Средства выразительности графики
Художники используют уже свои приёмы:
- фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
- фон (цвет и тон поверхности);
- линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
- штрих (недлинные линии);
- ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
- пятно (квадрат, круг и др.);
- светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).
Узнайте больше про:
- Аллегорию;
- Примеры метафоры;
- Лексический повтор;
- Метонимию;
- Метафору;
- Градацию;
- Сарказм;
- Синекдоха;
- Иронию;
- Гиперболу;
- Синтаксический параллелизм;
- Антитезу;
- Перифраз;
- Эпитет;
- Анафору;
- Оксюморон.
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. |
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось! |
Прямое и переносное употребление форм времени глагола. |
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я! |
Экспрессивное использование слов разных частей речи. |
Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
Использование междометий, звукоподражательных слов. |
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |
Средства художественной выразительности
Изобразительно-выразительные средства в зависимости от используемых элементов русского языка делятся на три типа:
- фонетические, основанные на определённом подборе звуков речи;
- лексические, связанные со значением слова;
- синтаксические, опирающиеся на структуру синтаксических конструкций.
Все три типа, использованные в комплексе, повышают читабельность, увлекательность текста, полнее раскрывают авторский замысел, делают литературные произведения многоплановыми. Проникнуть в эту многоплановость, не упустить значение мелких деталей способен читатель, знакомый с применением выразительных средств, умеющий их распознать и понять их значение. Для незнакомого с аллегорическим выражением мысли басни останутся забавными рассказиками из жизни животных. Не уловивший градации пройдёт мимо нарастания эмоции автора или персонажа. Понявший метафору в прямом значении усомнится в реальности описываемого.
Грамотный читатель, умеющий не только складывать буквы в слова, но и понимать возможности художественного использования получаемых слов, становится соавтором писателя в создании образов.
§221. Фигуры, связанные с изменением объема высказывания
Третья группа фигур связана с различными трансформациями объема высказывания: пропусками, недоговоренностями, многословием. Она включает эллипсис, умолчание и упреждение.
1. Э́ллипсис (выпадение, опущение) – стилистический прием, связанный с опущением несущественных слов для усиления роли оставшихся. Этот прием используется при изображении динамичных событий, например: Татьяна в лес; медведь за нею (Пушкин); и при сообщении о неотвратимых последствиях, например: Креме́нь на креме́нь – искра(пословица).
Чтобы обнажить смысловые отношения оставшихся единиц, при опущении несущественного или общего, эллипсис часто используется в единстве с параллелизмом и антитезой. Например: Красивый – на грех, а дурной – на смех (пословица); стар – на совет, молод – на брань (пословица).
Использование эллипсиса, придающего лаконизм высказыванию, характерно для пословиц, афоризмов.
2. В отличие от эллипсиса, умолчание предполагает пропуск того, что очень значимо и неоднозначно. Другими словами, умолчание – это многозначительный пропуск; с его помощью несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было открыто сказано. См., например: И не надо думать, что инквизиция средневековья – это некая деформация христианства, как сталинский режим –искажение марксизма. Если бы деформация и искажение… (Из газет). См. также классический пример умолчания у Есенина:
А вечером, когда куры
Обсиживали шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала.
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
В качестве сигнала умолчания часто используется отточие, незавершенность синтаксической структуры, резкая смена планов повествования (резкий переход от одного к другому). Но умолчание может и прямо обговариваться. Например: …но слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки: оно было тайной для нее самой; пусть же оно останется и для всех тайной (Тургенев); Я никак не нахожу слов к изображению этого печального события (Гоголь). В некоторых случаях автор может расшифровать умолчание в следующих частях высказывания. Так, в выступлении известного русского адвоката Ф.Н. Плевако по поводу украденного старушкой чайника вслед за умолчанием идет словесная реализация умалчиваемого: Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только росла и крепла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Умолчание может иметь форму вопросительного предложения, например: И вот одна из идущих посредине вдруг подняла голову, крытую белым платком, загородив свечу рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня … Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? (Бунин).
Особый тип умолчания – апосиопéза (недоговаривание конца фразы) типа я вас…; смотри мне…; только попробуй и т.п. Это либо стандартные формулы эмоционально-волевой речи, либо незаконченные предложения, произносящиеся с особой интонацией предупреждения, угрозы и т.п.
Примечание. От умолчания следует отличать случаи бессвязной, взволнованной речи, когда человек не может собраться с мыслями, сосредоточиться Например: я… это… как его. Такое построение встречается в разговорной речи и допустимо при ее стилизации в художественной. В публицистике подобные конструкции оцениваются как показатель низкой речевой культуры. |
3. Фигурой, противоположной по функции, является упреждение. Эта фигура характеризуется тем, что говорящий всячески подчеркивает, что адресату сообщаемое хорошо известно, но тем не менее продолжает говорить, высказывает все, что хотел, и в то же время полностью снимает с себя обвинение в банальности и многословии. См. традиционные зачины не нужно говорить, что…; нет надобности доказывать, что… и т.п. Эта фигура нередко встречается у Гоголя, например: Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу. Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, (…) тот же закопченный потолок, та же закопченная люстра со множеством висящих стеклышек (…), те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом все то же, что и везде.
Функция фигур этой небольшой группы коммуникативно-содержательная: они связаны с активизацией жизненного, литературного, культурно-исторического опыта читателя.
Отрывок, характеризующий Умолчание
письменного столазаглавных букв
Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет, радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
Другой
особенностью живой разговорной речи,
используемой как стилистический прием,
является так называемое умолчание. В
живой разговорной речи умолчание обычно
является следствием сильного наплыва
чувств, мешающего закончить речь, или
иногда, — нежелания продолжать мысль.
Например:
If you continue your intemperate way of living, in six months» time.
… В
данном случае умолчание является
результатом нежелания продолжить мысль.
Из придаточного предложения условия
становится более или менее ясным, что
должно быть высказано в главном
предложении. Умолчание здесь смягчает
силу приговора. С другой стороны, в таком
предложении, как You
just
come
home
and
I»ll сказанном
рассерженным отцом
по
телефону своему сыну, умолчание является
результатом наплыва чувств, сильного
возбуждения, которое мешает говорящему
логически закончить мысль. Для говорящего
самого мысль не совсем ясна. Но можно
сказать, что основное содержание этого
сильно эмоционально-окрашенного
высказывания — угроза. В живой речи
умолчание часто сопровождается жестом
и мимикой. Кроме того интонация тоже в
значительной степени раскрывает
содержание той части высказывания,
которое остается невысказанной. Ни
мимика, ни интонация не могут быть
изображены средствами письменной
литературной речи. Да это и естественно.
Само умолчание, как было указано выше,
является характерной чертой устного
типа речи, где лишь ситуация способна
раскрыть содержание высказывания.
Однако, умолчание может выступить в
качестве стилистического приема, сильно
повышающего эмоциональную напряженность
высказывания. Обычно умолчание проявляется
в авторской речи и в стихах. Например:
And oh! if e»er I should
forget, I swear — But that»s impossible, and cannot be.
Характерно, что
как стилистический прием, умолчание
чаще всего употребляется после придаточных
предложений условия. Это и понятно. Само
условие бывает настолько ясным и четким
с точки зрения возможностей его
реализации, что нет необходимости его
уточнять.
Умолчание
не следует смешивать с теми случаями,
когда, в реальных условиях общения двух
лиц, речь одного из них оказывается
незаконченной из-за того, что собеседник
его перебивает. Так
например:
А
—
I
shall
never
В
—
You always «shall never «
Умолчание в художественном произведении
Определение 2
Умолчание – это фигура речи, которая предоставляет читателю или слушателю возможность размышлять и догадываться, о чем могла идти речь в неожиданно прерванном высказывании.
Это стилистический прием, при котором выражение мысли остается незавершенным и ограничивается намеком, начатая речь неожиданно прерывается в расчете на догадку читателя. То есть говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, которые требуют дополнительного или подробного объяснения. Часто стилистический эффект умолчания состоит в том, что внезапно прерванная речь дополняется выразительным жестом.
Традиция использования этого приема исходит из античной риторики. Экспрессивные высказывания с незавершенной мысль в форме угрозы характерны для древнегреческой и древнеримской поэзии.
В художественном языке умолчание состоит в умышленном прерывании своей речи с целью избежать тех слов, которые говорящий по каким-либо эмоциональным причинам произносить не хочет. Обычно умалчиваются явные понятия, которые можно легко определить по контексту, то есть такого рода недосказанность предполагает догадку читателя, его способность закончить мысль самостоятельно.
Таким образом, умолчание, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, акцентирует внимание на конкретном понятии. Прием умолчания используется как в прозаических, так и в лирических произведениях и выполняет следующие функции:
Прием умолчания используется как в прозаических, так и в лирических произведениях и выполняет следующие функции:
- Усиление выразительности речи
- Акцентирование основных идей
- Активизация читательского мышления
- Способ обойти цензуру (в классической русской поэзии).
Письменным выражением фигуры умолчания часто является знак многоточия.
Полифоническая
Термин “полифония” использовался изначально в музыке и означает «несколько голосов». Если в одном произведении сочетаются несколько самостоятельных линий, мы говорим о полифонии. Но такой термин применим и к литературе.
В полифонической композиции голоса персонажей звучат наравне с голосом автора. Они как будто сами формируют свои судьбы и буквально вмешиваются в ход повествования, споря с автором. Ф. М. Достоевский первым ввел этот термин в литературу. Например, его психологический роман «Братья Карамазовы» отличается многоголосием: основные герои оспаривают взгляды автора и полемизируют друг с другом. Например, антирелигиозные монологи Ивана оспаривают религиозные воззрения автора, Алеши и старца Зосимы. Но и между ними нет согласия, у каждого свой вектор мысли.
Полифонию мы наблюдаем в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор знаком с героем, они виделись в столице, он часто напоминает об этом и вносит свои лирические отступления, где говорит о том, что не имеет прямого отношения к сюжету. Интересно, что Пушкин тоже часто выражает несогласие с Евгением:
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка |
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний |
Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать |
Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения |
Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |
Что такое языковые средства выразительности
Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность
Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии
Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.
К средствам выразительности относят:
- синонимы;
- антонимы;
- фразеологизмы;
- профессионализмы;
- жаргонизмы;
- термины;
- архаизмы;
- разговорную лексику;
- историзмы;
- заимствованные слова.
Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. |
Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин) Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой… |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
Умолчание, апосиопеза, апосиопезис | Научно-популярный журнал: «Рукопись»
Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.
Происхождение
Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.
Умолчание в художественной речи
В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.
Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии. Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления
В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия
Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.
Умолчание в русской литературе
Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.
Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах, что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).
Пример использования умолчания:
Никто её любви небесной не достоин. Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен; … Но если … (А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)
В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.
Умолчание в ораторском искусстве
Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.
Связь с другими приёмами
С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.
Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.
Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.
Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.