Сергей есенин — метель

Лучшие стихи сергея есенина

Стихотворение Есенина С.А.

Прядите, дни, свою былую пряжу,

Живой души не перестроить ввек.

Никогда с собой я не полажу,

Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,

Так и клонит в сон.

Протяжный ветр рыдает,

Своей верхушкой черной

Он просто столб позорный —

На нём бы вешать

Иль отдать на слом.

Меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной:

За то, что песней

Хриплой и недужной

Что если был бы в силе,

То всем бы петухам

Я выдрал потроха,

Ночьми не голосили.

Что сам я петухом

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Как будто бы кабан,

Которого зарезать собрались.

На небе не видать.

Выдергивая нитку из кудели,

Ведет беседу мать.

Внимает той беседе,

С лежанки свесив

И как я их прищурю,

Из сказочной поры:

А мать — как ведьма

С киевской горы.

Не знаю, болен я

Но только мысли

В ушах могильный

С рыданьем дальних

Я веки мертвому себе

Два медных пятачка.

Могильщику теплее станет, —

Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:

Но одолеть не мог никак

Стихотворение Есенина С.А. — Метель

См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :

1 В тёмной роще на зелёных елях Золотятся листья вялых ив. Выхожу я н.

1 В шапке облачного скола, В лапоточках, словно тень, Ходит милостник.

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали,

Невтерпеж!

Что ж ты смотришь так синими брызгами,

Иль в морду хошь?

В огород бы тебя, на чучело,

Пугать ворон.

До печенок меня замучила

Со всех сторон.

Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!

Пей, выдра! Пей!

Мне бы лучше вон ту, сисястую,

Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую,

Немало вас,

Но с такой вот, как ты, со стервою

Лишь в первый раз.

Чем больнее, тем звонче,

То здесь, то там.

Я с собой не покончу,

Иди к чертям.

К вашей своре собачьей

Пора простыть.

Дорогая… я плачу…

Прости… прости…

1923 год

*****

«Голубая кофта. Синие глаза…» С.Есенин

Милая спросила: «Крутит ли метель?

Затопить бы печку, постелить постель».

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,

У меня на сердце без тебя метель».

Анализ стихотворения Есенина «Голубая кофта. Синие глаза…»

Согласно свидетельству Софьи Андреевны Толстой, третьей и последней супруги Есенина, в октябре 1925 года он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из шести или восьми строк. Среди них – «Голубая кофта. Синие глаза…». Скорей всего, текст связан с отношениями Сергея Александровича с новой женой, официально брак с которой был заключен в сентябре 1925 года. Главное доказательство в пользу этой версии – лирический герой называет женщину, находящуюся рядом с ним, «милой». В эпитете чувствуется нежность, но в нем сложно отыскать любовь или страсть. Согласно свидетельствам современников, романтических чувств Есенин к Толстой не испытывал, причем холодность свою скрыть особо не пытался. Многие друзья и знакомые не могли понять, зачем он вообще в третий раз женился. При этом Софья Андреевна его любила очень сильно. По словам ее матери, «большей преданности нельзя найти». После смерти Есенина Толстая проделала невероятную работу по сохранению, упорядочиванию и популяризации наследия поэта.

В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза…» состояние лирического героя передано через упоминание природного явления. Центральным образом произведения становится метель. Женщина в тексте – заботливая, внимательная, участливая, понимающая. Во второй строчке она спрашивает мужчину: «Крутит ли метель?». Здесь есть не только желание поинтересоваться погодными условиями, но и справиться о душевном состоянии возлюбленного. Героиня для обеспечения его комфорта, для создания уюта в доме готова затопить печку, застелить постель. Описанная в стихотворении женщина относится к тому типу представительниц прекрасного пола, с которыми мужчине всегда хорошо и спокойно, которые способны сделать жизнь хоть чуточку, но лучше. Можно предположить, что именно такой была и Софья Андреевна. Есенин, женившись на ней, вероятно, пытался найти тихую гавань, обрести настоящую семью, остепениться. К сожалению, не получилось. В стихотворении «Голубая кофта. Синие глаза…» лирическому герою психологически тяжело. Тем не менее, находящаяся рядом женщина явно облегчает его страдания. Недаром в последней строке он признается: «…У меня на сердце без тебя метель». Толстая для Есенина спасением не стала. 28 декабря 1925 года поэт покончил с собой, находясь в номере петербургской гостиницы «Англетер».

Сергей Есенин — Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,

Живой души не перестроить ввек.

Никогда с собой я не полажу,

Чужой я человек.

Хочу читать, а книга выпадает,

Так и клонит в сон…

Протяжный ветр рыдает,

Своей верхушкой черной

Он просто столб позорный —

На нем бы вешать

Иль отдать на слом.

Меня повесить нужно,

Скрестив мне руки за спиной,

За то, что песней

Хриплой и недужной

Что если был бы в силе,

То всем бы петухам

Я выдрал потроха,

Ночьми не голосили.

Что сам я петухом

Перед рассветом края,

Отцовские заветы попирая,

Как будто бы кабан,

Которого зарезать собрались.

На небе не видать.

Выдергивая нитку из кудели,

Ведет беседу мать.

Внимает той беседе,

С лежанки свесив

И как я их прищурю,

Из сказочной поры:

А мать — как ведьма

С киевской горы.

Не знаю, болен я

Но только мысли

В ушах могильный

С рыданьем дальних

Я веки мертвому себе

Два медных пятачка.

Могильщику теплее станет,—

Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:

Но одолеть не мог никак

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» С.Есенин

«Ты меня не любишь, не жалеешь…» Сергей Есенин

Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив? Не смотря в лицо, от страсти млеешь, Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб. Расскажи мне, скольких ты ласкала? Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я — они прошли, как тени, Не коснувшись твоего огня, Многим ты садилась на колени, А теперь сидишь вот у меня.

Пуст твои полузакрыты очи И ты думаешь о ком-нибудь другом, Я ведь сам люблю тебя не очень, Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою, Легкодумна вспыльчивая связь,— Как случайно встретился с тобою, Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой Распылять безрадостные дни, Только нецелованных не трогай, Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку Ты пойдешь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи И немного наклонившись вниз, Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер…» Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит, И ничто ее не бросит в дрожь,— Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь.

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…»

Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно по этой причине адресат стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», написанного в 1925 году, за несколько недель до трагической гибели поэта, так и не установлен.

Между тем, из контекста произведения ясно, что, скорее всего, оно посвящено женщине легкого поведения, с которой судьба случайно свела Есенина. Доведенный до отчаяния осознанием своей ненужности, поэт в последние годы жизни нередко искал сочувствия у проституток. Но при этом прекрасно понимал, что рассчитывать на их благосклонность можно лишь за деньги или же угощения. Именно по этой причине, вероятно, и родилась первая строчка стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь».

Свою случайную знакомую поэт характеризует достаточно красноречиво и недвусмысленно, отмечая: «Молодая, с чувственным оскалом». Но при этом Есенин подчеркивает, что в ее жизни он – лишь очередной эпизод, мимолетное явление. И путана вряд ли запомнит имя того, с кем провела эту ночь. «Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня», — отмечает автор. Эта связь его также не волнует и не вызывает возвышенных чувств. Человек, побывавший в постелях многих женщин, воспринимает очередное любовное приключение без энтузиазма. «Как случайно встретился с тобою, улыбнусь, спокойно разойдясь». – отмечает он.

Есенин прекрасно понимает, что его новая подруга также забудет о нем уже на следующих день. Однако в ее сети наверняка попадутся менее опытные кавалеры, которые искренне поверят в лживые слова о любви и наигранную страсть. Поэтому автор предупреждает свою визави: «Только нецелованных не трогай, только негоревших не мани». Он понимает, что легкомысленность этой женщины, которая по-своему прекрасна, может причинить неискушенным молодым людям глубокую душевную рану.

Поэт не исключает, что когда-нибудь судьба вновь сведет его с коварной искусительницей, однако это его нисколько не беспокоит. Равнодушный к лживым словам, он признается сам себе в том, что уже перестал видеть в женщинах их лучшие качества. Его душа опустошена, и виной всему – череда неудачных романов, отсутствие взаимопонимания с избранницами. Поэт с горечью отмечает, что «кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», подразумевая, что чистые и искренние чувства ему уже недоступны. А значит – жизнь подходит к своему логическому завершению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: