🌞 неохотно и несмело ⚡️

Лучшие стихи федора тютчева | стихи | дзен

Содержание

Слайд 1

Слайд 2
«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. И. Тютчев
(анализ стихотворенияФ. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»)

Слайд 3

Слайд 4

Визуализация
Работа в парах и группах
Лист обратной связи
Синквейн
Метод проектов
Проблемная лекция

Слайд 5
«В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. И. Тютчев
(анализ стихотворенияФ. И. Тютчева «Неохотно и несмело…»)

Слайд 6

Показать понимание Ф.И. Тютчевым природы, основываясь на анализе стихотворения «Неохотно и несмело…»
Задачи: развивать умения анализа лирического произведения;
закрепить знания о средствах художественной выразительности;
развивать эстетическое чувство прекрасного;
развивать умение конструировать и оценивать высказывание.

Слайд 7

Мозговой штурм
План анализа лирического стихотворения
Тема, идея, основная мысль (О чем стихотворение, что хотел сказать автор?). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора?
Ритм стиха, стихотворный размер.
Композиция стихотворения (Каково строение стихотворения?).
Какие чувства вызывает стихотворение?

Слайд 8
Заполняется по ходу объяснения нового материала
Лист обратной связи

Слайд 9
Мини – проект «Загадка творчества Федора Ивановича Тютчева (1803 -1873)»
Усадьба Овстуг

Прием мотивации «Вопрос к тексту»

Слайд 10

Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации.

Слайд 11
Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля.

Слайд 12
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Слайд 13
Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя-Пламень белый и летучийОкаймил ее края.

Слайд 14
Чаще капли дождевые,Вихрем пыль летит с полей,И раскаты громовые Все сердитей и смелей.

Слайд 15
Солнце раз еще взглянулоИсподлобья на поля,И в сиянье потонулаВся смятенная земля.

Слайд 16
Тревога,
неуверенность
Страх

Радость, веселье

Слайд 17

О чём это стихотворение?
Можно стихотворение разделить на части? Сколько их? Что характерно для каждой части?
Какими художественными приемами пользуется поэт при описании весенней грозы?
Какой звук чаще всего встречается в стихотворении? Почему?

Слайд 18

Сиянье –
засеянное поле.
обвести каймой.
паническая растерянность, тревога.
яркий свет.

Слайд 19
Художественные средства выразительности:
эпитеты:

Метафора:

сравнение:

«ветра теплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»;

«молнии струя», «пламень окаймил», «в сиянье потонула вся смятенная земля»;

«вихрем пыль летит с полей».

Слайд 20
Олицетворение – изображение, при котором неживые предметы или явления природы наделяются качествами человека.
«Солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля», «и в сиянье потонула вся смятенная земля».

Слайд 21
Самооценка
Взаимопроверка
Взаимопомощь
=

Слайд 22

Задание для работы в группах.
Вариант № 1 Постройте устное высказывание — анализ стихотворения, соединяя ответы на поставленные вопросы в единое целое.
Правило — помощник: Избегайте простого перечисления ответов на вопросы. Следите, чтобы ваша мысль плавно переходила от одной части анализа к другой. Придумайте вступление и заключение к выступлению

Подсказка! Вариантвступления—рассказ о поэте, его отношении к природе (обрати внимание на эпиграф). В заключении сформулируйте свое отношение к стихотворению. Вариант №2 Напишите синквейн

Вариант №2 Напишите синквейн.

Слайд 23

Каким должно быть домашнее задание, чтобы закрепить пройденный материал?
Составить 3 вопроса (репродуктивных, расширяющих, развивающих) по изученной теме и сформулировать ответы на них.
Написать анализ стихотворения «Неохотно и несмело…».
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Слайд 24

меня особенно заинтересовало…
для меня было особенно значимо…
я получил знания, которые мне помогут…
мне было не совсем понятно…

Слайд 25
Спасибо за внимание!
Гроза
Могучая, устрашающая
Выглянула, напугала, успокоилась
Земля ждала ее прихода
Обновление
(Лосева Дарья, 6 а класс)
 
Природа
Могучая, властная
Удивит, встревожит, осчастливит
Поднимет ветер и дождь прольет
Чародейка
(Салмина Анна, 6 а класс)

Посмотреть все слайды

Вариант №2

Свое очередное признание в любви и восхищении к природе известный русский поэт Ф. И. Тютчев передал в стихотворении» Неохотно и несмело…».

История создания

Периодом, когда было создано стихотворение, считается 1849 год. Оно было придумано тогда, когда автор находился в дороге. Длительное пребывание за границей вызвало сильные эмоции после увиденного в тот день. То, что происходило вокруг, вдохновило его на светлые и радостные мысли.

Тема

Тютчев выразил на бумаге все то, что представила природа в момент его поездки в направлении к родному селу. Темой становится неповторимая красота природы родного края во время грозы.

Сюжет. Повествование стихотворения сводится к описанию грозового периода в летний день. Сначала автор словесно представляет постепенное затишье. Именно так в природе приближается гроза в сопровождении дождя и молнии. После прочтения первых строк  ожидание  становится узнаваемым для всех. Далее занимает место ливень и, наконец, главное явление — сама гроза. Нарастая, она достигает всей мощи в середине произведения. В последних строках вновь все вокруг затихает.

Основная мысль

В душе поэта гроза занимает одно из главных мест. По его мнению, явления природы, имеющие отношение к ней (дождь, гром, молния), могут изменить человека, очистить его от грехов. Также, как после первых капель дождя следуют порывы ветра и громыхание, меняя на глазах окружающий мир. Также размышления человека о чем-то серьёзном начинаются с появления мысли и последующего присоединяется многих дум. Автор проводит параллель состояния людей и природы.

Сочетание разнообразных художественно-выразительных средств полностью передают атмосферу летнего дождливого дня. Так, олицетворение вызывают у читателя ощущение присутствия на месте, которое описывает Тютчев: «солнце смотрит», «земля принахмурилась», «струя пробилась», «земля потонула». «Вихрем пыль летит» — необыкновенно точное сравнение, описывающее, как выглядит пыль перед грозой. Можно бесконечно восхищаться динамикой происходящего в природе, которую описывает поэт. В этом помогает и аллитерация. Например, «раскаты громовые все сердитей…», в которой буква «р» подчеркивает величие и мощь грозы. «Смятенная земля», «пламень белый и летучий» и т.д. – эпитеты, которые помогают понять настроение автора.

Жанр

Автор обращается вновь к пейзажной лирике. Он рассматривает несколько состояний природы. Это переход от спокойной, привычной для летнего дня атмосферы к моменту наполнения земли и растительности дождевыми каплями. При этом человек тесно связан с природой, зависим от нее полностью. Это наталкивает автора на философские мысли.

Стихотворение вызывает у меня ощущение счастья, предвкушение чего-то нового. Когда погружаешься в мир ароматов и цветов, характерных для дождливого дня, чувствуешь обновление в душе и легкость на сердце.

Сочинение о стихотворении Неохотно и несмело

Федор Иванович Тютчев – поэт-романтик. Он считает, что чувства и ощущения, которые испытывает человек куда важнее нежели их материальное проявление. Для поэта важнее уметь видеть красоту бесконечно меняющегося мира, уметь замечать изящество форм своего окружения, ведь наш мир безупречен в своем совершенстве.

Одним из любимых явлений природы, которым мог бесконечно любоваться Тютчев, является гроза. В его творчестве это явление природы символизирует молодость и очищение души.

Ожидание грозы, ее предвкушение – особый миг, в который человек, умеющий ценить моменты красоты, испытывает неописуемый восторг. В этот момент приходит и острое ощущение невозвратности прошедшего. Соединение восхищение и некого драматизма, от которого никуда не уйти, рождает неповторимое буйство чувств.

Апогеем стихотворения является блеск грозы на небе, разделившей ее пополам. Тютчев передает эту картину с особым мастерством. Кажется, читатель перенесся в мир грез и суеверий. Вспоминается, что когда-то люди боялись грозы и грома, воспринимая их как страшных предвестников.

Но рядом прячется солнце, которое лишь на время отдало свои бразды правления грозе. Оно наблюдает за выходками грозы, как наблюдает незаметно хозяйка за тем, что делает ее служанка.

В данном стихотворении Тютчеву удалось не просто воссоздать предгрозовой пейзаж, но и напомнить читателю о быстротечности времени, о необходимости останавливать взгляд на чем-либо красивом, ведь возможно завтра оно будет уже совсем иным.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней.

Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака.

Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием, омытый дождем мир.

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Мне нравитсяНе нравится

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Итоговая таблица рейтинга

Краткий анализ произведения
54

Подробный анализ стихотворения
25

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Сочинение о стихотворении Неохотно и несмело

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль злую, боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

1851 год

*****

Анализ стихотворения Федора Тютчева Неохотно и несмело

«Неохотно и несмело» (1848 год, июнь) — произведение, на которое Тютчева Федора Ивановича вдохновило путешествие до села Овстуг, сопровождаемое проливным дождем и оглушающими грозами. Первая публикация под название «Гроза дорогою» произошла в 1850 году в газете «Киевлянин».

Тема произведения

Основная тема, раскрываемая в стихотворении, — тема необыкновенной и завораживающей красоты летних пейзажей, объятых рассекающими молниями и раскатистыми грозами

Система образов в произведении сконцентрирована на описании природных явлений, а в последнем четверостишии уделяется внимание описанию образа земли. Лирический герой взглядом улавливает все изменения, происходящие вокруг, таким образом он исполняет роль как опытного рассказчика, так и внимательного наблюдателя

Начало стихотворения — описание того, как синева неба только начинает прятаться за темными тучами. Солнце не радо новому соседу, а зеленые нивы в полной мере ощущают дуновения свежих ветров и готовятся к оглушающим раскатам, которые свидетельствуют о скором приближении влаги.

Третье четверостишие посвящено описаниям молний, которые с каждым сверкающим проблеском лишь усиливают дождь и грозы. А завершается стихотворение описанием обновленной, умытой и освеженный земли, что ласкаема и любима выступающими солнечными лучами.

«Неохотно и несмело» — произведение с ярко выраженными философскими мотивами, поскольку описанные пейзажи способны подтолкнуть читателя к размышлениям о могуществе природных явлений, о том, как слабы человеческие силы перед ними.

Композиция произведения

Стихотворение можно поделить на несколько смысловых частей:

  • рассуждение о приближающейся ненастной погоды
  • описание будоражащих и освежающих природных явлений
  • завершение «природного обновления».

Размер «Неохотно и несмело» — четырехстопный хорей, а рифмовка, которой отдал поэт свое предпочтение, — перекрестная.

Литературные тропы

Чтобы как можно красочнее передать состояние природы, поэт использует разнообразные художественные средства выразительности. Нужно отметить, что само стихотворение получилось динамичным. В самом начале светит солнце, но только почувствовав приближение грозы, начинает сопротивляться ее приходу. Порывы ветра становятся все сильнее, и гроза одерживает верх: на землю проливается дождь, сверкает молния. Но постепенно она проходит, и на небосклоне вновь сияет солнце.

Чтобы передать весь этот динамизм, поэт использовал большое количество глагольной лексики. Но во второй строфе глаголы отсутствуют — это позволяет показать предгрозовое ожидание природы. Глагольная лексика отличается выразительностью и красочностью.

Также Тютчев использует и цветовые эпитеты, чтобы сделать стихотворение более ярким. И вся палитра — светлых оттенков, что подчеркивает его мнение о том, что гроза — это символ молодости и задора. Чтобы показать изменения в природе, поэт прибегает к синтаксическому параллелизму и ассонансу. Аллитерация звуков «Р» и «Г» создает звуковое сопровождение грома, а звук «С» — ассоциацию с сиянием солнца. Поэт использовал и литературные тропы: метафоры, олицетворение.

Идея стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» — в том, чтоб показать читателям, как прекрасна гроза, как восхитителен в этот миг окружающий мир. Для поэта молния не ассоциировалась ни с чем пугающим, для него она была символом очищения. Гроза — это миг волшебства, миг, когда человек становится более впечатлительным и по-другому воспринимает окружающий его мир. Поэтому в творчестве поэта часто главной героиней становилась гроза. Федор Иванович Тютчев был тонко чувствующим поэтом, который не уставал в своих стихотворениях воспевать красоту и величие природы.

Федор Тютчев являлся приверженцем романтизма, поэтому для него мир чувств и ощущений был важнее, чем материальные ценности. Он обладал редким талантом, потому что умел видеть в окружающем мире только прекрасное. Ниже представлен анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» по плану. Чтобы передать все краски природы, поэт использовал все богатство и многообразие языка.

История создания

На создание стихотворения поэта вдохновила гроза, заставшая его в пути. Летом 1849 года поэт решил отложить рабочие дела и взять небольшой отпуск. Местом назначения была выбрана маленькая деревушка под Петербургом. По дороге туда Тютчев стал свидетелем начинающейся грозы.

Поэт решил перенести на бумагу чувства, возникшие при виде данной картины. Автор отобразил в произведении тот едва уловимый миг, когда всё живое застыло в ожидании непогоды. Строки стихотворения правдиво передают эти ощущения. Читая лирическое произведение, можно ощутить звенящую тишину, возникающую за считанные минуты до грозы.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна

Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым

И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑

Жанр и композиция

Композиция рассматриваемого произведения крайне проста и разделена на три составляющие:

  • первая часть — завязка, которая концентрируется на описаниях яркого солнца, надвигающихся туч, легких порывах ветра и возможного прихода всепоглощающего сумрака;

  • вторая часть — кульминация, которая концентрируется на описаниях неуловимых молний, вырисовывающих на мрачном небе удивительные узоры, пугающие звуки грома и пыль, метающуюся по бескрайнему полю благодаря оглушающему ветру;

  • третья часть — развязка, которая концентрируется на описаниях наступающего спокойствия: молнии, гром и грозы постепенно отступают, вновь даруя царствование умиротворению и всеобъемлющей тишине; солнце выбегает из объятий мрачных облаков; природа обновлена и готова вновь радовать своим очарованием.

Жанровая составляющая рассматриваемого стихотворения — лирическое послание, поскольку:

  • во-первых, стихотворение эмоционально и поэтически выражает чувства автора;

  • во-вторых, используется многообразие языковых выразительных средств;

  • в-третьих, во время ознакомления со стихотворением ощущается присутствие персонажа, наблюдающего за удивительными природными явлениями либо напрямую, либо со стороны.

Весна

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Весна… она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

Цветами сыплет над землею,

Свежа, как первая весна;

Была ль другая перед нею —

О том не ведает она:

По небу много облак бродит,

Но эти облака — ея;

Она ни следу не находит

Отцветших весен бытия.

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет,-

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа:

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Игра и жертва жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан!

Приди, струей его эфирной

Омой страдальческую грудь —

И жизни божеско-всемирной

Хотя на миг причастен будь!

1838 год

*****

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело»

Стих «Неохотно и несмело» анализ по плану:

  1. Тема стихотворения: природа во время грозы ( или летняя гроза);
  2. Основная мысль: природа прекрасна во время грозы;
  3. Лирический герой: нет, так как стихотворение о природе (идёт просто её описание, описание чувств при обращении к ней, нет конкретного лица);
  4. Средства выразительности:
  • олицетворение (солнце смотрит), олицетворение (принахмурилась земля),
  • аллитерация (Чу, за туЧей прогремело),
  • инверсия (ветра тёплого порывы),
  • эпитет (ветра тёплого), эпитет (зеленеющие нивы), олицетворение (пробилась молнии струя), инверсия (синей молнии струя), эпитет (пламень летучий), эпитет (пламень белый), эпитет и инверсия (капли дождевые), эпитеты (раскаты сердитей, смелей),
  • олицетворение (солнце взглянуло),
  • инверсия (раз ещё),
  • олицетворение (земля потонула),
  • эпитет (смятённая земля),
  • аллитерация (Неохотно и Несмело; Солнце Смотрит; ветРа тёплого поРывы; Дальний гРом и ДожДь поРой; Зеленеющие нивы Зеленее под гроЗой и так далее);
  • также, можно сказать, что на протяжении всего стихотворения наблюдается восходящая градация (можно отнести не столько к литературным приёмам, сколько именно к сюжету стихотворения);

Жанр — стихотворение; Стихотворный размер и рифма: рифма — перекрёстная, размер хорей (три полные стопы); Моё впечатление: в этом стихотворении моё внимание особенно привлекло то, как автор отображает в природе постепенное приближение грозы: начиная от несмелого взгляда на солнце, на поля, переходя постепенно к сердитым, всё более усиливающимся раскатам грома. Мне нравитсяНе нравится

Мне нравитсяНе нравится

Вариант №3

Федор Тютчев является поэтом-пейзажистом. Но в то же время, его творчество весьма разнообразно и богато. Он не воспринимал романтические чувства в стихотворениях, считая их слишком возвышенными ради такого материального употребления. Безусловно, намного красивее говорить о пейзаже окружающего мира. Тютчеву кажется, что любить самому это прекрасное чувство, а вот знать, что тебя любят это самое ужасное и невыносимое чувство. Казалось бы, что все люди мечтают о взаимности, но Тютчев не относился к такой группе людей. На самом деле, для него самое главное в жизни — замечать все прекраснейшие черты окружающего мира людей.

Самым любимым явлением, которое могло бы происходить в природе, у Фёдора было грозой. В его стихотворениях гроза — символ молодого человека и его беззаботной жизни, также гроза служил для очищения души. Во время ожидания грозы, человек испытывает прекрасные и яркие чувства. Так же, человек ощущает то, чего уже вернуть не в силах и ему необходимо смириться со всем происходящим.

«Неохотно и несмело», было написано Фёдором Ивановичем в 1849 году. В нем он опять же передаёт тот миг, которые происходит во время предвкушения грозы. Солнце внезапно выглядывает из-за туч, вследствие преображения всего мира.

При помощи богатого русского языка, поэт может передать то чувство приближающейся грозы. Особенно красиво в этом произведении было отражена молния, которая разделяла небо пополам. Этот образ очень странно выглядел на фоне спокойного и безмятежного мира. Но он напоминал читателю, что когда-то все поклонялось мифам. Те выбирали себе подходящую жертву.

Дождь, льющий словно из ведра. Его капли с каждым разом становятся намного тяжелее. Но гроза старается как бы перебороть дождь. Раскаты молнии становятся длиннее, раскаты грозы становятся все страшнее и страшнее. Мир, становится как бы застывшим царством. В этот момент, стихотворение, читателю может напоминать сказку «Спящая красавица», ведь только дождь способен остановить столь жестокие и громкие раскаты.

Поэт не употребляет метафоры, солнцу он придаёт человеческие качества и даже дарит ему характер. Он говорит о том, что после стихии, вновь выглянет невероятное солнышко, которое осветит всю землю. Это случится после того, как дождь усмирит грозу и все окутается чистейшим, пронизанным и глубочайшим спокойствием.

6 класс кратко по плану по литературе

Подробный анализ стихотворения

История создания

В июне 1848 г. Ф. И. Тютчев ехал из Петербурга в село Овстуг к друзьям. По дороге его застала гроза. Природное явление вдохновило поэта на написание анализируемого стихотворения. Впервые его опубликовали в журнале «Киевлянин» за 1850 г. под названием «Гроза дорогою».

Тема

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли.

За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги, и поэтому становятся ещё зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя её края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты,чем-то рассержены, поэтому раздаются всё сильнее.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Едва уловимы и философские мотивы: пейзаж подталкивает к раздумьям о могуществе стихии, о том, что человек пред нею – лишь маленькое беззащитное существо.

Композиция

Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией, завершение грозы. Формально стихотворение состоит из пяти катренов. Каждое четверостишье посвящено определённому образу природы.

Кроме того, формальная композиция позволяет оригинально воспроизвести приближение грома и молнии. Если в первом катрене гроза слышится далеко, то в четвёртом она вовсю бушует над землей, а в последнем мы уже видим не грозу, а образ земли после грозы.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Строки произведения объединены перекрёстной рифмовкой.

Жанр

Жанр стихотворения –лирическое стихотворение. Явно виден лирический герой – созерцатель данной картины природы. Это его видение мира природы, его мысли и чувства, навеянные грозой.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа.

Главную роль играют олицетворения – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и смелей», метафоры: «в сиянье потонула вся смятённая земля», «Пламень окаймил её края».

Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер тёплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятённая земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».

Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

Мне нравится41Не нравится16

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: