Стихи сергея есенина

Кто такой поэт сергей есенин: биография, когда умер, годы жизни и творчества. где родился хулиган и похабник, как погиб русский лель.

Обзор творчества повесы и гения-поэта

С момента поступления в университет, до того, как его стихотворения были впервые напечатаны в детском журнале под названием «Мирок», прошло еще более года. Тогда люди и стали потихоньку узнавать кто такой Есенин, но ему этого было мало. Он как раз и принадлежал к тем самым людям-кометам, которые ярко освещают все вокруг, пролетая по темному ночному небу, но быстро сгорают, оставив после себя только восторг от увиденного и легкую горечь утраты. В пятнадцатом году двадцатого века он перебирается из Москвы в Петербург, который всегда славился своей элитарностью. Там он сводит знакомство с такими людьми, как Александр Блок или Сергей Городецкий.

Ранний период: ну так что ж, что кажусь я циником

Когда грянула Первая мировая, Есенин тут же решил отправляться на службу, но хлопотами его приятелей, которые понимали, какой утратой может стать его преждевременная гибель, он получает назначение Царскосельский военно-санитарный поезд No 143, принадлежащий самой великой княгине и императрице Александре Федоровне, супруге Николая Второго. Именно там ему выпадает возможность прочесть свои произведения царице. Приблизительно в 1916 году выходит первый сборник стихотворений Сергея Есенина, под названием «Радуница», а сам входит в общество новокрестьянских поэтов. Этот сборник наполнен такой светлой грустью, такой натуральной русской тоской и красотой, что и сам поэт становится бешено знаменитым.

Начиная с пятнадцатого года Есенин дружит со многими опальными личностями, вроде Леонида Каннегисера, который впоследствии окажется убийцей руководителя ЧК Урицкого. В это время поэзия его становится все более городской. В самом начале восемнадцатого года, уже после революции, которую сам Сергей полностью поддержал, ратуя за освобождение крестьянства, вопроса ему до боли знакомого, он сводит знакомство с Анатолием Мариенгофом, который и приводит его в общество имажинистов. В этот период Есенин выпускает несколько сборников своих произведений, наполненных поразительной образностью этого литературного течения.

  • Трерядица (1921).
  • Исповедь хулигана (1921).
  • Стихи скандалиста (1923).
  • Москва кабацкая (1924).
  • Поэма Пугачев (1924-1925).

Приблизительно в начале зимы двадцать первого года он знакомится со знаменитым поэтом Яковом Блюмкиным, вместе с которым отправляется в путешествие, посещает Среднюю Азию, Урал, а также изрядно колесит по Оренбургской губернии. Уже в мае приятели отправляются в Ташкент, к еще одному хорошему приятелю Есенина – Александру Ширяевцу, где поэт читает свои стихи на публике, в домах приятелей, а то и просто так, прямиком в какой-нибудь аутентичной чайхане. Ненадолго удалось ему побывать также в древнем Самарканде, который поразил поэта своей красотой.

Путешествия Есенина за границей и последние годы жизни

К осени двадцать первого года Сергей случайно попадает в мастерскую авангардиста и кубиста Георгия Якулова, в которой знакомиться с уже бешено популярной танцовщицей, эксцентричной и несколько более зрелой, Айседорой Дункан. После этого он отправляется в путешествия за границу, причем успевает посетить Германию, Францию, Италию, Соединенные Штаты и Бельгию. Причем в США ему удается провести более четырех месяцев в 1922-1923 годах. После возвращения он даже опубликовал свои путевые записки, которые содержали все впечатления поэта и философа от поездок и увиденного в газете «Известия», под заголовком «Железный Миргород».

Стоит узнать

Приблизительно в 1922-19224 годах в советских газетах начинают то там, то здесь появляться разгромные статьи о Сергее Есенине. Его обвиняют в пьянстве, дебошах и даже антисемитизме. Беспокоится о его здоровье и власть и в 1925 году Раковский даже пишет официальное письмо самому Дзержинскому, в котором упрашивает его услать Есенина в санаторий для принудительного лечения от пьянства под присмотром «товарища из ГПУ». На оригинале письма имеется разрешительная резолюция главы ВЧК. Однако отыскать поэта тогда так и не удалось.

К двадцать четвертому году он начинает ощущать себя запертым в рамках имажинизма, разочаровавшимся в нем, как и его приятель Анатолий Мариенгоф. Вместе с поэтом-лириком Иваном Грузиновым, они пишут и публикуют открытое письмо о роспуске группы и полном уничтожении ее. К концу ноября, его супруга Софья Толстая, внучка известного писателя, договаривается о помещении Есенина в клинику профессора Ганнушкина, но в декабре Сергей уходит оттуда, снимает все средства со счета, разрывает договоренности с издательствами и просто уезжает в Питер, где и останавливается в пятом номере гостиницы «Англетер».

Память

  • Государственный музей-заповедник С. А. Есенина в Константиново (Рязанская область)
  • ГБУК г. Москвы «Московский государственный музей С. А. Есенина»
  • Музей Есенина в Спас-Клепиках (филиал ГМЗЕ)
  • Парк Есенина в Невском районе Санкт-Петербурга.
  • Народный музей Есенина С. А. в Воронеже (открытие 3 октября 2011 г.)
  • Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина
  • Международная литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами…», учреждена Союзом писателей России и Национальным Фондом развития культуры и туризма.
  • Экспресс Москва — Рязань «Сергей Есенин»
  • Дом-музей Сергея Есенина и улица в пос. Мардакян (Баку, Азербайджан)
  • Музей Сергея Есенина в Ташкенте (туп. Толстого, 20, метро Хамида Алимджана)
  • На 2013 год имя Есенина носят 611 площадей, улиц и переулков в городах и сёлах России
  • Памятник в Белгороде, на улице им. С. Есенина
  • Памятник на Тверском бульваре в Москве
  • Памятный знак, повествующий о выступлении Есенина в 1920 году в здании, находящемся на Большой Садовой в Ростове-на-Дону
  • Памятник в Рязани на кремлёвской набережной
  • Бюст в Рязани в городском парке
  • Памятник в Константиново (Рязанская обл.) на территории усадьбы Есениных
  • Памятник в Воронеже
  • Памятник на Есенинском бульваре в Москве
  • Барельеф в Москве
  • Памятник на улице Есенина в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Таврическом саду в Санкт-Петербурге
  • Памятник в парке Есенина в Санкт-Петербурге
  • Памятник в Краснодаре
  • Памятник в селе Константиново
  • Памятник в Ташкенте
  • Памятник в Черкесске
  • Памятник в ЦПКиО им. П. П. Белоусова в Туле
  • Бюст на Шереметевском проспекте в Иваново
  • Бюст в Спас-Клепиках на ул. Просвящения и у здания школы (ныне музей), в которой учился поэт
  • Памятный знак, повествующий о венчании с Зинаидой Райх в церкви святых Кирика и Иулитты близ Вологды
  • Памятная доска на здании Рязанской губернской ЧК (ул. Астраханская (бывш. Ленина), д. 46): «Сюда, в рязанскую губернскую Чрезвычайную комиссию, летом 1918 г. обращался великий русский поэт Сергей Александрович ЕСЕНИН, с ходатайством об освобождении односельчан, задержанных сотрудниками ЧК»
  • Бюст на Комсомольской улице в Орле

В 1975 году Министерством связи СССР был выпущен конверт с портретом С. А. Есенина (художник А. Яр-Кравченко). Цена 5 коп.

Адреса в Москве

  • Б. Строченовский пер., 24, стр. 2 — поэт жил и был прописан в этом доме у отца с 1911 по 1918 годы.
  • Чернышевского пер., 4 — филиал московского музея Есенина. В этом доме Есенин бывал в 1913-15 гг., посещая Суриковский литературный кружок. Тут же рядом находилась редакция журнала «Парус», где печатался поэт.
  • Петровский (бывш. Богословский) переулок, 5 — здесь поэт снимал три комнаты вместе с товарищем Анатолием Мариенгофом с 1918 по 1921 гг.
  • Большая Никитская ул., 15 — здесь находилась Лавка Имажинистов.
  • Тверская ул., 37 — адрес кафе «Стойло Пегаса».
  • Большая Садовая ул., 10 — в этом доме 3 октября 1921 года в мастерской у художника Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан.
  • Пречистенка, 20 — дом-студия Айседоры Дункан, где Есенин жил с 1921 по 1922 гг.
  • Брюсов пер., 2/14 стр. 3 — в этом доме жила Галина Бениславская. С 1922 по 1924 годы в её квартире жил Есенин.
  • Гагаринский пер., 20 — храм Св. Власия. Этот храм объехал трижды экипаж Есенина и Дункан.
  • Померанцев пер., 3 — адрес Софьи Толстой, последней супруги Есенина. Здесь поэт жил в 1925 году.
  • Ваганьковское кладбище, участок № 17 — место упокоения С. А. Есенина.

Анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина «Я обманывать себя не стану…

Имя русского поэта Сергея Александровича Есенина вызывает в сознании каждого человека, скорее всего, образ России – «шестой части земли с названьем кратким «Русь». Действительно, в творчестве этого замечательного лирика образ России занимает важнейшее место. Россия у него – патриархальная, деревенская, «живая», а себя Есенин назвал «последним поэтом деревни».

Однако есть в его творчестве и стихи о городе, в частности о Москве. Пожалуй, самым известным можно считать сборник стихов с очень символическим названием — «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году. Что же символизирует это название? Даже в современном языке слово «кабак» ассоциируется с самым низкосортным питейным заведением. Исторически же Кабаком Иван Грозный назвал особый дом, в котором было позволено пить водку, но только опричникам. А у Есенина это не Москва «кабаков», а свидетельство переосмысления и переоценки пройденного пути.

Стихотворение «Я обманывать себя не стану», об анализе которого пойдет речь, было написано раньше, в 1922 году, и позже вошло в сборник «Стихи скандалиста». Так получилось, что Октябрьская революция, произошедшая в 1917 году, лишила Есенинаосновной темы его творчества. Новому советскому государству не нужны были лирические признания в любви к родине – ему нужны были «агитки» Бедного Демьяна» или чеканный стих Владимира Маяковского. А поэзия Сергея Есенина воспринималась и утверждалась официальной идеологией как чуждая и враждебная. Недаром он в том же 1922 году напишет: «…Я отовсюду гонимый, средь железных врагов прохожу».

Конечно, по старой русской традиции, горе от сознания собственной ненужности можно было утопить в вине, что Есенин успешно и делал все послереволюционные годы

Другой не менее важной причиной скандальности новой лирики поэта стало увлечение имажинизмом. Это течение, ставшее в какой-то мере продолжением футуризма, в России свое воплощение получило уже после Октябрьской революции

Стремясь расшевелить внимание публики, имажинисты намеренно шли на скандал. Например, однажды они развесили на некоторых московских улицах эмалированные таблички со своими именами: Есенину досталась Тверская

Не случайно «московский озорной гуляка» ходит «по всему тверскому околотку» — это его своеобразная епархия.

Неся клеймо «хулигана» и «скандалиста», Есенин придал этим словам романтический смысл, демонстративно ввел их в названия своих стихов и сборников. Но осознание чего-то неправильного в этих словах заставляет его задуматься:

Далее герой, признавая свои грехи, тем не менее, рассуждает о том, что он «не злодей» и «не грабил лесом», что «не расстреливал несчастных по темницам». Вот что для него по-настоящему грех – когда загублена чья-то душа, а он «всего лишь уличный повеса», которого в буквальном смысле каждая собака знает. Да что там собака!

Объяснение такой популярности среди представителей животного мира герой видит в том, что он «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Только с животными у героя возникает взаимопонимание и дружба, он для них «приятель хороший», так как каждый его стих «душу зверя лечит». А люди, судя по всему, уже разочаровали его, ведь даже в цилиндре ходит он «не для женщин», а «золото овса дает кобыле», и среди людей дружбы не имеет, так как «иному покорился царству».

В том, что это действительно царство со своими законами и правилами, Есенин был уверен. Недаром он как-то сказал художнику Рыженко: «Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные… И еще растения…». Это мир, излечивающий все недуги: и физические, и моральные. Мир, который спасет. Именно поэтому в финале герой подчеркивает, что теперь болеть не станет, так как «прояснилась омуть в сердце мглистом», и сам отвечает на вопрос, заданный вначале:

Несмотря на исповедальный характер этого и последующих произведений, они не были восприняты серьезно публикой начала ХХ века. А позже стихотворение про «озорного гуляку», положенное на музыку весьма легкого содержания, стало не самым лучшим образцом шансона, напоминающего больше блатную песню.

Издания

Прижизненные

1916:

Есенин С. А. Радуница. — Петроград: Издание М. В. Аверьянова, 1916. — 62 с.

1918:

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. — П.: Сегодня, 1918. — 6 с.
  • Есенин С. А. Голубень. — М.: Революционный социализм, 1918.
  • Есенин С. А. Радуница. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — ??? с.
  • Есенин С. А. Сельский часослов. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 28 с.
  • Есенин С. А. Преображение. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1918. — 68 с.

1920:

  • Есенин С. А. Голубень. — 2-е изд. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — ??? с.
  • Есенин С. А. Ключи Марии. — М.: Московская трудовая артель художников слова, 1920. — 42 с.
  • Есенин С. А. Руссеянь. — М.: Альциона, 1920.
  • Есенин С. А. Трерядница. — М.: Злак, 1920.
  • Есенин С. А. Триптих. Поэмы. — Берлин: Скифы, 1920. — 30 с.
  • Есенин С. А. Россия и Инония. — Берлин: Скифы, 1920. — ??? с.

1921:

  • Есенин С. А. Иисус-младенец. — Чита, 1921
  • Есенин С. А. Исповедь хулигана. — М.,1921. — 14 с.
  • Есенин С. А. Ржаные кони. — М.: Альциона, 1921.
  • Есенин С. А. Преображение. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Трерядница. — 2-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Радуница. — 3-е изд. — М.: Имажинисты, 1921. — ??? с.
  • Есенин С. А. Пугачёв. — М.: Имажинисты, 1922. — 54 с. (год издания указан ошибочно)

1922:

  • Есенин С. А. Автобиография // Современное обозрение : Журнал нового типа (Литература — искусство — жизнь). — Петроград: Изд-во «Ars». — 1922, ноябрь. — № 2. — С. ??? (Первая прижизненная публикация автобиографии Сергея Есенина в России).
  • Есенин С. А. Пугачёв. — 2-е изд. — Петроград: Эльзевир, 1922. — 64 с.
  • Есенин С. А. Пугачёв. — 3-е изд. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — ??? с.
  • Есенин С. А. Избранное. — М.: Госиздат, 1922. — 116 с.
  • Есенин С. А. Собрание стихов и поэм. — Т. 1. — Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 178 с. (Второй том не выходил.)
  • Essenine, S. Confession d’un voyou = [Есенин, С. Исповедь хулигана / вступ. Ф. Элленса; пер. М. Милославской и Ф. Элленса] / Preface de F. Hellens, traduit du russe par М. Miloslawsky et F. Hellens. — Paris: J. Povolozky, 1922 . — 82 p. 

1923:

Есенин С. А. Стихи скандалиста. — Берлин: Изд-во И. Т. Благова, 1923. — 232 с.

1924:

  • Есенин С. А. Москва кабацкая. — Л., 1924. — 44 с. (издательство не обозначено)
  • Есенин С. А. Стихи (1920-24). — М.: Круг, 1924. — 86 с.
  • Есенин С. А. Русь советская. — Баку: Бакинский рабочий, 1924. — 80 с.

1925:

  • Есенин С. А. Страна советская. — Тифлис: Советский Кавказ, 1925. — 62 с.
  • Есенин С. А. Песнь о великом походе. — М.: Госиздат, 1925. — 32 с.
  • Есенин С. А. О России и революции. — М.: Современная Россия, 1925. — 96 с.
  • Есенин С. А. Берёзовый ситец. — М.: Госиздат, 1925. — 100 с.
  • Есенин С. А. Избранные стихи. — М.: Огонёк, 1925. — 44 с. (Библиотека «Огонька» № 40)
  • Есенин С. А. Персидские мотивы. — М.: Современная Россия, 1925. — 48 с.

Основные

  • Есенин С. А. Собрание стихотворений в 3 т. — М.: Госиздат, 1926.
  • Есенин С. А. Стихи и проза / Сост И. В. Евдокимов, 1927. — ??? с.
  • Есенин С. А. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1953. — 392 с. (Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1956. — 438 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Гослитиздат, 1961—1962, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 5 т. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1966—1968, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. — М.: «Правда», Библиотека «Огонёк», 1970, 1 940 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. — М.: «Правда», Библиотека «Огонёк», 1977, 375 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Худож. литература, 1977—1980, 500 000 экз.
  • Есенин С. А. Собрание сочинений в 3 т. — М.: «Правда», Библиотека «Огонёк», 1983, 700 000 экз.
  • Есенин С. А. Стихотворения и поэмы / Сост. и подгот. текста И. С. Эвентова и И. В. Алексахиной, примеч. И. В. Алексахиной. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 464 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7 томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995—2000. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) (Т. 1.: Стихотворения; Т. 2.: Стихотворения («маленькие поэмы»); Т. 3.: Поэмы; Т. 4.: Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»; Т. 5.: Проза; Т. 6.: Письма; Т. 7.: Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др., хронологическая канва жизни и творчества С. А. Есенина, справочные материалы) ISBN 5-02-011245-3.

Международные проекты

Есенин С. А. Анна Снегина. Поэма / Издание на 12 языках (рус., англ., болг., венг., итал., нем., рум., сербск., словенск., словацк., хорв., чешск.). — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. — ??? с. ISBN 978-5-7380-0336-3.

Осень в творчестве Есенина

Каждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пенье птиц. Есенин отдал предпочтение осени, казалось, это время года как-то по-особенному вдохновляло талантливого поэта для создания очередного стихотворения, и он не прогадал! Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются в школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки воспевающие осенние пейзажи родной страны.

Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.

Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…

Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.

Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину!

Хорошо под осеннюю свежесть

Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха.

Хорошо выбивать из тела Накаляющий песни гвоздь. И в одежде празднично белой Ждать, когда постучится гость.

Я учусь, я учусь моим сердцем Цвет черемух в глазах беречь, Только в скупости чувства греются, Когда ребра ломает течь.

Молча ухает звездная звонница, Что ни лист, то свеча заре. Никого не впущу я в горницу, Никому не открою дверь.

Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.

Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.

Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».

По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.

Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: