Что такое звукопись

Урок 27. звукопись

Гипербола и литота

Откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?Получаются они благодаря гиперболе.Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, а мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим явно большее количество.Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это и называется гиперболой. 

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —         воды партизаны —взбираются      ввысь         с океанского рва,до неба метнутся         и падают заново

(отрывок стихотворения В.В. Маяковского «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

А теперь мы займемся тем, что попробуем сочетать несочетаемое. 

Аллегория

Аллегория — выражение обобщенного, абстрактного понятия в конкретном образе.

Их мы часто встречаем в баснях. Это самый яркий пример использования тропа, хоть и не единственный.  

Вспомним басни И.А. Крылова. Да-да, это те самые басни, где лиса ворует у вороны сыр, а муравей работает все лето, пока стрекоза веселится. В баснях изображаются животные и предметы, но речь идет о пороках людей. Получается такое завуалированное высмеивание недостатков людей.

Например, в уже упомянутой басне «Ворона и лисица» образ лисы — воплощение хитрости. Это качество — единственное в ее характере. Она хвалит ворону, чтобы та запела и выронила из клюва сыр. Так, лиса — это аллегория хитрости. 

А ворона в том же произведении становится аллегорией доверчивости и падкости на лесть. Ведь она все-таки запела и выронила сыр. Так мы видим, что автор берет абстрактное понятие и передает его в конкретном образе, дает ему более осязаемое и понятное воплощение через аллегорию.

Еще аллегория помогает никого не обидеть. Ведь если изобразить животное вместо человека, то можно немного скрыть свою идею. Это похоже на современный дисклеймер:

 Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно!

Двигаемся дальше.

Звуковая организация литературного текста

Средствами художественной выразительности помимо тропов выступают приемы звуковой организации литературного текста в прозе и в поэзии.

В свое время мэтр символизма В. Брюсов писал: «Верь в звук слов: смысл тайн в них».

Фонетической системе русского языка характерна гибкость с особой выразительностью. Смысл любой сказанной мысли воспринимается в звуковом составе. Поэтому даже звучание слова приобретает особый смысл.

В художественной речи и писатели используют прием звукописи, при которой искусно организуется звуковое строение речи: подбираются слова, близкие по звучанию, эти звуки, виртуозно сочетаясь, при озвучивании напоминают изображаемые явления.

Известно, что в русском языке согласных звуков намного больше: 37 согласных против 6 гласных фонем. Выходит так, что согласные несут в языке основную функцию для различения смысла сказанного. Звуковые повторы согласных и гласных звуков в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Русский язык предоставляет широкие возможности для использования звукописи авторам, творящим на родном русском языке.

Сравнение аллитерации и ассонанса

Повторение одинаковых или похожих по звучанию согласных звуков называется в литературе аллитерацией. Почему же аллитерация является распространенным типом повтора звуков?

Что такое аллитерация, Википедия объясняет и дает определение, что это повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность. Она применялась еще в произведениях древних писателей: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле» («Слово о полку Игореве»).

Путем повторения согласных и выразительность усиливается, неизвестный автор доводит до читателя тревогу.

Вот еще примеры из «Слова…»:

«В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя» – в этом отрывке множество глухих согласных , , , . Их повторением передается в тексте картина движения тяжело вооруженных войск половцев.

В другом примере «Сабли изъострени, сами скачутъ аки серыи влъци». Свистящие согласные , помогают ясно представить быстро скачущих воинов.

Сравнение, метафора и олицетворение

Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.

Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.

Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».

Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.

А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:

«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.

Этот троп и называется метафорой.

Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.

Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?Посмотрим на примеры:«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»).

Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:

Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана

Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.

Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.

Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.

Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».

Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.

Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».Решение.Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.Ответ: эпитетыметафора 

С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!

Оксюморон

Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.

Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег». 

Мы сочетаем контрастные понятия и привлекаем внимание к этим оборотам. Читатель, увидев «обжигающий снег», обязательно задумается, что же это такое

И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.

Давайте решим задание №9 ЕГЭ по литературе.Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данной строфе стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Нет, я не Байрон, я другой,Ещё неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.М.Ю. Лермонтов, отрывок изстихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…»1) Метафора2) Гипербола3) Сравнение4) Оксюморон5) ПерифразРешение.В приведенном четверостишии нет гиперболы, оксюморона и перифраза, зато есть другие тропы. Метафора: «гонимый миром странник». В этой фразе есть переносное значение: ведь мир, в прямом смысле этого слова, не может кого-то гнать. Сравнение: «как он…». Понять, что это сравнение, помогает союз «как».Ответ: 13

Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы. 

Сегодня мы разобрались с тропами и познакомились с разными способами, как передать переносное значение слова. Мы стали еще более чуткими к тексту читателями, ведь теперь умеем отличать столько видов художественной выразительности и понимать, что за ними стоит! А если вы хотите еще больше узнать о средствах художественной выразительности, то советуем к прочтению статью «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 2», где мы разобрали фигуры речи.

Эпитет

Эпитеты всегда обозначают свойства явлений и предметов, и поэтому часто являются прилагательными. 

Эпитет — троп, представляющий собой художественно-образное определение какого-либо предмета или явления.

Как отличить эпитет от обычного имени прилагательного?В понятие эпитета ключевым является слово «образное». Давайте научимся отличать образное определение от обычного.«Горячий дым» — это характеристика дыма, которая описывает его настоящее свойство: он буквально горячий. Такое определение не передает авторскую оценку, не эмоционально — поэтому оно не будет являться эпитетом.«Кудрявый дым» — это образное определение, ведь дым на самом деле не кудрявый, но мы образно называем его так, чтобы художественно передать его свойства. Мы видим форму дыма, она напоминает нам кудри, и мы решаем назвать его кудрявым. Получается эпитет — прилагательное, которое используется в переносном значении. 

Дальше поговорим про тропы, которые на первый взгляд кажутся очень похожими.

, — ,

1927

. . .

2006

1.    

3

2.     1 蠠 3

3.     2 . .
10

4.     堠 15

5.    
16

6.     39

, , ,
, .. , .
. ,
, , ,
. , , -,
— ,
, ; -,
.

, ,
.
, . .
, () .
.

1

,
,
. ?
. ,
,
 .. . .
, —
,
. . : »
, , ,
, , . ,
«»
, «.

. .

.

,

,

,

,

,

(.)

: ,
() . ,

.
, ,
( , ..)

. .
. —
.
. , ,
, , , ,
. ,
; .

..

, …

,
, ,
, .
, , ,
.

.. , . ., . . , . . .
. , . . , . . .

.. ? (. 495):

. : , ,
…. ,
.

,

,

… .

,
.
, ,
.
, , «» — , .
. , »

«

(

). ,
, — , ( — ; — ).
. , ,
:

,

:
!..

; ,
.

,

,

,

, .

— . , ,
.
. ,
, , . . , . . , . . . ,

, .

, ! !

,

, ,

(. . )

,

(. . )

,

,

,

,

(. . )

.
, . —
. , ,
, , ,
.

,
,
, , . .
:

,
.

(. )

, :

, ,, ,, ,

( )

, .

, ( ) :

, .

(. )

,
  :
, ,
, :

!..

.
, .

!..
,

.  .
, !.. !.. !..
. 36 11
:

* * *

, .

,

,

,

, ,

, ,

, ,

,

,

,

,
.

, ,

,

, ,

..

.
,
.

, .

,

(. )

, , , .

, ,
:

,

,

,

(. )

.
, . , .

, . ,
. , ,
, ..

,

(. )

,

(. )

: , , .
, .

,
( — .
.). ,
, .
.

.
: ,
, , .
.. , .
? : ,
.
, .
.

:
. :

,

, …

, ,

(.
)

— — ,
; ;
,
:
( — — ),
— , — —
; ,

,
.

, (
, ).
.

2

. .

— . , ,
, . .

. ,
,

, ,
.

, , ,
.

,

,

, .

,
[], [] [], .
.

. ,
, ,

,
.

( )

, ,

. [].

.
.

, .
,

.
, , ,

,

, .

( ) . ,
, [] [].

,
, ,
,
,
,

, ,
Du comme il faut… (, :
, .)

. , ,
.

;
;
,
;
:
.

. , ,

, .
[], , , ,
— , , .

, ,
,
,
,
;
, ,
, , ,

,
[] []. , , ,
.
[].

( ,
):

;
,
, , , ;

, ,
.

.
, :

;
;

[] [] , . ,
, ,
, , , :

;
,

, ,
, .
[] , , .
[], ,
.

,
, , ,
, , , , ,
, .

. ,
,
,
,
, ;
: , ,
.

,
[]. , , ,
, .

.

,
,
;
.

, ,
.
[], [], [].

,
.

» «, —


, . —
» : «.

,
, ,
,
,

, .

.
.
.
.

***

,
, , ,

.

, , ,
. ,
, .

.

? ,
? , . ,
, — ,
: -, ,
, -, — , ,
-, .

… ,

. .

,

,

, , ,

, ,

, , ,

, ,

,

,

(. )

,

, :

7.   

,
, , ,
!

(
)

( )

9.   

,

,

,

:

, ,

..

, ,

, ,

, ,

, .

,

-104

12. 

… , …

… , ;

,

,

,

,

14. 

,
,

, ,

,

, , ,

— …

..

15. 

.

..

.
..

17. 

! !

..

18. 

?

..

19. 

.

20. 

,
,

. .
.

,

,

,

,

,

: , , , .

22. 

,

!
! ,

,

,
.

,

!
!

23. 

, , …

25. 

,

,


.

26. 

,

,

:
, , …

27. 

..

28. 

..

29. 

..

30. 

, ,

, ,

.

, ,
,

31. 

.

, ,
,

32. 

.

,

, ,
,

33. 

,

.

, ,
,

34. 

.

, ,
,

35. 

, ,
,

36. 

,

, ?

, ,
,

37. 

..

, ,
,

38. 

, , ,

.

,

.

, ,
,

39. 

… , ,


… , ,
,

, —
,
.

40. 

,

,

,

..

,

41. 

,

:
!..

,

..

42. 

,

,

,

,
, ;

43. 

,

,

,
, ;

44. 

, !
-,

,
.

,
.

,
, ;

45. 

,

,

,

,
, ;

46. 

, ! !

,

, ,

..

,

47. 

,

,

,

,

,

48. 

,

,

49. 

,

,

50. 

-!

,

51. 

, —

, .

..

,
,
(, , , ) (, , , )

52. 

. ?

, ,

: ? ?

,

..

.

, , .

..

( )

,

, !

, .

— , !

— !

..

: , ,
, , , ;
.

,

,

,

, ,

..

,
: ,

, ,

..

. .

..

,
,

, .

,

,

! !

, , ,

,

,

,

,

: !

,

, !

, ,

,

,

; ,

,

,

..

,

, ,

,

,

..

,

,

..

..
(, , , )

,

,

.
, . , ,
, ,
.

,

,

,

,

.
,
, . , .
, ,
,

,

..

.
,

,

,

,

..

. ,
( )

,

,
,

..

,

, , — ,
, , , , , .
(: , .
. ..)

,

, ,

. ,

,

,

,

,
,

,

,

..

:
( , ).
, , , . ..
:
,

..

:
( , ).,
,
,

..

:
( , ).

, .

..

:
( , ).

, .

..

:
( , ).
,

,

,

..

:
( , ).
(),
, , — ,
.

— , .

, ,

,

— ?

— ,

— ?

!..

— ?!

— ,

, …

-!..

. (?)

:
( , ).
, .

, — , , .

, , .

, , , .

..

, , , ,
, . , ,
.

,

,

, .

.. (?)

.
.


-, , ,
, —
.

,

,

, ,

..

,
,
,

(?)

,
, (, , , ,
, , , , , , , ,
).

,

. (. .) (?)

,
,

,
, .
.

,
, .
: ,

— .

..

— — ,

,

..

..

,

,
,

. (. .) (?)

,
,

,

,
,

!.. .

? . —

..

,

,

..

, ,

..

— — ,
.
: , , .
.

( ).

. ,
.

,

,

,

.

.

,

.. .

. ,

,

,
:

.

, ,

, , !

— …

, —
, ,
.
, ,
: ;
, :
! ! — …

— ,

— ,

..

,

,

,

,
.

,

,

,

,

,
.

, ?

.
, ,
.
— ,

. ,
, . . .
— ,
.

, -,

, —

,

? :
,
. ,

,
,

, , ;

, ,

, !

, ,

,

..

,

, ,

, , ,

..

— ,
, , —

..

, —

..

,
, (
)

,

..

,

, ,

, ,
, .
.
, : :
( ),

, , . ,

— — ;
; , ;
, .

..

, .
, , , .
. ,
, , , .

, ,

,

..

,
. .

,

,

:
,
.
— .

, ,

..

,
:
.

,

,

, .

, .

( )

, ,

..

.
, .
, :
: , , ,
.

,

,

, , ,
.

, ,

,

, ,

..

, ,

,

,

,

, , , .

,

,

,

, .

,

, ,

,

,

,

, , ,

,

, ,

— .

() —
; ,
,
: —
— » «,

,

,

,

,

,
«», , ,
.

1.               

— , .

2.               

, ,
.

1)  www.litera.ru/stixiya/

2)  . . / . . .
. .: . ., www.feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/

3) 
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=bse/00027/47700.htm&encpage=bse&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/bse/00027/47700.htm%26text%3Denc_abc%26reqtext%3D%2528enc%253A%253A1464348%2B%2526/%25281%2B1%2529%2Babc%253A%253A153653%2529//6%26%26isu%3D2

4)  .
. . . ., 1972.

5)  .
. — http://rus.1september.ru/2002/21/12.htm

6)  ..
: . — ?- .: ., 1968

Звукопись в прозе

Звуковые повторы как средство выразительности используются и в прозаических произведениях.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Это строки из известного булгаковского романа. Здесь читатель слышит ритм величественной походки прокуратора, эхо от его шаркающих шагов, раздающихся в зале с высокой колоннадой.

Усиливают выразительность описания сочетание звонких согласных с глухими согласными. 14 раз повторяется звук , звук резкий, взрывной, передающий властность, тревогу и напряжение. Даже в имени автор использовал аллитерацию на – Прокуратор Понтий Пилат.

В произведениях современных поэтов можно найти звуковые повторы для усиления выразительности:

Дождь шумел негромко, нараспев,

Поливая двор и крышу дома…

В этом отрывке С. Маршака с помощью звукописи рисуется картина природы во время дождя. Повторение шипящих в сочетании звонких согласных четко воссоздает шум дождя, поливающего крышу дома.

Читаем «Заповедник» В. Высоцкого:

Сколько их в кущах – столько их в чащах,

Ревом ревущих, рыком рычащих,

Сколько бегущих – столько лежащих

В дебрях и кущах, в рощах и чащах…

Из отрывка стихотворения видно, что оно пронизано повтором шипящих согласных, усиливается выразительность, создается страшная картина истребления зверей.

Примеры аллитерации

Русская система звуков дает возможность для применения аллитерации в поэтической речи.

Русскими поэтами широко используются тонкие колебания звуков, чтобы донести до читателя смысл сказанного.

Вот строки с аллитерацией у Пушкина:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Повторение одинаковых глухих согласных с шипящим дает картину бокалов с шипением шампанского, усиливается выразительность и музыкальное звучание стихотворных строк.

Возьмем известное стихотворение Пушкина «Зимний вечер». В строке «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя» доминируют , , , , читатели как будто слышат завывание снежной бури зимним вечером, ощущается напряжение с тревогой.

Такое же звучание слышим в «Полтаве» А. Пушкина.

Бросая груды тел на груду, (р, р, р д, д)

Шары чугунные повсюду (ш, р, ч, ф, с)

Меж ними прыгают, разят, (ж, р, п, з)

Прах роют и в крови шипят. ( п, х, р, т, р, к, р, ш)

Доминирует здесь взрывной , особенно в первой строке, во второй строке обилие шипящих с глухими звуками. В последующих строках настойчиво повторяются шипящие с доминирующим звуком . 

Чередование рычащих с глухими и шипящими воссоздает картину человеческой бойни, когда кругом шипят пушечные ядра, гремит канонада из пушек.

Пример аллитерации

Мастерски владел звукописью Ф. Тютчев:

Восток белел…Ладья катилась,

Ветрило весело звучало!

Как опрокинутое небо,

Под нами небо трепетало,

Восток алел…Она молилась.

С кудрей откинув покрывало…

В данном стихотворении Ф. Тютчева повторяется , речь идет о небе, лодке с ветрилом. В звуке слышится что-то ласковое, лепет волны, отражение на воде трепещущего неба.

Такое же повторение находим в другом поэтическом произведении Тютчева, которое передает летнее буйство природы с ласковым теплым дождем:

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

В «Весенней грозе» Тютчева чувствуется, как «гремят» согласные фонемы , , .

https://youtube.com/watch?v=1YjYFugXz_s

Основные функции звукописи

 Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Черного моря чинара стоит молодая… — Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы

На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества

В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов

Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:Ты рванулась движеньем испуганной птицы,Ты прошла, словно сон мой легка…И вздохнули духи, задремали ресницы,Зашептались тревожно шелка.(А. Блок)

Здесь повторение звуков в — у — п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием «вздохнули духи» словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д — у — х), образное выражение «задремали ресницы» получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре — ре, з — с — ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»)

Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова. Процесс повелевания предложениями приятно поражает

Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Замечать звукопись в текстах других авторов – отдельное умение и удовольствие. 

Метонимия и синекдоха

Метонимия — троп, состоящий в употреблении одного слова, выражения вместо другого на основе близости, смежности понятий.

Метонимия очень часто используется даже в повседневной жизни. Вы, наверняка, слышали от школьного учителя фразу: «Класс зашумел». На самом деле, тут скрывается метонимия. Вместо того, чтобы сказать «ученики зашумели» используется слово «класс» — смежное понятие. Давайте посмотрим на другие примеры использования метонимии:

«Я читаю Гоголявместо «Я читаю книгу Гоголя» — заменяем книгу на имя автора.

Что же происходит в этих примерах? Мы переносим свойства одного предмета на другое. Вы можете увидеть, что словосочетание с метонимией становится более коротким и емким. Именно поэтому метонимия — такое употребляемое в повседневной речи средство.

Синекдоха —это разновидностьметонимии; троп, состоящий в переносе значения одного предмета на другой по количественному признаку. 

При синекдохе может использоваться: 

  • часть вместо целого;
  • целое в значении части;
  • единственное число в значении общего; 
  • замена видового понятия родовым. 

Вот как это проявляется в литературе: 

Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам…

(отрывок из «Медного всадника» А.С.Пушкина)

В отрывке «флаги» заменяют страны, государства, то есть используется часть вместо целого.

Проверь себя

Задание 1.Что такое метафора?

  1. Скрытое сравнение по схожим признакам.
  2. Изменение привычной последовательности слов в словосочетании.
  3. Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам.
  4. Наделение объектов неживого мира свойствами одушевленного предмета.

Задание 2.Что такое литота?

  1. Фигура речи.
  2. Троп.
  3. Противоположность гиперболы.
  4. Выражение общего понятия в конкретном образе.
  5. Намеренное преуменьшение свойств объекта.

Задание 3.Что такое перифраз?

  1. Изменение порядка слов в предложении.
  2. Иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
  3. Конструкция, выражающая сильные эмоции.
  4. Повторение слова или нескольких слов.

Задание 4.В каких из представленных примеров используется метонимия?

  1. «Где бод­рый серп гулял и падал колос…» (Ф.И. Тютчев).
  2. «Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину минуя дом бари­на?» (Н.В. Гоголь).
  3. «В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!..» (Н.В. Гоголь).
  4. «Снежный лебедь», «вседержитель моей души» — про возлюбленную (А.А. Блок).

Задание 5.Какой троп использован в приведенном выражении: «Небо плачет и воет вьюга»?

  1. метафора
  2. эпитет
  3. олицетворение 
  4. перифраз 

Ответы: 1. — 1; 2. — 2, 3, 5; 3. — 2; 4. — 1, 2; 5. — 3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: