Что такое риторическое обращение?

Риторический вопрос — разновидность вопроса

В сво­ей жиз­ни мы часто поль­зу­ем­ся вопро­са­ми. Вопрос — это обра­ще­ние к собе­сед­ни­ку с целью полу­чить инфор­ма­цию о чем-либо или про­яс­нить неяс­ность, уточ­нить что-то. Вопрос зада­ет­ся с целью узнать что-либо, инте­ре­су­ю­щее чело­ве­ка в дан­ный момент.

Вопрос оформ­ля­ет­ся в виде пред­ло­же­ния с помо­щью вопро­си­тель­ных слов (место­име­ний, наре­чий, частиц), логи­че­ско­го выде­ле­ния глав­но­го сло­ва  и спе­ци­аль­ной инто­на­ции, повы­ша­ю­щей тон голо­са в кон­це высказывания.

Риторические вопросы издавна используются в ораторском искусстве, в литературе и публицистике. Древнеримский оратор Цицерон начал свою обличительную речь против заговорщика Катилины риторическим вопросом: «Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим терпением?»

Помимо риторических вопросов, иногда используются риторические восклицания («О времена, о нравы!») и риторические обращения («Поэт! не дорожи любовию народной»).

Риторический вопрос — стилистическая фигура речи

Отметим, что задан­ный пря­мой вопрос обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет ответ. Но не все вопро­сы тре­бу­ют отве­та. Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры.

Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Рито­ри­че­ский вопрос явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи наря­ду с таки­ми образ­ны­ми сред­ства­ми, как

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • гра­да­ция
  • срав­не­ние
  • оксю­мо­рон
  • инвер­сия 

и пр.

В прак­ти­ке ора­тор­ско­го искус­ства издав­на выра­бо­та­ны при­е­мы, кото­рые явля­ют­ся не толь­ко силь­ным воз­дей­ству­ю­щим сред­ством на слу­ша­те­лей, но и обла­да­ют выра­зи­тель­но­стью и эмо­ци­о­наль­но­стью. Одним из таких средств речи явля­ет­ся рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый зада­ет­ся ауди­то­рии с осо­бой инто­на­ци­он­ной экспрессией.

Обращение к ауди­то­рии с рито­ри­че­ским вопро­сом — эффек­тив­ный при­ем. Он пре­вра­ща­ет моно­лог ора­то­ра или писа­те­ля в скры­тый диа­лог с ауди­то­ри­ей, так как с его помо­щью акти­ви­зи­ру­ет­ся вни­ма­ние слу­ша­те­лей или чита­те­лей. Аудитория при­гла­ша­ет­ся к соуча­стию в раз­го­во­ре, в обсуж­де­нии под­ня­той проблемы.

Риторический вопрос совер­шен­но не тре­бу­ет отве­та, а слу­жит для эмо­ци­о­наль­но­го утвер­жде­ния или отри­ца­ния того, о чем в нем говорится.

Сравним:

Риторический вопрос вос­при­ни­ма­ет­ся чита­те­ля­ми не как пря­мой вопрос, на кото­рый необ­хо­ди­мо дать ответ, а как поло­жи­тель­ное утвер­жде­ние, выска­зан­ное в осо­бой выра­зи­тель­ной и экс­прес­сив­ной форме.

Место и роль риторического вопроса в тексте

Это средство из арсенала риторики часто применяется в:

  • текстах-рассуждениях публицистического стиля;
  • в художественной литературе;
  • в разговорном стиле;

Риторический вопрос неуместен в официальных документах и в научных работах.

В тексте (особенно публицистическом) риторический вопрос часто выполняет роль вступления, сразу задавая тему и обозначая проблему текста.

Примеры риторических вопросов, задающих тему:

Что такое язык? Для чего дано слово? (Ф. Достоевский).

Что счастье? Чад безумной речи? (И. Анненский).

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель… (с. Есенин)

Логично выглядит риторический вопрос и в качестве завершающего предложения. Это показывает, что рассматриваемая проблема ещё не разрешена и над ней стоит поразмышлять. Пример: Так неужели горький опыт ничему нас не научил?

Умеет ли общество извлекать уроки из прошлых ошибок?

Внутри текста риторический вопрос помогает перекинуть мостик между частями, обеспечивает переход от одного этапа рассуждения к другому. «Что стало следствием свиданья?» — спрашивает Пушкин, рассказав про объяснение Онегина с Татьяной. Этот вопрос помогает ему перейти к описанию состояния героини.

Повтор и его виды

Теперь поговорим о повторах — той самой сложно выводимой речевой ошибке. Кстати, про тавтологию (неоправданное повторение однокоренных слов) и другие ошибки у нас есть статья: «Типы ошибок». А теперь давайте разберемся, всегда ли повтор — это страшно?

Оказывается, нет! Повтор — это общее название для разных фигур речи. О том, какие у повтора бывают проявления, мы сейчас и поговорим. Первый в категории — лексический повтор.

Лексический повтор — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.

Вряд ли кто-то из нас действительно не понимает, что значит «повтор»

Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например: «А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»

А теперь поприветствуем анафору!

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Анафору легко опознать, схожие начала строк видны визуально, а при прочтении повторы сложно не заметить:

Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы,        Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,

(А.А. Фет отрывок из «Это утро, радость эта…»)

Эпифора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Посмотрим на пример:

Милый друг, в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в тихом домеВозле мирного огня.

(А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» )

Как отличить эпифору от анафоры?Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так:— буква А — первая буква алфавита, и анафору мы будем искать в начале строки;— буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и эпифору мы будем искать в конце строки или предложения.

Еще одна фигура речи, связанная с повторением — рефрен. 

Рефрен —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.

Например:

Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,<…>Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.

(К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос — это оборот речи, который, имея форму вопроса, не требует ответа. Фактически, это утверждение с вопросительной интонацией, легко превращающееся в обычное предложение.

Людям свойственно ошибаться. – Свойственно ли людям ошибаться?

Если приходит болезнь, человека нужно лечить. – Нужно ли лечиться, когда приходит болезнь?

Такое обращение предполагает, что все адресаты заранее знают ответ, поэтому не станут проговаривать вслух свои мысли. Но сознание все равно ответит, создав внутренний образ и поток ассоциаций. Иллюзия разговора и диалога делает слушателей причастными, хотя на самом деле каждый может оставаться на своей территории комфорта.

Чаще всего риторический вопрос встречается в прозе и поэзии, публицистике, статьях на общественную тематику, политических выступлениях и дебатах.

Эта стилистическая фигура имеет следующие функции:

Подчеркнуть выразительность;
Предать изречению эмоциональной окраски;
Обратить внимание на выступающего;
Перенестись к определенному событию или месту;
Возбудить любопытство к себе или своему выступлению;
Вовлечь в беседу;
Поставить акцент на контрасте, противоположностях;
Процитировать, упомянуть знаменитость, ссылаясь на ее опыт.

Риторические конструкции

Риторические конструкции (восклицания, вопросы, обращения) — фигуры речи, условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

Мы привыкли называть риторическими вопросами те, на которые не требуется ответ. Это значение сохраняется и в разговоре о литературе. Правда, здесь иногда ответ требуется, однако дать его невозможно, потому что вопрос оказывается вселенского масштаба. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова:

И скучно и грустно, и некому руку подать     В минуту душевной невзгоды…Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..     А годы проходят — все лучшие годы!Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,     А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:     И радость, и муки, и все там ничтожно…

(М.Ю. Лермонтов, отрывок изстихотворения «И скучно и грустно…»)

На вопросы, заданные в произведении, мы не можем дать ответ. Это выражает безысходность положения лирического героя, который не может обрести успокоение и найти смысл жизни. 

Здесь есть и риторические восклицания — восклицания, которые употребляются в монологах, рассуждениях и выражают крайнюю эмоциональность.

Риторические обращения — подчеркнутое обращение к кому-то или чему-то, выражающее авторское отношение и сильную эмоциональность.

Например:

Русь, куда несешься ты?» — отрывок из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

или

Друзья мои, прекрасен наш союз…» — из стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина.

Давайте немного отвлечемся от теории и решим задание №7 ЕГЭ по литературе:Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» есть _______, то есть единоначатие: «Вот чем певец лишь избранный владеет, / Вот в чем его и сила и венец!». Также в произведении автор использует _______ восклицание: «Вот в чем его и признак и венец!Решение.Итак, вспоминаем, что единоначатие — это анафора. Две строки у нас начинаются со слова «вот». Второй термин — это риторическое восклицание.Ответ: анафорариторическое

И напоследок, в разговоре о средствах художественной выразительности обсудим еще одну категорию приемов, связанную со звуками.

В чем заключается суть риторического обращения?

Риторическое обращение – это мощный инструмент в речевом искусстве, используемый для привлечения внимания аудитории и убеждения ее в правоте высказанной мысли. Суть его заключается в обращении к конкретному человеку, группе людей или даже предмету. Оно помогает создать эмоциональную связь с аудиторией и заинтересовать ее темой.

Риторическое обращение может быть использовано как в устной, так и в письменной форме. Оно может выражаться в прямой форме – «друзья мои», «уважаемые коллеги», а также в косвенной – с использованием местоимений «ты», «вы», «они».

Кроме того, риторическое обращение может использоваться для хвалебных и поощрительных целей. Например, в рекламной речи – «дорогие наши покупатели» или «вы, наши героические клиенты».

Использование риторического обращения помогает создать доверие и симпатию у аудитории, а также подчеркивает важность высказанной мысли и фокусирует внимание на ней

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:А из тучи-то (хвала —Диво дивное!)Соколиная стрела,Голубиная…Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Какие ошибки допускаются при использовании риторического обращения?

Использование риторических обращений в речи может быть чрезвычайно эффективным, но при этом есть несколько ошибок, которые следует избегать.

  • Переусердствование. Использование слишком многих обращений может выглядеть нелепо и привести к недооценке вашей речи. Старайтесь использовать обращения только тогда, когда они действительно уместны и эффективны.
  • Неправильный выбор места в речи. Риторическое обращение должно быть правильно размещено в речи. При попытке использования обращения в неподходящем месте может выйти нелепая ситуация.
  • Слишком частое использование. Если вы слишком часто используете риторическое обращение, оно может терять свою силу и эффективность. Используйте обращение с умом и только тогда, когда оно поможет убедительнее преподнести вашу идею.

Использование риторических обращений в речи может помочь вам убедительнее выступать перед аудиторией. Но как и любой другой элемент речи, обращения следует использовать с умом и правильно размещать в речевом потоке. Избегайте ошибок, о которых мы говорили выше и станьте грамотным ритором!

Определение.

Риторический вопрос – это
вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Роль в литературе и речи

В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет

Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М

В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в разговорном стиле; как средство выразительности присущ поэтической и ораторской речи, а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.

4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?

Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?

Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?

Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?

Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как ораторский прием. В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.

Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.

Для чего требуются обычно такие вопросы?

В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.

Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.

Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.

И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.

Синтаксические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.

Антитеза

Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.

Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.

Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:

Инверсия

Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.

Эллипсис

Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:

Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.

Риторические фигуры

Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:

В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:

Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:

Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».

Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.

Градация

Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:

Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.

Анафора

Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:

Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:

Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.

Эпифора

Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:

Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:

Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.

Парцелляция

Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:

Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:

Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.

Риторический вопрос, восклицание, обращение: сходства и отличия

Все эти три речевые конструкции служат общей цели – сделать выступление перед публикой или письменный текст ярким, запоминающимся, передать эмоции и настроение. С помощью данных инструментов можно более доходчиво объяснить собственную точку зрения, замотивировать своими идеями других людей.

Главное отличие заключается в передаваемой с их помощью интонации — вопросительной (риторический вопрос) или соответствующей конкретной эмоции (обращение и восклицание). Вопрос в данном случае является условным: ответа на него не требуется, он очевиден. Восклицание – показное, преувеличенное выражение чувств (радости, удивления или негодования).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: