посылал Грише Панфилову из Москвы, а также стихотворения «Тот поэт, врагов кто губит», «Кузнец» и лирическую сюиту «Русь», опубликованную в журнале «Северные записки» № 7-8 за 1915 год.
Содержавшиеся в стихотворениях «Поэт», «У могилы», «Кузнец» социальные мотивы, хотя и не были ярко выражены и определенны, оказались несозвучными общему пафосу книги, ее тональности и поэтическому строю. Стихи же, посланные Грише Панфилову, были крайне слабы.
Что же касается сюиты «Русь», то в ее поэтическом стиле, образах, тональности много общего со стихотворениями, вошедшими в книгу.
Но если стихотворения, включенные в «Радуницу», были написаны до отъезда в Петроград (это утверждал и сам поэт см. V — 17), то над текстом сюиты «Русь» он продолжал работать и после того, когда книга была уже сдана в издательство Аверьянова.
Отметим также, что и «Марфу Посадницу» поэт не сдал в салонные журналы и не включил в «Радуницу», а предложил в горьковскую «Летопись». Запрещенная однажды поэма, если бы даже она вошла в книгу, не была бы принята кругами, в которых поэт хотел завоевать симпатии и страстно желаемую славу. Эту слабость, отмечаемую многими современниками* и самим поэтом, «лучше всех знавшим, что он талант», учитывали в салонах и всячески восхваляли именно ту его лирику, в которой отрыв от острых тем и идей современной поэту жизни был особенно заметным.
* ()
Прислушиваясь к подобным похвалам, Есенин не включил в «Радуницу» стихотворения, содержавшие военные и иные социальные мотивы, а те произведения, которые вошли в нее, вполне устраивали и содержателей салонов, и учредителей придворного «Общества возрождения художественной Руси». В книге Есенина они находили блестящую художественную реализацию собственных воззрений на роль искусства. Перед их воображением рисовались яркие, сочные и колоритные картины той самой Руси, которую они стремились возродить и увековечить. Природный талант поэта, его глубокий лиризм, искренность и обнаженность утверждаемых им чувств, броскость и меткость многих поэтических образов выгодно отличали его поэзию от худосочного сочинительства символистов, словесных уродств футуристов, а отсутствие в ней опасных социальных мотивов делало ее желанной в чуждом народу и революции лагере. В этом мы видим одну из важных причин столь бурного и шумного успеха Есенина в салонных кругах.
«О себе». Октябрь 1925 г.
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице». Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба. В эти же годы я поступил в Университет Шанявского где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом. От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значения как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы. После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
Маяковский. Художник
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский. Эх султан сидел бы в Порте. Дракой рыла не попорти. 1914 г. Фотография: rsl.ru
Владимир Маяковский. Выезжал казак за Прут… 1914 г. Фотография: cont.ws
Владимир Маяковский. Немец рыжий и шершавый Разлетался над Варшавой, Да казак Данило Дикий Продырявил его пикой… 1914 г. Фотография: rsl.ru
Личная жизнь Сергея Есенина
С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит… Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить».
Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)». В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.
Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей — дочь Татьяна и сын Константин.
Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org
Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь», — писал Сергей Городецкий. «Конечно, — добавлял он, — Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться».
В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.
В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».
Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла», — писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.
Ранние стихотворения
Творчество Есенина началось в 1914 году. Его первые стихотворения были посвящены описанию деревни, села, крестьянского быта и природы. К этому времени относятся такие его известные произведения, как «С добрым утром!», «Край любимый» и многие другие. Их особенностью является то, что в них автор рисует картины мирной жизни сельского населения, восхищается красотами деревенского пейзажа.
Черты имажинизма особенно четко прослеживаются в его ранней лирике. Поэт соединяет образы природы и деревенского быта. Творчество Есенина раннего периода проникнуто тонким лирическим чувством любования деревенскими картинами
Любовная лирика также занимает важное место в его произведениях рассматриваемого периода («Хороша была Танюша»). Автор умело подражает фольклорному языку и народным песням
Творческое раскрытие
В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».
Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями — он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной — он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».
Скитания поэта в столице
Сергей Есенин (слева) с друзьями. 1913. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин. 1914. Фотография: cameralabs.org
Сергей Есенин. Фотография: cameralabs.org
Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва — это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга». Так родилось решение переехать в столицу.
В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.
Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр», рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды». Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки — позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».
Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина». Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.
История
Первые, ненадёжные, упоминания о сборнике относят его к 1914 году.
В воспоминаниях Л. М. Клейнборта (1926 год, также в его книге «Молодая Белоруссия. Очерк современной белорусской литературы. 1905—1928 гг.», Минск, 1928, С. 186) говорится, что в конце 1914 года ему в Петроград отправил Сергей Есенин свой рукописный сборник («тетрадь стихов») «Радуница». Эти сведения считаются требующими уточнения.
Второй раздел сборника «Маковые побаски» называется также, как книга 1915 года. Она отмечается по объявлению в разделе «Литературная хроника» газеты «День», Петроград, 1915, 29 октября, № 298: «Литературно-художественное общество „Страда“ выпускает книгу стихов молодого поэта Сергея Елнина <Есенина> „Маковые побаски“».
Содержание обоих сборников неизвестно.
Первоначально книгу собирался выпустить С. М. Городецкий в собственном издательстве «Краса». 24 апреля 1915 года Сергей Есенин писал из Петрограда Николай Клюеву: «Осенью Городецкий выпускает мою книгу „Радуница“. В „Красе“ я тоже буду.»
В. С. Чернявский писал Есенину 26 мая 1915 года: «Слышал, что уже объявлено о твоей книге в издательстве „Краса“. Что и как в этом смысле, поддерживаешь ли отношения с Городецким…» (Письма, 199). 4 июня 1915 года уже сам Городецкий просил Есенина: «Пришли мне свою книжку теперь же, хоть как она есть» (Письма, 200). Очевидно, просьба Городецкого не была выполнена, так как 7 августа 1915 года он вновь спрашивал Есенина: «Ведёшь ли список своих стихов и составил ли книжку?» (Письма, 204).
Осенью 1915 года Городецкий пытался опубликовать «Радуницу» в издательстве товарищества И. Д. Сытина. Известно его письмо А. В. Руманову 23 октября 1915 года: «Юнец златокудрый, который принесёт тебе это письмо, — поэт Есенин (я тебе говорил — рязанский крестьянин). Не издашь ли его первую книгу „Радуница“ у Сытина? Если поможет делу, я напишу предисловие. Стихи медовые, книга чудесная. Приласкай!» (Письма, 307).
Книга вышла до 28 января 1916 года в издательстве М. В. Аверьянова (Петроград) без каких-либо предисловий. Поступила в Петроградский комитет по делам печати 28 января, одобрена цензором 30 января и выдана обратно (возвращена) 1 февраля 1916 года (РГИА, ф. 777 (Петроградского комитета по делам печати), оп. 27, ед. хр. 260, л. 46, об. — 47).
Известны два январских авторских автографа на экземплярах книгах «Радуницы»: Е. М. Хитрову и З. Д. Бухаровой.
29 января 1916 года — первому литературному наставнику, школьному учителю Е. М. Хитрову
Экземпляр книги хранится в Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина в Константинове.
31 января 1916 года Сергей Есенин подписывает сборнику: «Дорогой Зое Дмитриевне Бухаровой с любовью и искренним расположением» (Пропалов П. Неизвестный автограф С. А. Есенина. — Газ. «Ленинский путь». Вязьма, 1990, 21 апр., № 64; «Над Невой твоей…» Юбилейный сб. к 100-летию С. А. Есенина. СПб.: Роза мира, 1996, с. 62))
В автобиографии 1924 года Есенин отмечал, что изданием «Радуницы» обязан Клюеву: «Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга „Радуница“».
Учтена в перечне книг, поступивших в Книжную палату с 11 по 18 февраля 1916 года, поз. 3166 (Книжная летопись, Петербург, 1916, № 7, 19 февраля, С. 5).
Название восходит к раннему стихотворению «Знаю, чую волю Божью…» («Чую радуницу Божью…»). Это произведение названо П. Н. Сакулиным «самоопределением» Есенина (журнал «Вестник Европы», Петроград, 1916, № 5, май, С. 206). Академик-литературовед, специалист по истории русской литературы и теории литературы, Павел Никитич Сакулин сделал вывод на стихах поэта и на беседах с ним.
Автобиография Есенина от 14 мая 1922 г.
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и. чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки. Две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
осемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба, которая продолжается и посейчас несмотря на то, что мы шесть лет друг друга не видели. Живет он сейчас в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля бога о непостыдной смерти.
За годы войны и революции судьба меня толкала из стороны в сторону. Россию я исколесил вдоль и поперек, от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского моря, от Запада до Китая, Персии и Индии. Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В РКП я никогда не состоял, потому что чувствую себя гораздо левее. Любимый мой писатель — Гоголь. Книги моих стихов: «Радуница», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Трерядница», «Исповедь хулигана» и «Пугачев». Сейчас работаю над большой вещью под названием «Страна негодяев». В России, когда там не было бумаги, я печатал свои стихи вместе с Кусиковым и Мариенгофом на стенах Страстного монастыря или читал просто где-нибудь на бульваре. Самые лучшие поклонники нашей поэзии проститутки и бандиты. С ними мы все в большой дружбе. Коммунисты нас не любят по недоразумению
За сим всем читателям моим нижайший привет и маленькое внимание к вывеске: «Просят не стрелять!»
Литература
- Есенин С. А. Письмо Клюеву Н. А., 24 апреля 1915 года Петроград // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 6. Письма. — 1999. — С. 66.
- Захарова Е. В. Образы огня и света в поэтическом сборнике С. А. Есенина «Радуница» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2011. — № 6. — С. 150—155.
- Казимирова Н. А. Книга «Радуница» в контексте творчества С. А. Есенина 1916—1925 годов : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01 / Казимирова Наталья Александровна; . — Москва, 2012. — 200 с.
- Качалкин Ю. В. Функции колоративной лексики в ранней поэзии С. Есенина (на материале сборника «Радуница») / Ю. В. Качалкин // Актуальные проблемы гуманитарных наук : Труды научно-практической конференции, Евпатория, 20 мая 2015 года. — Евпатория: ИП Бровко А., 2015. — С. 202—205.
- Кофанов С. В. Поэтика хронотопа в сборнике С. А. Есенина «Радуница» / С. В. Кофанов // Современное есениноведение. — 2013. — № 26. — С. 22-26.
- Скороходов М. В. Раннее творчество С. А. Есенина в историко-культурном контексте : «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917—1918 гг. : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.01. — Москва, 1995. — 221 с.
- Скороходов М. В. Радуница // Есенинская энциклопедия. Методические рекомендации для авторов. Материалы для обсуждения/Ред.: М. В. Скороходов, Н. И. Шубникова-Гусева. — М.: Лазурь, 2015.— 216 с. С. 137—154.
- Юсов Н. Г. Библиография книг Есенина и коллективных сборников с его участием // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 7. Кн. 3. Утраченное и ненайденное. Неосуществленные замыслы. Есенин в фотографиях. Канва жизни и творчества. Библиография. Указатели. — М.: Наука. — 2002. — С. 355—407.
Имажинизм
Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
https://youtube.com/watch?v=vJ1mE_qW7gs